Цифровизация для детей с овз

Библиографическое описание

Рахматуллина, Э. Д. Использование информационных технологий в инклюзивном образовании / Э. Д. Рахматуллина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5332/ (дата обращения: 17.05.2023).

В статье изучается проблема использования информационных технологий в инклюзивном образовании, дается определение информационных образовательных технологий и анализируются их преимущества в работе с учащимися с ОВЗ.

Ключевые слова: информационные технологии, ИКТ, инклюзивное образование, дети с ОВЗ, учителя.

В настоящее время особую значимость приобретают вопросы использования информационных технологий в инклюзивном образовании. Если учебно-познавательная деятельность обучающихся с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных средств, именно информационные технологии позволяют обеспечить необходимое качество образования, интегрировать учащихся с особыми возможностями здоровья в образовательный процесс в условиях инклюзии. Актуальность проблемы исследования состоит в том, что ее изучение позволит определить не только преимущества, достигаемые посредством внедрения таких технологий в образовательный процесс современной школы, но и выявить наиболее значимые трудности, возникающие у учителей в связи с использованием информационных технологий в образовании лиц с особыми возможностями здоровья. Это, в свою очередь, позволит определить, какие действия необходимо предпринимать для того, чтобы сделать процесс их применения наиболее эффективным, способствующим повышению качества образования в целом.

Различным аспектам проблемы использования информационных технологий в инклюзивном образовании посвящены сегодня многочисленные психолого-педагогические исследования, основными направлениями которых являются понятие и особенности информационных технологий в образовании (Г. А. Абумова, Т. П. Гордиенко, В.А, Кудинов, Е. И. Ярославлева); сущность процессов цифровой трансформации образования (О. Б. Акимова, А. С. Вавилова, Я.В, Корякина, В. С. Москалюк, Е. А. Цветкова); специфика использования информационных технологий в инклюзивном образовании (Г. И. Аксенова, Н. Н. Дементьева, Л. Т. Зембатова, Ч. М. Миркаримова, Е. В. Руденко, Ф. Р. Хайбуллаева).

− требование педагогической функциональности информационных технологий, основанное на значимости, полноте охвата направлений образовательного процесса, возможности его индивидуализации и дифференциации;

− требование адаптивности, состоящее в приспособлении образовательных информационных технологий к индивидуально-личностным и возрастным особенностям обучающихся;

− требование обеспечения коррекционной направленности информационных технологий, предполагающее возможность выполнения с их помощью обучающих заданий и упражнений, позволяющих решать коррекционно-образовательные и коррекционно-развивающие задачи;

− требование исключения эффекта насыщения в работе с информационными технологиями и чередования видов заданий и упражнений с различной сенсорной нагрузкой, поддерживающих работоспособность и повышающих продуктивность деятельности обучающихся.

Таким образом, использование информационных технологий в педагогической деятельности дает учителю преимущества в условиях осуществления инклюзивного образования, так как возможности, предоставляемые современными ИКТ, позволяют создать новые возможности для обучения детей с ОВЗ посредством использования доступных для их восприятия способов познания окружающей действительности, коррекции поведения и деятельности учащихся, составления индивидуальных образовательных маршрутов и осуществления педагогической деятельности с учетом потребностей и возможностей всех субъектов образовательного процесса.

  • Александров Д. А. Специфика цифровизации в сфере образования // Будущее российских корпораций: стратегическое развитие и эффективное управление. — 2018. — С. 12–13.
  • Гончарова Н. А., Гончарова М. А., Фандеева Д. А. Информационные и коммуникационные технологии в развитии инклюзивного образования в новых социально-экономических условиях // Научный альманах. — 2015. — № 11–2. — С. 104–107.
  • Загурский А. В. Методологические аспекты внедрения ИКТ в инклюзивном образовании // Цифровая трансформация образования. — 2018. — С. 339–343.
  • Казыханов А. А., Байрушин Ф. Т. К вопросу об информационных технологиях в образовании // Аллея науки. — 2017. — № 16. — С. 985–986.
  • Корякина Я. В., Ломтева Т. Н., Каменский М. В. Саморегулируемое обучение в условиях цифровизации образования // Вестник Северо-Кавказского Федерального университета. — 2019. — № 2. — С. 141–148.
  • Минахметова А. З. Личность учителя в условиях инновационных изменений // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 4. — Ч. 2. — С. 356–360.
  • Минахметова А. З., Нураева О. Н. Готовность студентов к использованию информационных технологий // Современные наукоемкие технологии. — 2013. — № 7. — Ч. 2. — С. 216–217.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, образовательный процесс, цифровая трансформация образования, возможность, особая возможность здоровья, педагогическая деятельность.

Читать также:  Электронная коммерция Балабанов И.Т. читать онлайн и скачать книгу в мягкой обложке или ePub для ридера или смартфона

Улыбин, В. С. Современные информационно-коммуникационные технологии в образовании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / В. С. Улыбин, О. В. Улыбина, У. В. Хахалкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 415-416. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86995/ (дата обращения: 17.05.2023).

В статье описываются современные информационно-коммуникационные технологии в обучении инвалидов и лиц с ОВЗ. Обозначены причины необходимости применения компьютерных технологий в образовательном процессе. Представлен алгоритм использования ИКТ на уроках английского языка и роль компьютерного зрения для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Ключевые слова:

информационно-коммуникационные технологии, компьютерные программы, веб-камера, компьютерное зрение, мультимедийные средства.

Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение инвалидов и лиц с ОВЗ медико-психологическим сопровождением и специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. В рамках современных исследований доказано, что ИКТ — это достаточно широкий спектр цифровых технологий, которые активно используют распространение большого потока информации и оказание услуг. К ним можно отнести: программное обеспечение, компьютерное оборудование, телефонные линии и сотовую связь, спутниковые технологии, сети кабельной и беспроводной связи, мультимедийные средства, Интернет, электронную почту и т. д.

На современном этапе образование предполагает активное внедрение компьютерных технологий в образовательно-воспитательный процесс. Новые технологии помогают поставить в центр внимания обучение учащихся и дают возможность для развития всей системы образования в РФ.

В школе активно можно использовать программу Paint, в которой обучающиеся с ОВЗ могут выполнять творческие задания. Microsoft Office тоже удобен для создания презентаций, редактирования текстов и таблиц, которые помогут развить навыки чтения, перевода и визуального восприятия текстов. Moviemaker поможет создать видео по теме урока. Поисковые системы Google помогут найти новую информацию при выполнении домашнего задания, а также языковые сайты (LinguaLeo.com) могут помочь в изучении английского языка.

Использование проигрывателей Windows Media окажет помощь в развитии слуховых навыков восприятия учебной информации, обеспечит наглядным и звуковым материалом на уроке, что важно для детей данной категории.

Сегодня наука шагнула далеко вперёд. Разработчики в области IT-технологий изобрели программы, которые позволяют управлять компьютером используя не руки, а лицо и взгляд. Чтобы освоиться и начать работать с компьютером, необходимо иметь веб-камеру и сам компьютер или ноутбук. Для обучения работе с компьютером лиц с ОВЗ используют программу eViacam. Enable Viacam (eViacam) — это программа, которая может заменить использование компьютерной мыши на управление при помощи движений головы пользователя, отслеживаемых обычной веб-камерой. Программа разработана международным сообществом CREA Software Systems и имеет русскоязычный интерфейс. Первая версия была выпущена в 2008 г.

Можно начинать обучение начальному пользованию компьютером групп из трёх детей. Программное обеспечение может быть установлено на ноутбуках или компьютерах с веб-камерой, после чего можно проводить обучающие занятия. После буквально трёх занятий дети уже могут открывать и закрывать папки и документы, просматривать видеофильмы, прослушивать музыку и аудиокниги, играть в развивающие игры, выключать компьютер. Через 5 занятий у них получается самостоятельно выходить в сеть Интернет и осуществлять навигацию по сайтам, находящимся в закладках. Самое сложное, научить пользованию стандартной виртуальной клавиатурой. Проводятся консультации для родителей, корректируется калибровка экрана.

Можно рекомендовать использование eViacam в качестве полной альтернативы или в дополнение к обычной компьютерной мыши при обучении работе на компьютере детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Это особенно полезно для детей с моторными нарушениями (костные травмы, амиотрофический склероз, рассеянный склероз, церебральный паралич, травмы спинного мозга, мышечная дистрофия, ампутации и т. д.).

Программа eViacam обеспечивает эффективное и надежное решение для взаимодействия человек-компьютер. Для ребёнка или взрослого человека с сохранным интеллектом не составит особого труда научиться пользоваться данной программой и управлять компьютером на уровне обычного пользователя. Существует только один недостаток — невысокая скорость печати. Но в данном случае, мы не будем считать это недостатком, так как программное обеспечение даёт возможность практически парализованному человеку пользоваться персональным компьютером и открывает доступную среду в сети Интернет.

Рассмотрим программу eViacam подробнее. Основные функции этой программы заключаются в том, что можно использовать несколько вариаций. Эмуляция нажатия клавиш мыши: левой, средней, правой; способы управления (двойное нажатие, Drag-and-drop).

Читать также:  Лояльность и электронная коммерция

Enable Viacam может использоваться вместе с программой, предоставляющей функцию экранной клавиатуры. Компьютерное зрение: теория и технология создания машин, которые могут производить обнаружение, слежение и классификацию объектов. Легкость и простота: простая установка, интуитивность использования. Интегрированный мастер настройки поможет легко начать работать. Обучение может быть сведено к минимуму.

Используемые компоненты OpenCV — обеспечивает компьютерное зрение, а wxWidgets это компонент графического интерфейса. Максимальный комфорт. Беспроводное управление без дополнительных аксессуаров.

Программа имеет интеллектуальную калибровку экрана конкретно под пользователя компьютера. Движения лица перемещают указатель мыши по экрану. Эксклюзивная технология компьютерного зрения использует изображение, снятое с помощью веб-камеры и гарантирует точное и плавное движение курсора мыши. Для обучения детей с ОВЗ, собирается медиатека бесплатных и свободно распространяемых программ, предназначенных для упрощения пользования компьютером и сетью Интернет.

Развитие современного общества диктует необходимость использовать ИКТ во всех сферах нашей жизнедеятельности. Специальные (коррекционные) образовательные организации и школа не должны отставать от требований научно-технического прогресса. Они активно должны внедрять компьютерные технологии в своей профессиональной и учебной деятельности, т. к. главная задача современного образования — обеспечить обучающегося знаниями, умениями, навыками на максимально возможном и качественном уровне, в соответствии с индивидуальными и психофизиологическими возможностями личности.

  • Ефременко В. А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка // Иностранный язык в школе. — № 8, 2007. — С. 18–21.
  • Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». — 2003. — № 3. — С. 67–76.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерное зрение, английский язык, программа, программное обеспечение, CREA, ИКТ, Интернет, обучение детей, причина необходимости, современное общество.

В статье авторы описывают актуальность цифровых образовательных ресурсов и мобильного электронного образования при работе с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: ребенок, мобильное электронное образование, образовательный процесс, письменная речь.

Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех уровней и степеней. Благодаря внедрению в образовательный процесс информационных технологий создаются новые возможности для всех участников образовательного процесса.

ЭОР — это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи. Для образования и обучения детей, наиболее современные и эффективные ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.

Актуальность применения ЦОР обусловлена глобальной информатизацией общества, требованием ФГОС, педагогическим поиском эффективных средств обучения и для детей с ОВЗ.

В настоящее время в учебном процессе широко применяются следующие категории ЦОР:

– специально разработанные электронные приложения, входящие в состав УМК по изучаемому предмету;

– «методически адаптированные» к фрагментарному применению на уроках электронные учебники, репетиторы, энциклопедии и другие электронные издения;

Размещённые на федеральных порталах информационные источники и информационные инструменты, специально разработанные для поддержки учебного процесса по разным предметам.

Что дают ЦОР учителю?

Глубина погружения в материал; повышенная мотивация обучения; экономия времени на уроке; привлечение разных видов деятельности: мыслить, рассуждать, спорить;возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.

Что даёт ЦОР ученику?

Способствует росту успеваемости по предмету; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; позволяет учащимся проявить себя в новой роли; делает занятия интересными и развивает мотивацию; учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Сегодня существует достаточно большой выбор цифровых образовательных ресурсов, которые доступны учителю. Среди такого разнообразия, учителю необходимо грамотно подобрать ЦОР для обучающихся с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обычных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Рассмотрим категории детей с ограниченными возможностями здоровья: нарушение зрения, нарушение слуха, ЗПР, зарушение интеллектуального развития,ТНР, нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройство поведения и общения, комплексное нарушение развития.

Читать также:  Пошаговое руководство по созданию и развитию онлайн-бизнеса B2B

Одной из важнейших задач для детей с ОВЗ в школьный период является овладение полноценной речью. Особо распространены среди учеников нарушения письменной речи. Нарушение письма отмечается очень часто. С каждым годом эта тенденция растёт, что подтверждается проводимыми логопедическими обследованиями.

Нарушения письменной речи выражаюся в:

Отмечаются следующие виды дисграфии:артикуляционно-акустическая; акустическая; дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза; аграмматическая; оптическая дисграфия.

Но, как правило, у детей с ОВЗ отмечается смешанная форма дисграфии — несформированность нескольких операций письма.

Работа по коррекции данного недостатка речи у школьников должна осуществляться на всех учебных предметах. Чтобы устранить вышеперечисленные недостатки речи, необходимо находиться в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, а также использовать современные цифровые образовательные ресурсы.

ЦОР стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письмаю

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ, предполагает использование адаптированных компьютерных программ, главным образом, обучающих, диагностических и развивающих.

Применение ЦОР создают большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляется обучающемися свободу выбора форм и средств деятельности.

Методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику

  • Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, индивидуальные домашние задания, посильная работа на уроке, обязательная оценка положительных результатов даже небольшого вида деятельности).
  • Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков, таблиц, карт, компьютера, интерактивной доски.
  • Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам.

Включая в урок ЦОР, мы дополнительно стимулируем ребёнка преодолевать речевой дефект, акктивно формируем коммуникативные особенности обучающихся. Также цифровые образовательные ресурсы выступают в роли стимула саморазвития, выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание действовать, играть, рассматривать, вернуться ещё раз к заданию. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, предпосылки развития логического мышления. В настоящее время существует достаточно много интерактивных игр, компьютерных программ, аудио-, видео- материала.

Нами была изучена и апробирована в коррекционном процессе следующая специализированная программа «Букварь». Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей, основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение обучающихся, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности. Программа «Букварь» является эффективной компьютерной программой для коррекции смешанной дисграфии. Работа с использование компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух.

Таким образом, активизируется компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Приведу в пример некоторые задания данной программы: определи, на что похожа буква; выдели цветом букву среди абстрактного рисунка; собери из букв заданное слово, фразу; отгадай загадку — запиши отгадку; вставь недостающую букву в слово и т. д.

В программе использована концепция «чтение через письмо».

Она помогает ребенку научиться читать и писать. Эффективно использовать данную программу можно в период обучения грамоте.

Также используется цифровая среда МЭО, которая обеспечивает условия для организации персонифицированного обучения в соответствии с потребностями обучающихся. Обеспечивает доступность качественного образования для различных категорий учащихся, в том числе для детей с ОВЗ.

В заключение хотелось бы отметить, что на наш взгляд, полноценное внедрение ЦОР, МЭО позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по всем предметам.

  • Методическое объединение учителей биологии Ленинского района города Челябинска — Цифровые образовательные ресурсы http://mmc74212.narod.ru/Biology/ URL: (дата обращения: 30.09.2019).
  • Мобильное электронное образование // edu.mob-edu.ru. URL: (дата обращения: 26.11.2019).
  • ЦОР в современной системе средств обучения. http://www.universitys.ru/j/images/stories/nir/4/chydinsky2.pdf. URL: (дата обращения: 30.01.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, учебный процесс, мобильное электронное образование, образовательный процесс, письменная речь, программа, вид деятельности, ограниченная возможность здоровья, предмет, ресурс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *