Почтовая марка 2021 год. Национальные проекты России. Цифровая экономика
4 марта 2019 года замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис утвердил стандарт федерального проекта «Умный город» — набор базовых и дополнительных мероприятий, которые предстоит выполнять всем городам-участникам проекта цифровизации городского хозяйства до 2024 года, сообщает пресс-служба ведомства. Мероприятия включают восемь направлений: городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура сетей связи, туризм и сервис.
***
Успехи нашей страны в области цифровой трансформации фиксируются не только на национальном, но и на международном уровне. Например, в рейтинге цифровизации госуправления Всемирного банка Россия в 2022 году вошла в десятку лидеров4.
При этом нельзя не обратить внимания на то, что в условиях цифровой трансформации обеспечение информационной безопасности имеет ключевое значение. А в прошлом году вопросы кибербезопасности встали как никогда остро: по данным Правительства РФ, число кибератак на автоматизированные системы управления увеличилось на 80%, причем фокус сместился с финансового на госсектор. «В министерствах и ведомствах уже назначены руководители, которые персонально отвечают за информационную безопасность, – это, к сожалению, требования времени. И в субъектах РФ, и во всех ФОИВ уже созданы так называемые киберштабы, – отметил Дмитрий Чернышенко. – С начала 2022 года успешно отражено почти 50 тыс. серьезных кибератак, зафиксировано 1,6 тыс. инцидентов – все они расследованы, успешно закрыты, подготовлены рекомендации по их дальнейшему предотвращению. Выявлено несколько тысяч различных компьютерных уязвимостей, которые ФСТЭК России добавила в банк данных угроз безопасности информации».
Напомним, необходимость создания в ФОИВ, высших региональных исполнительных органах власти, государственных фондах, госкомпаниях и иных организациях, созданных на основании федеральных законов, стратегических предприятиях, системообразующих организациях и других юридических лицах, являющихся субъектами КИИ, структурных подразделений по информационной безопасности с возложением персональной ответственности за ее обеспечение на руководителей этих органов и организаций предусмотрена Указом Президента РФ от 1 мая 2022 г. № 250.
Кроме того, согласно документу с 1 января 2025 года перечисленным органам и организациям запрещается использовать средства защиты информации из недружественных стран. По прогнозам Правительства РФ, полный переход на отечественные аналоги таких продуктов произойдет даже раньше.
1 Информация размещена на официальном сайте Минборнауки России (minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/50956). 2 Соответствующее объявление размещено на едином портале госуслуг (profidigital.gosuslugi.ru). 3 Информацию о том, посещение каких мероприятий невозможно без карты болельщика, а также инструкцию по оформлению карты можно найти на едином портале госуслуг (gosuslugi.ru/help/faq/fancard). 4 С рейтингом GovTech Maturity Index 2022 можно ознакомиться на сайте Всемирного банка (worldbank.org/en/data/interactive/2022/10/21/govtech-maturity-index-gtmi-data-dashboard).
Импортозамещение ключевых цифровых решений, обеспечение технологического суверенитета
Еще в марте прошлого года были определены особенности закупок иностранного программного обеспечения (ПО) для использования на значимых объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ), принадлежащих госкорпорациям, государственным, публично-правовым компаниям, субъектам естественных монополий и другим организациям, которые являются заказчиками при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. С 31 марта 2022 года такие юридические лица, за исключением организаций с муниципальным участием, могут приобретать соответствующее иностранное ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, только при согласовании возможности осуществления закупки с уполномоченным федеральным органом власти (Указ Президента РФ от 30 марта 2022 г. № 166; далее – Указ № 166). Перечень уполномоченных министерств, правила согласования ими закупок иностранного ПО, а также перехода на преимущественное использование соответствующими заказчиками российского ПО утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2022 г. № 1478. Стоит отметить, что такой переход должен быть осуществлен до 1 января 2025 года – с указанной даты этим заказчикам, так же, как и органам государственной власти, запрещается использовать иностранное ПО на принадлежащих им значимых объектах КИИ.
Кроме того, Указ № 166 обязывает Правительство РФ обеспечить преимущественное применение субъектами КИИ на принадлежащих им значимых объектах КИИ радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования российского производства.
Впоследствии Владимир Путин поручил Правительству РФ принять также меры по актуализации действующих и утверждению новых стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики и социальной сферы, обратив особое внимание в том числе на необходимость стимулирования спроса на отечественные технологические решения и обеспечение технологической независимости от используемого в настоящее время иностранного ПО (подп. «м» п. 1 Перечня поручений Президента РФ от 1 сентября 2022 г. № Пр-1553).
По поручению Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина были сформированы индустриальные центры компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений, включая программно-аппаратные комплексы, в ключевых отраслях экономики (ИЦК) и центры компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения, необходимого для замещения используемых в настоящее время зарубежных аналогов (ЦКР). По результатам их работы было отобрано более 300 проектов по импортозамещению иностранного ПО, которые вошли в дорожные карты «Новое индустриальное программное обеспечение» и «Новое общесистемное программное обеспечение» – Правительственная комиссия по цифровому развитию утвердила их в декабре 2022 года. Как отмечается на официальном сайте кабинета министров (government.ru/news/47353/), большую часть этих проектов на сумму более 200 млрд руб. компании будут реализовывать за счет собственных средств, при этом предполагается заключение с Правительством РФ соглашений о создании условий по обеспечению гарантированного спроса на созданные продукты. Остальные проекты – с привлечением кредитных – объемом около 20 млрд руб. – и грантовых – более 23 млрд руб. – средств (гранты будут предоставляться Российским фондом развития информационных технологий (РФРИТ) и фондом «Сколково»).
Проекты предполагают разработку российских программных решений, в частности, по следующим направлениям:
Реализовываться проекты будут до 2025 года, некоторые – до 2027 года. Что немаловажно, перечень проектов в дорожных картах не является закрытым и может дополняться.
Дмитрий Чернышенко, заместитель Председателя Правительства РФ
«Сам рынок принимает решение о том, какое программное обеспечение – тяжелое промышленное, а это очень дорогостоящее ПО, которое часто очень сильно интегрировано в «железо», в производственные процессы, должно быть замещено на российское. Компании сами определили, кто в каждой отрасли является лидером, этот лидер обеспечил администрирование работы со всеми остальными участниками отрасли, и они выбрали, какое промышленное ПО в каких категориях должно быть замещено. При этом у них есть кураторы со стороны правительства – отраслевые руководители цифровой трансформации, обычно это замминистра.
Благодаря этой работе тяжелые промышленные решения, которые раньше были не наши, сейчас собраны в единую программу импортозамещения. Это гигантский заказ для нашей IT-отрасли, в то же время мы понимаем, что здесь есть очень большой экспортный потенциал, поэтому уже изначально, создавая такие решения, мы ориентируемся не только на российский рынок, но и на внешний – при отборе проектов отдельно учитывался экспортный потенциал.
Конечно, и общесистемное программное обеспечение среди проектов тоже есть.
Важно понимать, что нашими компаниями был создан очень серьезный задел: уровень технологической зрелости некоторых существующих решений – около 80%. То есть несмотря на то что мы находились под гнетом колониальной зависимости от иностранных решений по многим направлениям, почти для всех были отечественные аналоги, и нам не приходилось начинать их разработку с нуля. Таким образом, сейчас мы с технологически независимыми отечественными операционными системами, системами управления базами данных, мессенджерами, решениями по кибербезопасности и др. выходим на мировой конкурентный уровень и дальше уже с поддержкой Правительства РФ будем обеспечивать реализацию в том числе их экспортного потенциала. Для этого даже создан специальный институт так называемых цифровых атташе, которые будут помогать продвигать наши решения за рубежом».