Во время пандемии коронавируса Госдума РФ практически незаметно 17 апреля приняла во втором чтении правительственный законопроект «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ», включающий в себя всю полную информацию о каждом гражданине страны — от рождения до смерти.
По мнению законодателей, он необходим, но таит в себе определенные опасности
В пятницу, 17 апреля, Госдума приняла во втором чтении законопроект «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ», аккумулирующий всю информацию о гражданах от рождения до смерти. В системе будут содержаться данные всех документов человека, о также сведения о его семейном положении образовании, местах работы квалификации и многом другом.
По утверждению создателей законопроекта, цели его исключительно благие: сократить сроки оказания госуслуг, повысить эффективность борьбы с мошенничеством в части получения мер соцподдержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей. А также более эффективно оказывать адресную помощь.
Однако звучат и другие мнения. Например, что закон — первый шаг к тотальной слежке за населением и подавлению гражданских свобод.
«Московская газета» поинтересовалась, что думают по поводу законопроекта сами депутаты.
Виталий Милонов, депутат Госдумы: «Цифровизация должна быть добровольной»
Депутат Госдумы Виталий Милонов, голосовавший как член «Единой России» за законопроект, тем не менее, считает его неоднозначным. В разговоре с «Московской газетой» парламентарий отметил, что воплощение идеи должно быть продуманным.
«Дело в том, что это, во-первых, может нести очень большую опасность, если данные окажутся в раках злоумышленников. А такое вполне возможно. О человеке тогда можно будет узнать, если не все, то очень многое. Мы же знаем, как у нас могут обращаться с данными. Ну а, во-вторых, такая цифровизация не должна быть принудительной, она должна быть добровольной. Лично в моем окружении много людей, которые против таких мер. И это не какие-то бородатые дядьки, это люди с нормальным уровнем образования, с развитым интеллектом и хорошим достатком. В определенном смысле цифровизация неизбежна, но загонять в светлое цифровое будущее палкой с ржавыми гвоздями, как у нас любят, не нужно. У людей должен быть выбор. Что же касается возможных опасений по поводу попыток государства зажать граждан в «налоговые тиски», тут тоже нужно разобраться, о чем и идет речь. Пытается ли государство получить какие-то несуществующие доходы или вывести на свет «теневые»? Платить налоги — это наша обязанность, хотя большинству из нас это осознавать и неприятно. Это даже в священных книгах прописано: богу — богово, кесарю — кесарево. У нас зачастую сидит в маленьком магазинчике какой-нибудь гастарбайтер, который думает об экономике своей страны, а не о российской, и просит покупателя: «Дорогой, ты мне переведи вот деньги напрямую на карту. Этот человек ворует деньги у российских пенсионеров и учителей, по сути», — подытожил Милонов.
Депутат Госдумы Ярослав Нилов: «Прежде всего, встает вопрос о безопасности данных россиян»
Коллега Виталия Милонова Ярослав Нилов, представляющий в Госдуме фракцию ЛДПР, комментируя законопроект, также сделал акцент на вопросе обеспечения безопасности при реализации данной инициативы. Разговоры о «цифровом концлагере», по мнению депутата, являются преувеличением. Однако он отметил, что фракция ЛДПР во втором чтении законопроект не поддержала, поскольку к нему есть замечания.
«С одной стороны, все наши данные известны, они есть в различных базах. Та же система персонифицированного учета, та же база данных в Росреестре, ЕГРЮЛ и так далее. Кроме этого, все данные о себе пользователи сами выкладывают, размещают в социальных сетях. В банках известны все счета, все банковские карты. Сотовым операторам известны все мобильные телефоны. И у компетентных органов доступ есть ко всем данным. Поэтому, если задача стоит, если нужно, то и сегодня все данные по человеку известны. Что касается «цифрового рабства», действительно есть такая позиция, такая критика звучит. Я помню, сколько писем поступало в Государственную думу, когда жаловались на систему персонифицированного учета. Это система по всем застрахованным лицам, где каждому лицу застрахованному определяется номер счёта и выдается СНИЛС. И очень много, особенно верующих людей, писали о недопустимости такого решения на государственном уровне, уходя в религиозную трактовку. Поэтому, что бы ни случилось с законопроектом, критики и сторонники будут всегда, как, в принципе, и по любому законопроекту есть сторонники и критики, и это тоже нормально. Но лично меня больше пугает и смущает не то, что все данные обо мне будут собраны в единой базе, а то, насколько это безопасно. Мы знаем, как у нас базы продаются на «Горбушке», как у нас базы утекают в сеть, как у нас несанкционированно получают доступ к этим базам, несмотря на то, что это персональные данные, есть закон о персональных данных и ответственность. Всё равно наши данные вытаскиваются из разных баз, используются, в том числе, и для нечестной конкурентной борьбы в бизнесе, политике и экономике. Где гарантия, что всё это будет защищено и не утечет в открытый доступ? Вот главный вопрос», — обозначил свою позицию Ярослав Нилов.
Яков Якубович, глава муниципального округа «Тверской»: «С помощью цифровизации власть хочет добиться от людей лояльности»
Глава Тверского муниципального округа города Москвы Яков Якубович считает, что принятие закона о «цифровизации населения» хоть и несет практическую пользу, может в итоге обернуться тотальной слежкой за каждым из россиян.
«С одной стороны, создание Единой информационной системы оправдано. Появление единой базы данных серьёзно снизит проблемы с информационным взаимодействием между ведомствами, сократит сроки оказания государственных и муниципальных услуг. Именно так написано в пояснительной записке. Если обратиться к опыту европейских стран, то у них достаточно давно введены ID с чипами, на которых записана обширная информация о гражданине и даже просто о людях, имеющих временный вид на жительство.
Однако у нас, как говорится, всё красиво, да животу тоскливо. Многие СМИ и политологи в пух и прах раскритиковали законопроект. И это вполне обоснованно. Вся информация о человеке: его перемещения, образ жизни, сведения о том, в каких он гостиницах останавливается, какими видами транспорта пользуется, к кому ездит, с кем разговаривает, чем интересуется, питается, какие сайты посещает и т.д. Все сливается загадочный ЕФИР. А что дальше?
К этому прибавляется и еще закон о проведении эксперимента по внедрению технологий искусственного интеллекта в Москве, принятый Госдумой вчера в окончательном третьем чтении. Предполагается, что искусственный интеллект будет получать «обезличенную» информацию, обрабатывать её и далее выдавать свою оценку, что надо поменять в общественных и экономических отношениях в стране. Всё это якобы направлено на обеспечение состоятельности российского бизнеса и экономики, повышение качества жизни граждан России, безопасности и обороноспособности государства. Мне кажется, почти ни у кого не возникает сомнений, для чего на самом деле принимаются эти законы. В действительности все это делается с одной целью —добиться максимальной лояльности граждан. Не законопослушности, а именно лояльности», — подчеркнул Яков Якубович.
Кандидат юридических наук Екатерина Скосаренко видит в желании власти «оцифровать» граждан как положительные, так и отрицательные стороны.
«Это логичный шаг, который позволит систематизировать данные, убрав из них противоречия, и избавит самих же граждан от битв и безумных переписок с госорганами, когда в электронных системах вдруг не оказывается базовых сведений для принятия адекватных решений в отношении граждан по налогам, соцпособиям или же при получении разрешений. Система налоговых сведений ФНС у нас, к слову, до сих пор не объединена с базой госуслуг. Граждане могут 20 лет как проживать в столице, получать московские пособия и соцвыплаты на детей, а налоги им будет начисляться по прописке 20-летней давности где-нибудь в Курской области.
Специфический выбор ФНС как уполномоченного органа, который будет отвечать за общие базы, полностью объясняется желанием реализовать контрольные функций налоговых органов. Соответствующая задача прописана в законопроекте. Однако в основе создания общей базы должен стоять гражданин, его интересы и права, защита конфиденциальности от несанкционированных вмешательств со стороны госорганов, а не явно не целесообразность тотального госконтроля, чтобы, не дай бог, не упустить налоговых поступлений. Депутаты в некоторой степени поправили ко второму чтению законопроект, в частности, утвердили нормы, дающие возможность физическим лицам запрашивать данные о себе из общей базы (в первоначальном тексте законопроекта правительства «почему-то» не оказалось такой возможности). Но что касается главного исполнителя в лице ФНС, возглавляющего ведение общих баз, то его, увы, сохранили», — считает Екатерина Скосаренко.
Цифровизация человека из года в год будет только усиливаться – в этом уверены не только эксперты, стоящие за разработкой новых устройств и технологий, но и противники грядущих изменений. Какие преимущества открыла эра информационных технологий, и какие вопросы еще требуют корректировок – разберемся вместе.
Цифровизация в жизни человека
Вы задумывались, насколько велика роль устройств и технологий для человека 21 века? Даже если нет зависимости от гаджетов, компьютерных игр или социальных сетей это вовсе не означает, что процесс для вас «прошел стороной». Мы уже в шаге от объединения номеров мобильных телефонов, кредитных карточек, паспортов с аккаунтами в социальных сетях, что позволит создать единую базу пользователей, где биография и достижения (может даже сомнительные) будут как на ладони. Конечно, эти идеи пока не реализованы, но уже сейчас информацией, как никогда ранее, легко управлять: находить материалы, людей и предметы, используя один лишь короткий запрос или фотографии, упоминания о той или иной фамилии, объекты на карте, используя данные геолокации. Получать, обрабатывать, загружать, раздавать — терабайты данных повинуются взмаху ваших пальцев или велению клавиш. Причем большинство функций доступны всем, а не только узкоспециализированным специалистам.
Влияние цифровых технологий на повседневную жизнь человека хорошо видно на примере сферы образования. Во многих странах разрабатываются школьные и университетские реформы, направленные на внедрение умных устройств в процесс обучения. Как показывают исследования, интерактивные занятия более эффективны и вызывают больший интерес среди учащихся. Кроме того, нельзя отвергать один из самых очевидных преимуществ цифровой эры – доступ к учебным материалам и исследованиям.
Цифровизация образования направлена на обеспечение непрерывности процесса обучения в течение всей жизни (life-long-learning). Он заключается в самостоятельном поиске информации в Интернете, и в использовании технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности, облачных вычислений и других. Подключение к сети Интернет похоже на читательский билет в библиотеку, но еще и с бонусами.
Цифровизация экономики
Идея технологической трансформации изменила не только подход к выполнению рутинных бытовых дел, но и курс развития целых стран. Цифровизация экономики намного шире, чем просто использование электронных сервисов, понятие охватывает всю систему экономических отношений, которая основана на использовании информационно-коммуникационных технологий.
Многие убеждены, технологии позволят избавиться от существующих проблем, таких как коррупция, и развить экономику. У такого подхода есть много преимуществ:
- стоимость услуг и товаров онлайн, как правило ниже, что играет на руку и потребителю, и производителю, снижающему затраты на содержание большого количества помещений;
- быстрый выход на международный уровень. Международные транспортные компании позволяют без труда организовывать доставку практически в любой уголок Земли;
- упрощенный контроль и анализ всех основных процессов.
В таких развитых странах, как Сингапур, США, Япония, Германия практически все государственные сервисы и производства переведены в онлайн-режим, что положительно сказалось и на состоянии экономики (в них даже появилась новая должность — министр по цифровой инфраструктуре).
Эксперименты и вызовы
Оцифровка данных — бесспорно удобно, но куда приведет общество желание перенести львиную долю реальной жизни на просторы Сети? Один из вариантов развития событий можно увидеть на примере целой страны – Китай. Поднебесная традиционно прикладывает большие усилия, чтобы занимать лидирующие позиции во всех сферах, IT – не исключение. И речь идет не только о выпуске смартфонов или home-гаджетов, а о целом государственном плане: «Программа создания системы социального кредита (2014–2020)».
Идея заключается в создании системы, с помощью которой будут «отслеживать» каждого жителя в режиме реального времени. На начальном этапе, каждому участнику будут выставлены баллы, и в зависимости от числа нарушений или заслуг, эти баллы будут соответственно снижаться или добавляться. Главная задача – предоставление социальных благ и льгот для граждан, оправдавших доверие государства, и ограничения для обладателей низкого рейтинга. Последние могут испытывать сложности при устройстве на работу, получать запрет на выезд за границу, отказ в кредитах. По некоторым данным, крупные города Китая тестируют пилотную версию этой системы.
Перспектива повсеместного использования подобных систем, на первый взгляд, кажется достаточно пугающей. Но именно такие меры помогут решить многие социальные проблемы:
- борьба с уличной преступностью;
- терроризм;
- коррупционные схемы и махинации.
Софт будет оценивать не только нынешние действия, но и мониторить прошлые поступки. Это становится возможным благодаря развитию технологии искусственного интеллекта и использованию современных устройств. Так, в распоряжении властей КНР есть система наблюдения, насчитывающая свыше 170 млн. видео камер. Но видео-слежение было бы менее эффективно без использования технологии распознавания лиц, а с недавних пор активно ведется разработка алгоритма распознавания человека по походке, разработанного компанией Watrix.
Алгоритм распознавания человека по походке позволяет проводить идентификацию «объекта» на расстоянии 50 метров. Обмануть систему (прихрамывая, или по-другому искажая походку) практически невозможно: технология анализирует особенности всего тела. Как выяснилось, в процессе ходьбы, человек совершает примерно 24 дополнительных движения, которые и позволят создать комплексную и точную оценку. И хотя китайские разработчики не были первооткрывателями этой технологии, видимо именно им предстоит довести ее до совершенства.
С одной стороны программы «социального кредита» имеют только плюсы для добропорядочных граждан, но следует понимать, что система будет направлена на фиксацию любых «отклонений». И если появится желание бросить работу, отправиться в бесконечное путешествие, или отказаться от благ цивилизации и вернуться к истокам – программа сделает соответствующие выводы.
Будут ли технологии взяты за основу для построения повсеместных систем наблюдения – неизвестно, но уже сегодня очевидно: цифровизация всех сфер нашей жизни неотвратима. Только те, из нас (пользователей, граждан, предприятий и целых государств), кто сможет принять это и использовать, смогут развить свои возможности. А какие перспективы или сложности для вас создала «оцифровка»?
С каждым годом в мире становится все меньше приватности: города один за другим запускают системы распознавания лиц (умные камеры появились в Лондоне, Москве и Вашингтоне), решение о проценте по банковскому кредиту принимают роботы, а сервисы каршеринга ограничивают нарушителей скоростного режима в аренде машин. Чемпионом по деанонимизации пока выглядит Китай, где в десятках городов развернули систему социального рейтинга и в буквальном смысле присваивают людям оценки в зависимости от исполнения или нарушения ими правил и норм. Чем же обернется бурное развитие цифровых технологий для каждого человека? Последствия цифровизации обсудили на круглом столе «Цифровая трансформация: новые вызовы и новые возможности для общества» в Общественной палате РФ. Рассказываем о наиболее значимых рисках, озвученных экспертами.
Продолжение истории после рекламы
Социальное неравенство останется Еще недавно развитие технологий, а главное, их демократизация обещали свести на нет социальное неравенство. Но, похоже, скорее поменяются критерии социальной стратификации — вместо накопленного богатства или финансового благополучия во главе угла может оказаться гражданская благонадежность. По крайней мере, так это работает в Китае.
«Человек оказывается без альтернативы выбора в обществе, где есть некий черный ящик, в котором аккумулируется информация о любом шаге гражданина, а результатом становится динамично изменяющийся рейтинг его благонадежности, социальный рейтинг», — объясняет доктор экономических наук, профессор, президент АНО «Центр защиты вкладчиков и инвесторов» Артем Генкин.
Этот показатель открывает или блокирует доступ к общественным благам: людей с низким социальным рейтингом ограничивают в выезде за границу, в доступе к банковским услугам, к образованию.
«Речь идет о максимальном облегчении жизни лицам с высоким уровнем общественного доверия и максимальном затруднении для лиц с низким уровнем. Это новый принцип социального расслоения, социального неравенства», — уточняет Артем Генкин.
Китай — пока единственная страна, где такая система стала элементом госполитики, но аналогичный подход может стать реальностью и за его пределами.
«Система, которую развивают в Китае, вполне может воплотиться в формате конкуренции множества частных баз. Это будущее с большим количеством приватности, чем в Китае, но ее размеры все равно, как шагреневая кожа, будут уменьшаться», — полагает Артем Генкин.
Приватность уйдет в прошлое Казалось бы, говорить об эре тотального цифрового контроля рано, ведь многие люди пока лишены интернета и сотовой связи. Как уточнил гендиректор ИД «Аргументы и факты» Руслан Новиков, населенные пункты без сотовых вышек есть и в России. Но только смартфонами в мире пользуются более 3,5 млрд человек, и именно гаджеты становятся «точкой входа» для отслеживания действий их обладателей. Кстати, контроль может исходить не только от государства, но и от производителей устройств и софта, который обеспечивает управление ими.
«По всей планете цифровые гаджеты производят огромный объем big data, в том числе неимоверные количества разноплановой информации персонального характера», — уточняет Артем Генкин.
Увы, но сегодня владельцам цифровых устройств приходится признать почти полную потерю приватности.
«Субъектом доступа может оказаться каждый, если он не Робинзон, который живет на острове без единого гаджета», — отмечает Артем Генкин.
Это отчетливо видно по ситуации с коронавирусом: в Китае появилось приложение, с помощью которого можно понять, не оказывались ли вы в последний месяц в одном транспорте с зараженным человеком.
«Что это означает? Что постоянно ведется слежение за перемещениями каждого человека и что понятие медицинской тайны становится безнадежно устаревшим», — утоняет Артем Генкин.
«Это та самая сингулярность, когда каждый получает возможности для работы, для обретения знаний», — уточнил эксперт.
Но технологии обернулись и физическими рисками: сегодня человек находится в постоянной спешке, ему приходится воспринимать и перерабатывать много информации, а главное, быстро принимать решения, что приводит к стрессу, уточняет исполнительный директор направления Healthcare компании Ipsos Марина Безуглова. Особенно велики риски для младшего поколения. По данным «Лаборатории Касперского», 40% российских детей в возрасте до 10 лет почти постоянно находятся в Сети, отметил второй модератор круглого стола, первый зампред Комиссии ОП по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Вячеслав Лащевский.
«С точки зрения биологической эволюции современный человек недалеко ушел от человека эпохи охоты и собирательства. Наш мозг не изменился, человеку сложно адаптироваться», — уточняет Марина Безуглова.
«Цифра» оборачивается для людей психологической дезадаптацией и проблемами с ментальным здоровьем. А из-за постоянного информационного шума падает и работоспособность: человек попросту лишается способности концентрироваться.
«Наш мозг сегодня работает без отдыха, и мы тем самым лишаем себя возможностей принятия нестандартных решений, креативности, творчества», — говорит Марина Безуглова.
Градус напряженности вырастет Цифровой контроль сделает реальностью не только новые принципы социального неравенства, но и даст поводы для роста напряженности в обществе. Например, это может произойти из-за поражения в правах на кредит пенсионеров или многодетных семей из-за оценок от умных цифровых алгоритмов, говорит Тимур Аитов, заместитель председателя Комиссии по цифровым финансовым технологиям Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике.
«У них самые высокие риски просрочек, банкиры им сразу поставят заградительный процент, эти группы населения не смогут брать кредиты, и возникнет социальная напряженность», — говорит Тимур Аитов.
Сложная ситуация рискует сложиться на рынке такси, где водителей-людей в будущем обещают вытеснить беспилотники, и даже в такой отрасли, как программирование, роботы угрожают специалистам потерей рабочих мест.
«Практически все проекты цифровой экономики имеют последствия, о которых мало кто думает и говорит. Никто не отслеживает долговременные последствия цифровых проектов. А они будут», — считает эксперт.
Всех научат цифровой гигиене Во все времена технологии несли как пользу, так и вред, напоминает директор по работе с госсектором Mail.Ru Group Дмитрий Комендантов.
«У любого дела есть черная и белая сторона, и каждый из нас ответственен за то, как мы используем технологию, как мы выражаем свою общественную и гражданскую позицию», — уточняет он.
Например, человек может более осознанно подходить к использованию гаджетов и даже практиковать цифровой детокс — от путешествий без интернета и телефонов до блокирующей Wi-Fi-сигнал умной одежды и мебели. Так, ведущие компании Кремниевой долины уже начинают советовать клиентам ограничивать время перед экранами гаджетов, напоминает Марина Безуглова. Ответом на нарастающий цифровой контроль может стать техногигиена, которой будут обучать в школах и университетах. Например, в Российском государственном социальном университете у студентов есть цифровые профили, и учащимся советуют ответственно относиться к их наполнению.
«Мы учим, как верно позиционировать себя в цифровом пространстве, что стоит или не стоит о себе говорить. И объясняем студентам, что если ты хочешь строить карьеру, необходимо заботиться о чистоте данных, о том, что ты выкладываешь», — говорит директор НИИ социальных инноваций РГСУ Анастасия Поняшова.
В России появится единый регистр сведений о населении
Наверно, многие уже слышали одним ухом о том, что Государственная Дума приняла в третьем, окончательном чтении «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ». Очень нашумевшая тема за последние пару месяцев, поэтому давайте разбираться что такое цифровизация населения и зачем это нужно.
Единый федеральный информационный регистр, сокращенно ЕФИР, будет содержать конкретные сведения о гражданине, а именно
1) сведения о физическом лице: а) фамилия, имя и отчество; б) дата рождения; в) дата смерти; г) место рождения; д) место смерти; е) пол и в случае его изменения иной пол; ж) сведения о семейном положении; з) гражданство; и) сведения о наличии документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;
Мне кажется, что все эти сведения о себе человек не имеет «под рукой» или частично даже не знает, а правительство будет собирать, хранить и пользоваться этими личными данными за нас и без нашего разрешения.
Закон предполагается ввести в действие с 1 января 2022 года. Некоторые нормы вступят в силу с 1 января 2024 года и с 1 января 2025 года. Также предусмотрен переходный период до 31 декабря 2025 года. Кроме того, до 2023 года нормативные правовые акты РФ не смогут устанавливать требование об использовании регистра в качестве единственного и обязательного источника получения сведений.
Как подчеркивали авторы закона, такая система будет способствовать борьбе с правонарушениями и мошенничеством при получении мер социальной поддержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, позволит повысить собираемость платежей в бюджеты всех уровней, позволит сократить сроки оказания государственных и муниципальных услуг, повысить эффективность государственной политики. Также, целью формирования и ведения ЕФИР является ведение официального статистического учета населения, осуществление полномочий избирательных комиссий, совершение нотариальных действий от имени Российской Федерации.
В интернете месяц назад появилась петиция «Мы против тотального электронного контроля!». Уже собрано более 200 тыс. подписей. На странице петиции написано, что «Под предлогом борьбы с распространением коронавируса спешно вводятся меры и принимаются законы, направленные на всеобщую принудительную «цифровизацию» общества, введение тотального электронного контроля за населением и проведение опасных экспериментов с искусственным интеллектом».
На самом деле, этот Законопроект был внесен на рассмотрение в Государственную Думу аж 23 июля 2019 года, а 22 мая 2020 года он поступил на рассмотрение в Совет Федерации.
Как мы помним, новый коронавирус появился в Китае в конце декабря 2020 года. Отсюда напрашивается такая логичная версия: две великие державы, одна с самой большой территорией в мире и другая с самым большим населением в мире, решили сообразить «на двоих» коронавирусный кризис как прикрытие, чтобы «продавить» непопулярные в народе и опасные решения, угрожающие свободе граждан.
В условиях запрета на любые массовые мероприятия под предлогом борьбы с коронавирусной инфекцией Госдумой в спешном порядке, без дискуссии принимаются законы, направленные на всеобщую принудительную «цифровизацию» общества, введение тотального электронного контроля за населением и проведение опасных экспериментов с искусственным интеллектом.
В Китае, тем временем, цифровизация населения идет полным ходом, создается , чтобы установить контроль над 1,4 миллиардом своих граждан, которая должна полностью функционировать в 2020 году. О цифровой диктатуре Китая я подробно писала в одной из предыдущих.
Такая система «цифровой диктатуры», которая сейчас внедряется в Китае, для России конечно не подойдет. В случае с Россией после внедрения подобной системы 90% населения станут «изгоями» общества.
На мой взгляд, Законопроект нарушает 3 главных пункта, касающихся Конституции РФ и 152-ФЗ «О персональных данных».Первое и самое главное — это нарушение ч. 1 ст. 24 Конституции РФ «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Если сейчас управление персональными данными принадлежит субъекту данных (то есть нам), за некоторыми обоснованными исключениями, то Законопроект легализует сбор и обработку эти данных в постоянном режиме без согласия граждан (ст.8 ). Персональные данные представляют собой информацию, которая относится к «частной жизни» гражданина и представляет собой объект конституционно-правовой защиты согласно статьям 23, 24 Конституции РФ.
Второе — это нарушение ч. 1 ст. 21 Конституции РФ «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Согласно Законопроекту, человеку присваивается пожизненный номер. Все сведения об одном физическом лице, включаемые в Регистр, образуют одну запись, которая идентифицируется уникальным несменяемым номером. Таким образом, уникальный номер будет идентифицировать именно конкретного человека. Присвоение номерного идентификатора человеку можно расценивать как умаление достоинства личности. И кстати говоря, это запрещено ещё Нюрнбергским трибуналом. На Нюрнбергском процессе, проходившем с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года, Международный военный трибунал в числе прочих преступлений фашизма признал практику присвоения людям пожизненных обезличивающих номеров и клеймения этими номерами преступлением против человечности, не имеющим срока давности.
Третье — это конечно нарушение 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных».Сбор разнородной информации в одном информационном ресурсе – это нарушение принципа работы с персональными данными, установленного статьей 5 ФЗ № 152 «О персональных данных», по которому «Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой». Таким образом, 152-ФЗ обеспечивает конституционное право граждан на неприкосновенность частной жизни. Однако новый Законопроект о ЕФИР игнорирует этот принцип.
После утверждения Законопроекта Советом Федерации, он попадет к президенту РФ. Как думаете, он его подпишет?
Если вы хотите ознакомиться с петицией «Мы против тотального электронного контроля!» или подписать ее, проходите по ссылке https://www.citizengo.org/ru/ot/179287-my-protiv-totalnogo-elektronnogo-kontrolya.
Я считаю, что мы не должны молчать, если не хотим окончательно стать цифровыми рабами тоталитарного господства. А вы что думаете о цифровизации человека?
Друзья, если вам понравилась статья, ставьте лайки и делайте репосты, чтобы как можно больше людей узнали об этом! Для нас это очень важно! Благо дарим вам!
В России будет создан единый регистр со всеми имеющимися у государства данными о каждом гражданине. Как уверяют в налоговой, цель — повысить качество госуслуг, а не проконтролировать доходы. Внесённый к Госдуму летом 2019 года правительственный законопроект «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ» принят в нижней палате парламента во втором чтении — то есть уже с учётом внесённых поправок, изменивших первоначальную версию документа более чем на треть. Цифровизация пришла практически незаметно: к разговорам о ней в России привыкли, а теперь информационное пространство страны почти полностью захватил коронавирус. Госдума втихаря приняла законопроект о цифровизации населения Законопроект предусматривает создание единого регистра ЕФИР, который обобщит все сведения на каждого гражданина, имеющиеся во всех информационных системах. Поначалу в регистр включат 30 видов сведений: паспортный данные, пол, регистрацию в системе ОМС и пенсионной системе, данные об образовании и семейном положении, СНИЛС, ИНН и прочие. Основу ресурса составят 500 миллионов записей актов гражданского состояния с 1926 года. Благодаря внесённым поправкам для граждан прописана возможность для физлиц получать сведения и совершать нотариальные действия. Данные о лицах, находящихся под госзащитой, будут в закрытой части регистра. Предполагается, что Единый регистр может появится уже в 2022 году, переходный период продолжится до 2025 года. Его оператором станет Федеральная налоговая служба, которая с 2018 года уже аккумулирует в своем «облаке» все записи актов гражданского состояние. Как ни странно, цель создания объединённого реестра — не контроль за доходами граждан, утверждают налоговики. Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на пресс-службу ведомства, регистр не будет иметь «никакого отношения к каким-либо сведениям о финансах граждан» — о доходах, пенсиях и прочих выплатах. Заявленная цель — улучшение качества оказания госуслуг. Партнёр КПМГ в России и СНГ Донат Подниек сказал изданию, что, по его мнению, единый регистр поможет точнее выявлять группы лиц, которым нужна адресная поддержка государства. Интереса к доходам россиян эта благая цель, как выясняется, не исключает. Так, замглавы ФНС Виталий Колесников заявил, что ситуация с коронавирусом показала отсутствие «нормального объективно счётного понятия семьи, домохозяйства», из-за чего власти не понимают, каков среднедушевой доход семьи и как оказывать адресную социальную поддержку, пишет сайта Argumenti.ru. По мнению депутата Александра Хинштейна, коронавирусный кризис показал, что закона о таком регистре в России не хватает. Инициатива станет первым шагом к цифровизации, надеется он.