Что не так с законом «О ЦФА». Все про регулирование криптовалют в России

Закон о криптовалюте в России в 2022 году уже работает. Что регулирует закон? Какие понятия вводит в правовое поле? Что нельзя и что можно делать с криптовалютой в России? Разбираемся с законодательными новшествами в области криптовалюты и делаем обзор закона о цифровых финансовых активах в нашем материале.

О ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВАХ, ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЕ

И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

22 июля 2020 года

24 июля 2020 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федерального закона от 14. 2022 N 331-ФЗ)

(см. Обзор изменений данного документа)

Изменения, после которых заговорили об онлайн-кассах, внес в 54-ФЗ закон от 03. 2018 № 290-ФЗ. Он же ввел в ст. 5 КоАП ответственность и штрафы за нарушение закона о применении ККТ.

Последние значительные изменения в закон 54-ФЗ были введены нормативным документом от 03. 2018 № 192-ФЗ. Эта редакция, например, дала право ИП на патенте за отдельными исключениями не использовать ККТ и добавила новые реквизиты в чек, часть из которых должны применяться с 01. 2019.

Основные понятия закона о криптовалюте

Что регулирует закон о криптовалюте в России в 2022 году? Приведем определения понятий, данные в тексте ФЗ о цифровых финансовых активах. Сразу скажем, что понятию «криптовалюта» ФЗ о цифровых активах определения не дает.

Криптовалюта в России регулируется федеральным законом от 31. 2020 № 259-ФЗ, вступившим в силу с 01. 2021.

Что не так с законом «О ЦФА». Все про регулирование криптовалют в России

Правила учета акций в бухучете мы описали в нашем материале.

Итак, вместо распространенного термина «криптовалюта» закон о цифровых активах использует термин «цифровая валюта». И сразу поясним: пусть определение цифровой валюты (ЦВ) не вводит никого в заблуждение. На данный момент расплачиваться ей на территории РФ запрещено. Подробнее об этом — ниже.

Что не так с законом «О ЦФА». Все про регулирование криптовалют в России

ВАЖНО! Рассматриваемый закон не распространяется на обращение безналичных денежных средств, электронных денежных средств, а также на выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг.

Майнинг криптовалют признали предпринимательской деятельностью. Подробности в нашем материале.

Почему предприниматели выбирают кассы от МТС

МТС Касса 5″

Печать чека за 6 сек

Встроенный 1D/2D фотосканер

MТС Касса 7″

Печать чека за 7 сек

Подключение сканера, весов

По нескольким причинам

  • Можно подобрать онлайн-кассу для любой торговой точки ─ как для помещений со стационарными электричеством и интернетом, так и выездной торговли даже в таких местах, где нестабильная мобильная связь.
  • Подходит для любого бизнеса, в том числе ломбардов, агентов, кафе, есть даже режим для продажи билетов. Здесь предусмотрено все для работы с Егаис и маркированными товарами.
  • Легко соблюдать законы и работать без штрафов, так как кассовая программа и ее обновления бесплатны.
  • Просто работать с номенклатурой ─ создавать и редактировать базу товаром можно как на кассе, так и в личном кабинете. Есть все возможные способы для занесения товара в чек.
  • Экономия на эквайринге. В МТС Кассу встроена СБП (Система быстрых платежей). Прием безналичных платежей по ставке 0,4-0,7%, что гораздо ниже ставок эквайринга.
  • Товарный учет уже встроен.
  • Мы даем готовое решение для интернет-торговли ─ сайт за 1 день, настройка приема оплат, экономия на кассах для курьеров или организация доставки компаниями-партнерами.
  • Настраиваем и автоматизируем бухучет ─ МТС Кассы интегрированы с популярными учетными сервисами 1С, Мое Дело, Контур.Эльба.
  • Удаленный контроль торговли через бесплатное мобильное приложение для владельца бизнеса.

Новый законопроект «Об электронной торговле» призван легализовать сделки, заключенные в электронной форме. Такую оценку в интервью РБК высказал исполнительный директор Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), принявшей участие в разработке документа, Антон Никольский.

Что не так с законом «О ЦФА». Все про регулирование криптовалют в России

Как сообщили 4 февраля 2004г. в пресс-службе Госдумы, четвертая версия законопроекта, который обсуждается с 2001г. , внесена на рассмотрение ГД РФ депутатами В. Комиссаровым и К. Ветровым 31 января 2005г. Данная версия законопроекта подготовлена рабочей группой, созданной при комитете по информационной политике Госдумы.

В апреле 2004г. Госдума отклонила законопроект по причине того, что вопросы, которые затрагивались в законопроекте, уже урегулированы вступившим в силу законом «Об электронной цифровой подписи», а также Гражданским кодексом РФ и Арбитражно-процессуальным кодексом РФ.

Никольский подчеркнул, что в новой редакции законопроекта закрепляется положение о том, что электронное сообщение, подписанное электронной подписью, в порядке, предусмотренном законодательством РФ или соглашением сторон, может быть представлено в качестве письменного доказательства, в соответствии с гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством РФ. Таким образом, документ предлагает приравнять статус электронно-цифровой подписи (ЭЦП) и электронной подписи (ЭП), которую участник электронной торговли сможет использовать на свое усмотрение, пояснил он.

В качестве ЭП смогут выступать специализированные карточки, программные продукты, дискеты и прочее. Как отметил А. Никольский, такой статус ЭП позволит коммерческому сегменту не зависеть от норм по ЭЦП, а также ожиданий пересмотра ряда позиций действующего законодательства по ЭЦП, которые бы предоставили адекватные инструменты для электронной торговли.

Таким образом, предложенный законопроект содержит специальную норму, гарантирующую, что сделки в электронной торговле не могут быть признаны недействительными только на том основании, что они совершены с использованием электронных сообщений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Помимо этого сформулированы понятия автоматизированной информационной системы и автоматизированной сделки, что позволяет выстроить правовую конструкцию, регламентирующую использование вэб-сайтов, размещенных в сети Интернет, в качестве легитимного инструмента электронной торговли. При этом документ закрепляет права лиц, приобретающих товары, работы, услуги с использованием электронных сообщений. Впервые также вводятся правовые конструкции оригинала и копии электронного сообщения, используемого в электронной торговле.

Важной инновацией законопроекта является также принцип соблюдения конфиденциальности информации о частном лице, имеющем отношения с электронным магазином. При этом профессиональные участники электронной торговли обязаны предоставлять покупателям (заказчикам) товаров (работ, услуг) в электронном виде информацию о своем правовом положении, а также обеспечивать доступ к такой информации. «Сейчас информацию о себе предоставляет незначительное число электронных магазинов», — подчеркнул А. Никольский.

Законопроектом предусматривается, что регулирование сферы электронной торговли будет осуществляться на принципах саморегулирования, когда правила профессиональной деятельности участников электронной торговли и стандарты осуществления электронной торговли устанавливаются и контролируются саморегулируемой организацией. С этой целью предусмотрено введение категории «профессиональных участников» электронной торговли, которые разделены на «организаторов» электронных торгов (торговые посредники, производители, поставщики товаров и услуг) и «информационных посредников» (операторов электронной торговли, в качестве которых, в частности, могут выступать владельцы информационных ресурсов).

В целом под электронной торговлей разработчики законопроекта понимают предпринимательскую деятельность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемой с использованием современных инфокоммуникационных технологий, а именно сетей общего доступа (интернет), корпоративных сетей, и электронного обмена документами (EDI).

Законопроект соответствует типовому закону UNCITRAL «Об электронной торговле» 1998г. и директиве Европейского союза «Об электронной торговле» 2000г.

Отметим, что по данным аналитиков, доля пользователей интернетом в структуре потребителей РФ в 2004г. заметно возросла — до 24,7% против всего 6% в 2003г. Соответствующие выводы содержатся в социо-маркетинговом исследовании «Портрет российского потребителя — 2004г. » компании Data Direct. Отмечается, что 60% опрошенных не пользуются интернетом, из них 12,1% (наибольшая доля) пользуются всемирной паутиной на работе. Доля пользующихся интернетом дома составила в 2004г. 7,8%.

При этом, как отметила коммерческий директор Data Direct Валерия Павлюковская, если исследование 2003г. охватывало потребителей, совершающих покупки по каталогам и в интернет-магазинах, то 2004г. оно было распространено на традиционных покупателей, к которым, как правило, относятся люди старшей возрастной группы (55-64 года) и с невысоким уровнем доходов (менее 300 долл. в месяц). Поэтому можно говорить, что в более узкой группе потребителей, обладающих средними и выше средних покупательскими возможностями, уровень использования интернета может оказаться выше 25%.

Как власти планируют контролировать майнинг, какие хотят взимать налоги за сделки с биткоином и другие детали нового документа. Подробный разбор федерального закона о цифровых финансовых активах и замечания к нему от юристов

Читать также:  Что такое офлайн в онлайн-бизнесе?

Что не так с законом «О ЦФА». Все про регулирование криптовалют в России

1 января 2021 года в России вступит в силу закон «О цифровых финансовых активах» (ЦФА). В Госдуме его рассматривали более 2,5 лет, он был принят и подписан президентом Владимиром Путиным летом нынешнего года. Moscow Digital School опубликовала подробный анализ федерального закона.

Последняя версия закона «О ЦФА» существенно отличается от принятой в первом чтении. Документ был представлен с пакетом актов — проектами трех федеральных законов, касающихся непосредственного регулирования рынка криптовалют, а также уголовной и административной ответственности за нарушения новых правил. Последние акты были направлены на доработку после резко негативной реакции сообщества и бизнеса.

Пробелы в регулировании

Юристы Moscow Digital School подчеркнули, что из-за ряда пробелов в регулировании, для многих сторон криптобизнеса ситуация осталась без изменений. Многие термины, используемые криптосообществом, уже были изобретены и успешно используются в мировой практике, однако в законе о ЦФА вместо них применяются свои собственные, которые вводят новые правовые институты и создают неопределенность.

В отличие от ряда зарубежных стран, в законе нет регулирования для некоторых типов токенов и криптовалют с разным функционалом и сущностью. При этом под определение цифровой валюты в соответствии с документом «О ЦФА» могут подпадать, например, бонусы, а также используемые в электронной коммерции сертификаты. За рамками понятий остались многие виды деятельности, прежде всего, майнинг.

«Тогда как от Закона о ЦФА ожидали введения единого аппарата и понятийной правовой базы для всего криптовалютного рынка в целом, в результате он стал основой исключительно для цифровизации российских активов, выпуска цифровых дубликатов ценных бумаг по российскому праву — которые сложно выводить на международный рынок», — говорится в отчете.

В документе присутствуют противоречащие друг другу нормы. Например, согласно определению, данному в законе «О ЦФА», цифровая валюта признается средством платежа и может являться инвестицией. Однако в соответствии со ст. 14, российские юридические и физические лица не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, услуги или в качестве оплаты иным образом. Это противоречит признанию криптовалюты средством платежа и значительно ограничивает ее использование на территории России, а также снижает экономическую целесообразность владения криптовалютой.

Специалисты уверены, что авторам закона так и не удалось выработать адекватное определение цифровой валюты. В документе говорится: «криптовалюта — это токены, по которым отсутствует обязанная сторона». Такое определение от противного позволяет отнести к криптовалюте большое количество различных электронных записей (аккаунты, электронную валюту и так далее). Поэтому авторы дополнили, что криптовалюта — это не любые записи, а те, что могут быть либо средством платежа, либо инвестирования.

По новому закону судебная защита прав на цифровую валюту возможна лишь в случае, если она специальным образом декларировалась и с нее выплачивались налоги (п. 6 ст. 14). Неясно, как это будет проверяться — в декларации доходы от продажи цифровой валюты могут указываться совершенно по-разному, а хранение цифровой валюты (без извлечения дохода) никогда не требовалось отдельно декларировать. Вероятно, ФНС или Минфин позднее дадут разъяснения по этому поводу.

«Также, разумеется, чрезвычайно сомнительна сама идея, что для получения судебной защиты собственник цифровой валюты должен подтверждать выполнение неких публичных обязанностей — почему уплата или неуплата налогов влияет на наличие судебной защиты, то есть, по существу, на само право собственности?», — задаются вопросом в Moscow Digital School.

Пока в законе «О ЦФА» нет норм, посвященных майнингу. В конце августа Минфином был разослан в профильные ведомства пакет законопроектов о внесении поправок в еще не вступивший в силу документ. В нем косвенно упоминается добыча криптовалюты и написание софта. Однако в том же пункте установлен запрет на получение оплаты за такие действия в цифровой валюте.

На практике майнеры, как правило, получают вознаграждение именно в виде криптовалюты. Если предлагаемый пакет законопроектов будет принят, российским предпринимателям, занимающимся добычей криптовалюты, придется искать обходные пути, чтобы не попасть под административную и уголовную ответственность, которую также предлагает ввести Минфин, предупредили юристы.

Биржи и обменники

Закон о цифровых финансовых активах вводит новый субъект российского крипторынка — операторы обмена цифровых финансовых активов. Они по сути являются криптобиржами, но только для обмена токенов, которые признаются по российскому законодательству цифровыми правами. На сегодняшний день такими специальными законами являются ФЗ об инвестиционных платформах и ФЗ о ЦФА. Операторы обмена могут организовывать торговлю утилитарных цифровых прав и цифровых финансовых активов.

Существующие криптобиржи, торгующие криптовалютами, например, биткоином и Ethereum, не подпадают под определение нового субъекта и остаются неурегулированными. Закон о ЦФА прямо допускает возможность организации на территории России площадки для обмена криптовалют.

Закон устанавливает требования «деловой репутации» к исполнительным органам информационной системы, оператора обмена ЦФА. Такие требования включают отсутствие неснятой и непогашенной судимости, отсутствие за последние годы фактов привлечения к административной или уголовной ответственности в связи с банкротством, в связи с деятельностью финансовой организации, сведений о причастности лиц к экстремистской деятельности или терроризму и др.

Оператор обмена ЦФА обязан хранить информацию о сделках с ЦФА не менее 5 лет. Банк России вправе установить дополнительные требования к деятельности информационных систем и операторов обмена ЦФА, например, к операционной надежности и к предоставлению отчетности. Подобные требования могут усилить транспарентность, а также повысить безопасность.

«Однако при установлении требований должен учитываться принцип технологической нейтральности, то есть возможность использовать любые технологии безопасности, а не только те, которые разработаны или установлены государством», — подчеркнули юристы.

Закон устанавливает требования к рекламе ЦФА, в частности, необходимость предупреждать инвесторов, что предлагаемые активы являются высокорисковыми, и их приобретение может привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. Такое требование о предупреждении инвесторов о возможных рисках покупки ЦФА распространено во многих странах (Франция, Швейцария, США).

Закон о ЦФА не регламентирует вопросы, связанные с налогообложением цифровых финансовых активов. Вопрос налоговых последствий совершения сделок с криптовалютой остается открытым. В мире вопросы налогообложения чаще всего решаются за счет профильных разъяснений органов налоговой службы по системам уплаты налогов с операций с цифровыми активами.

«Оборот криптоактивов будет подчиняться общим правилам налогообложения, что может привести к ряду затруднений и противоречий и, очевидно, будет работать против развития нового рынка», — пояснили эксперты.

В настоящее время в России не определен подход к косвенному налогообложению криптоактивов. В мае 2018 года Минфин выразил свое мнение о налогообложении криптовалютных операций для физических лиц.

особый порядок налогообложения доходов физлиц при совершении операций с криптовалютами не установлен, физические лица должны самостоятельно исчислить налог и подать декларацию в инспекцию; налоговая база по операциям купли-продажи криптовалют определяется в рублях как превышение общей суммы доходов от продажи криптовалюты над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение; до законодательного урегулирования вопросов, связанных с обращением и налогообложением криптовалют, при определении налоговой базы необходимо исходить из ст. 220 НК РФ», — говорится в письме Минфина.

Касательно корпоративного налогообложения в министерстве подчеркивали, что согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая для российских организаций в общем случае как разница между полученными доходами и произведенными расходами, квалифицируемыми в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.

«Логика положений главы 25 НК РФ подразумевает налогообложение всех доходов, полученных налогоплательщиком при осуществлении деятельности, за исключением поименованных в ст. 251 НК РФ. При этом особый порядок налогообложения доходов при совершении операций с криптовалютой главой 25 НК РФ не установлен», — объяснили в Moscow Digital School.

Руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при президенте РФ Антонина Левашенко предупредила, что с 1 января 2021 года криптобизнес, по сути, не сможет использовать криптовалюту для своих операций. Это значит, что ему будет невыгодно работать на территории России.

Читать также:  Лига цифровой экономики офис москва

«На данный момент по смыслу закона запрещены будут именно операции по оплате в криптовалюте, теоретически операции по обмену криптовалюты на фиатные средства или другие криптовалюты (как конвертация) не ограничены. Не запрещено также и получение, например, зарплаты в криптовалютах. Смена юрисдикции крупного и не очень криптобизнеса — это то, что ожидает криптоэкономику в России, ведь ни одна из развитых стран не вводит запретов на использование криптовалют», — предупредила Левашенко.

По ее словам, поправки, предложенные Минфином, могут еще больше усугубить ситуацию. Например, ограничить возможность покупки криптовалюты, а также получения зарплаты в криптовалюте. Подобный запрет не только обесценивает криптовалюту, но и влечет отток бизнеса и капитала из России.

— Штрафы и уголовное дело. Как инициатива Минфина повлияет на криптобизнес

— ЦБ не поддержал проект по майнингу криптовалют из своей «песочницы»

— На фестивале в России впервые напитки продали за биткоины. Законно ли это

Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.

Нюансы операций с ЦВ

Так как ЦВ затрагивает многие сферы жизни, дополнения о порядке ее использования были внесены в различные законы.

Так, в законе о противодействии легализации доходов (115-ФЗ); законе, затрагивающем банкротство (127-ФЗ); законе об исполнительном производстве (229-ФЗ), а также в ряде других ЦВ обозначена имуществом.

При этом, например, в Семейном и Гражданском кодексах ЦВ не упоминается до сих пор. То есть, например, как ее делить между супругами и наследовать, пока законодательно не определено.

Повторимся, что федеральный закон о цифровых финансовых активах прямо запрещает следующие действия с ЦВ.

Что не так с законом «О ЦФА». Все про регулирование криптовалют в России

Кроме того, чтобы иметь право на судебную защиту в части операций с ЦВ, лицо обязано информировать об обладании ЦВ и совершении сделок с ней по правилам, установленным законодательно.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Согласно письму Минтруда от 16. 2020 № 18-2/10/В-12085 к цифровой валюте не относятся бонусные баллы, накопленные на дисконтных картах, начисленные организациями за их услуги и товары.

Особенности оборота ЦФА

Цифровые финансовые активы (ЦФА) выпускают на основе решения о выпуске, которое должно содержать следующие данные:

Что не так с законом «О ЦФА». Все про регулирование криптовалют в России

Решение создается в электронном виде и подписывается ЭЦП ИП или директора организации, выпускающими ЦФА.

ВАЖНО! Выпускать ЦФА могут только ИП или юридические лица.

Как получить ЭЦП с 2022 года, мы рассказывали в статье.

Права, удостоверенные ЦФА, возникают у первого обладателя, внесенного в информационную систему. Учет ЦФА производится в информационной системе, где они были выпущены, путем внесения записей в систему. Записи могут вноситься по указанию лиц, выпускающих ЦФА, или по указанию обладателей ЦФА.

ВАЖНО! Выпуск и учет ЦФА производится только путем внесения записей в информационную систему на основе распределенного реестра (это совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов) или иную информационную систему.

Обладателем ЦФА, согласно закону о цифровых финансовых активах, является лицо:

  • включенное в реестр пользователей информационной системы, ведущей учет ЦФА;
  • одновременно с этим имеющее доступ к системе через уникальный код.

Банк России определил ЦФА, которые может приобретать только квалифицированный инвестор. Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и перейдите в перечень ЦФА, которые не доступны неквалифицированным инвесторам.

259-ФЗ о цифровых финансовых активах не дает определенного перечня операций, которые могут быть произведены с ЦФА, но упоминает, в частности:

  • сделки купли-продажи ЦФА;
  • обмен ЦФА одного вида на ЦФА иного вида.

Участники операций с ЦФА

Согласно закону о цифровых активах и криптовалюте операции с ЦФА невозможно производить без участия:

Что не так с законом «О ЦФА». Все про регулирование криптовалют в России

Большая часть закона о цифровых финансовых активах и криптовалюте посвящена именно этим двум лицам.

Оператор информационной системы

Таковым может стать юридическое лицо (в том числе банки и организаторы торговли), внесенное в специальный реестр операторов информационных систем. Порядок ведения реестра утвержден положением Банка России от 16. 2022 № 746-П.

Закон о цифровых активах и криптовалюте в 2022 году предъявляет определенные условия к операторам информационных систем:

  • единоличный исполнительный орган оператора и главный бухгалтер должны удовлетворять квалификационным требованиям;
  • оператор обязан обеспечивать бесперебойную работу информационной системы, надежное хранение информации;
  • оператор должен создать службу внутреннего контроля и службу управления рисками либо назначить должностное лицо, ответственное за эти участки деятельности;
  • оператор должен вести реестр пользователей информационной системы;
  • оператор обязан предоставлять имеющиеся у него сведения в определенных законом случаях (например, по требованию суда).

Оператор обмена ЦФА

Сделки с ЦФА совершаются через оператора обмена ЦФА.

Требования, предъявляемые к оператору информационных систем практически аналогичны требованиям, предъявляемым к оператору обмена ЦФА.

Налоги и цифровые активы

Правовые нормы операций с цифровыми активами только разрабатываются. Будут вноситься дополнения и изменения в действующие акты, упорядочивающие работу с криптовалютой. Будет меняться и сам закон о криптовалюте в России.

На конец мая 2022 года в первом чтении принят законопроект № 106872-8, где обговариваются некоторые вопросы налогообложения деятельности операторов информационных систем и операций с ЦФА:

  • предполагается освободить от НДС услуги операторов информационных систем и операторов обмена ЦФА;
  • предполагается освободить от НДС реализацию ЦФА;
  • предложены особые правила определения налоговой базы по НДС в отношении ЦФА и применения вычета;
  • вводится порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль и НДФЛ по операциям с ЦФА.

Если всё пойдет по плану, новшества вступят в силу с 01. 2022.

Об учете ЦФА в целях УСН было выпущено письмо Минфина России от 17. 2020 № 03-03-11/99914. Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и прочитайте разъяснения чиновников.

Какие требования сегодня установлены законом к ККТ?

Онлайн-кассы по закону 54-ФЗ должны:

  • работать с фискальным накопителем (ФН)
  • подключаться к интернету
  • передавать информацию оператору фискальных данных (ОФД) через интернет обо всех продажах в режиме онлайн
  • формировать детальный чек с обязательными реквизитами, установленными ст.4.7 ФЗ-54, в том числе QR-кодом

В законе о применении ККТ также установлены требования к отдельным ситуациям:

  • все возвраты товаров нужно пробивать на кассе с признаком расчета «Возврат прихода», это нужно для корректировки суммы выручки магазина в базе ФНС
  • перед началом расчетов надо формировать отчет об открытии смены, по окончании ─ отчет о закрытии смены
  • в случае расчетов без контрольно-кассовой техники, например, отключили электричество, а касса не может работать без сети, нужно обязательно пробивать чек коррекции и готовить пояснительные документы по сложившимся обстоятельствам
  • информация о проданных товарах и услугах, отраженная в чеке, должна передаваться оператору фискальных данных (ОФД) не позднее 30 дней с момента выдачи такого чека. Это дает возможность продавцам при временном отсутствии интернета пробивать чеки, но только на кассе, которая после восстановления соединения сможет передать информацию ОФД
  • касса должна уметь не только печатать чек, но передавать его по требованию покупателя в электронном виде на email или телефон

МТС Касса полностью соответствует требованиям 54-ФЗ и подходит для любого бизнеса. Для удобства предпринимателей предусмотрена аренда МТС Касс любой модели.

Товароучетная программа МТС

Ведёт складской учет

Контролирует работу кассира

ИП, которые продают товары собственного производства, оказывают услуги, выполняют работы и работают без сотрудников могут не применять онлайн-кассу до 01. 2021.

Если у меня ИП на УСН, ОКВЭД на услуги и есть один работник, нужна ли онлайн-касса?

Как только вы приняли на работу хотя бы одного сотрудника, нужно выдавать чеки при расчетах. На регистрацию кассы, согласно ст. 2 закона № 129-ФЗ от 06. 2019, у вас есть 30 календарных дней с даты заключения трудового договора.

При этом остаются отдельные категории бизнеса, которые могут работать без кассовой техники. Они перечислены в ст. 2 закона 54-ФЗ.

Читать также:  Цифровизация таможни особенности и перспективы

Как по закону выдавать чеки при интернет-торговле?

У интернет-магазинов есть два способа передавать чеки покупателям: самостоятельно или через платежных агентов.

Чеки должны быть выданы от имени магазинов в следующих случаях:

  • Выдача заказов и прием оплаты в пункте самовывоза, в помещении которого установлена онлайн-касса. Чек нужно распечатать после получения оплаты.
  • Перечисление оплаты через оператора банка или платежные системы: Яндекс.Деньги, Вестерн-Юнион, Единая касса, Деньги.мэйл.ру и другие. Такие случаи не относятся ни к прямым, ни к дистанционным отношениям продавца и покупателя. Поэтому, на основании п.5.3 и п. 5.4 ст.1.2 54-ФЗ, продавец должен передать электронный или бумажный чек не позднее следующего за днем расчета рабочего дня, но до момента передачи товара.При этом для курьеров, которые привозят уже оплаченный на сайте товар, касса не нужна.
  • Передача товаров и получение оплаты через курьеров. У них с собой должна быть онлайн-касса для выдачи чека. Для курьеров касса должна быть мобильной и компактной.

Во всех вышеперечисленных случаях у интернет-магазинов должна быть касса. Закон разрешает выдавать покупателю не только бумажные, но и электронные чеки. Если чеки отправляются покупателям только в электронном виде, можно подключить облачную кассу. Но и для нее фискальный накопитель и регистрация в ФНС обязательны.

Облачная касса будет интересна тем, у кого офлайн продаж и пунктов выдачи нет. Если у вас есть хотя бы одна точка с офлайн платежами, то мы рекомендуем за основную кассу взять кассовый аппарат МТС. Его можно установить в оффлайновой точке продаж и подключить к ней сайт. Таким образом вы сможете обойтись одной онлайн кассой для продаж в интернет-магазине, офлайн-точке продаж и даже через курьеров.

Для магазинов со своей курьерской доставкой МТС разработало решение, с которым организовать работу курьеров можно без покупки дополнительных кассовых аппаратов.

Для расчета с покупателями интернет-магазин может сотрудничать с платежными агентами. К ним относятся: почта России, транспортные компании, сети пунктов самовывоза (Boxberry, СДЭК) и постаматов (PickPoint), платежные сервисы (Robokassa).

В таких случаях на основании договора агент принимает оплату и выдает покупателю чек от своего имени. В том числе и когда доставляет покупки через своих курьеров. Полученные за товар деньги, за вычетом комиссии, агент перечисляет на расчетный счет продавца.

Онлайн-касса для интернет-магазинов не нужна, когда они рассчитываются с покупателями через платежных агентов.

Как выбрать кассу под 54-ФЗ

Часто предприниматели при выборе кассы отталкиваются от цен на ККТ, так как не знают, на какие параметры еще обратить внимание, а кто-то считает, что вся техника по функциональности примерно одинаковая.

Но это не так.

Во-первых, есть разные виды касс: автономные, смарт-терминалы, POS-системы, фискальные регистраторы и облачные. Все они отличаются по возможностям и подходят не для всех видов деятельности. Например, облачные применяют только для расчетов через интернет.

Во-вторых, «кандидатов» на кассу для вашего бизнеса надо оценить как минимум по 10 критериям:

  • соответствие техническим параметрам торговой точки;
  • работа с номенклатурой;
  • цена кассовой программы;
  • стоимость и порядок обновлений;
  • необходимость доплаты за работу с маркированными товарами;
  • возможность подключения товароучетного сервиса для продажи алкоголя и автоматизации торговых процессов;
  • организация техподдержки ─ режим работы, способы связи, стоимость;
  • необходимость подключать программы от разных разработчиков;
  • возможность экономить на эквайринге;
  • наличие интеграции с сервисами для ведения учета для его автоматизации.

Подробнее о том, как правильно подобрать себе кассу мы писали в статье «10 важных критерий для выбора онлайн-кассы», там же вы найдете чек-лист.

Возможна ли аренда контрольно-кассовой техники в рамках 54-ФЗ?

Аренда кассы не противоречит требованиям 54-ФЗ, если в аппарате стоит ФН, зарегистрированный на арендатора. В случае проверки штрафы наложены не будут.

Аренда ККТ не отменяет установку индивидуального ФН в кассовый аппарат. Согласно п. 8 ст. 2 54-ФЗ, при снятии кассы с учета ФН нужно технически закрыть. Это значит, что его переводят в такой режим, когда считать данные с него можно, а записать нельзя. Использование одного и того же ФН для разных пользователей ─ нарушение закона о применении контрольно-кассовой техники.

Аренда кассы ─ хороший вариант для работы в рамках закона. При выборе компании-арендодателя обращайте внимание не только на цену, но и на условия аренды.

Что скрывают условия аренды?

не придется ли открывать расчетный счет в определенном банке и соглашаться на невыгодные условия по РКО и эквайрингу;

нужно ли самостоятельно покупать ФН или он уже входит в арендную плату;

на какой минимальный срок заключается договор и будут ли штрафные санкции, если отказаться от арендованной кассы раньше срока;

какие услуги включены в стоимость аренды, например, предполагается ли настройка, регистрация кассы, подключение к ОФД, сервисное обслуживание или за все это надо платить отдельно;

кто будет оказывать помощь в случае аренды кассы не у производителя или его сертифицированного партнера, это важно, так как работники стороннего арендодателя могут разбираться в технике лишь поверхностно;

заменят ли кассу при ее поломке или вам придется останавливать продажи до конца ремонта;

за чей счет будет продлеваться договор с ОФД и меняться ФН;

нужно ли платить отдельно за использование программного обеспечения и его обновления;

получится ли выкупить кассу в будущем и по какой стоимости;

будут ли скидки, если арендовать сразу несколько касс.

У МТС Кассы предусмотрено несколько тарифных планов аренды кассы, которые учитывают разные потребности и возможности бизнеса. Благодаря этому, аренда становится доступной для всех предпринимателей.

Ответственность за нарушение закона об онлайн-кассах

За нарушение кассового законодательства в ст. 5 КоАП установлены штрафы и другие административные наказания:

Про все штрафы мы писали в статье Штрафы за нарушение работы на онлайн-кассе

Федеральный закон 54-ФЗ устанавливает правила работы с онлайн-кассами. Их легко соблюдать, если выбрать кассовый аппарат, программа которого настроена с учетом требования закона.

Получить бесплатную консультацию

Какие установлены этапы перехода на онлайн-кассы?

  • с 01.02.2017 ─ ФНС перестала регистрировать кассы старого образца;
  • с 31.03.2017 ─ перешли организации и ИП, торгующие крепким алкоголем, если до этого они не использовали кассу;
  • с 01.07.2017 ─ налогоплательщики на ОСН, УСН, ЕСХН, кроме тех, кто оказывает услуги населению. Начиная с этой даты ФНС штрафует за старые кассы;
  • с 01.07.2018 ─ общепит и розница на патенте, владельцы вендинговых аппаратов на любом налоговом режиме с наемными работниками;
  • с 01.07.2019 ─ организации и ИП, которые оказывают услуги населению, общепит, розница, вендинг без сотрудников, организации, выдающие займы;
  • с 01.01.2021 ─ ИП без сотрудников, которые оказывают услуги, выполняют работы и продают товары собственного производства.

Для чего нужен чек коррекции?

С помощью чеков коррекции кассир должен провести выручку, которая была получена при техническом сбое кассы, или исправить ошибочные операции.

При использовании ФФД 1. 05, чек коррекции не пробивают, а в случае ошибки, например, ввода неправильной цены, количества, ставки НДС, для изменения данных чека с признаком расчета «Приход» надо:

  • сформировать новый кассовый чек с признаком расчета «Возврат прихода» и с фискальными данными чека с ошибкой;
  • пробить новый корректный кассовый чек с признаком расчета «Приход».

По такому же алгоритму нужно исправить ошибочный чек с признаком расчета «Расход».

Для исправления ошибок при использовании ФФД 1. нужно использовать чек коррекции.

Если касса не работала, и не было возможности выдавать чеки покупателям, выручку за время сбоя после восстановления контрольно-кассовой техники, независимо от ФФД, надо провести через чек коррекции.

Дата публикации: 23. 2019

Электронная коммерция

Подборка наиболее важных документов по запросу Электронная коммерция (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Интернет:
  • Cookie
  • pravo gov ru
  • Pravo.gov.ru
  • Адрес электронной почты
  • Аренда доменного имени

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *