Цифровизация таможни особенности и перспективы

14 декабря 2022

В современных меняющихся мировых условиях процесс развития информационных систем приобрёл совершенно иной уровень, чем в прошлом столетии. Поскольку он стал использоваться во всех хозяйственных отраслях жизни общества, что в свою очередь послужило новым толчком в сторону полной цифровизации тем самым открыв огромное число новых эффективных способов введения внешнеэкономической деятельности. Таможенные службы практически всех стран мира с начала XXI столетия столкнулись с небывалым ростом числа внешнеторговых операций, когда всем стало понятно, что текущие механизмы осуществления таможенного контроля, используемые на данный момент недостаточно эффективны и требуют дальнейшей проработки. Из-за чего в спешном порядке таможенные службы многих стран поставили перед собой цель осуществлять переход от устоявшейся бумажной системы в информационную среду, которая позволяла оптимизировать внутренние процессы за счёт внедрения передовых цифровых технологий. Многие из них уже сейчас самым активным образом помогло участникам ВЭД наладить хорошие взаимодействие с таможней, тем самым упростив, усовершенствовав и ускорив совершение таможенных операций.

На текущий момент существование и функционирование такого крайне сложного механизма, как цифровая таможня является общемировым трендом. Образование данного термина, как уже говорилось ранее было обусловлено необходимостью ускорения таможенных процедур и их упрощения для бизнес пространства. Становление этого понятие самым прямым образом также было связано с ростом числа интернет покупок, за счёт чего число новых потенциальных рисков возросло до колоссального размера, пути решения которых требовали эволюцию таможенной системы в совершенно новую информационную среду, которая была способна защищать интересы страны от незаконного перемещения товаров.

Первостепенное направлением развития до 2030 года, стал переход к интеллектуальной таможне озвученный руководителем ФТС России Владимиром Булавиным. В рамках чего планируется осуществить:

  • Использование искусственного интеллекта;
  • Осуществлять систематическую сверку электронных разрешительных документов;
  • Производить автоматизированную оценку уровня риска для любой товарной партии в режиме реального времени;
  • Применение современных платёжных решений;

В рамках данной программы развития таможенной службы планируется реализовать ряд крайне значимы проектов за счёт внедрения в ныне действующие информационные системы искусственного интеллекта, что позволит им осуществлять не только аккумулирование и передачу информации, а также ввести их обработку путём решения нелинейных задач в многомерном пространстве, что в свою очередь позволит принимать юридически важные решения.

Уже сейчас в Китае развитие цифровой таможни является приоритетом государства, не выполнив который его могут потеснить с первого места на рынке мировой торговли. Именно поэтому её внедрение сопровождается всевозможной поддержкой со стороны КНР, что позволило сократить время таможенного оформления, оптимизировать межведомственную коммуникацию, оперативное внесение поправок в документы и сведения, а также подача и регистрация заявлений в онлайн режиме.

Так, например, ещё в 2016 году в Китайской Народной Республике был объявлен старт программы поощрения уполномоченных экономических операторов, которая исходя из надежности конкретной компании присваивала ей соответствующий уровень, который менялся в зависимости от добросовестности участника ВЭД. Включавший в себя шесть основных категорий:

  • – Ускоренный коридор включающий себя меры по регистрации, лицензированию и выпуску товаров;
  • – Снижает возможное количество проверок в отношение оператора;
  • – Включает в себя меры по защите интеллектуальной собственности, если они необходимы компании для получения патента или же защиты прав на различных судебных разбирательствах;
  • – Сокращает количество документов необходимых от юридического лица до максимально возможного минимума
  • Major Reference Benchmark – Система контроля основных показателей, аккредитованных УЭО;
  • – Состоит из мер, суть которых направлена на предоставление приоритетных прав аккредитованным участникам ВЭД и мониторинг практики их распоряжения.

Также Китайская таможня может стать первопроходцем в создании общих платформ данных. Её расположение планируется в районе Большого залива, куда входят Макао и Гонконг. Планируется, что создание такой структуры позволит осуществлять моментальных контроль и анализ получаемых данных. Власти страны утверждают, что подобный проект кроме всего этого сможет стимулировать развития инфраструктуры в регионе, вместе с которым будет построен рынок торговли данными, однако перечень передаваемых данных на текущий момент остаётся не известен.

Кроме всего этого КНР ведёт активную политику сближения с иностранными организациями. Примером этого является создание между таможенными службами Евросоюза и таможенным службами Китая интеллектуальных и безопасных торговых линий (SSTL) – это экспериментальный проект, позволяющий осуществлять постоянный мониторинг всех компонентов безопасности цепочки по ставок по наивысшим международным стандартам. Его дальнейшие внедрение позволит уменьшить затрачиваемое время на совершения таможенных процедур, а также повысив безопасность этих поставок благодаря сотрудничеству между различными государствами. Таможенные органы стран, являющиеся участниками SSTL работают вместе, осуществляя обмен информацией о возможных рисков поставок и обсуждая способы их минимизации или полного предотвращения.

  • Разрешение оргштатных, правовых, инфраструктурных и кадровых вопросов;
  • Создание сбалансированной и согласованной базы данных, с содержанием основных целей, критериев и показателей деятельности таможенных органов, а также качества оказываемых услуг в информационном пространстве;
  • Разработка инновационных технологий таможенного контроля с учётом всех международных стандартов ВТамО;
  • Модернизация программно-технической и методической базы по обеспечению защищенности основных систем таможенной службы России
  • Совершенствование нормативной управленческой базы.

Решение подобного рода проблем на ранней стадии может позволить осуществить стремительных переход таможни в «Цифру» тем самым став одним из флагманов развития международной таможенной системы и в то же время произвести модернизацию таможенных органов таким образом, чтобы при обращении в них участник ВЭД испытывал минимум неудобств при получении им всего необходимого спектра запрашиваемых услуг. Именно такой подход в текущих условиях общемировой нестабильности позволит таможне стать одной из ключевых опор и механизмов для достижения всех поставленных перед собой целей государством!

Список использованных источников

  • Акулинин В. Ф., Адамов Д. В. Россия на пороге сингулярности. Искусственный интеллект, основные аспекты и сложности развития и внедрения в России и в мире // Экономические отношения. 2019. № 2. С. 867
  • Губанова А. В., Климовская С. М. Внедрение и использование инноваций в технологиях таможенного контроля // Маркетинг и логистика. – 2020. – №6 (32). – С. 13-22.
  • Боброва О.Г., Бабенко К.И. Цифровая таможня – современный международный тренд. Сущностные характеристики и прогнозируемые эффекты // Государственное управление Российской Федерации: вызовы и перспективы: Материалы 15-й Международной конференции «Государственное управление в XXI веке». М.: «КДУ», «Добросвет», 2018. URL: bookonlime.ru/node/1760. (дата обращения:

В блоке аналитика вы также можете почитать о многом другом, как на пример — «Оценка экономического потенциала регионов, вошедших в состав Российской Федерации в 2022 году https://ved24.com/analytics/articles/2022-12-06/ocenka-ekonomicheskogo-potenciala-regionov-voshedshikh-v-sostav

Общая характеристика эффективности цифровизации таможенной службы, рассмотрение особенностей нормативно-правовой основы процесса. Знакомство с проблемными аспектами, с которыми сталкиваются электронные таможни и центры электронного декларирования.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читать также:  Вциом цифровизация образования

Размещено на http://www.allbest.ru/

Цифровизация таможенной службы Российской Федерации как способ повышения эффективности ее деятельности

Юлия Владимировна Кузнецова — Магистрант, кафедра административного и финансового права Уральский институт управления РАНХ и ГС при Президенте РФ, г. Екатеринбург, Россия

Анатолий Петрович Павлов — Доцент, кафедра административного и финансового права Уральский институт управления РАНХ и ГС при Президенте РФ, г. Екатеринбург, Россия

таможенный правовой нормативный

Рассматривается эффективность цифровизации таможенной службы. Анализируется нормативно-правовая основа данного процесса, приводятся уже достигнутые показатели, а также анализируются проблемные аспекты, с которыми сталкиваются электронные таможни и центры электронного декларирования. Приводятся схемы, иллюстрирующие работу программного обеспечения таможенных органов при принятии решения по декларации на товары.

Ключевые слова. Цифровизация, электронная таможня, законодательная база, программное обеспечение.

Digitalization of the Customs Service of the Russian Federation as a Way to Increase the Efficiency of its Activity

The effectiveness of the digitization of the customs service is considered. The legislation of this process is analyzed, the indicators that have already been achieved are given, and the problems that ecustoms and electronic declaration centers have faced are analyzed. There are schemes that can illustrate the work of the software of the customs when it takes a declaration.

Keywords. Digitalization, electronic customs, legislation, software.

В настоящее время можно наблюдать тенденцию к повсеместной информатизации жизни общества. Она наблюдается в большей степени в экономической сфере, однако политическая, социальная сферы также развиваются в данном направлении и имеют ряд значимых достижений. Все это ускоряет и упрощает жизнедеятельность общественных институтов.

Также необходимо отметить поэтапный переход нашей страны на инновационный принцип развития экономики, повышение роли России в мировом хозяйстве, развитие форм внешнеэкономической деятельности, которые основываются на цифровых технологиях.

Это показывает актуальность такого процесса, как цифровизация таможенных органов. Он стал стремительно развиваться и набирать обороты с открытием электронных таможен, где теперь концентрируется значительный объем деклараций на товары. Центры электронного декларирования на сегодняшний день могут в максимально короткий промежуток времени производить экспортные и импортные операции, что положительно отражается на участниках внешнеэкономических сделок.

В 2014 г. было внедрено обязательное электронное декларирование товаров, что стало основой для применения технологии удаленного выпуска товаров.

24 октября 2018 г. была открыта первая электронная таможня в Нижнем Новгороде, то есть сравнительно недавно, что говорит о пристальном внимании руководящих структур к подобным элементам и о постоянном контроле и совершенствовании работы электронных таможен.

Тему цифровизации таможенной службы необходимо разрабатывать и раскрывать на данном этапе, так как именно сейчас происходит увеличение декларационного массива, поданного в электронной форме, также можно заметить постепенное увеличение полномочий центров электронного декларирования. Например, возможность выпускать товары особых групп.

Раскрытие темы цифровизации таможенной службы позволит повысить эффективность деятельности электронных таможен, что положительно отразится на российской экономике, участниках внешнеэкономических сделок и интеграции нашей страны в мировое экономическое пространство.

Целью нашего исследования является определение направлений совершенствования работы электронных таможен для повышения эффективности их деятельности.

Основным нормативно-правовым актом в работе таможенных органов является Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который вступил в силу 1 января 2018 г. Он внес ряд изменений, которые позволили начать процесс цифровизации и информатизации таможенной службы.

Хотелось бы уделить особое внимание 48, 49 и 50 главам.

Данное положение является основой создания и деятельности электронных таможен и центров электронного декларирования.

Также немаловажное значение имеет система управления рисками, которая минимизирует вероятность недостоверного декларирования товара.

В статье 337 указывается, что процесс управления рисками таможенными органами включает в себя:

1) сбор и обработку необходимой информации;

2) оценку риска;

3) описание индикатора риска;

4) определение мер по минимизации рисков и порядка применения таких мер;

5) разработку и утверждение профилей рисков;

6) выбор объектов таможенного контроля;

7) применение мер по минимизации рисков;

Регуляция применения системы управления рисками осуществляется Приказом ФТС России от 18 августа 2015 г. № 1677 «Об утверждении стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками».

Стратегия применения указанной системы в таможенных органах направлена на достижение следующих целей:

1) обеспечение соблюдения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации;

2) обеспечение эффективного выбора объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;

Программа таможенного инспектора автоматически выявляет возможные профили рисков, которые могут применяться в определенной декларации на товары. Это позволяет провести более тщательный контроль товаров и обеспечивает их законный выпуск.

Каждый инспектор работает с декларацией на товары, ориентируясь на тот или иной профиль риска, а затем он принимает решение о принятии мер по минимизации рисков. В случае правильного декларирования товара применение меры по минимизации риска не приводит к результату, что говорит о возможности выпуска товара.

Также еще одним нормативно-правовым актом, который осуществляет общее регулирование деятельности таможенных органов Российской Федерации является Федеральный закон № 289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Рассмотрев выше указанные нормативно-правовые акты, можно заключить, что они в достаточной мере регулируют как общую деятельность таможенных органов, так и процесс их цифровизации, выраженный в создании электронных таможен и центров электронного декларирования.

Также имеют значение в работе электронной таможенной службы такие нормативно-правовые акты, как:

— Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

— Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 «О Федеральной таможенной службе»;

— Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования»;

— Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г.»;

— Приказ Федеральной таможенной службы России от 30 марта 2018 № 440 «Об утверждении Плана информатизации Федеральной таможенной службы на очередной финансовый 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.» и т.д.

Исходя из рассмотренных нормативно-правовых актов и приведенного выше списка, можно прийти к выводу, что законодательная проработка основных аспектов деятельности таможенных органов находится на довольно высоком уровне. В нормативной базе отражены не только общие положения, принципы и алгоритмы, но и аспекты информатизации и цифровиза- ции, что создает базу для развития и совершенствования данного направления.

Читать также:  Пошаговое руководство по созданию и развитию онлайн-бизнеса B2B

В стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. одним из основных направлений является совершенствование информационно-технического обеспечения, что окажет наиболее благоприятное воздействие на процесс цифровизации.

Если рассматривать эффективность деятельности электронных таможен на современном этапе, то можно отметить, что она находится на довольно высоком уровне.

Об этом говорят следующие факты:

— снижается нагрузка на участников внешнеэкономической деятельности;

— упрощается процесс подачи, регистрации и выпуска деклараций на товары;

— соблюдаются сроки выпуска деклараций на товары (1 час на регистрацию, 4 часа на принятие решения по декларации);

— снижается уровень коррупционного риска.

Рассматривая процесс подачи декларации, ее рассмотрения инспектором и дальнейшего контроля, можно также выделить ряд аспектов, показывающих высокую эффективность работы таможенных органов.

Достичь этого позволило внедрение Единой Автоматизированной Информационной Системы таможенных органов. Одной из составляющих данной системы является Автоматизированная Информационная Система таможенного оформления «АИСТ-М», разрабатываемая на правах субподрядчика компанией «СофтЛэнд». «АИСТ-М» позволяет упростить работу инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля, предоставляя возможность доступа ко всем ресурсам Единой Автоматизированной Информационной Системы в режиме реального времени.

Рис. 1 Процесс принятия решения по ДТ в системе «АИСТ-М» (при авторегистрации)* *Составлено автором

Для наглядной иллюстрации работы данной системы и процесса принятия решения по декларации на товары рассмотрим их в схематическом варианте в зависимости от того был ли этап авторегистрации. Из данной схемы видно, что при автовыпуске влияние человеческого фактора сводится к минимуму, а время, затраченное на одну декларацию на товары незначительно. При контроле со стороны инспектора время на выпуск увеличивается. Оно зависит от выбранной таможенной процедуры. Например, исходя из обобщенных данных, время на выпуск экспортной декларации составляется 30 минут, импортной — 1,5 часа.

«АИСТ-М» (при отсутствииавторегистрации)* *Составлено автором

Также необходимо отметить формализован- ность контроля со стороны инспектора, который сверяет данные указанные в декларации с определенным набором документов, заранее подготовленным декларантом.

В данной схеме большую роль при принятии решения по декларации на товары играет инспектор. Уже на этапе регистрации он может отказать декларанту в принятии в работу его декларации по установленным законодательствам причинам. Например, неправильное заполнение граф или подача декларации неуправомо- ченным лицом.

Приведенный выше процесс работы с декларациями на товары имеет следующие преимущества:

— быстрое взаимодействие между принимающими декларации инспекторами центров электронного декларирования и подающими их декларантами;

— скорость декларирования, где важную роль играют установленные законодательством Российской Федерации сроки регистрации и выпуска декларации на товары);

— возможность хранить все необходимые документы на едином таможенном сервере, что также способствует ускорению процедуры таможенного оформления;

— доступность для всех регионов нашей страны, так как откуда именно подается декларация не играет ключевой роли.

Конечно, при наличии объективный преимуществ и плюсов, имеется ряд трудностей, с которыми сталкиваются электронные таможни. Однако, не все из них из сферы информатизации и информационных технологий.

Ряд таможен столкнулись с проблемой кадрового обеспечения. В силу этого было объявлено немало конкурсов на замещение вакантных должностей, где подбирались молодые и перспективные кадры с высшим образованием. Данный вопрос необходимо решать быстро, так как при неукомплектованном штате сотрудников на выпускающих инспекторов ложится большая нагрузка, что может привести к снижению эффективности их работы.

Также при принятии на работу кадров без опыта работы необходимо обеспечивать их обучение. Как правило, данное направление реализуется через институт наставничества и обучение без отрыва от работы.

Молодые кадры, привыкшие к цифровым технологиям, быстро адаптируются к работе и показывают высокие результаты деятельности.

Если же рассматривать сложности, связанные с эксплуатацией информационной системы, то значительных проблем нет. Имеются небольшие трудности, которые вполне решаемы.

Как правило, это ряд проблемных моментов, которые вызваны недостаточной проработкой программного обеспечения, которые устраняются службой технической поддержки. Довольно много вопросов вызывает периодическое обновление программы, где появляются новые функции и возможности.

Если рассматривать центры электронного декларирования по регионам, то можно заметить неравномерную нагрузку на инспекторов. Например, у одного сотрудника в работе может находится 23 декларации в день, в то время, как у другого — 10. На наш взгляд, это оказывает негативное влияние на производительность труда.

Исходя из эффективности деятельности электронных таможен, необходимо продолжать работу в направлении цифровизации, что будет отражено в результативной части статьи.

В процессе написания данной работы были использованы такие методы, как:

— анализ и синтез имеющегося материала, а именно нормативно-правовых актов, литературы, состоящей из монографий и статей;

— сравнение и аналогия при рассмотрении нормативно-правовой базы на уровне Таможенного союза и на уровне Российской Федерации;

— обобщение и систематизация собственного практического опыта и точек зрения представителей таможенных структур;

— наблюдение за работой информационных технологий.

Выбор указанных методов позволил наиболее полно раскрыть процесс цифровизации таможенной службы, показать его с практической точки зрения, которая находит свое основание в законодательной базе.

Обобщение и систематизация практического опыта применялись наиболее часто при написании статьи, так как они помогли объективно оценить ситуацию и выявить локальные проблемы в выбранном направлении.

Результатом применения методов стал вывод о том, что необходимо продолжать развивать цифровые технологии в таможенном деле. Этого можно достичь посредством:

— грамотного подбора молодых и перспективных кадров, которые будут заинтересованы в работе и высокой результативности;

— интеграции информационно-коммуникативных технологий;

— доработки технической стороны программного обеспечения и достаточным техническим обеспечением;

— автоматизации большей части таможенных операций;

— унификации и единообразия деятельности центров электронного декларирования (на данном этапе внедряется стандарт совершения таможенных операций, который нивелирует различия в подходах в регионах).

Подводя итоги, можно отметить, что электронной таможне присущи следующие признаки:

— электронная обработка документов;

— упрощение и дематериализация документа;

— электронная оплата пошлин и налогов через лицевые счета;

— обмен электронной информацией между всеми органами и субъектами, задействованными во внешнеэкономических операциях;

— отбор товаров для таможенного осмотра или досмотра на пограничных и внутренних пунктах таможенного оформления на основе автоматизированного анализа рисков;

— использование высокотехнологичного программного обеспечения.

Следующим этапом развития будет цифровая таможня, где будут применяться следующие аспекты:

— обработка больших данных;

— использование Интернета и СМИ;

На данный момент одно из лидирующих мест среди федеральных ведомств по темпам цифро- визации принадлежит Федеральной таможенной службе России. В ходе Гайдаровского форума руководитель ФТС России Владимир Булавин отметил, что таможенная служба планомерно создает систему электронных таможен, формирует единый механизм прослеживаемости товаров и настраивает каналы межведомственного электронного взаимодействия.

Основная цель электронной таможни на данный момент — достижение максимальной автоматизации и цифровизации таможенных операций. Это снизит административную нагрузку на бизнес, а процессы цифровизации и автоматизации таможенных операций будут благотворно сказываться на развитии международной торговли. К 2020 г. планируется выпуск 95 % деклараций в центрах электронного декларирования, что несомненно ускорит выпуск товаров.

Читать также:  Что такое различные структуры электронной коммерции, типы и случаи использования в бизнесе

Уже удалось не только повысить скорость выполнения операций, но также минимизировать возможности ошибок при оформлении документации. Кроме того, удалось обеспечить более качественную защиту всех имеющихся документов, которые хранятся в архиве декларанта. Благодаря всем этим преимуществам электронное таможенное декларирование скоро станет не просто основным, а единственным безопасным и быстрым способом подачи необходимых документов.

Необходимо отметить, что для развертывания сети электронных таможен и центров электронного декларирования требуется внедрения новейшая технология — автоматическая диспетчеризация таможенных деклараций. Она подразумевает под собой, что таможенный орган, в который будет подана таможенная декларация будет выбираться не лично декларантом, а в автоматическом режиме.

Исходя из выше изложенного можно заключить, что наша страна постепенно переходит к цифровой экономике, втягивается в процессы глобализации и интеграции, что не может не оказывать влияния на развитие государственных структур, в том числе и Федеральной таможенной службы. Она идет по пути цифровизации и оптимизации своей деятельности для развития и стимулирования экономики, продержки и защиты российского экономического пространства.

Процесс цифровизации и проявляется в создании электронных таможен и центров электронного декларирования, где с каждым месяцем увеличивается объем поданных деклараций на товары.

Список использованной литературы

3. Воевалко Л. Г. Полухин И. В. Инновационное развитие информатизации таможенных органов / Л. Г. Воевалко. И. В. Полухин//Актуальные проблемы авиации и космонавтики — 2017. — №13. — С. 929-931.

4. Кожанков А.Ю., Бабенко К.И., Боброва О.Г. Цифровая таможня — современный международный тренд. сущностные характеристики и прогнозируемые эффекты / А.Ю. Кожанков, К.И. Бабенко,

5. О.Г. Боброва. //Государственное управление Российской Федерации: вызовы и перспективы — 2018. — №15. — С. 92-96.

6. Об утверждении стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области

7. ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений): Приказ ФТС России от 18 августа 2015 г. № 1677. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

9. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

10. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 № 2575-р (в ред. от 10 февраля 2018г.). Доступ из СПС «Консультант Плюс».

11. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (в ред. от 01 января 2018). Приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

12. Суходолов А.П. Проблемы противодействия преступности в сфере цифровой экономики. / А.П. Суходолов, Л.А. Колпакова, Б.А. Спасенников // Всероссийский криминологический журнал. — 2017. — Т. 11. — № 2. — С. 258-267.

Размещено на Allbest.ru

Проблемы и перспективы внедрения новых концепций цифровых технологий в работу таможенных органов Российской Федерации

Актуальность статьи обусловлена тем, что цифровая трансформация сегодня распространилась практически на все сферы экономики. В условиях сильной конкуренции различные предприятия и организации внедряют в свою работу информационные технологии для повышения производительности и быстрого и эффективного решения поставленных перед ними задач. Эффективная работа таможенных органов во всех странах мира невозможна без цифровизации. Таможенные информационные технологии становятся инструментом ускорения и упрощения прохождения таможенных процедур, а также средством повышения эффективности мероприятий, связанных с проведением таможенного контроля. Внедрение инноваций в любой процесс, как правило, сопряжено с определенными рисками. В статье автором проанализированы проблемные аспекты в деятельности таможенных органов, связанные с внедрением и использованием цифровых технологий. На основании проведенного анализа выделены перспективные пути решения существующих проблем. Реализация данных направлений не только позволит достичь высокого уровня развития информационных таможенных технологий, но и сделает нашу страну привлекательнее для международного бизнеса в силу упрощения и ускорения прохождения таможенных процедур, а также будет способствовать развитию цифровизации таможенных органов в соответствии с международными рекомендациями.

Ключевые слова

Е. А. Панина

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Россия

Елена Анатольевна Панина, старший преподаватель кафедры  международного бизнеса и таможенного дела

117997, Москва,  Стремянный пер., д. 36

Список литературы

Башлы П. Н., Вербов В. Ф. Цифровая трансформация таможенной службы // Вестник Российской таможенной академии. – 2020. – № 4. – С. 19–24.

Ворона А. А. , Дианова В. Ю. Таможенное администрирование как важнейший фактор перехода к цифровой таможне // Таможенное дело. – 2021. – № 3. – С. 15–21.

Коварда В. В., Лаптев Р. А., Тимофеева О. Г. Перспективы повышения уровня экономической безопасности в контексте цифровизации экономических процессов посредством развития системы прослеживаемости в ЕАЭС // Вестник евразийской науки. – 2020. – № 5. – С. 5.

Куроптев Н. Б. Основные проблемы взаимодействия таможенных представителей с таможенными органами // Бюллетень инновационных технологий. – 2020. – Т. 4. – № 1 (13). – С. 72–77.

Макарова И. Г. Совершенствование технических средств таможенного контроля в условиях цифровизации // Экономика регионов России: современной состояние и прогнозные перспективы : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов. – Иваново : Ивановский филиал ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2019. – С. 38–34.

Панина Е. А., Шакало С. В. Защита интеллектуальной собственности: таможенный аспект // Международная торговля и торговая политика. – 2021. – Т. 7. – № 1. – С. 123–138.

Синяговская Е. С., Куроптев Н. Б. Проблемы внедрения системы прослеживаемости товаров в ЕАЭС // Бюллетень инновационных технологий. – 2020. – № 3 (15). – С. 33–38.

Сомов Ю. И., Шашаев А. Е. Возможности применения новых цифровых технологий в таможенном деле // Вестник Российской таможенной академии. – 2020. – № 1. – С. 29–41.

Лебедев А. С. Проблемы правового регулирования трансграничной электронной торговли в Евразийском экономическом союзе // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2020. – №2 (32).

Рецензия

Панина Е.А. Проблемы и перспективы внедрения новых концепций цифровых технологий в работу таможенных органов Российской Федерации. Международная торговля и торговая политика. 2022;8(3):130-146. https://doi.org/10.21686/2410-7395-2022-3-130-146

For citation

Panina Е.A. Problems and prospects of introducing new concepts of digital technologies into the work of the customs authorities of the Russian Federation. International Trade and Trade Policy. 2022;8(3):130-146.
(In Russ.)

https://doi.org/10.21686/2410-7395-2022-3-130-146

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *