Через Пенсионный фонд и Фонд социального страхования проходят почти все федеральные меры социальной поддержки — от пенсий до пособий нуждающимся семьям. Они проработали порознь более 30 лет, но с 2023 года должны быть объединены. Что это даст государству и гражданам России, разбирались «Известия».
С апреля у российской валюты появляется «третья форма» — цифровой рубль. Его главное преимущество — скорость расчетов, безопасность и доступ к деньгам независимо от банка, поясняют эксперты. Законопроект о цифровом рубле еще рассматривают в Госдуме, однако в перспективе у инновации большое будущее. Если в пилотном проекте речь идет о нескольких простых операциях, то в дальнейшем цифровые рубли могут использовать и для социальных выплат. Подробности — в материале «Известий».
Что такое цифровая пенсия, когда будет цифровая пенсия
Пакет законопроектов о цифровом рубле проходит первое чтение в Госдуме. Планировалось, что он будет принят к 1 апреля, однако теперь сроки сдвигаются к концу месяца. Как пояснил глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков, действовать законопроект скорее всего начнет в мае. Поначалу речь пойдет о самых простых операциях: переводах между физлицами и оплате покупок.
Цифровой рубль представляет собой уникальный код, хранящийся на специальном цифровом кошельке. Передается цифровой рубль от одного пользователя к другому за счет перемещения кода с одного электронного кошелька на другой. Согласно долгосрочным планам ЦБ, в перспективе в цифровых рублях можно будет выплачивать не только пенсии, но и зарплаты. Решение о том, в какой форме получать выплаты: наличными, на карточку или цифровыми рублями —останется за конечным потребителем.
Автор(ы):
Сергеева Надежда Владиславовна
Ключевые слова:
государственная услуга, электронные госуслуги, цифровизация
Аннотация:
Актуальность статьи обусловлена проводимыми процессами цифровизации государственного управления. Перевод государственных услуг и реализация принципов доступности, экстерриториальности и проактивности призвана не только оптимизировать государственные расходы, но и, в первую очередь, качественно изменить процессы взаимодействия государства и общества. Целью исследования стал анализ результативности и изучение эффекта от внедряемых электронных сервисов и цифровизации сферы предоставления госуслуг Пенсионного фонда России на основе эмпирических данных. Для достижения цели исследования использовался анализ данных годовой отчетности фонда, открытых данных и данных официальных источников информации. Анализ данных продемонстрировал взрывной рост исследуемых показателей результативности работы фонда. По мнению автора, дальнейшая цифровизация государственных услуг, оказываемых фондом, будет направлена на реализацию принципа проактивности при предоставлении наиболее востребованных и актуальных услуг.
Библиографическая ссылка:
Сергеева Н.В. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ: КЕЙС ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2021. – № 2 (37). – С. 7-14. doi: 10.21777/2587-554X-2021-2-7-14
Пенсионный фонд России планирует использовать технологию блокчейн для отслеживания информации о трудовых договорах между работодателями и сотрудниками. Таким образом фонд намерен уменьшить свои расходы на хранение и обслуживание большого объема данных, рассказали «Известиям» в его пресс-службе. Для этого до конца года будут подготовлены предложения по объединению всех информационных систем ПФР в единую цифровую платформу, которая будет использовать технологию распределенного реестра данных.
Речь идет о введении смарт-контрактов. Это новый вид договоров, которые заключаются в электронной форме и утверждаются сторонами цифровой подписью. Для того чтобы ее оформить, гражданину необходимо обратиться в МФЦ или любой другой удостоверяющий центр и подать необходимые документы. Сейчас ПФР аккумулирует данные о налоговых отчислениях и страховых взносах работодателей на своих серверах. В дальнейшем вся эта информация будет храниться с помощью распределенных баз данных. Технология блокчейн в данном случае позволяет однозначно зафиксировать все договоренности и необходимые документы, а возможность внести правки задним числом исключается.
Переход на закрепление трудовых отношений в электронной форме будет постепенным. В июне председатель правительства Дмитрий Медведев сообщил, что система цифровых трудовых книжек начнет свою работу только с 2020 года, но и после этого работодатели продолжат вести традиционный бумажный документооборот.
— Внедрение смарт-контрактов в трудовые отношения позволит в будущем отказаться от обязательного заключения их в бумажном виде, но иметь о них информацию в любой момент времени, как это сегодня происходит с правом на недвижимость, — рассказали «Известиям» в пресс-службе ПФР. — Технология блокчейна позволит распределить информацию о трудовых договорах между работодателями и удостоверяющими центрами, сэкономив расходы ПФР на хранение и обслуживание большого объема данных, при этом граждане будут дополнительно защищены от нерадивых работодателей, которые оформляют трудовые договоры с нарушением законодательства.
Как отметили в ПФР, в условиях тотального перехода к цифровой экономике получают распространение и развитие так называемые глобальные цифровые платформы, которые становятся единой основой для создания многочисленных сервисов для населения. Такие платформы, причем мирового масштаба, уже созданы в области сетевой торговли, транспортной логистики, туристических сервисов. Их функционал стремительно распространяется на область оказания финансовых, социальных и телекоммуникационных услуг. В Пенсионном фонде в качестве примера привели Amazon, Alibaba, Booking, Airbnb, Saloodo и многие другие.
— Цифровая платформа ПФР должна стать агрегатором цифровых сервисов в области социального обеспечения населения. Платформа должна обеспечивать интеграцию даже таких сервисов, о которых мы еще ничего не знаем, в этом и будет ее уникальность. Цифровая платформа ПФР должна, с одной стороны, существенно снизить трансакционные издержки фонда, а с другой — обеспечить его проактивное развитие в условиях цифровизации российской экономики, — добавили в пресс-службе.
По мнению профессора кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Александра Щербакова, в России широко распространены нарушения в сфере трудового законодательства на уровне малых и средних предприятий. И внедрение современных технологий позволит отслеживать подобные ситуации.
— В инициативе Пенсионного фонда есть смысл. Чем больше возможностей для повышения эффективности и удобства в сфере управления персоналом, тем лучше. Сегодня очень высок уровень нарушения трудовых соглашений между сотрудниками и работодателями. В основном это относится к малым и средним предприятиям. Права работника на них нередко нарушаются с самого начала, когда сразу определяются некие условия не только при приеме на работу, но и при увольнении. Готовятся документы, которые облегчают увольнение работника в случае возникновения каких-то конфликтов с работодателем, — рассказал Александр Щербаков.
Согласно данным Роструда, только за прошлый год было подано больше 465 тыс. обращений со стороны граждан по нарушениям трудовых прав. За 2017 год госинспекторами с работодателей было взыскано более 20 млрд рублей.
В правительстве и экспертных кругах неоднократно высказывалась мысль, что развитие смарт-контрактов в корне изменит отношения между физическими и юридическими лицами в будущем. Появление такой технологии не только сделает их прозрачнее, но и поможет высвободить множество людей, чья деятельность связана с заключением соглашений и договоров.
В октябре 2017 года президент России Владимир Путин поручил правительству и Центральному банку определить статус цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и дать определения таким понятиям, как «технология распределенных реестров», «цифровой аккредитив», «цифровая закладная», «криптовалюта» и «токен».
Увеличатся ли выплаты после слияния ФСС и ПФР
Бессараб подчеркивает, что принятые решения приведут и к увеличению выплат. В частности, вырастет процент выплат по листкам временной нетрудоспособности — примерно в полтора раза.
— Это произойдет потому, что, по сути, объединяются две налогооблагаемые базы, но с увеличением их предельной величины, — сказала она. — Кроме того, теперь граждане, работающие по договорам гражданско-правового характера, будут иметь право на больничный лист и его оплату.
Минтруд, рассказывая о Социальном фонде России, указывает на плюсы введения единого тарифа, который позволит без повышения общего размера тарифов увеличить максимальные размеры выплат по больничным, по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет для застрахованных (работающих) граждан. Именно это решение и обеспечит выплаты по больничным для работающих по ГПХ.
Сейчас, поясняет Минтруд, работодатели платят 5,1% на медицинское страхование, 22% с взносооблагаемой базы и 10% сверх этой базы на работающих по трудовым договорам и по ГПХ — на пенсионное страхование, а также 2,9% на обязательное социальное страхование. С 1 января после введения единого тарифа платеж составит 30% с взносооблагаемой базы и 15,1% сверх взносооблагаемой базы на работающих по трудовым договорам и на занятых по ГПХ. Подчеркивается, что увеличение взносооблагаемой базы коснется работодателей, которые исчисляют страховые взносы с заработных плат от 92 тыс. рублей в месяц и выше. Предельный размер роста нагрузки составит 16 тыс. рублей на сотрудника в год. При этом все действующие льготные режимы будут сохранены.
Все социальные взносы будут единым платежом направляться на пенсионное, социальное и медицинское страхование в пропорции 72,8% на пенсионное страхование, 18,3% — на медицинское страхование и 8,9% — на обязательное социальное страхование.
В результате к 2025 году, указывает Минтруд, максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составит 57,4 тыс. рублей вместо возможных при нынешней модели 37,9 тыс. рублей, максимальная сумма пособия по беременности и родам за 140 дней — 660,9 тыс. рублей вместо 435,9 тыс. рублей, максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности при стаже 8 и более лет — 143,5 тыс. рублей вместо 94,7 тыс. рублей.
Чем цифровая пенсия и цифровой рубль отличается от денег «на карточке»
Цифровая пенсия будет отличатся от обычной только формой рубля. Размер выплаты, возможность перевести и потратить деньги останется, как и у обычных начислений.
Наличные деньги выпускает Центробанк. Безналичные деньги привязаны к счету, однако выпускает их не ЦБ, а коммерческие банки. Фактически безналичные рубли — это запись на электронных банковских счетах и картах о том, что их клиент владеет определенной суммой денег. Пока они хранятся на электронном счете в виде записи, банк может пользоваться ими по собственному усмотрению: выдавать кредиты, инвестировать. Безналичные деньги полностью конвертируются в наличные и обратно.
Цифровые рубли похожи на безналичные тем, что хранятся не в бумажнике, а на отдельном цифровом кошельке. При этом они похожи и на наличные — тем, что их выпускает непосредственно Банк России. Главное отличие в том, что у коммерческих банков не будет доступа к цифровым средствам граждан, все счета планируют хранить непосредственно на серверах ЦБ. Цифровые рубли — это обязательство перед клиентом не банка, а напрямую государства, и они будут выплачены независимо от того, что произойдет с тем или иным финансовым учреждением. Этим «третья форма рубля» принципиально отличается от криптовалют.
Цифровые деньги также можно будет переводить из одной формы в другую — причем доступ к ним будет из приложения того банка, в котором у пользователя открыт счет. Поскольку курс цифрового рубля будет 1:1, заработать на разнице не удастся. Платить с помощью цифрового рубля можно будет как онлайн, так и — в дальнейшем — офлайн.
Кто получает, кто выплачивает
Доступ к цифровому рублю получили не все банки. В пилотный проект вошли 13 ведущих финансовых организаций, которые начнут тестировать операции с третьей формой рубля после того, как законопроекты будут одобрены. Таким образом, о цифровых пенсиях речи пока не идет.
- Информационные компьютерные технологии и особенности их применения в образовательном процессе школыФролов С.А.NovaInfo 135, с.90-91, 20 ноября 2022, Педагогические науки
- Фролов С.А.
- Основные аспекты эффективности цифровизации предприятий коммунального водоснабжения и водоотведенияПогиблов Ю.Ю.NovaInfo 134, с.8-9, 24 октября 2022, Технические науки
- Погиблов Ю.Ю.
- Банковский сектор России и его анализБогатырева Ю.С.Сазонов С.П.NovaInfo 132, с.61-64, 31 мая 2022, Экономические науки, УДК 336.71
- Богатырева Ю.С.
- Сазонов С.П.
- Цифровая трансформация образованияЧертушкин Д.А.NovaInfo 132, с.15-17, 27 апреля 2022, Технические науки
- Чертушкин Д.А.
- Формирование финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской ФедерацииМелеинова Д.Ю.Воротилова О.А.NovaInfo 130, с.30-31, 20 января 2022, Экономические науки
- Мелеинова Д.Ю.
- Воротилова О.А.
Список литературы
- Каурова, О.В., Информационное обеспечение актуарной деятельности в Пенсионном фонде Российской Федерации: международная и отечественная практика : монография / О.В. Каурова. — Москва : Русайнс, 2020. — 276 с.
- Мезенцева, Т.М., Проблемы учета, контроля и анализа, в современной системе информационного обеспечения устойчивого развития экономических субъектов : монография / Т.М. Мезенцева. — Москва : КноРус, 2021. — 294 с.
- Ясенев, В.Н., Информационные системы в экономике. : учебное пособие / В.Н. Ясенев, О.В. Ясенев. — Москва : КноРус, 2021. — 428 с.
- Лосева, А.Ю., Современные информационные системы: теория и практика : монография / А.Ю. Лосева, Д.Д. Цыренов. — Москва : Русайнс, 2020. — 101 с.
- Горбенко А.О. Информационные системы в экономике : учебное пособие / Горбенко А.О. 4-е изд. — Москва : Лаборатория знаний, 2020. — 293 с.
- Лашина, М.В., Информационные системы и технологии в экономике и маркетинге. : учебник / М.В. Лашина, Т.Г. Соловьев. — Москва : КноРус, 2019. — 301 с.
- Коноплева И.А. Информационные системы в экономике : учебное пособие / Коноплева И.А., Коноплева В.С. — Москва : Проспект, 2018. — 112 с.
Цитировать
Мелеинова, Д.Ю. Развитие информационных систем в Пенсионном фонде Российской Федерации / Д.Ю. Мелеинова, О.А. Воротилова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 132. — С. 66-67. — URL: https://novainfo.ru/article/19263 (дата обращения: 17.05.2023).
Поделиться
Вместе с появлением «третьей формы рубля» в Сети появились опасения, что цифровые деньги могут сгореть. Однако эти опасения не соответствуют действительности, пояснил завкафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г.В. Плеханова Денис Перепелица. По словам эксперта, цифровые рубли токенизированы (специальным способом обезличены и защищены), а уникальный идентификатор поможет отследить всю историю трансакции и при необходимости восстановить средства. То есть они не могут исчезнуть со счета, как бывает при кибератаках на банковские карты, и обнулиться тоже не могут.
О том, когда у пенсионеров появится возможность получать выплаты цифровыми рублями, говорить пока рано, но, по мнению экспертов, на это уйдет от трех до пяти лет. При этом право выбора между цифровым и обычным счетом всегда будет сохраняться за самим пенсионером.
Развитие информационных систем в Пенсионном фонде Российской Федерации
В данной статье анализируется информационное обеспечение Пенсионного фонда РФ в современных экономико-правовых реалиях эпохи цифровизации. Рассмотрено как пенсионные услуги стали более доступными и качественными после введения цифровых технологий.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ, ПФР, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ
Текст научной работы
Сложно представить себе полноценную работу механизма пенсионной системы страны без его информационного обеспечения. Вся информация аккумулирована в определенных компьютерных программах.
Наше время отличается тем, что управление любой формой деятельности невозможно без обработки значительных массивов данных, осуществляемой вычислительной техникой. Компьютерные технологии, используемые в работе, претерпели значительные изменения и в части аппаратной составляющей, и в части принципов и методов обработки данных как с позиции области ее применения, так и с позиции широты использования.
Пенсионное страхование всегда было частью отрасли, где любые реформы и нововведения приживались довольно сложно. Проблема состоит в разрыве общественного сознания и реалий экономической и социальной жизни страны.
Но проводимая масштабная цифровизация, нуждается в притоке новых технологий, а это в полной мере относится и к пенсионному фонду. Основная цель внедрения цифровых технологий в пенсионное страхование — увеличение доступности и качества пенсионных услуг.
На сегодня ПФР — это оператор, обслуживающий крупные информационные системы, в частности автоматизированную информационную систему Пенсионного фонда.
ПФР РФ уже довольно давно ввел в эксплуатацию единую государственную информационную систему предоставления гражданам данных относительно различных форм социальной поддержки — ЕГИССО. В ней собраны сведения о всех социальных льготах и выплатах, которые планируется предоставлять гражданам на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Система позволит объединить данные из множества ведомств, упростить порядок получения информации и ускорить ее передачу.
Сервис позволяет решить следующие задачи: анализ работы различных учреждений в социальной области; оказание адресной помощи лицам, которые в ней нуждаются; расширение видов социальной гарантии для населения; планирование федерального и регионального бюджета; получение сведений по стране и региону; создание общей базы данных; организация электронного взаимодействия между ведомствами; информирование граждан о мерах соцподдержки.
Классификатор мер социальной защиты ЕГИССО позволяет унифицировать данные меры. Каждая ее разновидность имеет определенный код. В базу данных включены пенсии, доплаты к ним, страховые выплаты, социальные пособия, компенсации, субсидии, льготы, помощь в натуральном виде, услуги социального вида.
Уже сегодня у граждан Российской Федерации есть возможность получать большую часть услуг Пенсионного фонда не выходя из дома, через интернет. Все услуги и сервисы, которые Пенсионный фонд предоставляет в электронном виде, объединены в один портал на сайте ПФР. Персональный аккаунт на сайте ПФР позволяет получить сведения о пенсиях, социальных выплатах, маткапитале и пенсионных накоплениях.
Ежегодно Пенсионный фонд тратит на информатизацию 10–11 млрд руб., занимая по этому показателю лидирующие позиции среди федеральных структур.
Также Пенсионный фонд РФ создал и использует одну из самых крупных IT-систем России — АИС ПФР. Система необходима для учета граждан в структуре пенсионного страхования, управления данными о каждом застрахованном гражданине для обеспечения его пенсионных прав.
В состав АИС ПФР входит ряд функциональных подсистем, например, персонифицированный учет, управление страховыми взносами, назначение, перерасчет и выплата пенсий и иных социальных выплат, управление средствами пенсионных накоплений, анализ и отчетность, внешнее взаимодействие и обмен данными, кроме перечисленных надо упомянуть набор инфраструктурных и обеспечивающих подсистем.
Ключевое назначение АИС ПФР — автоматизация процессов предоставления гражданам РФ государственных услуг и реализации функций ПФР, а также для обеспечения информационно-аналитической поддержки работы ПФР.
Услугами АИС ПФР постоянно пользуется порядка 100 тыс. внутренних пользователей. Совокупный размер баз данных, обслуживаемых в ПФР, равен 247,5 Тб. В среднем в течении одних суток обрабатывают 120 Гб. В состав парка серверного оборудования входит более 10 000 серверов разных платформ.
Если не так давно ПФР РФ вел реестры, предназначенные лишь для реализации своих функций, то при формировании АИС ПФР перед специалистами была поставлена задача перенацелить информационные ресурсы Фонда на предоставление информации другим организациям. В результате, сведения из реестров получает множество пользователей.
В АИС ПФР уделено значительное внимание вопросам информационной безопасности и защиты дынных, обеспечивающей полноценную работу ПФР, соблюдение требований законодательства и защиту участников информационного обмена от кибератак.
В течение 2016 года Пенсионный фонд по решению правительства занимался разработкой сервиса, который позволит оказать социальную поддержку гражданам с инвалидностью. В результате был создан Федеральный реестр инвалидов.
Граждане могут зайти в свой личный кабинет, в котором содержатся сведения о группе, причине, сроке инвалидности, дате ближайшего освидетельствования, мероприятиях программы реабилитации и другую важную информацию. С мая 2017 года гражданин может посмотреть сведения касательно выдачи средств реабилитации.
Значительным препятствием на пути развития цифровых систем пенсионного фонда является отсутствие законодательного и нормативно-правового регулирования внедрения новых технологий. В настоящее время объемы бумажной документации в Пенсионном фонде очень велики. И в основном они носят дублирующий характер, что увеличивает сроки исполнения, подготовки и предоставления ряда документов. Затруднительно решить вопрос хранения бумажной документации.
Очень сложно выстраивать стратегию цифровизации пенсионного страхования. Но использование информационных технологий имеет множество преимуществ, в большинстве своем они облегчают жизнь человека, делают большинство процессов более прозрачными.
Когда и как объединят фонды
Правительство внесло на рассмотрение Госдумы пакет законопроектов, которые касаются слияния Пенсионного фонда и Фонда социального страхования в Фонд пенсионного и социального страхования.
Всего вносятся четыре законопроекта — в частности, изменения ждут налоговое законодательство для объединения базы для исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Также устанавливается идентичный круг лиц, в отношении которых начисляются и выплачиваются страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, — так, обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане, которые работают по договорам гражданско-правового характера (ГПХ). Поправки в Бюджетный кодекс предусматривают распределение страховых взносов всех плательщиков.
Минтруд сообщает, что объединение фондов планируется уже с 1 января 2023 года. Новая структура получит название — государственный внебюджетный фонд «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации», или Социальный фонд России. Учредителем фонда выступит правительство РФ, собственником имущества — Российская Федерация.
У Социального фонда России будет принципиально новый орган управления. Минтруд указывает, что это первый прецедент публичного управления внебюджетным фондом. Деятельность организации будет подотчетна Наблюдательному совету, состоящему из семи человек: представителей профсоюзов, работодателей, Госдумы, Совфеда, правительства, координатора Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и председателя объединенного фонда.
«С 1 января 2023 года планируется переход на единый тариф по социальным взносам, на единую цифровую платформу в сфере начисления социальных выплат, — приводит пресс-служба Минтруда слова замминистра труда и социальной защиты РФ, статс-секретаря Андрея Пудова. — Уже создан Единый контакт-центр, который консультирует по всем федеральным мерам социальной поддержки, проведен пилот по единым клиентским службам ПФР и ФСС».
Он подчеркнул, что все клиентские службы ПФР и ФСС будут сохранены, однако там теперь можно будет получить больший спектр услуг.
Позволит ли объединение фондов сэкономить
— Объединение делается также для сокращения государственных расходов на содержание аппарата управления фондами, штата сотрудников, площадей и оборудования путем слияния двух фондов в один с оптимизацией его работы и структуры, — указывает Валерий Корнейчук. — Реформа фондов принесет ежегодную экономию бюджету порядка 50 млрд рублей.
Между тем кабмин уже заявил, что коллектив ФСС и ПФР сохранится. Светлана Бессараб подчеркивает, что правительство и руководство фонда действительно на данном этапе не собираются сокращать работников среднего и нижнего звена.
— Но топ-менеджмент, конечно, не нужен будет в таком количестве, — говорит она. — Кроме того, можно предположить, что количество офисов, которые сегодня занимают один и другой фонд, сократится. Реализация имущества позволит пополнить в дальнейшем бюджеты фонда.
Член генерального совета «Деловой России» Юрий Коробов замечает, что слияние фондов — это «здоровая оптимизация», которая позволит сделать бюджетный акцент на сферу производства.
— Сегодня мы наблюдаем картину, когда система проедает саму себя при слишком высокой себестоимости и невозможности получения добавленной стоимости, — говорит он. — Сокращение не означает потерю рабочих мест, в этом случае сокращение — это смещение акцентов, неразорванная зона ответственности и концентрация в единой системе.
Максим Башкатов также считает, что в первые годы после объединения фондов не стоит ожидать сокращений, тем более что с реализацией проекта «социальное казначейство» Пенсионный фонд уже существенно расширил перечень предоставляемых услуг — в 2021 году в администрирование ПФР, в частности, было передано 37 ранее действовавших мер поддержки, которыми охвачено более 2 млн граждан, а в 2022 году — выплату для семей с невысокими доходами на детей от 8 до 17 лет.
— С внедрением единой цифровой платформы регионы получат возможность делегировать работу по назначению выплат ПФР, — сказал он. — Эта возможность будет востребована, поскольку компетенции ПФР позволяют работать с выплатами быстрее. Простой пример: когда вводили выплату на детей от 3 до 8 лет в 2020 году, граждане подавали заявления с 1 июня, а первые выплаты начали поступать только в конце месяца, в 2022 году между стартом приема заявлений на детей от 8 до 17 лет и первыми выплатами прошло всего четыре рабочих дня.
Однако количество руководителей, говорит он, безусловно, сократится. Мария Акатнова считает, что сокращение может коснуться административного персонала, который отвечает за организацию работы объединенного фонда.
Кого коснется индексация пенсии с 1 апреля
В прошлом году было решено поэтапно проиндексировать социальную пенсию. С 1 июня 2022 года ее размер вырос на 10%, а с 1 апреля 2023 года — еще на 3,3%. Общее увеличение за девять месяцев составит 13,3%. Повышение коснется 4 млн человек. Помимо этого, некоторые граждане получат единовременную денежную выплату в размере 10 тыс. рублей ко Дню Победы. Средства начислят участникам боевых действий, труженикам тыла, вдовам участников войны и инвалидам Великой Отечественной войны. Из-за майских праздников эти выплаты произведут заранее, в конце апреля.
Также индексация пенсий с 1 апреля ждет инвалидов I, II и III групп. Инвалиды I группы получат 14 306 рублей вместо 13 849 рублей, а дети-инвалиды I группы получат пенсию в 17 167 рублей. Инвалиды II группы после индексации станут получать 7153 рубля, а инвалиды III группы — 6080 рублей.
Что даст слияние ПФР и ФСС
Доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук Мария Акатнова замечает, что деятельность ПФР и ФСС направлена на достижение одной и той же цели — предоставление гражданам денежных мер социальной поддержки, и поэтому целесообразно объединить их в одну структуру.
— Некоторые виды социального обеспечения предоставляются одновременно как ПФР, так и ФСС, в зависимости от того, является ли получатель застрахованным лицом или нет, — рассказала она «Известиям». — Например, пособие по беременности и родам застрахованным женщинам выплачивает ФСС, а единовременную выплату по беременности и родам безработным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, предоставляет ПФР. Такая же ситуация сложилась и с единовременным пособием при рождении ребенка, но в этом случае необходимо предоставить сведения о том, не получал ли второй родитель пособие в другом фонде.
По ее словам, в последнее время такие сведения могут быть переданы без участия получателя — это упрощает процесс получения пособия, но требует дополнительных затрат времени и средств от самих фондов. Убрать подобное дублирование компетенций вполне логично, считает эксперт.
Руководитель направления «Правовое развитие» ЦСР Максим Башкатов замечает, что принятые 30 лет назад решения о том, что какую-то меру социальной поддержки администрирует ФСС, а какую-то ПФР, были обусловлены разными причинами, но сейчас это не всегда логично.
— Объединение баз данных, кадрового потенциала и клиентских служб фондов, безусловно, ускорит назначение выплат, а также упростит взаимодействие с государством для граждан, — пояснил он «Известиям».
Эксперт Высшей школы управления финансами, доцент Валерий Корнейчук рассказал «Известиям», что работа нового фонда будет организована аналогично МФЦ Москвы, когда в «одном окне» можно получить ответы на все вопросы с оформлением соответствующих выплат.
Член комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Светлана Бессараб замечает, что система «единого окна» актуальна скорее для людей старшего поколения и тех, кто привык получать информацию или подавать документы при непосредственном участии — большинство граждан уже сейчас делает это через портал госуслуг или МФЦ.
— Мы всё больше переходим на цифровые платформы решения всех задач, и нет больше такого количества операций, которые проводили фонды отдельно друг от друга, — говорит она. — Были бумажные больничные, работодатели приносили большие отчеты, ФСС их проверял, связывался с соответствующими медицинскими организациями и так далее. Этой рутины уже нет. Сейчас затраты на это существенно сократились. Это просто совершенствование процесса.
Научный руководитель департамента налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета Любовь Гончаренко отмечает, что предложенная трансформация — еще один этап перехода к системе клиентоориентированного подхода в государственном управлении.
— И это еще один логичный шаг по снижению административной нагрузки на бизнес, — сказала она «Известиям». — Логичным будет выглядеть и объединение платежей в государственные социальные фонды по одному платежному поручению.
Предложенная структурная трансформация будет способствовать также оптимизации информационных потоков и оптимизации использования финансовых ресурсов, что «может стать предпосылкой более обоснованного уровня тарифов платежей в государственные внебюджетные фонды», считает Гончаренко. Она надеется, что будет достигнуто и упрощение внутреннего аудита, а вместе с ним и прозрачность в бюджетном управлении.
Автор исследования КРОС «Ландшафт влияния. Исследование отраслевых ассоциаций и деловых объединений» Петр Кирьян замечает, что если будут реализованы планы Минтруда по преобразованию системы уплаты социальных взносов в 2023–2025 годах, то бизнес получит единый платеж в систему социального и пенсионного страхования и единый центр администрирования в лице ПФР. Именно появление единого центра администрирования уплаты социальных взносов он называет главной пользой такого решения.
Есть ли минусы у этого решения
Валерий Корнейчук указывает, что минусами новой системы может быть в некоторых случаях увеличение налоговой базы для исчисления страховых взносов для работодателей, которых обяжут платить взносы за работников, трудоустроенных по ГПХ.
— Кроме того, смена организационно-правовой формы фонда государственного учреждения на внебюджетный фонд создает прецедент возможного отказа государства от своих социальных обязательств перед гражданами, — сказал он.
Минтруд, впрочем, указал, что РФ в новом фонде несет ответственность по обязательствам фонда по выплате пенсий и пособий.
Также Корнейчук не согласен с применением регрессионной шкалы по начислению страховых взносов после достижения фиксированной суммы с 30 до 15,1%.
— По сути, это поддерживает тезис — богатые платят меньше налогов, чем бедные, что отличается от мировой практики, где применяется прогрессивная шкала налогообложения, — говорит он.
Мария Акатнова указывает, что обратить внимание при слиянии надо на то, что объединение двух фондов в одну столь масштабную структуру «диктует необходимость высокого качества организации ее деятельности, в том числе эффективного контроля за расходованием средств».
Кроме того, говорит она, на объединенный фонд будут возложены обязанности по предоставлению различных видов социального обеспечения как за счет средств обязательного социального страхования, так и за счет средств государственного бюджета.
— Поэтому необходимо избежать уравнительного подхода в определении права на социальное обеспечение, целью которого является компенсация утраченного заработка или иного дохода, и в обязательном порядке сохранить учет трудового вклада при определении размера выплат, основанных на страховых взносах, — сказала она.