ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ
В России доля цифровой экономики в ВВП составляет 2,8%, или 75 млрд долларов США (по данным BCG).
Большая часть – 63 млрд долларов США – приходится на сферу потребления (интернет-торговля, услуги, поиск онлайн и покупки офлайн). Если в 2010 году доля интернет-торговли во всех продажах составляла 1,7% (12 млрд долларов США), то в 2016 году она выросла до 3,2% (43 млрд долларов США). Экспорт ИТ-технологий составил 7 млрд долларов США.
Межотраслевой эффект цифровизации с 2010 года увеличился в 5,5 раз: с 5 до 27,7 трлн рублей. Такой эффект получен от внедрения платформ электронных торгов, роста транзакций по банковским картам, увеличения сегментов ROPO и онлайн-рекламы.
При этом Россия отстает от стран-лидеров цифровизации на 5–8 лет. Если текущие темпы роста цифровой экономики России сохранятся на прежнем уровне, то к 2020 году, в силу высокой скорости глобальных изменений и инноваций, этот разрыв будет составлять уже 15–20 лет. Вместе с тем, в последние годы улучшилось состояние инфраструктуры в России, в первую очередь по уровню проникновения проводного интернета (70,4% от общей численности населения). Имеются также серьезные достижения в доступности широкополосного и мобильного интернета, в распространении смартфонов.
Сегодня цифровая экономика названа одним из приоритетных направлений Стратегии научно-технологического развития России. Полноценная последовательная цифровизация российской экономики станет платформой для качественного изменения ее структуры и долгосрочных возможностей.
Поддержка цифровой экономики со стороны Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
По поручению В.В. Путина Правительство Российской Федерации готовит программу «Цифровая экономика» для интенсивного развития цифровизации в России. Акцент программы – не только на базовых составляющих цифровой экономики, но и на росте инвестиций частного и государственного сектора в такие перспективные направления, как «интернет вещей», большие данные, развитие ИТ-продуктов и сервисов с высоким экспортным потенциалом. Это позволит увеличить долю цифровой экономики до 5,6% ВВП, а также создать масштабные межотраслевые эффекты и реальную добавленную стоимость в отраслях до 5–7 трлн рублей в год.
Решения Президента и Правительства Российской Федерации не только дали старт плановой работе министерств и ведомств по теме «Цифровая экономика», но и запустили большое количество инициативных разработок экспертных сообществ, поддерживаемых различными НКО (Агентство стратегических инициатив, Центр стратегических исследований и др.).
Автоматизация и цифровизация — в чем разница?
Для того, чтобы показать разницу между цифровизацией и автоматизацией в компании, приведу простой пример — обработку договора. Это рутинный процесс, который чаще всего занимает много времени у штатных юристов.
Обработка договора в бумажном документообороте. Такой способ до сих пор используется во многих компаниях. В этом случае сотрудник, который занимается договором, составляет его, распечатывает и относит на бумаге юристу компании. После согласования его подписывают и регистрируют в бумажном журнале в юридическом отделе.
Автоматизация обработки договора. Есть общий сервер и диск с шаблонами договоров, которые доступны всем ответственным сотрудникам в компании. В этом случае при необходимости составить договор с новым клиентом нужно просто заменить данные о контрагенте и некоторые условия и все — договор готов. Журнал регистрации тоже электронный. Согласование ведется по электронной почте или в системе согласования договоров. В этом случае можно сказать, что процессы переведены в электронный вид. Правда, соблюдение контрактной политики, сроков и порядка согласования все равно остаются на ответственности сотрудников.
Цифровизация начинается с момента, когда для работы с договорами вводятся электронные инструменты контроля соответствия процесса регламентам компании, плюс подключения необходимых согласующих. Также используется сравнение версий и выделение изменений, автоматическая регистрация и отправка контрагенту после подписания, плюс напоминание о сроках возврата исполнения обязательств. Таким образом, цифровизация — это снижение человеческого фактора, увеличивается скорость, повышается надежность процессов.
Это простой пример, но достаточно наглядный. Теперь давайте посмотрим, что можно цифровизовать в компании любого масштаба в первую очередь.
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Цифровая платформа – это новая, лишь для цифровой экономики характерная бизнес-модель, суть которой заключается в предоставлении бизнесам и населению специфической услуги по координации деятельности различных участников рынка.
Платформа предоставляет участникам ряд удобств, автоматически формирует рейтинги доверия между ними, а главное – позволяет продавцам и покупателям товара/услуги быстро найти друг друга, быстро заключить сделку и произвести расчеты.
Функционирование платформ ускоряет и удешевляет процессы производства и обмена, устраняет из них лишние посреднические звенья, резко повышает эффективность рынков и производительность труда.
При этом многие платформы могут обслуживать участников сделок без каких-либо географических ограничений, практически по всей планете. Примерами цифровых платформ являются Uber, Airbnb, Amazon, Alibaba и многие другие.
Сегодня различные цифровые платформы объединяются во взаимосвязанные, основанные на обмене данными «экосистемы». На повестке дня – создание и запуск цифровых платформ нового поколения, охватывающих огромное количество разных рынков и предприятий.
Индустрия 4. 0 и Умная фабрика
Если платформенная концепция разрабатывалась и реализовывалась преимущественно в сегменте торговли и логистики, то в промышленности драйвером цифрового развития является концепция «Индустрия 4.0» и «умная фабрика» как технологическое ядро «Индустрии 4.0».
- Все звенья «умной фабрики» предельно автоматизированы
- Удельный вес и значимость НИОКР при выпуске серийной продукции приближается к значимости НИОКР для сложных технических изделий по индивидуальным заказам
- Производство-трансформер, производственные линии которого способны быстро обновляться и перестраиваться Все звенья и подсистемы управляются автономной системой благодаря промышленному интернету вещей
- На всех этапах жизненного цикла изделия функциональные звенья «умной фабрики» работают как единое взаимосвязанное целое, регулируемое потоками обратных связей в режиме онлайн
- Объектом управления становится весь жизненный цикл изделия (PLM- управление), включая интеграцию с логистикой, сервисными центрами и получение обратной связи
Концепция «Киберфизической системы»
Близка по смыслу к «умной фабрике» технологическая концепция «киберфизической системы», понимаемой как единый комплекс вычислительных ресурсов и физических процессов.
К киберфизическим системам относятся датчики, оборудование и информационные системы, охватывающие как отдельные предприятия, так и комплексы предприятий, реализующих последовательные переделы в цепочках создания стоимости.
ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Термин «цифровая экономика» появился в 1995 году и был связан, прежде всего, с интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий.
Очевидно, что развитие интернета и мобильных коммуникаций являются «базовыми технологиями цифровой экономики». Но в итоге эти процессы повлияли на все секторы экономики и социальной деятельности, в том числе производство, здравоохранение, образование, финансовые услуги, транспорт и т. д.
По определению Всемирного банка, цифровая экономика (в широком смысле слова) – система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий.
Развитие технологической инфраструктуры и использование больших баз данных вызвали масштабную цифровую трансформацию нашего общества. И если предыдущий этап цифровизации характеризовался расширением доступа в интернет для миллионов потребителей, то новый этап отличает интеграция широкого спектра цифровых сервисов, продуктов и систем в киберфизическую систему.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ «РОСТЕХ» С.В. ЧЕМЕЗОВ: «Глобальный переход на «цифру» неминуемо приведет к неузнаваемости многих секторов экономики. По сути, идет процесс цифровизации всего – меняется технологический уклад и производственные цепочки, меняется управляемость спросом и производством. В ближайшие 5-7 лет наша жизнь изменится до неузнаваемости, и наша же задача – не пропустить этот технологический виток и вернуть Россию в список технологически передовых стран. Государственная корпорация «Ростех» видит себя только в авангарде российской цифровой экономики и имеет все основания для такой стратегической перспективы».
Происходящее сегодня слияние онлайн- и офлайн- сфер подтверждает перспективы цифровой экономики. Это стало возможным благодаря нескольким фундаментальным факторам – всеобщей подключенности, стремительному распространению сенсорных устройств и большим базам данных.
Благодаря подключенности и обмену данными возникает возможность более эффективного использования ресурсов, совместного пользования инфраструктурой, более полноценной загрузки мощностей – это так называемая «экономика взаимопомощи», или «экономика совместного потребления», объем которой уже сегодня оценивается в 150 млрд долларов США.
Все эти явления принципиальным образом меняют устройство глобальной экономической системы – возможности потребителей, структуру отраслей, роль государств.
В.В. ПУТИН. ПОСЛАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 1 ДЕКАБРЯ 2016 ГОДА: «Предлагаю запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики. В еe реализации будем опираться именно на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры страны. Это вопрос национальной безопасности и технологической независимости россии, в полном смысле этого слова – нашего будущего».
В 2016 году Всемирный банк подготовил доклад о состоянии цифровой экономики «Цифровые дивиденды», в котором были подчеркнуты выгоды ее развития, в том числе:
- Рост производительности труда
- Повышение конкурентоспособности компаний
- Снижение издержек производства
- Создание новых рабочих мест
- Более полное удовлетворение потребностей людей
- Преодоление бедности и социального неравенства
К рискам перехода на «цифру» для экономик различных стран отнесены:
- Риски, связанные с кибербезопасностью
- Массовая безработица
- Рост «цифрового разрыва» (разрыв в цифровом образовании, в условиях доступа к цифровым услугам и продуктам, как следствие – разрыв в уровне благосостояния) между гражданами и бизнесами внутри стран, а также между странами
ГЛАВНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ЭКОНОМИКИ МИРА
Доля цифровой экономики в ВВП развитых стран c 2010 по 2016 год выросла с 4,3% до 5,5%, а в ВВП развивающихся стран – с 3,6% до 4,9%. В странах «большой двадцатки» этот показатель вырос за пять лет с 4,1% до 5,3%. Мировым лидером по доле цифровой экономики в ВВП является Великобритания – 12,4%*.
Согласно данным исследования аналитиков International Data Corporation, опубликованного в 2016 году, общие мировые затраты на технологии цифровой трансформации будут ежегодно расти на 16,8% и достигнут к 2019 году 2,1 трлн долларов США.
По прогнозам консалтинговой компании Accenture, использование цифровых технологий должно добавить в 2020 году 1,36 трлн долларов США, или 2,3% ВВП в общем объеме ВВП десятки ведущих мировых экономик. ВВП развитых стран подрастет за счет «цифровой экономики» на 1,8%, а ВВП развивающихся стран – на 3,4%.
Рост доли цифровой экономики в ВВП стран G20 с 2010 по 2016 год (Доля цифровой экономики в ВВП)
The Boston Consulting Group прогнозирует, что объем цифровой экономики к 2035 году может достичь 16 трлн долларов США.
Современное состояние
В России насчитывается чуть более 1 млн разработчиков и аналитиков программного обеспечения, специалистов по базам данных и сетям. Их доля в общей численности занятых не превышает 1,2%, пишут авторы в одном месте отчёта, а в другом месте указывают, что численность занятых в российской IT-отрасли составляет 350 тыс. человек, то есть 0,5% занятых. Не совсем понятно, как эти цифры согласуются друг с другом. Возможно, разные части Стратегии писали разные авторы.
В то же время для ряда стран в Европе с развитой цифровой экономикой, однако не являющихся лидерами мирового экспорта ПО (Финляндия, Швеция, Германия, Франция, Япония и др.), этот показатель достигает 2–3,4%. «Для достижения лидирующих позиций в области цифровизации экономики России требуется значительный прирост квалифицированных ИТ-кадров в краткосрочной перспективе», — делает вывод министерство.
В 2017 году рост рынка IT (в постоянных ценах) составил 12%. Самые высокие темпы роста демонстрируют организации, осуществляющие деятельность по обработке данных, хостингу и разработке ПО. В структуре продукции отрасли около 45% занимают услуги по разработке и тестированию ПО, 25% — услуги по обработке данных и хостингу.
Направление 4. Информационная инфраструктура
Формирование Цифровой экономики невозможно без создания соответствующей инфраструктуры, способствующей развитию науки и инноваций, разработке и внедрению цифровых технологий, расширению доступа к сети Интернет, вложению инвестиций в сферы, связанные с ИТ. Цели данного направления заключаются в:
- развитии сетей связи, которые обеспечивают потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями;
- развитии системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных и позволяет в том числе экспортировать услуги по хранению и обработке данных;
- внедрении цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан;
- создании эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах.
Показатели успешного выполнения задач к 2024 году:
- доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет» (100 мбит/с), в общем числе домашних хозяйств – 97 процентов;
- во всех крупных городах (1 млн человек и более) устойчивое покрытие 5G и выше.
Центр компетенции по направлению: ПАО «Ростелеком».
Ответственный от центра компетенций: Борис Глазков, Вице-президент по стратегическим инициативам.
Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минкомсвязь России.
Руководитель рабочей группы: Анна Серебряникова, Операционный директор «Мегафона».
Направление 2. Кадры и образование
Это направление развития цифровой экономики ориентировано на следующие цели:
- создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;
- совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;
- формирование рынка труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;
- создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.
- количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, – 120 тыс. человек в год;
- количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, – 800 тыс. человек в год;
- доля населения, обладающего цифровыми навыками, – 40 процентов.
Центр компетенции по направлению: Агентство стратегических инициатив.
Ответственный от центра компетенций: Дмитрий Песков, Директор направления «Молодые профессионалы».
Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минэкономразвития России.
Руководитель рабочей группы: Борис Нуралиев, основатель и совладелец «1С».
5 ключевых направлений развития цифровой экономики
В рамках Программы определены цели и задачи по пяти базовым направлениям развития цифровой экономики в России на период до 2024 года. По каждому из направлений развития Правительством уже утверждены центры компетенций и ответственные организации (Таблица 1).
Планы на будущее
Минкомсвязи определило основные направления реализации Стратегии, с учётом тех проблем, которые видны сейчас (дефицит кадров):
Стратегия также предусматривает поддержку малого бизнеса, то есть льготное кредитование и субсидирование российских заказчиков IT при закупке отечественной продукции и осуществлении проектов по миграции своих информационных систем с зарубежных на отечественные решения.
Минутка заботы от НЛО
Этот материал мог вызвать противоречивые чувства, поэтому перед написанием комментария освежите в памяти кое-что важное:
Экспорт
По итогам 2017 года объём экспорта компьютерных и информационных услуг превысил $3,5 млрд. Среднегодовой темп роста экспорта продукции отрасли информационных технологий в течение последних трёх лет находится на уровне 16%.
Минкомсвязи отмечает высокие позиции российских системных интеграторов, которые работают на мировом рынке. Доля российских компаний на мировом рынке IT-услуг составляет около 1,5%, причём отечественные компании больше сосредоточены в секторе высокотехнологичных проектных разработок, занимая 8 позиций в рейтинге 100 ведущих сервисных компаний мира.
Работе Центров компетенций дан старт
Госкорпорация «Ростех», определенная в качестве Центра компетенций по направлению «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов», уже представила свое видение развития основных направлений программы «Цифровая экономика». Обсуждение роли Корпорации, планов мероприятий и состава экспертных рабочих групп состоялось на первом установочном заседании Центра. Мероприятие прошло под руководством директора по особым поручениям Ростеха Василия Бровко.
Василий Бровко представил участникам заседания «Видение 2025» по пяти технологическим направлениям, которые закреплены за Ростехом в рамках реализации программы «Цифровая экономика РФ»:
- нейротехнологии и искусственный интеллект,
- системы распределенного реестра,
- промышленный Интернет,
- робототехника и сенсорика,
- технологии беспроводной связи.
«Уже через два-три года ключевые технологии перевернут существующие уклады и создадут новые рынки. К 2025 году ряд стран выпустят цифровые государственные валюты на базе блокчейна и примут законы о роботах. К этому же времени объем мирового рынка искусственного интеллекта увеличится почти в 30 раз и достигнет 60 млрд долларов. А объем рынка Интернета вещей, одного из самых крупных и перспективных, – 4,3 трлн долларов», – рассказал Василий Бровко.
По его словам, развитие IoT и беспроводной связи становится одним из ключевых элементов оптимизации труда. Планируется, что численность операторов станков сократится на 40%, а сами станки будут управляться искусственным интеллектом и взаимодействовать друг с другом через сети 5G.
В рамках заседания Центра компетенций также состоялось обсуждение состава экспертных рабочих групп по представленным пяти технологическим направлениям. Позже в их состав войдут представители структурных подразделений Корпорации, а также профильного бизнеса, НИИ и вузов.
Другим Центром компетенции по направлению «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» является Росатом. Госкорпорация также займется пятью сегментами:
- новые производственные технологии,
- обработка больших объемов данных,
- квантовые технологии связи,
- технологии виртуальной и дополненной реальности.
На первом этапе «Росатом» совместно с представителями бизнеса, экспертами и ведущими технологическими вузами сформирует рабочие команды, которые подготовят предложения по достижению целей госпрограммы. Полученная информация будет консолидироваться, обрабатываться и направляться на экспертизу в рабочую группу под председательством Российской венчурной компании (РВК). Прошедшие оценку экспертов предложения будут направлены в Минкомсвязи.
Координировать эту работу будет проектный офис «Цифровая трансформация отрасли», который возглавил заместитель директора РФЯЦ-ВНИИТФ Евгений Осоченко. Он будет подчиняться непосредственно первому заместителю генерального директора, директору блока по развитию и международному бизнесу «Росатома» Кириллу Комарову.
«Мы понимаем, что эффективность предприятия, эффективность технологических цепочек определены, прежде всего, сквозными процессами, сквозными технологиями. Мы должны посмотреть на современные подходы именно к системам управления. Это новые подходы к управлению проектами, такие как Agile, Scrum, которые широко используются не только в гражданских корпорациях в Европе и США, но и в оборонном промышленном комплексе. Пример тому – проект Агентства национальной безопасности США по большим данным, через который ведется мониторинг большей части информационного пространства. Он реализовывался по методологии Scrum, и эта методология была отработана и доведена до абсолютного совершенства», – отметил заместитель директора по информационным технологиям и бизнес-процессам РФЯЦ-ВНИИЭФ Олег Кривошеев. По его словам, главной мотивацией к переходу на цифровые платформы в управлении технологическими процессами становятся новые требования к продукту: высокая технологичность, снижение стоимости продукта и его жизненного цикла.
«Перед госкорпорацией «Росатом» как одним из центров компетенций стоит амбициозная задача. Мы будем интегратором всех поступивших предложений от любых заинтересованных организаций в план мероприятий по отведенному нам направлению», – пояснил Кирилл Комаров.
27 ноября 2017 года проект плана мероприятий по развитию информационной инфраструктуры для цифровой экономики представили для общественного обсуждения и Центр компетенций по направлению «Информационная инфраструктура» ПАО «Ростелеком» и Рабочая группа «Информационная инфраструктура» при АНО «Цифровая экономика» (организует работу группы ПАО «МегаФон»).
«Беспилотный транспорт, платформы виртуальной реальности и биометрии, телемедицина, дистанционное образование, «умный» город – развитие этих цифровых экосистем может принести по разным оценкам, дополнительный прирост экономики от 0,4 до 0,9% ВВП в год. Таких амбициозных результатов можно достичь, только создав ИКТ-инфраструктуру, способную обеспечить текущие и перспективные потребности граждан, бизнеса и государства в передаче, хранении и обработке данных. Представленный сегодня план – результат совместной работы ведущих участников рынка, которые, невзирая на конкурентные противоречия, смогли выработать консолидированное видение по основным направлениям развития инфраструктуры для цифровой экономики. В настоящее время мы завершаем процесс согласования документа с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, после чего документ будет передан на рассмотрение и одобрение в Подкомиссию по цифровой экономике при Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности», – рассказал Вице-Президент по стратегическим инициативам ПАО «Ростелеком», руководитель Центра компетенций Борис Глазков.
В работе над планом мероприятий приняли участие 114 представителей ведущих компаний в сфере ИТ и телекоммуникаций. Разработанный экспертным сообществом план содержит более 300 мероприятий с конкретными предложениями по развитию сетей связи пятого поколения (5G), инфраструктуры хранения и обработки данных, созданию «цифровых» инфраструктур для транспортных коридоров, обеспечению равного доступа граждан к цифровым сервисам в сфере здравоохранения и образования, формированию инфраструктурного уровня нового типа – цифровых инфраструктурных платформ.
Важной особенностью разработанного плана является то, что он включает в себя не только мероприятия по реализации крупных государственных инфраструктурных проектов, но и инициатив бизнеса. Так, например, масштабное развитие сети ЦОДов в регионах с присутствием в каждом федеральном округе, в том числе в Хабаровске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, а также других городах, предполагается в рамках совместного проекта ПАО «Ростелеком» и ГК «Росатом».
Отдельный раздел плана мероприятий посвящ ен мерам поддержки создания инфраструктурных компонентов нового типа – цифровым инфраструктурным платформам. Ключевой особенностью такого вида платформ является возможность их переиспользования и применения в самых различных отраслях экономики. Так, например, сквозная платформа индустриального интернета, с одной стороны, позволит ускорить и упростить переход отечественной промышленности на «рельсы» Индустрии 4.0, а с другой – стимулировать развитие «умного» транспорта, обеспечив связность транспортных средств и дорожной инфраструктуры. В целом, в плане мероприятий предусмотрено определение и создание не менее 5 цифровых инфраструктурных платф?
Организационные, бизнес процессы и цифровизация
Пример с договором выше был приведен не просто так, ведь делопроизводство и договорная работа — это первое, с чего стоило бы начать оптимизировать в компании. И их стоит «оцифровать» в первую очередь. Как это сделать, очень кратко уже было сказано. Но есть и другие процессы, которые тоже можно перевести на новый уровень.
В любой компании работа с кадрами — сложная комплексная и весьма трудоемкая задача, где, на первый взгляд, сложно что-то оцифровать. Но, на самом деле, все решаемо. Вот основные процессы, которые можно перевести в «цифру»:
- рекрутинг и прием сотрудников;
- планирование и оформление отпусков;
- оформление и организация командировок;
- перемещение и увольнение сотрудников;
- ознакомление с приказами и локальными нормативными актами (ЛНА);
- оценка и обучение персонала.
Кроме того, цифровые технологии стоит использовать для подбора резюме, составления индивидуального плана обучения сотрудников, подготовки авансовых отчетов в командировках и прогнозирование увольнения (последнее активно используется во многих западных компаниях, этот момент относится к прогностической аналитике).
В РФ тоже есть примеры цифровизации HR-процессов. Например, цифровизация кадровых процессов в НПФ «Сургутнефтегаз» дала возможность повысить общую эффективность соответствующего отдела в 4-6 раз. В этой компании цифровизованы учет рабочего времени, составление графика отпусков, формирование приказов, проведение обучения и командировки.
Основная проблема бухгалтерии в компании, даже с учетом автоматизации, в том, что документы поступают из разных источников, включая даже почту, курьерскую доставку, электронную почту, мессенджеры и т.п. С бумажными документами возникает проблема — их нужно оцифровывать вручную, а упорядоченное хранение организовать не так-то и просто.
Но при внедрении цифровых технологий и машинного обучения первичные учетные документы могут обрабатываться автоматически, человек в этой цепочке не нужен или почти не нужен. Специализированные сервисы позволяют полностью контролировать все источники поступления любых документов, а также обработку сканов и дальнейший учет. Формирование единого архива документов упрощает задачу финансовых и налоговых проверок.
В РФ есть успешные кейсы цифровизации бухгалтерии. Один из них — проект КАО «Азот», это одно из крупнейших предприятий химической отрасли РФ. Руководство ввело обработку первичных документов по учету движения ТМЦ и платежных поручений при помощи интеллектуальных сервисов Directum Ario.
Выше уже говорилось, что цифровизация процессов актуальна для компаний любого масштаба. Но, конечно, у корпораций все гораздо сложнее, поскольку процессов у них огромное количество. Крупному бизнесу можно рекомендовать передачу части функций, включая юридические, кадровые и бухгалтерские процессы, в выделенные подразделения. Их принято называть общими центрами обслуживания (ОЦО). Но формировать их стоит только в том случае, если компания позаботилась о наличии каналов быстрого взаимодействия с другими учреждениями и удобного общего доступа к документам.
Если сделать все правильно, то в итоге получаем единое окно для сотрудников для оперативного оформления любого запроса — от заказа справок до оформления заявки на ремонт или получение оборудования. И здесь очень кстати машинное обучение, ИИ-помощник, который позволяет:
- разделить входящий поток на документы и классифицировать их, извлечь информацию и заполнить реквизиты в регистрационных карточках в системе;
- готовить проекты резолюций и предлагать руководителю исполнителей по документу;
- сравнить согласованный внутри компании договор с подписанной бумажной версией, полученной от контрагента, и выделить все расхождения;
- упростить и ускорить поиск документов за счет обработки запросов на естественном языке без указания точных критериев.
Кейс: корпоративное казначейство
Пример продуктов, которые помогают цифровизовать практически все процессы с платежами, валютным контролем, управлением ликвидностью, кэш-менеджментом и т.п. Речь идет о продуктах для корпоративного казначейства. Существует несколько функциональных модулей:
- Система Corp.bank — единый канал прямого безопасного обмена корпораций с банками. Это обмен финансовыми сообщениями с банками по любой поддерживаемой банком технологии (host-to-host, Open API), причем без использования банк-клиентов. Нет необходимости устанавливать разное банковское ПО с разным интерфейсом. Такое преимущество позволяет работать сотрудникам в т.ч. удаленно, не выходя из своей ERP-системы.
- Финансовые сделки — возможность управлять кредитными портфелем, размещениями, привлечениями, рисками, обеспечениями, контроль исполнения ковенант и тп.
- Валютный контроль — автоматическое формирование документов и мониторинг событий валютного контроля.
- Продукт «Корпоративное казначейство» включает в себя платежный процесс, начиная с заявок, с разнообразными механизмами контроля, согласование, исполнение платежей, разнесение выписки, сверка остатков, контроль отклонений, закрытие периода, контроль лимитов БДДС, управление договорами, включая формирование графиков платежей, загрузку данных из внешних источников, управление ликвидностью, включая финансовое планирование, формирование платежного календаря на основе графиков платежей договоров, прогнозирование, лимитирование, резервирование бюджета, контроль кассовых разрывов и предложения по их устранению, разнообразных отчетов.
Такая оптимизация процессов приводит к существенному снижению трудозатрат, сокращению количества и видов ошибок, повышению скорости получения информации, единому стандарту процессов и в целом повышению эффективности работы.
Цифровизация в этом случае приводит к возможности тесной интеграции между системами, единым стандартам, минимизации ручного труда в целом при вводе данных и принятии решений.
Что требуется для внедрения цифровизации процессов в компании?
Когда речь заходит о внедрении новых технологий, может показаться, что потребуются баснословные вложения, огромные затраты труда и т.п. Но на самом деле это не совсем так. Конечно, какие-то траты будут, усилия тоже придется приложить. Но эти технологии при условии грамотного планирования и внедрения в бизнес-процессы компании почти сразу или чуть позже дают значимый эффект. И срок окупаемости вложений — от трех месяцев до года, в зависимости от масштаба компании и объема работ, которые нужно выполнить.
При этом бизнес получает и дополнительные бенефиты, включая выход на совершенно иной технологический, безопасный уровень, повышение скорости работы и конкурентоспособности в целом. Все это усиливает способность компании противостоять вызовам ближайшего будущего.
Внедрение цифровых технологий производится не одномоментно, процесс можно условно разделить на несколько этапов.
Этап 1. Компании нужно понять, что именно требуется внедрять, что наиболее актуально на текущий момент. Так, изначально бизнес может попробовать интегрировать цифровые технологии в избранные процессы. Затем можно либо остановиться на достигнутом, если больше ничего не требуется, либо уже глобально внедрить «цифру».
Пример — цифровизация подписания платежей. Например, после подписания реестра электронной подписью, автоматически подписываются все платежки в нем и отправляются на исполнение в банк.
Этап 2. Выбор пути цифровизации. Здесь проводится обсуждение выбранных на первом этапе процессов, утверждается точный план работ, согласовывается функционал, устанавливаются тестовые стенды.
Этап 3. Внедрение выбранных инструментов. Этим, как правило, должен заниматься инженер (программист, аналитик-тестировщик, консультант по внедрению). На третьем этапе проводится опытная эксплуатация выбранных технологий, пока что в ограниченном масштабе. Если все ок, тестирование проходит успешно, то компания запускает систему в ОПЭ и начинает на все 100% работать с новыми технологиями, переходя на новую модель.
Важное условие успешного внедрения цифровых инструментов — при выборе и внедрении инновационных решений необходимо четко понимать, что это обоснованно только в том случае, когда появляется существенный эффект непосредственно после внедрения, либо эффект определяется новыми автоматизированными возможностями. Проще говоря, позволит заработать больше сразу либо создаст почву для каких-то передовых решений в будущем, для которых текущая инфраструктура не была готова. Чтобы майнить биткоины, надо сначала «Денди» поменять на мощный ПК. Во-вторых, осознание необходимости этого всей команды руководителей, включая линейных менеджеров и «звезд» организации. После глобальной цифровизации работа компании становится более системной, чем раньше. Многие процессы отстраиваются автоматически, и тем самым «звездам», которые раньше выполняли львиную часть работы, можно уже не выполнять такой объем рутинных обязанностей. Свою энергию можно направить на решение более креативных задач, увеличив, тем самым, эффективность работы компании.
Федеральные проекты Нацпрограммы
Создание условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и развития высокотехнологических бизнесов ведется по 6 направлениям:
Лидеры, которые делают «Цифровую экономику»
Работа по программе «Цифровая экономика» ведется в центрах компетенций и рабочих группах, в которые входят лучшие профессионалы в предметной сфере из числа представителей бизнеса, экспертного сообщества и органов власти
- Руководитель центра компетенций «Кадры для цифровой экономики»Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития. Член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации. Глава Совета Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия»». Координатор и соразработчик комплексной программы по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках «Национальная технологическая инициатива». Соавтор модели «Цифровая экономика». Автор программы «Глобальное образование»
- Руководитель группы «Кадры для цифровой экономики»Советский и российский предприниматель, один из основателей компании «1C». Заведующий кафедрами «Корпоративные информационные системы» Института компьютерных технологий Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, факультета инноваций и высоких технологий Московского физико-технического института и базовой кафедры «1С» в школе бизнес-информатики Высшей школы экономики, кандидат экономических наук
- Руководитель центра компетенций «Информационная инфраструктура»Вице-президент компании «Ростелеком». Руководитель направления «Умный город» Межведомственной рабочей группы при Минкомсвязи России по подготовке проекта федеральной программы «Цифровая экономика». Удостоен благодарности Президента Российской Федерации.
- Руководитель группы «Информационная инфраструктура»Член совета директоров ПАО «МегаФон». Признанный эксперт в области информационного права, автор многочисленных статей в профессиональных СМИ, узнаваемый спикер крупных отраслевых форумов и конференций. Автор магистерского курса «Информационное право» МВШСЭН, валидированого Манчестерским университетом (University of Manchester)
- Руководитель центра компетенций «Информационная безопасность»Заместитель Председателя Правления ПАО «Сбербанк». Курирует и координирует работу блока «Сервисы», Управления внутрибанковской безопасности и Секретариата. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Орденом Почета, Орденом Дружбы, орденом Александра Невского. Удостоен благодарности Президента Российской Федерации. Награжден Почетными грамотами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
- Руководитель группы «Информационная безопасность»Президент группы компаний InfoWatch, соучредитель «Лаборатория Касперского». Член Грантового комитета фонда «Сколково», председатель правления Ассоциации Разработчиков Программных продуктов «Отечественный Софт», член Экспертного совета по российскому программному обеспечению при Министерстве связи и массовых коммуникаций. Лауреат конкурса Women in Technology и других международных конкурсов. Победитель национального этапа международного конкурса «Предприниматель года» и победитель в номинации «Высокие технологии». Финалист международного конкурса «Предприниматель года – 2017». Признана российским экспертным сообществом «Персоной года 2016» в ИТ и телеком-индустрии. Входит в рейтинг «30 самых вдохновляющих бизнес лидеров» по версии журнала «Insights Success».
- Со-руководитель центра компетенций «Цифровые технологии»Директор по особым поручениям Госкорпорации Ростех, российский предприниматель, медиаменеджер, продюсер, основатель Центра стратегических коммуникаций «Апостол». Является членом советов директоров ЦНИИ Электроника, РТ-Информ, РТ-Экспо, НЦИ, а также членом совета директоров Mail.ru Group.
- Со-руководитель центра компетенций «Цифровые технологии»Первый заместитель генерального директора — директор Блока по развитию и международному бизнесу Госкорпорации «Росатом», директор ОАО «Атомэнергопром». С 2000 по 2011 год занимал руководящие посты в ЗАО «РЕНОВА», ОАО «ТВЭЛ», ОАО «Атомэнергомаш». Защитил диссертацию по теме «Государственное управление: средства в экономической сфере». Кандидат юридических наук.
- Руководитель центра компетенций «Нормативное регулирование»Председатель Правления Фонда «Сколково». Член Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации. Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса. Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Автор более 30 научных публикаций по проблемам гражданского права. Имеет государственные и ведомственные награды, благодарности Президента Российской Федерации.
- Руководитель группы «Нормативное регулирование»Кандидат юридических наук. Член Правления — вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти и связям с общественностью ПАО «МТС». Член правления, вице-президент Объединения корпоративных юристов России (ОКЮР), старший директор Ассоциации независимых директоров. Член Комиссии Российского союза промышленников ипредпринимателей (РСПП) по связи и ИТ-технологиям, Ассоциации юристов России и Ассоциации антимонопольных экспертов. Член Совета по совершенствованию третейского разбирательства под председательством Министра юстиции РФ. Имеет государственные и ведомственные награды.
Учредители автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика»