Цифровизация обучения в школе это

Чего ждать учителям.

Учителям будет не легче. Абсолютно не нужный документооборот растет с каждым годом, а теперь к этому добавятся еще и электронные формы отчетов, журналов и дневников.

На цифровизацию школ тратятся огромные деньги, но вы же понимаете, просто так сейчас ничего не делается, все сейчас идет от прибыли, и только от нее, она сейчас поставлена как главная ценность. Это как на заводе, когда покупается новое дорогое оборудование, оно покупается вовсе не для того, чтобы продукция была качественней, а для того чтобы можно было уволить несколько человек. Они теперь не нужны, есть автоматический станок, это гораздо дешевле, ему не надо платить зарплату и больничный, и он за несколько лет окупается. Так и здесь. После внедрения этих технологий будет сокращение учителей, замена их тьюторами, посредниками между учеником и обучающей программой, в проекте это и не скрывается. В форсайте большой упор делается на онлайн-курсы, это слово там встречается регулярно, естественно что учитель в таком формате тоже будет не нужен. Качество такого образования будет ужасным, но кого из организаторов это волнует.

МИФ 1

«Цифровая образовательная среда (ЦОС) и дистанционное образование — одно и то же»

Это неправда! Цифровая образовательная среда — это оснащение школ современной техникой и связью, создание обучающих сервисов. Все это нужно для того, чтобы обеспечить качественным образованием всех детей. И не важно, где они живут: в мегаполисе или самом отдаленном поселке.

Инструменты Цифровой образовательной среды — это электронные дневники, интерактивные доски, качественные видеоматериалы, которые показывает учитель на уроке, и многое другое. Все это будет использоваться на очных уроках! И даже если ребенок по какой-то причине не может посещать занятия (например, болеет), благодаря ЦОС он сможет смотреть урок по видео.

Цифровая образовательная среда снизит «бумажную» нагрузку на учителей

Почему тогда родился этот миф? Просто во время вынужденного дистанционного обучения многие школы начали пользоваться новой инфраструктурой, которая уже создается. Отсюда и путаница.

Новые технологии в вузах

Уровень цифровизации высшего образования в стране достаточно высок, что позволило вузам в период пандемии очень быстро адаптироваться к новым условиям и перейти временно к обучению в цифровом формате, рассказал Алексей Лубков.

«Сегодня одной из насущных проблем является импортозамещение программного обеспечения. Российское образование и эту задачу вполне успешно решает, — отметил он. — Так для системы видеоконференцсвязи многие вузы используют российскую разработку «Сферум», в качестве системы управления обучением (LMS) — отечественную платформу Core, также активно внедряются в учебный процесс многие сервисы для создания интерактивного образовательного контента отечественных разработчиков».

По словам ректора, в рамках программы стратегического академического лидерства во многих вузах появились так называемые «цифровые кафедры», готовящие студентов к ИТ-профессиям. В МПГУ на такой кафедре реализуется бесплатная программа переподготовки «Прикладное программирование в образовании» более чем для 200 студентов.

В декабре 2021 года правительство утвердило направление цифровой трансформации науки и высшего образования. Эта трансформация предполагает внедрение ряда технологий: искусственного интеллекта для систем поддержки принятия решений, больших данных для интеллектуального анализа значительных объемов информации, систем распределенного реестра, интернета вещей, облачных технологий.

Они будут применены в нескольких проектах: «Единая сервисная платформа науки», «Датахаб», «Сервис хаб», «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования», «Архитектура цифровой трансформации» и др. При этом доля вузов, достигших высокого уровня цифровой зрелости, должна составить в 2023 году 40 процентов, в 2024-м — 60 процентов, а в 2030-м — 100 процентов.

Проект «Цифровой университет» предполагает создание и развитие целого комплекса сервисов и решений для вузов и научных организаций. Их начнут использовать в 2023 году. По итогам года доля вузов, использующих эти сервисы, должна составить 20 процентов. В 2024-м, согласно плану, она вырастет до 50 процентов, а в 2030-м — до 80 процентов.

«Маркетплейс программного обеспечения и оборудования» должен стать единой средой для взаимодействия университетов и поставщиков оборудования и ПО. Прототип системы появится в этом году, и к нему подключится пилотная группа поставщиков.

По проекту «Цифровое мышление» создадут единую образовательную среду для подготовки компетентных кадров и повышения квалификации действующих специалистов. Также предусмотрено формирование и обучение команд по цифровой трансформации в российских вузах.

Учебные заведения уже включили все эти направления в свои программы развития, отметил Алексей Лубков.

«В вузах системно ведется обновление инфраструктуры, разрабатываются способы применения цифровых технологий во всех областях функционирования вуза, в том числе применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе, использование цифрового инструментария в научно-исследовательской деятельности, управлении вузом и других направлениях на основе искусственного интеллекта и больших данных, — пояснил ректор. — Во всех вузах уже давно разработана и внедрена электронная информационно-образовательная среда, включающая электронные библиотеки, системы поддержки образовательного процесса и дистанционного обучения, единую систему учета и сбора информации о функционировании электронной информационно-образовательной среды и другие сервисы».

Конечно, для более активной цифровизации образования необходимо еще многое сделать, считает Алексей Лубков. Например, внедрять работу с большими данными, на основе которых принимать управленческие решения, создавать сервисы, интегрирующие работу разных вузов, чтобы каждому из них не нужно было изобретать то, что другими уже сделано. Это могло бы сэкономить и время, и средства, отметил ректор.

Проблемы со зрением

Существуют санитарные нормы, где прописано, что в 1­-4-х классах ребёнок может непрерывно работать за компьютером не более 15 минут. При переходе на цифровое обучение это время, с учетом домашних заданий будет составлять 5-6 часов минимум. Как показали исследования американских ученых, риск возникновения проблем со зрением у людей, которые за компьютером проводят более 3 часов в день, составляет 90%!

Еще важный момент,чем меньше и хуже экран, тем сильнее приходится напрягать глаза. Поэтому, например, монитор компьютера лучше планшета, в обучении же планируется использовать именно планшеты, прием по 5-6 часов в день.

Экранное изображение отличается от бумажного тем, что оно самосветящееся, состоит из отдельных точек (пикселей), не имеет чётких границ и относительно невысокой контрастности. Во время работы за компьютером наши глаза находятся близко к монитору. Недостаточная освещенность рабочего места и необходимость постоянно перемещать взгляд с экрана на клавиатуру и обратно только усугубляют ситуацию. Поэтому ежедневная длительная работа за компьютером может испортить зрение: привести к затуманиванию зрения, боли в области глазниц, лба, глаз при их движении и рези в них, синдрому «сухого глаза», спазму аккомодации и развитию впоследствии миопии (близорукости), прогрессированию уже имеющейся близорукости. Особенно чувствительны к такой зрительной нагрузке дети и люди с близорукостью, астигматизмом и дальнозоркостью.

Временной режим работы ребёнка за компьютером, согласно гигиеническим нормативам, составляет для детей 5-6 лет 2 раза в неделю по 10 минут, но не рекомендуется использовать ноутбуки, планшеты, электронные книги и др.

Режим работы школьника за компьютером: 1-й класс — 10 минут в день, 2-4 классы — 15 минут, 5-7 классы — 20 мин, 8-9 классы — 25 мин, 10-11 классы — 30 мин, после перерыва можно продолжить занятие еще в течение 20 мин.

Как это будут увязывать с цифровым обучением пока что не понятно, видимо будут менять санпины и говорить всем что это не опасно.

«неуд» за домашку

Однако если техническая сторона вопроса решается в плановом режиме, то контентная составляющая цифрового образования оказалась еще слабее. Стресс-тест пандемии коронавируса продемонстрировал отсутствие универсальных платформ для дистанционного обучения. Учителя даже в рамках одной школы вынуждены были использовать до десяти различных сервисов, не совместимых друг с другом, что очень затрудняло образовательный процесс.

По замерам социологов, и родителям, и детям оказалось сложно ориентироваться в информационном массиве различных онлайн-платформ.

Из минусов дистанционки ученики называют как технические неполадки на самих платформах (не всегда загружается учебный материал, зависают страницы с тестами, а результаты могут вообще не сохраниться), так и проблемы в коммуникациях и образовательном процессе: им не хватает живого общения с учителем и одноклассниками, увеличивается объем домашней работы, при этом знаний передается меньше, и они не такие качественные, как на полноценных уроках (в большом числе школ уроки шли сокращенными по времени, также сокращенным оказался и учебный год).

«История с пандемией показала, что полноценно перейти на онлайн-образование пока невозможно, тут много факторов и организационных, и методологических», – говорит директор Центра НТИ по нейротехнологиям, технологиям виртуальной и дополненной реальности Александр Лукичев.

По словам эксперта, мессенджеры, которые в большинстве своем использовали школы во время введения режима самоизоляции, это все же не специализированные площадки для проведения занятий, их основной профиль – онлайн-общение.

Это сервисы, которые просто были мобилизованы на период пандемии, чтобы закрыть отсутствие каких-то специализированных сервисов и платформ. На самом деле у нас есть немало рабочих региональных платформ (например, «Московская электронная школа»), которые могли бы использоваться в качестве такой площадки в будущем. Но им нужен какой-то импульс, чтобы доделать, дошлифовать, довложиться. У меня самого двое сыновей: один – первоклассник, второй скоро пойдет в школу. За время пандемии мы с ними все платформы посмотрели, попробовали, и из всего того, что есть на рынке, более-менее доработанной, посчитали “Учи.ru”. Но это локальные системы, и надо понимать, что сегодня централизованной платформы нет, и вряд ли она появится в ближайшее время.

Александр Лукичев, директор Центра НТИ по нейротехнологиям, технологиям виртуальной и дополненной реальности

С ним согласен руководитель направления «Виртуальная и дополненная реальность, технологии геймификации» ИТ-кластера фонда «Сколково» Алексей Каленчук:

В массовом школьном образовании таких продуктов фактически не было. Есть отдельные стартапы, которые закрывают какие-то частичные ниши – Дневник.ру, Якласс или Skyeng, например. У них есть образовательные продукты в виде отдельных курсов, и они, конечно, сегодня получили ускорение. Но если говорить о полноценном дистанционном образовании, то школы к нему были вообще не готовы, а потому стали экспериментировать с мессенджерами для проведения обучения онлайн.

Алексей Каленчук, руководитель направления «Виртуальная и дополненная реальность, технологии геймификации» ИТ-кластера фонда «Сколково»

Впрочем, некоторые школы все же нашли полноценную дистанционную образовательную среду, которая их полностью удовлетворила. Так, в частной московской «Новой школе», которую в 2018 году журнал Tatler включил в список лучших новых школ, все занятия были переведены в экосистему Google Suite for Education.

Учитель информатики, ответственный за выбор цифровой среды, Владимир Погодин объясняет: «Мы начали работать с нашим электронным журналом и быстро поняли, что его возможностей не хватает для того, чтобы обеспечить все нужды по организации дистанционного обучения. Нужен был сервис, который позволяет, с одной стороны, не внедрять ничего принципиально нового, чтобы учителя и дети смогли продолжить комфортно работать, а с другой стороны, эффективно решать образовательные задачи».

Основной компонентой экосистемы стал «Google Класс». В нем, по словам педагога, удобно выдавать задания, загружать материалы, указывать сроки выполнения задач с точностью до минуты, а также собирать результаты заданий и предоставлять ученикам развернутую обратную связь как в группах, так и индивидуально. Кроме того, «Google Класс» позволил организовать работу с «Google Документами» на основе разделяемого доступа, который предоставил множество вариантов взаимодействия учителей и учеников как друг с другом, так и между собой.

Читать также:  Потеря работы цифровизация

Важно понимать, что “Google Класс” как ядро экосистемы – всего лишь рамка для работы с многими другими инструментами. К примеру, ни один сервис видеовстреч не стал в школе ведущим, мы используем параллельно Zoom и Google Meet. Также используются электронные доски Draw.Chat, Google Jamboard или Miro, которые обладают разным потенциалом и возможностями.

Владимир Погодин, учитель информатики в «Новой школе»

Еще одним серьезным подспорьем оказалось то, что все основные сервисы Google, включая «Google Класс», имеют мобильную поддержку в виде приложений, и это облегчает возможности взаимодействия.

«А электронный журнал остался у нас необходимой компонентой экосистемы для учета посещаемости, простановки отметок и предоставления доступа родителям», – рассказывает Владимир Погодин. По словам учителя, школа планирует продолжить работу с платформой, даже в «живом взаимодействии» – после возвращения в классы. Так, уже в июне на платформе «Google Класс» был запущен проект «Заочка», так что теперь «Новая школа» доступна во всем мире.

«обрыв на линии»

По подсчетам ЮНЕСКО, около 1,5 млрд школьников по всему миру были переведены в режим самоизоляции из-за пандемии COVID-19. Многие из них до сих пор остаются на карантине, даже там, где режимы ЧС уже сняты: например, в Китае младшие классы закончили год на удаленке, а в некоторых островных государствах, где учеба начинается в июне, начало занятий перенесено на август – сентябрь (например, на Филиппинах).

И если развитые и развивающиеся страны смогли так или иначе перестроиться на дистанционный режим обучения, то большинство стран Южного полушария оказалось в патовой ситуации: около 800 млн учащихся на планете не имеют домашнего компьютера и доступа к интернету. По данным ЮНЕСКО, лучше обеспечены цифровыми технологиями школы в Северной Америке и Европе (98%), Океании (92%), Восточной и Юго-Восточной Азии (86%).

В России дела обстоят несколько хуже. В апреле Высшая школа экономики опубликовала доклад «Готовность российских школ и семей к обучению в условиях карантина: оценка базовых показателей», в котором отмечалось, что около 25% школьников живут в малообеспеченных семьях и из-за отсутствия нормального интернета и персональных компьютеров дома не имеют возможности обучаться в дистанционном режиме.

Но и у более обеспеченных семей не всегда есть дома компьютер или ноутбук, поскольку, согласно статистике, для выхода в интернет чаще используются смартфоны, посредством которых ученики не могут выполнять учебные задания. Кроме того, в стране сегодня около 1,56 млн многодетных семей, 100 тыс. из которых растит более 5 детей – большинство из таких домохозяйств ни финансово, ни физически не может обеспечить детям условия для одновременной онлайн-учебы на дому.

Однако для перехода на «цифру» школьному образованию мешает не только материальный фактор. Аналитики указывают и на невысокий уровень цифровых компетенций у младших школьников, а также отсутствующие у них навыки самоорганизации, что требует присутствия взрослых при их обучении.

Во время пандемии коронавируса, когда дети и взрослые остались дома вместе, это стало возможным, но большинство родителей сами оказались морально не готовы к постоянному участию в образовательной жизни своих чад. Особенно в многодетных семьях и семьях, в которых растут будущие творческие личности. Они учатся, к примеру, в музыкальных школах, тоже перешедших в онлайн-формат.

Еще одной проблемой оказалось то, что 55% учителей старше 60 лет (и треть – в возрасте от 45 до 59 лет) вообще не умеют пользоваться интернетом и дистанционными образовательными сервисами. Такую цифровую неготовность демонстрирует каждый пятый педагог в стране.

Однако и те учителя, которые обладают цифровой грамотностью, во время введенного режима самоизоляции не всегда могли полноценно проводить занятия: пытаясь вести дистанционные занятия из рабочего кабинета, они столкнулись со скоростным барьером школьного интернета.

По данным ВШЭ, лишь 21% российских школ сегодня имеют достаточную для полноценного дистанционного образования скорость передачи данных (30 Мбит/с и выше).

В основном это школы из урбанистических регионов и мегаполисов. Однако, по подсчетам Минпросвещения, 60% российских школ находятся в сельской местности, где ситуация более критическая. Например, министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарии отмечало в прошлом году, что, хотя доступ к Сети имеется во всех школах региона, скорость в 95% из них составляет менее 5 Мбит/с.

Очевидно, что качество дистанционного школьного образования на сегодняшний день определяется не столько уровнем подготовки учителей, сколько технологическими и техническими стоп-факторами. Впрочем, пандемия пришла неожиданно, и, скорее всего, к возможным в будущем ЧП такого масштаба система будет подготовлена лучше.

Так, в 2019 году правительство выделило 37 млрд руб. на трехлетнюю программу в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика», которая предполагает централизованное подключение к широкополосному доступу в интернет всех российских школ.

Кроме того, существует еще один из трех крупнейших нацпроектов страны – «Образование» с плановым бюджетом более 780 млрд руб., по которому планируется к 2024 году обеспечить все городские образовательные учреждения интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, а сельские — 50 Мб/с, а также обновление их сайтов и создание сети центров цифрового образования. Бюджет на создание цифровой образовательной среды по нацпроекту составляет около 80 млрд руб.

МИФ 3

«Есть документы, которые на законодательном уровне закрепляют дистанционный формат, а традиционная система образования будет ликвидирована»

Это неправда! Есть федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование», который предусматривает техническое оснащение всех школ, обеспечение их широкополосным интернетом и качественными учебными материалами. Он не предполагает всеобщего перехода на дистант.

— Не существует и не может существовать никаких официальных документов о тотальном переходе на удаленную форму получения знаний. Ни один закон не сможет перевести очное образование, гарантированное государством, в дистанционное или заочное. Это не пропустит ни один законодательный орган, — подчеркнул Виктор Басюк.

Троянский конь пандемии

Представители крупнейших вузов страны уверены, что онлайн-образование будет и после пандемии вытеснять очный формат: ректоры заявляют о состоявшейся трансформации образовательной парадигмы, а оптимистично настроенные приверженцы технологий прогнозируют, что к 2024 году уже 30% программ профессионального образования будет доступно в онлайне. Однако, как показала «эпоха ковида», студенты даже самых цифровизированных вузов не готовы к такому повороту событий.

Так, студенты НИУ ВШЭ, администрация которого планирует в следующем году перевести часть курсов в онлайн-формат, в июне опубликовали коллективное обращение к руководству и сотрудникам университета под названием «Трудности цифровизации».

В частности, в письме указывается, что онлайн-формат не сможет заменить процесс обучения: «Мы понимаем, что грядущие изменения в сторону цифровизации образования неизбежны, но мы хотим, чтобы университет сохранил себя в сложившемся на протяжении веков виде. На наш взгляд, проведение занятий в онлайн-формате сопряжено с определенными проблемами, разрешить которые представляется затруднительным».

Наиболее критичными среди них студенты ВШЭ считают неспособность онлайна воспроизводить социальный опыт, который можно получить в стенах университета, и качественно осуществлять учебную и научно-исследовательскую деятельность.

Здание университета является одним из важных аспектов разграничения жизни человека на обучение и науку (сферу публичности) и сферу досуга (частную жизнь). Отсутствие подобного разграничения оказывается негативным фактором, смешивающим требующее полного погружения в процесс и абстрагирование от всего остального образование с обстановкой частной жизни, которая изобилует отвлекающими факторами. Все это влечет к снижению качества образования и к ухудшению общего качества жизни, главным аспектом которого является наличие границ между публичным и частным, между работой и сферой семьи и досуга.

Трудности цифровизации, коллективное письмо студентов НИУ ВШЭ руководству и сотрудникам университета

Авторы также поднимают вопрос некомфортных условий дистанционки для жителей студенческих общежитий, которые не имеют отдельных комнат для занятий, и вопрос влияния цифровой формы образования на состояние здоровья всех участников образовательного процесса: ухудшение зрения и слуха из-за постоянного использования монитора и наушников, а также общее негативное влияние на психологическое состояние.

«Онлайн-формат обучения в университете, безусловно, является шагом вперед на пути к общей популяризации образования. Однако мы, студенты, на чьих плечах оказалась ноша онлайн-формата в данной чрезвычайной ситуации, смогли непосредственно прочувствовать и осмыслить большое количество минусов, которые влечет за собой данный формат обучения. Мы просим вас, дорогие и уважаемые коллеги, пересмотреть концепцию цифровизации образования в сторону уменьшения количества онлайн-формата», – завершают свое обращение учащиеся ВШЭ.

Впрочем, как показывают свежие опросы Минобрнауки и РАНХиГС, подавляющее большинство преподавателей крупнейших российских вузов солидарны со студенческим протестом против дистанционки (в опросе принимала участие и ВШЭ) – правда, по другим причинам.

Пандемия схлестнула противников и сторонников цифрового высшего образования не только в России, но и по всему миру. Причем против дистанционки выступают не только учащиеся и родители, которые столкнулись с ухудшением образовательного процесса во время экстренного перевода в онлайн, но и ведущие профессора вузов.

Так, крупнейший специалист по итальянскому Возрождению, профессор итальянской литературы университета Калабрии Нуччо Ордине в мае записал видеообращение к научному сообществу, озаглавив его «Дистанционное обучение – это смерть образования»:

Нуччо Ордине, профессор итальянской литературы университета Калабрии

МИФ 5

«Цифровизация снижает уровень знаний детей»

Это неправда! Научно доказано: современные методы обучения повышают эффективность обучения и уровень знаний школьников. Главное — правильно их применять. Современным «цифровым» детям уже сложно воспринимать длинные монологи учителя у доски. Новая тема «пойдет» гораздо легче, если показать им увлекательный учебный фильм, сделанный с использованием 3D-графики и эффектов. Плюс ко всему цифровые технологии помогают за меньшее время приобрести больше знаний.

Наглядный пример: за то время, что ученик, переписывая из учебника в тетрадь упражнение, вставит пять пропущенных букв, он смог бы пройти интерактивный тест, вставив 50 пропущенных букв.

Во втором случае он лучше закрепит пройденный материал. В этом помогут и «всплывающие» правила в случае неверного ответа, и игровая форма с набиранием баллов (вместо скучного переписывания).

Утрата способностей воспринимать большие тексты

Уже сейчас многие задания в школе подразумевают поиск информации в интернете. Приводит это к тому, что дети быстро привыкают к поиску ответов в сети, а как следствие привыкают к быстрому чтению, без углубления в суть.

На проблемы с восприятием информации жалуются люди всех рангов и специальностей. Подобные жалобы можно особенно часто услышать в академической среде, т.е. от тех, кто по роду деятельности вынужден плотно и ежедневно общаться с людьми (обучать, читать лекции, принимать экзамены и т.д) — они сообщают, что и без того низкий уровень навыков чтения и восприятия информации у тех, с кем им приходится работать, год от года падает все ниже и ниже.

Читать также:  Как работает служба поддержки клиентов электронной коммерции?

Еще в 2008 году было известно, что среднестатистический пользователь интернета прочитывает не более 20% текста, размещенного на странице, и всячески избегает больших абзацев! Более того, специальные исследования показали, что человек, постоянно подключенный к сети, текст не читает, а сканирует как робот — выхватывает отовсюду разрозненные куски данных. В ходе исследований выяснилось, что страницы в интернете, как уже говорилось, не читаются, а бегло просматриваются по шаблону, напоминающему латинскую букву F.

Пользователь сначала считывает несколько первых строк текстового содержимого страницы (иногда даже полностью, от начала до конца), затем перескакивает на середину страницы, где считывает еще несколько строк (как правило, уже лишь частично, не дочитывая строки до конца), а затем быстро спускается к самому низу страницы — посмотреть, «чем дело кончилось». Вряд ли найдется человек, который не слышал бы популярного сетевого высказывания «слишком много букв — не осилил», Получается замкнутый круг — писать много нет смысла, поскольку это почти никто не будет читать, а сокращение объема передаваемой мысли приводит к еще большему скудоумию не только читателей, но и писателей. В результате имеем то, что имеем — массовое отупение.

Его ключевыми идеями являются следующие

1) Обучение – это сфера бизнеса – продажа услуг. Человек покупает навыки, чтобы затем продавать их с прибылью. Человек рассматривается как товар – отсюда устремленность на таланты, которые дороже стоят и приносят большую прибыль.

2) Кастовость – евгенический подход. Изначальное неравенство — одни творцы – другие «люди одной кнопки». Отсюда – индивидуальные траектории развития и ставка на «одарённых детей». Одним — «человеческое обучение», другим – дистанционное, онлайн обучение.

3)Коренное изменение содержания и методики обучения. Поскольку «образование» должно представлять собой просто приобретение компетенций, нужных в данный момент работодателям, для нормального преподавания оставляют только часть предметов, остальные, в первую очередь, гуманитарные, переводят в онлайн-обучение. Фундаментальное образование остаётся только для немногих, это дорогое, «человеческое» образование. Для остальных – дешёвое, «компьютерное», дистанционное.

Естественно родителей и педагогов никто не спрашивал, обсуждений не было, и всех просто поставили перед фактом.

Что же будет с детьми и образованием, как изменится вся наша жизнь, если все пункты проекта «детство 2030» будут реализованы?

В этой статье собраны все те угрозы здоровью и развитию ребенка, которые очевидны специалистам в образовании и медицине , но умалчиваются авторами проекта.

2.Утрата навыков письма, как следствие утрата способностей к творчеству.

3.Утрата способностей воспринимать большие тексты.

5.Снижение социальных навыков.

6. Цифровое слабоумие. Утрата умственных способностей.

7. Использование вай-фай в школах. Электромагнитное излучение.

8. Проблемы с речевым развитием у детей.

9. Проблемы со зрением.

10. Компьютерная, игровая зависимость.

11. Отказ от бумажных учебников.

12. Разница между чтением с экрана, и с бумаги.

13. Электронное досье на каждого ребенка, контроль за семьей

14. Зарубежный опыт цифрового образования.

15. Чего ждать учителям.

Статья получилась большая, но и тема очень серьезная, ведь все то что закладывается в ребенка в школе, во многом будет определять всю его дальнейшую жизнь. И тут дело даже не в знаниях, как просто в информации, а в формировании личности, закладке основных навыков.

Все факты изложенные в статье носят научный характер, и уже были подтверждены опытом других стран, но не смотря на это, все эти технологии воплощаются у нас в жизнь.

Профессор позвонит

Среду Google Classroom выбрали не только в «Новой школе». Так, бывший сотрудник СО РАН, а сегодня профессор бразильского университета UNICAMP Артем Лопатин рассказывает, что бразильские вузы тоже перешли на эту экосистему: «Gmail в качестве университетской почты у нас ввели около полугода назад. До этого была обычная ситуация: за почтовый сервер университета отвечали разные студенты, которые часто менялись, и поэтому он периодически “слетал”. Когда перешли на Gmail, то автоматически у всех профессоров и студентов появились университетские Google-аккаунты, поэтому дальнейшее использование продуктов Google представляется закономерным».

По словам профессора, Google Classroom представляет собой эдакий учительский чат с продвинутыми возможностями:

Основной плюс сервиса – в том, что все студенты всех моих групп туда уже централизованно добавлены (всего студентов у меня около 250). Также можно использовать сервис видео-конференц-связи Google meet, который похож на Zoom, но удобно совмещен с Google Classroom. Поначалу мы использовали Skype и WhatsApp, но их возможности нам не подошли.

Артем Лопатин, профессор бразильского университета UNICAMP, д.м.н.

Российским вузам тоже пришлось экстренно переориентироваться на «цифру». Однако согласно докладу «Исследование рынка цифровых образовательных технологий в сегменте взрослой аудитории» аналитического подразделения «Интерфакса», в России онлайн-курсы уже не первый год существуют в большинстве ключевых вузов. Такие курсы размещаются как на международных платформах (Coursera, edX, Udacity), так и на национальной платформе «Открытое образование».

Большинство опрошенных представителей академического сообщества отметили, что в их учебных заведениях создаются собственные онлайн-системы. В то же время администрации некоторых университетов заявляют, что не все сотрудники вузов побороли страх использования цифровых образовательных технологий.

Кроме того, эксперты отмечают, что в отличие от школьной, в системе высшего образования нет возможности централизации платформенных решений, а потому рынок цифрового обучения в вузах не так интересен венчурным инвесторам и разработчикам.

«Вузам поставили задачу коммерциализировать их внутренние разработки, и они стали наполовину бизнес-структурами. Каждый вуз – это отдельная планета, и все работают по-разному: у кого-то отдельно свои лаборатории, у кого-то своя внутренняя цифровая система, построенная на внебюджетные деньги», – говорит Александр Лукичев.

Как и в школьном образовании, информационная инфраструктура многих вузов во время пандемии COVID-19 оказалась неготовой к переводу учебного процесса в дистанционный режим. Об этом в мае заявил и министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков: «Сыграло роль несовершенство национальных цифровых платформ и сервисов организации образовательной деятельности в дистанционном формате».

Лишь 7% потребностей вузов в образовательном онлайн-контенте удалось закрыть за счет 900 курсов ресурса «Современная цифровая образовательная среда». Остальное пришлось закрывать теми же способами: сервисами видео-конференц-связи, мессенджерами и записанными на видео лекциями.

Отказ от бумажных учебников

к 2020 году планируется полностью ликвидировать бумажные учебники по 11 школьным предметам, заменив их на «сертифицированные в установленном порядке устройства персонального доступа.

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выполняющий семейный подряд по развалу суверенной экономики и образования вместе с супругой Эльвирой Набиуллиной (главой Банка России) заявил, что традиционному бумажному учебнику осталось жить не более пяти лет, ибо будущее за интернациональными «облачными библиотеками» и прочими онлайн-сервисами, да и вообще, обучением в игровой форме должны заниматься программисты интернет-приложений, топ-менеджеры транснацкорпораций и сами ученики.

Министр же аргументированно парировала его выпад, причем делала это, как настоящий патриот: «Учебник выполняет важнейшую роль — социализацию маленького человека в родной культуре — той, в которой ребенок родился и живет, которая его окружает, никакой иной для него до поры до времени просто не существует. Культура определяет происходящее, по ее нормам (традициям) общение ребенка со сверстниками, взрослыми, с окружающим его миром, выстраивает отношения с природой, людьми, с самим собой. А системность в этот процесс привносит учебник. Он упорядочивает, обобщает взгляд на вещи, описывает, объясняет и фиксирует. Рисует запоминающиеся навсегда образы природы, народа, Родины. Хотите узнать, как гражданин той или иной страны видит себя и других, — откройте учебники, по которым он учился в школе.

Вряд ли кто-то не согласится с тем, что школьный учебник являлся и является мощнейшим организатором многомилионной гражданской нации. Убери из детства наших детей эти единственные и на всю жизнь объединяющие их книги, и мы получим поколение, “выпавшее из контекста”. Оно будет образованно, но не будет при этом носителем общих смыслов, общих представлений о героях и антигероях своего народа, своей страны. Они не смогут чувствовать себе гражданами, ибо гражданская совесть и гражданская ответственность — это чувства, прежде всего»,

МИФ 6

«Если на создание Цифровой образовательной среды планируется потратить 1,5 млрд евро, значит, все-таки готовится переход на всеобщий дистант»

Это неправда! Техническое оснащение школ (а их у нас в стране больше 40 тысяч) стоит недешево, но без него сегодня хорошее образование невозможно. Создание качественного, соответствующего государственным стандартам, одобренного экспертами контента тоже требует затрат. Отдельная забота — создание безопасной системы, которую не смогут взломать хакеры.

МИФ 4

«Цель ЦОС — сокращение числа школ и учителей»

Это неправда! ЦОС создается для учителя, а не вместо него. Цифровая образовательная среда разгрузит учителей от рутины: бумажной отчетности, проверки однотипных домашних заданий. Современные инструменты помогут сделать очные уроки интереснее с помощью интерактивных заданий. У педагога появится больше времени и сил на общение с детьми.

100 процентов российских школ должны быть подключены к высокоскоростному интернету: не менее 100 Мбит/с — в городах, и не менее 50 Мбит/с — в сельской местности

Ноу-хау из портфеля

Проект «Цифровая образовательная среда» для школы № 116 в челябинском поселке Чурилово — это не просто скоростной интернет.

— Это действительно среда, в которой мы на разных электронных платформах работаем вместе с детьми. Для учителей — это незаменимый помощник. А для детей добавляются элементы игры и азарта, которые современной школе просто необходимы, — считает директор Татьяна Трапезникова.

В кабинете естествознания с экрана светит второе солнце — шестиклассники изучают строение светила и располагают планеты вокруг него. В кабинете информатики есть свой 3D-принтер: физические процессы дети познают с помощью 3D-моделей и переносных лабораторий с датчиками cилы, напряжения и давления. В кабинете технологии установлены мини-станки с числовым программным управлением. А в первом классе идет урок математики, и будущие Лобачевские напряженно подсчитывают яблоки в коробках на интерактивной доске. Перемещать картинки можно с помощью специальной указки.

Подготовил Михаил Пинкус, Челябинск

Чипизация детей

Напоследок хотелось бы написать про последний пункт форсайта детство 2030. Если вы начнете изучать эту тему, и введете в поисковике детство 2030, то скорее всего первые вкладок 10-20 будут иметь названия «чипирование детей в мозг» . Действительно, такой пункт есть, и если в двух словах, то он подразумевает загрузку образовательных программ непосредственно в мозг, посредством установленного туда чипа, да почти как в матрице.

Далее лично мое мнение, возможно, и скорее всего я не прав, но все же.

Читать также:  Россия является одной из лучших стран в мире с точки зрения развития цифровой экономики

Создатели этого проекта далеко не глупые люди, и есть такой прием как отвлечение внимания. Для чего это нужно.

Вы молодой родитель, и вдруг где-то услышали что есть такой форсайт проект по разрушению образования, вы сразу кидаетесь в интернет, и пытаетесь выяснить, что же не самом деле происходит? И что вы видите сразу? Чипирование в мозг, мозговые чипы, генное программирование детей, какая ваша реакция? Тут появляется два основных варианта.

Первый вариант -вы решаете что все это маргинальный бред , а значит все что связано с критикой цифровизации тоже слухи и страшилки, верить всему этому не стоит, все у нас хорошо.

Второй вариант — человек уходит в изучение темы именно чипирования, и находит море видео очень и очень сомнительного содержания, давящих на эмоции, а не на разум, вместо того чтобы изучить те явления в образовании, которые происходят на самом деле, уже здесь и сейчас.

Если изучать тему чипирования чисто с технической точки зрения, то таких технологий которые показаны в большинстве роликов пока нет, и в ближайшее время не предвидится, это на самом деле не так просто. Тем более что если бы на самом деле были бы такие технологии, и такие планы, то нам бы про них точно не сказали.

Конечно это не значит, что чипирования не может быть, может, но все же гораздо важнее уделять внимание борьбе с более важными вещами ,которые происходят уже сейчас. Такими как введение планшетов, электронных дневников, образовательных траекторий, тьюторов, и других разрушающих образование программ. Нужно решать проблемы по мере их поступления, не случайно в форсайте этап чипирования записан последним, все потому что он станет возможным только при условии, что сначала родители примут все остальное.

Если все родители будут знать и понимать все те вещи, что изложены в статье, найдут время на их изучение, и смогут рассказать другим, то никакой чипизации не будет. Не будет и планшетов в школе, не будет разрушающих личность и здоровье ребенка методик и программ, потому что все это может стать возможно только при условии незнания, или полного равнодушия большинства родительского сообщества.

Подведем итог. В случае полной реализации проекта мы получим поколение полностью функционально безграмотных людей одной кнопки. Благодаря образовательным траекториям детей будут готовить под очень узкие задачи, и они не будут представлять себе полной картины мира. Это будут люди полностью лишенные творческих способностей, даже если такие и были в детстве. Лишенные живого контакта с учителем, дети уже не смогут усваивать сложные знания, образование будет сводится просто к узкому набору компетенций, нужных в работе. Понятие «специалист широкого профиля» уйдет навсегда. Что будет со здоровьем людей столько времени проводящих за планшетом и ПК просто страшно представить.

подборка материалов по защите детей от опасной информации в интернете и медиа среде.

Лучшие группы по борьбе с цифровизацией образования, и защите традиционной семьи. Подпишитесь чтобы всегда быть в курсе текущей ситуации.РИА КАТЮША https://vk.com/riakatyusha

Утрата навыков письма, как следствие утрата способностей к творчеству.

Электронная школа еще не начала работать, но уже сейчас письму уделяется все меньше и меньше внимания. Сначала исчезла каллиграфия, затем чистописание, теперь благодаря рабочим тетрадям письмо от руки практически сводится на нет. Очевидно что при переходе на цифровую школу, письмо от руки будет похоронено окончательно. Какие же последствия отказа от письма ждут школьников и вообще всех нас?1. Мы начнём хуже читать. А ещё пострадает моторика и координация. При ручном письме задействованы участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи. А у тех, кто рукой не пишет, эти участки включаются гораздо реже. У нас в голове есть так называемый центр Брока — участок, отвечающий за складывание букв в слова и их распознавание. То есть за умение читать и писать. При ручном письме этот центр активизирует свою работу. Из этого учёные норвежского университета Ставангера сделали вывод, что люди, которые быстро пишут, лучше читают. И наоборот: люди, медленно читающие и тяжело понимающие текст, плохо пишут.

2. У детей, которые мало пишут, плохо развит глазомер. И наоборот: те, у кого проблемы с глазомером, плохо пишут. В Китае и Японии, например, в лучники старались брать каллиграфов.

3. Люди станут хуже распознавать письменный текст. Тот, кто сам не пишет от руки, не понимает, что написано. Конечно, в мире, где ручкой никто не пользуется, неумение читать письмо нестрашно. Но страшно, что мы откажемся от этой умственной деятельности. Процессы чтения письменного и печатных текстов изучены досконально. Людей с книжками и блокнотами сажали в аппараты МРТ, проводили во время чтения УЗИ, допплеровское сканирование сосудов мозга, делали электроэнцефалограмму. При чтении письменного текста у нас задействовано гораздо больше участков мозга, чем при восприятии печатного.

4. Станут меньше учить орфографию, пунктуацию и грамматику, ведь во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления. Поэтому человек, который не будет уметь писать от руки, скорее всего, не сможет писать грамотно.

5. Без письма мы будем хуже формулировать свои мысли. Ведь при записи речи человек ещё до касания ручкой бумаги складывает в уме предложение. На самом деле письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления. Для того, чтобы набирать текст на компьютере, этого не нужно, ведь фразу, падеж, союз в любой момент можно поменять. Всё очень просто: кто часто пишет рукой и записывает лекции, часто обращается к абстрактному мышлению. А его тоже нужно держать в тонусе.

6. У нас будет плохое воображение. Люди, которые записывают текст от руки, лучше представляют себе в уме, о чем идёт речь. Если это лекция о поэтах Серебряного века, студенты, пишущие на бумаге, подробнее представляют членов «Бубного валета» и персонажей поэм Есенина, чем те, кто печатает на компьютере. Это выяснили, заставив людей записывать лекции в томографе.

7. Дети в принципе станут хуже учиться и запоминать . Есть много исследований, которые говорят от том, что материал, записанный от руки, а не на компьютере, лучше запоминается, так как люди формулируют основные мысли ещё в процессе записи.

На компьютере или планшете можно делать почти всё то же самое, но у человека пропадает необходимость чётко продумывать мысль и структуру текста, потому что он в любой момент может что-то дописать. Нам для усвоения материала достаточно было хорошо записать лекцию — перечитывать не нужно. Сегодняшним студентам и школьникам при подготовке к экзаменам приходится перечитывать записи несколько раз.

Электронное досье на каждого ребенка, контроль за семьей

Это выдержки из форсайт-проектта детство 2030. Что планируется в будущем.

  • введение института компетентного родительства как системы специальной подготовки родителей
  • материальная поддержка со стороны государства будет увязано с добросовестным выполнением родителями своих обязанностей
  • разработка «Электронного паспорта семьи» для «работы» с семьями
  • создание «воспитательных сообществ». Идеологи в одних местах допускают формулировки о том, что дети в них «растут», в других — получают дополнительные возможности.

Неправильное восприятие семьи

На сайте программы «Детство» видение ее экспертами сложившейся ситуации изложено так:

«В настоящее время усиливается тенденция либерализации семейных отношений и выхода их из привычных для нас форм. Наблюдается увеличение количества детей, рожденных вне брака, сокращение зарегистрированных семейных пар и увеличение числа разводов. Все это подтверждает тезис о том, что многообразие семейных форм и форм совместной жизни стало устойчивой тенденцией.

Однако, существующие законодательные нормы все еще ориентированы на традиционный подход – сохранение нуклеарной семьи, — и противоречат современным тенденциям формирования иных видов совместной жизни. В сложившихся условиях дети и родители становятся заложниками ситуации.

Т.е авторы «Детства 2030» открыто говорят,что естественная семья – это институт, являющийся лишь «одной возможностью из многих» для рождения и воспитания детей, лишь одна из многих форм совместной жизни!!

Неверное понимание родительства

Алина Федоровна как один из авторов и руководитель общественной программы «Детство» считает:«Роль родителя в современном мире требует особой компетенции. Недостаток знаний по уходу за ребенком, его воспитанию, психологическим аспектам семейной жизни, взаимоотношений между разными поколениями нередко приводит к распаду семей. Сделать возможность повышения родительской компетенции общедоступной можно только в результате сплоченных усилий государства, общества и бизнеса».

Иными словами, Алина Федоровна как один из авторов и руководитель общественной программы «Детство» считает: ради компетентности родителей надо, чтобы они обязательно проходили «родительское обучение». А кто не прошел – не имеет права быть родителем, надо ограничить его в правах. По крайней мере, если Алина Федоровна и не считает этот вариант развития события желанным, она – и это видно из текста – считает его вполне допустимым.

И напоследок: Министр просвещения ОльгаВасильева безапелляционно заявила, что в школах будут установлены камеры для распознавания лиц, позволяющие идентифицировать всех входящих в учебное заведение по лицу. До последнего времени сдача биометрии была уделом преступников (для отслеживания рецидивов и т.п.). Теперь это касается и детей. http://www.ntv.ru/novosti/2045929/

Компьютерная и игровая зависимость

Если внимательно прочитать основополагающий проект детство 2030, то там прописаны игровые компьютерные формы обучения, а именно: школа как цифровое игровое пространство с дополненной реальностью, вот дети то будут рады. Это уже полный конец образования, как вы после этого сможете объяснить ребенку вред компьютерных игр, когда они будут использоваться в школе и будут частью обучения, хотя обучением это уже нельзя будет назвать.

Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. А теперь эта самая главная группа риска, будет полностью переведена на компьютерное обучение. Раньше если ребенок начинал уходить с головой в виртуальный мир, у родителей был шанс его оттуда вытащить. Убрали компьютер, заняли чем-то другим, миновали ломку, и проблема решена, а теперь как?

Вы уже не заберете у него компьютер, это будет трактоваться как ограничение возможностей обучения ребенку. Еще и ювенальщики смогут нагрянуть, а проконтролировать что ребенок за компьютером делает ежеминутно вы не сможете.

МИФ 8

«В интернете уже есть много обучающих платформ, можно пользоваться ими. Тратить государственные деньги на новые не нужно»

Это не так. В интернете действительно уже много обучающих платформ. Но пока нет такой, которая была бы абсолютно безопасна для детей, содержала только проверенный и одобренный экспертами контент, предоставляла информацию по всем предметам и на все темы.

— Такая платформа еще только создается, она будет называться «Моя школа», — рассказал Виктор Басюк. — Пользоваться ею школьники и учителя будут бесплатно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *