2.6 Профессиональные компетенции в сфере цифрового развития

Ключевые компетенции для цифровой экономики

Авторы


  • Татьяна Викторовна ЕРШОВА


    Национальный центр цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова

  • Светлана Валерьевна ЗИВА


    Национальный центр цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова

Ключевые слова:


человеческий капитал, образование, компетенции, навыки, компетентностный подход, цифровая экономика.

Аннотация

Обсуждается проблема переосмысления содержания образования в условиях массированной цифровой трансформации. Обосновывается необходимость дополнения базового профессионального или фундаментального образования надпрофессиональными навыками для успешной самореализации человека в быстро меняющемся и технологичном мире. Анализируются подходы к систематизации навыков, необходимых для цифровой экономики. Предлагается концептуальная схема развития таких навыков.

Об авторах

Татьяна Викторовна ЕРШОВА

Национальный центр цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова

Кандидат экономических наук; директор Национального центра цифровой

экономики, Московский государственный университет имени М.В.

Окончила Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. М. Тореза и Высшие библиотечные курсы при Российской государственной библиотеке (РГБ), повышала профессиональную квалификацию во многих странах мира. Специалист в области стратегического планирования, управления крупными учреждениями и проектами. Активный участник целого ряда общественных и профессиональных организаций. В течение ряда лет была членом международных жюри глобальных конкурсов проектов по использованию ИКТ для развития «Stockholm Challenge» и «Global Junior Challenge», до настоящего времени является членом группы советников высокого уровня Глобального альянса по ИКТ и развитию, инициированного Генеральным секретарем ООН в 2006 г. В 2009-2012 гг. возглавляла экспертную секцию экспертно-консультативной группы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в РФ. Активный участник мероприятий Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества.

 Учредитель и генеральный директор (1998-2017) Института развития информационного общества. С 2009 г. – главный редактор научно-аналитического журнала «Информационное общество». Автор более 150 публикаций в профессиональных изданиях (отечественных, зарубежных и международных) по проблемам библиотечного дела и развития информационного общества. Член Союза журналистов России и Международного союза журналистов.

Светлана Валерьевна ЗИВА

Национальный центр цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова

Руководитель департамента информационно-технического развития Национального центра цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова

Окончила факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ имени М.В. Ломоносова. По окончании университета работала в должности младшего научного сотрудника, затем – на руководящих должностях в сфере ИТ-обучения. Руководила рядом проектов по краткосрочному обучению в крупных компаниях с территориальным распределением (Связьинвест, Energy Consulting, Hewlett-Packard).

Активное участие в некоммерческом партнерстве «ITSMForum Russia», развивающем принципы ITIL ((IT Infrastructure Library) на территории России отмечено благодарностями (2009, 2012) за сотрудничество, способствующее успешному развитию теории и практики управления ИТ-услугами, процессами в России.

В МГУ работает с апреля 2007 г., отвечает за привлечение новых курсов и направлений обучения для Учебного центра ВМК МГУ и за продвижение услуг, предоставляемых Учебным центром, факультетом ВМК в целом, Национальным центром цифровой экономики. В 2015 году окончила аспирантуру философского факультета МГУ.

С 2009 года преподает авторский курс «Телекоммуникационные и компьютерные технологии в связях с общественностью» для студентов V курса философского факультета МГУ. Для студентов ВМК преподает авторский спецкурс «Управление проектами и информационными рисками».

Область интересов: развитие личности и образование в век цифровой экономики, процессный и проектный подход к организации работы, в частности, управление ИТ-процессами на предприятии; управление проектами.

2.6 Профессиональные компетенции в сфере цифрового развития

Как цитировать

ЕРШОВА, Т. В., & ЗИВА, С. В. (2020). Ключевые компетенции для цифровой экономики. Информационное общество, (3), 4-20. извлечено от http://infosoc.iis.ru/article/view/161

Выпуск

Раздел

Цитировать:
Симарова И.С., Алексеевичева Ю.В., Жигин Д.В. Цифровые компетенции: понятие, виды, оценка и развитие // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 2. – С. 935-948. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114823.

Аннотация:
Современный уровень развития информационно-коммуникационных технологий обуславливает их применение во всех сферах жизни. В экономике и бизнесе информационно-коммуникационные технологии сегодня во многом определяют темпы развития бизнеса, роста производительности труда, а также уровни конкурентоспособности и инновационного развития. Создание новых рабочих мест, требующих высокого уровня развития цифровых компетенций, предъявляет новые требования к рынку труда. В этих условиях вопросы оценки и развития цифровых компетенций приобретают особую актуальность. В статье авторами определено понятие «цифровые компетенции», приведена их классификация по видам, описаны возможные способы оценки, а также предложены мероприятия, направленные как на развитие цифровых компетенций собственного персонала, так и на формирование необходимых цифровых компетенций будущих специалистов. Реализация предложенных мероприятий позволит работодателям обеспечить себя необходимыми кадрами и таким образом ускорить процесс цифровой трансформации бизнеса и цифровизации экономики.

Ключевые слова: цифровые компетенции, виды цифровых компетенций, оценка цифровых компетенций, методы развития цифровых компетенций

Вопросы развития цифровых навыков общества и цифровых компетенций
персонала также приобрели особую актуальность в условиях пандемического
распространения COVID-19 и новой нормальности, одной из ключевых характеристик которой
является цифровизация всех сфер социально-экономической деятельности. Массовый
переход на удаленную форму работы организаций, а также переход ряда видов
бизнеса в онлайн-формат потребовали от работников компаний достаточно высокого
уровня развития цифровых компетенций и быстрой адаптации к новым условиям
работы.

Цель проведения исследования состоит
в анализе уровня владения цифровыми навыками современного общества, в
определении понятия цифровых компетенций, их классификации и способов оценки, а
также в разработке рекомендаций для работодателей по формированию и реализации
мероприятий, направленных на развитие цифровых компетенций.

Авторская гипотеза исследования состоит в том, что стремительное
развитие информационно-коммуникационных технологий и их внедрение во все сферы
жизни общества и экономики обуславливают наличие цифровых навыков у общества и
изменение требований рынка труда к специалистам в части цифровых компетенций,
что требует от работодателей разработки и реализации мер, направленных как на
совершенствование цифровых компетенций собственного персонала, так и на
формирование цифровых компетенций будущих специалистов.

Научная новизна работы состоит в следующем: проанализированы
показатели, характеризующие современное состояние развития цифровых навыков
населения России, сформулировано понятие «цифровые компетенции» и представлена
их классификация, а также предложены мероприятия, направленные на развитие
цифровых компетенций персонала и будущих специалистов.

При проведении исследования применялись такие методы научного
познания, как анализ и синтез, сравнительный метод с применением графического
инструментария, классификация, группировка и др.

2.6 Профессиональные компетенции в сфере цифрового развития

Рисунок 1. Места
использования персональных компьютеров населением России, в % от общей
численности населения

1 – Работа с текстовым редактором
2 – Отправка электронной почты с вложенными файлами
3 – Копирование или перемещение файла или папки
4 – Передача файлов между компьютером и другими устройствами
5 – Использование инструмента копирования и вставки для дублирования или перемещения информации в документе
6 – Работа с электронными таблицами
7 – Использование программ для редактирования фото-, видео- и аудиофайлов
8 – Подключение и установка новых устройств
9 – Создание электронных презентаций с использованием специальных программ
10 – Поиск, загрузка, установка и настройка программного обеспечения
11 – Установка новой или переустановка операционной системы
12 – Самостоятельное написание программного обеспечения с использованием языков программирования
2.6 Профессиональные компетенции в сфере цифрового развития

Рисунок 2. Навыки работы
населения России на персональном компьютере, в % от общей численности
населения, использующего персональный компьютер

О
развитии цифровых компетенций населения также может свидетельствовать
информация об использовании организациями специальных программных средств,
требующих от персонала соответствующих знаний и навыков (рис. 3).

1 – Системы электронного документооборота
2 – Программные средства для осуществления финансовых расчетов в электронном виде
3 – Программные средства для решения организационных, управленческих и экономических задач
4 – Электронные справочно-правовые системы
5 – Программные средства для управления закупками товаров (работ, услуг)
6 – Программные средства для предоставления доступа к базам данных через глобальные информационные сети, включая Интернет
7 – Программные средства для управления продажами товаров (работ, услуг)
8 – Программные средства для управления автоматизированным производством и/или отдельными техническими средства и технологическими процессами
9 – Обучающие программы
10 – ERP-системы (системы управления ресурсами предприятия)
11 – Программные средства для проектирования
12 – CRM-системы (управление отношениями с клиентами)
13 – Редакционно-издательские системы
14 – SCM-системы (управление цепями поставок)
15 – Программные средства для научных исследований
2.6 Профессиональные компетенции в сфере цифрового развития

Рисунок 3. Доля организаций,
использующих специальные программные средства, в % от общей численности
организаций

Несмотря
на то, что с 2015 г. по всем видам программных средств доля использующих
их организаций увеличилась, однако значительная часть организаций используют
лишь такие базовые программные средства, как система электронного документооборота
(70,0% в 2019 г.), средства для осуществления финансовых расчетов в
электронном виде (57,1 % в 2019 г.), средства для решения организационных,
управленческих и экономических задач и электронные справочно-правовые системы
(54,8 и 53,2% в 2019 г. соответственно). При этом различные системы
управления (предприятием, взаимодействия с клиентами, цепями поставок),
средства управления автоматизацией производства или отдельных процессов
использует незначительная доля предприятий.

Представленные
данные свидетельствуют о том, что несмотря на высокий уровень развития
информационно-коммуникационных технологий и их относительную доступность, особенно
для решения простых задач, лишь половина населения обладает базовыми цифровыми
компетенциями, а доля населения, способного решать специализированные задачи с
применением информационно-коммуникационных технологий, совсем незначительна.
Применение программных средств в организациях является взаимозависимым
процессом: с одной стороны, организации в незначительных объемах применяют
программные средства, требующие развития цифровых компетенций у персонала, с
другой – рынок труда не обеспечивает наличие необходимых специалистов в
достаточном объеме.

В
2019 г. в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от
07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах Российской
Федерации до 2024 года» была утверждена Национальная программа «Цифровая
экономика Российской Федерации», направленная на ускоренное внедрение цифровых
технологий в экономику и социальную сферу.

В
состав Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» входят следующие
федеральные проекты: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Кадры для
цифровой экономики», «Информационная инфраструктура», «Информационная
безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление»,
«Искусственный интеллект», «Обеспечение доступа в Интернет за счет развития
спутниковой связи», «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», «Цифровые
услуги и сервисы онлайн».

Ключевой
целью федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» является обеспечение
подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики (рис. 4).

Большая
часть показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»
направлена на развитие цифровых компетенций и повышение общей цифровой
грамотности населения, на обеспечение процессов цифровой трансформации бизнеса
кадрами, обладающими необходимыми цифровыми компетенциями.

Читать также:  Электронная коммерция в интернете покупки через интернет

2.6 Профессиональные компетенции в сфере цифрового развития

Рисунок 4. Ключевые
показатели федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»

Под
цифровыми компетенциями следует понимать знания и навыки,
позволяющие в условиях цифровизации экономики и социальной сферы применять для
решения задач или достижения требуемого результата
информационно-коммуникационные технологии.

Так
как для выполнения разных задач в экономике и социальной сфере требуются
различные цифровые компетенции с позиции владения той или иной информационно-коммуникационной
технологией, целесообразно классифицировать цифровые компетенции на базовые
и специальные цифровые компетенции
.

Базовые
цифровые компетенции
. Данная группа компетенций
определяет знания и навыки применения основных информационно-коммуникационных
технологий для решения задач в социальной сфере и в трудовой деятельности, не
требующих знаний в области профессиональной деятельности. В широком понимании
базовые цифровые компетенции определяют уровень цифровой грамотности человека.

Также стоит отметить, что
приобретение базовых цифровых компетенций осуществляется на протяжении всей
жизни человека и не требует профессионального обучения.

2.6 Профессиональные компетенции в сфере цифрового развития

Рисунок
5.

Рамка цифровых компетенций DigComp 2.0

Изучение моделей компетенций
российских компаний показало, что представленные в рамке DigComp
2.0 компетенции применяются ими как базовые цифровые компетенции.

Специальные
цифровые компетенции.
Данная группа компетенций определяет
знания и навыки применения информационно-коммуникационных технологий для
решения задач в трудовой деятельности в сочетании со знаниями в области
профессиональной деятельности. Как правило, приобретение специальных цифровых
компетенций требует профессионального обучения, например, написание
программного обеспечения с использованием языков программирования.

2.6 Профессиональные компетенции в сфере цифрового развития

Рисунок 6. Информационные
компетенции и их типовые модули

Применение
данного подхода не противоречит предложенной авторами классификации цифровых
компетенций, при этом к базовым цифровым компетенциям относятся модули базовых
и универсальных ИК, к специальным – модули общетехнических и специальных ИК.

В
настоящее время во многих крупных организациях внедрены модели компетенций и
системы деловой оценки персонала. Так как цифровые компетенции становятся
неотъемлемой частью требований к компетентности работника, то многими
организациями цифровые компетенции включены в модели компетенций.

Оценка
уровня развития цифровых компетенций
в рамках деловой оценки
может осуществляться как при приеме работника на вакантную должность, так и в
процессе его трудовой деятельности. При этом оценка может проводиться как самим
работодателем, что требует разработки инструментов оценки (например,
тестирование), так и путем привлечения организации, специализирующейся на такой
оценке. При этом оценка проводится не только по цифровым компетенциям, а по
всем группам компетенций, включенным в профиль (обычно выделяют
профессиональные, личностные, управленческие, корпоративные и цифровые
компетенции).

Кроме
вышеуказанных вариантов оценки цифровых компетенций в рамках реализации проекта
«Кадры для цифровой экономики» предусмотрена возможность независимой оценки
компетенций цифровой экономики, которая реализуется посредствам онлайн-тестирования
и оценивает следующие базовые (ключевые) цифровые компетенции:


цифровые
устройства и сети;


коммуникация
и сотрудничество;


работа
с информацией и цифровым контентом;

На
начальной стадии внедрения цифровых компетенций в модели компетенций персонала
система независимой оценки компетенций цифровой экономики позволит оценить
уровень базовой цифровой грамотности персонала и определить возможные
направления обучения и развития персонала в данной области. В дальнейшем
целесообразно расширить перечень оцениваемых цифровых компетенций в рамках тех
инструментов деловой оценки персонала, которые применяются в организации.

Развитие
цифровых компетенций.
Если развитие базовых цифровых
компетенций осуществляется на протяжении всей жизни человека, так как данная
группа компетенций не требует специального обучения, то развитие специальных
цифровых компетенций без прохождения профессионального обучения невозможно. При
этом работодатели могут осуществлять мероприятия по развитию цифровых
компетенций как действующих работников, так и при подготовке будущих
специалистов или при приеме новых работников (табл. 1).

Мероприятия, направленные на формирование
и развитие цифровых компетенций, соответствующих требованиям бизнеса

Реализуемые
работодателем мероприятия во многом будут зависеть от масштаба организации и
наличия необходимых ресурсов. Поэтому большая часть работодателей будут
сконцентрированы на развитии собственного персонала.

Наименее
затратным методом развития цифровых компетенций будет направление на обучение
на основании выявленной потребности, например, по результатам оценки. Для
реализации данного мероприятия от работодателя требуются только финансовые
ресурсы на обучение персонала.

Если
организация обладает значительным количеством ресурсов и имеет свою
корпоративную систему обучения (образовательные центры, платформы
дистанционного обучения, учебно-методический центр и т.д.), то в такой
организации может быть сформирована система внутреннего обучения и развития
цифровых компетенций. Такая система может включать:

1.
Внутрикорпоративные
профессиональные программы обучения.

2.
Программы
дистанционного обучения.

3.
Библиотеку
обучающих материалов.

4.
Мастер-классы,
семинары, тренинги и т.д.

Система
внутреннего обучения и развития цифровых компетенций также должна применяться
для адаптации новых работников с целью доведения их отдельных знаний и навыков
или уровня развития той или иной компетенции до целевых значений. В рамках
программы адаптации новые работники могут изучать программные средства,
применяемые в организации для осуществления базовых процессов, таких как
электронный документооборот, финансовые расчеты и т.д., так и особенности
применения специализированных программных средств, требующих специальных знаний
и навыков.

Также
в рамках систем внутреннего обучения могут быть реализованы системы развития
потенциальных работников, когда к обучающим программам, курсам дистанционного
обучения, библиотеке обучающих материалов допускаются студенты вузов – потенциальные
кандидаты на работу или студенты, обучающиеся по направлению от организации с
целью развития необходимых цифровых компетенций. Для них может быть сформирован
обязательный перечень программ обучения и определен список обучающих
материалов, рекомендуемых к изучению. Это позволит сформировать необходимые для
будущей профессиональной деятельности цифровые компетенции.

Так
как крупнейшие работодатели сегодня являются членами Советов по
профессиональным квалификациям по различным областям профессиональной
деятельности, которые, в свою очередь, координируют деятельность по разработке
и применению профессиональных стандартов, сформированные работодателями
требования к цифровым компетенциям работников могут быть учтены при разработке
профессиональных стандартов. Также при разработке федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС) обязательной процедурой является их
согласование в Советах по профессиональным квалификациям. Таким образом,
возможно включение цифровых компетенций как требование к результатам освоения
основных профессиональных образовательных программ. При этом базовые цифровые
компетенции могут быть включены в ФГОС по всем направлениям подготовки,
специальные цифровые компетенции – по соответствующим областям профессиональной
деятельности направлений подготовки. Таким образом, в профессиональных
стандартах и ФГОС могут быть учтены реальные требования работодателей к
цифровым компетенциям работников.

Также
работодатели могут принимать непосредственное участие в процессе подготовки
будущих специалистов путем:


согласования
учебных планов и учебно-методических материалов;


участия
в реализации учебного процесса (чтение лекций, проведение практических работ);


предоставления
мест практики;


участия
в подготовке выпускных квалификационных работ;


проведения
стажировок для профессорско-преподавательского состава;


содействия
в создании необходимой материально-технической базы.

В
связи с тем, что информационно-коммуникационные технологии сегодня становятся
неотъемлемой частью реализации многих бизнес-процессов, работодатели должны
перестроить систему корпоративного обучения в части развития цифровых
компетенций. С целью своевременного обеспечения производства персоналом с
необходимыми цифровыми компетенциями этот процесс должен реализовываться
начиная с этапа подготовки будущих специалистов. Дальнейшим его продолжением
является развитие собственного персонала.

Реализация предложенных мероприятий, направленных на формирование и
развитие цифровых компетенций, соответствующих требованиям бизнеса, позволит
ускорить развитие цифровых навыков общества, обеспечить рынок труда специалистами
с требуемыми цифровыми компетенциями, развить цифровые компетенции собственного
персонала до необходимого уровня, что в конечном итоге должно способствовать
ускорению темпов цифровой трансформации бизнеса и цифровизации экономики.

Профессиональные компетенции (hardskills) в сфере цифрового развития — группа компетенций, связанных с функциональным использованием методов и инструментов управления процессами, проектами, продуктами цифровой трансформации и регулярным решением сложных профессиональных задач в цифровой среде.

В модели компетенций выделены шесть ключевых профессиональных компетенций. Как и для личностных компетенций, профессиональным компетенциям присвоен шифр, дано определение и описание знаний, умений и навыков. Важно отметить, что при разработке инструментов оценки профессиональных компетенций для каждой отдельной роли в команде цифровой трансформации будут определены уровни проявления профессиональных компетенций по таким параметрам, как минимально необходимый уровень для успешного выполнения определенных функций и задач в команде цифровой трансформации и целевой уровень (уровень высокопрофессионального специалиста). Подчеркнем, что при описании профессиональных компетенций в модели будут применены общие характеристики, которые будут проявляться на разном уровне у разных ролей (что будет отражено в соответствующем профиле роли).

2.6 Профессиональные компетенции в сфере цифрового развития

Профессиональные компетенции (hard skills) в сфере цифрового развития

Управление цифровым развитием — применение методов и инструментов стратегического, тактического и оперативного управления внедрением и развитием цифровых технологий, услуг, инфраструктуры.

П.1.1. Основы и концептуальные положения цифровой экономики:

1.1.1. Особенности четвертой промышленной революции:

  • Исторический контекст четвертой промышленной революции (Индустрии 4.0).

  • Сравнительная характеристика четырех промышленных революций (период, инновации, результат).
Читать также:  Законами, регулирующими электронную торговлю, являются Закон Республики Узбекистан об электронной торговле и Закон Республики Узбекистан от 29.04.2004 N 613-II "Об электронном бизнесе" (Новая редакция, утв. Законом Республики Узбекистан 22.05.2015)

  • Принципы (функциональная совместимость, виртуализация, децентрализация, функционирование в режиме реального времени, ориентация на услуги, модульность) и характеристики Индустрии 4.0.

  • Влияние Индустрии 4.0 на производительность, рост выручки, занятость населения, инвестиции.

1.1.2. Целевые ориентиры технологического развития России:

  • Предприятия — лидеры внедрения новых технологий: факторы успеха и пути масштабирования.

  • Видение технологического развития России: приоритеты, сценарии, направления, этапы.

1.1.3. Введение в цифровую экономику:

  • Понятие «цифровая экономика».

  • Новые бизнес-модели цифровой экономики, сравнение классической и цифровой бизнес-моделей.

  • Цифровая промышленность: роль в цифровой экономике.

  • Индустриальный Интернет вещей: IoT- и IIoT-платформы.

  • Цифровая экономика в России: цели, задачи, направления национальной программы.

  • Цифровая трансформация как национальная цель.

П.1.2. Механизмы, регулирование и оценка цифровой зрелости:

1.2.1. Цифровые платформы и их роль в современной экономике и развитии госуправления:

  • Понятие «цифровая платформа».
  • Классификация цифровых платформ.
  • Типизация цифровых платформ.
  • Риски и угрозы, связанные с цифровыми платформами.
  • Теории государственных цифровых платформ.
  • Эволюция платформ.
  • Понятие «государственная цифровая платформа».
  • Ключевые особенности государственных цифровых платформ. Сравнение государственных и частных цифровых платформ.
  • Применение платформенного подхода в государственном управлении.
  • Принципы построения процессов на платформе.
  • Сервисное государство: приоритетные суперсервисы.

1.2.2. Регулирование цифровой экономики в России:

  • Инструменты регулирования цифровой экономики.
  • Процедуры и механизмы принятия регуляторных решений.
  • Меры по формированию системы регулирования цифровой экономики.
  • Эффективность механизмов, созданных в рамках национальной программы «Цифровая экономика».
  • Федеральный закон о «цифровых песочницах».

1.2.3. Цифровая зрелость:

  • Определение понятия «цифровая зрелость».
  • Модели оценки цифровой зрелости.
  • Методология оценки уровня цифровой зрелости организации.
  • Методика расчета показателя «достижение цифровой зрелости» национальной цели «цифровая трансформация».
  • Матрица оценки цифровой зрелости государственных и муниципальных услуг.

П.1.3. Стратегическое управление цифровым развитием:

1.3.1. Целевая модель цифрового развития организации:

  • Текущее состояние и перспективы цифровой трансформации и цифрового развития.
  • Целевое видение, цели и ключевые показатели эффективности цифровой трансформации и цифрового развития организации.

1.3.2. Планирование стратегии цифрового развития:

  • Инициативы и дорожная карта цифровой трансформации и цифрового развития.
  • Кадры, компетенции и культура для цифровой трансформации и цифрового развития.

1.3.3. Система управления достижением стратегических целей:

  • Модель управления цифровой трансформацией.
  • Модель финансирования реализации стратегии цифровой трансформации и цифрового развития.

Развитие организационной культуры (в условиях цифровой трансформации) – применение технологий формирования, управления, изменения функциональных процессов и системы цифровых ценностей, норм и правил поведения персонала, нацеленных на повышение результативности организации.

П.2.1. Инструменты и методы формирования и поддержания организационной культуры:

2.1.1. Основы теории организационной культуры:

  • Понятие и свойства организационной культуры.
  • Значимость организационной культуры и области ее влияния. Основные элементы организационной культуры.
  • Факторы, влияющие на формирование организационной культуры.
  • Типология организационных структур.
  • Практическая значимость типологий организационной культуры. Показатели организационной культуры.

2.1.2. Принципы и этапы формирования организационной культуры:

  • Принципы формирования организационной культуры.
  • Этапы формирования организационной культуры.
  • Роль лидера в формировании организационной культуры.
  • Основные мероприятия по формированию организационной культуры.
  • Подходы и технологии формирования корпоративной культуры.

2.1.3. Условия поддержания организационной культуры:

  • Принципы управления развитием организационной культуры.
  • Сущность и этапы процесса управления развитием организационной культурой.
  • Методы поддержки корпоративной культуры.
  • Трансляция стандартов корпоративной культуры и формирования приверженности.
  • Корпоративный кодекс: этапы разработки, структура.
  • Основные методы изучения организационной культуры.

П.2.2. Механизмы управления организационными изменениями:

2.2.1. Принципы и алгоритмы управления организационными изменениями

  • Определение понятия «управление изменениями».
  • Матрица признаков изменений по Д. Тапскотту.
  • Принципы и общий алгоритм управления изменениями.
  • Трансформационное лидерство: алгоритмы.

2.2.2. Модели управления организационными изменениями

  • Подход Дж. Коттера и К. Фрайлингера/И. Фишера.
  • Подход К. Левина.
  • Модель управления изменениями ADKAR.
  • Подход «Треугольник изменений».
  • Модель органичного процесса изменений.

2.2.3. Методы работы с сопротивлением:

  • Реакция человека на изменение.
  • Типовые причины сопротивления изменениям.
  • Формы проявления сопротивления.
  • Модель SCARF.
  • Интеллект-карта неприятия перемен.
  • Методы работы с сопротивлением изменениям.
  • Работа с разноуровневыми изменениями.
  • Правила преодоления сопротивления.
  • Эмпирические законы практики изменений.

ADKAR (англ. awareness, desire, knowledge, ability, reinforcement — осведомленность, желание, знание, умение, укрепление) — модель управления изменениями, основанная на концепции последовательного прохождения пяти ключевых этапов изменений от осведомленности о необходимости изменений до укрепления реализованных изменений.

П.2.3. Технологии управления кадровой политикой цифрового развития:

2.3.1. Организационные структуры управления цифровой трансформацией:

  • Функции подразделения организации, ответственного за цифровую трансформацию.
  • Типовые сложности организации работы подразделений, ответственных за цифровую трансформацию.
  • Команды цифровых проектов: практики формирования.
  • Команды цифровых проектов: сложности формирования и их решение.
  • Ключевые роли в команде цифрового проекта в системе государственного управления.

2.3.2. Цифровые команды: компетенции и модели формирования:

  • Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления.
  • Инструменты оценки компетенций.
  • Принципы работы команды.
  • Жизненный цикл команды.
  • Основные принципы взаимодействия в команде.
  • Командная хартия.
  • Модель командообразования по Р. М. Белбину.
  • Модель взаимодополняющей команды по И. Адизесу (PAEI).

2.3.3. Принципы и алгоритмы практик регулярного менеджмента:

  • Инструменты управленческого планирования: принцип Парето, метод АБВГД, матрица приоритетов Эйзенхауэра, правило 6П.
  • Постановка задач, делегирование и контроль: этапы, уровни и правила.
  • Обратная связь: цели, виды, форматы, методы.
  • Проведение совещаний: общие подходы и эффективность.
  • Кадровые решения.
  • Оценка работников: уровни, цели, задачи и принципы.
  • Развитие карьеры сотрудников.
  • Мотивация и стимулирование персонала.

Инструменты управления — это совокупность моделей и методов, используемых для решения задач управления процессами, проектами, продуктами и их информационного, организационного и методического обеспечения.

П.3.1. Методы и инструменты процессного подхода:

3.1.1. Основы процессного управления:

  • Процесс: определение, признаки, компоненты.
  • Иерархия и взаимодействие процессов, типы процессов.
  • Жизненный цикл процесса.
  • Стандарты ISO серий 9000 и 10000.
  • Модели процессов и нотации описания.
  • Методология описания процессов BPMN (модель и нотация для моделирования исполняемых процессов).

3.1.2. Процессный подход в управлении организацией:

  • Принципы процессного подхода.
  • Управление процессом на основе цикла Деминга — Шухарта.
  • Процессный подход в деятельности организации.
  • Внедрение процессного подхода как проект.
  • Функциональная модель управления и процессных подходов.
  • Ролевая модель управления процессами.
  • Процессный офис.

3.1.3. Порядок и инструменты проведения реинжиниринга и оптимизации процессов:

  • Классификация процессных показателей.
  • Виды потерь в процессах.
  • Анализ эффективности процессов.
  • Ключевые шаги по оптимизации процесса.
  • Цикл DMAIC и инструменты оптимизации.
  • Реинжиниринг процессов: цели, задачи, принципы, этапы.
  • Технологии постоянного совершенствования.

П.3.2. Методы и инструменты продуктового подхода:

3.2.1. Основы продуктового подхода:

  • Продукт и продуктовый подход.
  • Продуктовая стратегия.
  • Развитие потребителей.
  • Методы исследования потребителей.
  • Ценностное предложение.
  • Создание клиентского пути.
  • Постановка и проверка продуктовых гипотез.
  • Продуктовые метрики.

3.2.2. Продуктовая команда:

  • Организация продуктовых команд.
  • Типы продуктовых команд.
  • Развитие продуктовых команд в организации.
  • Типовые структуры продуктовых команд.
  • Роли продуктовых команд.
  • Признаки успешных продуктовых команд.

3.2.3. Методологии и этапы разработки продукта:

  • Методологии разработки продукта.
  • Agile-методология разработки продукта, фреймворки Scram и Kanban.
  • Этапы разработки продукта.
  • Минимально жизнеспособный продукт.
  • Интеграция процессов разработки и сопровождения (DevOps).
  • Принципы планирования разработки продуктов.
  • Управление качеством ИТ-продукта.

П.3.3. Методы и инструменты проектного подхода:

3.3.1. Основы проектного управления:

  • Ключевые понятия.
  • Стандарты, методологии, своды знаний по управлению проектной деятельностью.
  • История развития и нормативное регулирование проектной деятельности в Российской Федерации.
  • Система управления проектной деятельностью на уровне организации.
  • Система управления проектной деятельностью в органах власти Российской Федерации.
  • Жизненные циклы проектов.
  • Управление портфелем проектов и программ.
  • Автоматизация проектной деятельности.

3.3.2. Ролевая модель управления проектом:

  • Типы организационных структур и модели управления проектами.
  • Проектная команда: организационная структура, ключевые роли и их функции.
  • Роль руководителя проекта в достижении целей проекта.
  • Набор, развитие и управление проектной командой.
  • Компетенции участников проектной деятельности.

3.3.3. Методы и инструменты управления проектом:

  • Процессы управления проектом.
  • Управление интеграцией проекта.
  • Управление заинтересованными сторонами.
  • Управление содержанием проекта.
  • Управление ресурсами проекта.
  • Управление сроками проекта.
  • Управление финансами проекта.
  • Управление рисками и возможностями проекта.
  • Управление качеством в проекте.
  • Управление закупками и поставками проекта.
  • Управление коммуникациями в проекте.

Управление и использование данных — применение методов и технологий разработки, выполнения и контроля выполнения политик, программ и практик предоставления, проверки, защиты и повышения ценности данных и информационных активов на протяжении всего их жизненного цикла.

П.4.1. Управление данными: архитектура и моделирование:

4.1.1. Управление данными:

  • Цели организации по управлению данными.
  • Принципы управления данными.
  • Проблемы управления данными.
  • Ценность данных.
  • Качество данных.
  • Жизненный цикл данных.
  • Стратегия управления данными.
  • DAMA-DMBOK2 — фреймворк управления данными.

4.1.2. Архитектура данных:

  • Понятие и цели архитектуры данных.
  • Ценности архитектуры данных.
  • Корпоративная архитектура данных.
  • Национальная система управления данными.

4.1.3. Моделирование и проектирование данных:

  • Определение моделирования данных.
  • Виды моделируемых данных.
  • Концептуальные, логические и физические схемы.
  • Схемы представления данных при моделировании.
  • Свойства данных.
  • Процесс моделирования данных.
  • Методики моделирования данных.
  • Универсальное моделирование данных.
  • Семантическое моделирование данных.
  • Инструменты работы с данными.

П.4.2. Обеспечение хранения, безопасности и этичного обращения с данными:

Читать также:  Что такое электронная коммерция google analytics

4.2.1. Хранение данных:

  • База данных: понятие, назначение.
  • Классификации баз данных: по модели данных, по степени распределенности.
  • Средства хранения данных.
  • Среды баз данных.
  • Общие процессы обработки данных в базах данных.
  • Функции и компоненты систем управления базами данных.
  • Подходы к обработке данных: ACID и BASE; теорема CAP.
  • Жизненный цикл базы данных.
  • Интеграция и интероперабельность данных: инструменты и руководство.

4.2.2. Безопасность данных:

  • Ключевые понятия.
  • Факторы обеспечения информационной безопасности.
  • Политика безопасности: актуальная документация.
  • Риски информационной безопасности.
  • Защита конфиденциальной информации.

4.2.3. Этика обращения с данными:

  • Цели организации по этике данных.
  • Принципы защиты данных в рамках этических вопросов.
  • Неэтичное обращение с данными и риски.
  • Формирование культуры этичного обращения с данными.

ACID (англ. atomicity, consistency, isolation, durability — неделимость, согласованность, изолированность, устойчивость) – подход к обработке данных, в основе которого лежит использование четырех обязательных требований, их соблюдение обеспечивает надежное выполнение транзакций в системе управления базами данных.

BASE (англ. basic availability, soft state, eventual consistency — базовая доступность, гибкое состояние, отложенное состояние) — подход к обработке больших данных, гарантирующий сохранение некоторого уровня доступности данных даже при сбое в работе части узлов, пребывание данных в состоянии постоянного изменения, их согласованность по всем узлам и во всех базах системы без гарантии непротиворечивости данных для всех транзакций и в любой момент времени.

Теорема CAP (англ. consistency, availability, partition tolerance — согласованность, доступность, устойчивость к разделению) — подход к обработке данных, основанный на поиске компромиссных решений, позволяющих сбалансировать в распределенных системах такие свойства данных, как согласованность, доступность, устойчивость к разделению.

П.4.3. Управление большими данными и качеством данных:

4.3.1. Ключевые понятия управления большими данными:

  • Понятие больших данных.
  • Наука о данных (data science).
  • Большие данные.
  • Компоненты архитектуры больших данных.
  • Источники больших данных.
  • Озера данных.

4.3.2. Техники и методы анализа больших данных:

  • Машинное обучение.
  • Анализ настроений.
  • Интеллектуальный анализ данных и текстов.
  • Предиктивная аналитика.
  • Предписывающая аналитика.
  • Методы анализа неструктурированных данных.
  • Операционная аналитика.
  • Визуализация данных.
  • Объединение данных.

4.3.3. Управление качеством данных

  • Основные понятия.
  • Принципы управления качеством данных.
  • Условия управления качеством основных данных.
  • Измерение качества данных.
  • Роль метаданных в обеспечении качества данных.
  • Структура управления качеством основных данных.
  • Базовые стандарты, регламентирующие управление качеством данных.
  • Инструменты управления качеством данных.
  • Методология оценки и повышения качества данных.

Применение цифровых технологий — использование технологий, работающих с дискретными сигналами, ускоряющих технологическое развитие и обеспечивающих конкурентоспособность разрабатываемых продуктов, и цифровых решений.

П.5.1. Цифровые технологии в бизнес-процессах систем:

5.1.1. Нейротехнологии и искусственный интеллект:

  • Понятие «искусственный интеллект».
  • Понятие «нейротехнологии».
  • Компьютерное зрение.
  • Обработка естественного языка.
  • Распознавание и синтез речи.
  • Рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений.
  • Перспективные методы и технологии в сфере искусственного интеллекта.
  • Нейропротезирование.
  • Нейроинтерфейсы, нейростимуляция и нейросенсинг.

5.1.2. Системы распределенного реестра:

  • Понятие «технология распределенного реестра».
  • Технологии обеспечения целостности и непротиворечивости данных.
  • Технологии создания и исполнения децентрализованных приложений и смарт-контрактов.

5.1.3. Квантовые технологии:

  • Понятие «квантовые технологии».
  • Квантовые вычисления.
  • Квантовые коммуникации.
  • Квантовые сенсоры и метрология.

П.5.2. Новые цифровые технологии, формирующие новую инфраструктуру

5.2.1. Компоненты робототехники и сенсорики:

  • Понятия «компоненты робототехники» и «сенсорика».
  • Сенсоры и цифровые компоненты РТК (робото-технического комплекса) для человеко-машинного взаимодействия.
  • Технологии сенсорно-моторной координации и пространственного позиционирования.
  • Сенсоры и обработка сенсорной информации.

5.2.2. Технологии беспроводной связи:

  • Понятие и типы технологий беспроводной связи.
  • WAN (Wide Area Network).
  • LPWAN (Low-power Wide-area Network).
  • WLAN (Wireless Local Area Network).
  • PAN (Personal Area Network).

5.2.3. Технологии виртуальной и дополненной реальности:

  • Понятия «технология виртуальной реальности» (virtual reality, VR), «технология дополненной реальности» (augmented reality, AR).
  • Интерфейсы обратной связи и сенсоры для VR/AR.
  • Платформенные решения для пользователей.
  • Технологии графического вывода.
  • Технологии захвата движений в VR/AR и фотограмметрии.
  • Средства разработки VR/AR-контента и технологии совершенствования пользовательского опыта (UX) со стороны разработчика.

WAN (англ. wide area network — глобальная сеть) — сеть передачи данных, развернутая в обширном географическом пространстве.

LPWAN (англ. low-power wide-area network — энергоэффективная сеть дальнего радиуса действия) — тип беспроводных сетей, разработанный для передачи данных телеметрии различных устройств, сенсоров, датчиков и приборов учета на дальние расстояния.

WLAN (англ. wireless local area network — беспроводная локальная сеть) — технология для беспроводной передачи данных, используемая в качестве альтернативы или дополнения обычных проводных локальных сетей на определенной территории.

PAN (англ. personal area network — персональная сеть) — компьютерная сеть, которая соединяет компьютеры/устройства в пределах досягаемости для отдельного человека.

П.5.3. Цифровые технологии проектирования и моделирования:

5.3.1. Производственные технологии:

  • Понятие «новые производственные технологии».
  • Цифровое проектирование и математическое моделирование.
  • Управление жизненным циклом изделия или продукции (Smart Design).
  • Технологии «умного» производства (Smart Manufacturing).

5.3.2. Технология информационного моделирования:

  • Понятие «технология информационного моделирования» (Building Information Modeling, BIM).
  • Программное обеспечение BIM: непроприетарные или Open Source BIM стандарты.

5.3.3. Открытое программное обеспечение:

  • Понятие «открытый исходный код» (Open Source).
  • Модель открытого программного обеспечения в сравнении с проприетарными продуктами.
  • Преимущества и недостатки использования программного обеспечения с открытым исходным кодом.

Развитие ИТ-инфраструктуры — применение методов и инструментов, направленных на развитие совокупности информационных центров, подсистем, банков данных и знаний, систем связи, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации организации.

П.6.1. ИТ-инфраструктура и архитектура организации: компоненты, процессы разработки, методики описания:

6.1.1. Общая характеристика ИТ-инфраструктуры организации

  • Ключевые термины и понятия.
  • Компоненты ИТ-инфраструктуры, модели зрелости.
  • Структура и уровни архитектуры организации.
  • Области применения архитектурного подхода.
  • Взаимосвязь стратегии и архитектуры организации.
  • Бизнес-архитектура организации.
  • ИТ-архитектура организации: компоненты.
  • Информационная архитектура (Enterprise Information Architecture, EIA).
  • Архитектура прикладных решений.
  • Подход к определению уровня критичности систем.
  • Техническая архитектура организации (Enterprise Technical Architecture, ETA).

6.1.2. Процесс разработки архитектуры организации:

  • Подходы к процессу построения архитектуры организации.
  • Оценка эффективности архитектуры организации.
  • Модель планирования архитектуры организации (С. Спивак).
  • Схема архитектурного процесса.
  • Универсальные архитектурные документы.
  • Принципы построения архитектуры организации.

6.1.3. Современные методики описания архитектуры организации:

  • Модель Закмана.
  • Модель Gartner.
  • Архитектурный фреймворк TOGAF.
  • Модель «4+1» представления архитектуры.
  • Стратегическая модель архитектуры SAM (Strategic Architecture Model).
  • Архитектурные концепции и методики Microsoft.

TOGAF (англ. The Open Group architecture framework — архитектурный фреймворк некоммерческого объединения The Open Group) — методология, библиотечный метод описания, подход (framework) для описания архитектуры организации, который предлагает подход для проектирования, планирования, внедрения ИТ-архитектуры организации и управления ею.

П.6.2. Концепции и системы управления ИТ-инфраструктурой организации:

6.2.1. Концептуальные и методологические основы управления ИТ-инфраструктурой:

  • Концепция управления ITSM (Information Technology Service Management).
  • Библиотека ИТ-инфраструктуры ITIL (Information Technology Infrastructure Library).
  • Управление бизнес-сервисами (Business Service Management, BSM).
  • Методология управления ИТ COBIT: структура и составляющие, обзор, система принципов, цели и элементы системы корпоративного управления.
  • Выгоды использования подходов и принципов ITIL и COBIT.

6.2.2. Управление ИТ-инфраструктурой:

  • Системный подход к управлению ИТ-инфраструктурой.
  • Концепция «360» — новый взгляд на управление ИТ-инфраструктурой.
  • Требования к средствам управления ИТ-инфраструктурой.
  • Продукты BMC Software для управления ИТ-инфраструктурой.
  • Программное обеспечение HPE OpenView для управления ИТ-инфраструктурой.
  • Управление ИТ-инфраструктурой на базе семейства продуктов Microsoft System Center.

6.2.3. Организация технического обслуживания и эксплуатация информационных систем:

  • Значение технического обслуживания.
  • Гарантийные обязательства: особенности.
  • Программы технического обслуживания.
  • Схемы технического обслуживания.

ITSM (англ. IT service management — управление услугами информационных технологий) — концепция управления ИТ как набором услуг, которая фокусируется на управлении ИТ-инфраструктурой, бизнес-компонентами, приложениями и связанными процессами.

ITIL (англ. IT infrastructure library — библиотека ИТ-инфраструктуры) — библиотека лучших практик для управления ИТ-услугами, улучшения ИТ-поддержки и повышения уровня обслуживания. Одной из главных целей ITIL является обеспечение соответствия ИТ-услуг бизнес-целям даже в случае изменения последних.

П.6.3. Средства и методы информационной и кибербезопасности:

6.3.1. Цели и задачи защиты информации, типы и источники угроз:

  • Систематизация понятий в области информационной безопасности.
  • Основные принципы защиты информации в информационных системах.
  • Основные проблемы защиты данных в информационных системах.
  • Цели и методы информационной безопасности.
  • Уровни формирования информационной безопасности.
  • Роль информационной безопасности в современном мире.
  • Виды угроз информационной безопасности.
  • Модель нарушителя информационной безопасности.

6.3.2. Инструменты и методы управления кибербезопасностью:

  • Понятие «кибербезопасность». Виды киберугроз.
  • Критическая информационная инфраструктура.
  • Гибридные угрозы.
  • Методы киберустойчивости.
  • Использование корпоративных компьютеров в личных целях.
  • Политика кибербезопасности организации.
  • Искусственный интеллект и машинное обучение в сфере кибербезопасности.
  • Ключевые тренды в сфере кибербезопасности.

6.3.3. Системы управления информационной безопасностью:

  • Преимущества построения системы управления информационной безопасностью.
  • Ключевые положения ISO/IEC 27001:2013.
  • Классы безопасности информационных систем.
  • Управление информационной безопасностью в организации.
  • Комплексные системы обеспечения информационной безопасности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *