В прошлом году премьер-министр Михаил Мишустин утвердил стратегию цифровой трансформации транспортной отрасли до 2030 года. За реализацию указанных в документе инициатив отвечает Минтранс совместно с федеральными органами исполнительной власти. При этом ряд аналитиков сходятся во мнении, что одним из главных факторов развития транспортной отрасли является применение современных цифровых решений.
Цифровизация транспорта в нашей стране уже началась и активно ведется. Сейчас можно оценить первые результаты внедрения новых проектов как в Москве, так и в регионах, и дать прогноз, как будет трансформироваться облик транспортно-логистической сферы. Эксперты считают, что в ближайшие несколько лет в связи с внедрением технологий обработки больших данных, искусственного интеллекта (ИИ), интернета вещей (IoT) транспортная отрасль выйдет на новый уровень качества.
В сфере транспорта происходит цифровая революция
17 ноября 2021 13:20
Подводим первые итоги форума «Транспорт России»
16 ноября в Москве, в Гостином дворе, стартовал XV Международный Форум и Выставка «Транспорт России» – ключевое событие года в сфере транспорта, определяющее развитие всей отрасли на десятилетия вперед. Министр транспорта России Виталий Савельев сообщил ключевые показатели новой Транспортной стратегии страны: «Сегодня в мире происходит революция в транспорте, потому что цифровизация глубоко проникла в транспортную отрасль, и она меняет транспортный ландшафт. Сейчас без цифровизации процессов уже невозможно дальше развивать транспорт».
ОСНОВА БАЛАНСА
Позже в первый день состоялась еще одна пленарная дискуссия «Цифровая логистика 2021-2024-2030: от трансформации компаний к лидерству всей транспортной отрасли», организатором которой выступила Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика». В ходе нее участники подвели предварительные итоги за 2021 год и обсудили ряд вопросов, связанных с цифровой трансформацией логистики, технологическими изменениями пассажирских и грузовых перевозок и поддержкой со стороны государства.
«Мы говорим о новых технологиях — цифровые сервисы, оплата по биометрии, но реалии таковы, что на сегодняшний день в том же Екатеринбурге в большинстве автобусов работают контролеры с бумажными билетами, — сообщил генеральный директор Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Евгений Дитрих. — Хотелось бы призвать всех инициаторов инновационных проектов — проецировать идеи на конкретные случаи и реалии, а затем отслеживать эффективность внедрения предложенных технологий на транспорте. Нужно собирать и анализировать информацию о транспортных системах, маршрутах в городах — так называемые «большие данные». Именно они станут основой транспортно-экономического баланса».
ГТЛК уже начала также работу над созданием цифровой платформы, включающей цифровой паспорт лизингополучателя, а также возможность мониторинга предметов лизинга с контролем за техническим состоянием активов. Это масштабная и важная задача для компании, чей парк насчитывает 310 воздушных судов, 180 водных судов, 101,6 тыс. вагонов, 7,6 тыс. единиц пассажирского транспорта.
Планируется, что к 2025 году на платформе управления ГТЛК будут собираться данные о 90% транспортных средств, переданных компанией в лизинг. В перспективе ГТЛК рассматривает возможность предоставления такого сервиса и для сторонних парков.
Помимо пленарных дискуссий, в рамках деловой программы Форума прошел круглый стол «Открытие совместной образовательной программы бакалавриата ВШЭ — РУТ (МИИТ) «Экономика транспорта и транспортная инженерия», конференции «Цифровизация процессов управления городскими транспортными системами: безопасность, качество и эффективность», заседание Комиссии Государственного совета Российской Федерации по направлению «Транспорт» и панельная дискуссия «Инфраструктура vs Тариф. Поиск конструктивных решений».
В КРУГОСВЕТКУ НА ПАРУСНИКЕ
Компания «Росморпорт», Фонд «Росконгресс» и Ассоциация возрождения морских традиций учебных парусников на полях форума «Транспортная неделя-2021» подписали соглашение о совместной работе над проектом Кругосветного плавания парусного учебного судна «Мир» SAILING THE GLOBE в 2022-2023 годы. «Кругосветка» посвящена 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, празднованию 350-летия со дня рождения российского императора Петра I и является частью подготовки к празднованию в России Всемирного дня моря.
«Мир» — это уникальный парусник, который признан самым быстрым фрегатом в мире: на нем зарегистрирована максимальная скорость под парусами − 21 узел, или 38,9 км/ч, — заявил заместитель гендиректора по флоту ФГУП «Росморпорт» Василий Стругов. — Однако в кругосветку он отправится впервые. Мы уверены, что это плавание пройдет успешно, безопасно и на высоком организационном уровне. Сейчас маршрут судна прорабатывается: предполагается, что «Мир» посетит крупнейшие российские морские порты и порты стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки, Западной и Северной Европы».
Старт экспедиции SAILING THE GLOBE планируется в июне 2022 года в дни Петербургского международного экономического форума из исторической Лесной гавани Кронштадта, а вернётся парусник в Санкт-Петербург ровно через год — в июне 2023 года. За год судно пройдет Северным морским путем, пересечет Тихий и Атлантический океаны, и по предварительным оценкам преодолеет порядка 37 тысяч морских миль (68,5 тысяч километров) – это более чем в полтора раза длиннее экватора.
Цифровизация все активнее проникает в сферу общественного транспорта
21 ноября 2022 10:00
Специальные приложения позволяют не только видеть, когда придет автобус на остановку, но и оплатить с их помощью проезд
О деталях цифровых изменений в транспортной системе страны рассказал заместитель генерального директора компании «Датапакс» Максим Исаев, который посетил открытую студию медиагруппы «Комсомольская правда» на форуме «Транспортная неделя-2022».
«ТРАНСПОРТ ПО ЗАПРОСУ»
— Максим, «Транспортная неделя» — это хорошая возможность компаниям показать себя во всей красе другим представителям отрасли. Чем ваше предприятие похвасталось?
Сегодня мы демонстрировали наши цифровые сервисы. Показали, что мы достаточно опытные в теме пассажирского общественного транспорта. Практически четверть всего общественного транспорта нашей страны управляется с помощью наших сервисов. Мы представили недавно реализованный проект в Тверской области, который перевернул всю сферу пассажирского общественного транспорта. Скажем, если раньше отдельные цифровые сервисы создавались для решения конкретных задач, то сейчас подход существенно видоизменился. Тверской опыт показал, что должно быть комплексное цифровое решение, которое охватывает все аспекты управления общественным транспортом. Для того чтобы это управление сделать эффективным как для региона, который организовывает общественный транспорт, для перевозчика, который, собственно, предоставляет эту услугу для пассажиров, так и для самого пассажира, чтобы он мог этим транспортом комфортно пользоваться.
Мы также презентовали один из своих новых сервисов, который называется «Транспорт по запросу». Что это такое и как это отличается от регулярного транспорта? С помощью мобильного приложения пассажир формирует заявку, откуда и куда он хочет проехать. Система автоматически агрегирует весь спрос от пассажиров и выстраивает таким образом рейс, чтобы он охватил максимальное количество пассажиров, собрал их всех и довез в нужное время до своего конечного пункта назначения. Такой подход существенно видоизменяет логику общественного транспорта и помогает сделать его более эффективным и удобным, гибким для пассажиров. Мы знаем, что в нашей стране есть уголки, где транспорт ходит редко или вообще недоступен. А такой сервис помогает обеспечить 100% населения транспортными услугами.
— Какой была реакция у экспертов, которым вы презентовали этот проект?
— Реакция положительная. Потому что все инновации в области управления транспортом повышают всю цифровизацию общественного транспорта. Поэтому важно эти сервисы не создавать как отдельные какие-то разработки, важно, чтобы они, наверное, укладывались в какую-то единую концепцию, транспортную стратегию, которая у нас есть, чтобы они друг друга дополняли, а не конкурировали. И тогда такие сервисы способны для пассажира предоставлять наиболее качественную услугу.
Максим Исаев на форуме «Транспорт России» 2022
ОПЛАТА В ОДИН КЛИК
— Сегодня вы планируете подписать соглашение. В чем его суть?
— На рынке большое количество крупных игроков, которые в своей отрасли являются достаточно опытными экспертами. Сегодня мы планируем подписать соглашение с компанией «МТС Авто», которая также занимается автоматизацией общественного транспорта. Они делают «умные» бортовые компьютеры для транспортных средств, которые можно интегрировать со всеми нашими системами, которые позволяют управлять, планировать, контролировать перевозки на общественном транспорте. Планируем, что от такой синергии мы получим еще больше эффектов как для управления этим общественным транспортом, так и для контроля его.
— Если рассуждать с точки зрения обычного россиянина, что ему это даст?
— Для каждого пассажира качество общественного транспорта измеряется вполне понятными критериями: регулярно приходит на остановочный пункт в соответствии с расписанием, управляется, контролируется. У пассажира появляются сервисы в виде мобильного приложения, где он может спланировать свою поездку. То есть он может посмотреть движение транспорта на карте онлайн, спланировать маршрут с учетом пересадок, да и оплатить проезд прямо из мобильного приложения (не нужно прикладывать карту к валидатору, искать наличные). Человек просто открывает приложение, которое понимает, в каком транспортном средстве находится пассажир, по какому маршруту следует, какова стоимость проезда. Пассажир в один клик оплачивает проезд, нажимая «подтвердить свою оплату». Ну, и дальше, конечно же, может оставить обратную связь о качестве работы общественного транспорта, на что-то пожаловаться или, наоборот, какие-то пожелания к улучшению. То есть это такой двусторонний канал связи транспорта с пассажиром, который позволяет пассажиру быть ближе к общественному транспорту.
Что послужило толчком к развитию комплексной цифровой платформы
Еще в 2019 году интерес к цифровизации транспортной отрасли со стороны регионов был низкий, особенно к комплексным решениям. Основной упор делался на создание отдельных цифровых сервисов. В итоге мы имеем дело с «зоопарком систем»: платежные решения – отдельно, построение маршрута – отдельно, диспетчеризация – отдельно, транспортная аналитика – отдельно.
В 2021 году наша страна приняла Стратегию цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации, в состав которой входит проект «Зеленый цифровой коридор пассажира». В рамках проекта предполагается разработка и внедрение MaaS-сервиса (Mobility as a Service – мобильность как услуга) построения оптимального маршрута поездки и применения единого цифрового инструмента оплаты проезда для разных видов транспорта с учетом времени перевозки и ее стоимости. Мы видим, что сегодня ведущая цель государства – объединить разрозненные системы, внедрив принципы интероперабельности и интеграционного взаимодействия.
Пассажирские перевозки по запросу
Еще один мировой тренд – пассажирские перевозки по запросу – в этом году начали внедрять в Московской области. Сейчас услуга тестируется в микрорайоне Опалиха города Красногорска. Эту территорию выбрали для пилотного проекта из-за плотной жилой застройки, неравномерного пассажиропотока и низкой пропускной способности дорожной сети – организация регулярных рейсов здесь малоэффективна.
Тестовый маршрут по запросу соединяет жилые комплексы и станцию МЦД «Опалиха». Оставить заявку можно в приложении: нужно указать желаемое время и место остановки автобуса, а также оплатить проезд онлайн с помощью банковской карты. Сервис формирует оптимальный маршрут с учетом вместимости автобуса и спроса пользователей. Уже первый месяц тестирования дал почти двукратное сокращение времени в пути для пассажиров и пятикратное снижение стоимости проезда в сравнении с ценой проезда на такси, которым чаще всего пользовались местные жители.
Отечественная IT-платформа для транспорта
В этом году различные отрасли российской экономики, в том числе IT-сфера и пассажирские перевозки, столкнулись со сложностями из-за санкций. Перед отечественными разработчиками встала задача ускорить процесс импортозамещения иностранного программного обеспечения.
При этом в стране уже есть достойные и конкурентоспособные решения, успешно показавшие себя не только в тестах, но и в эксплуатации. Так, российская компания «Инновационная мобильность» предложила технологичную IT-платформу для покупки билетов на все виды транспорта дополнительных услуг, таких как выбор мест, багаж и питание. Сейчас через платформу доступно оформление авиабилетов на рейсы всех российских авиакомпаний: система напрямую подключена к ресурсам ведущих российских авиакомпаний Аэрофлот, Победа, S7 Airlines, Уральские авиалинии, Азимут, а также интегрирована с отечественными системами бронирования Sirena-Travel и TAIS (SIG). А также здесь доступны железнодорожные, автобусные, водные перевозки.
Важно отметить, что IT-платформа находится в российской юрисдикции. Это означает, что в условиях жестких санкций со стороны иностранных государств и ухода из России крупнейших международных ИТ-компаний сервис будет работать стабильно.
Платформы бронирования и покупки билетов являются крупными агрегаторами персональных данных. Использование отечественных сервисов позволяет хранить и обрабатывать эту информацию в полном соответствии с российским законодательством.
Что ждет общественный транспорт в будущем
Главы субъектов РФ видят эффект от внедрения цифровой платформы в регионах, а также практическую пользу, которую дает комплексная цифровизация транспортной отрасли, и тоже хотят наладить эффективное управление городским транспортом. В 2021 году «Датапакс» запустил пилотные проекты по цифровизации в 10 регионах (Красногорск, Томск, Казань, Пермь, Пенза, Норильск, Ижевск, Ленобласть, Иркутск, Челябинск). На сегодняшний день решениями компании заинтересовано более 30 регионов.
По прогнозам новой транспортной стратегии, принятой правительством, к 2035 году пассажиропоток общественного транспорта должен вырасти на 15% по сравнению с 2019 годом. При этом доля поездок на общественном транспорте увеличится на 15 п. п. по отношению к уровню 2019 года.
Максим Исаев, заместитель генерального директора «Датапакс»:
«Такой рост возможен при условии создания более комфортной, качественной и безопасной транспортной системы, где общественный транспорт сможет составить конкуренцию личному. Ключевым фактором достижения этих целей является масштабное внедрение цифровых инструментов MaaS, делающих городской транспорт более гибким, удобным, предсказуемым и ориентированным на потребности пассажира. Обеспечить развитие MaaS может единая система управления мобильностью – комплексная цифровая платформа, которая представляет сервисы не только пассажирам, но и перевозчикам и регионам. Если интерес регионов к внедрению комплексных решений продолжит расти активными темпами, то уже к 2025 году может появиться MaaS-сервис, обеспечивающий бесшовные поездки по всей стране».
Технология Face Pay действует только в московском метрополитене, однако в наземном пассажирском транспорте тоже внедряют инновационные способы оплаты без необходимости валидации. Например, в Тверской области, Казани и Таганроге пассажиры оплачивают проезд бесконтактно с помощью транспортного мобильного приложения, к которому привязана банковская карта. В салоне транспортного средства находится QR-код, на который нужно навести камеру смартфона, подтвердить оплату и получить электронный билет. В июне 2022 года к тестированию новой технологии подключился Нижний Новгород – сервис пока работает в тестовом режиме.
Кроме того, разработчики запустили так называемую «умную» оплату проезда с использованием специальных датчиков в салонах автобусов, трамваев и троллейбусов. Мобильное приложение само взаимодействует с этими устройствами, считывая точки входа и выхода пассажиров и просчитывает стоимость поездки. Пользователь лишь подтверждает списание денег одним кликом по экрану смартфона и получает электронный билет. Цифровой сервис полностью обеспечивает оплату без участия водителя или кондуктора, а время посадки при таком способе оплаты сокращается на 30%.
Названы тренды цифровой трансформации на транспорте
Цифровые решения на всех видах транспорта оптимизируют бизнес-процессы, повышают качество услуг для пассажиров. Пандемия и санкции, введенные в отношении российских компаний в 2022 году, ускорили внедрение российских технологий и программного обеспечения. Канал «Цифровой транспорт», основываясь на цифровой стратегии Минтранса России и мнении руководителей ведущих транспортных компаний и экспертов отрасли, назвал основные тренды в цифровизации на транспорте.
2022 год дал мощный импульс скорейшему развитию импортозамещения на транспорте. Участникам отрасли пришлось оперативно искать решения, способные заменить иностранное программное обеспечение и оборудование, чтобы обеспечить бесперебойное, безопасное функционирование всех систем и процессов. В ближайшие годы это останется важнейшим трендом и направлением работы.
Антон Мацкевич, заместитель генерального директора ПАО «Аэрофлот»: «Тренд на достижение программного и технологического суверенитета будет только усиливаться в ближайшие годы. В 2022 году «Аэрофлот» перешел в сжатые сроки на отечественную систему бронирования авиабилетов, обеспечив тем самым безопасность данных наших пассажиров и экипажей, бесперебойность авиасообщения. При этом работа по импортозамещению продолжается, как в части совершенствования системы «Леонардо» нашими партнерами — компанией-разработчиком, так и в части разработки отечественных систем безопасности полётов».
Цифровизация транспорта и логистики значительно повышает эффективность всех процессов, но вместе с тем остро ставит вопрос об информационной безопасности как самих компаний-участников отрасли, так и рядовых пользователей их сервисов и услуг. Поиск решений для предотвращения кибератак и защиты данных останется одним из ключевых трендов 2023 года.
Дмитрий Баканов, заместитель министра транспорта Российской Федерации:
«В будущем году обращаем особое внимание на критическую информационную структуру с точки зрения информационной безопасности».
Денис Смирнов, генеральный директор ООО «МТС.Авто»:
«Для транспортной сферы очень важный вопрос — как ежедневно обеспечивать безопасность информационного поля пользователей сервисов. Мы в МТС в этом году выделили отдельное направление по работе над кибербезопасностью».
Тренд на развитие беспилотного транспорта и связанной с ним инфраструктуры уже давно в топе и не собирается сдавать позиций: беспилотными становятся грузовики, водные суда, поезда. Но беспилотный транспорт — это не только летающие дроны или авто без водителя. Это сложная связь интеллектуальных систем: компьютерное зрение, технологии взаимодействия транспортных средств друг с другом, с дорогами и парковками. Инфраструктура умных дорог, платформы организации беспилотного движения и нормативно правовое регулирование процесса.
Антон Замков, генеральный директор, ООО «РТ- Инвест Транспортные Системы»:
«Тренд на беспилотники остаётся очевидным. Работа по беспилотному грузовому коридору на трассе М-11 «Нева» продолжается, и я очень надеюсь, что в следующем году мы уже увидим результаты этой работы».
Электронный документооборот на транспорте
В транспортно-логистической отрасли генерируется больше всего документов на каждом этапе движения груза. Переход к электронному документообороту ускоряет процессы, делает их эффективными, дешёвыми и прозрачными. В России уже начала работать Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) на грузовом автомобильном транспорте, и её развитие и внедрение на других видах транспорта — очевидная потребность и актуальный тренд.
Лариса Коршунова, директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «ОТЛК ЕРА»:
«В выигрыше будет тот, кто сможет предложить клиенту оптимальные безбумажные, бесшовные технологии. Поэтому я предположу, что в следующем году мы перейдём на перевозки по электронным железнодорожным накладным».
Павел Голосов, директор Центра цифровых решений и ИИ, декан факультета информационных технологий и анализа данных РАНХиГС:
«Введение электронных транспортных документов расширяет цифровую транспортную инфраструктуру: цифровые пломбы для транзитных грузов, бесконтактные рамки весогабаритного контроля, умные дороги».
Искусственный интеллект и биометрия
Искусственный интеллект проникает во все отрасли и сферы — процессы цифровизации без него практически не выполнимы. Транспорт — не исключение. Ни одно из цифровых направлений, будь то развитие беспилотных технологий, мультимодальность или безопасность транспорта не обходится без решений на основе ИИ. В будущем развитие и внедрение технологий искусственного интеллекта только усилится.
Евгений Чаркин, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»:
«Если говорить о трендах в цифровизации транспорта, то это, безусловно, искусственный интеллект, который уже доказывает свою колоссальную эффективность».
Дмитрий Марков, генеральный директор компании VisionLabs:
«Мы считаем, что время биометрии только начинается, и уже сейчас в России мы знаем о ряде успешных проектов, которые позволяют нам уверенно смотреть в будущее. Флагман — уникальная система оплаты лицом Face Pay в Московском метрополитене».
Ускорение доставки грузов
Тренд на ускорение доставки грузов за счет внедрения цифровых инструментов на всех видах транспорта.
Ольга Федоткина, главный эксперт Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики:
«Применение цифровых технологий — наиболее экономически эффективный путь для быстрого реагирования на изменения на рынке грузоперевозок. Внедрение цифровых решений происходит как на уровне бизнеса, так и на уровне государства. Быстрая «перестройка» бизнеса требует от государства стремительно развивать и внедрять новые цифровые инструменты: обеспечить увеличение скорости прохождения процедур на границе, внедрить мультимодальный электронный документооборот и пр. Один из вариантов — использование подхода ГИС ЭПД для создания общих систем электронного документооборота на транспорте с дружественными странами».
Мультимодальность пассажирских перевозок
В рамках отраслевого проекта «Зелёный цифровой коридор пассажира» компании уже активно разрабатывают и внедряют решения для бесшовных пассажирских перевозок, позволяющие планировать, строить маршруты и оплачивать поездки в одном месте. Тренд на развитие мультимодальности пассажирских перевозок останется одним из заметных и в 2023, и в последующие годы.
Андрей Черемных, руководитель рабочей группы «Зеленый цифровой коридор пассажира» Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика»:
«Мультимодальность позволит не только использовать любые виды транспорта во время поездки, но и учитывать все имеющиеся у пассажира льготы при покупке «единого билета». Мы получим целую открытую экосистему, которая повысит удобство и доступность общественного транспорта, а также позволит выйти на следующий этап развития мобильности».
Эффекты от внедрения комплексных решений
Важным компонентом цифровой платформы является мобильное приложение. Оно дает возможность отслеживать движение транспорта по городу в реальном времени, планировать маршрут с учетом пересадок и оплачивать поездку удобным способом. Пример внедрения решений «Датапакс» в регионах показывает, что жители высоко ценят цифровые сервисы. Так, в Казани, Таганроге, Перми и других городах, где запущены пилотные проекты, еженедельно растет число скачиваний мобильных приложений и количество пользователей. В Тверской области каждый третий житель использует приложение для планирования маршрута и оплаты проезда. Доля безналичных платежей сейчас составляет 86%, а точность соблюдения расписания после внедрения цифровой платформы – 98%. При этом время в пути сократилось на 10%.
Как будет развиваться цифровизация общественного транспорта
Создать единое транспортное пространство, сделать перевозки безопаснее, улучшить доступность транспорта для пассажиров – главные задачи транспортной стратегии России до 2030 года. При этом в стране сейчас нет ни одного региона с максимально развитой транспортной инфраструктурой, а низкое качество пассажирских перевозок входит в ТОП-5 вопросов, волнующих россиян. Для достижения поставленных задач необходимо внедрение комплексных систем управления общественным транспортом и пассажирской мобильностью.
Мобильное приложение MaaS
Говоря о развитии и цифровизации транспортной отрасли, нельзя обойти стороной концепцию Mobility-as-a-Service (Мобильность-как-услуга). Она предполагает не только перемещение пассажиров из точки А в точку Б, но и создание единой инфраструктуры и приложений для планирования маршрута и покупки билетов. Популярность концепции в мире растет с каждым годом, ведь она позволяет сделать пассажирский транспорт более удобным, разгрузить автодороги, уменьшить количество пробок и улучшить экологию.
В частности, городская мобильность реализуется в Москве. Она строится на базе приложения «Московский транспорт». Региональная концепция Maas «пилотируется» сейчас в Самаре, где работает мобильное приложение для пассажиров «MaaS. Билетные решения». Оно предоставляет возможность построить оптимальный маршрут, комбинируя различные виды транспорта.
Приложение объединяет поезда дальнего следования, электрички, водный и городской транспорт, межрегиональные автобусы, а в ближайшее время добавится и авиация. То есть пассажир может спланировать все путешествие как по Самарской области, так и по России. Также в приложении от «Инновационной мобильности» можно оформить страховой полис на все время поездки. И проезд, и услуги можно оформить одним платежом.
В перспективе, с развитием «умных» городов и внедрением MaaS в регионах, искусственный интеллект позволит строить оптимальные маршруты и подбирать транспорт в зависимости от состояния дорог, наличия пробок и данных о персональных предпочтениях пользователя.
Если говорить о перспективах развития авиатранспортной отрасли в России и мире, то нельзя не упомянуть сверхбыстрые сети 5G. Эксперты SITA – ведущего IT-провайдера в сфере воздушного транспорта – считают, что потенциал для внедрения инноваций огромен. Тестовые испытания 5G проводились в аэропорту Gatwick в Лондоне и международном аэропорту Daxing в Пекине. Технология уже применяется для улучшения программ в аэропортах, для авиационной связи, управления багажом и для обработки данных пассажиров. По прогнозам CSS Insight, к 2025 году в мире будет 2,7 миллиарда 5G-подключений. Технология станет обычным явлением в аэропортах, и идея всеобщей интеллектуальной связи окажется жизнеспособной.
Сети 5G смогут поддерживать миллион устройств на каждом квадратном километре, позволят предоставлять массивные потоки данных, обеспечивая безопасное наблюдение за деятельностью аэропортов в режиме реального времени. Аэропорты, авиакомпании, авиадиспетчеры, операторы и подрядчики смогут эффективно взаимодействовать друг с другом. Результатом станет интеллектуальный мониторинг очередей по всему аэропорту и увеличение пропускной способности. Объединение 5G и интернета вещей позволит авиакомпаниям и аэропортам снизить затраты на топливо и оптимизировать использование ресурсов, в том числе трудовых. Воздушные судна нового поколения смогут обмениваться огромными объемами данных, проводить профилактическое техобслуживание, осуществлять более своевременные вылеты и повышать качество обслуживания пассажиров. А объединение 5G и Wi-Fi сделает подключение к сети непрерывным и «бесшовным».
Оплата проезда в метро по биометрии
В октябре 2021 года на всех станциях московского метро заработал сервис оплаты проезда при помощи системы распознавания лица Face Pay. Москва – первый город в мире, где система заработала в таком масштабе. При этом все остальные сервисы оплаты по-прежнему доступны пассажирам. Чтобы воспользоваться Face Pay, нужно загрузить через приложение «Метро Москвы» свою фотографию, банковскую и карту «Тройка». На станциях расположены специальные турникеты, для прохода через которые достаточно посмотреть в камеру. Плата за проезд списывается автоматически. Особые устройства пропуска отмечены стикерами.
По словам разработчиков, вся информация о пользователе сервиса надежно зашифрована. Камера на турникете считывает биометрический ключ, а не изображение лица. В планах Минтранса – создать глобальную систему цифровых профилей пассажиров для оплаты проезда на всех видах транспорта по биометрии к 2030 году. А инициатива «Зеленый цифровой коридор пассажира» предполагает, уже к 2024 году более 70% россиян смогут путешествовать по крупным городам России по цифровому профилю, без физических документов. Это почти на 25% сократит время ожидания общественного транспорта, а скорость перемещения пассажиров возрастет на 37%.
T-технологии кардинально поменяли транспортную отрасль. Цифровизация транспорта делает перевозки безопасными, а бизнес – более прибыльным.
Цифровая революция в транспортном секторе движется вперед семимильными шагами. Даже худший за долгое время в истории индустрии карантинный 2020-й год не смог ее остановить, а даже еще больше подтолкнул. Мир уходит в цифровые технологии и вопросы мониторинга автотранспорта актуальны как никогда. Автопроизводители, сервисные и технологические компании транспортного сектора фокусируются на оптимизации производства и сокращении финансовых издержек. Соответственно, цифровизация транспорта играет первостепенную роль.
Облачные сервисы оптимизируют маршруты, строят логистические цепочки, следят за поведением водителя и за обстановкой вокруг автомобиля, контролируют техническое состояние машин, управляют беспилотными аппаратами. Производство становится гибким, быстрым, информативным, управляемым и развивающимся. И если компания уже перебралась в «облако», то навряд ли руководство захочет спускаться на землю.
Утверждённая Правительством долгосрочная стратегия развития транспортной отрасли России (до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года) предполагает активное внедрение цифровых технологий в транспортную отрасль. А именно:
— повышение уровня технологического развития автотранспортного предприятия, в том числе уровня цифровизации пассажирских и грузовых перевозок, в целях снижения издержек, повышения надежности, безопасности инфраструктуры и транспортных средств, а также экологичности транспортного комплекса;
— развитие цифровых решений для взаимодействия с клиентами и их информационного обеспечения;- повышение уровня проникновения цифровых технологий по всему жизненному циклу транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
— повышение уровня цифровизации при организации управления транспортным комплексом.
В коронакризис выжил тот, кто смог интегрировать в свой бизнес облачные технологии. Однажды поднявшись в «небеса», компании приобрели гибкость, скорость, информативность и возможность развиваться в геометрической прогрессии. Например, в компании «МОНТРАНС» уверены, что тот, кто зашел в облачный сервис, уже не захочет «спускаться» на землю. Эффективное управление автопарком во многом зависит от успешной цифровизации транспорта, трансформации компании, внедрение новых технологий и автоматизации бизнес-процессов.
Облачные технологии с каждым днем все глубже проникают в нашу жизнь. Мы регулярно обрастаем подписками на стриминговые сервисы, храним личные файлы в «облаке», едем домой на Uber, пользуемся каршерингом, на расстоянии общаемся с домашними чайником, пылесосом и мультиваркой. По данным аналитического агентства «ТМТ Консалтинг», в 2019 году объем российского рынка публичных облачных услуг достиг 73 млрд рублей. В 2020 на фоне кризисных изменений экономики объем рынка России вырос на 27% и составил 93 млрд. По прогнозам, к 2024 году рынок увеличится более чем в 2,5 раза и достигнет 198 миллиардов.
«Современный мониторинг транспорта — это мощный вычислительный комплекс в data center, служба техподдержки и сервисные инженеры в полях. Функции телематики включают в себя: сбор информации от подвижных и стационарных объектов, обработку и визуализацию данных по местоположению и параметрам для оперативного контроля, мобильное приложение водителя для получения заданий и приложение механика для получения оповещений и отчётов. Для руководителей подразделений — это сервисы MONTRANS.ONLINE, для владельцев это MONTRANS.ANALYTICS.
Менеджмент компании может контролировать работу техники в реальном времени, а также получать итоговые ключевые показатели деятельности автопарка, не дожидаясь закрытия периодов бухгалтерией. Все процессы, полученные от телеметрии, сравниваются и обрабатываются с данными в системах учёта предприятия: 1С, SAP «на лету» в программе управления автопарком. Бухгалтерия не занимается сверкой бумажных документов и данными телеметрии, а работает с готовыми данными, полученными от системы беспристрастного контролёра».
Дмитрий Журавлев. Руководитель аналитического центра ООО «Монтранс»
Чтобы автопарк стал цифровым, эффективным и предоставлял данные для анализа использования транспорта уже без вмешательства человека, нужно провести интеграцию собранных показателей с учетными системами и с сервисами страховых и подрядных компаний, Госуслугами и свести это все вbigdata,так называемое «озеро данных». В автопарках сотрудники не обладают такими компетенциями, поэтому настройка и запуск IT-решения должны находиться в руках специалистов.
Экосистема и цифровизация автотранспорта — одно из динамично развивающихся направлений бизнеса. Однако, до сих пор для многих руководителей автопредприятий контроль за автомобилями сводится к получению данных о расходе топлива и месторасположении техники. Сервисы sharing economy и big data в корне изменили представление об управлении транспортным сектором. Сегодня владельцу бизнеса необязательно знать – сколько бензина «съела» та или иная машина. Руководитель получает анализ автопарка в виде итоговых отчетов о работе всего парка, что позволяет увидеть слабые места и распределить ресурсы в нужном направлении.
Ноу-хау последнего времени – комплексная система управления автопарком. Платформа MONTRANS.ONLINE – это своеобразный «Центр управления цифровым автопарком» на одном мониторе. У пользователя в веб-интерфейсе сразу интегрированы базовые модули: мониторинг грузового транспорта, топливный баланс, безопасное вождение, путевые листы, инвентаризация и справочники, управление ремонтами и водителями, обмен заявками с подрядчиками и службой сервиса. Руководитель или диспетчер следит за событиями в реальном времени. Кроме того, можно получить аналитические отчеты о работе автопарка за любой выбранный период времени.
Изюминкой IT-решения является интерфейс руководителя, куда собираются итоговые данные в виде dashbord (графики и таблицы) с расчетами различных коэффициентов для управленцев, экономистов и собственников бизнеса. На рынке телематики подобных программ сейчас нет, тем более, с мобильным приложением для персонала. Интеграция интеллектуальной системы управления автопарком займет около месяца, а еще через месяц руководство автопарка увидит значительный экономический эффект и полную цифровизацию транспорта.
Чтобы компания стала цифровой и эффективной, необходимо интегрировать телематические показатели с учетными системами, с сервисами подрядных, страховых и прочих организаций, с Госуслугами и свести все это в единый облачный сервис. В автотранспортных предприятиях, как правило, сотрудники не обладают таким набором компетенций, поэтому интеграцию, настройку и запуск систем аналитики должны осуществлять подготовленные специалисты.
В результате заказчик получает на одном мониторе своеобразный «Центр управления полетами». В одном интерфейсе интегрированы все базовые модули: мониторинг транспорта, топливный баланс, электронные путевые листы, безопасное вождение, управление техническими службами, водителями и многое другое.
Менеджмент организации контролирует работу всего парка в режиме реального времени, а все собранные параметры и данные о событиях хранятся на сервере. Например, изюминкой MONTRANS.ANALYTICS является специальный модуль для владельцев автопарков. В интерфейс собраны итоговые показатели в виде таблиц и графиков. На основе этих дашбордов (dashbord – приборная панель (англ.)) собственник бизнеса может принять решения, которые будут иметь ключевое значение для успешной работы предприятия. На российском рынке мониторинга транспорта подобных IT-разработок пока нет. Практика последних двух лет показывает, что внедрение облачной системы управления автотранспортной организацией занимает около месяца. А уже на 2-3 месяце эксплуатации бухгалтерия автопарка фиксирует полученный экономический эффект. По данным компаний, которые уже используют эти программы, инвестиции в цифровизацию окупаются в течение полугода.
Для компаний, которые хотят организовать полный контроль за работой автопарка, нет необходимости устанавливать собственные серверы. МОНТРАНС предлагает уже готовое решение. Платформа MONTRANS.DATA обеспечивает корректную работу IT-систем, на которых функционирует бизнес. Big data еще называют «новая нефть» или «новое электричество» и приравнивают к четвертой технологической революции. Например, сегодня, чтобы обеспечить дом электроэнергией, никто не рассчитывает — сколько нужно купить кВт на годы вперед. Потребители просто платят каждый месяц по счетчику. Так и облачные технологии предоставляют ровно тот объем ресурсов, который нужен бизнесу сегодня. А в случае роста, компания всегда может докупить «электричества».
Цифровизация транспорта — это будущее транспортных компаний!