Цифровая экономика фед проекты

Почтовая марка 2021 год. Национальные проекты России. Цифровая экономика

4 марта 2019 года замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис утвердил стандарт федерального проекта «Умный город» — набор базовых и дополнительных мероприятий, которые предстоит выполнять всем городам-участникам проекта цифровизации городского хозяйства до 2024 года, сообщает пресс-служба ведомства. Мероприятия включают восемь направлений: городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура сетей связи, туризм и сервис.

***

Успехи нашей страны в области цифровой трансформации фиксируются не только на национальном, но и на международном уровне. Например, в рейтинге цифровизации госуправления Всемирного банка Россия в 2022 году вошла в десятку лидеров4.

При этом нельзя не обратить внимания на то, что в условиях цифровой трансформации обеспечение информационной безопасности имеет ключевое значение. А в прошлом году вопросы кибербезопасности встали как никогда остро: по данным Правительства РФ, число кибератак на автоматизированные системы управления увеличилось на 80%, причем фокус сместился с финансового на госсектор. «В министерствах и ведомствах уже назначены руководители, которые персонально отвечают за информационную безопасность, – это, к сожалению, требования времени. И в субъектах РФ, и во всех ФОИВ уже созданы так называемые киберштабы, – отметил Дмитрий Чернышенко. – С начала 2022 года успешно отражено почти 50 тыс. серьезных кибератак, зафиксировано 1,6 тыс. инцидентов – все они расследованы, успешно закрыты, подготовлены рекомендации по их дальнейшему предотвращению. Выявлено несколько тысяч различных компьютерных уязвимостей, которые ФСТЭК России добавила в банк данных угроз безопасности информации».

Напомним, необходимость создания в ФОИВ, высших региональных исполнительных органах власти, государственных фондах, госкомпаниях и иных организациях, созданных на основании федеральных законов, стратегических предприятиях, системообразующих организациях и других юридических лицах, являющихся субъектами КИИ, структурных подразделений по информационной безопасности с возложением персональной ответственности за ее обеспечение на руководителей этих органов и организаций предусмотрена Указом Президента РФ от 1 мая 2022 г. № 250.

Читать также:  Как я могу работать с отчетами и подключать электронную коммерцию в метриках?

Кроме того, согласно документу с 1 января 2025 года перечисленным органам и организациям запрещается использовать средства защиты информации из недружественных стран. По прогнозам Правительства РФ, полный переход на отечественные аналоги таких продуктов произойдет даже раньше.

1 Информация размещена на официальном сайте Минборнауки России (minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/50956).  2 Соответствующее объявление размещено на едином портале госуслуг (profidigital.gosuslugi.ru). 3 Информацию о том, посещение каких мероприятий невозможно без карты болельщика, а также инструкцию по оформлению карты можно найти на едином портале госуслуг (gosuslugi.ru/help/faq/fancard). 4 С рейтингом GovTech Maturity Index 2022 можно ознакомиться на сайте Всемирного банка (worldbank.org/en/data/interactive/2022/10/21/govtech-maturity-index-gtmi-data-dashboard).

Импортозамещение ключевых цифровых решений, обеспечение технологического суверенитета

Еще в марте прошлого года были определены особенности закупок иностранного программного обеспечения (ПО) для использования на значимых объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ), принадлежащих госкорпорациям, государственным, публично-правовым компаниям, субъектам естественных монополий и другим организациям, которые являются заказчиками при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. С 31 марта 2022 года такие юридические лица, за исключением организаций с муниципальным участием, могут приобретать соответствующее иностранное ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, только при согласовании возможности осуществления закупки с уполномоченным федеральным органом власти (Указ Президента РФ от 30 марта 2022 г. № 166; далее – Указ № 166). Перечень уполномоченных министерств, правила согласования ими закупок иностранного ПО, а также перехода на преимущественное использование соответствующими заказчиками российского ПО утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2022 г. № 1478. Стоит отметить, что такой переход должен быть осуществлен до 1 января 2025 года – с указанной даты этим заказчикам, так же, как и органам государственной власти, запрещается использовать иностранное ПО на принадлежащих им значимых объектах КИИ.

Кроме того, Указ № 166 обязывает Правительство РФ обеспечить преимущественное применение субъектами КИИ на принадлежащих им значимых объектах КИИ радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования российского производства.

Читать также:  Использование облачных услуг в электронной коммерции и как с ними обращаться

Впоследствии Владимир Путин поручил Правительству РФ принять также меры по актуализации действующих и утверждению новых стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики и социальной сферы, обратив особое внимание в том числе на необходимость стимулирования спроса на отечественные технологические решения и обеспечение технологической независимости от используемого в настоящее время иностранного ПО (подп. «м» п. 1 Перечня поручений Президента РФ от 1 сентября 2022 г. № Пр-1553).

По поручению Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина были сформированы индустриальные центры компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений, включая программно-аппаратные комплексы, в ключевых отраслях экономики (ИЦК) и центры компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения, необходимого для замещения используемых в настоящее время зарубежных аналогов (ЦКР). По результатам их работы было отобрано более 300 проектов по импортозамещению иностранного ПО, которые вошли в дорожные карты «Новое индустриальное программное обеспечение» и «Новое общесистемное программное обеспечение» – Правительственная комиссия по цифровому развитию утвердила их в декабре 2022 года. Как отмечается на официальном сайте кабинета министров (government.ru/news/47353/), большую часть этих проектов на сумму более 200 млрд руб. компании будут реализовывать за счет собственных средств, при этом предполагается заключение с Правительством РФ соглашений о создании условий по обеспечению гарантированного спроса на созданные продукты. Остальные проекты – с привлечением кредитных – объемом около 20 млрд руб. – и грантовых – более 23 млрд руб. – средств (гранты будут предоставляться Российским фондом развития информационных технологий (РФРИТ) и фондом «Сколково»).

Проекты предполагают разработку российских программных решений, в частности, по следующим направлениям:

Реализовываться проекты будут до 2025 года, некоторые – до 2027 года. Что немаловажно, перечень проектов в дорожных картах не является закрытым и может дополняться.

Читать также:  Информационные системы для электронного бизнеса и информационных технологий Сгту. Программа для высшего образования

Дмитрий Чернышенко, заместитель Председателя Правительства РФ

«Сам рынок принимает решение о том, какое программное обеспечение – тяжелое промышленное, а это очень дорогостоящее ПО, которое часто очень сильно интегрировано в «железо», в производственные процессы, должно быть замещено на российское. Компании сами определили, кто в каждой отрасли является лидером, этот лидер обеспечил администрирование работы со всеми остальными участниками отрасли, и они выбрали, какое промышленное ПО в каких категориях должно быть замещено. При этом у них есть кураторы со стороны правительства – отраслевые руководители цифровой трансформации, обычно это замминистра.

Благодаря этой работе тяжелые промышленные решения, которые раньше были не наши, сейчас собраны в единую программу импортозамещения. Это гигантский заказ для нашей IT-отрасли, в то же время мы понимаем, что здесь есть очень большой экспортный потенциал, поэтому уже изначально, создавая такие решения, мы ориентируемся не только на российский рынок, но и на внешний – при отборе проектов отдельно учитывался экспортный потенциал.

Конечно, и общесистемное программное обеспечение среди проектов тоже есть.

Важно понимать, что нашими компаниями был создан очень серьезный задел: уровень технологической зрелости некоторых существующих решений – около 80%. То есть несмотря на то что мы находились под гнетом колониальной зависимости от иностранных решений по многим направлениям, почти для всех были отечественные аналоги, и нам не приходилось начинать их разработку с нуля. Таким образом, сейчас мы с технологически независимыми отечественными операционными системами, системами управления базами данных, мессенджерами, решениями по кибербезопасности и др. выходим на мировой конкурентный уровень и дальше уже с поддержкой Правительства РФ будем обеспечивать реализацию в том числе их экспортного потенциала. Для этого даже создан специальный институт так называемых цифровых атташе, которые будут помогать продвигать наши решения за рубежом».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *