Сегодня поговорим о цифровом образовании будущего. Каким оно будет уже совсем скоро, чего боятся родители и учителя, какие меры по цифровизации образования государство принимает уже сейчас и что школьников России ждет в ближайшие 10 лет.
Чем отличается Цифровая образовательная среда от дистанционного обучения? Ждет ли школы тотальное погружение в онлайн? Почему аргумент «мы и без компьютеров учились хорошо» уже не работает? В Минпросвещения опровергли восемь самых популярных мифов о дистанционном обучении, которые ходят в соцсетях и родительских чатах.
Цель цифрового обучения
Цифровизация образования – это не альтруистическое движение по развитию общества и стремление к киберпанк-будущему. У государства свои выгоды – ему не хватает специалистов, работающих в IT-сфере. Нужны люди, которые могут сделать вклад в цифровую экономику. А таких регулярно не хватает.
Если верить аналитикам при правительстве РФ, то более 60% компаний в России не могут «оцифровать» свой бизнес, потому что им попросту не хватает кадров. И это не самое страшное, ведь по словам Олега Подольского, директора Университета 20.35, в IT трудится лишь 2% всего рабочего населения РФ. Этот показатель скромнее, чем в Румынии и Сербии.
Правительство наконец сообразило, что нужно что-то срочно менять и поэтому активнее продвигает госпрограммы, направленные на цифровизацию образования. Иначе бизнес так и не сможет на равных конкурировать с представителями стран Европы и США.
Что это такое? Цифровизация образования нередко отождествляется с онлайн-обучением, но такой подход неверен. Дело в том, что понятие цифровизации – гораздо шире, чем просто использование Интернета для проведения занятий. Помимо этого, в него входят все цифровые ресурсы, а также скорректированные методы обучения.
На что обратить внимание? Использование современных технологии в образовании выглядит как несомненное благо, однако не стоит упускать из виду главную цель. Цифровые инструменты имеют и отрицательные стороны, поэтому их внедрение должно быть продуманным и обоснованным.
В статье рассказывается:
- Суть цифровизации образования
- Составляющие цифрового образования
- Тренды в цифровизации образования
- Задачи цифровизации образования в России
- Польза и риски цифровизации образования
- Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит: айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
С начала этого года все школы и колледжи России должны использовать только государственные информационные системы (ГИС). Для этого была разработана федеральная ГИС «Моя школа» и цифровой сервис «Мой колледж». Отечественная сфера образования все активнее использует информационные технологии, позволяющие повысить эффективность обучения и уровень знаний.
Цифровизация общего и профессионального образования целенаправленно развивается уже несколько лет. С 2019 года в нашей стране реализуется федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС). Среди его задач — оснащение учебных заведений современным оборудованием, развитие цифровых сервисов и образовательных материалов, помогающих ученикам получать необходимые знания.
В том, что касается оборудования, прогресс очевиден. В 2021-2022 годах благодаря национальной программе «Цифровая экономика РФ» и проекту «Цифровая образовательная среда» ИТ-инфраструктура заработала в 9157 образовательных организациях. В школах было организовано больше 149 тысяч точек доступа Wi-Fi, установлено более 31 тысячи камер видеонаблюдения и 9 тысяч видеорегистраторов.
Что такое цифровое обучение
Под цифровым обучением обычно понимается целая когорта явлений. Иногда, говоря о цифровизации образования, подразумевается переход учеников на дистанционное обучение с использованием современных средств связи типа Zoom или Discord. А иногда речь идет об использовании IT-технологий в качестве дополнения к уже существующим образовательным практикам. Туда же относится и подготовка будущих специалистов, которые смогут обрести необходимые навыки, чтобы соответствовать реалиям цифровой экономики и помочь сократить дефицит кадров в сфере информационных технологий.
В общем, это комплексная система модернизации процесса обучения, так или иначе затрагивающая все ключевые аспекты образовательного процесса.
Обновленный формат школ
Формат школ постепенно меняется, организуется так называемая цифровая среда. Даже в России задействуются облачные системы (электронные дневники), электронные доски с интерактивным контентом, компьютеры и планшеты. В школах появляется доступ к высокоскоростному интернету. Все чаще план урока включает в себя интерактив на базе информационных технологий и прочие прелести цифровой эпохи.
Цифровое образование не ограничивает школы классическими методами и средствами обучения. Сам процесс обучения становится гораздо шире, вовлекает учеников эффективнее, чем когда-либо и предлагает все необходимое для благополучного усвоения знаний.
Учебники будущего
Знания постепенно кочуют в интернет. И студенты вузов, и школьники задействуют в процессе обучения интернет-ресурсы, черпая оттуда необходимую информацию. Стандартные школьные пособия еще в ходу, но постепенно отходят на второй план, так как ученики сами предпочитают электронные варианты учебников и методичек.
Поэтому в школах будущего важную роль играют цифровые библиотеки. Такие уже много лет существуют на базах высших учебных заведений. А с 2015 года по закону все школьные учебники должны иметь электронную копию. Но что еще важнее, цифровые технологии позволяют сделать образовательный контент интерактивным, внедряя в обычные школьные уроки AR- и VR-технологии.
По крайней мере, разработчикам есть что предложить на базе новейших технологий. Но повсеместное внедрение подобных новшеств потребует куда больше времени.
Преподаватели как медиаторы
В новой образовательной парадигме сменится роль преподавателя. Он перестанет быть фигурой, непосредственно ретранслирующей знания и с которой нужно досконально «копировать» каждое действие.
В школах будущего уклон будет сделан на самостоятельность обучающихся. Поэтому преподаватель должен не столько «обучать», сколько «направлять», подсказывая, как сделать что-то собственными силами, не давая при этом четких указаний.
Сейчас знаний хватает в интернете, и учитель не является эксклюзивным источником информации. Но при этом он все еще необходим, чтобы сориентировать учеников и не дать им потеряться в огромном количестве доступной информации.
Цифровой аттестат
Правовая база в разных странах мира также постепенно адаптируется под новые реалии. В частности, в РФ планируется до конца 2025 года создать более 3500 онлайн-курсов. Впоследствии обучение на этих курсах будет сопровождаться выдачей соответствующих документов.
Уже сейчас можно получить диплом государственного образца, пройдя обучение на платформе Skillbox, то есть это неиллюзорная возможность получить полноценное высшее образование в сети. Со временем эта тенденция будет только ускоряться в своем развитии и проникновении в различные сферы жизни.
Комьюнити теперь в Телеграм
Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей
МИФ 3
«Есть документы, которые на законодательном уровне закрепляют дистанционный формат, а традиционная система образования будет ликвидирована»
Это неправда! Есть федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование», который предусматривает техническое оснащение всех школ, обеспечение их широкополосным интернетом и качественными учебными материалами. Он не предполагает всеобщего перехода на дистант.
— Не существует и не может существовать никаких официальных документов о тотальном переходе на удаленную форму получения знаний. Ни один закон не сможет перевести очное образование, гарантированное государством, в дистанционное или заочное. Это не пропустит ни один законодательный орган, — подчеркнул Виктор Басюк.
Тренды в цифровизации образования
Основные тренды в мировом онлайн-образовании обусловлены развитием компьютерных технологий.
Вот некоторые перспективные тренды:
В настоящее время акцент в образовании сделан на точечное обучение, так как работодатели ценят профессионализм в определённой сфере. Его доказательством могут служить полученные сертификаты. Это избавляет многих людей от необходимости трудоёмкого получения широкопрофильного образования, требующего многомесячного, а зачастую многогодичного освоения.
За последние 5 лет искусственный интеллект значительно развился и стал способен к преподаванию. Конечно, он не может полностью заменить живого компетентного преподавателя, но может быть прекрасным ассистентом для него и дополнением к обучающей программе.
Все большую популярность в сфере цифровизации образования приобретает так называемая модель edutainment (образование + развлечение). Игровые механики позволяют человеку долгое время удерживать внимание на одном предмете с интересом для себя, и таким образом получать знания в увлекательной форме. Чаще всего подобный тренд используется в обучении иностранным языкам, что делает обучение простым и интересным.
Как происходит цифровизация образования в России
Россия предпринимает меры по цифровизации образования. Появляется все больше госпрограмм, грантов и льгот для тех, кто все это дело двигает в массы.
Как я уже отметил выше, страна нуждается в специалистах нового поколения, подкованных в области IT и способных повлиять на развитие различных сфер бизнеса в пределах РФ.
Программа цифровизации образования из отчетов EdCrunch
EdCrunch – это крупная конференция, организованная силами Минобрнауки, Минпросвещения и десятком других организаций. На конференции обсуждаются вопросы цифрового образования. Спикеры рассказывают о том, как можно усовершенствовать процесс обучения с применением современных технологий, сделав его эффективнее.
По данным с EdCrunch 2019, российские специалисты планируют и дальше «уничтожать» преграды в виде возраста, состояния здоровья и местожительства обучающихся. Для этого уже давно в сети размещаются лучшие онлайн-курсы от отечественных преподавателей.
Стандарты «Цифровой школы»
Да, уже есть стандарты школы будущего, и звучат они крайне футуристично. К примеру, у каждого преподавателя должен быть планшетный компьютер на базе отечественной операционной системы. В школах наконец появится система видеонаблюдения, нормально работающий WiFi и телевизоры со Smart TV.
Документ получился весьма подробным. В нем детально описано необходимое программное и аппаратное оснащение, прописаны необходимые стандарты, а также указаны цели внедрения тех или иных технологий и устройств в образовательный процесс. Ознакомьтесь ради интереса!
Проект ВШЭ и ЦСР
Высшая школа экономики хочет сделать свой вклад и повлиять на цифровизацию образования в России. В проект ВШЭ входят:
- Разработка и апробация новых цифровых учебно-методических комплексов, замещающих традиционных учебники. В их проектировании даже искусственный интеллект применяется, чтобы тот подстраивались под нужды конкретного ученика.
- Создание систем автоматической объективной оценки знаний.
- Создание систем-фильтров для поисковых служб, чтобы обучающиеся могли пользоваться только качественными и безопасными источниками информации в сети.
- Включение в образовательную программу обучающих игр и цифровых симуляторов, чтобы сильнее вовлечь учеников в процесс обучения.
- Внедрение в образовательную систему программного обеспечения, которое упростит ведение отчетности и сведет к минимум все бюрократические помехи.
Мифы о цифровом обучении (в РФ и не только)
Такая благодатная тема, как цифровизация образования, не могла не обрасти десятками мифов от озабоченных родителей и чересчур активных граждан. Причем мифы тут на уровне самых безумных антипривочников.
Существует документ, утверждающий, что дистанционный формат обучения станет основным
Такого нет. Минпросвещения это подтверждает. Никто в одночасье не уничтожит все существующие в РФ школы.
Проект «Цифровая образовательная среда» упразднит очное обучение
Этот миф вытекает из первого. Многие люди почему-то решили, что слово «цифровой» и «дистанционный» – синонимы. На деле ЦОС – это государственная программа по оснащению школ современным оборудованием и средствами для эффективного обучения в реалиях современного общества.
Развитие технологий приведет к полному переходу на онлайн-обучение
Все проекты, связанные с дистанционным обучением, нацелены на тех детей, что не могут посещать школу. Остальных не станут насильно переводить в онлайн. Это станет выбором родителей.
Проекты в духе ЦОС нужны, чтобы сократить количество учителей и школ
Никто не исключает школу и действующих преподавателей из образовательной деятельности. Роботов-педагогов у нас пока нет.
Цифровизация сделает детей глупее
Если правильно организовать процесс обучения, то «отупление» никому не грозит. А те индивиды, что учиться не хотят, и без компьютеров справятся с деградацией на всех уровнях.
Цифровизация стоит слишком дорого. Где-то есть подвох
Нет. Просто необходимое оборудование стоит больших денег. Сэкономить тут не получится, ведь в стране больше 40 000 школ, нуждающихся в обновленной технике.
Цифровизация не нужна, потому что раньше нормально учились без гаджетов и интернета
А еще раньше женщин на костре жгли и ездили на гужевых повозках. Никто же не отказывается от авто и не проводит безумные ритуалы?
В интернете хватает онлайн-курсов. Нет надобности в госпрограммах
Нужна централизованная платформа для государственных школ с единой программой, чтобы та могла стать безукоризненной альтернативой для текущей.
Новые технологии в вузах
Уровень цифровизации высшего образования в стране достаточно высок, что позволило вузам в период пандемии очень быстро адаптироваться к новым условиям и перейти временно к обучению в цифровом формате, рассказал Алексей Лубков.
«Сегодня одной из насущных проблем является импортозамещение программного обеспечения. Российское образование и эту задачу вполне успешно решает, — отметил он. — Так для системы видеоконференцсвязи многие вузы используют российскую разработку «Сферум», в качестве системы управления обучением (LMS) — отечественную платформу Core, также активно внедряются в учебный процесс многие сервисы для создания интерактивного образовательного контента отечественных разработчиков».
По словам ректора, в рамках программы стратегического академического лидерства во многих вузах появились так называемые «цифровые кафедры», готовящие студентов к ИТ-профессиям. В МПГУ на такой кафедре реализуется бесплатная программа переподготовки «Прикладное программирование в образовании» более чем для 200 студентов.
В декабре 2021 года правительство утвердило направление цифровой трансформации науки и высшего образования. Эта трансформация предполагает внедрение ряда технологий: искусственного интеллекта для систем поддержки принятия решений, больших данных для интеллектуального анализа значительных объемов информации, систем распределенного реестра, интернета вещей, облачных технологий.
Они будут применены в нескольких проектах: «Единая сервисная платформа науки», «Датахаб», «Сервис хаб», «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования», «Архитектура цифровой трансформации» и др. При этом доля вузов, достигших высокого уровня цифровой зрелости, должна составить в 2023 году 40 процентов, в 2024-м — 60 процентов, а в 2030-м — 100 процентов.
Проект «Цифровой университет» предполагает создание и развитие целого комплекса сервисов и решений для вузов и научных организаций. Их начнут использовать в 2023 году. По итогам года доля вузов, использующих эти сервисы, должна составить 20 процентов. В 2024-м, согласно плану, она вырастет до 50 процентов, а в 2030-м — до 80 процентов.
«Маркетплейс программного обеспечения и оборудования» должен стать единой средой для взаимодействия университетов и поставщиков оборудования и ПО. Прототип системы появится в этом году, и к нему подключится пилотная группа поставщиков.
По проекту «Цифровое мышление» создадут единую образовательную среду для подготовки компетентных кадров и повышения квалификации действующих специалистов. Также предусмотрено формирование и обучение команд по цифровой трансформации в российских вузах.
Учебные заведения уже включили все эти направления в свои программы развития, отметил Алексей Лубков.
«В вузах системно ведется обновление инфраструктуры, разрабатываются способы применения цифровых технологий во всех областях функционирования вуза, в том числе применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе, использование цифрового инструментария в научно-исследовательской деятельности, управлении вузом и других направлениях на основе искусственного интеллекта и больших данных, — пояснил ректор. — Во всех вузах уже давно разработана и внедрена электронная информационно-образовательная среда, включающая электронные библиотеки, системы поддержки образовательного процесса и дистанционного обучения, единую систему учета и сбора информации о функционировании электронной информационно-образовательной среды и другие сервисы».
Конечно, для более активной цифровизации образования необходимо еще многое сделать, считает Алексей Лубков. Например, внедрять работу с большими данными, на основе которых принимать управленческие решения, создавать сервисы, интегрирующие работу разных вузов, чтобы каждому из них не нужно было изобретать то, что другими уже сделано. Это могло бы сэкономить и время, и средства, отметил ректор.
МИФ 6
«Если на создание Цифровой образовательной среды планируется потратить 1,5 млрд евро, значит, все-таки готовится переход на всеобщий дистант»
Это неправда! Техническое оснащение школ (а их у нас в стране больше 40 тысяч) стоит недешево, но без него сегодня хорошее образование невозможно. Создание качественного, соответствующего государственным стандартам, одобренного экспертами контента тоже требует затрат. Отдельная забота — создание безопасной системы, которую не смогут взломать хакеры.
МИФ 8
«В интернете уже есть много обучающих платформ, можно пользоваться ими. Тратить государственные деньги на новые не нужно»
Это не так. В интернете действительно уже много обучающих платформ. Но пока нет такой, которая была бы абсолютно безопасна для детей, содержала только проверенный и одобренный экспертами контент, предоставляла информацию по всем предметам и на все темы.
— Такая платформа еще только создается, она будет называться «Моя школа», — рассказал Виктор Басюк. — Пользоваться ею школьники и учителя будут бесплатно.
МИФ 5
«Цифровизация снижает уровень знаний детей»
Это неправда! Научно доказано: современные методы обучения повышают эффективность обучения и уровень знаний школьников. Главное — правильно их применять. Современным «цифровым» детям уже сложно воспринимать длинные монологи учителя у доски. Новая тема «пойдет» гораздо легче, если показать им увлекательный учебный фильм, сделанный с использованием 3D-графики и эффектов. Плюс ко всему цифровые технологии помогают за меньшее время приобрести больше знаний.
Наглядный пример: за то время, что ученик, переписывая из учебника в тетрадь упражнение, вставит пять пропущенных букв, он смог бы пройти интерактивный тест, вставив 50 пропущенных букв.
Во втором случае он лучше закрепит пройденный материал. В этом помогут и «всплывающие» правила в случае неверного ответа, и игровая форма с набиранием баллов (вместо скучного переписывания).
МИФ 7
«Мы учились не за компьютером, и все было хорошо. Поэтому Цифровая образовательная среда не нужна»
— Этот аргумент относится к прошлому, а не к современности, — рассказал Виктор Басюк. — Мы хотим создать абсолютно для всех школьников равные условия для получения качественных знаний и навыков. Только так можно обеспечить им лучшее будущее, а значит, и хорошие перспективы для всей страны.
Раньше все пользовались дисковыми проводными телефонами: попробуйте убедить ваших детей, что сегодня можно обойтись без мобильных телефонов! Сегодня количество профессий, где не требуется владение компьютером, стремительно сокращается, а к тому моменту, когда нынешние дети закончат школу, таких рабочих мест может вообще не остаться.
МИФ 2
«Развитие ЦОС — первый шаг к полному переходу обучения в онлайн-формат»
Это неправда! Никто не собирается вводить дистанционное обучение для всех школьников на постоянной основе.
— Сейчас перевод школ или отдельных классов на обучение с использованием дистанционных технологий происходит из-за эпидемиологической ситуации в конкретном регионе, — подчеркнул замминистра просвещения РФ Виктор Басюк. — Решение о переходе принимает регион. Это временная мера, продиктованная исключительно заботой о здоровье детей, учителей и членов их семей.
Задачи цифровизации образования в России
В сентябре 2019 года на базе Высшей Школы Экономики прошла образовательная конференция. Эксперты выступили с докладами о проблемах и перспективах цифровой трансформации обучения.
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:
- Развитие материальной инфраструктуры, включая постройку дата-центров и создание устройств для изучения учебных материалов.
- Внедрение цифровых программ, а именно — создание, тестирование и использование учебных материалов с помощью искусственного интеллекта и т.п.
- Разработка системы управления обучением, то есть программ, которые смогут администрировать и контролировать учебные курсы. Эксперты считают, что это создаст условия для цифровизации образования и даст возможность получения равных и широких знаний.
- Создание модели учебного заведения. Для цифровизации системы образования нужны новые устройства Четвертой промышленной революции, которую также называют Цифровой Индустрией 4.0. Это массовое внедрение киберфизических систем в быт, труд и досуг.
- Идентификация учащегося в автоматизированной системе по уникальному признаку, как правило, цифровому коду.
- Повышение навыков преподавателей в области цифровизации образования в России.
- Постепенный отказ от бумажных носителей информации.
Составляющие цифрового образования
Финский журнал Phenomenal Education высказывает точку зрения, что всеобщая цифровизация необходима образовательному процессу. Более того, в этом журнале был опубликован материал, описывающий значимость различных видов контента в образовательном процессе 21 века.
Медиаконтент в сети, а также интерактивные цифровые учебники приобретают всё большую популярность и постепенно заменяют классические источники знаний.
Он представляет собой ролики, компьютерные тесты и прочие объекты виртуальной реальности, которые способствуют усвоению знаний.
При использовании этого контента важно, чтобы преподаватель был способен построить учебный процесс, эффективно применяя современные технологии.
Коммуникационные ресурсы
Возможность обмениваться данными в сети стала очень важной для учеников и преподавателей, и играет большую роль в цифровизации образования. На ней построена работа всех онлайн-курсов, и этот метод взаимодействия определённо будет актуален в школах будущего.
Сейчас дистанционное обучение приобрело большую популярность ввиду пандемии, во время которой многие занятия проводились онлайн через сервисы, где можно было создавать «классы» для обучения большого количества людей.
При этом очень актуальны стали сервисы в духе Discord, которые включают в себя общение между учащимися, а также ссылки на учебные материалы.
Информационные ресурсы
Они позволяют хранить большое количество данных. Интернет — это огромное пространство для получения знаний, но именно его масштабность иногда может быть проблемой. Для цифровизации образования важно существование проверенных образовательных ресурсов, которые будут доступны учащимся по всему миру.
Есть, например, такие доверенные сайты, как Википедия, онлайн библиотеки и вебинары от специалистов в различных областях.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Но, кроме этого, существует масса низкосортных ресурсов, которые предоставляют некорректные данные. Поэтому так нужны сайты с высокой репутацией, проверенные профессионалами.
Программы для создания контента
Эти программы также становятся всё популярнее, так как они современны и удобны. Сейчас люди всё чаще набирают текст на компьютере или смартфоне, чем пишут от руки. Рисунки и музыка также создаются с помощью электронных средств и программ.
При этом важно понимать, что творческие аспекты жизни не будут полностью оцифрованы. Люди по-прежнему хотят писать картины с помощью красок и создавать музыку посредством не электронных, а живых инструментов. Но всё же делать чертежи, скорее всего, будут на компьютере.
Программы для создания новых сценариев мышления
IT-технологии позволяют использовать информацию по-новому: организовывать в различных форматах, визуализировать, интерпретировать и делать доступнее для восприятия.
Компьютер – это бесконечное пространство для категоризации данных и представления их в наиболее удобном для восприятия виде. Оно как мозг с удобным набором инструментов для поиска и обработки информации.
Если ученики сумеют грамотно хранить и распределять информацию на компьютере, то освободившееся время они смогут посвятить более значимым предметам.
Платформы для кооперативной работы
Существует множество онлайн площадок, а также форумов и приложений для создания сообществ в сети. Они созданы для того, чтобы имитировать «живое» общение, а также предоставить возможность обмениваться информацией.
МИФ 4
«Цель ЦОС — сокращение числа школ и учителей»
Это неправда! ЦОС создается для учителя, а не вместо него. Цифровая образовательная среда разгрузит учителей от рутины: бумажной отчетности, проверки однотипных домашних заданий. Современные инструменты помогут сделать очные уроки интереснее с помощью интерактивных заданий. У педагога появится больше времени и сил на общение с детьми.
100 процентов российских школ должны быть подключены к высокоскоростному интернету: не менее 100 Мбит/с — в городах, и не менее 50 Мбит/с — в сельской местности
Цифровая школа
Частью проекта «ЦОС» стало создание государственной информационной системы «Моя школа». С начала этого учебного года ее внедрили в пилотном режиме в 15 регионах страны. А с 1 января 2023-го к ней начали подключать все школы России.
Система создана как инструмент в помощь учителю, родителю, ученику. Сегодня пользователям ФГИС «Моя школа» доступны личные кабинеты, библиотека верифицированного образовательного контента, тестирующая подсистема, облачное хранение, редактирование документов и другие сервисы. В электронной библиотеке размещено более 6,5 тысячи образовательных материалов. Планируется, что к 2024 году здесь будут представлены материалы по каждому уроку для всех предметов школьной программы с 1-го по 11-й класс.
ФГИС «Моя школа» также должна вобрать в себя уже имеющиеся цифровые решения. К примеру, информационно-коммуникационную образовательную платформу «Сферум». Она позволяет общаться учителям и ученикам, в том числе из разных регионов, а папы и мамы с ее помощью могут посещать родительские собрания онлайн, если нет возможности присутствовать очно. «Сферум» был запущен в марте 2021 года, и к середине февраля 2023-го общее число его пользователей достигло 6,9 миллиона человек — 6,14 миллиона школьников и 0,76 миллиона учителей. К платформе подключилось 44,3 тысячи образовательных организаций.
«Сферум» — это полностью отечественная разработка, основанная на российских технологиях. В платформу «Моя школа» планируется интегрировать и наработки Московской электронной школы (МЭШ), например, электронный дневник и журнал.
Но цифровая образовательная среда — это не дистанционное обучение и она не должна заменить личное общение ученика и учителя. Современные методы призваны лишь повысить эффективность обучения. К примеру, новую тему порой проще объяснить, показав увлекательный учебный фильм с элементами 3D-графики и другими спецэффектами.
«Электронные образовательные ресурсы должны быть ориентированы на выполнение нескольких функций. В их числе — реализация новых видов учебной деятельности, изменение характера взаимодействия участников образовательного процесса, расширение образовательного контента, индивидуализация учебного процесса», — рассказала «РГ» профессор Института цифрового образования Московского городского педагогического университета (МГПУ) Татьяна Суворова.
По ее словам, поддержку этих функций как раз и обеспечивают внедряемые в школах информационные инструменты. Подсистема «Интерактивные учебные материалы» позволяет создавать качественные электронные образовательные ресурсы. Подсистемы «Электронное обучение», «Цифровой урок» и платформа «Сферум» меняют характер взаимодействия участников образовательного процесса и расширяют образовательный контент. Также все подсистемы ГИС «Моя школа» в той или иной степени способствуют индивидуализации учебного процесса.
Практически все учителя используют в своей работе различные цифровые сервисы и информационные системы, рассказала «РГ» руководитель по работе с регионами некоммерческой организации «Союз участников отношений в сфере образования» Наталья Шадрина.
«Естественно, лидирует нормативно регулируемое использование электронного журнала и дневника или электронного расписания, — отметила она. — Подавляющее большинство учителей (около 82 процентов) рассматривают цифровые технологии как возможность опробовать новые способы учебной работы и отмечают различные аспекты положительного влияния технологий на образовательный процесс. Это прежде всего экономия времени, обеспечение наглядности и расширение возможностей по поиску и подбору учебного материала».
По словам эксперта, происходит важный переход от использования цифровых технологий по необходимости к их осознанному применению в учебном процессе.
Сложности у процесса цифровизации тоже есть. Например, для некоторых школ и территорий до сих пор проблемой остается низкая скорость доступа в интернет или нестабильное подключение, обращает внимание эксперт. «Кроме того, учащиеся, как правило, лучше владеют современными ИТ-технологиями по сравнению с учителями и способны оперативнее искать необходимую информацию. По сути дела, многие школьники переходят на иной, нежели традиционный, формат обучения и делают это самостоятельно», — отметила Наталья Шадрина.
Суть цифровизации образования
Цифровизация образования и дистанционное онлайн-образование — это разные понятия. Понятие цифровизации включает в себя использование различных программ и других цифровых ресурсов для получения электронного обучения в удалённом виде или при получении знаний в школе или вузе. Например, это могут быть такие задания, которые выполняются в классе с использованием электронных средств — как компьютера или планшета.
Суть цифровизации образования
Цифровизация включает в себя не только непосредственно учебные процессы, а также организационные моменты. Это могут быть электронные дневники и журналы, возможность связаться с учителем дистанционным образом и прочее.
Особенно явной тенденция к цифровизации образования стала в связи с началом пандемии коронавируса. Школы и вузы повсеместно перешли на дистанционное обучение, и это коснулось почти всех учащихся, их родителей и учителей.
Но то, что стало явным с началом пандемии, на самом деле началось гораздо раньше. Цифровизация образования приобретает всё большие масштабы. О них свидетельствует размер рынка образовательных технологий (EdTech). Он стремительно развивается и, по оценке Всемирного экономического форума, к 2025 году его размеры достигнут 342 млрд долларов США.
По оценке специалистов Института образования Высшей школы экономики, российская цифровизация образования прошла три стадии. Каждая из них включала в себя разные процессы:
- Первая волна: в середине 80-х — начале 90-х годов. В это время компьютеры ещё были новинкой, а потому цифровизация в основном представляла собой развитие компьютерной грамотности и появление в учебных заведениях компьютерных классов.
- Вторая волна: с середины 2000-х годов до 2018 года. Информационно-коммуникационные технологии постепенно начинают внедряться в учебный процесс. Цифровые устройства и программы используются не только на занятиях по информатике, но и для обучения другим дисциплинам.
- Третья (современная) волна: примерно с 2018 года. Представляет собой цифровую трансформацию, при которой цифровые технологии применяются во всех процессах в образовании.
В процессах, свойственных третьей волне, обновляется всё:
- Планируемые образовательные результаты и само содержание образования. Современным людям всё больше помогают в жизни цифровые компетенции. Например, взаимодействие с государственными учреждениями теперь в основном происходит через сайт «Госуслуги», управление банковским счётом-через цифровые приложения. Кроме того всё большее количество людей занято на удалённой работе. Всё это приводит к необходимости начинать учить детей правильно пользоваться цифровыми технологиями ещё в школьном возрасте.
- Педагогические методы и технологии обучения, потому что занятия с применением передовых технологий существенно отличаются от традиционного типа занятий в классе.
- Организация учебной работы и используемые при этом инструменты, а именно, технические средства для неё, а также управление этим процессом.
Ноу-хау из портфеля
Проект «Цифровая образовательная среда» для школы № 116 в челябинском поселке Чурилово — это не просто скоростной интернет.
— Это действительно среда, в которой мы на разных электронных платформах работаем вместе с детьми. Для учителей — это незаменимый помощник. А для детей добавляются элементы игры и азарта, которые современной школе просто необходимы, — считает директор Татьяна Трапезникова.
В кабинете естествознания с экрана светит второе солнце — шестиклассники изучают строение светила и располагают планеты вокруг него. В кабинете информатики есть свой 3D-принтер: физические процессы дети познают с помощью 3D-моделей и переносных лабораторий с датчиками cилы, напряжения и давления. В кабинете технологии установлены мини-станки с числовым программным управлением. А в первом классе идет урок математики, и будущие Лобачевские напряженно подсчитывают яблоки в коробках на интерактивной доске. Перемещать картинки можно с помощью специальной указки.
Подготовил Михаил Пинкус, Челябинск
Профессиональное образование
Информационные технологии охватывают и среднее профессиональное образование. Благодаря ускорению цифровизации, произошедшему в последние годы, в системе СПО и в вузах очень быстро внедрили дистанционные формы обучения, рассказала «РГ» ведущий эксперт Центра экспертизы в образовании РАО Наталья Булаева. «Изначально это были системы LMS (Learning management systems). Также активно использовались платформы для видеоконференций и вебинаров типа Zoom. Для проведения лекционных занятий в группах без потери контакта с аудиторией часто использовался Microsoft Teams, — отметила эксперт. — Сейчас образовательным организациям приходится отказываться от зарубежных разработок и переходить на отечественное программное обеспечение.
Многие вузы и колледжи отказываются от продуктов Microsoft и используют пакет «Мой офис». Стали чаще использовать отечественные приложения для видео- и конференцсвязи: «Сферум», TrueConf, «Яндекс.Телемост». С профессиональными программами ситуация хуже, но постепенно находятся решения и для них».
С этого года в России должен заработать сервис «Мой колледж», предназначенный для студентов и преподавателей средних специальных учебных заведений.
«Цифровой сервис «Мой колледж» формируется на создаваемой Министерством цифрового развития РФ ФГИС «Моя школа». Он будет выстроен в полной логике этой платформы, — рассказала «РГ» руководитель Института развития профессионального образования Наталия Золотарева. — Наш институт подготовит цифровые образовательные материалы, которые будут доступны на этом сервисе».
Пример работы подобной цифровой платформы уже есть. В Московской области в 2018 году запустили проект «Цифровой колледж». Сервис включает 562 курса по 120 профессиям и 17 общеобразовательным дисциплинам. Эта платформа позволяет студентам слушать лекции в режиме онлайн, самостоятельно изучать различные темы, практиковаться на виртуальных тренажерах. Преподавателям же это дает возможность создавать новые образовательные курсы. «Цифровой колледж» Подмосковья объединил 49 колледжей, доступ к нему имеют их студенты и преподаватели.
Для более эффективного взаимодействия образовательных учреждений и бизнеса была разработана цифровая карта синхронизации. «Это интерактивный ресурс, который содержит данные по ключевым показателям взаимодействия системы СПО и экономики региона — таким, как уровень занятости выпускников, соответствие образовательных программ, инфраструктуры и кадрового состава колледжей требованиям работодателей, — рассказала Наталия Золотарева. — Сегодня этим новым цифровым ресурсом пользуются все региональные министерства образования. Они могут сравнивать и анализировать состояние различных регионов и образовательных организаций, выявлять лучшие практики и точки роста. Представленная здесь аналитика помогает готовить обоснованные планы и программы развития региональных образовательных систем и организаций».
По словам эксперта, карта помогает руководителям анализировать развитие системы СПО на местах, а колледжам — «услышать» запросы бизнеса, а также помочь ему понять, как он может планировать собственное развитие с учетом возможностей колледжей по подготовке квалифицированных кадров. Следствие этого — улучшается взаимодействие образования и реального сектора экономики.
«Цифровизация профобразования пойдет по пути повышения эффективности взаимодействия между студентами и их родителями, колледжами, педагогами и работодателями, по пути интенсификации и повышения качества как профессиональной, так и общеобразовательной подготовки», — отмечает Наталия Золотарева.
МИФ 1
«Цифровая образовательная среда (ЦОС) и дистанционное образование — одно и то же»
Это неправда! Цифровая образовательная среда — это оснащение школ современной техникой и связью, создание обучающих сервисов. Все это нужно для того, чтобы обеспечить качественным образованием всех детей. И не важно, где они живут: в мегаполисе или самом отдаленном поселке.
Инструменты Цифровой образовательной среды — это электронные дневники, интерактивные доски, качественные видеоматериалы, которые показывает учитель на уроке, и многое другое. Все это будет использоваться на очных уроках! И даже если ребенок по какой-то причине не может посещать занятия (например, болеет), благодаря ЦОС он сможет смотреть урок по видео.
Цифровая образовательная среда снизит «бумажную» нагрузку на учителей
Почему тогда родился этот миф? Просто во время вынужденного дистанционного обучения многие школы начали пользоваться новой инфраструктурой, которая уже создается. Отсюда и путаница.
Какие элементы технологий и какую роль играют в образовании
Финский журнал Phenomenal Education поддерживает точку зрения, что всеобщая цифровизация должна непосредственно коснуться образовательного процесса. Более того, в этом журнале был опубликован материал, описывающий значимость различных видов контента в образовательном процессе 21 века.
Медиаконтент в сети, а также интерактивные цифровые учебники постепенно заменяют классические источники знаний.
Сейчас проще усвоить что-то, взглянув на красочный ролик, пройдя тест на компьютере или ознакомившись с объектам изучения в виртуальной реальности. Именно контент в разных его формациях станет основой для обучения.
Главное, чтобы преподаватель был достаточно компетентен в использовании современных технологий для построения эффективного учебного процесса в эпоху цифровизации образования.
Возможность коммуницировать по сети в образовательном процессе становится краеугольным камнем в цифровизации всего образования. Все онлайн-курсы построены на общении по сети, и в школах будущего такой метод взаимодействия определенно будет необходим.
Сейчас дистанционное обучение практикуется чаще ввиду пандемии. Многие занятия проводятся онлайн: через Zoom, Teams и другие сервисы, где можно создавать «комнаты» для общения большого числа учащихся.
Важную роль играют сервисы в духе Discord, на которых происходит общение между студентами, а также хранятся ссылки на важные учебные материалы.
Это к вопросу о хранении данных. Интернет – это бесконечное пространство для добычи знаний, но эта бесконечность может стать проблемой. Важно, чтобы в мире существовали доверенные образовательные ресурсы, доступные студентам по всему миру.
Да, есть Википедия, на которой хранится большой стек знаний со ссылками на источники, которые несложно проверить. Кроме нее, есть специализированные онлайн-библиотеки и вебинары от специалистов в разных областях науки.
Но хватает и низкосортных ресурсов с некорректными данными. Поэтому нужны верифицированные сайты, проверенные профессионалами.
Стандартные средства будут отходить на второй план. Дети будут набирать тексты на компьютерах. Этот навык им будет нужнее, чем навык письма от руки. Рисовать будут на Айпэдах, используя различные программы и стилусы, а музыку сочинять в Logic Pro и его аналогах. На практике же творчество целиком и полностью оцифровано не будет. Люди не откажутся от масляных красок и акустических гитар, но решать примеры, писать сочинения и делать чертежи с большей долей вероятности будут в основном на компьютерах.
IT-технологии позволяют не только быстро находить нужную информацию, но и использовать ее по-новому: организовывать в различных форматах, интерпретировать, визуализировать, делать доступнее для восприятия и популярнее.
Компьютер может выступать в роли бесконечного полотна для категоризации полученных из сети данных и их демонстрации в максимально удобном для восприятия виде. Это как дополнительный мозг с продвинутым набором инструментов для работы с информацией.
Доверив хранение и распределение данных компьютеру, ученики смогут посвятить себя более значимым видам деятельности.
Уже существуют онлайн-площадки, форумы, приложения наподобие Discord, позволяющие создавать некие сообщества в сети и имитировать в них «живое» общение, дискуссии и обмен информацией.
Clubhouse – это отличный пример того, как мог бы выглядеть идеальный цифровой учебный класс. В группу по клику присоединяется весь класс, слушает, при необходимости делает запрос и получает право голоса. Никто друг другу не мешает.
Подобные сервисы станут ключевым ПО для организации цифрового обучения.
Обучение педагогов
Чтобы учителя могли успешно работать в информационной среде, им нужна соответствующая подготовка.
«Педагогические вузы уже создали и внедряют «ядро педагогического образования», в которое включены все необходимые элементы подготовки учителя к работе в цифровом пространстве, — рассказал «РГ» ректор Московского педагогического государственного университета, академик РАО Алексей Лубков. — Идет активная работа над созданием новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, так называемых стандартов четвертого поколения. МПГУ принимает в этом самое непосредственное участие, и, конечно, все вопросы цифровой трансформации школьного и вузовского педагогического образования тоже учтены в проекте этого документа».
Вынужденный переход образования в онлайн в период пандемии, действительно, выявил недостаточную подготовленность учителей к использованию дистанционных технологий и электронного обучения, отмечает Татьяна Суворова. Зато позволил пересмотреть подходы к подготовке будущих педагогов, переподготовке и повышению квалификации действующих учителей.
«В рамках образовательных программ при формировании цифровых компетенций у будущих и действующих учителей мы ориентируемся на следующие основные направления их подготовки: оценка качества существующих цифровых образовательных ресурсов, методика их применения в учебном процессе, разработка новых цифровых образовательных ресурсов силами самого учителя», — рассказала профессор. По ее словам, эти и другие направления обучения новым технологиям (например, проектирование полифункциональных цифровых образовательных ресурсов, знакомство с технологиями четвертой промышленной революции и др.) будут включены в учебную программу новой магистратуры МГПУ «Современные цифровые технологии в образовании».
Польза и риски цифровизации образования
Плюсы цифровой системы образования:
- Приучение к самостоятельности. Система образования будущего построена в основном на самостоятельной работе, поэтому детей с детства нужно приучать к стремлению к знаниям. Такая воспитательная база делает характер человека более твёрдым и целеустремлённым, а также позволяет добиться более высоких результатов в интересующей сфере.
- Отсутствие бумажной волокиты. Это очень удобно, так как избавляет учеников от необходимости носить с собой большое количество учебников и тетрадей. Давно известно, что тяжёлые школьные сумки, подобранные неправильным образом, плохо влияют на формирование осанки школьников. В будущем эти бумажные носители информации можно будет с лёгкостью заменить личным планшетом ученика и компьютером в школьном классе.
- Экономия. Так как цифровизация образования предусматривает избавление от бумажных носителей информации, таких как учебники, тетради, дневники и прочее, родителям не придётся их покупать. Также сократятся траты на школьные принадлежности: ручки, карандаши, линейки и т.д. Замены будут требовать только электронные носители, пришедшие в негодность.
- Упрощение работы педагогов. Профессия педагога считается очень сложной, и в основном именно в психологическом плане. Много времени и нервов учитель тратит на выработку индивидуального подхода к каждому ученику. В цифровом варианте работа учителя будет представлять собой лишь помощь учащемуся, который сам нацелен на результат. Педагогу останется лишь задать направление деятельности и корректировать действия своих подопечных в спорных ситуациях.
- Шаг в будущее. Цифровизация образования – это существенный этап к внедрению интернет-технологий. Сейчас все направления науки развиваются с огромной скоростью. Ежесекундно появляется новая информация и новые структуры. Цифровое образование поможет всем желающим получить знания быстрее и удобнее ориентироваться в обилии данных.
Польза и риски цифровизации образования
- Риск отрицательного результата. Эти изменения будут необратимыми. Сейчас невозможно точно предсказать, будет ли цифровизация образования положительным нововведением. Применение данной системы ново, поэтому отсутствует возможность сравнения с чем-то подобным.
- Отсутствие творчества. Учёными доказано, что разница в цветовой гамме при оформлении информации помогает лучше запомнить её. Также это способствует развитию творческих способностей. Электронные же версии носят «сухой» характер и исключают возможность проявить индивидуальность. Детская психика очень подвержена влиянию извне, поэтому ребёнок может быстро привыкнуть к скучному изложению информации и не реализоваться в творческом плане.
- Снижение умственной активности. Мыслительные способности ослабляются из-за того, что все необходимые данные можно добыть в интернете. Нет необходимости самостоятельно обдумывать решения многих вопросов, ведь на них уже есть готовый ответ. Это явление проявляется уже сейчас не только у детей, но и у взрослых.
- Плохая социализация. Когда ученик попадает в школу, он учится там выстраивать отношения с другими людьми. Он учится обретать друзей и взаимодействовать с обществом. Получение знаний через информационную систему существенно снижает способность человека к социализации, что не может не повлиять на его развитие личности.
- Проблемы с физическим развитием. В первую очередь, цифровизация образования окажет влияние на зрение и мелкую моторику. Длительное пребывание за экраном компьютера или планшета приводит к глазной усталости и, как следствие, к последующему ухудшению зрения. Из-за этого повышается вероятность того, что в будущем зрение человека станет намного хуже, чем сейчас. Эту проблему можно решить путём создания новых технологий, которые станут более безопасными. Кроме того, постоянная работа с клавиатурой приводит к изменению физиологии пальцев, особенно для формирующегося юного организма.
- Функция педагогов. Понятие учителя и преподавательской деятельности полностью изменится, ведь педагогов большей частью заменят виртуальные системы. Многие специалисты останутся без работы.
Оценить последствия нововведений в полной мере, а также их плюсы и минусы можно будет лишь спустя десятилетия, и время покажет, насколько хорошо или плохо для общества такое глобальное изменение структуры образования.
Плюсы цифрового образования
- Студенты начнут больше работать самостоятельно. Им больше не будут разжевывать информацию в школе. Они будут сами ее искать, учиться применять и распространять.
- Больше не придется тратить бумагу, таскать учебники, заводить тетради. Во-первых, все это носить нецелесообразно и неудобно. Во-вторых, планета скажет спасибо.
- Родителям не придется сдавать деньги на шторы, новые парты, бассейн (то есть на машину директору). Даже за учебники вряд ли придется платить, если только государство и школы не захотят продавать электронные учебные материалы по подписке через App Store или Госуслуги.
- Учебная программа будет развиваться стремительнее. Больше не будет ограничений в виде изданных книг и пособий. Самая актуальная информация будет всегда под рукой, а IT-технологии будущего помогут создавать уроки все более разнообразными и захватывающими.
- Зумеры и их дети погружены в мир технологий, и новые преподаватели будут подкованы в той сфере, где учащиеся уже чуть ли не с рождения спецы.
- Мир лишится технологий только в случае ядерной войны или падения метеорита. Если эти события нас не настигнут, то стоит с ними быть «на ты». Даже если не особо и хочется.
Минусы цифрового образования
- Некоторые преподаватели считают, что технологии будут отвлекать детей от обучения. Исследования подтверждают, что даже взрослых уведомление в смартфоне может сбить с толку. На учителей кладется обязательство сделать уроки интереснее ленты в Тик Токе. И это будет трудно.
- Технологии могут негативно повлиять на коммуникационные навыки детей. Были проведены различные эксперименты, доказывающие, что смартфоны и другие гаджеты мешают «живому» общению. Но это не повод отказываться от цифровизации. Это повод внедрить другие виды активности, где требуется общение с глазу на глаз в реальности.
- Онлайн-уроки легче прогуливать. Достаточно отключить веб-камеру в большой «аудитории» и лечь спать. Но разве это проблема? Не хочет ребенок учиться, пусть не учится. Привить ему дисциплину смогут только родители.
- Умственное и физическое развитие замедлятся. Меньше активности как для мозга (чаще можно обратиться за информацией в сети), так и для тела (меньше прогулок и занятий физкультурой в школе) может негативно сказаться на людях будущего.
Вместо заключения
Избежать цифровизации образования не получится, как и не удалось это провернуть с любой другой сферой деятельности человека. Технологии всех повлекут за собой в будущее, а людям нужно подготовиться к этому и вовремя адаптироваться.
Насколько гладко пройдет процесс и насколько полезен окажется переход в новую эру, зависит от технических средств и компетенции учителей. Нужно проделать большую работу, чтобы уровень образования не пострадал. И эффективные меры в этом направлении уже принимаются.