Цифровая экономика что уже сделано

Авторское право на систему визуализации содержимого портала
iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии,
аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные
произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия».
Указанная информация охраняется в соответствии с
законодательством РФ и международными соглашениями.

Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на
iz.ru.

АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»

Сайт функционирует
при финансовой поддержке Министерства цифрового
развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Ответственность за содержание любых рекламных материалов,
размещенных на портале, несет рекламодатель.

Партнерские проекты/материалы опубликованы на коммерческой основе.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельства
о регистрации
ЭЛ № ФС 77 — 76208 от 8 июля 2019 года,
ЭЛ № ФС 77 — 72003 от 26 декабря 2019 года

Согласно программе «Цифровая экономика РФ», к 2024 году в России должно появиться минимум 10 высокотехнологичных и конкурентоспособных на глобальном рынке предприятий в сфере высоких технологий, 10 индустриальных цифровых платформ для основных отраслей экономики, 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий. Посмотрим, готовы ли к такому развитию событий законодательные, исполнительные и судебные органы нашей страны.

Законодательные органы

В этом году на рассмотрение Госдумы поступило сразу несколько законопроектов в области цифровой экономики, но только один из них стал законом.

Проект закона «О цифровых правах» предлагает закрепить в ГК цифровые права и цифровые деньги, а значит, у токенов и криптовалюты появится регулирование. Это позволит совершать и исполнять сделки в цифровой среде. В настоящее время документ принят в первом чтении.

Законопроект «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» тоже успел пройти только первое чтение. Если Госдума примет его, коммерческие организации и ИП смогут привлекать инвестиции с использованием информационных технологий. Для этого появятся специальные операторы инвестиционных платформ. Для заключения и исполнения договоров между инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции, можно будет использовать смарт-контракты. «Пока проект закона вызывает опасения, поскольку нацелен на привлечение инвестиций широкого круга лиц для реализации крупных проектов. Вместе с этим, возникает закономерный вопрос, не будет ли проще под дорогостоящий проект привлечь финансирование одного крупного инвестора, с которым можно обсудить проект, его преимущество и прибыльность в ходе личной встречи», – отметил адвокат

Банкротство (споры mid market)

Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)

Разрешение споров в судах общей юрисдикции

Семейное и наследственное право

Трудовое и миграционное право (включая споры)

место
По выручке на юриста

место
По количеству юристов

место

Профайл компании

Иван Бабин.

Актуальные темы Криптовалюта: как ее будут регулировать в РФ

Законопроект «О цифровых финансовых активах» относит криптовалюту к имуществу, но запрещает ее использование в России в качестве средства платежа. Он также закрепляет использование смарт-контрактов и разрешает майнинг – деятельность по созданию криптовалют – в качестве предпринимательской. Финансовый комитет Госдумы подготовил документ ко второму чтению, однако председатель Комитета по госстроительству Павел Крашенинников недавно сообщил о выявленных в законопроекте недостатках. Юристы обнаружили конфликты норм о цифровых активах с корпоративным законодательством.

Законопроект «О системе распределенного национального майнинга» регулирует взимание налогов на создание цифровых финансовых активов – «крипторублей» – до начала их коммерческого использования. При этом крипторубль должен стать законным средством платежа в России. Контролировать его обращение будут органы госвласти. Этот законопроект был возвращен для выполнения требований Конституции и Регламента Госдумы.

Читать также:  Как пандемия влияет на онлайн-торговлю в России? Как обстоят дела с электронной коммерцией в России?

Федеральный закон от 29.06.2018 года № 173-ФЗ закрепил механизмы взаимодействия государства и частных организаций в сфере разработки, создания и модернизации IT-объектов, в том числе государственных информационных систем. «Несомненно, привлечение в эту сферу частного капитала является важным шагом, направленным на повышение темпов информатизации», – отметил руководитель Практики интеллектуальной собственности и товарных знаков

Антимонопольное право (включая споры)

ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование

Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)

Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)

Недвижимость, земля, строительство

Трудовое и миграционное право (включая споры)

Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)

Банкротство (реструктуризация и консалтинг)

Банкротство (споры mid market)

Интеллектуальная собственность (Консалтинг)

Интеллектуальная собственность (Регистрация)

Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)

Семейное и наследственное право

ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)

Фармацевтика и здравоохранение

Разрешение споров в судах общей юрисдикции

Юрий Яхин.

Исполнительные органы

Поскольку большинство вопросов в области цифровой экономики законодательно не урегулировано, заполнить правовой вакуум решили исполнительные органы. Так, призвала сделать для майнеров (тех, кто добывает криптовалюту) квоты и специальные тарифы на электричество. Их обяжут вести бухучет, а после двухлетних или пятилетних налоговых каникул – уплачивать налоги. Речь идет о налоге на прибыль для организаций, ситуация с физлицами пока неясна. Один из вариантов – освободить граждан-майнеров от налогообложения вовсе. Также могут появиться критерии по объемам привлекаемых мощностей и электроэнергии, исходя из которых майнинг признается промышленным (см. «Минкомсвязи предлагает разрешить майнинг под присмотром государства»).

Законодательство Международный опыт: как регулируют криптовалюты в разных странах

предложил идентифицировать криптовалюту как цифровой товар, который нужно обложить налогом. При этом он считает, что обменивать стоит только криптовалюту российского происхождения – в противном случае это может привести к легализации сомнительных транзакций.

хотят установить тотальный запрет на операции с криптовалютой и ввести ответственность даже за ее майнинг. В Костроме против трех граждан, которые занимались обменом биткоинов, возбуждено уголовное дело. Задержанным инкриминировали совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 172 УК – «Незаконная банковская деятельность, совершенная организованной группой в особо крупном размере» (см. «Троих жителей Костромы будут судить за обналичивание биткоинов»).

Судебные органы

в этом году вынес принципиальное решение: он признал криптовалюту имуществом. В рамках банкротства гражданина выяснилось, что у него есть виртуальный кошелек с биткоинами. Арбитражный управляющий захотел включить криптовалюту в конкурсную массу, для чего обратился в суд. Должник в ответ заявил, что его биткоин-активы нельзя учитывать при формировании конкурсной массы – ведь они не являются имуществом по российскому законодательству. Спор прошел через две инстанции, и в мае 2018 года 9-й ААС обязал должника предоставить управляющему доступ к криптокошельку (см. «9-й ААС признал криптовалюту имуществом»).

Эксперты оценили решение по-разному. «Оно направлено на защиту прав инвесторов и кредиторов. При этом в связи с повышенными рисками инвестирования в криптовалютные проекты имеет смысл предусмотреть дополнительные обеспечительные механизмы: чтобы у должника не было возможности вывести свои активы к моменту банкротства», – советует юрист Allen & Overy Legal Services Екатерина Первова. «Теперь кредиторы, которые знают о наличии у должника криптовалюты, могут информировать об этом управляющего. Значит, этот актив не будет слепым пятном», – уверена юрист

Читать также:  Десять современных тенденций развития мирового рынка электронной коммерции

Фармацевтика и здравоохранение

Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)

Интеллектуальная собственность (Регистрация)

ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)

Трудовое и миграционное право (включая споры)

Банкротство (споры mid market)

Интеллектуальная собственность (Консалтинг)

Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)

Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)

место

место
По количеству юристов

место
По выручке на юриста

Анастасия Сковпень.

В этом году АСГМ защитил правообладателя базы данных — социальную сеть «Вконтакте» — от использования ее интеллектуальной собственности без соответствующего разрешения. Стартап «Дабл» зарабатывает на том, что дает банкам возможность оценить кредитоспособность заемщиков по их открытым профилям. Соцсеть подала к стартапу иск с требованием прекратить незаконное использование. Первая инстанция его отклонила, вторая удовлетворила, а Суд по интеллектуальным правам направил дело на новое рассмотрение (см. «Кассация направила на пересмотр дело «ВКонтакте» против стартапа «Дабл»»). «Результат разрешения этого спора окажет сильное влияние как на рынок данных, так и на большое количество проектов, использующих данные», – уверен Яхин. «Подход СИП к оценке «Вконтакте» как базы данных может повлечь множество ограничений для бизнеса по продаже программного обеспечения, основанного на сборе и обработке данных, опубликованных в социальных сетях. Существенные риски могут возникнуть и у организаций, которые используют соответствующее программное обеспечение для получения информации о пользователях социальных сетей», – считает адвокат Антимонопольной практики

Антимонопольное право (включая споры)

Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)

Недвижимость, земля, строительство

Разрешение споров в судах общей юрисдикции

ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)

Банкротство (споры high market)

Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)

Международные судебные разбирательства

Анна Большакова.

Тем временем суды общей юрисдикции продолжают выносить решения о признании информации о криптовалюте незаконной, а Роскомнадзор – блокировать соответствующие сайты (№ 2-10224/2016, № 2-10119/2016, № 2-10118/2016). Все судебные акты содержат один и тот же вывод: криптовалюта является денежным суррогатом, выпуск и оборот которой запрещён российским законодательством, и она незаконна, так как может использоваться в торговле наркотиками, оружием, поддельными документами и иной преступной деятельности.

Российский арбитражный центр при Российском институте современного арбитража уже рассмотрел несколько споров, связанных с ICO и блокчейном. А Арбитражный центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей объявил об открытии в начале 2019 года Коллегии по спорам в сфере цифровой экономики. Предполагается, что коллегия займется спорами о смарт-контрактах, цифровых сервисах, искусственном интеллекте, нейротехнологиях, компонентах робототехники и сенсорики.

Национальный проект «Цифровая экономика»

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июля 2022 года; проверки требуют 4 правки.

Цели и задачиПравить

  • «Информационная инфраструктура»
  • «Информационная безопасность»
  • «Искусственный интеллект»
  • «Кадры для цифровой экономики»
  • «Нормативное регулирование цифровой среды»
  • «Цифровые технологии»
  • «Цифровое государственное управление»

Основными целями национального проекта «Цифровая экономика» являются:

  • повышение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счёт всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом;
  • создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объёмов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств;
  • использование преимущественно отечественного программного обеспечения (ПО) государственными органами, органами местного самоуправления и организациями;
Читать также:  Электронный инструмент измерения для Google Analytics и Metrix

Этот национальный проект создан для решения следующих задач:

  • создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий;
  • создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;
  • обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики;
  • обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;
  • создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок;
  • внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
  • преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений;
  • создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития;
  • разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств — членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики.

ИсторияПравить

Почтовая марка 2021 год. Национальные проекты России. Цифровая экономика

4 марта 2019 года замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис утвердил стандарт федерального проекта «Умный город» — набор базовых и дополнительных мероприятий, которые предстоит выполнять всем городам-участникам проекта цифровизации городского хозяйства до 2024 года, сообщает пресс-служба ведомства. Мероприятия включают восемь направлений: городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура сетей связи, туризм и сервис.

РеализацияПравить

Куратор национального проекта «Цифровая экономика», вице-премьер Д.Н. Чернышенко

Руководитель нацпроекта «Цифровая экономика», министр связи РФ М.И. Шадаев

КритикаПравить

С ростом населения планеты и мобилизации ресурсов, электронная экономика не ограничивается бизнесом электронной торговли и сервисов, а затрагивает каждый аспект жизни: здравоохранение, образование, интернет-банкинг и так далее.

Учитывая массовый перенос документов и коммуникаций на цифровые носители (в России для электронного документооборота принят стандарт электронной подписи), логичным выглядит перенос общения с государством на электронную платформу. Электронное государство и Электронное правительство будут создавать значительную долю электронных сервисов и продуктов своим гражданам.

Для анализа развития экономики отдельных стран применяется так называемый индекс I-DESI.

Цифровая экономика также квалифицируется как «нематериальный капитализм», который способствует неравенству и социальному разделению. В 2017 году Хаскель и Уэстлейк опубликовали книгу «капитализм без капитала», в которой высказываются опасения по поводу неспособности политиков адаптироваться от перехода традиционной экономики к новой экономике, основанной на нематериальных активах. Начиная с середины 2000-х годов, компании инвестируют больше в «нематериальные активы», такие как брендинг, дизайн и технологии, чем в машины, оборудование или недвижимость.

Эксплуатация рабочей силы

  • Информационная экономика, информационное общество
  • Экономика знаний, управление знаниями
  • Виртуальная экономика
  • Киберкорпорация
  • Интернет-магазин
  • Интернет вещей
  • Цифровая экономика КНР
  • Национальный проект — Цифровая экономика (Россия)
  • Программа правительства «Цифровая экономика Российской Федерации»
  • Digital economics and society index
  • Терехов М. Г. Цифровое право
  • Как цифровизация ускоряет бизнес-процессы в производстве и логистике // Ведомости, 16 ноября 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *