Цифровизация в педагогической деятельности это

Елена Гребенщикова
Цифровизация в ДОУ как средство современного образования

Гребенщикова Елена Николаевна,

старший воспитатель высшей

БМАДОУ «Детский сад № 17»,

г. Березовский, Свердловской области

Современные дети в 2-3 года уже умеют пользоваться гаджетами, их родители привыкли общаться через мессенджеры, а у педагогов появляются новые вызовы и возможности. В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.

Сегодня невозможно представить детский сад без современных технических средств и компьютерных технологий. Педагоги организуют деятельность детей с использованием мульти- медиапроекторов, компьютеров. Администрация образовательной организации ведет документацию и оформляет отчеты в электронной форме. Родители предпочитают общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке средствами современных средств : сайт детского сада, Viber, WhatsApp и др.

Воспитанники ДОО — это будущие школьники, и их подготовка должна соотноситься в том числе и с цифровыми технологиями, имеющими качественное преимущество перед традиционными методиками обучения. Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты.

Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах (Национальный проект «Образование» — проект «Цифровая образовательная среда»; Государственная программа РФ «Развитие образования» — проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ», признается важнейшим национальным приоритетом и направлено на повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.

Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе цифровой среды, заменять их или добавлять новые. Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.

Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе при организации дистанционного обучения.

Цели цифровой среды :

• расширение возможностей построения образовательной траектории;

• доступ к самым современным образовательным ресурсам;

• растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.

• расширение образовательных возможностей для ребенка;

• повышение прозрачности образовательного процесса;

• облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

• снижение работы за счет ее автоматизации;

• снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий воспитанниками за счет автоматизации;

• повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;

• формирование новых возможностей организации образовательного процесса;

• формирование новых условий для мотивации дошкольников при выполнении заданий;

• формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ребёнка;

• облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории дошкольника

Работа педагогов при цифровизации учебного процесса :

1. Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации

познавательной деятельности дошкольников в организованной учебной деятельности.

2. Дистанционное образование, повышение квалификации.

3. Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного занятия.

4. Создание Интернет-занятий, интегрированных занятий.

5. Занятия на основе готовых программных продуктов.

6. Разработка собственного программного обеспечения, формирование и использование ресурсной базы медиатеки.

7. Создание банка данных развития дошкольников, базы портфолио.

Работа с детьми:

1. Познакомить с компьютерной техникой, с правилами безопасности и поведения на занятиях с использованием ИКТ.

2. Начать развивать компьютерную грамотность в рамках дополнительного образования дошкольников.

Использование различных форм ИКТ в учебном процессе

3. Использование цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности.

4. Создание учебно-методических материалов.

5. Создание презентаций и фильмов по различным разделам.

8. Использование ИКТ в воспитательной работе ДОУ.

Ожидаемые результаты цифровизации :

• Повышение эффективности процесса обучения;

• Активизация познавательной деятельности детей;

• Создание банка данных по различным направлениям деятельности;

• Создание общедоступной коллекции КИМ (компьютерно-игровых методик);

• Распространение опыта успешного использования дистанционных технологий в образовательно-воспитательном процессе ДОУ;

• Обеспечение массового доступа к дистанционным и облачным технологиям всех групп пользователей.

Единое информационно-образовательное пространство детского сада обеспечит:

– создание дополнительных условий для социализации детей;

– формирование критического мышления в условиях работы с информацией, способностей осуществлять выбор и нести за него ответственность;

– формирование творческих навыков;

– формирование навыков коллективной работы и совместного мышления, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

– развитие инициативы;

– развитие коммуникативных способностей и навыков выступлений;

– проведение культурно-просветительской работы (правовое, эстетическое и др. воспитание).

Однако следует помнить, что ЦОС является только средством, помощником педагога в развитии ребенка и она не сможет полностью заменить живого человеческого общения. Современные технологии делают информацию доступной.

У нас есть возможность постоянно расти профессионально, перенимать у коллег лучшие практики и обмениваться идеями. Педагоги благодаря цифровизации чувствуют себя уверенно, потому что важная информация всегда под рукой. Педагоги проходят аттестацию, повышают квалификацию, повышают уровень самообразования. На сегодняшний день, роль педагога со знанием цифровых технологий, играет не маловажную роль, педагог растет и шагает в ногу со временем повышая свой профессионализм.

Если каждый педагог будет владеть и грамотно использовать цифровые технологии — то это позволит разнообразить форму подачи и закрепления учебного материала, и самое главное, что у воспитанников будет желание и интерес к познавательному развитию в целом.

Но не стоит забывать, что педагог — это в первую очередь личность, а цифровые технологии это лишь инструменты в его руках, которыми он должен владеть в совершенстве.

Повсеместное использование цифровых технологий во всех сферах жизни предполагает готовность личности к усвоение новых навыков и умений, от которых напрямую зависит успех в современном информационном обществе. В данной статье рассмотрены такие понятия, как «цифровая грамотность», «цифровая компетенция», перечислены различные платформы и приложения, которые могут помочь педагогу как субъекту образовательной деятельности быть успешным в его профессиональной активности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Цифровая модель формирования индивидуальной траектории профессионального развития учителя на основе больших данных и нейросетей (на примере Республики Татарстан)», № 19-29-14082

В современных реалиях в процессе реализации своей профессиональной деятельности педагог сталкивается с быстро меняющимися требованиями, которые требуют от него нового, более широкого и более сложного набора компетенций. В частности, повсеместное распространение цифровых устройств и обязанность помогать ученикам приобретать цифровую компетентность требуют от преподавателей развития их собственной цифровой компетентности.

Цифровая компетентность – это одна из новых концепций, которая описывает навыки, связанные с технологиями. В последние годы несколько терминов применялись для описания навыков и умений использования цифровых технологий, такие как «навыки ИКТ», «навыки работы с технологиями», «навыки информационных технологий», «навыки 21-го века», «информационная грамотность», «цифровая грамотность» и «цифровые навыки». Эти термины также часто используются как синонимы, например, «цифровая компетентность» и «цифровая грамотность».

Понятие «цифровая грамотность» является более ранним. Данный термин предполагает способность человека эффективно выполнять задачи в цифровой среде. «Цифровая» означает информацию, представленную в числовой форме и в основном представленную через электронно-вычислительные машины, а «грамотность» включает в себя способность читать и интерпретировать мультимедиа, воспроизводить данные и изображения с помощью цифровых манипуляций, а также оценивать и применять новые знания, полученные из цифровой среды.

  • фотовизуальные навыки («чтение» инструкций из графических дисплеев),
  • навыки воспроизведения (использование цифрового воспроизведения для создания новых значимых материалов из существующих),
  • навыки ветвления (построение знаний из нелинейной, гипертекстовой навигации),
  • навыки информации (оценка качества и достоверности информации),
  • социально-эмоциональные навыки (понимание «правил», преобладающих в киберпространстве, и применение этого понимания в онлайн-коммуникации).
Читать также:  Концепции цифровой экономики экономика и общество

Кроме того, в список был добавлен еще один навык: навык мышления в реальном времени (способность обрабатывать и оценивать большие объемы информации в режиме реального времени).

Таким образом, значимость цифровых компетенций учителя как субъекта образовательной деятельности в его индивидуальной траектории развития определяется следующими факторами:

1). Удобство. (То есть зная цифровой мир, учитель может правильно распределить свое время; выбирать только те источники, которые гарантируют качественный материал; экономить время с помощью применения в своей работе различных готовых интерактивных заданий или создавать свои);

2) Мотивация учащихся. (Современное поколение с ранних лет сензитивно к освоению новых информационных технологий. Следовательно, использование в образовательном процессе цифровых инструментов эффективно, так как это понятно и доступно современному поколению учащихся и стимулирует их вовлеченность в изучаемый предмет. Кроме того, ученики на основе использованных педагогом ресурсов, могут, например, заинтересоваться программированием, созданием собственных сайтов, то есть, ИКТ помогают учащимся и в нахождении своего места в мире);

3). Значимость для педагога как субъекта образовательной деятельности. (В выборе между учителем, который использует только традиционный способы обучения, и учителем, который ориентируется в цифровом мире, наиболее конкурентноспособным и успешным является педагог, который обладает цифровыми компетенциями).

Файлы

Актуальность и значимость процесса цифровизации профессионального образования и обучения вызвана глобальными процессами перехода к цифровой экономике и цифровому обществу.

В настоящее время можно выделить три основных ключевых источника ключевой дидактики:

  • Цифровое поколение;
  • Цифровые технологии;
  • Цифровая экономика.

Цифровая дидактика — наука об организации процесса обучения в условиях цифрового общества. Цифровая дидактика опирается на основные понятия и принципы традиционной дидактики, изменяя их применительно к условиям цифровой среды. При этом необходимо учитывать особенности трех составляющих цифрового общества:

  • цифровое поколение — новое поколение обучающихся;
  • цифровая экономика и порождаемые ею новые требования к кадрам;
  • новые цифровые технологии, формирующие цифровую среду и развивающиеся в ней.

Особенности цифрового поколения (восприятие, внимание, мышление, мотивация, поведенческие паттерны, образ жизни, мировоззрение) определяют психолого-педагогическую специфику целеполагания, принципов, подходов к формированию содержания, форм и методов цифровой дидактики. Помимо негативных сторон влияния цифровых технологий на процессы развития, социализации и воспитания «цифровых детей» (инфантилизм, мозаичность мышления, смешение реального и виртуального пространств, феномен «цифровой беспризорности» и др.), важно понимать и превосходящие характеристики цифрового поколения (способность параллельно обрабатывать различные потоки информации, скорость нахождения и анализа информации и принятие решений, быстрая адаптация к новой информации в рамках неформального обучения, способность к самообучению).

В настоящее время процесс цифровизации проик практически во все сферы жизни человека, в том числе и в образовательные технологии и практики, а это значит, что сегодняшний день нам диктует подготовку системы профессионального образования и обучения, обладающих принципиально новыми компетенциями — цифровыми и универсальными (soft skills), обеспечивающих готовность к эффективной деятельности в цифровом мире. Soft skills («мягкие» навыки) — комплекс надпрофессиональных навыков, которые помогают любым специалистам в любой отрасли быть востребованными, так как позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми, быстро адаптироваться к изменениям, мыслить вне шаблонов для успешного решения задач. С этой целью проходят различные чемпионаты, способствующие студенту уже с первого курса наращивать универсальные компетенции. Например, Чемпионат по триатлону лидерских компетенций «Soft Skills 2035» задачами которого является создание возможностей для личностного роста и профессионального самоопределения студентов, формирование у участников таких надпрофессиональных компетенций как, критическое мышление, креативность, коллаборация, коммуникативность, лидерство, определение участниками своих профессиональных траекторий в мире технологических трендов и профессий будущего через прохождение обучения и получение обратной связи от экспертов.

«Фокусом» образовательного процесса в условиях цифровизации становятся формы и методы обучения. Центральный вопрос цифровой дидактики — «Как учить?». Педагогические технологии, формы и методы обучения становятся важными элементами учебного содержания. Рассказывать студентам о компетенциях бессмысленно: нужно показывать, как они проявляются в деятельности.

В соответствии с этим современный педагог должен отходить от классической, уже устаревшей модели образования и идти в ногу со временем кардинально изменяя методы и формы обучения. Так, основными средствами цифровой дидактики образования и обучения, обеспечивающими достижение поставленных целей становятся:

  • персонализованный образовательный процесс;
  • цифровые педагогические технологии;
  • метацифровые образовательные комплексы.

Персонализованный образовательный процесс. Смысл изменений в организации образовательного процесса в условиях цифровизации состоит в повышении его педагогической результативности. Это может быть достигнуто, прежде всего, за счёт индивидуализации обучения — трансформации единого и общего для всех образовательного процесса в совокупность индивидуальных образовательных маршрутов, выстроенных с учётом, с одной стороны, персональных образовательных потребностей и запросов обучающихся, с другой — их индивидуальных психолого-педагогических и медицинских (для обучающихся с ОВЗ) особенностей. Персонализация обучения достигается путём:

  • построения индивидуальных образовательных маршрутов;
  • использования распределённых форм образовательного процесса в образовательной сети;
  • использования адаптивных технологий обучения;
  • создания насыщенной образовательной среды для самостоятельной работы, самообразования и саморазвития обучающихся.

Процессы цифровизации и формирования глобальной информационной среды породили новые способы «упаковки» образовательно значимой информации, более компактные и удобные для использования. Эти способы представителями цифрового поколения усваиваются уже на ранних этапах детства, вследствие чего меняется и сам стиль мышления обучающихся. Он перестает быть нарративным (основанным на повествовании, подробном словесном объяснении нового материала, самостоятельном изучении объемных текстов) и становится инфографическим.

В цифровом образовательном процессе образования и обучения могут использоваться три различных группы технологий:

  • во-первых, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) универсального назначения, такие как офисные программы, графические редакторы, Интернет-браузеры, средства организации телекоммуникации, дополненная реальность и т.д.;
  • во-вторых, педагогические технологии (технологии обучения), в том числе, предполагающие использование ИКТ или основанные на их использовании;
  • в-третьих, производственные технологии (в т.ч. цифровые, а также материальные и социальные, или гуманитарные), обеспечивающие формирование у обучающихся необходимых компетенций, знаний, умений и навыков.

Общий принцип отбора педагогических технологий для цифрового профессионального образования и обучения состоит в том, что необходимо отбирать такие технологические решения, которые содержат в себе условия и алгоритмы формирования универсальных и профессиональных компетенций, востребованных цифровой экономикой.

Таким образом базовым минимумом педагогических технологий, необходимым для построения цифрового образовательного процесса образования и обучения является

  • технология дистанционного (онлайн) обучения, в том числе с использованием адаптивных систем обучения;
  • технология «смешанного обучения» (blended learning), в том числе «перевёрнутое обучение» (flipped learning);
  • технология организации проектной деятельности обучающихся, в том числе телекоммуникационные проекты.

Центральными функциями педагога в условиях цифровизации становятся:

  • проектирование форм, методов обучения, рабочих материалов, а также средств диагностико-формирующего оценивания, и на этой основе создание локальной образовательной среды конкретного учебного курса, насыщенной развивающими возможностями;
  • проектирование сценариев учебных занятий на основе многообразных, динамических форм организации учебной деятельности и оптимальной последовательности использования цифровых и нецифровых технологий;
  • организация индивидуальной и групповой (в т.ч. самостоятельной, проектной, распределенно-сетевой) деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде;
  • проектирование и организация ситуаций образовательно значимой коммуникации, в т.ч. сетевой;
  • организация рефлексивных обсуждений личностно значимого опыта;
  • формирование и развитие критического мышления в процессе поиска и отбора информации в цифровой среде;
  • управление учебной мотивацией обучающихся, в том числе, при работе с группой, с использованием инструментов фасилитации, а также в качестве носителя ролевых образов «успешного взрослого» и «успешного профессионала»;
  • интеграция различных жизненных пространств цифрового поколения — виртуального и реального, сопровождение развития обучающегося в реальном социальном и профессиональном мире;
  • постоянное конструктивное взаимодействие с другими педагогами, работающими с тем же обучающимся (учебной группой, проектной командой и т.п.).
Читать также:  WP e-Commerce — интернет магазин для WordPress

В то же время, в цифровом образовательном процессе утрачивают свою значимость многие традиционные функции педагога: «носителя знаний», информатора, объясняющего, контролёра, порицающего и «карающего» за невыполнение требований и т.д.

В качестве современных подходов к обучению в рамках цифровой дидактики можно рассмотреть следующие приемы:

  • Интерактивный плакат
  • Интерактивная таблица
  • Интерактивная опорная схема
  • Интерактивный опорный конспект
  • Многоуровневые дидактические игры
  • Интерактивная инфографика
  • Интераткивная лента

Структурно интерактивный плакат состоит из плаката первого плана и ряда подчиненных ему сцен. Это может быть похоже на «меню», которое, как правило, представляет собой первый слайд. Это своего рода структура, из которой вырисовываются общие контуры большой темы. И в то же время отдельные компоненты плаката первого уровня позволяют получить начальное представление об общем содержании и смысле большого информационного блока.

Цифровизация в педагогической деятельности это

Рисунок 1 — Схема интерактивного плаката

Цифровизация в педагогической деятельности это

Рисунок 2 — Пример готового интерактивного плакта

Цифровизация в педагогической деятельности это

Интерактивный плакат может использоваться в течение нескольких уроков. Дидактически оправдано будет применение такого плаката на обобщающем уроке, когда необходимо обобщение, подведение итогов, провести с учениками операции анализа, синтеза, классификации и т.д.

Интерактивная таблица — несколько многоуровневых информативных блоков, объединенных тематически, размещенных друг за другом на одном слайде.

Интерактивная опорная схема

Подача материала большими блоками способствует целостному и осознанному восприятию материала, делает понятным для учащихся введение и изучение многих математических фактов, понятий, их свойств, правил, теорем и т.п., а также раскрывает их внутреннюю взаимосвязь друг с другом. При изучении темы ученик на уроке и дома (используя возможности передачи информации по глобальной сети) видит перед собой интерактивные опорные плакаты и схемы; не раз, готовясь к письменному ответу, выполняя домашнее задание или сдавая теоретический зачет, он самостоятельно выполняет ту или иную часть такой схемы.

Многоуровневые дидактические игры

Дидактические игры требуют трудоемкой подготовки; по времени она не всегда укладывается в урок, порою плохо сочетается с программным материалом и т.д. Многие игры можно применять только для обобщения или повторения пройденного материала. А другие этапы урока, как-то: изучение нового материала, закрепление, организационные моменты, да и проверка домашнего задания, — зачастую остаются без игровой деятельности.

Организация игр — это не всегда простое занятие. Первые же попытки организовать игру обнаруживают много проблем:

  • Дисциплина. Азарт игры может превратить урок в беспорядочное шумное мероприятие. Однако, если требовать от ребят железного порядка и тишины (особенно на 1-м курсе) — это значит сделать игру неестественной, безликой. Может потеряться самое главное — атмосфера игры.
  • Серьезное отношение к предмету. Преподаватель не должен забывать, что ребятам нужно дать знания, и эти же знания должны быть получены.
  • Оценка в игре — это еще одна проблема. Если ставить оценки, то необходимо сразу определить критерии (за артистизм, за знания, за активность и т.п.)

Если преподаватель раньше не пробовал играть на уроке, то сначала лучше планировать проведение игры на конец урока, так как игра очень возбуждает студентов, и им сложно перестроиться на другие виды деятельности. Когда игра кончается, то студенты какое-то время еще живут ею.

Если преподаватель после этого будет объяснять новый материал, то может отсутствовать внимание. Потом, в процессе накопления опыта, он сможет организовать игру на разных структурных этапах урока.

Для преподавателя, который хочет организовать игру на уроке, самой важной целью должна быть радость достижения успеха студента. И если преподаватель не видит этого в глазах студентов, то лучше временно отказаться от этого метода обучения, потому, что бесцветная игра по принуждению превращается в «бомбу замедленного действия» и не только не принесет никакого результата, а будет иметь отрицательные последствия.

Если у преподавателя напряженные отношения со студентами, построенные на недоверии, строгом учете и контроле, игра, возможно, не будет являться эффективным методом.

Трудно также придется и преподавателю, у которого проблемы с дисциплиной на занятиях, так как зачастую плохая дисциплина — следствие недостаточной организованности в учебной работе.

Важно отметить, что игра — это одна из форм обучения. Она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.

Чтобы сделать дидактическую игру разносторонней можно интегрировать одни сервисы в другие, например, вставить ссылку на интерактивную карту в QR-код или красочные видеоролики в «ленту времени».

Пример сервиса для создания дидактических игр: https://rosuchebnik.ru/material/sozdaem-didakticheskie-igry-sami-luchshie-servisy-v-pomoshch-uchitelyu/

Инфографикойназывают графический способ подачи информации, данных и знаний. Она появилась более 25 лет назад на страницах зарубежных массовых периодических изданий. В условиях информационной перенасыщенности появилась потребность максимально лаконичного и быстрого изложения большого массива данных. Этому способствует также формирующаяся «экранная» культура современного человека. Наглядность воспринимается им легче и лучше, чем печатный текст.

Инфографика, в отличие от нарратива, позволяет использовать более сложную логику (нелинейную, многомерную, сетевую). Она лучше отражает суть междисциплинарного, интегрированного подхода в обучении. Компактность и относительная автономность инфографических форм подачи материала (схема, слайд и т.д.) в отличие от нарративных (текстовых) форм более соответствуют модульному, «молекулярному» формату современных компетенций, которые различным образом комбинируются в разных профессиях.

Цифровизация в педагогической деятельности это

Рисунок 3 — Пример инфографики

Приведенные выше и другие активные методы обучения могут быть использованы:

1.Для анонсирования темы

(Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса)

2. Как сопровождение объяснения учителя

Можно использовать созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнении практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах

При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.

3. Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда ученик по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет информатики после уроков и доработать материал. И, наоборот, учащиеся которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме. Таким образом, благодаря индивидуальному режиму работы каждого учащегося, все достигают положительного результата.

Мультимедийное приложение позволяющее организовать такую работу должно быть более полным и включать в себя материалы по нескольким сопутствующим темам. В этом случае обеспечивается возможность для самостоятельного изучения разделов темы, а также для опережающего обучения.

При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения. При изучении темы «Алгоритмизация и программирование», кроме описания работы различных операторов, должны приводиться конкретные примеры составления целых программ или их фрагментов.

4. Для контроля знаний

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.

Цифровизация образования в современном обществе неизбежна. Интерактивные приемы цифровой дидактики способствует установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Читать также:  Цифровая экономика и электронная коммерция. Электронный бизнес и управление электронной коммерцией. Учебник

Безусловно, такой переход к новым методам и форме обучения требует от педагога больших временных затрат. Особенно это касается преподавателей привыкших работать «по старинке». Но новое время требует новых решений. От современного педагога требуется гибкость, мобильность, умение быстро адаптироваться к смене обстоятельств, постоянное повышение квалификации, новаторство, понимание технологий.

  • Иванько А.Ф. Новые образовательные технологии / А.Ф.Иванько, М.А.Иванько, С.С.Воронцова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 364-368. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46993/ (дата обращения: 12.01.2023).
  • http://didaktor.ru/category/v-pomosh-uchitelyu/matematika/
  • https://rosuchebnik.ru/material/sozdaem-didakticheskie-igry-sami-luchshie-servisy-v-pomoshch-uchitelyu/
  • https://www.sites.google.com/site/masterklassy/metodika-i-didaktika-multimedijnyh-urokov
  • Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. — М.: Издательство «Перо», 2019. — С.1.
  • Блинов В.И. Цифровая дидактика профессионального образования и обучения (Ключевые тезисы) / В.И.Блинов Е.Ю.Есенина, И.С.Сергеев // Среднее профессиональное образование. — 2019. — № 3. — С. 3.

В статье рассматриваются некоторые особенности организации педагогической поддержки в цифровой образовательной среде; представлены некоторые результаты исследования трансформации средств психолого-педагогической поддержки учащихся в цифровой образовательной среде.

Современный сложный и неопределенный мир все чаще ставит перед школой новые задачи, требующие достаточно быстрого и обоснованного решения. Основные горизонты развития современной сферы образования во многом обусловлены расширяющейся цифровой трансформацией отраслей экономики и социальной сферы, которая в настоящее время в соответствии с Указом Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» является одной из национальных целей развития страны. Цифровизация образования рассматривается авторами статьи как качественно новый этап развития образования в условиях смены технологического уклада общества, перехода к цифровой экономике, который предполагает использование в процессе обучения новые педагогические средства – «цифровые инструменты» для организации образовательного процесса, в частности, для педагогической поддержки учащихся.

Как показала практика массового перехода на формат дистанционного обучения, для организации взаимодействия субъектов процесса обучения реализация педагогической поддержки в цифровой образовательной среде становится принципиально важным условием.

Выявление актуальных по мнению педагогов проблем подростков, разрешение которых возможно в процессе психолого-педагогической поддержки, а также анализ используемых педагогами средства поддержки в современных условиях расширяющейся цифровизации образования стали целью массового опроса, в котором приняли участие 394 педагога школ одного из районов Санкт-Петербурга и более 545 педагогов школ Ленинградской области с целью выявления используемых в образовательной практике средств психолого-педагогической поддержки учащихся в цифровой образовательной среде основной школы (5-9 классы).

Важнейшим условием осуществления педагогической поддержки является выявление и понимание педагогом проблем, важных для подросткового возраста. Респондентам было предложено отметить значимость следующих проблем для школьников 5 – 7 классов и 8 – 9 классов: освоения предметного содержания, коммуникации и поведения, личностно-эмоциональные проблемы школьников, профессионального самоопределения в цифровой среде, информационной безопасности, информационной культуры, психосоматического здоровья в цифровой среде.

Независимо от места расположения школы, педагоги выделяют одинаковые, по их мнению, проблемы, характерные для подростков. Так, и у младших и у старших подростков отмечены как наиболее значимые и проявляемые во взаимодействии личностно-эмоциональные проблемы, что характерно для этого периода в развитии личности.

Вторая группа проблем, в определении которых также не выявлено существенного различия в ответах педагогов школ, находящихся в разных социокультурных условиях, являются проблемы коммуникации и поведения для учащихся 5-7 классов и проблемы освоения предметного содержания в 8-9 классах.

Проблемы коммуникации и поведения естественны для младших школьников, о чем свидетельствуют различные исследования психологов. Но проблемы освоения предметного содержания, наблюдаемые педагогами у старших подростков, требуют самого серьезного внимание, т.к. проявляются в несформированности познавательных умений, неготовности к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности и т.п., что приводит к академической неуспешности и трудностям в построении своей образовательной траектории, влечет за собой снижение мотивации к осознанному образовательному выбору

Что является источником знания об этих проблемах? К сожалению, как показал проведенный опрос, по-прежнему главным источником этого знания для педагогов является наблюдение. Необходимо отметить, что в данном случае наблюдение не рассматривается педагогами как исследовательский метод, который реализуется по определенной программе, с последующим анализом полученных результатов. Речь скорее идет о мнении учителя о том или ином своем ученике, основанном на видимых проявлениях трудностей, испытываемых им.

Новые возможности, создаваемые информатизацией для диагностики проблем и взаимодействия педагога и учащихся, сегодня также используются в педагогической практике.

Проведенный нами опрос показал, что педагогами часто используются в работе следующие цифровые инструменты психолого-педагогической диагностики проблем учащихся: электронная почта (72%); сетевые службы обмена сообщениями, например, WhatsApp (64%); социальные сети и средства онлайн взаимодействия (скайп, Zoom, видео звонок и пр.) (53%); чаты (46%). Назначение этих цифровых инструментов, в первую очередь, установление взаимодействия, быстрой коммуникации или коммуникации «лицом-к-лицу» в ситуации удаленного контакта. Для диагностики они могут быть использованы в совокупности с другими специальными средствами. Однако, в этом ряду современные цифровые инструменты именно диагностики проблем занимают не самые высокие позиции: программы для проведения тестирования (25%); форумы (20%); средства сетевого анкетирования (18,5%); средства проведения мобильных онлайн опросов и голосований (17%).

Обращают на себя внимание те средства диагностики проблем, о которых педагоги знают, что это такое, но не имеют опыта работы с ними. Эта информация рассматривается нами как запрос на повышение квалификации. Свои запросы педагоги сформулировали таким образом: ведение блога (46%), освоение средств проведения мобильных онлайн опросов и голосований (39%), освоение средства сетевого анкетирования и программ для проведения тестирования (27%). Вероятно, по данной проблематике могут быть созданы массовые открытые онлайн курсы, которые цифровой средой своей реализации могут способствовать разрешению и других трудностей педагогов.

Современные цифровые инструменты профессиональной педагогической деятельности учителя расширяют инструментарий педагогической поддержки. Однако, в практике педагоги используют традиционные средства. Ниже в таблице систематизированы наиболее часто упоминаемые педагогами средства:

  • 36% — электронные средства учета достижений учащихся;
  • 33% — цифровые (оцифрованные) учебники и УМК (атлас, карта, сборник задач и т.п.);
  • 30% — цифровые учебные объекты (обучающие программы, виртуальные экскурсии, серии опытов и пр.).

Но при этом 37% опрошенных знают, что такое сетевые проекты, но не умеют пользоваться ими, а 33% хотели бы освоить средства анализа данных о протекании учебного процесса в электронной среде (учебная аналитика)

Итак, предложенное выше понимание педагогической поддержки позволяет выделить в качестве ведущего принципа её проектирования принцип выявления и построения ценностно-смыслового поля самоактуализации ученика в образовательном процессе. При этом в существующем многообразии способов осуществления педагогической поддержки диалогическое общение  выступает как наиболее продуктивный способ становления субъект-субъектных отношений, развития представлений о себе  и способов самоанализа (С.Л. Братченко, А. В. Мудрик, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, В. А. Петровский,  В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман).

Исследователи подчеркивают значимость дидактических принципов обеспечения стратегий взаимодействия в цифровой среде, доминирования субъектной позиции ученика и процесса учения, преемственно связанного с дидактическими принципами воспитывающего и развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (принцип интерактивности) и принципом включённого оценивания. Реализация этих принципов ориентирована:

  • на построение учебного процесса в контексте активной многосторонней коммуникации, осуществляемой в разных формах (реальная, виртуально-сетевая) между обучающимися, педагогами и другими субъектами, вовлеченными в образовательный процесс;
  • на приоритетное использование групповых (командных, коллективных) форм организации учебной работы, опирающихся на социальные механизмы обучения – коммуникацию, кооперацию, конкуренцию, взаимообучение и взаимооценивание;
  • на трансформацию контролирующего (констатирующего) оценивания в непрерывную, персонализованную диагностико-формирующую оценку учебной успешности, осуществляемую непосредственно в процессе выполнения учебных заданий;
  • Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М., 2019, с.32 – 39
  • Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. Доступ: http://instrao.ru/images/E_library_Novikovoi/Books/Газман_О.С._Неклассическое_воспитание.pdf
  • Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Д. И. Сапрыкина, А. А. Волохович; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 32 с

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *