Цифровизация текстиля

Цифровизация текстиля

Михаил Шпилькин, эксперт журнала «Цифровой текстиль»

Преимущества цифровой печати по текстилю

Основные отличия цифровой печати от традиционных аналоговых технологий — это возможность производства ткани даже от 1 метра, снятие ограничений, связанных с количеством цветов в дизайнах, возможность напечатать, например, на десяти метрах десять различных дизайнов и отсутствие раппорта, ограничивающего дизайн по своей длине. Необходимо отметить, что себестоимость печати любого количества метров постоянна и не зависит от стоимости изготовления форм или валов для печати на традиционных печатных производствах. При этом себестоимость цифровой печати на малых и средних тиражах будет ниже или равна себестоимости производства по аналоговой технологии, однако проигрывает ей на больших тиражах (примерно от одного километра).

Цифровизация текстиля

Преимущества цифровых технологий

Потребности отрасли:Наличие локальных производств, выпуск малых партий изделий, производство продукции под заказ, быстрый срок производства и доставки готовой продукции к местам продаж, потребность в персонализации изделий, возможность массового производства персонализированной продукции.

Преимущества для предприятий легпрома:» Сокращение времени вывода коллекций в продажу: возможность создания большего количества вариантов дизайнов, быстрое и недорогое производство образцов.» Снижение складских запасов готовой продукции: выпуск малыми партиями, производство по требованию, как результат — отсутствие необходимости в распродажах.» Изменение схемы движения товарно-денежных потоков: сначала продаём и получаем деньги и только потом производим изделия, в отличии от стандартной схемы производства товаров для продажи по предоплате и ожидания продажи.» Снижение складских запасов материалов, сокращение номенклатуры и неликвидов готовых материалов. На складе держатся белые основы под печать, которые запечатываются в нужные дизайны по мере получения заказов.» Экологичность процесса производства.

Преимущества для потребителей изделий легпрома:» Сокращение времени производства и доставки товаров.» Доступность заказа персонализированных изделий (как по размерам, так и дизайну).» Возможность заказа уникальных изделий (с собственным дизайном).» Экологичность приобретаемой продукции.

Цифровизация текстиля

Цифровые технологии и их применение

Возможности, которые предоставляют существующие технологии:Печать по ткани и трикотажу, печать на натуральных, смесовых и синтетических материалах, печать на готовых изделиях и крое.

Технологии печати, виды оборудования и чернил:» Цифровая рулонная печать (R-t-R — roll-to-roll), печать по готовым изделиям (DTG — direct-to-garment), трансферная DTF-печать (DTF — direct-to-film — новая технология, позволяющая печатать изображение на специальной плёнке и далее переносить его на почти любой материал с использованием термопресса).» Сублимационная и прямая печать.» Реактивные, кислотные, пигментные и сублимационные чернила.

Кратко опишем, что и зачем используется. Начнём с чернил.Используем в производстве синтетические материалы (с содержанием полиэстера не менее 70 %) — печатаем сублимационными чернилами по специальной бумаге, далее изображение с бумаги в каландровом или плоском термопрессе переносим на ткань или трикотаж.

Используем материалы растительного происхождения, такие как хлопок, лён или вискоза, — применяем реактивные чернила и печатаем напрямую, без промежуточных носителей.

Нужно нанести изображение на материалы животного происхождения: шерсть, шёлк или кожу, а может быть используем нейлон — необходимо применять кислотные чернила.

Используется широкий спектр натуральных материалов, в первую очередь хлопок, — можно печатать пигментными чернилами.

Ткань и трикотаж поступают на ваше производство в рулонах различной ширины — выбирайте рулонные принтеры с необходимыми параметрами.

Планируется печать на готовых изделиях, таких как футболки или толстовки, в первую очередь из натуральных или смесовых материалов, — подбираем DTG-принтер.

Необходимо декорировать изделия из натуральных и синтетических материалов, в том числе сложной формы, например кепки или бейсболки, — присмотритесь к новой технологии DTF-печати.

Цифровизация текстиля

Российский рынок

Доля цифровой текстильной печати в мире — около 6 % от общего объёма производимых тканей и трикотажа с печатью, в период до 2025 года прогнозируется рост до 10 %.

По данным проведённого нами исследования, в 2021 году российский объём цифровой печати составил около 32 миллионов квадратных метров, что примерно соответствует 1 % от общемирового объёма. При этом подавляющее большинство отпечатанных у нас в стране материалов — синтетические, их доля составила 89 %, в отличие от мировых показателей, где распределение между натуральными и синтетическими материалами примерно 50 на 50 %.

Активно увеличивается российский парк промышленного оборудования для цифровой текстильной печати, активный рост отмечался и в достаточно непростых 2020 и 2021 годах. Однако на начало 2022 года в России работало всего 48 промышленных принтеров, из них по натуральным тканям и трикотажу печатали только 13.

Необходимо отметить, что на промышленном оборудовании в нашей стране запечатывается только 28 % от общего объёма цифровой печати. Оставшиеся 72 % производятся на небольшом и среднем по своей производительности оборудовании, которое зачастую покупают для себя предприятия малого бизнеса.

Цифровизация текстиля

Российские производства

Промышленная печать по натуральным тканям и трикотажу

В России установлено всего четыре принтера с шириной печати более двух метров, из них на рынке услуг по печати представлен только один принтер с шириной печати 2,4 метра (компания «Золотой гусь»). Оставшиеся три принтера (с шириной печати 2,4 или 3,2 метра) в основном загружены печатью ткани и трикотажа, производимых на собственных производствах (компании «МИРтекс» и «Нордтекс» из Ивановской области).

Самым ярким проектом нескольких последних лет было производство компании DiTEX, на котором к весне 2021 года было запущено не только два промышленных принтера с шириной печати 1,8 метра, печатающих реактивными чернилами, но и полный комплекс промышленного оборудования для работы с тканями и трикотажем. Однако в июле 2021 года производство было остановлено примерно на месяц, но потом возобновило свою работу. В настоящее время производство работает, концентрируясь в большей степени на печати для нужд своего швейного производства и поставку собственных товаров на маркетплейсы.

Ещё две компании, работающие на рынке услуг по печати, имеют сразу по два принтера с шириной печати 1,8 метра и используют для печати реактивные чернила. Это компании «Рост текстиль» из Нижнего Новгорода и московская «Черника принт».

Московская компания Solstudio имеет на своём производстве два принтера (ширина печати 1,8 метра), один из которых печатает реактивными чернилами, а второй — сублимационными. Это единственное производство, оказывающее услуги промышленной печати и на натуральных, и на синтетических основах.

Компания «41 Меридиан» из города Иваново предоставляет услуги по печати на натуральных тканях и трикотаже на принтере шириной 1,8 метра с использованием пигментных чернил. На их производстве установлено также промышленное оборудование для пропитки основ под печать, что позволяет оказывать услугу по пропитке для небольших компаний, печатающих пигментными чернилами на менее производительном оборудовании.

Промышленная сублимационная печать

Здесь мы видим уже больше принтеров с шириной печати 3,2 метра.

Компания «СК Групп» (крупнейший в России владелец подобного оборудования) в настоящий момент имеет на своём производстве пять принтеров, из которых три — с шириной печати 3,2 метра. Такой парк оборудования позволяет не только полностью удовлетворить потребности по печати для нужд собственного производства домашнего текстиля, но и оказывать услуги для широкого круга заказчиков по самым минимальным ценам.

На рынке услуг сублимационной печати также необходимо отметить московскую компанию LBL Print, использующую для печати принтер с шириной печати 3,2 метра, работающий по 8‑цветной схеме печати с использованием флуоресцентных цветов.

В восемь цветов может также печатать сублимационный принтер в компании Solstudio (с шириной печати 1,8 метра).

Большая часть компаний, оказывающих услуги по сублимационной печати, работает с использованием 4‑цветной схемы, чего достаточно для выполнения большинства заказов. Здесь можно назвать такие компании, как PrintPick, «Мир рекламы» и «Фабрик», расположенные в Москве и ближайшем Подмосковье.

Цифровизация текстиля

Печать по натуральным тканям пигментными чернилами

Активно развивается у нас в стране пигментная печать по натуральным тканям на небольших по производительности принтерах. По итогам 2021 года было известно о более чем 70 принтерах, установленных за прошедшие пять лет. При этом, несмотря на невысокую скорость печати, в данной категории представлено оборудование с шириной печати не только 1,8 метра, но и 2,2 метра, и даже 3,2 метра, что позволяет без ограничений производить постельное бельё и домашний текстиль.

Лидером российского рынка услуг по цифровой пигментной печати является компания «Ролли принт», имеющая на своём производстве пять таких принтеров. Необходимо отметить принадлежащий «Ролли принт» крупнейший российский маркетплейс текстильных дизайнов, оказывающий услуги по их печати как на натуральных, так и синтетических основах, — MarketShmarket, в коллекции которого в настоящий момент уже около 100 тысяч различных изображений.

Не только услуги по цифровой печати, но и отличное постельное бельё, занавески, скатерти и другой домашний текстиль можно заказать в компаниях «Фарфалина» (Ржев), «Текстурель» (Нижний Новгород), Printselection (Москва). На печати по натуральным тканям специализируется московская компания «Димитекс».

Не только печатает по натуральным и синтетическим тканям, но и занимается DTF-печатью, а также шьёт домашний текстиль и одежду компания «Принт текстиль» (Москва).

В данном материале мы перечислили далеко не все печатные производства, занимающиеся цифровой печатью по рулонным материалам. За рамками осталась и тема печати по технологиям DTG и DTF. Продолжение следует.

Одним из вызвавших наибольший интерес аудитории на Всероссийском форуме легкой промышленности «Мануфактура 4.0» стало выступление Михаила Шпилькина, соучредителя журналов «Легпром ревю» и «Цифровой текстиль», председателя комитета по цифровой печати и декорированию текстиля Союзлегпрома.

Смотреть запись выступления: на канале YouTube

Вопросы, рассмотренные в выступлении:

В завершении выступления спикер адресовал специалистам Минпромторга России развёрнутый вопрос о развитии российского бизнеса цифровой печати: «По данным нашего исследования почти 2/3 объема цифровой печати в России производится малыми и средними производствами. Текстильные комбинаты, за редкими исключениями выжидают и не осваивают цифровые технологии печати. Еще хуже обстоит дело с печатью по натуральным тканям и трикотажу – эти материалы занимали по итогам прошлого года только 14% в общем объеме цифрового производства в России.

Вместе с тем именно цифровые производства у нас и во всём мире демонстрируют завидные темпы роста. Для ускорения развития отечественных текстильных производств необходима их цифровизация. Она позволит быстро локализовать производство необходимой продукции и произвести импортозамещение.

В России нет собственного производства оборудования для цифровой печати. Возможно ли полное освобождение от ввозного НДС и пошлин, всех видов и типов оборудования, используемого в процессе производства тканей и трикотажа с цифровой печатью?

Читать также:  Тенденции развития электронного бизнеса и технические средства внедрения (Электронная коммерция и тема №8)

В России также нет собственного производства чернил для текстильной цифровой печати. Возможно ли распространить льготы и на ввоз чернил для цифровой текстильной печати? Какие меры поддержки для дальнейшего развития российских производств по цифровой печати планируются на 2022 год и далее?»

Цифровизация текстиля

Александр Шмаков, главный редактор журнала «Цифровой текстиль»

При производстве рабочей одежды и формы, спецодежды и продукции специального назначения перед текстильными предприятиями регулярно возникает необходимость печати, маркировки и нанесения различных элементов, знаков изображений. Для решения этих задач использовались и используются различные технологии печати и переноса. Среди них, благодаря своей универсальности в отношении материалов, выделяется техника переноса под названием DTF (direct-to-film). Этот метод получил развитие в Китае и около двух лет назад популяризован в России усилиями компании «Алларт Сервис» и специализированного журнала «Цифровой текстиль».

Суть технологии DTF заключается в печати изображения на плёнке в струйном принтере, дальнейшем нанесении клеевого слоя и последующем термопереносе на широкий спектр материалов, включая синтетический и натуральный текстиль, смесовые ткани, флис, искусственную и натуральную кожи и прочие материалы.

При этом нанесённое на плёнку изображение не требует дополнительной резки по контуру этого изображения на плоттере перед термопереносом на изделие. Адгезия отпечатка к материалу в данном процессе обеспечивается за счёт клея, наносимого в виде клея-порошка на отпечатанное на плёнке изображение.

Нанесение клея-порошка осуществляется в шейкер-сушке, устанавливаемой в одну линию с принтером. На выходе получается рулон плёнки с готовыми для переноса изображениями, которые при помощи термопрессов переносятся на необходимые материалы. Их спектр достаточно широк — по сути, это может быть любой материал, изображение на который может быть перенесено при помощи термопресса. Также широк и спектр применений DTF-технологии. Она может использоваться для печати составников, нанесения принтов на любую часть готовой одежды, брендирования различной продукции, переноса полутоновых полноцветных изображений и т. д.

Цифровизация текстиля

Ещё одним из преимуществ DTF-технологии является возможность разделения операций печати и нанесения изображений на продукцию. Таким образом можно регулировать оперативность выполнения заказов. Также отпечатанные на плёнке мастер-отпечатки можно передать заказчику для самостоятельного нанесения.

Цифровизация текстиля

В сравнении с трафаретным способом печати DTF-принтеры обеспечивают возможность более простого и быстрого способа производства малых и средних тиражей, поскольку из процесса исключается изготовление печатных форм. Также DTF превосходит распространённую технологию DTG (прямой печати по одежде) по широте спектра носителей, на которые может быть перенесено изображение. А термотрансферное нанесение плёнок уступает DTF из‑за того, что требуется дополнительная операция плоттерной резки. Кроме того, DTF позволяет качественнее печатать полутоновые изображения практически с фотографическим качеством. При этом нанесенное по этой технологии изображение обладает высокой эластичностью, однородной структурой и устойчивостью к выстирыванию. Эти свойства присущи готовым изделиям после многократных стирок и долговременной эксплуатации.

За два года «Алларт Сервис» поставил решения на базе китайских принтеров Oric с шириной печати 30 и 60 см почти сотне российских производств различной специализации. Как говорит директор компании Владимир Бахтин, DTF — это решение простое, надёжное и эффективное: «Работа с принтерами Oric намного проще, чем её описание. Все процессы у нас отлажены, компоненты подобраны, и печатные комплексы отлично себя показали в самых разных условиях и на самых разных материалах».

От сумок для вина до снаряжения для МЧС

Основатель компании Firstlook.moscow Михаил Седых около двух лет назад наладил выпуск подарочных сумок и аксессуаров для вина. Для реализации проекта, который вышел на объёмы продаж до 15 тысяч сумок в месяц, было закуплено китайское швейное оборудование, лазерный раскройщик и DTF-принтер. Заказы поступают со всей России, и ежедневно производится около 500 сумок-чехлов из искусственной кожи. Срок выполнения и отгрузки заказа обычно составляет один-два дня.

DTF используется для брендирования и нанесения принтов на экокожу. Принтер Oric с рабочей шириной 60 см, приобретённый в «Алларт Сервисе» в феврале этого года, загружен сейчас, по оценке Михаила, примерно вполовину своей производительности, то есть при необходимости компания сможет нарастить выпуск как минимум вдвое.

Цифровизация текстиля

Оборудованием и сервисом Михаил доволен, так же как и качеством печати, и прочностью переноса изображений на кожу и мешковину. Брендируются небольшие фрагменты изделий размером 10×10 cм. В числе партнёров Firstlook известные винные бренды, а с нового года планируется открыть сеть фирменных бутиков для реализации продукции.

Сфера деятельности компании не ограничивается выпуском подарочных изделий. Качество производимого Firstlook продукта привлекло такого заказчика, как МЧС России. Для пожарных и спасателей компания производит сумки для верёвочных лестниц и сумки-чехлы под противопожарные полотна и топоры. На всю продукцию наносится ведомственная символика. Качество DTF и самой продукции, говорит Михаил, позволяет эксплуатировать её в сложных условиях, которые сопровождают сотрудников МЧС в процессе выполнения ими своей служебной деятельности.

В числе заказчиков Firstlook как индивидуальные предприниматели, так и крупные компании из различных секторов рынка. Каждый день выполняется по 30‑50 заказов.

Заказы для ИП и корпораций на сложных тканях с неизменным качеством

Компания СОЮЗСПЕЦОДЕЖДА, член Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (АСИЗ), более 30 лет является одним из лидеров российского рынка спецодежды. Помимо широкого ассортимента спецодежды, спецобуви и СИЗ, компания оказывает услуги по нанесению логотипов на свою продукцию. Собственное производство логотипов предлагает различные методы нанесения, а также в крупнейших магазинах сети в Москве и Екатеринбурге имеется возможность срочного нанесения от 30 минут.

Цифровизация текстиля

Технолог шелкографической печати Александр Наливалкин и ведущий дизайнер и технолог широкоформатной печати Кирилл Евгеньевич Пукит рассказали, что до приобретения DTF-комплекса в «Алларт Сервисе» компания использовала только трафаретную печать и термотрансферный перенос плёнок.

Цифровизация текстиля

Цифровизация текстиля

«Когда мы узнали о DTF-принтерах, то сразу заинтересовались данной инновационной разработкой. Мы съездили на несколько производств, уже эксплуатирующих данное оборудование, изучили технологию работы и протестировали образцы. Убедившись в качестве и надёжности технологии, приобрели в «Алларт Сервисе» DTF-машину 60 см, дополнив её полуавтоматическим прессом для термопереноса. Комплекс на базе принтера Oric работает у нас уже больше года, и мы очень довольны как качеством нанесения, так и надёжностью оборудования.

Цифровизация текстиля

Образцы полноцветной DTF-печати компании СОЮЗСПЕЦОДЕЖДА

На сегодняшний день данный метод нанесения логотипов набирает популярность среди клиентов, в день принимаем по 30‑50 заказов. Самыми популярными тканями для таких логотипов стали Оксфорд, Молескин, трикотаж, флис и различные смесовые ткани. Исходя из загрузки производства и характеристик макета, на DTF отправляются большие и сложные тиражи. С полноцветными полутоновыми изображениями DTF справляется гораздо лучше шелкографии. Заказы комплектуются в пул, и примерно один раз в три дня машина печатает полную смену. Дополнительно к стандартному клею для DTF мы закупили низкотемпературный клей, так что даже на сложных и деликатных тканях мы можем получать надёжное нанесение».

Текстильный бизнес Евгения Тимощенко работает под брендом «Циф­ровая мануфактура «Принт­ Текстиль» и на сегодняшний день оснащён завидным комплектом оборудования. Четыре принтера для печати по натуральным и синтетическим тканям, каландровый термопресс, комплекс для DTF-переноса, швейный цех на 280 квадратных метров. Осенью 2022 года парк техники пополнился ещё тремя новыми единицами оборудования: «Принт Текстиль» приобрёл новый промышленный сублимационный принтер Atexco, лазерный раскрой и второй DTF-комплекс. Всё оборудование поставила компания «Алларт Сервис».

Цифровизация текстиля

В последнее время, говорит Евгений, существенно вырос спрос в секторе промышленной печати, отчасти это связано с печатью камуфляжных и защитных материалов: «Этот спрос привёл к тому, что потребовались новые мощности. Вынужденное импортозамещение также способствовало росту спроса. Короткие тиражи с понятной ценой и меньшими рисками сейчас очень востребованы».

Цифровизация текстиля

Новая китайская производительная машина Atexco индустриального класса может работать практически круглосуточно, производя 460 квадратных метров отпечатанной ткани в час с шириной печати до 1,8 метров. «В ней установлено 8 промышленных печатающих головок Kyocera. Также принтер оборудован устройством подачи с джамбо-роля, чтобы использовать бумагу длиной до 11 км, так что от маленьких рулонов и пакетов с чернилами мы перешли к канистрам и ролям, — поясняет Евгений. — Также мы устанавливаем новый мощный китайский каландр Colors для переноса изображения на ткань с валом 42 см, который докупили специально под новую печатную машину, а текущие объёмы печати у нас закрывает каландр TitanJet, который работает практически без перерыва. Благодаря новой машине мы можем печатать 150‑180 тысяч погонных метров в месяц».

DTF «Принт Текстиль» использует как в производстве конечной продукции, так и выпуская полуфабрикаты для самостоятельного переноса изображений заказчиками. Объём заказов, в которых использовался этот экономически эффективный и технологически простой способ печати, существенно вырос и потребовалась вторая машина.

Цифровизация текстиля

Цифровизация текстиля

Цифровизация текстиля

Образцы полноцветной DTF-печати компании «Принт Текстиль«

«У нас стабильное качество, мы считаем, что одно из самых лучших на рынке. Несмотря на то что у нас установлен самый производительный принтер, в периоды пиковых заказов его мощности не хватало для оперативного выполнения заказов. Объём печати вырос, и мы, ожидая волну роста, решили усилить мощности, установив новый комплекс DTF-печати Oric с флуоресцентными чернилами, — говорит Евгений. — С компанией «Алларт Сервис» мы работаем не первый год. У них особый подход к работе: поставляя китайскую технику, они сначала монтируют и запускают её у себя, отлаживают и тестируют все процессы, а затем за один день монтируют и производят запуск на стороне клиента. Так это было и у нас». Новый DTF-комплекс не только с запасом усилит мощности, но и позволит цифровой мануфактуре «Принт­Текстиль» выйти на новые рынки, где востребованы флуоресцентные цвета. Это спецо­дежда, спортивная форма, детская одежда и товары для активного отдыха.

Цифровизация текстиля

Тестовая DTF-печать в компании «Принт Текстиль«

О выборе проверенного поставщика

DTF как технология, безусловно, имеет свои ограничения и особенности, но её простота, универсальность и широта охвата по материалам во многом превосходят другие способы нанесения изображений на одежду. Рекомендуя «Алларт Сервис» в качестве поставщика оборудования и расходных материалов для DTF и цифровой текстильной печати, мы основываемся на многолетнем опыте данной компании в сервисе и обслуживании сотен печатных комплексов в России и сотнях клиентских отзывов. Важным фактором является также, что «Алларт Сервис» не первый год поставляет и поддерживает китайское оборудование и имеет собственное печатное производство, где опробуются все новые решения.

Читать также:  Сервисы для электронной коммерции

На страницах отраслевого издания «Цифровой текстиль» размещено большое интересное интервью под заголовком «Цифровизация текстильного производства на примере компании Димитекс», которое дал основатель и руководитель компании Михаил Купавцев. В нем он рассказал о том, как создавалось предприятие, что сегодня определяет успех его деятельности, как организована работа коллектива, к чему компания стремится. В интервью Михаил поделился также своим видением российского рынка цифровой текстильной печати и уделил особое внимание оборудованию своего сублимационного комплекса.

Московская фабрика является известным производителем принтованных рулонных тканей, которые реализуются через собственный интернет-магазин и представляются на крупных маркетплейсах. Компания «Димитекс» осуществляет печать не только на синтетических тканях, но и на натуральных тканях и  трикотаже пигментными чернилами.

Фабрика «Димитекс» — это прекрасный пример того, как цифровые печатные технологии, независимо от конкуренции на рынке, при проявлении должного энтузиазма и профессионализма позволяют вести текстильный бизнес с большим успехом.

Цифровизация текстиля

Разумеется, речь идёт о разных масштабах бизнеса, однако итоги 2018 года вызвали настороженность экспертов в отношении модернизации и цифровизации производств. Образно говоря, поезд прогресса уже тронулся, но большинство небольших фирм не спешат запрыгнуть в последний вагон уходящего состава.

Цифровизация – это сокращение издержек

Государственные программы поддержки текстильщиков, в том числе финансовые, начинают влиять на основные производственные показатели. Для того чтобы меры поддержки заработали, понадобилось три года, и сегодня ситуация выглядит следующим образом:

Картина складывается весьма любопытная:

  • Практически все текстильные предприятия, закупившие ПО и раскройные линии, вдвое снизили количество отходов раскроя. Некоторые наладили из отходов выпуск качественных обтирочных материалов, двигаясь в сторону безотходных технологий;
  • Наиболее продвинутые компании сократили перезапуск линий до нескольких часов, в среднем по отрасли это 1-3 дня;
  • Время разработки образцов и подготовки к выпуску промышленной партии сокращается рекордными темпами – не больше 10 дней. В 2018 году некоторые фирмы, используя новые программные комплексы, смогли отказаться от пошива «лишних» пробных образцов.

Отдельно обратим внимание на снижение себестоимости у тех, кто активно внедряют цифровые технологии. Пока это на стоимости вещей для конечного покупателя заметно не отразилось, но цифровизация создает возможность ценового манёвра.

Работа по старинке снижает конкурентоспособность

На фоне сокращения издержек «продвинутых» текстильщиков значительно ухудшилась ситуация среди аутсайдеров отрасли.

В легкой промышленности и без того непростая ситуация с распределением доходов, которую в минувшем году усугубила неравномерная модернизация. Фактически «богатые» предприятия текстильной промышленности активнее внедряют цифровые технологии и зарабатывают больше, «бедные» (или не активные) продолжают работать по старинке, накапливая убытки и потери.

Проблемы с реализацией мы уже подробно анализировали, сегодня есть данные, позволяющие оценить масштабы нарастающего разрыва.

Любопытная картина, в которой хорошо видно, что минимум 10-15% готовых вещей не находят покупателей. Точнее, они отдаются за бесценок, фактически «на вес» и расходятся в глубинке России. График довольно точно отражает положение в отрасли, хотя и составлен на основании данных по одежде:

  • Самостоятельные текстильные предприятия сокращают складские запасы, предпочитая отшивать вещи после получения заказа, в том числе с предоплатой. Отсюда – относительно высокие значения реализации;
  • Крупные объединения занимаются маркетингом и оценкой рынка, поэтому объём продаж уверенно растёт. Плюсом является возможность оперативно «перенастраивать» выпуск продукции, в том числе с перераспределением внутри группы компаний;
  • Примерный общий уровень проданной одежды третий год колеблется у отметки 60-70%, причём на графике отражены приведённые данные. Иными словами, учтена продажа остатков предыдущего отчетного периода.

Текстильная промышленность предприятиям небольшим ошибок не прощает, они сильно зависят от грамотности менеджмента. К сожалению, многим руководителям кажется, что, работая по старинке, можно удержаться на плаву, но сухая статистика весьма красноречива. «Отсталые» компании не выдерживают конкуренции, загоняя себя в угол нежеланием менять подходы к ведению дел.

Когда растут убытки, цифровизация на последнем месте

На прошедшей в марте Российской неделе состоялась конференция, в рамках которой обсуждались корректировки политики субсидирования легпрома. К сожалению, на ней практически не присутствовали представители малого бизнеса, и вопрос небольших, но «длинных» денег опять не был рассмотрен. Фактически цифровизация производства крупных групп и помощь Минпромторга РФ помогает им «зачищать» рынок от мелких и назойливых конкурентов.

Пока удержаться на плаву малому бизнесу помогает гибкость, но нехватка финансирования не позволяет оперативно модернизировать мощности. Отсутствие возможности ценового манёвра приводит к нарастанию убытков не только самих предприятий, но и связанных торговых точек.

Показательная картина, не правда ли? Некоторые чиновники Счетной Палаты РФ, ведущие проверку деятельности лёгкой промышленности, считают, что суммы потерь завышены, но в пределах 10-15%. Печально, что на фоне роста доходности в торговом секторе, растут убытки небольших магазинов и торговых точек, прямо связанных с конкретными производителями. Ожидания продавцов в 2018 году, связанные с небольшим ростом располагаемых доходов россиян, не оправдались.

Крупному бизнесу цифровизация идёт на пользу, как и оздоровление производства. Судя по тенденции, в этом году убытки больших объединений придут к общемировому показателю в 15%.

На фоне остальных показателей в текстиле сложилась неоднозначная ситуация:

Надеемся, что слова Дениса Мантурова о внесении поправок в программы, нацеленные поддержать предприятия не только деньгами, но и технологиями, в текстильной промышленности не останутся на бумаге. Последние два года показали, что только инвестициями помочь встать на ноги 44% текстильщиков не получилось. Необходима новая программа, включающая в себя доступность цифровизации для компаний любого размера.

Поводом для обзора послужила информация Счетной Палаты РФ о снижении реально располагаемых доходов россиян в I квартале 2019 года. Детальное рассмотрение документа выявило закономерность – модернизация производства вызвала серьёзное расслоение уровня зарплат в текстильном сегменте.

Новые профессии текстильного кластера хорошо оплачиваются

Высокая зарплата всегда хорошо, особенно для текстильщиков, в ситуации, когда свет в конце туннеля виден, но для выхода из кризиса надо ещё потрудиться. Однако на внимательное рассмотрение того, как модернизация производства влияет на рост «среднего уровня зарплаты», никак не повлияла ситуация с доходами основного персонала швейных фабрик:

Данные приведены по годам, за которые есть подтверждённая статистика. Деление персонала проведено условно:

  • В категорию «творческий сотрудник» попали модельеры, дизайнеры фабрик и все, кто имеет отношение к созданию новых коллекций. В отношении высоких зарплат вопросов нет, предприятия должны быть уверены, что новинки выпустят первыми;
  • В категории «швея», все кто имеет отношение непосредственно к выпуску текстильных вещей;
  • С техническими и административными работниками всё понятно.

Картина выходит интересной. На фоне нарастания складов неликвидов, растут доходы тех, кто их создаёт – сбытовиков. Хотя динамика показывает, что финансовые потери российские фабрики терпеть перестали. Судя по всему, доходы продавцов в 2019 году снизятся. На общем фоне, максимальный вклад в рост средней зарплаты внесли сотрудники компьютерных отделов, и тут есть, что проанализировать отдельно.

Цифровизация швейных фабрик – палка о двух концах

Чем выше роботизация и автоматизация производства, тем меньше требуется фабрике сотрудников. Плюсы инноваций очевидны – с возвратом инвестиций снижается себестоимость, ускоряется выпуск новых партий одежды, постельного белья, нательного белья и чулочно-носочных изделий.

Своевременное техническое обслуживание обеспечивает круглосуточную работу, но роботы пока шить не умеют. Трудовой кодекс РФ запрещает неоплачиваемые и неоправданные переработки. У нас нет задачи вызвать к текстильщикам интерес трудовых инспекций. В других отраслях легкой промышленности ситуация, вероятнее всего, такая же. Но оценка времени, которое тратит сотрудник на рабочие процессы, обязана дополнить картину распределения доходов:

Данные субъективные, поскольку опрашивались посетители различных мероприятий. В том числе Российской недели текстильной и лёгкой промышленности, так что выборка была вполне репрезентативной. По мнению экспертов, такая цифровизация производства – это картина, общая для обрабатывающего сектора (некоторые отметили, что такое распределение характерно для всей промышленности России).

Итак, что мы видим, исходя из картины трудозатрат? Да, работать руками больше 8 часов в день реально тяжело:

Читать также:  Анализ текущего состояния развития цифровой экономики в россии

Переработку показывает модернизация производства на предприятии. Как и творческие коллективы, компьютерщики продолжают работать дома. Спросите, к чему такие данные? Есть такая статистика – сложность пошива отдельной модели одежды, наволочки, простыни или другого домашнего текстиля.

Развитие цифровизации производств снизит время работы швей в разы. В Иваново уже запускают цифровую фабрику, автоматизация позволила не нанимать новый персонал. Точнее, потребовались женщины, умеющие сделать строчку и оценить качество вещи. Так сказать, присмотреть за роботом.

Судя по росту доходов, опытная швея, от качества работы которой зависит долговечность одежды, комплекта постельного белья и правильность детского комбинезона, вскоре станет лишней на празднике жизни модернизации производственного участка текстильной фабрики. Но есть ещё один аспект.

Финансировать надо не только автоматизацию

Богатые люди вынуждены следить за сохранностью и преумножением своих капиталов. Как тщательно, можно увидеть на этом графике интереса к российскому текстилю и трикотажу, статье, по всем признакам и параметрам являющейся прибыльной. При правильном подходе:

Вложения в основной капитал – одно из требований, но есть и другие, озвученные по итогам совещания в Иваново, когда прозвучали предложения российских текстильщиков:

  • Сохранить кадровый потенциал, в условиях автоматизации и роботизации швейных фабрик. Напомним, тогда губернатор Ивановской области. Г-н Воскресенский пообещал трудоустройство уволенным работникам. Пока ни одного не трудоустроил. Обещанная модернизация производства двух фабрик отложена на неопределенный срок, на предприятии, головном, даже не начались работы по благоустройству. Территории двух фабрик отданы под коттеджные постройки. Хозяйственный подход?;
  • Изменить принципы финансирования медиа пространства. «Некоторые сайты могут стать профильными площадками для отрасли, новостные, наполненные аналитическими материалами, интересной информацией. Пока такие ресурсы делают энтузиасты, самое время рассмотреть вопрос финансирования информационной поддержки в сети со стороны Минпромторга». Мнение замминистра Виктора Евтухова было услышано. Приятно, что наш сайт оказался в озвученном списке. Значит, каждый информационный портал ценен для отрасли.

Надеемся, Минпромторг и инвестиционные структуры, в том числе Фонд содействия развитию предпринимательства и промышленности учтут проблемы, которые связаны с бурным развитием автоматизации производств и оздоровления швейных фабрик.

Одно дело гнать на станке километры качественной ткани, совсем другое, скрупулёзно обшивать швы качественной одежды. Надеемся, в процессе обновления, в Минпромторге не забудут про тех, кто делает им костюмы, впечатляющие иностранных гостей.

Цифровизация текстиля

Рынок текстиля переживает серьезные изменения. Во всех секторах скорость принятия и применения цифровых технологий быстро увеличивается. Для этого есть много причин, но не может быть никаких сомнений в том, что проблемы, с которыми мы по-прежнему сталкиваемся в результате пандемии, должны быть рассмотрены и решены.

Проблемы с цепочкой поставок продолжают преследовать все стороны розничных продаж, производства и производства, нанося ущерб предприятиям, уже находящимся в бедственном положении. Для тех, кто уже имеет следы цифровой электронной коммерции, цифровые технологии (печать и администрирование) наряду с автоматизацией рабочих процессов — эти предпандемические инвестиции предоставили новые возможности, стабильность и успех. Для других, которых сдерживают традиционные процессы или технологии, гонка за оцифровку теперь, безусловно, должна стать приоритетом.

Традиционные технологии не решают проблемы современного производства или поведения потребителей, и в результате на мировом рынке текстиля происходят изменения:

Мировой рынок текстиля прогнозировался на уровне 1000,3 млрд долларов США в 2020 году и, как ожидается, будет расти со среднегодовым темпом роста (CAGR) 4,4% с 2021 по 2028 год.

Ожидается, что к 2025 году объем мирового рынка печатного текстиля достигнет 266,38 млрд долларов США, согласно новому отчету Grand View Research, Inc., согласно которому в течение прогнозируемого периода среднегодовой темп роста составил 8,9%.

Ожидается, что быстрое развитие цифровой печати в сочетании с ее растущим проникновением в текстильную промышленность будет стимулировать рост рынка. Изменения в моделях потребительских покупок, связанных с использованием набивных тканей, также, вероятно, окажут положительное влияние на спрос на продукцию в течение прогнозируемого периода.

Кроме того, технологические достижения в технологиях печати в сочетании с внедрением различными компаниями высокоскоростных цифровых принтеров, по прогнозам, будут стимулировать внедрение цифровых технологий на текстильных рынках. Кроме того, ожидается, что возможность, предлагаемая технологиями цифровой печати, предоставлять широкий спектр дизайнов, адаптированных к требованиям клиентов, также будет стимулировать спрос на цифровые технологии.

По мере того, как другие секторы рынка обращаются к поиску скорости и маневренности, мы также увидим все более широкое применение технологии цифровой печати для печати вывесок. Ожидается, что в интерьерах розничной торговли, а также в жилых или коммерческих помещениях цифровые приложения окажут положительное влияние на спрос на продукцию.

Согласно отчету, опубликованному Allied Market Research, мировой рынок цифровой печати на текстиле в 2019 году составил 2,2 миллиарда долларов и, как ожидается, достигнет 8,8 миллиарда долларов к 2027 году, при этом CAGR составит 19,1% с 2020 по 2027 год.

Что вызывает сейсмический сдвиг в производственных технологиях?

Под влиянием поведения потребителей мы наблюдаем бум электронной торговли. Новое поведение, навязанное потребителям пандемией, вряд ли изменится. Эти сдвиги теперь переопределяют ландшафт розничных продаж и производства.

Персонализация и настройка также развивались в соответствии с технологиями, поддерживающими их происхождение. Потребители теперь требуют индивидуального подхода — будь то продажи, дизайн продукта или упаковка.

Технологии позволяют нам напрямую взаимодействовать с потребителем, предоставляя синтетическую возможность создавать индивидуальные продукты. Но это также способствует непосредственной связи с клиентом, что дает прекрасную возможность создать лояльность к бренду и интеллектуальные данные о продажах. Приближаясь к потребителю, вы оптимизируете разработку дизайна и стратегию покупки, чтобы предоставить точные данные о продажах с помощью ИИ.

Наши потребители стали экологически сознательными. Устойчивое развитие — теперь ключевой вопрос, который стимулирует продажи. Прозрачность в цепочке поставок требует радикальных реформ. Потребителю нужна ясность — производителям нужна ясность. Выбор, который мы делаем на каждом этапе производства, оказывает влияние на окружающую среду, и потребители ожидают, что поставщик возьмет на себя ответственность.

О каких ключевых сдвигах и тенденциях мы должны знать?

Мировое благосостояние растет вместе с ростом мирового населения. Как рынок печатного текстиля, ожидается рост. Важно посмотреть на текущее проникновение технологий цифровой печати — всего 6-8% ТАМ. Таким образом, сектор текстильной печати предлагает множество возможностей. Будь то переоснащение промышленного сектора для массового производства или зарождающийся рост новых рынков и предпринимательских бизнес-моделей.

Из-за сбоев в цепочке поставок наряду с системной проблемой неустойчивых бизнес-моделей сектор одежды рассматривает индустрию цифровой текстильной печати как альтернативное и немедленное решение текущих проблем цепочки поставок, вызванных пандемией. Этот сдвиг позволяет переосмыслить прибрежное производство и, как таковой, предлагает мировым производителям уникальную возможность переоборудовать и упростить производство и реализацию в непосредственной близости.

Производство по требованию стало новой нормой, и в 2022 году переход к принципу «меньше значит больше» откроет новые возможности для полиграфической отрасли и наладит новые партнерские отношения, поскольку заинтересованные стороны стремятся согласовать ресурсы для достижения стратегической выгоды.

Мир отходов — могут ли цифровые технологии оказать существенное влияние?

Цифровое текстильное производство предлагает множество преимуществ. Многие из которых мы уже затронули выше. Как технология, возможно, ее самым большим признаком является то, что она предлагает отрасли возможность адаптироваться к требованиям рынка — гибко и быстро: таким образом все заинтересованные стороны сокращают отходы, будь то продукт или ресурсы планеты.

При выборе цифровых технологий покупатель или производитель сохраняет контроль над поставками. Использование возможностей цифровых технологий для стабилизации цепочки поставок при предоставлении потребителю инновационных продуктов, отвечающих потребительскому спросу, по запросу.

Нужный продукт — в нужном месте — в нужное время. То, что когда-то было кошмаром для логистики, теперь можно легко автоматизировать. Теперь продукты можно производить по запросу, близко к потребителю, с использованием экологически безопасных технологий.

По мере развития бизнес-моделей после пандемии стабильность и устойчивость цепочки поставок идут рука об руку при использовании цифровых процессов, и их внедрение будет и дальше оказывать значительное влияние на будущее текстильного производства.

Хотите присоединиться к нашему сообществу?

Узнайте сегодня о вступлении в местную ассоциацию FESPA или FESPA Direct

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *