Создание и продвижение сайта авиакомпании
Сайт представляет собой расширенную версию сайта-визитки, предлагая более подробную информацию о товарах и услугах, представляя новости и информацию, которую авиакомпания хочет донести до общественности. Сайт обязательно содержит динамические блоки (блоки с постоянно обновляемой информацией), по сравнению с сайтом-визиткой имеет более развернутую структуру и больший объем. Сайт авиакомпании имеет официальный статус, и пользователь имеет право на нее ссылаться.
Сайт авиакомпании выполняет важную имиджевую функцию, подтверждая компетентность и конкурентоспособность компании. Грамотно спроектированный, наполненный нужной и актуальной информацией сайт – это инструмент управления имиджем компании. Огромную роль играет поисковая оптимизация сайта, которая позволяет осуществить быстрый поиск требуемого ресурса в поисковой системе.
Так, официальный сайт ПАО «Аэрофлот», находится на первой странице в результатах естественной выдачи по основным популярным поисковым запросам в поисковой системе Google, но в поисковой системе Яндекс, которая работает в российском информационном поле п некоторым запросам на 2 странице. Учитывая, что около 70% интернет-пользователей не заходят далее первой страницы в результатах выдачи информации в поисковых системах, компании необходимо активнее заниматься SEO-продвижением сайта.
Авиационная отрасль высококонкурентная, а компании предлагают очень похожие продукты и соперничают за одних и тех же клиентов. Авиакомпании творчески подходят к своим маркетинговым стратегиям, чтобы привлечь внимание потребителей. Они используют социальные медиа, нетрадиционные рекламные методы и программы лояльности. Разработка фирменного стиля для авиакомпании – часть маркетинговой стратегии.
Брендинг — это не просто логотип или товарный знак. Он включает в себя множество компонентов, которые работают вместе, чтобы сформировать концепцию бренда. Их управление является частью стратегии развития бренда. Позиционирование и использование бренда — это подходы к управлению брендингом. Идентичность, имидж, личность, сущность или душа, характер и культура — это компоненты бренда.
- Идентичность бренда помогает установить связь между брендом и клиентом, создавая ценное предложение, включающее функциональные и эмоциональные преимущества.
- Изображение бренда является ключевым компонентом в формировании четкой и узнаваемой индивидуальности бренда на рынке.
- Четкие стандарты бренда важны не только для сотрудников, создающих продукцию, но и для поставщиков.
- Рекомендации по использованию бренда (брендбук) помогают маркетологам принимать решения по использованию бренда, например, как использовать логотип, как говорить о бренде и т. д.
Сегодня в арсенале маркетинга существует много различных инструментов, и брендинг — один из важнейших: он помогает компании или отдельному продукту дифференцироваться от конкурентов, создает дополнительную ценность, увеличивает продажи в долгосрочном периоде.
Двадцать первый век – время высоких технологий. В Интернете, в сравнении бизнеса в среде оффлайн, вероятность появления новых рынков гораздо выше. Также происходит непрерывный процесс изменения старых рынков, возникают новые ниши и возможности для бизнеса. Этот процесс идет так быстро, что в каждом из сегментов идет ожесточенная борьба за пользователей, клиентов, имидж, то есть за место на онлайн-рынке. Интернет является поистине уникальной средой, благодаря которой в онлайн-режиме можно получить конкретные данные об отношении потребителя к бренду, выстроить систему предпочтений посетителей.
Интернет стремительно социализируется, и именно это является главным трендом современной онлайн-среды. Сегодня существуют десятки тысяч самых разных социальных сетей и сервисов: коммуникационных, новостных, профессиональных, графических, блоговых, видео и многих других. И тем не менее ежедневно в этой нише появляются новые проекты.
Количество торговых направлений и рынков в интернете растет с каждым днем. Потребителям предлагают различные товары и услуги, активное распространение Интернета и появление электронной торговли, вносят свои коррективы в то, как действует бизнес, как потребители принимают решения и делают покупки и, соответственно, как строится успешный бренд. Глобальная сеть открыла перед покупателями широчайшие горизонты выбора, предоставила поставщикам дополнительные шансы на реализацию своей продукции, а, следовательно, создала новые сегменты маркетинговой конкуренции и поставила перед бренд-менеджерами более сложные задачи формирования в обществе рыночных символов, традиций, образцов, идеалов и мифов. Интернет является уникальной средой, благодаря которой в режиме реального времени можно получить четкие данные об отношении потребителя к брэнду, выстроить систему предпочтений посетителей. И наоборот, сам потребитель без потери времени способен узнать «объективные» составляющие брэнда.
Цифровые коммуникации сегодня уже не являются просто отдельным инструментом, а все больше интегрируются в комплексные программы управления репутацией бренда. Серьезные и массовые сетевые сообщества способны помочь укрепиться полюбившемуся товару или услуге (или подорвать их авторитет), аккумулируя отзывы незаинтересованных людей, которым потребитель доверяет. Большая доля активных интернет-пользователей, обсуждая бренды в блогах, на сайтах и форумах, сами создают бренд-контент (отзывы, дискуссии, фото, видео) на различных интерактивных ресурсах, напрямую влияя на бренд и восприятие бренда другими пользователями (online-reputation).
Управление репутацией бренда в Интернете давно вышло за рамки только лишь информационного взаимодействия с новостными порталами, в мире давно наблюдается тенденция переориентации Off-line СМИ в сеть Интернет, TV-каналы выставили свои On-line новости, издания расширили Интернет-версии, в том числе рассчитывая на постоянно растущую интернет-аудиторию.
Репутационный менеджмент становится все более востребованным в современных реалиях, особое место среди коммуникативных технологий занимает мониторинг бренда как технология постоянного и систематического наблюдения за репутацией бренда в Сети.
В 2017 году агентство Brand Finance признало бренд «Аэрофлота» самым сильным в России и среди всех авиабрендов в мире. Группа «Аэрофлот» также вошла в список 20 крупнейших авиаперевозчиков мира по пассажиропотоку. Тогда же пользователи сервиса для путешественников TripAdvisor признали «Аэрофлот» лучшей авиакомпанией России и всей Европы, а также компанией с лучшим бизнес-классом.
«Аэрофлот» на широкофюзеляжных дальнемагистральных судах давно продает доступ в интернет: на Airbus 330 трафик стоит от $5 за 10 Мбайт до $50 за 150 Мбайт, на Boeing 777 – от $5 за 10 Мбайт до $40 за 100 Мбайт, говорится на сайте компании. Теперь эта услуга появится и на других самолетах авиакомпании.
Онлайн — бронирование и продажа авиабилетов
Электронный билет, развитие технологий бронирования, распространение платежных карт – эти три составляющих позволили авиаотрасли радикально изменить взаимоотношения с пассажиром, а путешественнику – поменять свое поведение. При зарождении авиарынка, пока билеты были бумажными, система их бронирования и продажи была крайне неудобной как для перевозчиков, так и для путешественников. Чтобы принимать заказы на полеты, авиакомпаниям приходилось содержать отдельный штат сотрудников, которые принимали звонки от агентов по продаже билетов или самих пассажиров. В середине прошлого века системы бронирования значительно облегчили процесс покупки авиабилета путешественником. Но еще более радикальные изменения в этом процессе произошли в конце 1990-х – начале 2000-х вместе с повсеместным развитием интернета.
Аэрофлот делает особую ставку на новые информационные технологии как мощное средство повышения качества обслуживания клиентов и экономической эффективности. Перейдя на программное обеспечение Sabre, компания развивает проект интернет — продаж, ввела веб — бронирование, оплату билета по кредитной карте через систему on-line платежей со своего сайта www. aeroflot. aero. С 2006 года Аэрофлот использует электронный билет.
Глобальная сеть позволила авиакомпаниям продавать авиабилеты напрямую путешественникам, а переход авиакомпаний к электронному авиабилету упростил процесс бронирования полета и позволил сократить затраченное на него время до нескольких минут. Под электронным билетом подразумевается цифровой образ билета, он хранится в базе данных авиакомпании. С цифровым образом проводятся все те же операции, что и с бумажным билетом, например, регистрация пассажира. Эти операции фиксируются в базе данных перевозчика, для чего предусмотрен информационный обмен между авиакомпанией, аэропортом и другими участниками авиаотрасли, такими как агенты по продаже перевозок, системы бронирования и тому подобное. Электронный билет оказался выгоден всем сторонам: авиакомпаниям эта технология позволила сократить затраты, расширила сервис для клиентов, позволив бронировать и получать билет в последние несколько минут до вылета. Процесс обработки и хранения бумажных бланков был исключен из практики работы агентств, что дало возможность сократить расходы на персонал. Пассажир же получал на руки не билет, а распечатанный с помощью обычного принтера маршрутный лист с данными полета, который можно было легко восстановить в случае потери.
Рост фактического бронирования авиабилетов в интернете сделал одной из самых важных составляющих конкурентоспособности авиакомпаний форму составления и компоновки ее сайта. Сложности с поиском каких-либо опций на сайте в результате могут привести к тому, что клиент уйдет в другую авиакомпанию.
Таким образом, практика свидетельствует о том, что применение современных инструментов интернет-маркетинга позволяет существенно расширить деятельность компании, вывести бизнес на новый уровень. Сам выход на рынок через интернет наименее затратен, нежели продвижение посредством традиционных маркетинговых методов. Маркетинг в сети очень легко поддается оценке эффективности, позволяет быстро реагировать на запросы потребителей. Поэтому интернет для многих является наиболее удобной площадкой для распространения и приобретения услуг. [16]
Интернет предоставляет безграничные возможности для создания сообществ, являющихся основой для формирования лояльности к компании/бренду. Развитие социальных сетей является ключевым моментом в развитии рекламного сегмента рынка в целом. Суммарная аудитория социальных площадок превышает миллиард пользователей и по некоторым оценкам, в ближайшее время обгонит аудиторию поисковых систем.
Электронная почта
Отдел маркетинга использует в своей деятельности электронную почту. Она позволяет отделу взаимодействовать не только с внешней аудиторией: клиентами, общественностью, партнерами, СМИ, но и с внутренней аудиторией. На сайте авиакомпании в разделе «Контакты», где расположены подразделы «Куда обратиться», «Офисы и кассы продаж», «Пресс–центр», «Аэрофлот в социальных сетях», представлены электронные адреса, с помощью которых ПАО «Аэрофлот» взаимодействует с общественностью.
Ситуационный анализ авиакомпании показывает наличие следующих коммуникаций:
- коммуникации, направленные на улучшение и поддержание бренда, репутации;
- коммуникации, направленные на улучшение лояльности потребителей;
- осуществление взаимодействия со всеми группами, важными для компании.
В принципе, авиакомпании стали уделять больше внимания маркетинговой стратегии. В России сейчас внутри страны летает 3% населения. То есть это малая группа часто летающих пассажиров, которым должны нравиться услуги авиалиний. Они принимают решение, в первую очередь, в зависимости от маршрутной сети компании: если вы туда не летаете — вас не выберут. Затем цена: у пассажиров разный уровень чувствительности, но это тоже важный аспект. И затем идет бренд. Интернет — самый удобный канал продвижения для авиакомпаний. В основном авиапассажиры — продвинутые пользователи, они покупают билеты онлайн.
По мнению западных экспертов в области бизнеса авиаперевозок из-за неопределенности позиционирования предлагаемых рынку продуктов, недостаточных и не всегда профессиональных маркетинговых и промоутерских программ, российские авиакомпании недополучают на МВЛ 120-150 млн. долларов ежегодно. Но в настоящее время ситуация начинает меняться и пассажиры стали все больше и больше доверять российскому авиаперевозчику, поскольку налаживаются маркетинговые, рекламные программы, которые положительно влияют на имидж компании и на сознание пассажира, а также безопаснее стало летать именно авиалиниями Аэрофлота.
В настоящее время Аэрофлот стремится создать аэропорт с высокой пропускной способностью, высококачественным обслуживанием авиакомпаний и их пассажиров, а также находится на пути к тому, чтобы стать авиакомпанией с развитой маршрутной сетью и расписанием, обеспечивающим большое количество удобных стыковок с благоприятным визовым и таможенным режимом.
Автор работы предлагает интегрировать коммуникации, направленные на достижение конкурентного преимущества бренда, позиционирования компании, на оформление миссии компании. Интеграция PR-технологий с маркетинговыми коммуникациями позволит добиться повышения эффективности коммуникаций, укрепления приверженности клиентов бренду авиакомпании. Маркетинговые коммуникации способствуют выявлению и контролю динамики потребительских предпочтений, с тем, чтобы для каждой целевой аудитории сформировать определенное предложение по интересам. Ведь умение слушать и понимать своего клиента становится залогом успеха интегрированных маркетинговых коммуникаций.
Интеграционный процесс усиливает лояльность клиентов к бренду за счет концентрации усилий на долгосрочных отношениях с пассажирами и партнерами. Предлагаемый подход ведет к интеграции и согласованию миссии и стратегии компании.
Современные направления развития в области интернет- маркетинга авиакомпании
Практически все крупные авиакомпании мира стали строить свою управленческую деятельность на базе использования основных принципов и методов маркетинга. Для получения максимального результата, эффективной работы на рынке авиакомпании организовывают свои отделы маркетинга, учитывая особенности своей деятельности. Прежде всего они призваны разрабатывать стратегию и тактику поведения компании на рынке воздушных перевозок с учетом ее целей, финансовых и технических возможностей. Организационная структура такого отдела в «Аэрофлоте» включает в себя около 60 человек.
Развитие интернет-брендинга авиакомпании
В своей книге «Стратегические бренд-коммуникационные кампании» Дон Шульц и Бет Барнс последовательно и подробно описали весь процесс планирования кампаний, связанных с коммуникациями бренда. Считая бренд главным активом современной фирмы, они утверждают, что истинную ценность бренду придают потребители товара, отсюда их вывод о том, что процесс работы с информационными бренд-коммуникациями (ИБК) надо начинать с планирования работы с потребителем, точнее, с анализа потребителей. И под коммуникациями бренда они понимают не только конкретную работу, проводимую маркетологами компании, а всю деятельность, весь процесс взаимодействия бренда и потребителя или потенциального клиента.
Современные интернет-решения по продвижению бренда построены на изучении активности клиентов на сайте авиакомпании.
- Каким образом потенциальные пассажиры ищут ваши услуги в интернете, какие запросы они набирают при поиске.
- Какая информация на сайте должна отвечать на эти запросы. Составляем план и структуру лэндингов — «продающих страниц».
- Анализ сайтов-конкурентов. Ваш сайт должен быть лучше их.
Повышение позиции сайта авиакомпании
Главным средством продвижения бренда в сети Интернет является официальный сайт. Центральная аудитория уделяет официальному сайту компании максимальное внимание. Во-первых, он дает возможность донести до потребителей ценности и преимущества бренда. Во-вторых, именно он заинтересует потенциальных покупателей больше всего.
Наступило время красивых и быстрых сайтов. Красивые сайты нравятся посетителям и увеличивают конверсию. Быстрые сайты быстрее грузятся на мобильных платформах. Красивый и быстрый сайт – самый эффективный сайт.
Профессиональные агентства по продвижению сайтов предлагают инновационные приемы. На сайте должна быть удобная навигация, содержание сайта должно быть информативным, дизайн должен соответствовать дизайну бренда. Страницы сайта должны иметь оптимальный вес. Работа над повышением позиции сайта авиакомпании включает следующие действия.
- Размещение «продающих страниц», на которые мы будут отправляться клиенты.
- Написание продающих текстов.
- Реализация механизма дальнейших действий покупателя: звонок менеджеру, оформление онлайн-покупки авиабилетов на сайте, и т. д.
- Размещение контекстной рекламы.
SMM — продвижение в социальных сетях через странички бренда/компании. Пользователи находят компанию в соцсети и заказывают у нее товары или узнают о последних новостях из ленты. SMM используют все. Ну или почти все. Потому что соцсети помогают «живому» общению с клиентами и упрощают процесс взаимодействия с ними.
При выходе на зарубежный рынок сайт авиакомпании обязательно должен быть адаптирован для пользователей другой страны, т. е интерфейс сайта должен поддерживать языки других стран. На сайте обязательно должна быть реализована возможность online-покупки авиабилета. Сегодня это уже не дань моде, а незаменимый инструмент расширения возможностей продаж. Ни один солидный сайт уже не обойдется без полного расписания регулярных и чартерных рейсов, размещения анонсов новых направлений, действующих спецпредложений, акций и бонусов. Наличие, к примеру, дополнительных вариантов корпоративных тарифов, позволяющих сотрудникам одной компании обслуживаться на специальных льготных условиях, может быть хорошим стимулом для поддержки потока лояльных клиентов. Сюда же всевозможные сопутствующие перелету услуги, например, заказ гостиницы, такси или трансфер, продажа различных телекоммуникационных карт, брендированных багажных чемоданов, сувениров и даже, не поверите, автомобилей. Все это положительно сказывается на имидже авиакомпании и позволяет туристам с определенной периодичностью интересоваться сайтом и брендом. Можно, например, добавлять информацию о меню на рейсах, или реализовать сервис предварительного знакомства с пассажирами на рейсе, и разные такого рода приятные клиентам сервисы.
В 2016 году «Аэрофлот» добился ряда улучшений в области качества обслуживания пассажиров и получил четыре звезды в рейтинге Skytrax.
По мнению заместителя генерального директора «Аэрофлот» по информационным технологиям Кирилла Богданова с точки зрения IT на повышение рейтинга «Аэрофлота» сыграли несколько вещей. «Первая — электронное управление путешествием — наше удобное мобильное приложение. Мы многое сделали и, конечно, будем совершенствовать приложение. В планах — добавить прогноз погоды в точке прибытия, курсы валют, информацию о среднем времени проезда из аэропорта прибытия в центр города, навигацию по аэропортам, отслеживание багажа и прочее. Авиапассажиры — очень продвинутые пользователи. В настоящее время у нас более 2 млн установок мобильного приложения. Нам часто пишут с предложениями что-то добавить или улучшить.
Хорошим стимулом при поиске авиабилетов туристами является поиск отзывов об авиакомпании. Блогосфера путешественников и наиболее часто посещаемые туристические площадки сослужат хорошую службу. Если на сайте компании и всевозможных туристических сайтах будет много положительных комментариев, это, несомненно, плюс. Пассажиру важен комфорт и безопасность на борту.
Что касается самого турпродукта, то авиакомпания должна позаботиться о том, чтобы было как можно больше разнообразных направлений и сопровождающих услуг, конкурентная ценовая политика, периодичность спецпредложений или спецрейсов. Необходимо дать клиенту возможность покупки билетов через специализированные Online сервисы продажи авиабилетов. Благо, такие сервисы сейчас пользуются определенной популярностью у населения. Сотрудничество с такими порталами даст авиакомпании набольший охват рынка и дополнительное продвижение.
Социальные сети – эффективный инструмент продвижения бренда авиакомпании
Современные тренды интернет-маркетинга — мобильные устройства. Только в России количество людей, использующих смартфон превышает 100 миллионов. Поисковые системы отдают предпочтение сайтам, оптимизированным под мобильные устройства.
Авиакомпании связываются с клиентами в социальных сетях, рассказывая о новостях компании, рекламных акциях и бонусах.
Для того, чтобы продвижение бренда стало успешным в социальных сетях, бренду необходимо создать контент, интересный для пользователей.
Главными достоинствами продвижения в социальных сетях являются:
1) пользователи находятся в комфортных условиях. Поскольку социальные сети являются существенной частью жизни большей части населения, у потенциального потребителя есть преимущества удобства для получения информации. В свою очередь, удовлетворенный потребитель сможет привлечь друзей к продукции данной компании, не выходя из социальной сети;
2) скорость передачи информации в социальных медиа очень высока, а значит, результат от продвижения бренда последует через достаточно небольшой период времени;
3) социальные сети снабжены множеством инструментов и различными функциями;
4) продвижение бренда компании в социальных сетях – это признак продвинутого и интересного бренда.
Стратегическую важность имеет развитие брэнда компании. Программа ребрэндинга призвана визуально закрепить положительные перемены, происходящие в компании, придать внешнему облику Аэрофлота новые, более современные и привлекательные черты. Новый имидж компании базируется на ключевых ценностях, таких как внимание к людям, надежность и российский характер Аэрофлота.
Компания планирует развивать программу поощрения постоянных клиентов «Аэрофлот-Бонус», интегрируя ее с аналогичными программами других авиаперевозчиков, а также компаний, работающих в банковском, гостиничном и туристическом бизнесах.
Следующим в этом процессе сыграет свою роль распространение мобильных интернет-технологий. Поэтому сейчас лидеры индустрии все больше инвестируют в данный сегмент, чтобы не отстать от конкурентов и получить дополнительные преимущества. Еще одна значительная тенденция авиационной отрасли – поиск, бронирование перелета и дополнительных услуг, изменение данных поездки: все это пассажиры теперь все чаще предпочитают делать на мобильных устройствах, а не на стационарных компьютерах.
Мобильный маркетинг авиакомпаний является мощным инструментом для привлечения клиентов в современном цифровом мире:
- мобильные решения используют для персонализации коммуникаций;
- создают мобильное сообщества, которые позволяет авиакомпаниям удовлетворять потребности клиентов в любом месте и в любое время;
- рассылка специальных предложений клиентам (исходя из их предпочтений и истории путешествий) через Viber, Telegram, WhatsApp, iMessage, BiP, WeChat или смс;
- обновление контента в соцсетях и на сайте компании повышает узнаваемость бренда.
Мобильное приложение от «Аэрофлот» — это удобная и надёжная онлайн-система для поиска, бронирования и покупки дешёвых авиабилетов от национального авиаперевозчика России. Программа поможет вам найти нужный рейс, забронировать билет и подготовиться к авиаперелёту без лишних нервов. Это лучшее мобильное приложение 2017 года по версии портала Tripadviser. ru!
Интересный способ продвижения услуги перевозки — рассказ о пилотах и членах экипажа, задействованных в рейсе. Это может быть онлайн-трансляция полета из кабины пилота, блог о буднях стюардессы или опыт путешествия дирекции авиакомпании. Специальные предложения, рекламные акции, услуги и отзывы через онлайн-видеоролики на YouTube – ключевые приемы программ лояльности.
Программы лояльности авиакомпаний — это преимущественно начисление миль за перелет. Когда клиент получает определенное количество очков или достигает определенного уровня, он получает право на льготы, например, бесплатный перелет, возможность повышения класса, бесплатный Wi-Fi, алкогольные напитки, дисконтную парковку и многое другое. По мере увеличения количества миль, увеличивается лояльность и мотивация использования конкретной авиакомпании.
У Аэрофлота своя программа лояльности. Глобальный альянс SkyTeam создал механизм поощрения постоянных клиентов, благодаря которому все участники альянса признают бонусные карточки партнеров и оказывают соответствующие услуги постоянным клиентам.
Уровни программы «Аэрофлот-Бонус» (золотой и серебряный) соответствуют элитным уровням программы поощрения часто летающих пассажиров в SkyTeam. Это позволит пользоваться особыми привилегиями, путешествуя по всей сети маршрутов альянса.
Золотая карта «Аэрофлот-Бонус» соответствует уровню Elite Plus SkyTeam, о чем свидетельствует логотип альянса и надпись “Elite Plus” на карте.
Как участнику программы лояльности SkyTeam уровня Elite Plus, предоставляются следующие привилегии:
Доступ в зал ожидания при путешествии на международных рейсах SkyTeam
Гарантированное бронирование, даже если все билеты на рейс проданы
Приоритетное обслуживание багажа
Приоритет подтверждения бронирования с листа ожидания
Приоритет в списке ожидания в аэропорту при подсадке на рейс
Серебряная карта «Аэрофлот-Бонус» соответствует уровню Elite, о чем свидетельствует логотип альянса и надпись «Elite» на карте.
Как участнику программы лояльности SkyTeam уровня Elite, предоставляются следующие привилегии:
- Приоритетная регистрация.
- Выбор места.
- Приоритетная посадка.
- Приоритет подтверждения бронирования с листа ожидания.
- Приоритет в списке ожидания в аэропорту при подсадке на рейс.
Алина Щербинина, вице-президент по маркетингу «Utair — Пассажирские авиалинии», поделилась подборкой лучших рекламных роликов авиакомпаний за последние несколько лет. «Подобраны самые красивые, интересные, вдохновляющие и вызывающие какие-либо эмоции, кроме острого желания переключить канал, ролики. И поверьте, это было не так-то просто. Например, следующие примеры впечатлили своей задумкой или нестандартным подходом – и бьют рекорды по просмотрам. В своей коммуникации авиакомпании ловко обыгрывают острые политические вопросы, используют новейшие технологии, задействуют макросъемку, поднимаются в космос и, конечно, шутят. Причем довольно удачно
1) S7. Imagination Machine
Российская авиакомпания S7 придумала Imagination Machine, в рамках которой каждый участник мог отправиться в место своей мечты – одной лишь силой мысли. И это не только игра слов: использовалась электроэнцефалография, которая считывала мозговые импульсы – они и контролировали полет. Если у участников получалось концентрироваться и мечтать о городе все время полета, и их виртуальный самолет добирался до места назначения, участники получали реальные билеты – в Нью-Йорк, Рио, Лиму или Петропавловск-Камчатский. А после клипа OK! Go, снятого в самолете S7, мы любим эту авиакомпанию особенно сильно.
2) JetBlue. Reach Across the Aisle
Одна из наших любимых американских авиакомпаний очень близко к сердцу приняла раскол, который образовался в обществе перед выборами, и решила внести свою лепту в объединение. Для этого JetBlue пригласила 150 пассажиров «достичь компромисса» (Reach Across the Aisle), проголосовать и выбрать из 20 домашних и иностранных направлений одно. Именно в это место все пассажиры и получали бесплатные билеты. И они таки договорились!
В мае босс Ryanair Майкл О’Лири пообещал устроить самую крупную распродажу в истории, если британцы проголосуют за то, чтобы остаться в составе ЕС. Понятно, что выход из Евросоюза чреват повышением тарифов и дополнительными расходами для лоукостера, но ЕС-хейтеры ужасно всполошились и даже подали на Ryanair в полицию.
В 2014 году «Аэрофлот» выпустил рекламный ролик на английском языке с командой «Манчестер Юнайтед».
Герой видео говорит, что летит на игру клуба и хочет, чтобы в салоне были кресла, трансформирующиеся в кровать, вкусная еда, развлечения и чтобы сами игроки «Манчестер Юнайтед» летели рядом. По сюжету ролика, в самолёте авиакомпании всё это есть.
В 2017 году «Аэрофлот» опубликовал рекламное видео с участниками футбольной команды ЦСКА. В ролике стюардессы заботятся о футболистах на поле, как о пассажирах в салоне самолёта: убирают вещи в раздевалке на верхнюю полку, показывают футболистам, как пристегнуться в кресле, и приносят плед.
В 2006 году «Аэрофлот» объединился с MasterCard и «Альфа-банком»: компании выпустили банковскую карту для путешественников, на которую за покупки начислялись мили. В 2008 году авиакомпания выпустила похожую карту, но уже совместно с «Ситибанком» и платёжной системой Visa.
Инновационные коммуникации в продвижении авиакомпании
Интересный и набирающий популярность маркетинговый ход — код-шеринговые соглашения, дающие авиакомпаниям ряд преимуществ, которые, в свою очередь, реализуются в виде преимуществ для пассажиров. Код-шеринг — это коммерческий механизм, позволяющий авиакомпаниям расширить свою маршрутную сеть за счет виртуальных сегментов, на которых авиакомпания сама не летает, но пассажиров перевезти может. При этом у авиакомпании нет необходимости всюду выполнять рейсы самостоятельно — это влечет большие издержки, поскольку собственный прямой пассажиропоток на этом маршруте у перевозчика, скорее всего, невелик. А дорогую услугу продать гораздо сложнее. Поэтому лучше доставить пассажира в конечный пункт с пересадкой на рейс код-шерингового партнера. Для пассажира это будет выглядеть как обычный рейс с пересадкой, поскольку летит он по одному билету. Благодаря такому соглашению ответственность за пассажира берут на себя обе авиакомпании. Поэтому для пассажира наличие код-шерингового соглашения означает удобство и надежность перевозки. А для авиакомпании это означает принятие в единое зарубежное авиапространство и расширенный доступ к рынкам авиаперевозок других стран. Код-шеринг позволяет значительно увеличить частоту полетов, избежать на линии избытка провозных мощностей, который мог бы привести к демпингу.
Аэрофлот – первая российская авиакомпания, вступившая в глобальный авиационный альянс. Став в апреле 2006 года 10-м полноправным членом международного альянса SkyTeam, Аэрофлот обеспечил своим клиентам доступ к маршрутной сети, которая насчитывает ныне 841 пункт в 162 странах. В рамках код-шеринговых соглашений сотрудничает с 33 иностранными и российскими авиакомпаниями.
Согласно исследованию, проведенному Международной Ассоциацией Воздушного Транспорта, перед бронированием рейса пользователи посещают около 22 различных сайтов, сравнивая цены и условия авиаперелетов. Именно поэтому, все те, кто проявил интерес к конкретному рейсу, но не завершил покупку на сайте авиакомпании — наиболее ценная с конверсионной точки зрения интернет-аудитория. Sociomantic в рамках кампаний ретаргетинга на RTB-инвентаре возвращает эту аудиторию на сайт авиакомпании за счет демонстрации пользователям рекламных баннеров (динамических креативов) с актуальными для них авиаперелетами.
Инновационные интернет-решения для маркетологов авиакомпаний, например, революционная рекламная технология для авиакомпаний — «Streaming CRM». Название говорит само за себя – да, теперь при формировании персонализированных рекламных баннеров в режиме real-time, которые позволяют более точно настраивать свои рекламные компании, рассчитанные на конкретных пассажиров.
Большинство существующих маркетинговых решений не учитывают потребности интернет-маркетологов современных авиакомпаний, в результате, рекламные сообщения достигают ограниченного числа пользователей среди достаточно обобщенных покупательских сегментов. Такой подход исключает формирование предложений, которые бы действительно отвечали реальным ожиданиям пассажиров и продавцов авиабилетов.
«Аэрофлот» внедряет инновационные технологии Big Data для поиска клиентов.
«Мы растём довольно серьёзными темпами – почти по 10–12% каждый год. И вот внедрение Big Data, больших данных, которые мы анализируем. Например, мы сейчас пришли к тому, что начинаем изучать самолёты и склоняемся уже к искусственному интеллекту в двух вопросах. Мы разрабатываем искусственный интеллект в части определения ценообразования пассажиропотоков, чтобы загрузку прогнозировать уже более точно. И второе – предиктивные ремонты, то есть мы начали задумываться над тем, что самолёты, которые летают в определённые аэропорты, получают примерно одни и те же проблемы. И мы уже заранее предполагаем, когда понадобится та или иная запчасть. Самолёты летают в аэропорты, где какие-то погодные условия, качество взлётной полосы, какая-то среда. И мы начинаем к этому готовиться», – поведал гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев на совещании о цифровой трансформации транспортного комплекса под председательством главы правительства Дмитрия Медведева в ноябре 2018 года.
Интегрированный подход в продвижении авиакомпании
Любые организации, участвующие в рыночных отношениях, нуждаются в таком имидже, который мог бы оказывать все более сильное воздействие на покупательскую аудиторию. Наилучших результатов добиваются те компании, которые правильно строят план и бюджет маркетинговых коммуникаций. Интегрированный подход означает и взаимную увязку использования всех элементов маркетинга-микс.
Как теоретики, так и практики, работающие в области связей с общественностью, маркетинга и рекламы, доказывают, что успех бизнеса сопряжен с эффективным использованием всех типов коммуникаций.
Наиболее детальное определение дает М. Григорьев, он называет интегрированные коммуникации концепцией управления коммуникацией той или иной структуры, основывающейся на интеграции со всеми коммуникации с помощью технологий рекламы, маркетинга, PR, стимулировании сбыта и так далее. При том, что все коммуникации существуют на основе согласованного подхода. Также к интегрированным коммуникациям он относит учет всех источников, которые информируют о компании и предметах ее основной деятельности. Григорьев уверен, что важно и управление коммуникацией со всеми важными группами для организации от потребителя до персонала (внутренние коммуникации и внешние). Автор упоминает об использовании согласованных, но разных по содержанию сообщений для аудиторий. При этом важным моментом является управление коммуникациями на основе полученных данных из исследования аудитории, конкурентов и так далее.
Интегрированная платформа Sirax, которая в «Аэрофлоте» эксплуатируется с 2013г, позволяет оптимизировать процессы учета доходов от пассажирских перевозок, что способствует повышению рентабельности операционной деятельности. Кроме того, это решение помогает контролировать процессы, связанные с большим количеством сложных тарифов, соглашений по код-шерингу, альянсами, а также налогами и сборами.
Развитие электронной продажи билетов и открытие в аэропортах киосков самостоятельной регистрации обусловят снижение расходов на организацию продаж авиаперевозок и содержание сети. Продажа электронных билетов началась в 2007 году, что стало важным шагом к повышению стандартов обслуживания авиапассажиров до мирового уровня. Кроме того, компания интегрировала свою информационную систему с системами двух членов Sky Team. Этот обеспечило клиентам полную прозрачность бронирования и позволило более гибко планировать путешествие, подбирая удобные пересадки и стыковки. Наконец, IT – технология дает возможность участникам премиальной программы Аэрофлота использовать и зарабатывать бонусные баллы на рейсах его партнеров по альянсу.
По данным «Аэрофлота», бюджет на продвижение в социальных сетях в 2018 году составит 124 млн рублей. Ставка в продвижении делается на уровень сервиса авиакомпании.
В 2019 году авиакомпания продолжит продвигаться в интернете: до 31 декабря 2018 года она заключит контракт с агентством Artics Internet Solutions, которое выиграло тендер. Оно разработает интернет-рекламу «Аэрофлота» для России и зарубежных стран.
«Аэрофлот» планирует ввести в эксплуатацию технологии прогнозирования загрузки рейсов и цен на билеты в регионах на основе искусственного интеллекта (AI).