Цифровизация в культуре библиотека

Сейчас, когда любые сведения доступны в Сети, библиотеки кажутся пережитком прошлого. Почему вопреки распространенному заблуждению они не исчезнут и какую роль библиотеки играют в концепции lifelong learning

Об авторе: Мария Привалова, генеральный директор Центральной библиотеки им. Н.А. Некрасова.

С чего все начиналось

Библиотеки в современном мире нужны для того же, для чего были нужны и сто лет назад, и двести — и даже раньше. Еще в римских термах (античных банях) были греческий и латинский залы, где люди читали тексты, беседовали и обменивались новостями. Знаменитая Александрийская библиотека 2 тыс. лет назад превосходила полнотой своего собрания любую из нынешних: в ней было собрано едва ли не все, что было тогда написано на Земле. Потом, правда, настали темные времена, общедоступных книжных собраний не существовало, но за последние три-четыре столетия библиотеки вновь прошли путь от закрытых архивов, университетских, церковных и частных книжных коллекций к современным открытым для всех «публичкам».

В центре самой идеи библиотеки находится текст. Ее первостепенная роль заключается в сборе и сохранении наследия, выраженного в текстовой форме, а также профессиональная работа с ним.

Для университетских и крупных национальных библиотек она была и остается ключевой. Однако и для них, а уж тем более для «обычных» публичных библиотек важнейшая функция –– предоставление широкого доступа к текстам и другим информационным ресурсам, а также помощь читателям в работе с ними. То есть прямое и непосредственное участие в просвещении общества и его гуманитарном развитии.

Цифровизация в культуре библиотека

Как это выглядит на практике?

Современная система публичных библиотек начала складываться в XIX столетии, но ее активное развитие произошло около века назад. Их бурный рост пришелся на первую половину XX века, в том числе, в советской России. Во многих странах развитие библиотек стало тогда частью «левого поворота»: равный доступ к информации и получению образования входил в повестку дня наравне с борьбой за права трудящихся, сокращение рабочего дня и т. п.

В наши дни уникальной функцией библиотек стала борьба с цифровым неравенством. Важно помнить, что постоянный доступ к интернету есть не у всех даже в современных мегаполисах.

Но не стоит думать, что библиотеки существуют только для необеспеченных слоев населения. Представители разных экономических и возрастных групп встречаются здесь примерно так же часто, как и в среднем по городу. То есть библиотеки, в числе очень немногих институций, борются не только с цифровым неравенством, но и с социальным расслоением в целом, одной из бед нашего времени.

Цифровизация в культуре библиотека

Несмотря на проникновение интернета практически во все сферы и процессы в обществе, главный ресурс библиотеки –– это по-прежнему книжные фонды. Люди и сегодня любят читать произведения на бумаге, а библиотека дает возможность прочесть их, не покупая. Платить за книги могут не все, к тому же купленное произведение может не понравиться или займет лишнее место на полке. Несмотря на развитие цифровых сервисов для чтения, люди продолжают брать бумажные книги.

Рост интереса к книгам обеспечивают насыщенная новинками коллекция и библиотекари. Хороший библиотекарь, способный обсудить с человеком его прошлый читательский опыт и помочь подобрать подходящую книгу, –– огромное преимущество.

Библиотекари помогают читателям разобраться и во все более широком наборе некнижных ресурсов: электронных базах данных, журнальных и газетных архивах, программном обеспечении, а также настольных играх, аудиокнигах, нотах, оцифрованных фондах и многом другом.

Библиотека сегодня –– это самое общедоступное из всех общественных пространств.

Это идеальное «третье место», то есть удобное пространство для проведения времени вне дома и офиса. Библиотеки все больше используются в качестве места для работы и учебы: в отличие от коворкингов или тайм-кафе, они бесплатны, не требуют четкого расписания и предлагают разнообразные дополнительные возможности.

Иначе говоря, библиотека — это безопасное и дружелюбное пространство, где удобно и уютно заниматься своими делами.

Библиотеки –– места живые; знакомиться с различными сферами знаний, художественным наследием и современной культурой помогают проходящие в них выставки, лекции, дискуссии, концерты, театральные представления, кинопоказы, кружки и ридинг-группы, дискотеки и рэп-батлы, фаблабы и мастерские и т.д.

Так хорошая библиотека не только помогает осваивать знания, но и дает новый для читателя культурный опыт.

Она оказывается полноправным участником процесса lifelong learning (непрерывного образования). Для выстраивания собственной образовательной траектории важно то, что библиотека позволяет пробовать разные темы и форматы без обязательств формальных образовательных программ или индивидуальных курсов.

Все чаще библиотеки становятся важными социальными центрами, поддерживающими жителей в целом или отдельные сообщества по интересам. Во всем мире успешные библиотеки умудряются решать самые разные задачи, даже самые нетривиальные: где-то выдают напрокат лыжи (или швейные машинки, или приборы для измерения давления), где-то проводят занятия с детьми в уязвимом положении, преподавая им основы дизайн-проектирования и разрабатывая обучающие игры для слепых, где-то организуют языковые курсы для мигрантов — перечень можно продолжать бесконечно. Нередко библиотеки становятся центрами знаний о конкретной территории, хранят память места и формируют локальную идентичность.

Во время пандемии в фаблабах некоторых библиотек наладили производство персональных защитных экранов для тех, кто обязан ходить на работу. В других библиотекари читают детям по телефону вечерние сказки.

Сейчас библиотеки, вопреки распространенному заблуждению, не только не умирают, но и заново осмысливают и расширяют свою роль в обществе. Неважно, на каком носителе записан текст — на папирусе, пергаменте или бумаге, на жестких дисках или сервере, библиотека продолжает держать статус хранителя человеческих знаний и наследия и берет на себя все больше задач в современном цифровом мире.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Текст:Марина Журавлева, Владимир Паньков

Почему растет интерес к культурному наследию и академическому искусству

Цифровизация в культуре библиотека

Цифровые технологии приходят в музеи, библиотеки и концертные залы, расширяя их аудиторию. Сделать культурное наследие технологичным и по-настоящему доступным для всех — одна из главных целей нацпроекта «Культура».

Культура все сильнее влияет на экономику

Способность человека творчески мыслить и неординарно действовать — обязательная составляющая набора так называемых гибких навыков, требуемых работодателями в цифровую эпоху.

Креативная индустрия — самостоятельная сфера деятельности с высоким потенциалом развития и продвижения остальных секторов экономики. Термин «креативная экономика» впервые был использован в журнале Business Week в 2000 году. Он подразумевает деятельность на перекрестке искусств, культуры, бизнеса и технологий.

Цифровизация в культуре библиотека

В частности, по оценкам международной консалтинговой компании EY, на долю креативной экономики приходится порядка 3% мирового ВВП, в этом секторе занято более одного процента экономически активного населения.

Ремесла и промыслы, культурые объекты, живопись, музыка, танец, дизайн — такие области, как культурное наследие и искусство, наряду с современными медиа и функциональным творчеством способны вносить серьезный вклад в развитие территорий.

Например, европейский рынок креативной индустрии базируется на высокой концентрации организаций, связанных с историческим наследием, искусством и модой: cемь из десяти самых посещаемых музеев мира — европейские. И именно сфера культурного наследия формирует приток капитала в города за счет развития внутреннего и внешнего туризма, отмечают в Аналитическом центре при правительстве РФ.

KPI нацпроекта «Культура

сельских домов культуры будет построено и отреставрировано к концу 2024 года

кинозалов будет создано и модернизировано в городах с населением до 500 тыс. жителей к концу 2024 года

Увеличение посещаемости организаций культуры в динамике, млн человек

Рост числа обращений к цифровым ресурсам, млн

Определения «креативная индустрия», «креативный класс», «креативный город» встречаются в стратегических документах социально-экономического развития различных стран мира. Авторы федерального нацпроекта «Культура», стартовавшего в России в начале 2019 года, также связывают рост качества жизни и социально-экономическое благополучие страны с развитием культурной среды, творческих личностей и цифровизацией этой сферы.

КАК РАСТЕТ КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС В РЕГИОНАХ

Расширение креативного класса зависит от целого ряда факторов, в том числе от современной инфраструктуры и эффективности управления объектами культурного наследия. Об этом говорят авторы Индекса креативного капитала российских городов 2018 года британского благотворительного фонда Calvert 22 (специализируется на поддержке культурных, инновационно-креативных и образовательных проектов из России и стран Восточной Европы) и международной консалтинговой компании PwC.

По их данным, на сегодняшний день в экономике Москвы и Санкт-Петербурга, например, креативный сектор уже составляет более 5% ВРП. Так, в столице сконцентрировано большинство крупных креативных кластеров — дизайн-завод «Флакон», квартал Artplay, «Фабрика», АРМА, «Винзавод» и др. Здесь полноценно сформировано креативное сообщество, а у администрации и бизнеса есть понимание принципов монетизации таких пространств. В целом наиболее насыщенными креативной инфраструктурой городами признаны также Санкт-Петербург, Тюмень, Великий Новгород и Новосибирск.

Цифровизация в культуре библиотека

Санкт-Петербург при этом является городом с наиболее эффективно используемым культурным наследием. Здесь также отмечается довольно активная роль в культурной жизни города как местной администраци и, так и самих горожан.

В России в целом за последние несколько лет произошел серьезный скачок в управлении сферой культуры, считают авторы индекса. В частности, знаковым стало появление в Новгородской области первой официальной должности, связанной с креативным сектором, — советник губернатора по культуре, туризму и креативному сектору. В целом финансовая поддержка со стороны местных властей и их открытость к инициативам жителей города — также существенный фактор развития культуры и тесно связанной с ней креативной средой.

Как ранее заявлял министр культуры РФ Владимир Мединский на Российском инвестиционном форуме в Сочи, 95% средств нацпроекта «Культура» пойдут на региональные проекты: «Мы хотим, чтобы произведения искусства были предельно доступны всем нашим гражданам».

В Минкультуры России подчеркивают, что одним из драйверов для культурной среды являются цифровые технологии. Например, виртуальные концертные залы, онлайн-трансляции на портале культура.рф (где можно, например, посмотреть как архивные спектакли, так и совсем недавние премьеры), развитие Национальной электронной библиотеки, виртуальные музеи и мультимедийные гиды, другие проекты с использованием цифрового пространства значительно расширяют возможности организаций культуры. «Любой житель нашей страны вне зависимости от места проживания получит доступ к лучшим образцам академического искусства и сможет, например, посмотреть в прямом эфире концерт Дениса Мацуева из зала имени Чайковского Московской филармонии»,— заявил на Санкт-Петербургском международном культурном форуме Владимир Мединский.

Читать также:  О Оо центр электронной коммерции и ООО ЦЕНТР ЭЛЕКТОННОЙ КОММЕРЦИИ, Пермь

виртуальных концертных залов должно быть создано в стране к концу 2024 года

онлайн-трансляций различных культурных событий должно быть размещено на портале Культура.рф

мультимедиа-гидов по экспозициям и выставочным проектам с использованием технологии дополненной реальности будет создано к 2025 году

книжных памятников будут оцифрованы и включены в Национальную электронную библиотеку

При этом нет задачи заменить искусство виртуальными технологиями, подчеркивают в ведомстве. «У нас довольно большая страна. Россия — не Люксембург, и возможность посетить Третьяковскую галерею или Эрмитаж, послушать концерт в Московской филармонии есть не у всех», — отмечает директор департамента информационного и цифрового развития Минкультуры России Вадим Ваньков. Поэтому необходимо не только стимулировать развитие культурных центров и творческих коллективов на местах, но и с помощью современных технологий расширить доступ жителей регионов к культурному наследию и к современному академическому искусству.

Современная цифровая техника открывает возможности фото- и видеофиксации исчезающих традиций для создания большой единой общероссийской базы и дальнейшего распространения, говорит директор Государственного российского дома народного творчества имени В. Д. Поленова Тамара Пуртова: «Широкая аудитория одним нажатием «мышки» сможет прикоснуться к традициям самых разных национальностей. У жителей страны появится возможность узнать, какие песни пели в том или ином селе, какие обряды бытовали, как развивается ремесло и что сегодня делается для сохранения и актуализации нематериального наследия».

Согласно нацпроекту, число обращений к цифровым ресурсам культуры, таким как культура.рф, история.рф, портал Национальной электронной библиотеки (нэб.рф), Государственный каталог Музейного фонда РФ (goskatalog.ru), платформа «Артефакт» — должно увеличиться в пять раз по отношению к итогам 2017 года и достигнуть 80 млн.

Сервисы для цифровой культуры

Цифровизация в культуре библиотека

Технологии дополненной реальности открывают двери в виртуальные музеи и расширяют возможности офлайн экспозиций. Например, приложение Artefact позволяет при посещении музея с помощью смартфона увидеть всю историю экспоната — от авторских эскизов до реставрации. Для этого достаточно сфотографировать, например, картину, и машинное зрение распознает образ, а программа выдаст соответствующую информацию или переключит на аудиогид.

Цифровизация в культуре библиотека

Цифровизация в культуре библиотека

Цифровизация в культуре библиотека

Цифровизация в культуре библиотека

В 2009 году по инициативе директора библиотеки Конгресса США при поддержке ЮНЕСКО была запущена Mировая цифровая библиотека. Оцифровка книг позволяет не только сохранять историческое наследие, но и открывает возможности удаленного пользования фондами, в том числе ранее недоступными редкими изданиями. До конца года 8 тыс. особо ценных книжных документов, хранящихся в российских фондах, должны быть отсканированы и переведены в цифровой формат. Среди них — коллекции рукописных книг славянской и древнерусской традиции XI–XIX веков, книги, изданные в России в XVIII веке в целом, и книги, изданные гражданским шрифтом в 1708-1725 годах, в частности «Петровская коллекция». За шесть лет должно быть оцифровано не менее 48 тыс. рукописных книг и печатных изданий особого исторического, научного и культурного значения.

Цифровизация в культуре библиотека

Виртуальное концертное пространство

Концерт оркестра Московской филармонии под управлением Юрия Симонова в 2014 году стал первым в истории Всероссийского виртуального концертного зала. Выступление Дениса Мацуева из Концертного зала имени П.И. Чайковского в режиме реального времени передавали в десятки областных филармоний, где его ретранслировали на широкоформатных экранах. Специально оборудованные залы, оснащенные современной техникой, куда поступает прямой сигнал из центральных концертных залов России, позволяют жителям самых удаленных уголков страны техникой, позволяют жителям самых удаленных уголков страны услышать и увидеть ведущих российских и мировых исполнителей не только онлайн, но и в записи.

Как консервативные учреждения культуры стали современными

Технологии уже вдохнули жизнь в один из самых консервативных институтов культур — музеи, на очереди библиотеки и дома культуры. После резкого (в 2,5 раза, по данным Государственного института искусствознания РАН) снижения интереса в период 1985–2012 годов сегодня ситуация кардинально изменилась. По данным опроса ВЦИОМ, интерес и фактическое потребление россиянами культурных продуктов и услуг растет. Посещение музеев, как ранее заявлял директор департамента музеев Минкультуры России Владислав Кононов, достигло 154 млн, что соответствует потоку посетителей 1985 года. Это результат в том числе трансформации их в современные общественные пространства, оцифровки коллекций и внедрения виртуально-информационных пространств, открывающих для аудитории представление о богатстве музейных архивов и экспозиций.

Одним из знаковых событий, которые показали эффективность новых способов коммуникации музеев со своей аудиторией, стала приуроченная к 150-летию художника выставка работ Валентина Серова в Третьяковке. «Очередь на Серова», в которой, несмотря мороз декабря 2015 года, стояло 1,5 тысячи человек, стала именем нарицательным, отразив новый виток интереса россиян к изобразительному искусству и к музейным экспозициям в целом. Как сообщала пресс-служба Третьяковской галереи, экспозицию посетило более 480 тыс. человек. Она стала самой посещаемой выставкой русского искусства в России за последние 50 лет, заявила тогда генеральный директор Третьяковки Зельфира Трегулова.

Цифровизация в культуре библиотека

«В этом году мы попробовали активно использовать новые средства общения с аудиторией: были запущены новые мобильные приложения», — писала в отчете по итогам 2015 года Зельфира Трегулова. В общественных пространствах была создана более комфортная обстановка, открылись кафе, новый музейный магазин, переоборудована входная зона.

Еще одним ярким примером того, как музеи заговорили с аудиторией на ее языке, стала креативная компания Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина «К импрессионистам нужно прийти». Совместно с социальной сетью «Одноклассники» музей записал аудиогиды к ключевым картинам голосами селебритиз: Ивана Урганта, Сергея Шнурова, Полины Гагариной, Ксении Собчак и др.

Тысячи пользователей социальных сетей присоединились к флэшмобу «Поддержи традиции», отмечает она: «Участники и руководители творческих коллективов, исполнители, сказители, собиратели, ценители фольклора, сотрудники домов культуры, библиотек, музеев, домов ремесел и, самое главное, просто интернет-пользователи размещали посты с хештегами #поддержитрадиции, #поддержитрадициистрана о традициях народов России, публиковали фотографии, видео- и аудиозаписи, воспоминания бабушек и дедушек».

Во время проведения Всероссийского фестиваля-конкурса любительских творческих коллективов благодаря активным постам в соцсетям фото- и видеоисторий участников, прямым трансляциям и интернет-голосованию за лучший коллектив, по словам Тамары Пуртовой, число подписчиков на официальных страницах ГРДНТ им. В.Д. Поленова и региональных домов народного творчества, принимавших этапы фестиваля-конкурса, увеличилось в пять раз.

Напомним, что федеральный проект «Творческие люди» направлен на поддержку творческих инициатив среди нового поколения и в том числе предусматривает создание системы грантовой поддержки фестивалей самодеятельных коллективов.

В этом году по итогам фестиваля-конкурса участники получили первые 20 грантов в размере 2 млн руб. Всего за шесть лет, на протяжении которых будет проводиться фестиваль-конкурс, поддержку получат 120 коллективов.

Государство способствует цифровизации музеев: в 2015 году на базе портала культура.рф создано Единое информационное пространство. Система стимулирует продвижение учреждений культуры в интернете: здесь можно делать отложенные публикации для социальных сетей, e-mail-рассылки, публиковать анонсы мероприятий и участвовать в образовательных вебинарах. В 2017 году Минкультуры РФ запустило продвинутое AR (augmented reality — дополненная реальность), приложение — гид по музеям для пользователей и одновременно единую программную платформу для создания виртуальных гидов для всех музеев Artefact. В рамках нацпроекта в 2019 году будут сформированы 78 таких гидов на русском и английском языках по музеям и выставкам, а это более 3 тыс. экспонатов. В Минкультуры России отмечают, что речь идет о совершенно разных музеях, в основном региональных. «Таким образом самые новейшие технологии становятся им доступны», — говорят в ведомстве.

Цифровизация в культуре библиотека

Нет такой цифровой технологии, которая бы уже не использовалась в музеях-лидерах, будь то создание внутреннего цифрового пространства или работа с посетителями, говорит заместитель директора по цифровому развитию ГМИИ им. А.С. Пушкина Владимир Определенов.

Следующий этап Artefact — развитие виртуальных помощников, основанных на искусственном интеллекте. Системы будут искать ответ на вопрос не в одном источнике знаний, а давать релевантную научную информацию, основанную на разных источниках.

Музеи, библиотеки, архивы — это институты памяти, говорит Владимир Определенов: «Их задачей является создание достоверного пространства знаний, в первую очередь в интернете. Потому что, к сожалению, сейчас сеть состоит из фейков и непроверенной информации. И чем более качественно мы построим вот это достоверное пространство, чем точнее будут ссылки, чем меньше ошибок в перепечатках, тем в целом будет выше и уровень образования и культуры».

Страны Евросоюза занимаются оцифровкой музейных, библиотечных и архивных материалов в соответствии с рекомендациями Еврокомиссии от 2011 года. Однако, согласно последнему докладу ЕС от июня 2019 года, 11 государств союза начали активно оцифровывать объекты недвижимого культурного наследия, памятники истории и архитектуры с использованием трехмерного сканирования.

Поводом к этому послужил в том числе пожар, вспыхнувший в Нотр-дам-де-Пари в апреле этого года. Собор, построенный в XII-XIV, лишился шпиля и части первозданных деревянных перекрытий крыши, невидимых для взглядов туристов, но ценных для историков архитектуры. Реставрировать собор Парижской Богоматери будут в том числе по реставрационной документации XIX века.

Стремительное развитие цифрового информационного поля лишило библиотеки монополии на знания, изменились подходы к размещению информации, ее систематизации, обработке, говорит руководитель проектного офиса Национальной электронной библиотеки Павел Лушников. Проект развития национальных модельных библиотек, по его словам, должен не только превратить библиотеки в современные культурно-образовательные пространства, но и способствовать распространению достоверной информации среди интернет пользователей, вернуть библиотекам авторитет.

Читать также:  Технологии цифровизации деятельности

«Еще недавно очагом культуры в небольшом городе был супермаркет, сегодня таким очагом становятся модельные библиотеки. Их посетители уже просят продлить время работы», — отмечает Павел Лушников.

Запуск раздела «Книжные памятники», в рамках которого в высоком качестве оцифровываются уникальные книги, в том числе изданные ранее 1830 года, откроет широкой общественности доступ к ним.

Инфраструктура для творчества: новые очаги культуры

Дома культуры — центры культурной жизни в небольших населенных пунктах. Они должны стать своего рода экосистемой, которая объединит образование, досуг, творчество и откроет возможности для адаптации людей с ограниченными возможностями. В рамках нацпроекта будут построены и модернизированы более 500 ДК по всей стране. Конкурс в рамках проекта «Дом культуры. Новый формат», который пройдет в 2020 году, позволит тиражировать лучшие практики.

В рамках нацпроекта 660 муниципальных библиотек к 2024 году должны превратиться в современные информационные пространства с доступом к достоверной информации. В 2019 году в 44 регионах уже открыты 134 модельные библиотеки, оснащенные новейшими информационными технологиями. Сейчас в России более 40 тыс. общедоступных библиотек.

В течение шести лет будет создано дополнительно 1200 кинозалов в населенных пунктах до 500 тыс. человек. Программа кинофикации страны ведется с 2015 года. Тогда, по данным Фонда кино, 40% населения не имело доступа к современным цифровым кинотеатрам. За это время было построено 789 кинозалов, которые посетили более 15,7 млн зрителей. С 2019 года программа стала частью нацпроекта.

Цифровизация в культуре библиотека

Цифровизация в культуре библиотека

Цифровизация в культуре библиотека

Нацпроект предусматривает техническое переоснащение детских школ искусств. К концу 2024 года 1800 образовательных учреждений в сфере культуры (детских школ искусств и училищ) должны быть оснащены новыми музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами.

Цифровизация в культуре библиотека

удущее библиотек в стремительно меняющихся условиях жизни общества продолжает волновать неравнодушных мыслителей. Опубликованные в Интернете «Манифест библиотек цифровой эпохи» и в журнале «Университетская КНИГА» статья «Между НЭБом и землёй»(сентябрь, октябрь 2014 г.) послужили стимулом для продолжения дискуссии, начатой в «УК» ещё в 2013 г.

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

http://www.calameo.com/read/0034547383b7da70af379. В журнале «Университетская КНИГА» в номерах за сентябрь и октябрь 2014 г. в статье «Между НЭБом и землёй: к разработке стратегии и тактики преобразований библиотек России» В.К. Степанов совместно с соавтором Е.Н. Гусевой развил основные идеи «Манифеста».

Сегодня наступает цифровая эпоха – период, когда всё, что только может обрести вид бесчисленного множества единиц и нулей, трансформируется в передаваемые по компьютерным сетям потоки данных. Человечество поднимается на очередную эволюционную ступень, влияние которой на привычные устои видится более значительным, нежели все прежние исторические преобразования. Цифровая экономика обеспечит гораздо более высокую производительность труда при одновременном резком снижении трудозатрат. Для любого пользователя Сети обычной станет способность получать любые сведения в любом месте в любое время.

Какова судьба библиотек в цифровую эпоху? Автор «Манифеста» призывает: необходимо понять и признать, что для населения Земли Интернет стал основным каналом получения информации, что онлайновые электронные ресурсы делают бумажные издания невостребованными, поскольку печать обладает гораздо более низкими потребительскими свойствами, а затраты на её производство, распространение и хранение несопоставимы с затратами на аналогичные процессы в цифровой среде. В итоге цифровая система коммуникаций библиотеку в её традиционном виде из общественного производства. Библиотекарям – призывает Вадим Константинович – необходимо обрести честное, открытое и глубокое понимание того, что будущее библиотек не в консервации вчерашних подходов, а в ориентации на реалии сегодняшней и завтрашней жизни.

Будучи честным и бескомпромиссным мыслителем, В.К. Степанов признаёт, что «гигантский рост и увеличение интенсивности информационных потоков будут сочетаться с резким падением их качественного уровня», и предвидит снижение духовного развития нынешнего подрастающего и всех последующих поколений, которые не будут осознавать достоинств произведений Шекспира и Пушкина по сравнению с «откровениями» друзей из социальных сетей. Удивительно, что духовная деградация оцифрованного человечества его не тревожит, и он утверждает, что миссия библиотек в цифровой среде заключается в борьбе с информационным невежеством и информационным неравенством путём выполнения следующих общих функций, независимо от типа и вида библиотеки: доступ к платной части информационного наполнения Сети; консультирование пользователей и обучение их информационной грамотности; предоставление места для творческой работы и учёбы; создание условий для развивающего личность творческого досуга.

Короче говоря, «выдавливаются» культурно-просветительные и социально-педагогические функции библиотек, доступ к неоцифрованным сочинениям Шекспира и Пушкина подменяется контентом веб-сайтов Интернета, а информационная функция становится всеобъемлющей и приобретает гипертрофированные формы. Библиотека из центра национальной книжной культуры превращается в точку доступа к глобальной информационной системе. Этот вывод не позволяет воспринять всерьёз имеющиеся в «Манифесте» оговорки, что библиотекам нужно проводить «глубокое и детальное изучение духовных потребностей всех слоёв обслуживаемой аудитории», а библиотечные работники должны обладать «разносторонним кругозором, безупречным вкусом и хорошими организаторскими способностями». Здесь Вадим Константинович рассуждает непоследовательно: ведь для удовлетворения информационных потребностей клиентов библиотекарям вовсе не требуются «разносторонний кругозор» и «безупречный вкус».

Качественное улучшение состава и квалификации библиотекарей весьма заботит прозорливого автора «Манифеста». Его печалит, что библиотечный персонал формировался в нецифровую эру по принципу отрицательной селекции: основу составляли социальные аутсайдеры – люди, отказавшиеся от серьёзных жизненных амбиций, инертные и крайне слабо подготовленные в компьютерном отношении. Многим библиотекарям перспектива видится не в преобразовании собственной деятельности в соответствии с требованиями времени, а, наоборот, в консервации существующего положения на максимально возможный временной отрезок. Методом качественного обогащения кадрового состава отрасли, по мнению, В.К. Степанова, является тотальная переаттестация сотрудников библиотек на федеральном, региональном и ведомственном уровнях. Аттестационные мероприятия должны отделить работников, способных к переобучению, от тех, которые страдают неполным профессиональным соответствием и подлежат сокращению. Аттестация должна в обязательном порядке осуществляться внешними организациями, дабы исключить всякую необъективность и предвзятость. Аттестации подлежат все без исключения сотрудники библиотек и профильных учебных заведений. Основным стимулом продолжения карьеры в библиотеке станет максимально творческий характер труда в сочетании с высокой заработной платой. При этом фонд заработной платы библиотек не потребует серьёзного увеличения, поскольку эффективно использующий цифровые инструменты библиотекарь в состоянии выполнять объём работы как минимум двух-трёх специалистов традиционного типа. Параллельно с переподготовкой практических работников должна кардинально реформироваться и система подготовки библиотечных кадров. Боюсь, что после подобной хирургической операции в библиотеках будет больше вакансий, чем штатных сотрудников.

Проще всего было бы отмахнуться от «Манифеста» В.К. Степанова как от экстремистской технократической утопии. Но ведь действительно наступает цифровая эпоха и происходит вытеснение книжной коммуникации электронной, что проявляется в сокращении книгоиздания и в дисфункции книжного чтения. В мае 2014 г. ВЦИОМ провёл очередной всероссийский опрос, который показал, что доля «нечитателей», никогда или «очень редко» берущих в руки книги, составляет 36% (в 2009 г. их было 27%); зато в настоящее время 18% опрошенных читают книги в Интернете или скачивают их из Сети (пять лет назад было всего 5%). К услугам городской библиотеки прибегали 10% в 2009 г. и 8% в 2014 г. Как сообщила Е.Н. Гусева, совокупная книговыдача общедоступных библиотек Минкультуры в 2013 г. по сравнению с 2008 г. уменьшилась на 116,105 млрд экземпляров. В учебных заведениях России формируется новый антропологический тип – , оснащённый индивидуальными устройствами для мобильного доступа ко всему разнообразию цифровых информационных ресурсов, но совершенно чуждый ценностям книжной культуры.

Кризис книжной коммуникации налицо. Как относится к нему наша государственная власть? В течение последних 20 лет в России объявлено на государственном уровне около десятка концепций, проектов, федеральных законов, стратегий, целевых программ, направленных на построение информационного общества. Программа «Информационное общество (2011–2020)», принятая правительством страны в октябре 2010 г., является особенно впечатляющим выражением государственной политики. Эта политика исходит из того, что обществу, именуемому «информационным», потребуются главным образом информационные услуги, состоящие в оперативном, желательно рентабельном, удовлетворении информационных запросов, поступающих от потребителей. С этой целью предусмотрено создание национального библиотечного ресурса с унифицированным каталогом на базе оцифрованных фондов РГБ, РНБ, Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, библиотек государственных академий наук Российской Федерации, а также государственных и муниципальных публичных библиотек.

У нас нет ни федеральных законов, ни целевых программ, ни политических концепций, ни стратегических планов, где звучала бы обеспокоенность судьбами книги, чтения, российской книжной культуры. Напрашивается безрадостный вывод, что наши государственные мужи представляют будущую Россию как общество которому нужны информационные услуги, но никак не книжная культура, библиофильство, филология и прочие реликты книжности, воплощающие национальную культуру. Следовательно, В.К. Степанов вовсе не экстремист и утопист, а футуролог XXI в., мыслящий на уровне общечеловеческой мировой культуры, которая представляет собой синтез лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету. Поскольку цифровые технологии, Интернет, цифровые библиотеки, несомненно, воплощают достижения всего человечества, а российская книжность суть продукт национальной культуры, получается, что российские библиотеки только тогда обретут шансы сохраниться в информационном обществе, когда они сумеют трансформироваться из центров национальной книжной культуры в точку доступа к глобальной информационной системе. Именно к такой трансформации Вадим Константинович

Библиотеки и национальная культура

Смущает, однако, тот факт, что оцифрованные российские библиотеки, превратившись в элементы глобальной информационной культуры, перестанут быть российскими, ибо цифровая культура национальности не имеет. Наступление цифровой эпохи ознаменовано появлением в научной литературе таких понятий, как: «электронная культура» (e-culture), «цифровая (дигитальная) культура», «киберкультура», «компьютерная культура», «информационная культура», «мультимедийная культура» и т.п. К примеру, в программном документе Нидерландского совета по культуре «От информационно-коммуникационных технологий к e-culture» (2003) дано определение: «E-culture – это новая цифровая сфера социокультурной деятельности человека; новые формы выражения человека посредством электронных технологий и Интернета; новые роли и статусы культуры и искусства под влиянием технологий». Возникает вопрос: с какими культурами предстоит встретиться российским библиотекам в наступившем столетии?

Читать также:  Какую функцию выполняют поисковые системы в интернет-магазинах?

Чтобы ответить на этот вопрос, уточним типизацию культур. – высшая форма этнической (народной) культуры, которая характеризуется не только общностью языка, социальной солидарностью и опытом совместного проживания людей на определённой территории, но также развитыми производственными технологиями, этическими кодексами и исторически сложившимся культурным наследием. Национальная культура всегда связана с определённым социальным носителем – народом. Важно отметить, что условием формирования национальной культуры является возникновение письменности, поэтому о возникновении национальной культуры судят прежде всего, по факту рождения письменного языка и национальной литературы, т.е. по факту появления книжности – духовного ядра национальной культуры, именуемой . Как известно, библиотеки изначально были центрами книжной культуры.

Национальная культура создаётся не этносом в целом, а образованной элитой общества: писателями, художниками, философами, учёными. Следовательно, источником национальной культуры является культура элитарная. В индустриальных «обществах потребления», к которым относится современная Россия, во второй половине XIX в. образовались два противоположных социально-культурных полюса: творчески продуктивная , ориентированная на платёжеспособный спрос массовой аудитории. Главное различие между ними состоит в том, что для постижения смысла произведений элитарной культуры требуется специальное образование и интеллектуальное развитие, а продукты массовой

культуры, тиражируемые индустриальными методами, интересны всему народу и являются типичным рыночным товаром. Беда в том, что коммерческие массмедиа, стремясь к максимизации прибыли, пошли не по пути просвещения и одухотворения массовых аудиторий, а по пути тиражирования вульгарных и примитивных смыслов. Порок массовой культуры заключается в ориентированности на обывательские интересы и утрате нравственного, эстетического, познавательного потенциала высоких культурных ценностей. Следовательно, национальную книжную культуру можно разделить на элитарную и массовую составляющие.

Цифровые технологии зародились в элитарном научном сообществе западных стран в середине ХХ столетия, довольно быстро коммерциализировались и распространились повсеместно на массовую культуру. Образовалась всемирная массовая цифровая культура, воплощённая в цифровом телевидении, мобильной телефонии, социальных сетях Интернета, а также в глобальных информационных коммуникациях военного и экономического назначения. Существенное отличие книжной массовой культуры от цифровой заключается в том, что книжная культура является компонентом национальной культуры, потому что она основана на национальном естественном языке (русском, английском и т.д.), а цифровая культура вненациональна, ибо цифры не имеют национальной привязки.

Что касается элитарной цифровой культуры всемирного масштаба, то она не сложилась. Мы можем говорить только об сообщества специалистов в области цифровых технологий. В.К. Степанов – типичный представитель этой субкультуры, и этим обусловлен его нигилизм по отношению к книжности, носителями которой являются как массы, так и элита. В результате получается следующая типизация

Цифровизация в культуре библиотека

между цифровой культурой и книжной культурой, которое заключается в разных масштабах их реализации: массовые формы первой распространяются во всемирном масштабе, а вторая ограничена национальными рамками. Это противоречие усугубляет кризисные явления, угрожающие всему человечеству и России в частности. Назову некоторые.

Столкновение цивилизаций. – М.: АСТ-пресс, 2003. – 603 с.

Известны тревожные цифры, характеризующие демографический кризис белой расы. Среди коренных европейцев смертность превышает рождаемость, в результате, по прогнозам ООН, к 2050 г. с лица Земли исчезнут 23 млн немцев, 16 млн итальянцев и 40 млн русских. За этот же срок население Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки увеличится на 4–5 млрд человек, и этот людской океан захлестнёт европейские города. В середине XXI в. Коренные жители Старого Света превратятся у себя дома в жалкое меньшинство. На Елисейских полях и на Пикадилли к 2050 г. белые лица будут встречаться очень редко.

Демографическая картина России также пессимистична. Статистика свидетельствует, что число детей в возрасте до 17 лет сократилось за 10 лет с 31,6 млн (2002) до 25 млн (2011). За Уралом, где находятся 80% российских природных богатств и где сегодня проживает всего 16 млн человек, прирост нерусского населения (в основном китайцев) превысил прирост русского населения. К 2040 г. население России составит всего 85 млн – при русском национальном меньшинстве и перспективе дерусификации просторов Российской Федерации.

Гарантом жизнеспособности нации является национальная культура. Народы, утратившие культурное наследие, теряют национальную идентичность (самосознание) и, следовательно, прекращают своё существование в истории человечества. Поскольку книжность является ядром национальной культуры, заботливое сбережение таких институтов национальной памяти, как библиотеки, архивы, музеи, необходимо для обеспечения национальной безопасности России в условиях глобализующегося мира. К сожалению, государственная политика нашей страны направлена на то, чтобы трансформировать библиотеки и архивы из центров национальной книжной культуры в точку доступа к глобальной информационной системе. Сомнительно, что таким путём можно добиться укрепления российской культуры и гармоничного сосуществования различных национальных культур – единственной альтернативы самоубийственному столкновению цивилизаций.

2. Дегуманизация человечества. Гигантский рост научно-технической мощи и экономического богатства западной цивилизации соседствует с духовной деградацией и дегуманизацией отношений между отдельными людьми, народами, нациями, государствами. Разрушительная дегуманизация проявляется в алчности и эгоизме, праве сильного и беспомощности слабого, аморальности и хамстве во всех их разновидностях. В экстремальных условиях столкновения цивилизаций, межнациональных, религиозных, классовых конфликтов, озлобления обманутого и нищающего населения только гуманизация общественного сознания может спасти от гибели обезумевших людей. Как достичь безопасного уровня гуманизации сознания – это главный вопрос в культуре XXI в.

Россия на пути к современной динамичной и эффективной экономике / под ред. академиков А.Д. Некипелова, В.В. Ивантера, С.Ю. Глазьева. – М.: РАН, 2013. – 93 с.

Демоскоп weekly. – 2012. – 2–15 апреля – № 505–506.

Гуманизация человечества, его духовное возрождение возможны только в том случае, когда знания и искусство, идеалы и мудрость, воплощённые в культурном наследии нации, будут востребованы, поняты и оценены по достоинству самоуверенными потомками. Школа и литература, религия и средства массовой информации должны сыграть свою роль в гуманистическом возрождении России, но без участия библиотечного социального института не обойтись ни в коем случае. Для книги нет альтернативы, потому что СМИ, кинематограф, театр слишком коммерциализованы и опошлены. Мастера культуры постмодерна озабочены эстетикой однополых браков и ограничениями использования матерного лексикона для личного творческого самовыражения. Только национальная книжная культура, опирающаяся на многомиллиардные книжные фонды, завещанные предками, способна стать гуманистическим оплотом нации.

Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИК) и трансгуманистическая эволюция / под ред. Д.И. Дубровского. – М.: Изд-во МБА, 2013. – 272 с

Так что провозглашённая в «Манифесте» В.К. Степанова «цифровая эпоха» в обозримом будущем сменится новой конвергентной эпохой и цифровым библиотекам, чтобы не отстать от жизни, придётся «конвергентизироваться». Какую стратегию следует избрать нынешнему библиотечному сообществу в данных обстоятельствах?

Юрий Юрьевич Чёрный (ИНИОН) попытался дать ответ на этот вопрос в своём докладе «Шестая волна технологической инновации: от информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) к конвергентным нано-био-инфо-когнитивным (НБИК) технологиям», который прозвучал на Генеральной конференции ИФЛА (август 2014 г., Лион, Франция). Отмечая, что до сих пор библиотеки придерживаются стратегии пассивной адаптации к информационно-коммуникационным инновациям, он призвал к более активному участию в технологических преобразованиях. Эту стратегию он назвал «коэволюционной», имея в виду «совместную работу библиотекарей и технических специалистов над созданием новой социально-технологической реальности». Охотно присоединяюсь к призыву Ю.Ю. Чёрного.

– превращение библиотек в оцифрованные центры массовой культуры, удовлетворяющие информационные запросы и культурно-досуговые интересы населения, желательно на рыночной основе.

Гуманистический путь – превращение библиотек в центры национальной культуры, выполняющие образовательные, ценностно-ориентационные, морально-этические, мемориальные, культурно-экологические функции, желательно на некоммерческой основе (нон профит).

Меня радует, что гуманистическая направленность прозвучала в Резолюции Всероссийского библиотечного конгресса: XIX Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации (Рязань, 22 мая 2014 г.), где сказано: «Мы поддерживаем положение о том, что основным содержанием современной культурной политики является создание и развитие системы воспитания и просвещения граждан посредством освоения культурно-исторического наследия России, мировой культуры и развития творческих способностей личности. Для нас весьма важно, что в качестве стратегической задачи государственной культурной политики провозглашена «поддержка отечественной литературы, возрождение интереса к чтению, создание условий для развития книгоиздания, обеспечение доступа граждан к произведениям русской классической и современной литературы, произведениям на языках народов России». В реализации этой задачи особенно важна роль библиотек как культурно-просветительных и информационных центров, одного из наиболее эффективных общедоступных учреждений культуры, а также проекта «Национальная электронная библиотека», направленного на обеспечение свободного доступа нации к актуальным информационным ресурсам научного и образовательного характера в цифровой форме». К этим словам я добавил бы три предложения.

Культурная миссия библиотек состоит не в том, чтобы содействовать внедрению цифровых технологий в деградирующее российское общество, а в том, чтобы служить гуманистическим оплотом нации.

Библиотеки должны использовать цифровые технологии в качестве средства достижения гуманистических целей, опираясь на принцип: любые технологии для библиотеки, а не библиотека для цифровых или даже конвергентных технологий.

Противоречие между цифровой культурой и книжной культурой существует, но оно носит не антагонистический (непримиримый), а диалектический характер и не отрицает возможности совместного их существования в России XXI в.

Аркадий Васильевич СОКОЛОВ, профессор кафедры информационно-управляющих и мультимедиа систем Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *