Цифрова́я фотогра́фия — технология фотографии, в которой неподвижное изображение сохраняется в форме цифровых данных, представленных в двоичном коде. Источником цифровых изображений могут служить как цифровой фотоаппарат, так и сканер, однако цифровой фотографией принято считать только полученную с цифровой камеры или цифрового задника. Готовый цифровой снимок представляет собой набор невидимых данных, которые могут быть переведены в видимую форму при отображении на дисплее или с помощью печати принтером. Главное преимущество цифровой фотографии перед аналоговой — полное отсутствие накопления искажений при трансформации, передаче или копировании изображений.
Поскольку все действия с цифровыми изображениями производится с помощью вычислительной техники, цифровая фотография относится к области информационных технологий. Преимущества цифровой фотографии в скорости и качестве изображения в начале XXI века привели к вытеснению химической фотографии из большинства сфер. Остающиеся приверженцы фотоплёнки в своём большинстве используют её как первичный носитель информации, используя цифровые копии отсканированных негативов. Кроме того, появление встроенных в сотовые телефоны и карманные компьютеры цифровых миниатюрных фотоаппаратов сделало фотографию общедоступной.
ФотосенсорПравить
Сравнение размеров матриц цифровых фотокамер и 35-мм плёнки
Размеры матриц большинства цифровых фотоаппаратов по размеру меньше стандартного кадра 35-мм плёнки. В связи с этим возникает понятие эквивалентного фокусного расстояния и кроп-фактора.
В большинстве цифровых фотоаппаратов соотношение сторон кадра равно 1,33 (4:3), равное соотношению сторон большинства старых компьютерных мониторов и телевизоров. В плёночной фотографии используется отношение сторон 1,5 (3:2). В основном все цифровые зеркальные фотоаппараты с размерами фотосенсоров до 24×36 мм выпускаются с рабочими отрезками фотообъективов зеркальных плёночных фотоаппаратов этого класса, что позволяет использовать старую оптику, рассчитанную на это поле. Это вызвано прежде всего наличием прыгающего зеркала видоискателя, ограничивающего уменьшение рабочего отрезка объектива и автоматически сохраняет возможность применения (преемственность) ранее выпущенных объективов. Применение старой оптики в «цифрозеркалках» с матрицами, размерами меньших 24×36 мм, порой обеспечивают лучшую разрешающую способность объектива по площади кадра в силу неиспользования периферийной части изображения.
Виды цифровых фотоаппаратовПравить
Камеры с несъёмной оптикой (объективом), в отличие от компактных конструкций, являются полноразмерными цифровыми камерами, которые снабжены креплениями для установки внешних аксессуаров — фотовспышек, светофильтров и т. д. Они предназначены главным образом для семейного пользования, туризма, альпинизма и специальных аэросъемок и «фотоохоты». Применение фотосенсоров малых размеров позволяет создавать фотокамеры с фотообъективами, работающие с широким диапазоном зумирования — зумом, с оптическим стабилизатором, при этом с относительно малыми габаритами и весом. Встроенная оптика обеспечивает более высокую герметичность от попадания пыли и влаги. Являясь не зеркальными цифровыми фотоаппаратами они как правило могут работать в режиме видео.
Однако, применяемая фототехника с фотосенсорами малых размеров не рассчитаны для использования её в области изобразительного искусства из-за высокого уровня аберраций, низкой фотографической широты и разрешения. (Как правило применяются фотосенсоры — 1/2,5″). Кроме того, оптическая система при этом не может обеспечить требуемую глубину резкости. //Как раз с глубиной резкости в этом случае все наоборот))//
Камеры с несъёмной оптикой обычно имеют ЖК-экран или электронный видоискатель (окуляр с ЭЛТ или ЖК-экраном), что не может сравниться с зеркальным видоискателем для работы в области, например, портретной съемки, макросъемки и др.
Принципиальная схема зеркального фотоаппарата
Цифровые зеркальные камеры (англ. ) являются аналогом плёночных зеркальных камер и имеют сопоставимые размеры (меньшие за счёт отсутствия фильмового канала).
Своё название зеркальная камера получила благодаря зеркальному видоискателю (англ. TTL, Through The Lens), с помощью которого фотограф имеет возможность визировать сцену через объектив фотоаппарата.
Среднеформатные и прочие профессиональные цифровые камеры
Выпускаются также цифровые камеры бо́льших форматов, предназначенные для профессионального использования. Среди них есть как специализированные, например панорамные камеры, так и камеры больших стандартных форматов, например среднеформатные.
Для стандартных форматов, вместо полностью цифровых камер также с успехом применяются цифровые «задники».
Цифровой задник Kodak DCS420
Цифровые «задники» (англ. Digital Camera Back) применяются для переоборудования плёночных фотоаппаратов (обычно дорогих профессиональных зеркальных камер с наработанным набором сменных объективов). Они представляют собой устройства, содержащие светочувствительную матрицу или подвижный линейный сканер, процессор, память и интерфейс с компьютером. Цифровой задник устанавливают на фотоаппарат вместо кассеты с плёнкой. В некоторых случаях размер матрицы делают меньше размера кадра (например, 12×12 мм вместо 24×36 мм у «задника» Филипс (1990 г.)
Параметры цифрового фотоаппаратаПравить
Качество изображения, даваемого цифровым фотоаппаратом, складывается из многих составляющих, которых намного больше, чем в плёночной фотографии. В их числе:
- Тип фотосенсоров
- Габариты фотосенсоров
- Электронная схема считывания и оцифровки аналогового сигнала АЦП
- Алгоритм обработки и формат файлов, применяемый для сохранения оцифрованных данных
- Разрешение матрицы в Мпикс (количество пикселей)
Количество и размер пикселей матрицы
В цифровых фотокамерах число физических пикселей является основным маркетинговым параметром и бывает от 0.1 (у веб-камер и встроенных камер) — до ~42 Мпикс. (У некоторых задников — до 420 Мпикс). В цифровых видеокамерах — до 6 Мпикс. Размеры пиксела в больших фотосенсорах составляют ~6-9 мкм, в малых — меньше ~6 мкм.
- Прямой видоискатель
Стеклянный глазокСветоделительЭлектронный видоискатель EVFШарнирное зеркало (Зеркальный видоискатель) - Стеклянный глазок
- Светоделитель
- Электронный видоискатель EVF
- Шарнирное зеркало (Зеркальный видоискатель)
- ЖК видоискатель
Форматы файловПравить
- JPEG
- TIFF (в большинстве цифровых аппаратов применяется 8-bit TIFF, что не даёт выигрыша в глубине цвета)
- Raw — «сырой» набор оцифрованных данных с матрицы
- DNG от англ. — «цифровой негатив», унифицированный RAW формат.
К изображениям дописывается дополнительная информация о параметрах съёмки в формате метаданных (например EXIF).
Битовая глубина цветаПравить
Большинство современных цифровых фотоаппаратов производят запись снятых кадров на Flash-карты следующих форматов:
- Secure Digital (SD)
- CompactFlash (CF-I, CF-II или Microdrive)
- Memory Stick (модификаций PRO, Duo, PRO Duo)
- Multimedia Card (MMC)
- SmartMedia
- xD-Picture Card (xD)
Наиболее распространённым на сегодня (2014 г.) типом карт памяти является Secure Digital.
Также возможно подключение большинства камер напрямую к компьютеру, используя стандартные интерфейсы — USB и IEEE 1394 (FireWire). Ранее использовалось подключение через последовательный COM-порт. Некоторые фотоаппараты кроме слотов для карт памяти имеют встроенную память.
Достоинства и недостатки цифровой фотографииПравить
- Оперативность процесса съёмки и получения конечного результата.
- Огромный ресурс количества снимков.
- Большие возможности выбора режимов съёмки.
- Простота создания панорам и спецэффектов.
- Совмещение функций в одном устройстве, в частности, видеосъёмка в цифровых фотоаппаратах и, наоборот, фоторежим в видеокамерах.
- Уменьшение габаритов и веса фотоаппаратуры.
- Возможность предпросмотра результата.
Основные недостатки цифровой фотографии
- Пикселизация, регулярная структура матрицы и фильтр Байера порождают принципиально другой характер шумов изображения, нежели аналоговые фотографические процессы. Это приводит к восприятию изображения, особенно полученного на пределе возможностей камеры, как более искусственного, не «природного».
- Принципиальные трудности доказательства аутентичности цифровой фотографии, в связи с самой сутью цифровых технологий копирования файлов и обработки изображений.
- Преобладающее большинство матриц имеют небольшую фотографическую широту, что не позволяет без потери деталей снимать сюжеты с большим диапазоном яркости.
Искусство цифровой фотографииПравить
Искусство цифровой фотографии — это категория творческих практик, связанных с созданием, редактированием, трансформацией и представлением цифровых изображений в качестве авторских произведений. Цифровая фотография может быть представлена как самостоятельное визуальное произведение (фотоснимок, фотопринт, фотолайтбокс), но может включаться в качестве компонента в более крупные формы, например инсталляции, перформансы, компьютерные художественное программы и базы данных, Интернет-проекты в современном искусстве.
Наряду с применением в бытовых и массовых практиках, цифровая фотография быстро привлекла внимание профессиональных фотографов и художников. Начиная с конца 1980-х годов они создают выразительные цифровые фотопроизведения, в которых рассуждают о важных вопросах современности, эстетизируют окружающую действительность, рефлексируют на тему дематериализации образа в эпоху цифровой культуры. В работах таких мастеров фотографии, как Инез ван Ламсверде, Патриция Пиччинини, Нэнси Бёрсон, Энтони Азиз и Сэмми Качер, цифровой образ предстаёт как изменчивый, нестабильный, пугающий. Другие, напротив, приветствуют дематериализацию фотообраза, видя в потере прямой связи образа и реальности новые возможности для творчества художника (Дж. Уолл, А. Гурски и пр.) или основания для переопределения того, что всегда считалось искусством (К. Селтер, С. Силтон и др.).
Основные производители цифровых фотоаппаратовПравить
- Фотоаппараты, 1984, с. 128.
- Хассельблад H3D Архивная копия от 24 июня 2007 на Wayback Machine (англ.)
- Теория и практика фотографии. Дата обращения: 23 января 2008. Архивировано из оригинала 6 февраля 2008 года.
- Fred Ritchin, In Our Own Image. The Coming Revolution in Photography, New York, 1990.
William J. Mitchell, The Reconfigured Eye. Visual Truth in the Post-Photographic Era, Cambridge, MA/London, 1992; Martin Lister (ed.), The Photographic Image in Digital Culture, London/New York, 1995.
ЛитератураПравить
- Скотт Келби. Adobe Photoshop CS6: справочник по цифровой фотографии = The Adobe Photoshop CS6 Book for Digital Photographers. — М.: Вильямс, 2013. — 464 с. — ISBN 978-5-8459-1821-5.
- Скотт Келби. Цифровая фотография. Том 4 = The Digital Photography Book, Volume 4. — М.: Вильямс, 2013. — 224 с. — ISBN 978-5-8459-1800-0.
- Деникин А. А. Цифровая фотография и современное искусство. — М.: Нестор-История, 2016. — 224 с. — ISBN 978-5-4469-0842-4.
- М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.,: «Машиностроение», 1984. — 142 с.
- Soutter L. Why Art Photography. — London, New York: Routledge, 2013. — 224 с. — ISBN 978-0415577342.
- Stefan Iglhaut/Hubertus von Amelunxen/Alexis Cassel (eds.). Photography after Photography. — Basel/London.: G&B Arts International, 1997. — 308 с. — ISBN 978-9057011016.
СсылкиПравить
Иррациональная геометрия, инсталляция 2008 года. Паскаль Домбис / CracksinthestreetМаксим Мирошниченко, кандидат философских наук, сотрудник Центра истории знания ИГИТИ ВШЭ, преподаватель кафедры биоэтики ЮНЕСКО РНИМУ— Благодаря возникновению новых систем электротехнической коммуникации, в частности интернета, мы оказались в таком состоянии, что пространство и время обессмыслились. Мы все будто бы всегда находимся вместе. Маршалл Маклюэн ввел понятие имплозии, «сжатия», чтобы обозначить одновременность и находимость всего в одной непространственной точке.Флюссер тот же процесс называет абстрагированием: с одной стороны, мы отказались от тела, от субъективности и от материального мира, но в то же самое время вернулись к ним уже в новом качестве. Цифровизация приводит нас к пересмотру отношения к материальности и телесности и поиску новых способов описания и проживания опыта нахождения в мире.Автоматическая виртуальная среда «Пещера» в Иллинойском университете, Чикаго / DavepapeМаксим Мирошниченко, кандидат философских наук, сотрудник Центра истории знания ИГИТИ ВШЭ, преподаватель кафедры биоэтики ЮНЕСКО РНИМУ— Все направления, объединяемые терминами «цифровое» или «медиаискусство», роднит то, что они пытаются осмыслить влияние новых технологий на наше время. И с этой точки зрения любое искусство — это медиаискусство. И если мы будем обращаться к истории искусства предшествующих эпох, то мы увидим, насколько сильно все виды искусства прошлого зависели от технологий, зависели от материальности, зависели от инфраструктур, в которые они были вписаны.Так и цифровое искусство в его различных трансформациях, будь то современный видеоарт, виртуальные иммерсивные среды или среды, которые используют дополненную реальность. Есть ли в том, что они осмысливают влияние технологий на наш опыт, нечто радикально новое? С точки зрения сегодняшних концепций истории искусства и философии искусство «новых медиа» выглядит продолжением очень давней истории.Изображение компьютерного вируса Chernobyl, созданного украинским медиа-художником Степаном Рябченко в 2011 году / Stepan RyabchenkoМаксим Мирошниченко, кандидат философских наук, сотрудник Центра истории знания ИГИТИ ВШЭ, преподаватель кафедры биоэтики ЮНЕСКО РНИМУ— На мой взгляд, наиболее интересные результаты применения цифровых технологий в искусстве достигаются приемом бриколажа, то есть использования предмета не по назначению: когда художники создают неожиданные сборки, помещают предмет в непривычный для него контекст, пытаются перевернуть повседневную ситуацию. Например, цифровой художник может взломать систему видеонаблюдения в публичных местах и через микрофон камер транслировать звуковое сообщение, которое провоцирует какую-то странную, острую или даже болезненную реакцию у людей, оказавшихся в этом пространстве.Подобному переосмыслению можно подвергнуть что угодно: машинное обучение, технологии геолокации, дипфейки. Можно создавать правдоподобные изображения несуществующих людей или животных или приспосабливать 3D-печать к изготовлению странных объектов, которые имеют не столько утилитарную, сколько эстетическую ценность.Интерьер Цюрихского оперного театра / Gerda ArendtМаксим Мирошниченко, кандидат философских наук, сотрудник Центра истории знания ИГИТИ ВШЭ, преподаватель кафедры биоэтики ЮНЕСКО РНИМУ— Наблюдаемое сегодня возвращение старых эстетических представлений (например, бешеная популярность пиксельной графики) можно объяснить с точки зрения социологии. Специалисты, которые внедряют эти технологии и искусственно создают вокруг них хайп, по своему роду деятельности часто вовсе не художники, не связаны с культурными индустриями. Это профессионалы из технологической среды, которые ретранслируют собственные взгляды на искусство и на культуру, не подвергая их сомнению. Впрочем, подобное некритическое применение достаточно индивидуальной эстетики не может претендовать на определяющую роль в общезначимой философии современного искусства.«Девочка с воздушным шаром» / «Любовь в мусорной корзине», Бэнкси, 2006 авторская копия граффити, была разрезана встроенным в раму шредером во время аукциона Sotheby’sКартина «Портрет Эдмона Белами», созданная с помощью генеративно-состязательной сети / christies.comМаксим Мирошниченко, кандидат философских наук, сотрудник Центра истории знания ИГИТИ ВШЭ, преподаватель кафедры биоэтики ЮНЕСКО РНИМУ— В классической эстетике творчество состоит в том, чтобы производить нечто новое непредвиденное, неожиданное. Не стоит путать эстетическую новизну и техническое новшество. Машины пока не способны создавать принципиально новое. В сущности, они воспроизводят старое. Для многих теоретиков цифровой культуры это является проблемой, потому что повсеместное проникновение искусственного интеллекта во все сферы деятельности человека, в том числе и в искусство, в конечном счете приведет к тому, что мы получим диктат старого.Над материалом работали
Цифровая живопись
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 октября 2022 года; проверки требуют 7 правок.
Цифровая живопись – развивающаяся форма искусства, в которой используются традиционные техники рисования, такие как акварель, масло и т. д. наносятся с помощью цифровых инструментов с помощью компьютера, графического планшета и пера, а также программного обеспечения. Традиционная живопись — это живопись с помощью физического носителя, в отличие от более современного стиля, такого как цифровой. Цифровая живопись отличается от других форм цифрового искусства, особенно искусства, созданного на компьютере, тем, что не требует компьютерного рендеринга модели.
Искусствоведы часто классифицируют цифровое искусство как двоякое: объектно-ориентированные произведения искусства и процессно-ориентированные визуальные эффекты. В первом сценарии цифровые технологии являются средством достижения цели и функционируют как инструмент для создания традиционных объектов, таких как картины, фотографии, гравюры и скульптуры. Во втором случае технология-это сама цель, и художники исследуют возможности, связанные с самой сутью этой новой среды. Эта последняя категория — часто связанная с термином «новые медиа» — относится ко всему вычислимому искусству, которое создается, хранится и распространяется в цифровом виде. Другими словами, в то время как некоторые работы полагаются на цифровые инструменты для увеличения уже существующего носителя, другие используют цифровые технологии в качестве неотъемлемого и неразрывного компонента при создании артефакта.
Сравнение с традиционной живописьюПравить
Создание рисунка/картины от начала и до конца на компьютере — направление в изобразительном искусстве. Точную дату создания первого компьютерного рисунка устанавливать нет смысла (можно погрязнуть в определении того, что является достаточно художественным и серьёзным для рисунка как такового); однако примерная дата широкого появления впечатляющих и красочных работ, выполненных на ПК — 1995—1996 годы (на эту дату приходится появление и широкое распространение относительно доступных по цене SVGA-мониторов и видеокарт, способных отображать 16,7 млн цветов). Компьютер в цифровой живописи — это такой же инструмент, как и кисть с мольбертом. Для того, чтобы хорошо рисовать на компьютере, также необходимо знать и уметь применять все накопленные поколениями художников знания и опыт (линейная перспектива, воздушная перспектива, цветовой круг, светотень, блики, рефлексы и т. д.).
Использование цифровых технологий в фотографии породило также гибридные техники (например, фотоимпрессионизм).
Гибридные технологии применяются и в изобразительном искусстве (помимо косметического исправления или улучшения ручного оригинала). Два основных направления: сначала делается ручное изображение, которое не доводится до завершения (в основном ограничиваются эскизом), а завершается работа в компьютере; модификация завершённого ручного изображения с помощью компьютерного редактора. В последнем случае диапазон глубины обработки очень широк: от изменения только настроя (через цветовую гамму) через модификацию образа до полного изменения исходного образа — до неузнаваемости.
Прогресс цифровой живописи
В конце XX — начале XXI веков цифровая живопись бурно развивается и занимает прочные позиции в оформлении книг/плакатов, преобладает в индустрии компьютерных игр и современном кино, популярна в любительском творчестве. Причины быстрого вытеснения прежних средств из этих областей:
Для того чтобы создавать цифровые работы любого уровня, желательно иметь персональный компьютер достаточной мощности, графический планшет и несколько программ для компьютерной живописи.
Большая скорость работы
Специализированные программы для CG-художников (например Painter) содержат большое количество инструментов, ускоряющих работу. Выбор нужного цвета — дело секунд (в отличие от традиционной живописи, где надо смешивать краски для получения нужного цвета — требует опыта и времени), выбор нужной кисти/инструмента — также почти мгновенная операция. Возможность отменять свои действия, а также возможность сохраняться в любом моменте своей работы и возвращаться к нему в последующем и ещё большой список возможностей и преимуществ — всё это делает работу профессионального художника в несколько раз быстрее при том же качестве. Кроме того, компьютерная работа сразу готова к использованию в цифровых технологиях кино, игр, вёрстки — работу, выполненную на материале красками, надо предварительно перенести в цифровой вид.
В отличие от традиционной живописи в цифровой имеются прогрессивные и высокотехнологичные функции и супер развитые художественные возможности такие как: работа со слоями или нанесение текстур с фотографий на участки картины; генерация шумов заданного типа; различные эффекты кистей; HDR картины; различные фильтры, трансформации и коррекции; огромное количество оттенков цветов и текстур; разнообразные структуры линий.
Традиционное искусство практически достигло своего предела по совершенству техники и средств ещё в XVIII веке. С тех пор почти не добавилось ничего нового — по-прежнему у художника есть краски, пигмент, масло (или их готовая смесь), холст и кисти. Современная компьютерная живопись уже далека от лучших полотен гениев прошлого по качеству и масштабности работы — и ей есть куда развиваться дальше. Разрешение дисплеев растёт, повышается качество цветопередачи, увеличивается мощность компьютеров, меняются и совершенствуются программы для цифровой живописи, есть принципиальная возможность создания новых способов и устройств, в том числе устройств визуализации изображений (проекторы или голография).
Начиная с 2021 года цифровую живопись можно продавать на онлайн аукционах в виде NFT токенов, (opensea, rarible, foundation и т. д.), за криптовалюту.
Доступность обучения и работы
Если пользователь умеет работать на компьютере и обладает навыками рисования или имеет художественное образование — ему не составит большого труда разобраться в интерфейсе программ компьютерной живописи — он такой же, как и у большинства Windows-программ, и имеет вполне логичный цифровой инструментарий художника. В Интернете доступны видеоуроки по работе в той или иной программе, содержащие запись всех этапов работы художника над цифровой картиной.
Недостатки цифровой живописи
На текущий момент очень мало школ или более серьёзных учебных учреждений, обучающих по этой специальности — цифровыми художниками становятся в основном самые энергичные и любознательные люди и особенно дети, склонные самообучаться и находить информацию самостоятельно; дизайнеры и полиграфисты (имеющие опыт работы с графикой на ПК); большинство известных цифровых художников закончило учебные заведения по традиционной живописи и только потом самостоятельно перешло в cg-арт. Также современный цифровой художник немыслим без Интернета (общение с коллегами, работодателями, поиск новых программ или способов рисунка и т. п.) — а он опять-таки есть не у всех. Книг по созданию рисунков на компьютере практически нет, но ситуация постепенно улучшается.
На данный момент делается довольно много различных образовательных ресурсов по подготовке будущих учителей ИЗО для работы с цифровыми устройствами. Усиленно осваиваются методики по работе на компьютере с графическим планшетом и различными программами, позволяющими заниматься медиарисованием. В ближайшее время подобные курсы будут запущены в основных педагогических вузах страны, что в свою очередь впоследствии благотворно отразится на школах и других вузах при приёме новых учительских кадров, имеющих неплохой опыт работы с медиарисунком и цифровой живописью.
Текущий предел возможностей компьютерной техники
Современные мониторы всё ещё не работают в разрешениях, близких к разрешающей способности нашего глаза. То есть, монитор не способен вывести такое количество деталей и подробностей, которое может обеспечить наблюдение вживую такого же по размерам участка полотна классической живописи. Можно распечатать свою картину на принтере — но это порождает третью проблему cg-арт’а:
Проблема с выводом компьютерного изображения на материальный носитель
Большинство мониторов работают в цветовой модели RGB с цветовым пространством sRGB, цветовые границы которого не совпадают с таковыми у типичного принтера, работающего в модели CMYK и имеющего собственные ограничения по цветовому охвату. Как результат — некоторые видимые на мониторе цвета не пропечатываются на бумаге, и в то же время весь потенциал принтера по его охвату не задействуется. Для решения данной проблемы используют профессиональные мониторы с цветовым пространством ARGB (Adobe RGB), специально разработанного, чтобы вместить почти все цвета доступные для принтера, а для наибольшего соответствия изображений на мониторе и носителе печати используют цветовые профили. Тем не менее, 100 % совпадения достичь не получается, так как даже наихудшее пространство sRGB в некоторых областях цветов шире нежели многие CMYK-пространства.
Другая проблема — мониторы, способные показать все цвета рисунка (и имеющие настройку яркости, контраста, цвета), как правило имеют слишком маленькое разрешение, не позволяющее показать все детали рисунка (не показывают его в полном размере без интерполяции — больше 1-2 мегапикселей обычный монитор одновременно показывать не может, специальные и достаточно дорогие ЖК-мониторы могут показать около 8 Мп).
Проблема авторского права
Тот, у кого есть оригинальный (исходный) файл рисунка, является хозяином рисунка. Но, как и любую цифровую информацию, файл можно скопировать и тиражировать в неограниченном количестве без каких-либо ощутимых затрат. Простейший пример защиты своего рисунка — выкладывание в Интернет уменьшенной копии (обычно профессиональные художники рисуют в большом разрешении — 6000×10000 пикс и даже более — удобно прорисовывать детали, а в Интернет выкладывают маленький вариант — 1600×1200 и менее; или даже фрагмент). В таком случае — кто имеет большой вариант рисунка, тот является его автором и владельцем. Копирайт на цифровом рисунке легко изменить и реальную помощь от его наличия могут ощутить только широко известные художники.
Гибридная техникаПравить
Существуют и другие методы, при которых художники также рисуют в цифровой форме; они могут варьироваться от использования различных программ до достижения различных эффектов. Как при выполнении определенных аспектов в одной программе, а затем переносе в другую для другого аспекта, это, как правило, как 3D художники работают. Чаще всего практиковались бы начальные этапы рисования на листе бумаги или холсте, а затем фотографирование или сканирование его в цифровом программном обеспечении для последующего завершения произведения.
Программы для цифровой живописиПравить
- GIMP — растровый графический редактор, так же подходящий для рисования.
- MyPaint — программа для рисования, бесконечный холст, много кистей и минимум функций.
- Krita — программа для рисования, часть пакета Calligra Suite.
- Inkscape — векторный графический редактор, предназначенный для рисования.
- Illustrator — один из наиболее популярных векторных редакторов от компании Adobe.
- Photoshop — один из наиболее популярных редакторов растровой графики от компании Adobe.
- CorelDraw — векторный редактор от компании Corel.
- Painter — редактор растровой графики от компании Corel.
- ArtRage — программа, ориентированная на эмуляцию традиционных средств в рисунке и живописи, простой и минималистичный интерфейс.
- Pixarra TwistedBrush Pro Studio — программа для рисунка и живописи. Более 5000 различных кистей с возможностью редактирования, много типов основ для рисования — бумаги, дерева, холста. Есть бесплатная версия TwistedBrush Open Studio.
- Microsoft Expression Graphic Designer — программа, которая позволяет работать как с векторной графикой так и растровой + имеет инструментарий художника. Есть бесплатная демоверсия.
- OpenCanvas — бесплатная версия программы Open Canvas, адаптированная для рисования несколькими художниками через Интернет одновременно. Всего три инструмента и ластик.
- Adobe Flash — изначально программа была предназначена для создания мультипликации, однако явные преимущества работы на графическом планшете с плавным нажатием пера в отличие от других графических пакетов оценили многие иллюстраторы.
- SAI — программа, предназначенная для цифрового рисования в среде Microsoft Windows, разработанная японской компанией SYSTEMAX.
ОборудованиеПравить
Автономные планшеты имеют повышенную переносимость, так как их не нужно привязывать к компьютеру, но они обычно меньше, чем графические планшеты с эквивалентной ценой. Некоторые планшеты, которые могут быть использованы для цифровой живописи, включают IPad, Microsoft Surface и Wacom Mobile Studio.
- В. Л. Филиппов. МАГИСТЕРСКИЕ ЧТЕНИЯ / И. Н. Цой. — Луганск: ЛАКИ, 2014. — С. 23. — 50 с.
- SweetMonia. What is parallax? And is it really bad in a pen display like Cintiq or Kamvas? . Sweet Drawing Blog (6 сентября 2019). Дата обращения: 31 декабря 2022.
- Drawing Tablets Without a Screen — Advantages and Disadvantages . Drawing Tablet World (11 июля 2019). Дата обращения: 31 декабря 2022.
- Must-Know Tips to Improve Your Tablet Drawing Experience . Art Rocket. Дата обращения: 31 декабря 2022.
- Tilt sensitivity and rotation in Stylus: Do you really need it? . essentialpicks.com (21 марта 2019). Дата обращения: 31 декабря 2022.
Цифровая обработка изображений
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 марта 2021 года; проверки требуют 11 правок.
ИсторияПравить
Цифровая обработка изображений позволяет применение существенно более сложных алгоритмов, а следовательно, может дать как бо́льшую производительность на простых задачах, так и реализовывать методы, которые были бы невозможны при аналоговой реализации.
В частности, цифровая обработка изображений является единственной практичной технологией для:
- классификации
- выделения признаков
- обработки сигналов
- распознавания образов
Некоторые техники, которые используются в цифровой обработке изображений:
- Скрытые марковские модели
- Редактирование изображений
- Анализ независимых компонент
- Линейная фильтрация
- Нейронные сети
- Дифференциальные уравнения в частных производных
- Пикселизация
- Метод главных компонент
- Самоорганизующиеся карты Кохонена
- Вейвлеты
Преобразование цифрового изображенияПравить
К изображениям обычно добавляется отступ перед преобразованием в Фурье-пространство. Отфильтрованные по верхним частотам изображения ниже иллюстрируют результат различных техник отступа:
Фильтр показывает дополнительные рёбра в случае добавления нулей.
Примеры кода фильтрации
Пример MATLAB для пространственной фильтрации в Фурье-пространстве по верхним частотам.
% generate checkerboard
% **************** SPATIAL DOMAIN ******************
% Laplacian filter kernel
% convolve test img with
% 3×3 Laplacian kernel
% show Laplacian filtered
‘Laplacian Edge Detection’
ПриложенияПравить
- Компьютерная графика
- Компьютерное зрение
- Оцифровка
- GPGPU
- Гомоморфная фильтрация
- Ассоциация интеллектуальных информационных систем IEEE
- Программное обеспечение дистанционного обследования
- Стандартное тестовое изображение
- Space Technology Hall of Fame:Inducted Technologies/1994. — Space Foundation, 1994. Архивировано 4 июля 2011 года.
- Rafael Gonzalez. Digital Image Processing, 3rd. — Pearson Hall, 2008. — ISBN 9780131687288.
- Larry Yaeger. A Brief, Early History of Computer Graphics in Film. — 2002. — Август. Архивировано 17 июля 2012 года.
Литература для дальнейшего чтенияПравить
- IPRG Архивная копия от 18 ноября 2018 на Wayback Machine Open group related to image processing research resourcs
- Processing digital images with computer algorithms
- IPOL Open research journal on image processing with software and web demos.