Цифровизация экономики беларусь

Офисы цифровизации, надежная поддержка ПО предприятий, стабильные механизмы финансирования IT-проектов: Минсвязи — о новых подходах к цифровизации экономики

На прошлой неделе Главой государства подписан Указ № 136 «Об органе государственного управления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации». Документ наделяет новыми полномочиями Министерство связи и информатизации в вопросе управления процессами цифрового развития страны, а также цифровой трансформации системы госуправления и всех отраслей экономики. Министр связи и информатизации Константин Шульган отметил, что пришло время создать механизм управления данными процессами и закрепить это законодательно. Наработки уже есть, и основная их цель заключается в том, чтобы сделать цифровизацию всех сфер быстрее, эффективнее и масштабнее.

Цифровизация экономики беларусь

Константин Шульган отметил, что сейчас в Минсвязи отдельное внимание уделяют региональной цифровизации.

Какие решения ждут IT-сферу, что изменится с принятием нового указа по цифровому развитию и какие новые полномочия появятся у Министерства связи и информатизации. Эти вопросы обсудили у Главы государства

Цифровизация — мировой тренд. Беларусь не только не остается в стороне от этого процесса, но и по многим пунктам находится на ведущих позициях. Однако, совершенствуя эту сферу, мы не должны слепо гнаться за модой. Такую мысль высказал Президент, заслушивая доклад по проекту Указа «Об органе государственного управления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации». Надо ли нам создавать новое ведомство? Пойдет ли трансформация на пользу экономике и обществу? Перед принятием решения для Александра Лукашенко важно еще раз услышать и проанализировать все аргументы «за» и «против»:

Цифровизация экономики беларусь

В Минске проходит международный форум по информационно-коммуникационным технологиям ТИБО-2023. На пленарном заседании «Цифровая экономика Республики Беларусь: состояние и перспективы развития» III Форума «Цифровая экономика» председатель Государственного комитета по науке и технологиям Сергей Шлычков рассказал о научно-инновационном обеспечении развития цифровой экономики в нашей стране.

«Цифровая трансформация экономики, системы государственного управления и социальной сферы и других отраслей сегодня рассматривается как наиболее эффективный инструмент социально-экономического развития нашей страны в целом. Именно поэтому важна поддержка государством IТ-индустрии как драйвера развития экономики», — рассказал Сергей Шлычков.

По его словам, интенсивная цифровизация экономики страны характеризуется рядом показателей, в том числе подключением населения к интернету, формированием новых рынков программных продуктов и т.д. Если в 2011 году количество абонентов беспроводного широкополосного доступа в интернет на 100 человек населения составляло 19, то в 2022 году этот показатель превысил 150. Также наблюдается рост валовой добавленной стоимости организаций сектора ИКТ в экономике.

Технологии робототехники, искусственного интеллекта, 3D-моделирования и печати могут значительно снизить затраты на производство по мере их все более активного внедрения.

«На сегодняшний день все органы государственного управления Республики Беларусь ведут активную работу, направленную на скорейшее становление цифровой экономики в нашей стране. И ГКНТ не исключение. Можно выделить два направления деятельности ГКНТ в сфере цифровизации: внедрение информационных технологий в деятельность органа государственного управления и государственное регулирование для создания условий, способствующих цифровизации национальной экономики», — рассказал глава ГКНТ.

Первое направление включает три частных задачи. Первая задача — полный переход на электронный документооборот. Вторая — перевод административных процедур и услуг в электронную форму в рамках реализации концепции электронного правительства. Третья — создание информационных систем. «Они позволяют автоматизировать самые разные задачи, например, регистрацию и ведение реестров зарегистрированных НИОК(Т)Р и результатов научно-технической деятельности, объектов права промышленной собственности, мониторинг, прогнозирование потребности и планирования подготовки научных работников высшей квалификации, проведение единой государственной научной и научно-технической экспертизы НИОК(Т)Р и так далее», — пояснил Сергей Шлычков.

В соответствии с нормами указа Президента «О расширении использования государственными организациями информационно-коммуникационных технологий» учитывается требование по интеграции Единой системы идентификации физических и юридических лиц с возможностью использования ими единых электронных цифровых подписей.

Председатель комитета также отметил, что ГКНТ, как и другие органы государственного управления, поэтапно внедряет новые требования в жизненный цикл программного обеспечения в рамках модернизации существующих и создания новых систем. В частности, в этом году на базе белорусской облачной платформы был развернут кластер информационных систем ГКНТ. «Таким образом, современные тенденции, характерные для больших коммерческих организаций, в целом не очень существенно отличаются от направлений цифровизации органов государственного управления», — добавил он.

Наиболее важным для страны направлением деятельности ГКНТ является разработка комплексного прогноза научно-технического прогресса. «Сейчас идет разработка второго такого прогноза до 2030 года. Предыдущий прогноз был разработан на 2021-2025 годы. В их основе — методология форсайта, которая позволила значительно повысить качество прогнозирования для 14 важнейших отраслей экономики страны», — сказал Сергей Шлычков. Результатом прогноза является перечень приоритетных направлений научно-технического развития страны. С учетом результатов прогноза формируются программа социально-экономического развития и иные документы развития отраслей экономики.

Однако само по себе прогнозирование является лишь инструментом целеполагания, уверен руководитель ГКНТ. Не менее важны и механизмы достижения поставленных целей. В целом такие механизмы законодательно обоснованы. Это прежде всего документы, которые регламентируют реализацию различных проектов, научно-исследовательских работ, инновационных проектов в рамках действующих госпрограмм.

Масштабность этой деятельности характеризует статистика. «По итогам 2022 года в нашей стране одновременно выполнялось около 1,2 тыс. исследований и разработок, не считая инновационные и инвестпроекты. Примерно 2/3 из них носят строго прикладной характер и выполняются по заказу из реального сектора экономики. По большей части эти исследования и разработки базируются на ИКТ, потому что в системе приоритетов на действующие 5 лет первыми были определены именно информационно-коммуникационные технологии с рядом критических сфер исследований. Это позволило иметь достаточно удачные примеры», — отметил Сергей Шлычков.

Примерами наиболее успешных научно-технических программ в ИКТ-сфере являются «Интеллектуальное приборостроение», «Инновационное машиностроение и машиностроительные технологии» и «Кибербезопасность».

Участвуя в заданиях программ организации-изготовители, независимо от форм собственности, имеют возможность наладить производство инновационной продукции, разработанной по результатам НИОК(Т)Р и тем самым сэкономить значительные средства на ее разработку. «Только за 2022 год на примере «АМКОДОРа» разработано 8 единиц дорожной, лесозаготовительной и другой техники с использованием современных технологий, по сути, с нуля. Силами ОАО «ЦНИИТУ» в 2021 году разработана интеллектуальная система автоматизации конструкторско-технологического проектирования и подготовки производства изделий предприятий машиностроительного комплекса», — привел примеры председатель.

Он также рассказал, что сейчас на предприятии «БелДЖИ» разработана и внедряется технология мелкоузловой сварки транспортных средств марки Geely с использованием роботизированной линии. Новизна заключается в применении передовых решений в области электроники, мехатроники и систем автоматизированного проектирования. Разработка интегрирована в общезаводскую систему управления производства, создана технологическая документация и программное обеспечение на базе которого в будущем возможно создание автомобилей собственной разработки.

Более крупными можно назвать проекты, которые реализуются в рамках государственной программы инновационного развития Беларуси на 2021-2025 годы. Программа формируется на конкурсной основе и включает множество стимулирующих механизмов. Среди них — бюджетное финансирование на безвозмездной основе, привлечение на возвратной основе дополнительных средств Белорусского инновационного фонда на условиях 0,5% ставки рефинансирования Национального банка, сроком пользования средствами до 7 лет с возможностью отсрочки платежа по основному долгу и процентам сроком до 2 лет (сейчас в стадии рассмотрения находится проект указа Президента, предусматривающий снижение процентной ставки до 0,15% и увеличении срока пользования средствами до 9 лет). Также к стимулирующим механизмам можно добавить отнесение инновационных проектов к инвестиционным (освобождение от ввозных таможенных пошлин и НДС технологического оборудования, ввозимых для реализации инновационных проектов), инвестиционный вычет в размере до 150% от объема капитальных затрат по проекту, освобождение от земельного налога или арендной платы земельных участков, используемых для строительства объектов в рамках реализации проектов программы, до полного завершения строительно-монтажных работ и ввода объекта в эксплуатацию.

В 2021-2022 годах в государственной программе реализовывались 78 инновационных проектов с общим объемом финансирования более Br340 млн бюджетных средств и более Br3 млрд внебюджетных средств. Практически в каждом из пяти определенных государственной программой направлений составляют основу проекты в сфере ИКТ.

Наиболее яркими примерами является проект «Внедрение технологии производства металлоконструкций с мультисистемной интеграцией процессов на основе концепции Индустрии 4.0» на Новополоцком заводе технологических металлоконструкций. Также Сергей Шлычков привел в пример проект «Строительство цифровизированного завода по производству инновационных ветеринарных препаратов серии «Зеленая линия — альтернатива антибиотикам» с учетом требований системы GMP и с внедрением мировых подходов к проектированию, контролю и управлению производством на базе концепции Индустрия 4.0 и IT-технологии BIM, IoT и AI» на ООО «Белкаролин». Данное производство будет включать цифровой конструктор ветпрепаратов, а также сквозную автоматизацию всех процессов производства.

Читать также:  Правовая база для электронного бизнеса, а также регулирование электронной коммерции

«Помимо программно-целевого подхода к достижению поставленных целей ГКНТ активно участвует в формировании национальной системы субъектов инновационной инфраструктуры, важнейшим элементом которой являются научно-технологические парки. К настоящему моменту создано 17 технопарков, которые располагаются во всех областных центрах и ряде других городов», — рассказал председатель ГКНТ.

Статус резидента технопарка позволяет юридическому лицу, вне зависимости от размера и формы собственности, претендовать на ряд налоговых льгот: льгота по налогу на прибыль (ставка в 10% вместо 20%), пониженная стоимость аренды помещений (понижающий коэффициент к базовой арендной ставке для резидентов составляет от 0,1 до 0,9), полное освобождение от уплаты налогов и сборов, полностью уплачиваемых в местные бюджеты.

В зависимости от технопарка перечень может расширяться. Так, например, в Минском городском технопарке резиденты освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, ввозных таможенных пошлин и некоторых таможенных сборов до 2030 года. При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе применять освобождение от уплаты налога на прибыль сроком до 5 лет со дня регистрации в качестве резидента. Также для резидентов применяются понижающие ставки оплаты за электроэнергию.

«Подобная поддержка частной инициативы привела к активному росту объема произведенной продукции. Так, только за прошлый год объем производства к уровню 2021 года увеличился на 40%. Важно отметить, что доля резидентов технопарков, основным направлением деятельности которых являются информационно-коммуникационные технологии, составляет порядка 40% от общей численности в 252 резидента. И эта доля постоянно увеличивается», — заключил Сергей Шлычков.

Широкие полномочия

Возвращаясь к теме доклада, Президент попросил привести все доводы за и против создания органа государственного управления в сфере цифрового развития и вопросов информатизации:

В ходе доклада Владимир Гусаков уточнил, что проект указа и прилагаемые к нему документы Академией наук тщательно проанализированы:

— Направление, если подходить к нему ответственно, очень широкое. Речь идет о перестройке на цифру всех сфер госуправления, экономики и общества.

Цифровизация экономики беларусь

Целесообразно ли кардинально преобразовывать Министерство связи и информатизации? Ученый считает, что неотложной необходимости в этом нет, поскольку целевые функции нынешнего ведомства и возможного нового (предлагается переименовать в Министерство цифрового развития и связи) примерно одинаковые:

— Действующее название даже более емкое, имеет более широкий охват сфер и компетенций. Информатизация включает в себя и цифровое развитие, и роботизацию, и хранение, обработку, передачу данных, и искусственный интеллект.

— То есть вы хотите сказать, что это новое название и, возможно, новый орган несколько сужают (сферу деятельности. — Прим. ред.)? — уточнил Александр Лукашенко.

— Да, новое название, безусловно, звучит современно, но нацелено на более конкретную сферу — цифру, — пояснил Владимир Гусаков.

Он привел в пример некоторые страны и названия подобных министерств у них: в частности, в России действует Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, в Казахстане — Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, в Китае данными вопросами традиционно занимается Министерство промышленности и информатизации.

Цифровизация экономики беларусь

Цифровизация в интересах государства

В 2018 г. после принятия Декрета от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее – Декрет № 8) наша страна взяла уверенный курс на цифровую трансформацию национальной экономики, намереваясь стать «тихой гаванью» для высокотехнологичных компаний и привлечения иностранных инвестиций. Однако 2020 год показал, что правительство свое­образно понимает термин «цифровизация», подразумевая в первую очередь усиление позиций государства и его адаптацию к вызовам информационного общества.

Анонсированная цель государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 гг. – внедрение информационно-коммуникационных и передовых производственных технологий в отрасли национальной экономики и сферы жизнедеятельности общества. Однако если посмотреть на конкретный перечень мероприятий программы, можно увидеть, что направлений, повышающих эффективность функционирования экономики и облегчающих жизнь общества, откровенно мало. Большая часть мероприятий «заточена» на повышение эффективности государственных органов, усиление цифрового контроля, повышение информационной безопасности, реанимирование госпредприятий.

Развитие инфраструктуры и преодоление «цифрового неравенства»

Большая часть финансирования, запланированного на реализацию программы, – 2979 млн руб., или 80% от общего объема, – будет направлена на дальнейшее строительство волоконно-оптической инфраструктуры и развитие единой республиканской сети передачи данных по технологиям LTE (4G) и иным перспективным технологиям. При этом программой предусмотрено сокращение так называемого цифрового неравенства, т.е. обеспечение равного доступа к линиям связи высокой пропускной способности не только городов, но и небольших населенных пунктов. Любопытно, что данная часть программы финансируется преимущественно за счет собственных средств РУП «Белтелеком» и СООО «Белорусские облачные технологии», т.е. по сути является собственной инвестиционной программой этих компаний на 2021–2025 гг. Вклад в развитие инфраструктуры со стороны бюджета по данному направлению не превышает 23 млн руб.

Помимо развития технической инфраструктуры, 236 млн руб. собственных средств РУП «Белтелеком» будут направлены на создание унифицированных систем управления, контроля, учета информации инженерных систем (система «Умный город»), а также оборудование многоквартирных домов и объектов юридических лиц системами цифрового видеоконтроля (система «Видеоконтроль»).

Цифровые приоритеты государства

На остальные мероприятия программы (69 из 82) выделено 488 млн руб., которые представляют собой преимущественно средства бюджета. Именно распределение бюджетных средств лучше всего отражает государственные интересы в сфере цифрового развития.

Наибольшая часть средств бюджета (205 млн руб., или 42%) будет направлена на реализацию проектов по информационному обеспечению деятельности правоохранительных органов и повышение эффективности государственного управления. Среди наиболее интересных проектов этой группы стоит отметить:

  • строительство и ввод в эксплуатацию центров обработки данных Минобороны;
  • совершенствование инфраструктуры приема и выдачи биометрических документов в подразделениях по гражданству и миграции МВД;
  • формирование цифровой платформы нормотворческой деятельности;
  • развитие банка данных специальной информации в интересах МВД;
  • развитие информационной системы органов финансовых расследований;
  • создание национальной платформы контроля и реагирования на инциденты безопасности в ведомственных ИТ-инфраструктурах;
  • разработку единой программной платформы органов госбезопасности;
  • создание системы сбора, обработки и анализа больших массивов неструктурированных данных специального назначения в интересах органов госбезопасности;
  • создание защищенной корпоративной сети органов госбезопасности с использованием устройств криптографической защиты информации отечественного производства.

Отдельная группа проектов связана с повышением эффективности контрольных органов, ответственных за своевременность платежей в бюджет и предоставление информации: ИМНС, ФСЗН, ГТК, Белстат. На реализацию мероприятий данной группы предлагается направить 72 млн руб., или 15% бюджетных средств. В качестве наиболее интересных проектов в этой части можно выделить:

  • развитие автоматизированной справочно-статистической системы по труду и социальной защите;
  • развитие автоматизированной информационной системы «Расчет налогов»;
  • создание интеллектуальной автоматизированной системы обработки и анализа внутренних и внешних источников данных для МНС.

Трансформация образования, медицины и экономики

Третья группа, в которую можно объединить мероприятия программы, связана с системой здравоохранения и образования. На это направление выделено 93 млн руб. (19%). Наиболее интересные проекты данной группы:

  • создание информационно-образовательного пространства для формирования личности, адаптированной к жизни в информационном обществе (проект «Электронное образование»);
  • создание республиканской информационной системы службы скорой медицинской помощи;
  • развитие республиканской системы телемедицинского консультирования с созданием сервисов для консультирования пациентов.

И, наконец, четвертая группа представляет собой реализацию проектов по цифровизации экономики, на которые будет направлено 116 млн руб., или 24% бюджетных средств. Среди наиболее интересных проектов группы можно выделить:

  • создание интеграционной платформы национальной системы электронной логистики (возможности упрощенного весогабаритного контроля, дистанционного медицинского освидетельствования водителей, использование международных электронных накладных и т.д.);
  • создание автоматизированной системы оперативного контроля хода работ по геологическому изучению недр и прироста запасов полезных ископаемых;
  • разработку и внедрение новых подсистем и сервисов Госстройпортала;
  • разработку и внедрение цифровой платформы управления жизненным циклом изделия и управления предприятием на базе стека технологий четвертой промышленной революции («Индустрия 4.0») на базе ОАО «МТЗ-холдинг», ОАО «Управляющая компания холдинга «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД», ОАО «ММЗ имени С.И.Вавилова – управляющая компания холдинга «БелОМО», ОАО «Полесье»;
  • создание национальной торгово-кооперационной платформы для предприятий Беларуси (мероприятие по научному обеспечению);
  • создание интегрированной системы цифровой каталогизации белорусских товаров для формирования единого рынка государств – членов Евразийского экономического союза (ИС «Национальный каталог товаров Беларуси»).

Таким образом, государственная программа цифрового развития Беларуси на предстоящее пятилетие вопреки анонсированным целям ориентирована в первую очередь на усиление государственного контроля в информационной сфере и повышение эффективности госуправления.

Читать также:  20 тенденций электронной коммерции в обозримом будущем

Отдельные надежды возлагаются на чудотворный эффект от внедрения цифровых технологий в государственном секторе экономики – объяснить другими причинами специфический выбор предприятий для реализации пилотных проектов в промышленности сложно.

Похоже, что повестка о развитии положений Декрета № 8, распространении специального правового режима ПВТ на новые сферы экономической деятельности больше не актуальна – теперь мы строим цифровое государство, а не открытую цифровую экономику.

Ускорить процессы

Во время конференции в пресс-центре БЕЛТА Константин Шульган подчеркнул, что указом пре­дусмотрено создание структуры, которая будет заниматься комплексным управлением цифровизацией — от Минсвязи и информатизации до каждого министерства, где должны быть должностные лица, отвечающие за эффективное решение данного вопроса:

— Для этого документом вводятся такие понятия, как офисы цифровизации и Центр цифрового развития. Также учреждается Центр перспективных исследований в сфере цифрового развития. Данные организации создаются не с нуля — они организуются на базе предприятий, которые входят в систему Министерства связи.

Цифровизация экономики беларусь

Для практического сопровождения вопросов цифровизации и их ускоренной реализации организуется Центр цифрового развития. Он станет оказывать содействие государственным органам и организациям в подготовке и реализации мероприятий в сфере цифрового развития. Центр возьмет на себя ответственность по обеспечению качественного выполнения элементов госпрограммы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021—2025 годы. Также он будет сопровождать развитие уже существующих систем. С центром будут связаны офисы цифровизации — организации, отвечающие за сопровождение стабильной работы и развитие отраслевых или региональных цифровых платформ и информационных систем.

В свою очередь, Центр перспективных исследований в сфере цифрового развития будет формировать предложения по проектному прогнозированию цифрового развития, показателям уровня цифровизации отраслей и регионов, собирать информацию для оценки эффективности реализации мероприятий, включенных в программы в сфере цифрового развития.

Цифровизация экономики беларусь

Константин Шульган обратил внимание:

— Для эффективной работы нам нужны условия быстрого принятия решения экспертизы, быстрые решения и по финансированию, по полному циклу создания разработок и внедрению всех мероприятий. Новый указ призван создать их.

Министр также отметил, что один из основных моментов состоит в том, что сейчас в Минсвязи отдельное внимание уделят региональной цифровизации:

— Она нужна для того, чтобы цифровая активность была не только на передовых предприятиях, в институтах, но и там, где проживают наши граждане.

Цифровизация экономики беларусь

Время для решений

Создание профильного госоргана в сфере цифрового развития — тема для страны не новая. Этот вопрос обсуждался на уровне Президента еще в 2019 году. Тогда же прозвучала идея создать Министерство цифровой экономики. Говорили о проекте указа и в январе 2022-го на совещании Главы государства с руководством Совета Министров. Тогда Александр Лукашенко поручил Правительству доработать документ. А для принятия более взвешенного решения подключить к обсуждению Национальную академию наук. Поэтому в понедельник среди докладчиков был не только министр связи и информатизации Константин Шульган, но и председатель президиума Национальной академии наук Владимир Гусаков. В начале встречи Александр Лукашенко еще раз обозначил суть вопроса:

— У нас есть министерство соответствующее. Речь идет не просто о переименовании, а создании нового органа на базе этого министерства. Тогда был поставлен вопрос, надо это делать или не надо, что это нам даст, если мы, переименовывая и совершенствуя ныне действующую структуру, наделяем ее дополнительными полномочиями. Нельзя ли это сделать в рамках существующей нормативной правовой базы (если надо, подшлифовать) и существующего органа управления — Министерства связи и информатизации?

Президент напомнил, что в Беларуси был принят Декрет «О развитии цифровой экономики», разворачивается госпрограмма «Цифровое развитие Беларуси». В программе социально-экономического развития страны целый блок также посвящен этой проблематике. Никто не против дальнейшего развития цифры, но есть нюансы, о которых открыто говорит Александр Лукашенко:

— Вот модно сейчас: «цифровизация, цифровизация». Порой многие не понимают, что такое цифровизация. Но тем не менее это модно. В свое время без всякой моды мы создали Парк высоких технологий. Он свою роль сыграл и играет в настоящее время.

Я хочу, чтобы вы эту тему затронули и проинформировали меня, что там происходит в этом Парке, насколько там тенденция оттока кадров. Как меня информируют: такой уж там отток, что завтра погибнет Беларусь без айтишников.

Цифровизация экономики беларусь

В связи с этим Глава государства рассказал о планах провести совещание с представителями IT-сферы, которые работают в ПВТ, и принять ряд решений:

— Процесс отъезда некоторых айтишников все-таки наблюдается, и, возможно, он немалый. Нам надо посмотреть с точки зрения безопасности, насколько это опасно для Беларуси.

С другой точки зрения, надо все-таки разобраться с IT-технологиями, IT-парками и с этими айтишниками, чтобы у нас были равные условия для всех. Время пришло для того, чтобы решать эти вопросы.

Новые полномочия — требование времени

Комментируя, почему появилась необходимость в получении новых полномочий, Константин Шульган рассказал, что условия реализации Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021—2025 годы, в которую включен ряд важных проектов, не устраивали заинтересованные министерства:

— Учитывая то, что в текущую программу вошли масштабные мероприятия, цифровые платформы министерств и ведомств, принятый указ поможет ускорить и масштабировать эту работу.

Рассказывая о перспективах реализации нового указа, министр отметил, что уже есть проект плана, который сейчас утверждается:

— Говоря о первых шагах, хочу отметить, что новые функции и полномочия должны быть прописаны в юридически значимых документах. С учетом того что ряд документов требует разработки и внесения изменений, то это и есть первый шаг. Но вместе с тем мы не теряем времени — в нашем министерстве уже распределены задачи: предприятия, на базе которых учреждается Центр цифрового развития и Центр перспективных исследований в сфере цифрового развития, ведут работу по преобразованию своих функций согласно указу. Безусловно, сейчас будем прорабатывать вопрос с министерствами и ведомствами по поводу того, какие функции и на кого будут возлагаться по созданию офисов цифровизации. Нужно проработать это с облисполкомами и госорганами. Определим и ответственных должностных лиц.

В свою очередь, начальник управления реализации государственных ИКТ-проектов и закупок Министерства связи и информатизации Максим Бондаренко отметил, что у министерства есть шесть месяцев на реализацию документа:

— В этом указе много отсылочных норм. Предстоит принятие решений и подзаконных актов на уровне Правительства и Министерства связи и информатизации. Также будет еще и двенадцатимесячный срок для приведения иных нормативно-правовых актов в соответствие с указом.

Цифровизация экономики беларусь

Офисы цифровизации

Начальник управления стратегического развития Министерства связи и информатизации Сергей Новиков подробнее рассказал об офисах цифровизации:

— Это организации, которые занимаются разработкой и внедрением цифровых проектов (программного обеспечения). Мы в указе заложили нормы, ориентируясь на опыт IT-компаний, которые, к сожалению, в связи со своими определенными веяниями не выполняют обязанности в части дальнейшего сопровождения своих разработок (программных продуктов). Мы вынуждены были создать систему, позволяющую госорганам определить подведомственную им организацию, которая будет выполнять функции IT-компании. Основная ее задача будет заключаться в разработке документов в части развития отраслевых цифровых платформ и информационных систем. В дальнейшем такая компания будет обеспечивать сопровождение и поддержку програм­много обеспечения (продукта) и все, что касается его жизненного цикла.

По его словам, офисы будут создаваться на республиканском и региональном уровне. Говоря об отраслевых цифровых платформах, он отметил, что их поддержкой будут заниматься офисы цифровизации на уровне госоргана:

— Уже сегодня такие организации в госорганах есть. Они разрабатывают и внедряют программное обеспечение. Мы хотели бы закрепить их функции, более четко обозначить для них задачу и ответственность. Также мы хотим создать механизм стабильного финансирования офисов цифровизации, что обеспечит работу IT-решений в госсекторе, развивая его. Появление государственных информационных ресурсов и получение доступа к ним сформирует основу для бизнеса в создании своих программ и мобильных приложений.

В соответствии с указом госорганы в двухмесячный срок должны определиться с офисом цифровизации. В последующем госорганам и госорганизациям будет предоставлено право по упрощенной процедуре заключать договоры с этим офисом в соответствии с законодательством о госзакупках. Перечь офисов цифровизации будет утверждаться Президентом, и там будут указаны конкретные компании, которые в отношении госорганов и госорганизаций станут выполнять функции цифровизации. Согласно указу в течение шести месяцев будет принят соответствующий документ Главой государства.

Читать также:  Экономика и информационные технологии. интернет-торговля Виртуальные магазины, электронная торговля (e-commerce)

— Резиденты ПВТ могут в этом проекте участвовать как соисполнители работ. Они не могут быть прямыми офисами цифровизации, если не входят в структуру госоргана. Офисом должна быть компания, деятельность которой подконтрольна госоргану, самостоятельно не ликвидируется, не уйдет с рынка. Также законом предусмотрено, что если у цифрового офиса недостаточно компетенций по определенным направлениям, то он вправе на договорной основе привлекать других участников. Резиденты ПВТ могут участвовать в реализации тех или иных решений, — резюмировал Сергей Новиков.

Экономика на цифровых рельсах

Цифровизация экономики беларусь

Как осуществить перевод отечественной экономики на цифровые рельсы? Есть ли в стране потенциал для такого преобразования? Нужно ли управлять этим процессом либо стоит пустить его на самотек? Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе с участием представителей органов госуправления и бизнеса, организованном Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей (МССПиР).

В общемировом тренде

В реализации Декрета Президента от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» участвует Палата представителей, сообщил председатель Пос­тоянной комиссии по экономической политике Владислав Щепов. На основании норм этого документа готовится ряд поправок в действующее законодательство в целях формирования правовой среды для эффективного развития отечественного ИT-сектора.

В частности, планируются изменения в Гражданский кодекс. Рассматриваются предложения о распространении действия норм Декрета № 8 на бизнес, создающий программные продукты вне рамок Парка высоких технологий. Намечается корректировка законодательства о внешнеэкономической деятельности, что позволит улучшить условия экспорта таких продуктов. Депутат порекомендовал предпринимательскому сообществу активизировать свое участие в работе по его совершенствованию, что несет выгоду как отдельным представителям бизнеса, так и всей стране.

Цифровизация белорусской экономики, как считают в МССПиР, вызвана необходимостью ее качественного изменения в соответствии с общемировыми трендами. В Беларуси на глазах нынешнего поколения уходит в небытие эпоха бумажных документов. ЕРИП, электронная торговля, элект­ронные счета-фактуры, электронное декларирование – лишь часть инструментов «цифровой» Беларуси, широко применяемых населением и бизнесом. В нашу экономическую лексику вовлечены также блокчейн, искусственный интеллект и другие новые понятия, которыми всего пару лет назад оперировал лишь узкий круг специалистов.

Правда, всеобщего ликования данный процесс не вызывает, многие руководствуются здоровым прагматизмом. Например, на предприятиях малого и среднего бизнеса (МСБ), не относящегося к ИT-сектору, заметного спроса на цифровую трансформацию их деятельности пока не наблюдается, рассказал директор ЗАО «Управляющая компания «ПроСТО» Александр Малашко. Работники не ждут прихода ни роботов, ни искусственного интеллекта, которые освободили бы их от простых операций и физического труда. МСБ по-прежнему страдает от избыточного административного регулирования, частых корректировок нормативных правовых актов, регламентирующих бизнес-процессы. И решение этих проблем для небольших компаний куда важнее созданных для них новых программных продуктов, подчеркнул руководитель «ПроСТО».

Риски чужих технологий и безлюдных производств

Цифровая экономика, по мнению ряда участников круглого стола, таит в себе немало рисков. Очевиден, в частности, такой риск глобальной цифровизации, как усиление зависимости стран, в том числе нашей, от внешнего контроля и управления. Все современные интернет-сервисы, смартфоны, планшеты, фитнес-браслеты, телевизоры, автомобили, самолеты, средства управления производством, прокатные станы, ЧПУ-станки и нефтедобывающие ком­плексы постоянно связаны с Интернетом, скачивают обновления и управляются извне.

Если это американские и европейские технологии, то и служат они в первую очередь их хозяевам в США и Европе, отметил первый вице-­пред­седатель МССПиР Александр Маргелов.

Включение в технологическую гонку в данном направлении, по его мнению, должно быть осмысленным. Беларуси следует не соревноваться с другими государствами по скорости внедрения блокчейна, а предварительно определить сектора отечественной экономики, где бы эта технология дала экономический эффект, на­пример, в плане повышения производительности труда и конкурентоспособности продукции.

Практически безлюдное производство строит в Китайско-­Белорусском парке «Великий камень» научно-производственное ООО «Композитные конструкции», сообщил пред­седатель совета директоров Андрей Бирюков. Здесь планируется очень высокая производительность труда – в год до 1 млн. USD выручки на человека. В основе такого эффекта лежит в том числе и намечаемое применение цифровых технологий. Циф­ровой путь нашей страны, по его мнению, должен быть ориентирован на развитие и повышение конкуренто­способности реального сектора, в пер­вую очередь промышленности.

При этом глава компании видит в цифровизации экономики как несомненную пользу, так и появление вызовов, нуждающихся в преодолении. Не секрет, например, что создание роботизированных производств с высокой производительностью труда и низким браком продукции будет сопровождаться высвобождением работников и обострением проблемы занятости. Поэтому государство должно быть готовым к ее решению, трудоустройству безработных.

С другой стороны, формирование в стране сектора высокотехнологичных производств, как считают эксперты, возможно при наличии высококвалифицированных работников, обладающих широким диапазоном современных знаний. В одном лице они должны быть и программистами, и инженерами, и экономистами. Увы, в настоящее время такие кадры на белорусском рынке в большом дефиците, который из-за отсутствия системы соответствующей подготовки сохранится, как нетрудно предположить, и в ближайшей перспективе.

Новые сектора и сегменты

В настоящее время среди отраслей национальной экономики по темпам проникновения цифровых технологий лидирует сфера услуг. Работу по цифровой трансформации финансовых услуг возглавил Нацбанк. Им, например, намечено обкатать на практике возможности блокчейна, тех­нологические особенности которого позволяют задействовать его не только в создании криптовалют, но и в других инновационных проектах. Также в планах финансового регулятора введение в практический оборот уже в текущем году такого элемента цифровой экономики, как смарт-­контракт.

Генеральный директор ассоциации «Инфопарк» Владимир Басько, характеризуя нынешний уровень цифровой экономики в Беларуси, дал высокую оценку действиям Нацбанка по формированию экосистем. По его инициативе создана, например, межбанковская система идентификации, позволяющая субъекту хозяйствования или физическому лицу получать банковское обслуживание с помощью циф­ровых каналов в любом банке страны. В банковской сфере активно продвигается идея ис­пользования открытых протоколов обмена данными между информационными системами, принадлежащими разным соб­ственникам. Начат диалог Нац­банка и операторов мобильной связи по участию их в финансовых проектах, например, мик­рокредитования, в качестве платежных агентов.

Цифровизация, таким образом, трансформирует традиционную модель отечественной экономики с образованием в ней новых секторов и сегментов. Они имеют структуру, сочетающую, например, области финансов и промышленности, финансов и связи и т.д. До сих пор такое преобразование происходило стихийно, главным образом по инициативе наиболее образованной и компетентной части представителей власти и бизнеса.

Этот процесс можно и далее пустить на самотек, а можно его направлять в нужное русло, обратил внимание участников круглого стола начальник управления экономики инновационной деятельности Минэкономики Дмитрий Крупский. Анализ международного опыта склоняет данный выбор в пользу управления и системного развития в нашей стране цифровой экономики. Глава государства и правительство уже выразили согласие на создание в стране нового министерства, которому будет поручено руководить процессом цифровизации.

Поэтому в органах госуправления началось обсуждение его моделей, функций и задач. Из нескольких рассматриваемых вариантов наиболее пред­почтительной выглядит модель комбинированного госоргана, сформированного на базе Минпрома, Минсвязи и Госкомитета по науке и технологиям.

Работа на единый результат

После доклада в интервью журналистам Владимир Гусаков скажет:

— Я докладывал (и Глава государства поддержал): нет необходимости переименовывать Министерство связи и информатизации в Министерство цифрового развития и связи, поскольку, на наш взгляд, функции в информатизации шире, чем цифровое развитие. И цифровое развитие является структурной составляющей информатизации. Если даже сейчас сузить эти функции, через какое-то время министерство само придет к необходимости их расширения.

Несмотря на то что Беларусь неплохо развивается в этом направлении (входит в тридцатку стран мира), в информационных технологиях нам главное сейчас не отстать. Поэтому в целом проект указа поддержан.

И функции, которые были предложены, тоже поддержаны. То есть необходимо выстраивать полностью вертикаль управления и организации в этой сложнейшей сфере. В каждом министерстве, ведомстве, органе гос­управления должно быть соответствующее структурное подразделение.

Министерству связи и информатизации поручено вместе с другими заинтересованными выстроить эту систему. Само министерство получит новые функции в сфере цифровизации.

Цифровизация экономики беларусь

— Основная новая функция — это все-таки разработка и координация государственной политики, — рассказал журналистам Константин Шульган.

— Развитие не остановить, точечно проекты возникают, но важность и экономический эффект наступают тогда, когда эти точечные проекты объединяются в единую платформу, единый результат.

Это дает возможность создавать различного рода продукты и использовать их независимо от того, где территориально расположены пред­приятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *