Время чтения — 6 минут
Наиболее нуждающиеся в социальной помощи люди часто не владеют цифровыми технологиями, многие из них имеют ограниченные возможности здоровья. Для них могут понадобиться специальные сервисы и альтернативный доступ к услугам. Цифровизация отрасли может как упростить оказание помощи, так и создать новые способы дискриминации — многое зависит от этических принципов, лежащих в основе системы социальной поддержки.
1 Система социальной поддержки в России
Задача социальной поддержки — снижение бедности и социального неравенства. В системе соцподдержки важно исключить дискриминацию, чтобы обеспечить равный доступ к выплатам и льготам и не усугубить положение людей, которые и так находятся за чертой бедности.
В России сфера цифровых услуг соцподдержки только формируется, поэтому говорить об этических проблемах несколько преждевременно. Тем не менее можно сделать предположение, где потенциально могут возникнуть проблемы, сравнив перспективы применения цифровых услуг с текущим положением дел.
Сейчас существует более 380 видов мер социальной поддержки для разных категорий граждан, в том числе 44 вида — на федеральном уровне и 343 вида — на региональном и муниципальном уровнях. При этом ведомства, занимающиеся предоставлением льгот и начислением выплат, не всегда координируют свои действия. Процесс получения льгот очень трудоемкий, зачастую он оказывается не по силам человеку, находящемуся в сложной жизненной ситуации. Кроме того, население очень плохо информировано о мерах социальной поддержки. Общественная палата РФ провела исследование с участием более чем 3000 многодетных семей. Выяснилось, что почти треть опрошенных не знает о положенных им льготах или испытывает серьезные трудности при их получении. Да и качество оказания услуг остается очень низким. Зачастую граждане сталкиваются с равнодушием и невежливостью госслужащих социальных ведомств, хотя последним хорошо известно, что подобное поведение противоречит «Кодексу этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания».
Приказ Минтруда России «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания» от 31.12.2013 № 792.
В настоящее время система социальной поддержки переживает революционное реформирование — создается единая система социальной поддержки для всех регионов. В ней впервые предусматривается принцип проактивности, когда отдельные услуги будут предоставляться автоматически. Уже проведена подготовительная работа: создана и работает система МФЦ и портал gosuslugi.ru.
Постановление Правления Пенсионного фонда РФ «Об утверждении Регламента информационного взаимодействия поставщиков и потребителей информации с Единой государственной информационной системой социального обеспечения» от 28.05.2019 № 299п.
Портал Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) находится в ведении Министерства труда и социальной защиты населения, поддержку оказывают Федеральная служба по труду и занятости, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации. Пользователь уже может узнать о федеральных и региональных выплатах, а в личном кабинете посмотреть, какие льготы и выплаты он уже получает. Сейчас платформа ЕГИССО работает в тестовом режиме и пока не «научилась» определять жизненную ситуацию человека, это произойдет к 2021–2022 годам (рисунок 24).
Рисунок 24Автоматизация и проактивность в системе ЕГИССО
Существующие меры социальной поддержки когда-то были введены по разным причинам, порядок их предоставления и применения также варьировался. Социальную поддержку государство всегда оказывало по заявительному принципу, после письменного обращения гражданина, кроме того, гражданину требовалось пройти множество инстанций, собирая документы. Такую систему можно условно назвать аналоговой. Сегодня необходимо инвентаризировать имеющиеся меры, возможно, отчасти пересмотреть и создать оптимальные наборы льгот для разных категорий нуждающихся. Предполагается, что в новой, цифровой, системе гражданин, которому нужна социальная поддержка, перестанет быть просителем, социальные службы будут относиться к нему как к клиенту (таблица 12).
Таблица 12Что изменит цифровизация в системе соцзащиты
2 Потенциальные проблемные точки социальных сервисов
Сейчас территориальные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации и приемные других ведомств, которые занимаются начислением пособий и льгот в регионах, работают так, что их услуги оставляют желать лучшего, причем во всем — от маршрутизации до отношения к гражданам. Реформирование системы соцподдержки осуществляется благодаря цифровизации и введению суперсервисов на уровне государства. Суперсервисы — комплексные госуслуги, сгруппированные по типичным жизненным ситуациям. К запуску готовятся 25 приоритетных суперсервисов. Вместе с цифровизацией появятся новые проблемы. Большинство из них пока невозможно прогнозировать, многое зависит от того, как будет развиваться сервис. Уже сейчас понятно, что потенциальным источником проблем являются как минимум принципы работы с личными данными (таблица 13).
Таблица 13Потенциальные проблемные точки социальных сервисов
В тех отраслях, где уже внедрена цифровизация (например, в банковской системе), становится понятно, какого рода проблемы могут возникнуть на практике.
После того как были введены судебные приказы, появилась возможность списывать средства со счета ответчика по решению суда. При этом пока нет ни механизма, как уведомить ответчика, что на него подали в суд, ни механизма для проверки исковых документов. Технически довольно легко списать средства со счета на основании судебного приказа. Для сравнения: опротестовать решение суда и вернуть средства пострадавшему трудно (судебная система в России по-прежнему «аналоговая»), а иногда и невозможно. Это развязывает руки мошенникам.
Для того чтобы исключить такие ситуации, нужно сформировать полноценную систему правового контроля. С расширением круга участников информационных взаимодействий задача усложняется. С одной стороны, система должна быстро и автоматически информировать тех, кому положено знать о событии с правовыми последствиями, а с другой — отказывать тем, у кого таких прав нет. Все процедуры обмена содержат ПД или иные конфиденциальные сведения. И эту систему доступа к сведениям тысяч участников нужно поддерживать.
Представим, что банки получили право запрашивать какие-то сведения в Пенсионном фонде РФ. Центробанк лишил лицензии некое кредитное учреждение. Как юрлицо такое учреждение существует, но не имеет права запрашивать указанные сведения. Возникает проблема, как отследить статус учреждения и его права на работу с конкретными данными.
3 Зарубежный опыт цифровизации социальной поддержки
В некоторых странах цифровые госуслуги технически и организационно развиты существенно лучше, чем в России. Целесообразно рассмотреть их опыт, чтобы понять, какие трудности очевидны и потенциально могут возникнуть.
По данным ООН, Великобритания являлась лидером цифровизации уже в 2016 году. Британское правительство держит курс на дефолтное (по умолчанию) цифровое предоставление государственных услуг. Национальный Департамент труда и пенсий (Department for Work and Pensions) форсирует разработку систем интеллектуальной автоматизации в соцобеспечении. Увеличиваются расходы на разработку и обучение социальных роботов. Департамент тестирует системы ИИ, призванные оценивать достоверность сведений о доходе и стоимость жилья претендентов на детские пособия. Ведомство полагает, что автоматизация удешевит процессы выплат, сделает их быстрее и точнее.
Эксперты предупреждают, что использование ИИ и автоматическое определение благосостояния ставят перед государством и обществом новые вопросы, как этические, так и технические. Филип Алстон, адвокат по правам человека, представил Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке доклад о нарушениях прав человека при тотальной цифровизации системы социальной защиты. Он предупреждает об опасности «разработать цифровую и дезинфицированную версию работного дома XIX века, вместо того чтобы творчески и сострадательно реагировать на реальные потребности людей, которые столкнулись с экономической нестабильностью в эпоху глубоких и быстрых преобразований».
Журналисты The Guardian в серии статей «Автоматизация бедности» рассказывают о том, как цифровые инновации могут угрожать социально незащищенным людям, и предупреждают, что после внедрения цифровой по умолчанию системы соцподдержки бедные становятся еще беднее. В частности, обеспокоенность пользователей вызывают системы автоматизированного взыскивания долгов, применяющиеся в США и Великобритании.
Тысячи жителей США получили требования вернуть необоснованно выплаченные пособия, во многих случаях деньги были перечислены более 10 лет назад и все сроки для обжалования давно прошли. Пользователи, столкнувшиеся с этой проблемой, описывают свои хождения по кругам «цифрового ада» в попытках найти конкретного чиновника, который за все отвечает.
В Великобритании универсальный кредит, новая форма комбинированного государственного пособия, стал одним из первых цифровых по умолчанию сервисов. Клиент общается с социальной службой только онлайн. Такая практика оказалась чрезвычайно проблематичной для самых бедных и уязвимых людей, получающих пособия. Лишь 47% людей с низким доходом пользуются широкополосным интернетом дома, что значительно затрудняет обратную связь. Кроме того, каждый пятый житель не имеет соответствующих навыков цифровой грамотности, и почти половина заявителей нуждается в помощи, чтобы подать заявку на пособия онлайн. Таким образом, электронный сервис становится препятствием для получения положенных социальных услуг.
По мнению экспертов, если заявители обращаются в органы социального обеспечения посредством цифрового канала, то практически невозможной становится обратная связь, а именно понимание и оспаривание решений о назначении выплат. Здесь существует реальный риск, что право перестанет быть приоритетом, все будет зависеть от интернет-технологий. Возможность обратной связи в новых системах вызывает тревогу у пользователей, особенно их волнует то, что трудно исправить ошибки, отменить неправомерные решения.
В Испании 500 000 человек потеряли субсидии на оплату электричества из-за применения ИИ для обработки заявок. Несовершенный алгоритм ИИ BOSCO отклонял некоторые заявки, хотя они полностью соответствовали условиям предоставления субсидии. Некоммерческая организация Civio запросила у министерства исходный код программного обеспечения. Совет по прозрачности и добросовестному управлению отклонил запрос Civio, ссылаясь на необходимость защиты авторских прав. Хотя во всех странах Европейского союза есть законодательство о свободе доступа к информации, решение, может ли быть передан исходный код, разрабатываемый органами власти, является не столь очевидным. Впереди длительные судебные разбирательства.
В Индии сбои в биометрической системе социального обеспечения Aadhaar стали причиной смерти по меньшей мере 13 человек. В беднейшем штате Джаркханд от голода умерла девочка 11 лет. Неправильное сканирование отпечатков пальцев и нестабильный интернет привели к тому, что люди не могли получить начисленные пособия, пенсии и зарплаты. В 2017 году в Калькутте прошли акции протеста против решения правительства предоставлять бесплатное питание в государственных школах только с помощью сервиса национальных биометрических карт.
Внедрение цифровых сервисов призвано оптимизировать социальную поддержку, облегчить взаимодействие гражданина и ведомств. Считается, что создание цифровых платформ значительно упростит доступ к льготам и выплатам для социально незащищенных граждан. Однако, как показывает практика в других государствах, внедрение цифровых инноваций в сфере соцзащиты приводит к возникновению новых проблем.
Для того чтобы говорить об этических проблемах, которые могут возникнуть в российской цифровой системе соцподдержки, нужно смотреть на два шага вперед, а это пока сложно. Сегодня система еще находится в доцифровом, «аналоговом» состоянии.