МОСКВА, 30 сентября. /ТАСС/. Финансирование нацпроекта «Цифровая экономика» из федерального бюджета в 2021-2023 годах составит около 552 млрд рублей, говорится в материалах к проекту федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов.
Так, в 2021 году финансирование нацпроекта «Цифровая экономика» запланировано в объеме 150,2 млрд рублей, в 2022 году — 211,1 млрд рублей, в 2023 году — 190,7 млрд рублей.
Таким образом бюджет нацпроекта сократится на 117 млрд рублей, или на 17,5% по сравнению с утвержденными ранее объемами финансирования.
Так, самым затратным федеральным проектом на период 2021-2023 годов станет «Цифровое государственное управление», на которое в общей сложности потратят 268,7 млрд рублей. На «Информационную инфраструктуру» проектом бюджета заложено 126,7 млрд рублей, на «Цифровые технологии» — 80,6 млрд рублей.
Затраты на федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» в 2021-2023 годах могут составить 39,2 млрд рублей, на «Информационную безопасность» — 19,85 млрд рублей. «Нормативное регулирование цифровой среды» обойдется бюджету в 542 млн рублей.
На реализацию нового федерального проекта «Искусственный интеллект» предусмотрено в бюджете 16,6 млрд рублей на 2021-2023 годы.
Неравномерное финансирование нацпроектов обусловлено также переносом результатов на более поздние сроки / Андрей Гордеев / Ведомости
Расходы на 14 нацпроектов в 2023 г. планируется сократить на 100 млрд руб. по сравнению с утвержденными законом о бюджете на нынешнюю трехлетку значениями – с 2,97 трлн до 2,87 трлн руб., следует из материалов Минфина. В относительном выражении это снижение незначительно: финансирование урежут лишь на 3,4%. Но в разрезе отдельных нацпроектов расходы меняются гораздо более существенно.
Больше всего снижаются траты по направлениям «Цифровая экономика», «Международная кооперация и экспорт» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Сокращение расходов по этим нацпроектам составит соответственно 30, 28 и 19%. В абсолютном выражении по сравнению с утвержденными законом о бюджете значениями снижение составит 57 млрд, 50 млрд и 30 млрд руб.
Лидерами роста стали нацпроекты «Культура», «Образование» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Их финансирование планируется увеличить на 26% (+11 млрд), 18% (+32 млрд) и 7% (4,9 млрд).
В этом году по сравнению с законом о бюджете сократились расходы лишь по одному нацпроекту – «Цифровой экономике». Сильнее всего выросли траты на «Комплексный план» (+40%, или 119 млрд руб.), «Малое и среднее предпринимательство» (+32%, или 21 млрд руб.) и «Туризм» (+28%, или 15 млрд руб.).
В общей сложности в 2022 г. на реализацию всех нацпроектов будет выделено 3,18 трлн руб. при плане 2,74 трлн руб. В этом году вся сумма бюджетных расходов составит 29 трлн руб., изначально предполагалось потратить 23,7 трлн. На этом же уровне их сумма будет оставаться и в ближайшие три года, писали ранее «Ведомости» со ссылкой на Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на следующую трехлетку. Доходы в этом году ожидаются в объеме 27,7 трлн руб., в 2023 г. – 26,1 трлн, в 2024 г. – 27,2 трлн, в 2025 г. – 27,98 трлн. Таким образом, дефицит бюджета в 2022 г. составит 1,3 трлн руб., или 0,9% ВВП, в 2023 г. – 2,9 трлн, или 2% ВВП, в 2024 г. – 2,2 трлн, или 1,4% ВВП, в 2025 г. – 1,3 трлн, или 0,7% ВВП.
Минцифры потратило меньше половины бюджета нацпроекта «Цифровая экономика» с начала года
Основную причину эксперты видят в санкционных ограничениях, мешающих поставкам оборудования и ПО
Невозможность полноценного исполнения мероприятий, запланированных в нацпрограмме на этот год, – это многофакторная история / Максим Стулов / Ведомости
К ноябрю 2022 г. на национальный проект «Цифровая экономика» было потрачено только 42,3% заложенных на него в федеральном бюджете средств, следует из данных, опубликованных на сайте Минфина. Из предусмотренных бюджетом 193,9 млрд руб. было потрачено 81,9 млрд руб. Расходы федерального бюджета на реализацию всех нацпроектов за 10 месяцев года составили 2,465 трлн руб., или 75,8% от плановых назначений, говорится в отчете.
Среди федеральных проектов, входящих в «Цифровую экономику», наибольший процент исполнения сейчас у «Искусственного интеллекта» – 83,9%: при заложенных 7,2 млрд руб. было потрачено 6 млрд руб., следует из данных Минфина. Большинство федеральных проектов за 10 месяцев исполнены менее чем на половину от годового плана. На проект «Кадры для цифровой экономики» потрачено 34,9% от плановых затрат (из 11 млрд руб. только 3,9 млрд руб.), на «Нормативное регулирование правовой среды» – 19% (из 163 млн руб. потрачен 31 млн руб.). На последнем месте с нулевым процентом исполнения находится федпроект «Обеспечение доступа в интернет за счет развития спутниковой связи», на который заложено 11 млрд руб.
Представитель Минфина подтвердил данные по исполнению федерального бюджета за 10 месяцев 2022 г., но от дальнейших комментариев отказался. Представитель Минцифры заявил «Ведомостям», что текущий процент кассового исполнения объясняется тем, что около половины расходов по нацпроекту приходится на контракты. Сроки оплаты по ним разные, но чаще всего это конец календарного года, утверждает он. Например, в 2020 и 2021 гг. в ноябре остаток по оплате по госконтрактам составлял 59%, добавил представитель ведомства. По итогам 2021 г. исполнение расходов бюджета на «Цифровую экономику» составило 95,8%, или 131,1 млрд руб. из заложенных 136,9 млрд руб., отчитывался Минфин.
В числе наиболее крупных проектов в этом году – подключение к интернету школ и колледжей, работы по развитию IT-инфраструктуры ФНС, МВД и органов прокуратуры, программы подготовки цифровых кадров, поддержка инфраструктуры электронного правительства и др., рассказал представитель Минцифры. Единым исполнителем по ряду крупных контрактов был назначен «Ростелеком», добавил он. В пресс-службе «Ростелекома» воздержались от комментариев, отметив, что компания выполняет все обязательства в рамках заключенных госконтрактов.
11 млрд руб.
было заложено на федпроект «Обеспечение доступа в интернет за счет развития спутниковой связи», который находится на последнем месте с нулевым процентом исполнения из всех проектов «Цифровая экономика»
В проект «Обеспечение доступа в интернет за счет развития спутниковой связи», кассовое исполнение бюджета по которому составляет 0%, на 2022 г. были запланированы мероприятия по обеспечению покрытия LTE на дорогах, а также разработка спутников связи и вещания государственной орбитальной группировки гражданского назначения на геостационарной орбите. Представитель Минцифры уточнил, что в марте этого года ответственным исполнителем по проекту был назначен «Роскосмос», федпроект стал частью госпрограммы «Космическая деятельность России» и средства на его реализацию были переданы в госкорпорацию. «Ведомости» направили запрос в «Роскосмос».
Невозможность полноценного исполнения мероприятий, запланированных в нацпрограмме на этот год, – это многофакторная история, связанная в том числе с санкционными ограничениями по поставкам оборудования и ПО, считает источник, близкий к одному из операторов большой четверки. Его слова подтверждает директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин. Исполнение бюджета «Цифровой экономики» может быть связано как с ограничениями на поставки оборудования, так и с невозможностью приобретения лицензий на установку и обслуживание иностранного ПО под крупные проекты, считает он.
В прошлом году отставание в исполнении бюджета «Цифровой экономики» от других нацпроектов было меньше, напоминает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. По его словам, это действительно может объясняться тем, что в других нацпроектах больше публичных нормативных обязательств.
Например, по нацпроекту «Демография» регулярно происходят выплаты разного рода льгот, и расходование средств там очевиднее, нежели по проектам, где есть система госзакупок. «В нацпроектах с большей долей госзакупок оборудования и проч. основная часть расходования средств приходится на конец года, когда идут итоговые платежи по факту выполнения работ, а по проектам социального характера платежи всегда более равномерные», – объясняет Климанов. Но случай с нулевым расходованием бюджета по федпроекту «Обеспечение доступа в интернет за счет развития спутниковой связи» кажется ему неординарным. «Есть на уровне более мелкого дробления работы с нулевой суммой, но чтобы федеральный проект был с нулевой суммой – это что-то неестественное», – удивляется Климанов. По предположению эксперта, это может быть связано с несостоявшимся запуском спутников.
Ноль в статье затрат по этому федпроекту, скорее всего, объясняется трудностями с закупками оборудования – как импортного, так и отечественного, которое на определенный процент состоит из импортных комплектующих, рассуждает источник «Ведомостей» в одном из операторов большой четверки. Кроме того, продолжает он, из-за импортозамещения вес спутников меняется, а это влечет за собой другие средства вывода, расчеты и т. п. В целом найти адекватные аналоги для космической отрасли – достаточно сложная задача, заключает источник.
ГОРКИ, 25 декабря. /ТАСС/. Объем финансирования национальной программы по развитию цифровой экономики превысит 1,8 триллионов рублей за ближайшие пять лет, сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
«Предполагаемые объемы финансирования нацпрограммы по цифровой экономике на 2019-2024 годы превысит 1,8 триллионов рублей, из них более триллиона — это средства федерального бюджета», — сказал кабинета министров на заседании правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
По мнению Медведева, при реализации национальной программы «Цифровая экономика» «нужно создать условия для внедрения современных технологий во всех отраслях». Он уточнил, что работа развернется по шести направлениям, каждое из которых является отдельным федеральным проектом. В качестве первого такого проекта премьер назвал совершенствования правового регулирования цифровой среды, объем финансирования которого до 2024 года составит более 1,5 млрд рублей. «Нам нужна современная и гибкая правовая база, унифицированные требования по электронным операциям, по электронным документам, по хранению данных, понятные правила применения передовых технологий на финансовых рынках и в целом такое законодательство, которое не будет тормозить развитие, а создавать стимулы для внедрения цифровых технологий и их применения», — указал председатель правительства.
По его словам, еще один проект касается создания информационной инфраструктуры для цифровой экономики. «Это наиболее затратное направление, оно потребует значительных вложений, в том числе для закупки оборудования. Предполагаемый объем финансирования до 2024 года составит 772 млрд рублей, из них 413 — деньги федерального бюджета», — подчеркнул Медведев. Он пояснил, что при реализации данного проекта будет создаваться «глобальная инфраструктура передачи, хранения и обработки данных на основе российских решений», также продолжится внедрение различных цифровых платформ, которые должны быть полезны бизнесу, жителям страны и властям.
Кроме того, Медведев отдельно выделил проект по обеспечению цифровой экономики квалифицированными кадрами. «Предполагаемый объем финансирования проекта до 2024 года составит 143 млрд рублей, из них из средств федерального бюджета — 138 млрд», — констатировал Медведев. По его словам, эти деньги «пойдут на подготовку специалистов, которые сегодня востребованы». «Нам сейчас не хватает архитекторов и разработчиков информационных систем, аналитиков, специалистов по информационной безопасности, робототехники, людей, которые создают цифровую среду и обеспечивают внедрение цифры во все сферы», — признал премьер-министр. Он уточнил, что «число выпускников с ключевыми компетенциями цифровой экономики за шесть лет должно вырасти почти в четыре раза».
Глава кабинета министров указал на необходимость создания российских сквозных цифровых технологий, чтобы вывести их на международные рынки. «На проект «Цифровые технологии» на ближайшие шесть лет предполагается направить 450 млрд рублей, из которых 282 млрд — средства федерального бюджета, — сообщил председатель правительства. Он констатировал, что «объемы экспорта российского программного обеспечения, программных решений, к сожалению, небольшие». «Чтобы российские IT-продукты, сервисы пользовались спросом, нужно не только с государством взаимодействовать, но и использовать институты развития, высокотехнологичные компании», — указал Медведев.
Медведев заверил, что при развитии цифровой экономики в РФ особое внимание будет уделено информационной безопасности.
«Отдельное внимание информационной безопасности», — подчеркнул глава кабинета министров на заседании правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Он уточнил, что этой теме посвящен отдельный проект в программе по цифровом развитию. По словам Медведева, «предполагаемый объем финансирования до 2024 года — чуть более 30 млрд рублей, 18 из них — это федеральные деньги».
По мнению председателя правительства, в решении проблемы информационной безопасности «главную роль играет российское программное обеспечение». «Будем принимать меры, чтобы у нас свои сервисы рождались, которые могут гарантировать защиту персональных данных, защиту платежных систем», — пообещал Медведев. Он добавил, что «сегодня киберпреступность и кибервойны — это вполне серьезная угроза, и здесь мы должны защитить и обычных граждан, и государственные структуре, и бизнес, и объекты критической инфраструктуры». «Здесь есть над чем работать», — указал премьер.
Дмитрий Медведев пообещал, что в 2024 году россияне смогут получать 70% госуслуг в цифровой форме.
На заседании глава кабинета министров отметил, что в программе по развитию цифровой экономики предусмотрено отдельное направление, касающееся цифрового госуправления. «Мы продолжим работу по развитию сервисов электронного правительства, чтобы расширить доступ к государственным услугам он-лайн, в режиме «одного окна». Он добавил, что «это будет достаточно просто, удобно, быстро». «Увеличено число комплексных услуг: в 2024 году в цифровой форме будет оказываться 70% государственных услуг для граждан, бизнеса», — подчеркнул Медведев.
По его мнению, «для получения приоритетных услуг вовсе не должно требоваться личное присутствие».
Премьер уточнил, что данный проект «будет полностью финансироваться из федерального бюджета, до 2024 года на это потребуется 235 млрд рублей».
МОСКВА, 17 сентября. /ТАСС/. Финансирование национальных проектов в 2021 году составит более 2,2 трлн рублей, всего за трехлетний период 2021-2023 годов объем финансирования превысит 7,6 трлн рублей. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021-2023 годов, которая имеется в распоряжении ТАСС.
«Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национальных проектов в целом запланированы в 2021 году в объеме 2 245 319,7 млн рублей, в 2022 году — 2 619 720,4 млн рублей, в 2023 году — 2 798 254,7 млн рублей», — говорится в пояснительной записке.
С 2019 года в России реализуется 12 национальных проектов и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Согласно указу президента РФ Владимира Путина о новых национальных целях развития до 2030 года, правительство РФ должно представить корректировки в паспорта нацпроектов до 30 октября.
Информсопровождение нацпроектов в СМИ
Расходы на информационное и экспертное сопровождение национальных проектов в СМИ и интернете в 2021-2022 годах вырастут почти на 3 млрд рублей.
Увеличение финансирования коснется федерального проекта «Социальные лифты для каждого», который входит в нацпроект «Образование». «Увеличение бюджетных ассигнований на осуществление информационно-разъяснительного и экспертно-социологического сопровождения результатов национальных проектов в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в 2021 году на 1 млрд 457,5 млн рублей, в 2022 году на 1 млрд 481,1 млн рублей по сравнению с объемом, предусмотренным законом № 380-ФЗ, за счет перераспределения бюджетных ассигнований с результатов иных национальных проектов», — говорится в документе.
Кроме того, вырастет финансирование форума добровольцев «Мы вместе»: в 2021-2023 годах на эти цели будет направлено на 290 млн рублей больше. Увеличение средств производится «в целях выполнения поручения президента РФ по итогам встречи с участниками Общероссийской акции взаимопомощи «#МыВместе», которая состоялась 26 июня 2020 года».
Акция «Мы вместе» началась 21 марта, ее организаторами выступили платформа dobro.ru, ОНФ и ряд волонтерских организаций. Она направлена на поддержку пожилых, маломобильных граждан и медицинских сотрудников во время пандемии коронавируса.
Финансирование национального проекта «Образование» на ближайшие три года составит около 517,7 млрд рублей.
«Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта «Образование» запланированы в 2021 году в объеме 172 953 млн рублей, в 2022 году — 156 937,1 млн рублей, в 2023 году — 187 811,9 млн рублей», — говорится в документе.
Отмечается, что финансирование этого нацпроекта в следующие два года будет сокращено более чем на 14 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными законом № 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 8 388,5 млн рублей, в 2022 году — на 5 960,7 млн рублей», — говорится в документе.
В 2023 году планируется увеличить финансирование нацпроекта на 68,2 млрд рублей.
Нацпроект «Образование» охватит период с 2019 по 2024 год. Проект призван обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение РФ в число 10 ведущих стран по качеству общего образования.
Свыше 3 трлн рублей будет направлено на образование из федерального бюджета в 2021-2023 годов.
«Бюджетные ассигнования по разделу «Образование» в 2021 году составят 1 062 854,1 млн рублей, в 2022 году — 1 035 633,9 млн рублей и в 2023 году — 1 094 133,3 млн рублей», — говорится в документе.
Отмечается, в 2021 году расходы на образование будут уменьшены на 60,3 млрд рублей, в 2022 году — на 53,8 млрд рублей. В то же время на 58,4 млрд вырастет финансирование этой сферы в 2023 году. В целом по сравнению с бюджетом 2020 года в текущем документе с 4,3% до 4,9% увеличена доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу «Образование».
Финансовое обеспечение нового федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» нацпроекта «Образование» в ближайшие три года составит 10,1 млрд рублей.
«Зарезервированные при формировании проекта федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов по национальному проекту «Образование» бюджетные ассигнования на 2021 год в объеме 3447,4 млн рублей, в 2022 году — в объеме 3345,5 млн рублей, в 2023 году — 3345,5 млн рублей будут направлены на разработку и внедрение программ воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях и проведение всероссийских мероприятий патриотической направленности отдельными некоммерческими организациями в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», — говорится в документе.
Новый федеральный проект о патриотическом воспитании должен стать одиннадцатым в составе нацпроекта «Образование». Как ранее сообщал министр просвещения России Сергей Кравцов, проект документа планируется представить на обсуждение в сентябре, а до конца этого года он будет принят.
По словам министра, федеральный проект по патриотическому воспитанию «будет служить ресурсной базой» для реализации инициированного президентом России закона, который направлен на усиление воспитательной работы в школах. Теперь в законе «Об образовании в РФ» устанавливается механизм организации воспитательной работы, которая войдет в состав образовательных программ. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы должны быть включены в соответствующую образовательную программу учебного заведения.
Финансирование нацпроекта «Демография» уменьшится на 84 млрд рублей в 2021 году.
«Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта «Демография» запланированы в 2021 году в объеме 742 509,8 млн. рублей, в 2022 году — 766 837,8 млн. рублей, в 2023 году — 866 530,3 млн. рублей», — говорится в записке.
В свою очередь, согласно закону о федеральном бюджете на 2020-2022 годы, в 2021 году планировалось выделить на нацпроект 826 млрд, в 2022 году — 840 млрд рублей.
Нацпроект «Демография», рассчитанный на 2019-2024 годы, включает в себя пять федеральных проектов: «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Содействие занятости женщин», «Старшее поколение», «Укрепление общественного здоровья», «Спорт — норма жизни».
Среди ключевых целей, которые должны быть выполнены в рамках национального проекта: увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет; снижение смертности населения старше трудоспособного возраста; увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 детей на одну женщину; увеличение числа граждан, ведущих здоровый образ жизни; увеличение доли россиян, систематически занимающихся спортом, с 36,8 до 55%.
Куратором нацпроекта является вице-премьер Татьяна Голикова, руководителем проекта — глава Минтруда Антон Котяков.
Мероприятия Роспечати в рамках нацпроекта «Демография»
Финансирование мероприятий Роспечати в рамках национального проекта «Демография» сократят на 600 млн в 2021-2022 годах.
Предполагается уменьшение финансирования на проведение капитального ремонта инженерного оборудования и техническое перевооружение производственно-технологического оборудования ФГУП «ТТЦ «Останкино» в 2021-2022 годах на 134,1 млн рублей ежегодно.
Кроме того, сократится финансирование информационно-разъяснительного и экспертно-социологического сопровождения результатов и мероприятий национальных проектов в СМИ и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2023 году — на 207,5 млн. рублей.
Предоставление субсидии автономной некоммерческой организации «Редакция телеканала Совета Федерации» в 2023 году будет уменьшено на 6,1 млн рублей.
Финансирование нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости» из федерального бюджета в 2021 году составит 6,4 млрд рублей, в 2022 году — 6,9 млрд рублей, в 2023 году — 7,2 млрд рублей.
По сравнению с первоначальными планами финансирование нацпроекта сократится на 510,2 млн рублей в 2021 году, на 573,9 млн рублей — в 2022 году и на 602,3 млн рублей — в 2023 году.
«Изменение финансового обеспечения национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» обусловлено уточнением его параметров», — отмечается в пояснительной записке.
Финансирование национального проекта «Культура» на 2021-2023 годы составит более 70 млрд рублей.
«Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта «Культура» запланированы в 2021 году в объеме 21 374,1 млн рублей; в 2022 году — 23 961,1 млн рублей; в 2023 году — 24 798,9 млн рублей», — говорится в документе.
В нем уточняется, что предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными законом № 380-ФЗ («О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»), в 2021 году увеличены на 1 млрд рублей, в 2022 году — на 746,3 млн рублей, а в 2023 году, по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2023 год, увеличены на 2,9 млрд рублей.
Национальный проект «Культура» реализуется в стране в рамках указа президента РФ о национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года. Он включает федеральные проекты «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура».
Около 380 млрд рублей планируется направить в 2021-2023 годах на финансирование культуры и кинематографии в России.
«Бюджетные ассигнования по разделу «Культура, кинематография» в 2021 году составят 134 492,8 млн рублей, в 2022 году — 124 132,3 млн рублей и в 2023 году — 121 980,0 млн рублей», — говорится в материалах.
При этом в 2021 году ассигнования увеличены на 758,6 млн рублей, в 2022 году уменьшены на 575,9 млн рублей, в 2023 году, по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, уменьшены на 2,2 млрд рублей.
Там уточняется, что по отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела «Культура, кинематография» составит в 2021-2023 годах — 0,1%. При этом доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу «Культура, кинематография» в 2021 и 2022 годах по сравнению с 2020 годом (0,6%) не изменится. «В 2023 году уменьшится и составит 0,5%», — говорится в документе.
Более 2,5 млрд рублей будет выделено дополнительно на финансовое обеспечение музеев в 2021-2022 годах.
«Увеличение бюджетных ассигнований: на финансовое обеспечение музеев в 2021 году на 1 269,4 млн рублей в 2022 году на 1 244,7 млн рублей», — говорится в документе.
В нем уточняется, что это в том числе финансирование восстановления и капитального ремонта зданий и экспозиционных площадок Музея Победы, увеличение государственных заданий Политехнического музея и Государственного музея истории космонавтики имени Циолковского, содержание Ржевского мемориала.
Государственное финансирование национального проекта «Наука» в 2021 году составит 54,8 млрд рублей, всего в 2021-2023 годах на нацпроект будет направлено 228,4 млрд рублей бюджетных средств.
«Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта «Наука» запланированы в 2021 году в объеме 54,893 млрд рублей, в 2022 году — 76,056 млрд рублей, в 2023 году — 97,610 млрд рублей», — сказано в документе.
При этом предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными ранее и предусмотренными паспортом проекта, в 2021 году уменьшены на 250,2 млн рублей, в 2022 году — на 310 млн рублей, в 2023 году — на 195 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок» обусловлено увеличением объема бюджетных ассигнований на строительство новых современных научно-исследовательских судов (в 2021 году — на 5,627 млрд рублей и в 2022 году — на 3,556 млрд рублей по сравнению с объемом, предусмотренным ранее) и одновременным снижением бюджетных ассигнований на модернизацию научно-исследовательских судов «Академик Сергей Вавилов» и «Академик М. А. Лаврентьев» в 2021 году на 200 млн рублей.
Также сокращен объем средств, предполагаемых на обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки: в 2021 году — на 5,427 млрд рублей, в 2022 году — на 3,556 млрд рублей по сравнению с объемом, предусмотренным в проекте.
Изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок» обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований на информационную кампанию по научной деятельности среди молодежи, а также медиасопровождение реализации национального проекта «Наука». В 2021 и 2022 годах бюджетные ассигнования на эти цели сократятся на 100 млн рублей ежегодно. Это связано с перераспределением средств на информационно-разъяснительное и экспертно-социологическое сопровождение национального проекта «Образование».
Государственное финансирование национального проекта «Экология» в 2021 году составит 108 млрд рублей, всего в 2021-2023 годах на нацпроект будет направлено более 380 млрд рублей бюджетных средств.
«Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта «Экология» запланированы в 2021 году в объеме 108 млрд рублей, в 2022 году — 131,9 млрд рублей, в 2023 году — 140,3 млрд рублей», — сказано в документе.
Финансирование национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в период 2021-2023 годов составит около 177,74 млрд рублей.
«Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» запланированы в 2021 году в объеме 117,44 млрд рублей, в 2022 году — 34,03 млрд рублей, в 2023 году — 26,27 млрд рублей», — говорится в материалах.
Финансирование Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры из федерального бюджета в 2021-2023 годах составит около 1,5 трлн рублей.
«Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры запланированы в 2021 году в объеме 373,392 млрд рублей, в 2022 году — 562,193 млрд рублей, в 2023 году — 590,422 млрд рублей», — говорится в документе.
В нем также отмечается, что по сравнению с утвержденными ранее объемами финансирование нацпроекта сократится на 31,105 млрд рублей (-7,7%) в 2021 году, на 113,353 млрд рублей (-16,8%) в 2022 году и на 95,463 млрд рублей (-13,8%) в 2023 году. Это связано, в частности, с перераспределением средств между проектами.
Задачи Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры — развивать и расширять международные транзитные коридоры «Запад — Восток» и «Север — Юг». Кроме того, целью проекта является повышение уровня экономической связанности России за счет расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, гарантированного обеспечения доступной электроэнергией.
Финансирование нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» из федерального бюджета в 2021 году составит 97,5 млрд рублей.
При этом в 2022 и 2023 годах финансирование нацпроекта может вырасти до почти 206 млрд и 193 млрд рублей соответственно.
Изначально расходы бюджета на экспортный нацпроект были запланированы в объеме 128,8 млрд рублей в 2021 году, 233,5 млрд рублей в 2022 году и 266,2 млрд рублей в 2023 году. Однако в условиях пандемии коронавируса власти РФ пересматривают паспорта нацпроектов, обновленные варианты еще не опубликованы. Таким образом, по сравнению с первоначальной версией финансирование нацпроекта может снизиться в 2021-2023 годах на 24,3%, 11,8% и 14,7% соответственно.
Сокращение расходов коснулось входящих в нацпроект федеральных проектов «Промышленный экспорт» (в части компенсации процентных ставок по кредитам экспортерам, а также поддержки авиастроения и послепродажного обслуживания авиасудов) и «Экспорт АПК» (в части льготного кредитования сельхозпроизводителей). Также снизится финансирование федерального проекта «Логистика международной торговли», а средства будут перераспределены на реализацию соответствующих мероприятий подпрограммы «Развитие пунктов пропуска через государственную границу» госпрограммы «Развитие транспортной системы».
Вместе с тем вырастут расходы на подпрограмму «Туризм» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика». В частности, в 2023 году из бюджета будет дополнительно выделено 332,8 млн рублей «на предоставление субсидии на государственную поддержку организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов».
Финансирование нацпрограммы «Цифровая экономика» из федерального бюджета в течение 2021-2023 годов составит около 577 млрд рублей.
«Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» запланированы в 2021 году в объеме 153 712,7 млн рублей, в 2022 году — 222 614,9 млн рублей, в 2023 году — 200 646,0 млн рублей», — говорится в документе.
Бюджет нацпрограммы сократят примерно на 92,1 млрд рублей, следует из пояснительной записки. Уменьшение бюджетных ассигнований коснулось всех федпроектов «Цифровой экономики».
Финансовое обеспечение нацпрограммы «Цифровая экономика» на период 2021-2023 годов может быть уменьшено на 92,1 млрд рублей.
«Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 24 174,5 млн рублей, в 2022 году — на 35 424,6 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2023 год, уменьшены на 32 632,5 млн рублей», — говорится в документе.
Бюджет федпроекта «Нормативное регулирование цифровой среды» на 2021 год составит 113,3 млрд рублей, на 2022 год — 163,4 млрд рублей, на 2023 год — 163,5 млрд рублей. На финансирование федпроекта «Информационная инфраструктура» на 2021 год предусмотрено 48,8 млрд рублей, на 2022 год — 43,6 млрд рублей, на 2023 год — 40,6 млрд рублей. На «Кадры для цифровой экономики» на 2021 год направят 10,7 млрд рублей, на 2022 год — 15,4 млрд рублей, на 2023 год — 22,1 млрд рублей. Финансирование федпроекта «Информационная безопасность» на 2021 год составит 3,6 млрд рублей, на 2022 год — 8,1 млрд рублей, на 2023 год — 8,2 млрд рублей. На федпроект «Цифровые технологии» на 2021 год предусмотрено 20,8 млрд рублей, на 2022 год — 35,8 млрд рублей, на 2023 год — 30,9 млрд рублей. Бюджет федпроекта «Цифровое государственное управление» на 2021 год составит 65,5 млрд рублей, на 2022 год — 113,1 млрд рублей, на 2023 год — 92,7 млрд рублей. Затраты на федпроект «Искусственный интеллект» на 2021 год составят 4,1 млрд рублей, на 2022 год — 6,5 млрд рублей, на 2023 год — 5,9 млрд рублей.
Почти 16,5 млрд рублей направят на финансирование федпроекта «Искусственный интеллект» в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» в течение 2021-2023 годов.
Как следует из документа, законопроектом на затраты по федпроекту «Искусственный интеллект» предусмотрено на 2021 год — 4,1 млрд рублей, на 2022 год — 6,5 млрд рублей, на 2023 год — 5,9 млрд рублей.
МСП и самозанятые
Бюджетные ассигнования на поддержку МСП и самозанятых в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в 2021 году будут увеличены на 1,4 млрд рублей.
«Изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» увеличением бюджетных ассигнований на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговой режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации за счет перераспределения бюджетных ассигнований в том числе с результатов национального проекта «Международная кооперация и экспорт», в 2021 году на 1 466,5 млн рублей с последующим возвратом в 2022 году», — говорится в документе.
Режим самозанятых появился в России как пилотный проект. С 1 января 2019 года он начал работать в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. С начала 2020 года этот режим стал доступен в 23 российских регионах, а с 1 июля — во всех субъектах страны. Он предусматривает, что граждане, оказывающие платные услуги без привлечения наемных работников, должны отчислять в бюджет только 4% суммы своего дохода при работе с физическими лицами и 6% — при работе с компаниями. Сейчас в стране насчитывается около 850 тыс. самозанятых.
В начале июня 2020 года были внесены изменения в федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства (МСП), по которым на самозанятых граждан распространяются меры поддержки МСП, предусмотренные в рамках федеральных и региональных программ. Это может быть финансовая, имущественная, консультационная и образовательная поддержка.
Жилье и городская среда
Финансирование национального проекта «Жилье и городская среда» в 2021-2023 годах планируют сократить на 98,8 млрд рублей.
«Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными законом № 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 10 770,2 млн рублей, в 2022 году — на 68 908,9 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2023 год, уменьшены на 19 195,0 млн рублей», — отмечается в документе.
В целом на финансирование жилищного нацпроекта в 2021 году планируется предусмотреть более 97,5 млрд рублей, в 2022 году — более 120 млрд рублей, в 2023 году — более 172,8 млрд рублей.
При этом по федеральному проекту «Жилье» в 2021 году планируется сократить бюджет на более 3,3 млрд рублей до почти 26 млрд рублей, в 2022 году — на почти 3,3 млрд рублей до более 29,5 млрд рублей и в 2023 году — на более 3,5 млрд рублей до более 32 млрд рублей. Финансирование федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» планируется снизить в 2021 году на более 3,8 млрд рублей до более 39,7 млрд рублей, в 2022 и 2023 годах — по 4,5 млрд рублей до более 40,7 млрд рублей на каждый из годов. По проекту расселения из аварийного фонда в 2021 году сокращение бюджета будет на более 3,5 млрд рублей до более 31,8 млрд рублей, в 2022 году — на 61 млрд рублей до почти 50 млрд рублей. Это связано с перераспределением 50 млрд рублей из бюджета 2022 года в бюджет 2020 года для ускорения расселения аварийного жилья. Также в 2023 году бюджет программы сократят на 11,1 млрд рублей до почти 100 млрд рублей.
Как меняют нацпроекты
Снижение трат по направлению «Цифровая экономика» обусловлено сокращением финансирования прежде всего федерального проекта «Информационная инфраструктура» (на 50% с 27 млрд до 13 млрд руб.).
По направлению «Международная кооперация и экспорт» больше всего сокращаются расходы на проект «Экспорт продукции АПК» – на 37% с 80 млрд до 51 млрд руб.
Финансирование «Комплексного плана» падает из-за снижения трат на строительство международного транспортного коридора Европа – Западный Китай – на 77% с 60 млрд до 14 млрд руб.
Рост расходов на направление «Образование» в 2023 г. связан прежде всего с увеличением финансирования по федеральному проекту «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в 4 раза с 5 млрд до 20 млрд руб. Изменение параметров по «Культуре» произошло благодаря повышению трат на федпроект «Цифровая культура» – они увеличились в 1,5 раза с 14 млрд до 22 млрд руб. Финансирование нацпроекта для МСП растет из-за увеличения расходов на «Акселерацию субъектов малого и среднего предпринимательства» – на 7% до 74 млрд руб.
Меняются ли приоритеты
В целом изменение приоритетов – это нормальный процесс, если посмотреть 2021 и 2020 гг., там тоже принятие нового закона о бюджете сопровождалось изменениями в структуре расходов, отмечает директор ИНП РАН Александр Широв. По его словам, нацпроекты пересматриваются с точки зрения того, какие у России есть возможности по их реализации: ряд санкционных ограничений, например, в цифровой сфере и «железе» коснутся цифровой экономики, на нацпроект «Международная кооперация и экспорт» напрямую влияет происходящее в торгово-экономических отношениях России с другими странами, прежде всего недружественными. Кроме того, часть проектов может быть профинансирована без государственного участия – за счет средств бизнеса, например в туризме, указывает эксперт.
20 млрд руб.
планируется направить в 2023 г. на федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Это в 4 раза больше, чем планировалось в законе о бюджете на нынешнюю трехлетку. Благодаря резкому росту расходов на патриотизм нацпроект «Образование» вошел в тройку лидеров среди направлений, на которые выделят больше средств в 2023 г.
В здравоохранении и образовании львиная доля расходов связана с повышением оплаты труды и бюджетной обеспеченностью организаций, добавляет Широв. Одним из приоритетов государственной политики является сохранение и развитие человеческого капитала страны, считает доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Плеханова Мери Валишвили. Как и в предыдущем бюджетном плане, здесь заложен рост расходов на реализацию проектов по образованию и культуре, добавляет Валишвили, он превышает не только объем финансирования на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг., но и объем средств, заложенных в паспорта соответствующих нацпроектов.
Существенное сокращение расходов на нацпроект «Цифровая экономика» связано не только с перераспределением бюджета, но и со снижением средств на отдельные проекты, например «Искусственный интеллект», добавляет Валишвили. Реализация инфраструктурных проектов имеет мультипликативный эффект для развития многих отраслей экономики, обеспечивает занятость населения, а также равномерное развитие регионов, отмечает экономист, поэтому несоблюдение запланированных объемов финансирования «Комплексного плана», а именно недофинансирование в 2023 г. на 18,6%, может привести к негативным последствиям, несмотря на плановый рост в 2024 г. на 19,5%.
Неравномерное финансирование бюджетных ассигнований, утвержденных паспортами нацпроектов, обусловлено также переносом результатов на более поздние сроки за период их плановой реализации в 2019–2024 гг., добавляет Валишвили.
Сейчас у государства есть три ключевых приоритета, которые остаются каждый год независимо от ситуации, указывает Широв. Первый приоритет, по его словам, – это обеспечение жизнедеятельности страны (в том числе образование, энергетика), второй – национальная безопасность, третий – социальные расходы. Меняются лишь акценты, которые расставляет правительство с точки зрения среднесрочных планов, количества доступных ресурсов и способов их использования, отмечает Широв. Есть и проблема, связанная с несвоевременным освоением средств, когда ресурсы выделяются, но не используются, потому что, например, не хватает строительных мощностей, добавляет он.
«Когда правительство летом этого года в рамках стратегических сессий анализировало ситуацию, оно пришло к выводу, что возможен временной сдвиг в реализации нацпроектов, но большая часть из них остается актуальной, на повестке дня», – подчеркнул Широв.