Что это такое? Цифровизация образования нередко отождествляется с онлайн-обучением, но такой подход неверен. Дело в том, что понятие цифровизации – гораздо шире, чем просто использование Интернета для проведения занятий. Помимо этого, в него входят все цифровые ресурсы, а также скорректированные методы обучения.
На что обратить внимание? Использование современных технологии в образовании выглядит как несомненное благо, однако не стоит упускать из виду главную цель. Цифровые инструменты имеют и отрицательные стороны, поэтому их внедрение должно быть продуманным и обоснованным.
В статье рассказывается:
- Суть цифровизации образования
- Составляющие цифрового образования
- Тренды в цифровизации образования
- Задачи цифровизации образования в России
- Польза и риски цифровизации образования
- Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит: айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Суть цифровизации образования
Цифровизация образования и дистанционное онлайн-образование — это разные понятия. Понятие цифровизации включает в себя использование различных программ и других цифровых ресурсов для получения электронного обучения в удалённом виде или при получении знаний в школе или вузе. Например, это могут быть такие задания, которые выполняются в классе с использованием электронных средств — как компьютера или планшета.
Суть цифровизации образования
Цифровизация включает в себя не только непосредственно учебные процессы, а также организационные моменты. Это могут быть электронные дневники и журналы, возможность связаться с учителем дистанционным образом и прочее.
Особенно явной тенденция к цифровизации образования стала в связи с началом пандемии коронавируса. Школы и вузы повсеместно перешли на дистанционное обучение, и это коснулось почти всех учащихся, их родителей и учителей.
Но то, что стало явным с началом пандемии, на самом деле началось гораздо раньше. Цифровизация образования приобретает всё большие масштабы. О них свидетельствует размер рынка образовательных технологий (EdTech). Он стремительно развивается и, по оценке Всемирного экономического форума, к 2025 году его размеры достигнут 342 млрд долларов США.
По оценке специалистов Института образования Высшей школы экономики, российская цифровизация образования прошла три стадии. Каждая из них включала в себя разные процессы:
- Первая волна: в середине 80-х — начале 90-х годов. В это время компьютеры ещё были новинкой, а потому цифровизация в основном представляла собой развитие компьютерной грамотности и появление в учебных заведениях компьютерных классов.
- Вторая волна: с середины 2000-х годов до 2018 года. Информационно-коммуникационные технологии постепенно начинают внедряться в учебный процесс. Цифровые устройства и программы используются не только на занятиях по информатике, но и для обучения другим дисциплинам.
- Третья (современная) волна: примерно с 2018 года. Представляет собой цифровую трансформацию, при которой цифровые технологии применяются во всех процессах в образовании.
В процессах, свойственных третьей волне, обновляется всё:
- Планируемые образовательные результаты и само содержание образования. Современным людям всё больше помогают в жизни цифровые компетенции. Например, взаимодействие с государственными учреждениями теперь в основном происходит через сайт «Госуслуги», управление банковским счётом-через цифровые приложения. Кроме того всё большее количество людей занято на удалённой работе. Всё это приводит к необходимости начинать учить детей правильно пользоваться цифровыми технологиями ещё в школьном возрасте.
- Педагогические методы и технологии обучения, потому что занятия с применением передовых технологий существенно отличаются от традиционного типа занятий в классе.
- Организация учебной работы и используемые при этом инструменты, а именно, технические средства для неё, а также управление этим процессом.
Составляющие цифрового образования
Финский журнал Phenomenal Education высказывает точку зрения, что всеобщая цифровизация необходима образовательному процессу. Более того, в этом журнале был опубликован материал, описывающий значимость различных видов контента в образовательном процессе 21 века.
Медиа
Медиаконтент в сети, а также интерактивные цифровые учебники приобретают всё большую популярность и постепенно заменяют классические источники знаний.
Он представляет собой ролики, компьютерные тесты и прочие объекты виртуальной реальности, которые способствуют усвоению знаний.
При использовании этого контента важно, чтобы преподаватель был способен построить учебный процесс, эффективно применяя современные технологии.
Коммуникационные ресурсы
Возможность обмениваться данными в сети стала очень важной для учеников и преподавателей, и играет большую роль в цифровизации образования. На ней построена работа всех онлайн-курсов, и этот метод взаимодействия определённо будет актуален в школах будущего.
Сейчас дистанционное обучение приобрело большую популярность ввиду пандемии, во время которой многие занятия проводились онлайн через сервисы, где можно было создавать «классы» для обучения большого количества людей.
При этом очень актуальны стали сервисы в духе Discord, которые включают в себя общение между учащимися, а также ссылки на учебные материалы.
Информационные ресурсы
Они позволяют хранить большое количество данных. Интернет — это огромное пространство для получения знаний, но именно его масштабность иногда может быть проблемой. Для цифровизации образования важно существование проверенных образовательных ресурсов, которые будут доступны учащимся по всему миру.
Есть, например, такие доверенные сайты, как Википедия, онлайн библиотеки и вебинары от специалистов в различных областях.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Но, кроме этого, существует масса низкосортных ресурсов, которые предоставляют некорректные данные. Поэтому так нужны сайты с высокой репутацией, проверенные профессионалами.
Программы для создания контента
Эти программы также становятся всё популярнее, так как они современны и удобны. Сейчас люди всё чаще набирают текст на компьютере или смартфоне, чем пишут от руки. Рисунки и музыка также создаются с помощью электронных средств и программ.
При этом важно понимать, что творческие аспекты жизни не будут полностью оцифрованы. Люди по-прежнему хотят писать картины с помощью красок и создавать музыку посредством не электронных, а живых инструментов. Но всё же делать чертежи, скорее всего, будут на компьютере.
Программы для создания новых сценариев мышления
IT-технологии позволяют использовать информацию по-новому: организовывать в различных форматах, визуализировать, интерпретировать и делать доступнее для восприятия.
Компьютер – это бесконечное пространство для категоризации данных и представления их в наиболее удобном для восприятия виде. Оно как мозг с удобным набором инструментов для поиска и обработки информации.
Если ученики сумеют грамотно хранить и распределять информацию на компьютере, то освободившееся время они смогут посвятить более значимым предметам.
Платформы для кооперативной работы
Существует множество онлайн площадок, а также форумов и приложений для создания сообществ в сети. Они созданы для того, чтобы имитировать «живое» общение, а также предоставить возможность обмениваться информацией.
Тренды в цифровизации образования
Основные тренды в мировом онлайн-образовании обусловлены развитием компьютерных технологий.
Вот некоторые перспективные тренды:
В настоящее время акцент в образовании сделан на точечное обучение, так как работодатели ценят профессионализм в определённой сфере. Его доказательством могут служить полученные сертификаты. Это избавляет многих людей от необходимости трудоёмкого получения широкопрофильного образования, требующего многомесячного, а зачастую многогодичного освоения.
За последние 5 лет искусственный интеллект значительно развился и стал способен к преподаванию. Конечно, он не может полностью заменить живого компетентного преподавателя, но может быть прекрасным ассистентом для него и дополнением к обучающей программе.
Все большую популярность в сфере цифровизации образования приобретает так называемая модель edutainment (образование + развлечение). Игровые механики позволяют человеку долгое время удерживать внимание на одном предмете с интересом для себя, и таким образом получать знания в увлекательной форме. Чаще всего подобный тренд используется в обучении иностранным языкам, что делает обучение простым и интересным.
Задачи цифровизации образования в России
В сентябре 2019 года на базе Высшей Школы Экономики прошла образовательная конференция. Эксперты выступили с докладами о проблемах и перспективах цифровой трансформации обучения.
Только до 25.05
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:
- Развитие материальной инфраструктуры, включая постройку дата-центров и создание устройств для изучения учебных материалов.
- Внедрение цифровых программ, а именно — создание, тестирование и использование учебных материалов с помощью искусственного интеллекта и т.п.
- Разработка системы управления обучением, то есть программ, которые смогут администрировать и контролировать учебные курсы. Эксперты считают, что это создаст условия для цифровизации образования и даст возможность получения равных и широких знаний.
- Создание модели учебного заведения. Для цифровизации системы образования нужны новые устройства Четвертой промышленной революции, которую также называют Цифровой Индустрией 4.0. Это массовое внедрение киберфизических систем в быт, труд и досуг.
- Идентификация учащегося в автоматизированной системе по уникальному признаку, как правило, цифровому коду.
- Повышение навыков преподавателей в области цифровизации образования в России.
- Постепенный отказ от бумажных носителей информации.
Польза и риски цифровизации образования
Плюсы цифровой системы образования:
- Приучение к самостоятельности. Система образования будущего построена в основном на самостоятельной работе, поэтому детей с детства нужно приучать к стремлению к знаниям. Такая воспитательная база делает характер человека более твёрдым и целеустремлённым, а также позволяет добиться более высоких результатов в интересующей сфере.
- Отсутствие бумажной волокиты. Это очень удобно, так как избавляет учеников от необходимости носить с собой большое количество учебников и тетрадей. Давно известно, что тяжёлые школьные сумки, подобранные неправильным образом, плохо влияют на формирование осанки школьников. В будущем эти бумажные носители информации можно будет с лёгкостью заменить личным планшетом ученика и компьютером в школьном классе.
- Экономия. Так как цифровизация образования предусматривает избавление от бумажных носителей информации, таких как учебники, тетради, дневники и прочее, родителям не придётся их покупать. Также сократятся траты на школьные принадлежности: ручки, карандаши, линейки и т.д. Замены будут требовать только электронные носители, пришедшие в негодность.
- Упрощение работы педагогов. Профессия педагога считается очень сложной, и в основном именно в психологическом плане. Много времени и нервов учитель тратит на выработку индивидуального подхода к каждому ученику. В цифровом варианте работа учителя будет представлять собой лишь помощь учащемуся, который сам нацелен на результат. Педагогу останется лишь задать направление деятельности и корректировать действия своих подопечных в спорных ситуациях.
- Шаг в будущее. Цифровизация образования – это существенный этап к внедрению интернет-технологий. Сейчас все направления науки развиваются с огромной скоростью. Ежесекундно появляется новая информация и новые структуры. Цифровое образование поможет всем желающим получить знания быстрее и удобнее ориентироваться в обилии данных.
Польза и риски цифровизации образования
- Риск отрицательного результата. Эти изменения будут необратимыми. Сейчас невозможно точно предсказать, будет ли цифровизация образования положительным нововведением. Применение данной системы ново, поэтому отсутствует возможность сравнения с чем-то подобным.
- Отсутствие творчества. Учёными доказано, что разница в цветовой гамме при оформлении информации помогает лучше запомнить её. Также это способствует развитию творческих способностей. Электронные же версии носят «сухой» характер и исключают возможность проявить индивидуальность. Детская психика очень подвержена влиянию извне, поэтому ребёнок может быстро привыкнуть к скучному изложению информации и не реализоваться в творческом плане.
- Снижение умственной активности. Мыслительные способности ослабляются из-за того, что все необходимые данные можно добыть в интернете. Нет необходимости самостоятельно обдумывать решения многих вопросов, ведь на них уже есть готовый ответ. Это явление проявляется уже сейчас не только у детей, но и у взрослых.
- Плохая социализация. Когда ученик попадает в школу, он учится там выстраивать отношения с другими людьми. Он учится обретать друзей и взаимодействовать с обществом. Получение знаний через информационную систему существенно снижает способность человека к социализации, что не может не повлиять на его развитие личности.
- Проблемы с физическим развитием. В первую очередь, цифровизация образования окажет влияние на зрение и мелкую моторику. Длительное пребывание за экраном компьютера или планшета приводит к глазной усталости и, как следствие, к последующему ухудшению зрения. Из-за этого повышается вероятность того, что в будущем зрение человека станет намного хуже, чем сейчас. Эту проблему можно решить путём создания новых технологий, которые станут более безопасными. Кроме того, постоянная работа с клавиатурой приводит к изменению физиологии пальцев, особенно для формирующегося юного организма.
- Функция педагогов. Понятие учителя и преподавательской деятельности полностью изменится, ведь педагогов большей частью заменят виртуальные системы. Многие специалисты останутся без работы.
Оценить последствия нововведений в полной мере, а также их плюсы и минусы можно будет лишь спустя десятилетия, и время покажет, насколько хорошо или плохо для общества такое глобальное изменение структуры образования.
Яндекс уволил диспетчеров своего таксопарка. Компания объяснила это тем, что их новое приложение само распределяет вызовы. Это пример цифровой экономики. Для людей она давно стала обыденностью, как сканеры штрихкодов для справки о цене.
Что такое цифровая экономика
Цифровая экономика — это такая область, в которой развиваются компьютерные и цифровые технологии. Она занимается всем, где обрабатываются большие объемы информации. Все онлайн-сервисы, интернет-магазины, онлайн-игры и т.д. — это части цифровой экономики.
Цифровая экономика наращивает ВВП страны. Летом 2017 года ВВП России составлял 92 089 млрд ₽. После запуска программы по цифровизации, ВВП за 2018 год насчитал 103 626 млрд ₽. Рост экономики вырос с 1,6% до 2,3%.
Когда появилась
Цифровая экономика появилась в конце 20-го века в США. В 1995 году ученый Массачусетского университета Николас Негропонте сказал, что скоро мир перейдет от обработки атомов к обработке битов. Он посчитал, что у материальных предметов есть один минус — их сложно обработать.
Например, чтобы купить телевизор, надо: прийти в магазин, найти продавца, оформить и оплатить покупку, забрать товар. Сейчас тот же самый телевизор можно купить на сайте магазина, сразу оплатить покупку по карте и заказать доставку на дом. В процессе участвовал только 1 человек вместо 3-х.
На чём основывается
Если двум бухгалтерам дать одинаковые задачи, но одного посадить за компьютер с нужными программами, а другому дать счеты, то раньше освободится первый. Это суть цифровой экономики.
Цифровая экономика заключается в том, что компьютеры берут на себя рутинную работу или упрощают её. Так человек сможет заниматься другими делами и повысить их продуктивность. Люди перестают заниматься рутиной и делают только важную работу.
Что даёт цифровая экономика:
- Платить картой вместо наличных.
- Оптимизировать работу компании.
- Экономить время и деньги.
- Повысить КПД производства или работы отдельного сотрудника.
Плюсы цифровой экономики
- Растет производительность труда. Компьютеры берут на себя монотонную работу, которая занимает у человека много времени. Работники занимаются более важными для них вещами и не забивают себе лишний раз голову. Например, бухгалтеры 90-х годов помнят, как долго они рассчитывали зарплату, а потом составляли и печатали отчеты. На это у них уходило несколько дней, если не приходилось исправлять. Теперь у каждого бухгалтера есть компьютер с установленной на него 1С, которая сама рассчитывает зарплату, считает премию и автоматически составляет отчет в соответствии с правилами. Вместо нескольких дней жёстких расчётов бухгалтер потратит несколько часов.
- Снижаются издержки. В общественном транспорте вместо кондукторов на поручнях висят специальные терминалы, к которому прикладываются транспортные или банковские карты, чтобы оплатить проезд. На входе в метро стоят турникеты со считывателем проездных. Заказы в интернет-магазинах обрабатывают программы, а не кассиры. Во всех трех ситуациях автоматизировали процессы за счёт специального оборудования. Организации поставили его вместо обученного человека, потому что электронике не нужно платить зарплату, она не устаёт и тратит меньше денег.
- Появляются новые рабочие места. Когда оборудование занимает рабочее место человека, в мире появляются новые рабочие места. Яндекс.Такси сделал приложение, которое самостоятельно принимает заказы, а потом передает их водителю. Сначала в их штате было 6 000 таксистов. Через 2 года таксистов стало 60 000. Приложение заменило диспетчеров на линии, и Яндекс стал платить их зарплату новым таксистам.
- Электронные деньги. Чтобы сделать покупку деньгами на банковской карте в 2009, нужно было найти банкомат и снять деньги со счёта. А оплачивать покупки или налоги через интернет было просто нельзя. За 10 лет всё поменялось. Теперь даже в маленьких продуктовых магазинах есть терминал для приёма карт. Заказы в интернет-магазинах можно оплатить по номеру карты и CWW-коду или через электронный кошелёк. Коммунальные счета оплачивают через онлайн-банк. Деньги перестали быть только материальным предметом. Они появились и в абстрактном, цифровом мире.
- Развился фриланс. За каждый выполненный заказ фрилансеру на электронный счёт приходит гонорар. Ему не надо устраивать дополнительную встречу с клиентом, чтобы тот отдал ему деньги. Не дай бог, если заказчик работает в другом городе или стране. Удобный перевод денег развил фриланс от тёмного занятия до прибыльной работы. Люди перестали ограничивать себя одним городом или регионом, потому что им не надо тратить своё время, чтобы забрать гонорар. Деньги придут фрилансеру на счёт. Снятие границ увеличило количество заказов. Фрилансер из России без ограничений может работать на американскую фирму или работать на курорте.
Минусы цифровой экономики
Сейчас почти во всех магазинах можно расплатиться картой через терминал или электронным кошельком. Реквизиты покупателя попадают в базу данных и передаются по защищенному каналу в банк. Хакеры часто устраивают атаки, чтобы украсть эти реквизиты вместе с деньгами других людей. Кроме банковских данных хакеры крадут фотографии, переписки, пароли от почты и соцсетей. В общем, всё, что им нужно.
Чтобы защитить себя, нужно соблюдать 6 простых пунктов:
- Не платить картой в подозрительных магазинах.
- Не записывать личную информацию и не передавать ее в письмах от «техподдержки». Настоящая техподдержка никогда не будет спрашивать пароль от страницы в соцсетях или реквизиты карт.
- Не фотографировать номер карты.
- Придумывать для каждого сайта новый пароль. Чем сложнее он будет — тем безопаснее.
- Не сохранять пароли в телефоне или браузере. Можно сделать QR-коды с паролями,а потом положить их в секретном месте.
- Сомневаться во всём, что связано с личными данными.
Растёт количество мошенников
С 2017 года в России сильно развилось интернет-мошенничество. Самая распространенная уловка аферистов — рассылка сообщений с заражёнными ссылками или файлами. Когда пользователь кликает на них, вирус попадает в компьютер, ищет номера счетов, пароли от кошельков или PIN-коды от карт. Собранная информация передаётся мошенникам.
Вирусы могут быть внутри картинок, аудио- или видеофайлов. В общем, во всём, что передаётся через интернет. Некоторые программы подкачиваются сразу, когда пользователь откроет диалог.
Чтобы не стать жертвой интернет-мошенников, нужно: не доверять незнакомым людям. установить на компьютер антивирус и фаервол — программу, которая отслеживает все процессы компьютера в интернете.
Исчезают профессии
В примере с Яндекс.Такси приложение заменило диспетчеров. Где-то через 20 лет такой профессии вообще не будет.
Люди боятся, что их променяют на машину, а они останутся без работы. Каждый пятый человек готов на понижение заработной платы, лишь бы его не уволили. Но начальники не заменят специалиста, если он важен. Если надо — начальник переведет сотрудника на другие задачи. Поэтому замена коснётся только неквалифицированных работников.
Люди станут работать в других профессиях, которые больше нужны человечеству. Но кто-то потеряет свою любимую работу, как диспетчеры. Искусственный интеллект их заменил.
Разные возможности людей
Когда в мире появляется что-то новое, и это использует государство, оно должно научить всех этим пользоваться. Например, россияне делятся на 2 категории: те, кто умеют и не умеют пользоваться новым.
У тех, кто умеет пользоваться онлайн-сервисами есть преимущества:
- Они экономят свое время и платят через интернет. Налоги можно оплатить через сайт банка или приложение по QR-коду.
- Для них платежи проходят без комиссии.
- В сервисах есть скидки на свои услуги или услуги партнёров, которых нет в других местах. Например, никакой бабушке не вернётся кэшбек за то, что она заплатила наличными, а не через электронный кошелек.
75% российских пенсионеров не хотят получать пенсию на карту, потому что не знают, как ей пользоваться. В банках стоят работники, которые помогают им снять деньги или оплатить коммуналку. Но пенсионерам сложно научиться делать всё самим.
Даркнет
У хакеров есть своя среда обитания для поиска и продажи информации — даркнет. Там можно найти всё незаконное. О даркнете часто говорят в фильмах о хакерах, пишут книги.
О том, как попасть в даркнет нельзя писать: это незаконно. Даркнет опасен тем, что мошенники покупают личную информацию людей. Даже слишком личную.
Заключение
Цифровая экономика — это часть очередной технической революции. Пока она актуальна, мир будет развиваться: появятся новые профессии и уйдут старые, деньги станут электронными, компьютеры и роботы будут выполнять за людей большинство задач. Вот советы, чтобы цифровая революция никому не навредила:
- Защита личных данных — не пустой звук. Лучше позаботиться о ней, чем ходить по судам.
- Нужно постоянно учиться. Никто не знает, чью профессию следующей займёт компьютер
Раньше передовые цифровые технологии прежде всего уходили в военную промышленность, но сейчас они помогают обрабатывать информацию и моделировать опыт в обычной жизни.
Чтобы понять, как развивается цифровизация, мы посмотрели, кто занимается этим в России и как наши примеры соответствуют мировым трендам.
Сначала мы расскажем о самом понятии цифровизации, а потом увидим, как она работает в экономике, бизнесе, медицине, культуре и других сферах.
Что такое цифровизация
Цифровизация – это внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни для повышения её качества и развития экономики. Она помогает выполнять рутинные задачи и принимать решения без участия человека.
Примеры цифровизации: умные дома, роботы на заводах, беспилотные автомобили.
Суть цифровизации в автоматизации процессов – переходе информации в более доступную цифровую среду, где её проще проанализировать, а потом получить точное решение автономно.
Задача цифровизации – сделать процесс «гибким». То есть с помощью анализа данных точно знать, что хочет получить рынок в конкретный момент, и подстроить под это производство или бизнес.
Виды цифровизации
Основные инструменты здесь – это , машинное обучение, нейронные сети, ИИ (искусственный интеллект), человеко-машинные интерфейсы, виртуальная реальность, и роботизация.
Но не стоит путать «цифровизацию» с «информатизацией» – технологиями, которые помогают нам быстрее обмениваться информацией: мобильная связь, мессенджеры, электронная почта.
Цифровизация экономики
Цифровизацией экономики в России занимается одноимённая некоммерческая организация «Цифровая экономика».
Цели проекта к 2024 году:
Экономистам цифровые технологии откроют те же преимущества, что и специалистам других отраслей. Они снизят расходы, автоматизируют работу и помогут прогнозировать экономические события через ИИ.
Цифровизация производства
В этом направлении цифровизация тесно соседствует с концепцией . Предприятия становятся автономнее, а системы управления контролируют не только конвейеры, а целые заводы или их группы.
В России над цифровизацией промышленности работают эти проекты:
Цифровизация энергетики
Энергетика – одна из самых развитых отраслей России в вопросах цифровизации. В крупнейших компаниях моделируют добычу полезных ископаемых на основе Big Data и автоматизируют центры управления.
У «Татнефти», «Лукойла», «Газпром-Нефти» и «Роснефти» есть проекты «Умная скважина». Это система добычи нефти с датчиками, которые помогают скважине самой подстраиваться под изменяющиеся условия, вести оперативный контроль и снижать расходы на добычу.
Цифровизация сельского хозяйства
Сельскохозяйственная сфера нуждается в IT-системах, которые помогают:
Российские примеры: беспилотный трактор «Роскосмоса», беспилотный комбайн Cognitive Technologies, система уничтожения сорняков дронами, спутниковая геодезическая система для сельхозтехники от «Ростеха».
Цифровизация образования
Основные направления цифровизации системы образования в России обозначены докладом «12 решений для нового образования». В нём есть меры, которые сделают обычную школу – цифровой, например:
Цифровизация здравоохранения
Для развитых стран ввод цифровых технологий в медицину – это разработка новых инструментов: роботов-хирургов, роботов-сиделок, . А для развивающихся – переход на электронные системы учёта, дистанционную диагностику и оснащение персонала новой техникой.
Зарубежные примеры цифровой медицины – это IBM Watson и Wolters Kluwer. Первая платформа помогает врачам принимать более точные решения благодаря искусственному интеллекту. Вторая – база лекарств с информацией об их сочетаемости, противопоказаниях.
В России примеров меньше. Медико-хирургический центр им. Пирогова использует комплексную медицинскую информационную систему, а также единую платформу для всех административно-хозяйственных подразделений. К 2024 году заработает система обеспечения льготными лекарствами. Уже работает ЕГИСЗ – единая информационная система с унифицированными электронными медкартами.
Цифровизация бизнеса
Высокая конкуренция в бизнесе делает его одной из наиболее продвинутых по «цифре» сфер. Здесь цифровизируется не столько производство или сбыт, сколько менеджмент. Технологии отслеживают спрос и удовлетворённость клиентов, анализируют и прогнозируют бизнес-показатели, подсказывают, какие изменения нужны корпоративной культуре.
В основном, цифровизация в бизнесе это чат-боты или CRM – системы взаимоотношениями с клиентами и планирования ресурсов. Их разрабатывают IT-компании вроде 1С и Битрикс24.
Цифровизация финансов
Финансовая цифровизация – это безналичные расчёты и блокчейн. Причём блокчейн нужен не только в виде криптовалют, но и в виде защиты денежных операций. Вместе с этим цифровизируется мобильный банкинг, онлайн-шоппинг, удалённая оплата.
Отдельная тема – цифровизация банков, где всё чаще клиентам удобнее решать вопросы дистанционно через приложение банка, а не идти в отделение. Не выходя из дома можно оформить банковскую карту, получить выписку по счёту, купить ценные бумаги или , где ИИ составит для вас инвестиционный портфель на основе желаемой доходности и терпимости к риску.
Цифровизация труда
Рынок труда уязвим перед цифровыми технологиями, потому что автоматизация вытесняет человека из некоторых профессий.
Цифровизация персонала уберёт потребность в кассирах, машинистах, фасовщиках, почтальонах, вахтёрах. Часть специалистов останется на этих должностях, но работать придётся в новом формате – управлять и настраивать, а не выполнять действия напрямую.
Исчезнувшие рабочие места покроет спрос на IT-специалистов. Будет появляться много .
Цифровизация городского хозяйства
В России есть государственная информационная система «Безопасный город». Это комплекс устройств по наблюдению и прогнозированию событий в городе, связанных с транспортом, экологией, преступностью. Здесь данные собираются видеокамерами, а потом обрабатываются искусственным интеллектом.
Система работает совместно с пожарной службой, скорой, полицией, антитеррором, службой газа и системой экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС».
«Безопасный город» уже тестируется в Москве, Санкт-Петербурге, Астраханской области, Таганроге, Татарстане, Новороссийске, Сочи.
Цифровизация в строительстве
В западных странах цифровизация для строительной сферы развивается по концепции BIM – Building Information Modelling (информационное моделирование зданий). Она автоматизирует все процедуры на стройке и позволяет проектировать не только в 3D, но и в 5-7D. Ещё система учитывает время, деньги и трудовые ресурсы. В России разработка такой технологии запланирована на 2024 год.
Цифровизация транспорта
Пока лучшие примеры здесь – это приложения с картами движения общественного транспорта, которые есть в смартфоне у каждого. Самые впечатляющие – беспилотные поезда метро, электрички и такси.
Но влияние цифровизации на отрасль шире. Технологии делают эффективнее парковки, помогают управлять пробками на основе больших данных, следят за соблюдением ПДД, упрощают контроль за крупногабаритными перевозками.
В России цифровизацией логистики занимается ассоциация «Цифровой транспорт и логистика». Цель – сделать единое логистическое пространство по всей стране, где вся информация о движении будет попадать в одну систему.
Предполагается, что регионы будут получать данные из городов, а страна из регионов. Это значит, что все варианты развития транспорта можно рассчитать в одном цифровом поле и понять, в каком городе нужна новая инфраструктура, а в каком её, наоборот, не нужно строить.
Цифровизация безопасности
На персональном уровне цифровая безопасность реализуется через «умные дома», которые защищают от пожаров, затоплений, проникновений грабителей.
Цифровизация культуры
Технологии важны для культуры, досуга и туризма, потому что делают их доступнее. Участники отрасли сами идут им навстречу, поэтому примеров много. Вот наиболее заметные из них:
Цифровизация науки
Вопрос цифровизации науки парадоксален, потому что наука сама источник цифровых технологий. Кроме того, эта отрасль тесно связана с образованием.
Научной систематизации и обмену информацией помогают сервисы ResearchGate и Academia. В России похожее делает «КиберЛенинка», но уступает по масштабам.
Совет по цифровому развитию и IT планирует запуск «Единой цифровой платформы науки». Это будет маркетплейс с большим набором сервисов. Он поможет проводить исследования удалённо и в условиях, когда технической базы в конкретной лаборатории не хватает.
Цифровизация в политике
Как исследовательский инструмент цифровые технологии помогают анализировать и моделировать общественное мнение. А как инструмент воздействия – создавать рекламу и эффективно продвигать её на целевую аудиторию. Возможность моментально получать обратную связь подскажет, что необходимо людям, какие проблемы их волнуют.
Технологии нужны и для выборов, где, кроме подсчёта голосов, можно гарантировать безопасность системы, достоверность результатов, точность идентификации избирателей.
Плюсы цифровизации
Читайте: Нейронет – идеальное будущее или киберпанк, который мы заслужили
Плюсы и минусы цифровой революции
Научную работу выполнила: Новикова Карина Андреевна, ученица 9а класса
Руководить научной работы: Тимофеева Людмила Алексеевна, учитель информатики
г. Краснознаменск, Московской области, МБОУ Лицей №1 им. Г.С. Титова, 2012 г.
Научная работа посвящена теме «Плюсы и минусы цифровой революции». Проблемы, которые возникают, в связи с небывалыми темпами развития информационных технологий, влияют на формирование информационной культуры и интеллектуальные способности человека. исследования в данной работе является цифровая революция. исследования — влияние цифровой революции на формирование информационной культуры и интеллектуальные способности человека. Выдвигается – информационная культура и интеллектуальные способности человека зависят от конкретных факторов: использования информационных технологий; современных инструментальных средств; средств коммуникаций.
1.Изучение разработанности проблемы в научной литературе.
2. Тестирование в 8,9,11 классах с целью определения % предпочтения учащимися современных цифровых технологий.
3.Беседа с учащимися.
темы связана с необходимостью современного человека использовать информационные технологии для формирования своего мировоззрения. При этом необходимо учитывать, что новые технологии требует от человека боле глубоких знаний и умений работать с большими объемами информации.
2 Цифровая революция
2.1 Влияние цифровой революции на современного человека
«Цифровая революция, которая происходит на наших глазах, заставляет мозг эволюционировать прямо сейчас — причем, в невиданном прежде темпе», — так уверяет нас в своей новой книге «» известный американский психиатр, профессор Лос-анджелесского университета и директор Научного центра по проблемам старения . На сцену выходит новая раса — цифровые аборигены, которых хай-тек окружал с младенчества, — уверяет профессор. — Только представьте: для развития мозга до его нынешнего состояния потребовалось несколько сотен тысяч лет, а для эволюции, которая происходит под влиянием современных технологий, оказалось достаточно одного поколения! Это самый неожиданный и самый значительный перелом в истории человечества.
Но почему наш мозг так быстро поддался переделке? Как объясняет доктор Смолл, наши извилины очень чувствительны к изменениям в окружающей среде. А эволюция, по Дарвину, — это адаптация к миру, который постоянно меняется. Три тысячи лет назад нашим предкам приходилось искать и использовать подручные предметы для добывания и обработки пищи, и в итоге лобные доли головного мозга увеличились. Извилины развивались и тогда, когда предки овладевали мышлением и языком.
Нынешний же технологический скачок резко меняет привычную для мозга информационную среду: среднестатистический молодой человек в общении с технологиями проводит около девяти часов в сутки. Значит, у нового поколения больше шансов выжить и достичь успеха, чем у тех, кто родился в эпоху черно-белых телевизоров и катушечных магнитофонов. Смолл называет их цифровыми иммигрантами. Но что же — выходит, что при нынешнем «естественном отборе» родители этого «поколения Next» должны быть выброшены за борт?
Ученые считают, что сегодня назрел конфликт поколений – мозговой разрыв. У молодого поколения благодаря пластичности молодой мозг учиться быстрее. А старшее поколение вынуждено приспосабливаться к высоким технологиям. Но у старшего поколения есть масса преимуществ:
- Взрослый мозг остается пластичным и гибким на протяжении всей жизни.
- После 50 лет происходит упорядочивание информации у взрослого человека
- К середине жизни начинают работать оба полушария вместе. Это позволяет находить быстрее новые идеи.
И главное — старшее поколение умеет общаться. А у поколения цифровых аборигенов, которые сидят в чатах, скайпах атрофируются нейронные механизмы, отвечающие за общение лицом к лицу (рис.1 – Интернет меняет нейронные связи в мозгу)
Другая проблема, до сих пор не знают ученые, как на мозг молодого поколения скажутся физиологические и психологические эффекты старения. Мозгу будущего еще только предстоит заявить о себе. Например, вдруг он быстро начнет стареть?
Доктор медицинских наук, психолог . Он считает, что нынешнее поколение живет в информационно насыщенной среде, она не стимулирует, а душит воображение детей. По сути, рождается поколение одержимых людей, нуждающихся в очень примитивном общении, потерявших способность к концентрации внимания и постоянно желающих обратить на себя внимание.
2.2 Плюсы и минусы цифровой революции
Ученые, несмотря на разные мнения, все-таки выделяют плюсы и минусы цифровой революции. Руководитель отдела эмбриологии НИИ морфологии человека РАМН, автор монографии «Происхождение мозга» считает, что деградация обеспечена. Интернет создает лишь иллюзию доступности информации и технической оснащенности, — говорит Сергей Вячеславович. — У так называемых «цифровых аборигенов» нагрузка на мозг непрерывно снижается.
Минусы цифровой революции:
. Поскольку Интернет уменьшает способность концентрироваться и созерцать, то мозг со временем начинает ожидать поступления информации в том виде, в каком ее распространяет Сеть, — в виде стремительного потока частиц. Мышление становится отрывочным, чтение — поверхностным. И в итоге люди превращаются в «расшифровщиков информации». А зона мозга, отвечающая за абстрактное мышление, атрофируется.
. Мозг теряет базовые механизмы, управляющие контактами с другими людьми. Нам все труднее считывать чужую мимику во время беседы или угадывать эмоцию.
. Хай-тек революция погрузила нас в состояние рассеянного внимания, когда следишь за всем сразу, ни на чем не сосредотачиваясь.
. Когда мы видим своих приятелей онлайн, нам кажется, что мы поддерживаем с ними тесную связь. При этом есть риск забыть, что значит дружба в реальном мире. Дружеские отношения вытесняются суррогатом: теперь одиночество посещает нас, когда все гаджеты выключены, и мы общаемся с людьми один на один.
Интернет учит многозадачности — возможность обрабатывать несколько заданий одновременно. Можно слушать музыку и писать в блог, отвлекаясь на проверку почты. Но исследования показали: чрезмерная многозадачность усиливает стресс и дефицит внимания, делая работу менее эффективной.
. Мозг до такой степени адаптировался к возможностям техники, что наша память практически не используется. В результате она становится поверхностной и кратковременной. Человек скорее запомнит не саму информацию, а то, в какой папке на компьютере она лежит. Компьютер и Интернет стали для человека своеобразным «протезом» памяти.
. Длительное погружение в цифровой мир вызывает особое переутомление. Многие признаются, что через несколько часов в Сети начинают ошибаться. Перед тем как выйти из Сети, они ощущали опустошенность, утомление, раздраженность — словом, чувствовали себя в «цифровом тумане». Это новая форма стресса, которую доктор Смолл назвал техногенным истощением мозга.
Плюсы цифровой революции:
Благодаря электронной почте, видеоиграм, поиску в Гугл можно научиться, быстрее реагировать на зрительные сигналы и повысить свою внимательность.
Мозг становится в силах приспособиться к быстрой обработке ежедневных потоков информации, которые обрушиваются на нас отовсюду. У многих из нас даже появляются в мозгу особые нейронные сети, которые решительно ухватывают нужное на лету.
IQ среднего человека стремительно растет. Новые технологии развивают ум точно так же, как его развивают головоломки или изучение новых языков. Это предупреждает развитие старческого слабоумия.
«Интернетоголики» быстрее находят выход из любой сложной ситуации в повседневной жизни. Ведь каждый день, отыскивая нужную информацию в Сети, они тренируют те мозговые центры, которые связаны с принятием решений и логикой.
3.1 Анализ результатов тестирования в 8, 9, 11 классах
Определяет предпочтение учащимися предложенных технологий
Результаты тестирования представлены на диаграммах (рис 2, рис. 3, рис. 4, рис. 5).
Таблица 1 – Использование средств коммуникации в 8, 9, 11 классах
Результаты представлены на рисунке 2. Диаграмма — Использование средств коммуникации в 8, 9. 11 классах
Таблица 2 – Использование языков программирования в 8, 9, 11 классах
Результаты представлены на рисунке 3. Диаграмма — Использование языков программирования в 8, 9, 11 классах
Таблица 3 – Использование информационных технологий. Создание документов в 8, 9, 11 классах
Результаты представлены на рисунке 4. Диаграмма — Технологии создания документов
Таблица 4 — Использование средств коммуникации в 8, 9. 11 классах
Результаты представлены на рисунке 5. Диаграмма — Использование инструментальных средств коммуникации
Полученные результаты позволили определить процент предпочтения учащимися тех технологий, которые они используют в учебной деятельности и в повседневной практике.
3.2 Вычисление процента предпочтения
использовались результаты тестирования в 8, 9, 11 классах. С этой целью был определен средний балл по информационным технологиям, современным инструментальным средствам и средствам коммуникации, которые в основном предпочитают учащиеся и в школе, и дома. Определены информационные технологии, которые набрали больше балов. Результаты показали, что учащиеся при работе с информацией предпочитают: компьютер, электронную почту
Результаты расчетов представлены на диаграммах (рис. 5, рис. 6). Они подтверждают мнение ученых. Нынешний технологический скачок резко меняет привычную для мозга информационную среду, среднестатистический молодой человек в общении предпочитает использовать информационные технологии, социальные сети, компьютер, как универсальное устройство для обработки информации. Динамика жизни увеличивается и у нового поколения больше шансов выжить и достичь успеха, чем у тех, кто родился в эпоху черно-белых телевизоров и катушечных магнитофонов. Мозг адаптируется к новым условиям и не может не повлиять на развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей человек.
Рис. 6 – Диаграммы — Предпочтительные цифровые технологии и средства обработки в 8, 9, 11 классах (
Рис. 7 – Диаграммы — Предпочтительные современные цифровые технологии и средства обработки в 8, 9, 11 классах (
, научная литература и мнения ученых позволяют сделать
В эпоху цифровой революции – информационная культура и интеллектуальные способности человека зависят от конкретных факторов: использования информационных технологий; современных инструментальных средств; средств коммуникаций
. Результаты тестирования учащихся показывают
- На данный момент самыми распространенными цифровыми технологиями являются , а инструментом для обработки информации –
- Для развития коммуникационных способностей учащиеся чаще используют
.Вопрос о «плюсах и минусах цифровой революции» по-прежнему открыт для дискуссий, актуален и требует дальнейших исследований.
5 Список литературы
1.Батаршев, А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента – к характеру и типологии личности. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 256 с.
2.Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие. – М. : ИД ФОРУМ : ИНФРА-М, 2006. – 192 с.
Фейсбук делает нас тупым? – 29.09.2011, с. 9
Эволюция мозга закончилась. Дальше — деградация? – 29.10.2011, с. 84
Интернет и эволюция человека. — вмешался в эволюцию. Дата публикации: 20.10.2011
Стратегия цифровизации успешно реализуется по всему миру руководителями IT-организаций и предприятий разных уровней. Она порождает технологический сдвиг, в короткие сроки преображая вид глобальной бизнес-среды, порождая новых лидеров и заставляя крупнейшие корпорации бороться за свое существование.
Начало цифровизации
Процесс цифровизации может протекать в организациях по-разному. Компании с консервативным укладом стараются вести процесс трансформации поэтапно и последовательно. Более агрессивные и склонные к новаторству агенты стремительно обновляют свою организационную инфраструктуру.
Эту позицию подтверждает региональный менеджер по персоналу в X5 Retail Group Наталья Трукец: «Не рекомендуют начинать процесс цифровизации одновременно по всей компании, если ранее не было такой практики. Для начала стоит запустить пилотный проект на сильном подразделении или нанять опытного специалиста».
Мнения о том, с чего начинать цифровизацию, несколько расходятся. Есть мнение, что сотрудничество руководства компании с IT-отделом — это первый шаг на пути становления «цифровой организации», но не все эксперты в области солидарны с этой позицией.
Так, Владимир Ласовский, менеджер по развитию бизнеса в области интернета вещей Orange Business Services, считает, что «первым этапом цифровизации должно стать изменение бизнес-процессов в компании. Следует изучить слабые места в текущих решениях и составить список недостатков и пути их ликвидации, от которых впоследствии и отталкиваться при принятии решений о трансформации системы».
Основные этапы цифровизации бизнеса
Компания Altimetr проанализировала опыт компаний, успешно прошедших цифровую трансформацию, и выделила ряд этапов на пути от классического бизнеса до инновационной корпорации:
• Этап традиционного бизнеса
Происходит работа с клиентами, процессами, технологиями, метриками, которые считаются руководством актуальными и в цифровой век.
• Этап присутствия цифровизации
Ведется работа над цифровой грамотностью персонала, активизируются бизнес-процессы во всей структуре. Имеют место эксперименты — пилотные исследования на отдельных подразделениях.
• Этап формальной цифровизации
Организация начинает смелее и систематично задействовать новые цифровые технологии и ресурсы. Открываются перспективные направления развития, активно проводятся эксперименты, возникают агенты перемен.
• Стратегический этап цифровизации
Намечаются стратегические планы цифровой трансформации компании. Рабочие группы отмечают продуктивность сотрудничества работы и научных исследований. На цифровизацию выделяются инвестиции, назначаются ответственные, анализируются достигнутые результаты.
• Этап цифровой конвергенции
Цифровая трансформация поддерживается новой инфраструктурой с ее ролями, бизнес-процессами, знаниями и моделями. Складывается команда, занимающаяся процессами цифровизации, которая создает для руководства новые стратегии и операциональные модели.
• Инновационно-адаптивный этап
Цифровизация неразрывно связана с бизнесом. Руководство и все структурные подразделения осознают важность и неизбежность регулярных изменений. Новая инфраструктура благоприятна для тестирования появляющихся на рынке технологий и их последующего масштабирования.
Как отмечают специалисты, большинство российских компаний сегодня находятся на 1-2 этапе цифровизации. Однако такая ситуация характерна не для всех областей.
Автоматизация и человеческий труд
Все эксперты в области цифровизации бизнеса солидарны во мнении, что она не является способом замены человеческого труда, скорее выступает вспомогательным инструментом, работающим на повышение эффективности. Процесс оцифровки может избавить людей от выполнения рутинной работы и создать новые рабочие места и формы занятости.
Так считает и Елена Устюгова — руководитель группы повышения операционной эффективности КПМГ в России и странах СНГ. Она отмечает, что: «С точки зрения того, какой именно процент рабочих мест может быть заменен программами и роботами, единого прогноза нет. Исследования дают существенный разброс в оценках от, например, 9% рабочих мест, которые будут полностью автоматизированы по оценке OECD, до 50%».
Сергей Родионов, директор по развитию бизнеса «Инфосистемы Джет», разделяет это мнение: «Автоматизация, несомненно, заменяет человека в конкретных операциях и так будет продолжаться и дальше. Однако, как показывает практика, это видоизменяет деятельность, давая человеку возможность при готовности учиться, заниматься новыми и интересными задачами. В ближайшие 20 лет не будет такого, что человек окажется не нужен».