ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»
В этой статье представлены некоторые идеи о том, что такое цифровизация образования и как пандемия повлияла на образовательные учреждения по всему миру, а также какую выгоду студенты, преподаватели и предприниматели могут извлечь из будущих образовательных технологий. Цифровизация, несомненно, изменила нашу систему образования, но мы не можем сказать, что она уменьшила ценность нашего прежнего обучения в аудиториях. Главное достоинство цифровизации образования в XXI веке состоит в том, что она сочетает оба аспекта образования: обучение в классе и методы онлайн-обучения. Идя рука об руку, они выступают в качестве системы поддержки друг друга, что дает современным студентам опору в процессе освоения знаний. Цифровизация в образовании также оказалась правильным методом экономии ресурсов. Применение онлайн-платформ ограничило легкомысленное использование бумаги, прямо ограничив вырубку деревьев. Пандемия подтолкнула образовательную отрасль к «перегрузке», благодаря чему она сегодня остается одной из самых быстрорастущих отраслей. В 2021 году стартапы в сфере образовательных технологий и цифровые компании по всему миру увидят высокую рентабельность инвестиций благодаря влиянию цифровизации на отрасль образования.
2. Куценко С.М., Малацион С.Ф. Об организации дистанционного обучения в условиях пандемии // Ученые записки ИСГЗ. 2020. № 1 (18). С. 89-98.
3. Куценко С.М., Малацион С.Ф. Проблемы дистанционного обучения в условиях пандемии // Приборостроение и автоматизированный электропривод в топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве: VI Национальная научно-практическая конференция (Казань, 10-11 декабря 2020). Казань. 2020. Т. 1. С. 173-176.
5. Малацион С.Ф., Куценко С.М. Оценка качества образования обучающихся // Приборостроение и автоматизированный электропривод в топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве: VI Национальная научно-практическая конференция (Казань, 10-11 декабря 2020). Казань. 2020. Т. 1. С.180-182.
С развитием современных технологий неизбежны изменения в образовательном процессе.В 1999 году после семинара по системам CBT (Computer Based Training) миру был представлен термин «электронное обучение» и идея использования цифровых технологий в процессе преподавания и обучения.Сочетание этих понятий с годами превратилась в то, что сегодня известно как цифровое образование. В этой статье представлены некоторые идеи о том, что такое цифровизация образования, как пандемия повлияла на образовательные учреждения по всему миру и как студенты, преподаватели и предприниматели могут извлечь выгоду из будущих образовательных технологий.
Цифровая эра изменила все аспекты нашей жизни.Она определяет, как мы живем, работаем, путешествуем, общаемся, и, что более важно, она меняет способ обучения и воспитания.Несмотря на то что идея обучения с использованием технологий телекоммуникацийвитала в воздухе с конца 90-х годов, только во время вспышки COVID в 2020 году индустрия образования столкнулась с реальными проблемами.
В процессе цифровизации образования приходится решать ряд проблем, таких как организационные, технические, психологические, социальные и др. Цель настоящего исследования: охарактеризовать и оценить положительные и отрицательные аспекты, связанные с цифровизацией образовательной отрасли, выделить аспекты, требующие наибольших усилий и внимания в ходе данного процесса.
Материал и методы исследования. В соответствии с поставленной целью был проведен теоретический анализ тематических источников и проанализированы документы, регламентирующие процесс цифровизации. Обобщен педагогический опыт и опыт отечественных и зарубежных компаний в области цифровизации образования.
Результаты исследования и их обсуждение
Знания распространились по всему миру, и настало время, чтобы традиционная система образования сделала то же самое.Давайте рассмотрим пять основных преимуществ перехода на цифровые технологии в школах и университетах сегодня.
1. Быстрое увеличение объема передаваемой информации
Основная проблема традиционного образования, которую с тех пор удалось преодолеть с развитием цифровых технологий, — это доступ к информации.Доступность информации избавляет студентов от необходимости тратить часы на поиск нужных данных.Им больше не нужно тратить много времени на посещение библиотеки и обратно только для того, чтобы обнаружить, что нет книг, имеющих отношение к теме их исследования.
Цифровизация сектора образования позволяет нам значительно ускорить процесс обучения.Студентам больше не требуется физически ломать двигатель, чтобы изучить его компоненты, или физически садиться в самолет, чтобы проверить аэродинамические характеристики ротора в определенных погодных условиях.Благодаря большому количеству цифровых тренажеров всю эту информацию можно получить, не выходя из дома. Кроме того, цифровая среда способствует сотрудничеству между учащимися из разных частей мира, способствует обмену мнениями и помогает проверять различные гипотезы в режиме реального времени.
2. 24-часовая доступность ресурсов
Тот факт, что у каждого ученика свой ритм или привычки в обучении, обычно не учитывается в традиционной системе образования.Цифровизация образования позволяет студенту выбрать для обучения любое удобное время дня. Благодаря так называемомуасинхронному обучениюучащиеся могут получить доступ к соответствующей интересующей информации, когда она им больше всего нужна.Это не только сокращает пробелы в знаниях студентов, но и повышает их творческий потенциал. Использование цифровых инструментов помогает ученикам оставаться в курсе текущей школьной программы в течение дня и получать немедленную обратную связь от своих учителей.Переход к самостоятельному обучению ориентирован на индивидуальные потребности каждого учащегося и помогает им решить, что лучше всего подходит для них.
3. Новые источники дохода для бизнеса
Новые технологии электронного обучения требуют создания новых инструментов, и цифровизация образования является источником для развития новых продуктов на рынке образовательных услуг.Несомненно, у образовательного рынка есть давняя история;однако 2020 год перевернул мир с ног на голову, открыв скрытые возможности и области, которые обычно выпадают из поля зрения. Переход к дистанционному обучению не только резко увеличил спрос на новые технологии электронного обучения, но и выявил устаревание аппаратной базы, которой сегодня располагают многие образовательные учреждения. Призыв к радикальному улучшению инфраструктуры в сочетании с необходимостью разработки новыхцифровыхобразовательных систем стимулировал развитие стартапов и инициатив в сфере образовательных технологий, таких как Учи.ру, Алгоритмика, Puzzle English, StudyFree,iSpring, Нетология, ЯндексПрактикум, ITEST, Teacherly и др.
4. Образование становится доступнее
В недалеком будущем мы станем свидетелями цифровизации и высших учебных заведений.Например, студенты, которые мечтают поступить в Калифорнийский технологический институт, но сталкиваются с ограничениями из-за их местоположения, смогут начать обучение в колледже онлайн всего за несколько кликов. Потребность в таком преобразовании стала еще более очевидной и логичной, если принять во внимание суровые ограничения пандемии, которые вступают в силу изо дня в день.В новой реальности, в которой мы живем, требование к студентам жить на территории кампуса или физически посещать курсы больше не имеет логического смысла.
5. Сокращение утомительных задач
Профессия педагога известна своей сложной работой.Им приходится проводить уроки, проверять домашние задания, планировать уроки, выполнять административные задачи и т.д. Помимо их основной работы — обучения — все эти рутинные элементы потребляют много энергии, которая в противном случае могла бы быть потрачена на улучшение образовательных программ или запуск новых проектов. Благодаря цифровым инструментам и автоматизации учителя теперь могут распрощаться со всей рутинной повседневной работой.С помощью программного обеспечения для автоматизации учителя могут отслеживать посещаемость, создавать записи и отправлять автоматические ответы и напоминания учащимся. Современные системы управления обучением (LMS) могут помочь учителям в проверке присланных домашних заданий, проведении тестов, планировании будущих уроков, выставлении оценок и т.д. Цифровые инструменты могут снять бремя надзора с плеч учителей, позволяя им больше сосредоточиться на обучении, а не на служении бюрократической системе.
Несмотря на очевидные преимущества, которые цифровизация приносит в образование, у этого подхода есть и недостатки.Вот пять наиболее распространенных проблем, о которых нам нужно подумать, выступая за цифровую трансформацию образования.
1. Технические и аппаратные ограничения
Одним из камней преткновения нашего времени является то, что мы воспринимаем технологии как должное.Когда мы начинаем говорить об онлайн-образовании, первые вопросы, которые приходят на ум, могут быть: «как мы можем управлять всем этим процессом?» или «действительно ли он эффективен?». Но на самом деле нам нужно беспокоиться, «насколькоцифровое образование доступно для людей?».
В наименее развитых странах у людей даже нет возможности получить доступ к электронному устройству. По данным ЮНЕСКО, 3,6 миллиарда человек во всем мире не имеют доступа к Интернету, а 250 миллионов детей вообще не имеют доступа к образованию. Даже в развитых странах, таких как США, количество образовательных учреждений с ограниченным бюджетом чрезвычайно велико.Кроме того, в школах наблюдается нехватка или в некоторых случаях полное отсутствие ИТ-специалистов. В более широком масштабе это означает, что сцифровизацией образованияучителя должны будут выполнять роли, мягко говоря, «менеджера проекта» и «службы поддержки клиентов».
2. Отсутствие внимания и мотивации со стороны студентов
Посмотрим правде в глаза, большая часть студентов борется с самодисциплиной.Когда дело доходит до традиционной обстановки в классе, эту проблему можно смягчить за счет контролируемой среды.Однако, когда дело доходит до онлайн-классов, учащиеся обычно предоставляют свои собственные гаджеты, что для некоторых может стать довольно сложной задачей. Отсутствие интереса может привести к тому, что учащиеся будут уделять мало внимания или даже не понимать, чему их учат.В сочетании с плохо разработанными курсами и широко распространенными заблуждениями об онлайн-обучении (например, многие родители и студенты считают, что онлайн-курсы не могут заменить традиционное образование) это может значительно снизить мотивацию учащихся и даже побудить их пропускать онлайн-уроки.
Решение этой проблемы заключается в строго организованном процессе обучения, который следует единому технологическому подходу ко всем курсам.Интерактивные информационные панели, которые помогают студентам отслеживать свои успехи, и общие календари, напоминающие им о сроках выполнения, помогают поддерживать вовлеченность студентов.
3. Сложность усвоения определенных навыков
Несмотря на все преимущества цифровой эпохи, технологии по-прежнему не могут заменить людей (читайте«учителей»).Хотя хорошо структурированный образовательный контент помогает учащимся быстрее усваивать и обрабатывать информацию, нет никакого способа помочь учащимся развить определенные навыки, которые обычно приобретаются во время мозговых штурмов или личного общения.
4. Сопротивление переменам и борьба за внедрение новых технологий
Новые технологии всегда приходят с изменениями, и не все люди готовы принять эти изменения.Школьные сообщества могут опасаться перемен и предпочитать проверенные традиционные методы.Страх перед новым является человеческой природой и является общим для большинства людей: «правильный путь — это тот, которым я обычно иду».
Однако здесь важно, чтобы педагоги брали на себя инициативу и поощряли учеников.Основная цель наставника — не передатьучащимсяконкретные (читай «ограниченные») знания, а наставлять и показывать учащимся новые способы сочетания цифровизации и образования.
Учителя должны первыми внедрять новейшие технологии.Для этого им необходимо иметь в своем распоряжении всю информацию, показывающую им, как использование современных цифровых инструментов принесет пользу их ученикам.
5. Отсутствие стандартизированных протоколов на региональном уровне
Каким бы гибким ни показался на первый взгляд образовательный процесс, есть еще некоторые нюансы, на которые стоит обратить внимание.Как и при традиционном подходе, онлайн-образование требует введения государством стандартизированных протоколов и процедур. Отсутствие общих руководящих принципов делает сектор образования непредсказуемым и трудным для анализа.Когда не установлены четкие правила, каждая сторона пытается придумать свои собственные или просто копирует то, что хорошо сработало для других.
Это может привести к большой путанице, когда каждое учебное заведение индивидуально решает, как оцифровать свои процессы, отслеживать прогресс, привлекать студентов, решать, какое программное обеспечение использовать и т.д.
С одной стороны, огромное разнообразие цифровых инструментов и подходов способствует процветанию образовательного рынка.С другой — это усложняет сам процесс и может даже поставить под сомнение его эффективность, поскольку в этом отношении не установлены четкие критерии или стандарты.
С быстрым развитием новых технологий, таких как большие данные, искусственный интеллект, 5G и виртуальная реальность, будущие сценарии дистанционного образования обязательно станут все более и более интеллектуальными, демонстрируя типичные характеристики, такие как единое пространство, виртуализация и сильное взаимодействие. Воплощая ценностную ориентацию образования, заключающуюся в оценке способностей учеников и учителей, будущее цифровое образование способствует индивидуальному развитию как учащихся, так и учителей. Таким образом, мы должны и дальше содействовать углубленному развитию цифровизации образования, в основном учитывая следующие три аспекта.
Первый из них — способствовать оптимизации и обновлению образовательных ресурсов. С точки зрения формы ресурсов, необходимо активно накапливать многоканальные высококачественные ресурсы, такие как электронные библиотеки и виртуальные лаборатории, чтобы обеспечить поддержку персонализированного повсеместного обучения; с точки зрения использования ресурсов — поддерживать единое окно, собирая несколько разнородных ресурсов. Предоставлять услуги унифицированного управления регистрацией и размещением образовательных ресурсов, реализовывать массовое извлечение ресурсов и средства для фильтрации безопасности на основе ассоциации знаний; с точки зрения управления образовательными ресурсами — обновлять модели и улучшать производительность приложений, предоставляющих ресурсы и услуги, координировать решение по агрегированию ресурсов: регистрация, накопление и распространение. Управлять защитой авторских прав и другими вопросами формирования экологичного управления образовательными ресурсами, от автоматического нажатия до фильтрации контента, от защиты конфиденциальности до защиты прав, и на практике реализовать переход от «людей, ищущих ресурсы» к «ресурсам, находящим людей».
Второй аспект, как бы он банально ни звучал — повышение информационной грамотности учителей и учеников. Прежде всего, необходимо сосредоточиться на способности студентов внедрять новшества, сотрудничать, критиковать и общаться, а также воспитывать цифровых граждан с всесторонним развитием моральных, интеллектуальных, физических и художественных способностей. Во-вторых, уровень образования в стране в основном определяется уровнем учителей. Учителя должны быть в состоянии реализовать всестороннюю и глубокую интеграцию предметных знаний, методов обучения и цифровых технологий, а также расширить возможности использования информационных технологий для анализа и решения проблемы, создания и внедрения инноваций. И наконец, научное принятие решений в сфере руководства образованием, систематизация государственных услуг и стандартизация управления станут неизбежной тенденцией.
Третий аспект — углубление интеграции цифровых технологий и образования. Только глубоко интегрировав информационные технологии в систему образования и полностью изменив традиционные концепции, модели, содержание и методы обучения и преподавания, мы сможем достичь цели продвижения реформы образования и инноваций и всестороннего повышения уровня развития образования. На новом этапе больше внимания следует уделять фактическому влиянию цифровизации на улучшение качества образования и преподавания, а также следует делать упор на общую координацию и инновации систем и механизмов, чтобы ускорить комплексное развитие технологий и образования во всех сферах.
Интеграция и развитие информационных технологий и образования представляет собой восходящий спиральный процесс. Необходимо дальнейшее закрепление предыдущих результатов развития, создание новой концепции развития и осуществление реинжиниринга процесса обучения, структурной реорганизации и экологическая реконструкция. Воспользовавшись оптимизацией и обновлением ресурсов как возможностью, руководствуясь повышением информационной грамотности педагогов и учащихся, с помощью интеграции цифровых технологий и образования в качестве отправной точки, мы добьемся «наблюдаемых изменений» в инновационном развитии образования.
Библиографическая ссылка
Хамитов Р.М. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ АСПЕКТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3.
;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30771 (дата обращения: 29.04.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В наше время термин «цифровизация» получил широкое распространение в народе, его уже можно вносить в словари в качестве омонима, из-за большого количества значений. Что же касается самого определения, то цифровизация – это повсеместное внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни: промышленность, образование, экономику, культуру, обслуживание и т.п.
Данное явление было вызвано стремительным развитием информационных технологий, микроэлектроники и коммуникаций в большинстве стран мира. Цифровизация – это глобальный процесс, с каждым днём подчиняющий нашу планету и даже пространство за её пределами.
Основой процесса цифровизации является интернет. Передача данных в глобальную паутину осуществляется непосредственно через, хорошо нам известные, устройства ввода, то есть различные гаджеты.
В наше время цифровые технологии окружают нас со всех сторон: они присутствуют в каждом современном доме, учреждении, на предприятиях, заводах, школах, больницах и университетах. Они используются для создания дополнительной и виртуальной реальности, при машинном обучении, в робототехнике, для 3D-печати, в области искусственного интеллекта, здравоохранения, научных исследований, сельского хозяйства. Исследователи считают, что цифровые технологии будут развиваться (и уже развиваются) в геометрической прогрессии ежегодно. Все приведённые примеры, дают нам представить, насколько процесс цифровизации охватил наш мир.
Данное явление становится неотъемлемым элементом развития всех сфер жизни общества, в том числе и образования, как мы уже отметили ранее. Хотелось бы подробнее разобрать цифровизацию в этой сфера. Ведь она отвечает за единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций. Именно образование является первой ступенькой в становлении личности человека и его дальнейшего развития. Чем доступнее и удобнее процесс образования, тем легче человеку обучаться.
Цифровизация в образовании – это переход на электронную систему обучения. Все учебные материалы (пособия, сборники упражнений), а также журналы и дневники имеют возможность находиться в режиме онлайн. Вместо привычных тетрадей задания станут выполняться учениками на компьютерах и планшетах. Профессия учителя будет упразднена: дети могут сами изучать материал по обучающим программам, которые будут проверять, как усвоены знания. Цифровизация облегчает процесс обучения и делает его более удобным и доступным, как для школьников, так и для учителей.
Затрагивая высшее образование, можно утверждать, что практики внедрения цифровых технологий затрагивают модернизацию направлений научно-исследовательской деятельности. На данный момент цифровизация дала возможность модернизирования как самого учебного процесса, так и проведения приёма абитуриентов на обучение по новым программам высшего образования и качественное совершенствование уже действующих, положительно зарекомендовавших себя программ.
Сегодня мы уже спокойно можем утверждать, что цифровые технологии – это уникальный механизм для разностороннего развития современного высшего учебного заведения. Создана возможность для быстрого обмена знаниями и опытом, адаптация онлайн-обучения, развития цифровых библиотек и цифровых кампусов, расширяется круг субъектов, получающих уникальную информацию, которая раньше была доступна только для узкого круга экспертов и ученых. Однако, несмотря на глобальную цифровизацию в сфере образования, в современном университете должно присутствовать сочетание как современных информационных технологий, так и прямого общения обучающихся с преподавателями, учеными и экспертами. Но нельзя не отметить, что благодаря цифровым технологиям, появляется возможность заменить стандартный набор лекций на онлайн-курсы, увеличив количество часов, направленных на закрепление материала и развитие практической и проектной деятельности обучающихся.
Подводя итог можно сказать, что цифровизация общества воспринимается, как и многие современные тенденции, двояко. Главные достоинства явления – это простота и точность получения услуг и товаров, автоматизация рабочих процессов, сведение к минимуму влияния человеческого фактора. Цифровизация помогает избавиться от обилия бумажной документации, благодаря хранению данных в электронном формате. Она способствует более выгодному ведению бизнес-процессов, экономии на рабочей силе, возможностям анализа и прогноза. Сложно недооценить ее преимущества в области образования, медицины, сельского хозяйства, научных разработок.
К сожалению, цифровизация имеет и ряд минусов. Во-первых, благодаря внедрению технологий, многие люди останутся без работы, например, учителя, продавцы-кассиры, служащие банков и государственных учреждений. Хотя эксперты сходятся на том, что в ближайшие годы машины не заменят людей, в дальнейшей перспективе все меньше обязанностей под силу будет выполнять только человеку. Беспокойство вызывает такой фактор риска как попадание людей в цифровое рабство. Речь не только о зависимости от гаджетов. Когда вся информация о человеке будет храниться в одном месте в электронной форме, ее хищение может быть проще и потенциально опаснее. То же самое касается коммерческой информации предприятий. Путем подключения к сети злоумышленники могут выкрасть данные с помощью вредоносных программ. Для защиты информации потребуются дополнительные меры безопасности, что сопряжено с лишними расходами. Техническая неграмотность людей – тоже недостаток. Не все готовы изучать новые технологии, чтобы обеспечить их максимальную эффективность. В целом, эта сфера уязвима перед человеческой небрежностью. Наконец, электронная форма хранения данных ставит их под риск потери ввиду технических сбоев оборудования. Со всеми этими проблемами призваны справляться блокчейн-технологии, в которые в последние несколько лет вливаются миллионные инвестиции.
Список использованной литературы:
Агеев А.В. Информатизация образования – необходимая составляющая развития информационного общества // Российское образование сегодня: уровневая система, новые стандарты, конкурентоспособность: Материалы межвузовской научно-практической конференции 20 ноября 2012 г. Орел: ООО ПФ «Картуш», 2012.
Агеев А.В., Матвеев В.В., Симонов С.В. Информационные системы в муниципальном управлении // Вестник ОрелГИЭТ. 2018. № 3 (45). С. 42-46.
Артюхин В. В. Реальность 2.0b. Современная история информационного общества. М., 2011. 432 с.
Измерение информационного общества, 2010 год. ITU, 2010. 12 c.
Рапуто А. Г. Информационные технологии в обучении основам визуальной грамотности // Информатика и образование. 2007. № 11. С. 110-118.
Семенова Е.М., Захаров А.В., Агеев А.В. Роль высшего образования в развитии цифровой экономики России // Экономические и гуманитарные науки. 2019. № 4 (327). С. 110-118.
Тевс Д. П. Мультимедиа как средство и технология обучения будущего учителя // XVII конференция представителей научно-образовательных сетей «RELARN-2010»: Сборник тезисов докладов. М., 2010. С. 244-248.
Автор статьи — Алексей Буянов, генеральный директор инвестиционной компании Bengala Investment
За последние 3‑4 года онлайн-образование стремительно набирает обороты не только в западных странах, но и на территории России. Сегодня основным и самым быстро развивающемся сектором онлайн-образования считаются компьютерные технологии (EdTech). В то же время инвесторы зачастую относятся к этой сфере настороженно, и на это есть свои причины. В исследовании мирового рынка онлайн-образования и образовательных технологий, проведенном компанией East‑West Digital News, заявленный объем рынка составляет приблизительно 4,5‑5-5,0 трлн долларов США. Такие цифры говорят о «трендовости» дистанционного образования и в ближайшее время будут только расти. По оценке East‑West Digital News, устойчивая динамика позволит к 2023 году преодолеть отметку в 240 млрд долларов США, что гарантирует ежегодный рост не менее чем на 5%. Что касается рынка онлайн-образования в России, то он не отстает от западных стран и растет ежегодно. На данный момент его общий объем составляет 1,8 трлн рублей. К 2021 году эксперты ожидают рост до 2 трлн рублей.
Основные тренды в EdTech
Основные тренды в мировом онлайн-образовании связаны с развитием компьютерных технологий.
Все, кто получал высшее образование в последние 20‑30 лет (и по сегодняшний день), помнят, как трудно было изучать многотомные учебники буквально за одну ночь до экзамена. Сегодня на рынке труда работодатели очень ценят сертификаты, подтверждающие профессионализм в той или иной сфере. И поэтому акцент сделан на точечное обучение. Оно вытесняет глобальные, объемные курсы, требующие многомесячного освоения.
За последние 5 лет искусственный интеллект значительно «прокачал» свои навыки преподавания. На данный момент ИИ не может полностью заменить преподавателя, однако способен выступать в роли ассистента, для которого ошибка — «непозволительная роскошь».
Все большей популярностью на рынке онлайн-образования пользуется спросом так называемая модель edutainment (образование + развлечение). Благодаря игровым механикам человек может долгое время удерживать внимание на изучаемом предмете. Так он получает знания без привычных мук. Существует огромное количество образовательных проектов, способных обучить, к примеру, английскому языку в игровой, соревновательной форме.
Проекты с геймификацией:
— CodeAcademy и др.
Российские компании онлайн-образования
По данным РБК, в России в настоящий момент можно обозначить 35 наиболее значимых проектов, известных практически каждому интернет-пользователю. Еще 10 лет назад трудно было представить, что получить знания и образование, а также подтверждающий их сертификат можно через интернет. Сегодня это реальность, которой пользуется не менее 7 миллионов россиян ежегодно.
● Национальный открытый университет ИНТУИТ;
● Университет СИНЕРГИЯ;
Востребованные направления обучения — языки программирования и иностранные языки. Известные в России практически каждому пользователю интернета языковые площадки — Skyeng и LinguaLeo. Skyeng делает акцент на общении с преподавателями и возможности выбрать нужное направление обучения (разговорная речь, грамматика, терминология в конкретной сфере, например, медицинский английский и т.д.). LinguaLeo сделали ставку на геймификацию и простую подачу материала, чем и заслужили свою популярность. Востребованные площадки для изучения языков программирования — HTML Academy, JavaRUSH и GeekBrains. С каждым годом растет популярность внедрения в образовательные программы индивидуальной траектории обучения и модульного формата подачи объемного материала.
Высокоадаптивные программы — образовательный тренд ближайшего десятилетия.
Инвестиции в EdTech
Учитывая темпы роста сферы EdTech, кажется, что выйти на рынок и получить внешнее финансирование довольно просто. На самом деле это не так — инвесторы с недоверием относятся к новым игрокам, и у них для это есть основания. Так, подавляющее большинство образовательных стартапов не окупаются — из 20 проектов успешным оказывается только один. Но и те, кто смог привлечь аудиторию, зачастую держатся только пару лет. Для успешного образовательного стартапа важно найти нестандартное решение существующей проблемы, но не перегруженное креативом, чтобы не отпугнуть инвесторов и пользователей. Так, немецкий Tandem сумел привлечь за пару лет больше €2,5 млн., связывая людей, которые хотят изучать языки друг друга. Но многие переоценивают рынок: специальный мессенджер для общения учителей и родителей Classto так и не смог найти свою аудиторию. Соответственно, подавляющая часть инвестиций приходится на уже успешные образовательные проекты, стартапы же редко получают внешнее финансирование. Потенциальному инвестору стоит хорошо изучить рынок и его тенденции. Например, геймификация все еще в тренде, но излишнее ее использование снижает эффективность обучения, а это сказывается на объеме привлекаемой аудитории. Языки программирования и иностранные языки еще долго будут востребованными, но существующие площадки забирают основную часть аудитории и для привлечения пользователей нужен действительно новый подход к обучению.
В Москве проект электронной школы (МЭШ) станет всеобщим к 1 сентября 2018 года – все школы получат электронные школьные доски, ноутбуки, скоростной интернет и Wi-Fi.
Пример Московской электронной школы (МЭШ) показывает, что при этом ожидает среднюю школу. “Мы бы хотели её распространить по всей России, преобразовать в РЭШ”(российскую электронную школу), – мечтает Министр. Московская электронная школа – это набор электронных материалов, доступных для всех и размещенных на современных цифровых устройствах. Ключевые элементы МЭШ – это видеоуроки и электронный дневник. Также предполагаются игровые формы обучения, замена учителя виртуальным тьютором, и многое другое.
На уроках школьники (начиная с начальной школы!) должны пользоваться индивидуальными планшетами или смартфонами, связываясь по Wi-Fi с интерактивной доской в классе, заполнять в них тесты, читать электронные учебники, «посещать» виртуальные экскурсии, пользоваться виртуальными лабораториями, электронными библиотеками и даже обучающими компьютерными играми.
Цифровизация школы преподносится как великое благо, признак высокого уровня цивилизации, избранности, но так ли это на самом деле? Не стоит забывать, что концептуальной основой МЭШ является не научная система, а эксперимеантальный форсайт-проект детство 2030, где все эти вещи четко прописаны.
Его ключевыми идеями являются следующие
1) Обучение – это сфера бизнеса – продажа услуг. Человек покупает навыки, чтобы затем продавать их с прибылью. Человек рассматривается как товар – отсюда устремленность на таланты, которые дороже стоят и приносят большую прибыль.
2) Кастовость – евгенический подход. Изначальное неравенство — одни творцы – другие «люди одной кнопки». Отсюда – индивидуальные траектории развития и ставка на «одарённых детей». Одним — «человеческое обучение», другим – дистанционное, онлайн обучение.
3)Коренное изменение содержания и методики обучения. Поскольку «образование» должно представлять собой просто приобретение компетенций, нужных в данный момент работодателям, для нормального преподавания оставляют только часть предметов, остальные, в первую очередь, гуманитарные, переводят в онлайн-обучение. Фундаментальное образование остаётся только для немногих, это дорогое, «человеческое» образование. Для остальных – дешёвое, «компьютерное», дистанционное.
Естественно родителей и педагогов никто не спрашивал, обсуждений не было, и всех просто поставили перед фактом.
Что же будет с детьми и образованием, как изменится вся наша жизнь, если все пункты проекта «детство 2030» будут реализованы?
В этой статье собраны все те угрозы здоровью и развитию ребенка, которые очевидны специалистам в образовании и медицине , но умалчиваются авторами проекта.
2.Утрата навыков письма, как следствие утрата способностей к творчеству.
3.Утрата способностей воспринимать большие тексты.
5.Снижение социальных навыков.
6. Цифровое слабоумие. Утрата умственных способностей.
7. Использование вай-фай в школах. Электромагнитное излучение.
8. Проблемы с речевым развитием у детей.
9. Проблемы со зрением.
10. Компьютерная, игровая зависимость.
11. Отказ от бумажных учебников.
12. Разница между чтением с экрана, и с бумаги.
13. Электронное досье на каждого ребенка, контроль за семьей
14. Зарубежный опыт цифрового образования.
15. Чего ждать учителям.
Статья получилась большая, но и тема очень серьезная, ведь все то что закладывается в ребенка в школе, во многом будет определять всю его дальнейшую жизнь. И тут дело даже не в знаниях, как просто в информации, а в формировании личности, закладке основных навыков.
Все факты изложенные в статье носят научный характер, и уже были подтверждены опытом других стран, но не смотря на это, все эти технологии воплощаются у нас в жизнь.
Непроверенные технологии
Никакие исследования «цифрового образования», очевидно, губительного для здоровья и развития детей, не проводились.
Прежде чем широко внедрять гаджеты и интерактивные доски в школах, нужно провести долгосрочные исследования, ограничив масштаб эксперимента, заявила заместитель заведующего кафедрой клинической физиологии и нелекарственных методов терапии ФПК МР МИ РУДН, ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко»
Говоря об электронных средствах обучения, специалист по здравоохранению обратила внимание на то, что при катастрофической ситуации со здоровьем учащихся, в школы массово внедряются непроверенные технологии. По мнению Ивановой, до широкомасштабного внедрения гаджетов в процесс обучения, необходимо провести длительные исследования сроком не менее 10 лет, а также разработать нормы для их применения, с привлечением психологов, психофизиологов, клиницистов и организаторов здравоохранения.Эксперт указала на то, что Россия не может перенять «лучшие» зарубежные практики, поскольку в ряде стран Запада, где дети используют информационные технологии с самого раннего возраста, общественность и экспертное сообщество уже бьют тревогу.Иванова обратила внимание на то, что физиология младших школьников еще не устоялась и некоторым из них достаточно поработать с гаджетом 15 минут, чтоб потерять возможность удерживать внимание до конца урока. Эксперт убеждена, что гаджеты с большей пользой могут использовать лишь ученики старших классов. Специалист также призвала задуматься о цели раннего и массированного внедрения электронных средств обучения. Эксперт убеждена, что если через 10 лет государству нужно иметь думающее, творческое поколение, умеющее созидать, создавать, изобретать, то при использовании информационных технологий с детского сада это становится невозможным, поскольку раннее знакомство с электронными средствами убивает все эти положительные качества. Усиленно вводить информационные технологии, по мнению Ивановой, нужно, если через 10 лет государство хочет иметь чему-то обученных и в чем-то деградирующих людей, у которых не будут развиты базовые физиологические навыки.
По единодушному мнению специалистов, не случайно электронные учебники, в отличие от учебника традиционного, не имеют никакой сертификации и утвержденных стандартов. Нет подтверждений их безопасности для здоровья детей, нет требований к их оформлению. Кроме того, в электронной школе дети проводят очень много времени в наушниках, у них портится слух, от светящихся экранов мониторов – ухудшается зрение, от сидячего образа жизни за компьютером – нарушается обмен веществ, состояние внутренних органов, ухудшается состояние мышц, развивается ранний сколиоз и т.д.
Отметим, по утверждению разработчиков МЭШ, «умные» интерактивные парты, интерактивные доски, планшеты и другие современные мультимедийные гаджеты призваны дать современным школьникам новое качество образования, однако ряд экспертов заявляет, что эта среда враждебна к здоровью детей, а нивелирование роли и учителя и автоматизация педагогических задач будут иметь убийственные последствия для подрастающего поколения.
Утрата навыков письма, как следствие утрата способностей к творчеству.
Электронная школа еще не начала работать, но уже сейчас письму уделяется все меньше и меньше внимания. Сначала исчезла каллиграфия, затем чистописание, теперь благодаря рабочим тетрадям письмо от руки практически сводится на нет. Очевидно что при переходе на цифровую школу, письмо от руки будет похоронено окончательно. Какие же последствия отказа от письма ждут школьников и вообще всех нас?1. Мы начнём хуже читать. А ещё пострадает моторика и координация. При ручном письме задействованы участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи. А у тех, кто рукой не пишет, эти участки включаются гораздо реже. У нас в голове есть так называемый центр Брока — участок, отвечающий за складывание букв в слова и их распознавание. То есть за умение читать и писать. При ручном письме этот центр активизирует свою работу. Из этого учёные норвежского университета Ставангера сделали вывод, что люди, которые быстро пишут, лучше читают. И наоборот: люди, медленно читающие и тяжело понимающие текст, плохо пишут.
2. У детей, которые мало пишут, плохо развит глазомер. И наоборот: те, у кого проблемы с глазомером, плохо пишут. В Китае и Японии, например, в лучники старались брать каллиграфов.
3. Люди станут хуже распознавать письменный текст. Тот, кто сам не пишет от руки, не понимает, что написано. Конечно, в мире, где ручкой никто не пользуется, неумение читать письмо нестрашно. Но страшно, что мы откажемся от этой умственной деятельности. Процессы чтения письменного и печатных текстов изучены досконально. Людей с книжками и блокнотами сажали в аппараты МРТ, проводили во время чтения УЗИ, допплеровское сканирование сосудов мозга, делали электроэнцефалограмму. При чтении письменного текста у нас задействовано гораздо больше участков мозга, чем при восприятии печатного.
4. Станут меньше учить орфографию, пунктуацию и грамматику, ведь во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления. Поэтому человек, который не будет уметь писать от руки, скорее всего, не сможет писать грамотно.
5. Без письма мы будем хуже формулировать свои мысли. Ведь при записи речи человек ещё до касания ручкой бумаги складывает в уме предложение. На самом деле письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления. Для того, чтобы набирать текст на компьютере, этого не нужно, ведь фразу, падеж, союз в любой момент можно поменять. Всё очень просто: кто часто пишет рукой и записывает лекции, часто обращается к абстрактному мышлению. А его тоже нужно держать в тонусе.
6. У нас будет плохое воображение. Люди, которые записывают текст от руки, лучше представляют себе в уме, о чем идёт речь. Если это лекция о поэтах Серебряного века, студенты, пишущие на бумаге, подробнее представляют членов «Бубного валета» и персонажей поэм Есенина, чем те, кто печатает на компьютере. Это выяснили, заставив людей записывать лекции в томографе.
7. Дети в принципе станут хуже учиться и запоминать . Есть много исследований, которые говорят от том, что материал, записанный от руки, а не на компьютере, лучше запоминается, так как люди формулируют основные мысли ещё в процессе записи.
На компьютере или планшете можно делать почти всё то же самое, но у человека пропадает необходимость чётко продумывать мысль и структуру текста, потому что он в любой момент может что-то дописать. Нам для усвоения материала достаточно было хорошо записать лекцию — перечитывать не нужно. Сегодняшним студентам и школьникам при подготовке к экзаменам приходится перечитывать записи несколько раз.
Утрата способностей воспринимать большие тексты
Уже сейчас многие задания в школе подразумевают поиск информации в интернете. Приводит это к тому, что дети быстро привыкают к поиску ответов в сети, а как следствие привыкают к быстрому чтению, без углубления в суть.
На проблемы с восприятием информации жалуются люди всех рангов и специальностей. Подобные жалобы можно особенно часто услышать в академической среде, т.е. от тех, кто по роду деятельности вынужден плотно и ежедневно общаться с людьми (обучать, читать лекции, принимать экзамены и т.д) — они сообщают, что и без того низкий уровень навыков чтения и восприятия информации у тех, с кем им приходится работать, год от года падает все ниже и ниже.
Еще в 2008 году было известно, что среднестатистический пользователь интернета прочитывает не более 20% текста, размещенного на странице, и всячески избегает больших абзацев! Более того, специальные исследования показали, что человек, постоянно подключенный к сети, текст не читает, а сканирует как робот — выхватывает отовсюду разрозненные куски данных. В ходе исследований выяснилось, что страницы в интернете, как уже говорилось, не читаются, а бегло просматриваются по шаблону, напоминающему латинскую букву F.
Пользователь сначала считывает несколько первых строк текстового содержимого страницы (иногда даже полностью, от начала до конца), затем перескакивает на середину страницы, где считывает еще несколько строк (как правило, уже лишь частично, не дочитывая строки до конца), а затем быстро спускается к самому низу страницы — посмотреть, «чем дело кончилось». Вряд ли найдется человек, который не слышал бы популярного сетевого высказывания «слишком много букв — не осилил», Получается замкнутый круг — писать много нет смысла, поскольку это почти никто не будет читать, а сокращение объема передаваемой мысли приводит к еще большему скудоумию не только читателей, но и писателей. В результате имеем то, что имеем — массовое отупение.
Экранная зависимость.
Сейчас уже известно, что айпэды, смартфоны и иксбоксы являются одной из форм цифрового наркотика. Напомним, что обучение планируется вести при помощи планшета, что по сути тоже самое.
Недавние исследования сканиов мозга показывают, что они влияют на лобную долю коры головного мозга – контролирующую дофаминовую систему, отвечающую за вознаграждения, внимание, кратковременную память – точно так же, как кокаин. Подобные технологии так сильно возбуждают мозговую деятельность, что в организме повышается уровень дофамина – нейротранмситтера, отвечающего за вознаграждение, участвующего в формировании зависимости – так сильно, как при сексе.
Мозг вашего ребёнка, играющего в Minecraft, выглядит так же, как мозг под наркотиками. Неудивительно, что нам так сложно оторвать детишек от экранов и дети так раздражаются, когда их игра с гаджетами прерывается. Сотни клинических исследований показывают, что гаджеты увеличивают депрессию, вспыльчивость и агрессию и могут привести к психотическим последствиям, при которых игрок теряет связь с реальностью.
Когда человек переходит черту зависимости – будь то наркотики, цифровые технологии или что-то ещё – ему нужно пройти детоксикацию перед тем, как ему смогут помочь любые виды лечения. В случае технологий это значит – никаких компьютеров, смартфонов, планшетов.
Сейчас большинство детей, в той или иной форме страдают экранной зависимостью. Как сказано выше, есть только один выход — никаких гаджетов. Понятно что в цифровой школе это будет совершенно невозможно, ребенок будет весь день за планшетом по долгу учебы, а значит экранная зависимсть будет только прогрессировать.
Снижение социальных навыков
Еще не так давно, лет 5 -10 назад, все смеялись над компьютерщиками, их всегда видели как необщительных, замкнутых, ни с кем особо не общающихся , погруженных в свой цифровой мир людей. И не безосновательно, но сейчас эти шутки куда-то пропали, догадываетесь почему? Просто таких людей теперь стало большинство, и общество это приняло за норму.
Большинство школьников страдают от одиночества и не могут жить без соцсетей. Таковы результаты опроса, который провел Общероссийский народный фронт. Исследование затронуло почти 80 регионов России. Личность ребенка формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром. Здесь колоссальное значение имеет именно эмоциональное участие того окружения, где формируется человек.
Когда наши дети сидят в интернете, в соцсетях – это заместительная, суррогатная форма коммуникации. То есть когда 90% общения происходит в интернете – это ненормально. Таким подросткам будет тяжело выстраивать человеческие, а не виртуальные отношения. Умение реагировать на конфликты, а также выходить из них, жертвовать чем-то – вот та гамма психологических характеристик, без которых совокупный личностный адаптационный потенциал является несовершенным.
Личности детей, которые не выходят из интернета, формируются на жестоких играх, что затем проявляется в жизни. Ребенок становится все более аутичным. Такому ребенку сложно в реальности дружить и общаться с другими мальчиками и девочками.
Дети эмоционально тупеют, общение с живыми сверстниками, с живым реальным миром становится ненужным, потому что компьютерный мир уже утягивает их в свои глубины. Это тяжелейшая форма психической инвалидности, которую не знают пока что, как лечить, ни психологи, ни психиатры, ни терапевты. Наркологи говорят, что наркотическую зависимость легче преодолеть, чем киберзависимость.
Исследование, проведенное американскими учеными доказало, что у ребенка, который проводит хотя бы пять дней без мобильных телефонов, компьютера и телевизора, улучшаются социальные навыки. В исследовании Патриции принял участие 51 ребенок. Всех детей отвезли в лагерь на природу и разделили на две группы: одной запретили пользоваться любыми гаджетами, другой же все было разрешено. Через пару дней ученые провели тест, в котором просили угадать детей эмоции на фотографиях и видеороликах. Группа, которая не пользовалась гаджетами, справилась лучше. А вот у второй группы возникли сложности с восприятием чужих эмоций. Данное исследование доказало, что у ребенка, который проводит хотя бы пять дней без мобильных телефонов, компьютера и телевизора, улучшаются социальные навыки. “Вы не сможете распознать невербальные эмоциональные сигналы от голубого экрана так, как вы бы это сделали лицом к лицу с другим человеком”, — говорит один из ученых. – Если вы не практикуете “живое общение”, вы сможете быстро потерять самые важные социальные навыки”.
Эмоциональный тренинг дети получают из двух важнейших источников. Перый – это чтение хорошей литературы. Именно оттуда дети черпают сложные модели поведения, узнают тонкие мотивы поступков. Проживая вместе с героями их радости и беды, дети усложняют свой эмоциональный арсенал, делают его богаче и разнообразнее. Но много ли детей сейчас читает книги? Гораздо больше тех, кто ограничивает свое общение виртуальными игрушечными персонажами, ходячими картинками. В этом виртуальном красочном мире не нужно работать воображению – все придумано за тебя. Персонажи просты, понятны, обездушены. Их можно уничтожать сотнями, они подчиняются малейшему движению твоих пальцев”. Чем для ребенка обернется недостаточное развитие социальных навыков? Неумением взаимодействовать с социумом, неспособностью понять других и сделать так, чтобы тебя поняли. Такие дети вырастают с низкой толерантностью к манипуляциям – ведь они импульсивны и обладают достаточно бедным спектром эмоциональных реакций. Но самое главное, что во взрослом возрасте они столкнутся с одиночеством и отчуждением.
Цифровое слабоумие. Утрата умственных способностей.
В Германии списки бестселлеров возглавляет книга «Цифровое слабоумие. Как мы лишаем разума себя и своих детей». Ее автор – профессор Манфред Спицер (Manfred Spitzer) – медицинский директор психиатрической университетской клиники в немецком Ульме. У него есть также философское образование, он преподавал в Гарварде, и считается одним из самых выдающихся мировых знатоков человеческого мозга. «По имеющимся выводам исследований, компьютер необходим для обучения, как велосипед для плаванья или рентгеновский аппарат для примерки обуви», – говорил Спицер. А интернет и прочие электронные игрушки в первую очередь наносят вред детям. Когда началась эра телевидения, ученые предостерегали, что три часа проведенные у экрана повышают риск роста массы тела и склонности к агрессии. И это действительно произошло. Что же сказать сейчас, когда молодежь пребывает в цифровом мире 7,5 часов в день?
Цифровые технологии избавляют нас от умственной работы. Не стоит напоминать, что орган, который не используется, отмирает. Неиспользуемые связи между нейронами в мозге ослабевают. Как раз это происходит в голове зависимого от интернета человека. Люди, пользующиеся Google и Википедией запоминают не информацию, а только то, где ее можно найти.
Продвинутые цифровые технологии негативно влияют на ориентирование в пространстве. Лондонские таксисты должны были раньше знать наизусть 25 тысяч названий улиц и тысяч площадей, во время обучения у них увеличивались те области мозга, которые отвечают за ориентирование. Сейчас водители пользуются системой спутниковой навигации, в результате им все сложнее самостоятельно найти дорогу или разобраться в карте.
Дети не получают сенсорных стимулов (вкус, запах, прикосновение). При помощи видео невозможно научиться хорошо говорить, потому что звук и движения губ не настолько идеально синхронизированы, как в жизни. Несмотря на все это именно цифровыми технологиями нашим детям предлагают заменить практически все.