Цифровизация зачем это нужно

Преимущества цифровой трансформации

Диджитализация бизнеса возможна не только в начале его становления, но и на более поздних этапах существования. При этом предприниматели и сотрудники отмечают следующие преимущества:

  • Улучшение клиентского опыта – с помощью соответствующих технологий и инструментов удается поддерживать максимально персонализированное взаимодействие с заказчиками и клиентами.
  • Гибкость различных бизнес-процессов, а также их ускорение.
  • Возможность использовать инновационные инструменты – облачные технологии, инструменты стратегии Mobile First и готовые решения значительно облегчают работу в разных сферах.
  • Возможность собирать, анализировать и хранить огромные объемы информации.

Глубинная цифровизация как обнуление человечества

«Западная цивилизация измеряет счастье в количественных категориях».

Прот. Андрей Ткачёв

И пугает людей не только возможный цифровой контроль «Большого Брата» из антиутопии Оруэлла «1984» – всемогущего тоталитарного государства. И не только угроза (вполне реальная) криминального доступа к персональным данным со стороны разных коммерческих структур или просто мошенников. Страшит возможность анонимного, рассредоточенного контроля – потому что физически сервера, на которых находится всё то, что мы о себе знаем и не знаем, – за пределами территории России, под полным контролем и при необходимости управлением чужих государственных или надгосударственных структур.

Люди нервничают, пугаются, впадают в отчаяние, а в ответ им раздаются раздражённо-снисходительные упрёки очень умных и современных государственных банкиров, депутатов-единороссов и телепропагандистов: кто вы такие, нелепые и неосведомлённые люди, чтобы судить о грядущем торжестве новых цифровых технологий и наступающем царстве искусственного интеллекта? И, не получая ни уважительных разъяснений, ни внятных ответов на обоснованные тревожные вопросы, люди на самом деле впадают в панику и в истерику. И, как луддиты, с яростью отвергают огромные и несомненные возможности, которые открыли перед людьми новые информационные технологии.

Но ярость и психоз попросту отводят нам глаза от гораздо более глубоких и страшных вещей. От той «цифровизации», которая намного опаснее интернета, биткоинов и Big Data. От базовой основы нынешней «мировой» (на самом деле западной) цивилизации. От того, что обессмысливает, опустошает и разрушает все стороны нашей жизни – от веры, культуры, семьи и морали до образования, науки и тех самых полезных и нужных людям цифровых технологий.

Апокалипсис – это учёт

Глубинная цифровизация (будем так её теперь называть) пришла к нам, по большому счёту, в XX веке. Хотя в каком-то смысле о ней говорили и раньше – например, Лев Толстой в романе «Война и мир», для которого «движение больших масс людей» стало новым смыслом истории, которую раньше измеряли в «великих вождях» и прочих полководцах. В реальность XX века цифра вошла как символ массовой смерти: в бельгийском Конго, где чиновники короля Леопольда II физически уничтожили до 10 миллионов человек (около половины населения) и на полях сражений Первой мировой войны. И чтобы спасти человечество от массового стресса, а элиты – от признания своей вины и покаяния, оставалось перевести эту гекатомбу в цифру.

Отрицать необходимость учёта и подсчёта для понимания всё более огромного мира было бы просто чушью. Но следующим шагом стало нечто намного менее естественное, чем статистика, и далеко не сразу осмысленное – сведение этого мира к чистой цифре, к отчёту и учёту.

Перепончатокрылая ленинская фраза «Социализм – это учёт» показала, куда ведёт человечество «ленинский курс». Безумная, маниакальная идея поставить под контроль все аспекты общественной жизни – от экономических результатов и социальных проблем до уровня трудового энтузиазма (вроде контроля над перевыполнением плана) – обернулась химерой «советской пятилетки», которая к 70-м годам XX века превратилась в планирование перевыполнения плана (который можно было постфактум скорректировать, то есть понизить показатели, чтобы к отчётному сроку превратить «невыполнение» хотя бы в недоперевыполнение – такое слово, кстати, тоже было).

Знаменитая «красная цифровизация» обеспечила полную победу отчётности над жизнью. Продуктом этой победы стал дефицит, а символом – слова Александра Твардовского: «Обозначено в меню, а в натуре нету». Лукавая цифра докладывала о постоянном «росте благосостояния советского народа», а в магазинах периодически пропадали не только мясо и сыр, но и туалетная бумага, репчатый лук, сгущённое молоко и книги классических русских писателей. В конце концов обожествление учёта свелось к полной утрате контроля над советской экономикой и крушению советской власти.

Но в самой инфернальной форме в середине прошлого века сведение человека к цифре реализовалось в нацистских концлагерях смерти – ну и в ГУЛАГе тоже. Правда, в ГУЛАГе номера нашивались на одежду, которую можно было снять, а нацистов выжигали их на коже узников. Впрочем, и в том, и в другом случаях человека цифровизовали, чтобы вычеркнуть его из мира живых душ, лишить его личности и – как они надеялись – жизни, как здешней, так и вечной.

Образование – это стандарт

Цифровизация образования обосновывалась даже более рационально и человеколюбиво, чем плановая экономика. Массовое, всеобщее образование, охватывающее миллионы детей в огромной стране, нельзя было оставить без определённых рамок, обязательных для всех. В СССР дети от Бреста до Петропавловска-Камчатского должны были получить базовые знания и – по результатам своей учёбы – оценки их знаний, с которыми они могли бы впоследствии, например, поступать в вузы. Пятёрка же в Бресте равнялась пятёрке в Петропавловске безо всякого сомнения.

Все эти необходимые статистические рамки разрабатывались высокоразвитой советской педагогической наукой, которая умела связать между собой разные цифры и факты – о возможностях детской психики в зависимости от возраста, о знаниях, необходимых для социализации, о требованиях народного хозяйства, о номенклатуре специальностей и т. д.

Однако образовательные стандарты в СССР оставались именно рамками. При всей цензуре и безальтернативности программ передача детям знаний шла через живой голос учителя, через его душу и через меловые линии на грифельной доске. И эти же живые учителя ставили оценки – не только по числу ошибок в буквах и неправильных решений в числах, но и по своему личному, человеческому пониманию ребёнка, его возможностей и достижений. Да и пятёрки с четвёрками продолжали – в скобках – поясняться словами «отлично» и «хорошо».

Конечно же, это была очень шаткая и часто несправедливая система. Субъективизм учителя, коррупция (в те времена часто не денежная), прямые указания сверху, – всё это было. Разные требования в разных школах и в разных концах страны – было. Подтасовки результатов экзаменов для лучшей отчётности перед начальством – тоже. А введение ЕГЭ (независимый от произвола учителей и чиновников механизм справедливого измерения уровня знаний), образовательные стандарты (только рамочные требования, допускающие вариативность образования), а также международное образовательное сотрудничество в рамках Болонского процесса (чтобы дипломы о высшем образовании в России и в остальном мире признавались бы на взаимной основе), – всё это обосновывалось исключительно интересами детей, эффективностью и конкурентоспособностью образования. Очень многие были с этим согласны – в том числе и педагоги.

Но получилось другое

Защита от субъективизма педагогов превратилась в защиту системы от личности, в войну на уничтожение субъектности – то есть индивидуальности ученика и его личной, человеческой связи с учителем и с учёбой. А методы совершенно необходимого учёта – в механизм замены образования отчётностью, а школьника и студента – цифрой в графе этой отчётности.

Введение ЕГЭ в течение нескольких лет разрушило учёбу школьников в выпускном классе: весь год отныне был посвящён цифровому натаскиванию в сдаче тестов (с практически полным отказом от «лампового» – человеческого и традиционного – образования и воспитания). Болонский процесс в высшем образовании не помог адаптировать документы о высшем образовании к европейским и мировым стандартам, а принялся рушить нашу высшую школу, возводя на её месте картонные муляжи бакалавриатов и магистратур. Унификация высшего образования в рамках модульной системы (так называемые образовательные кре́диты – они же «зачётные единицы Карнеги») вышла далеко за рамки механизма обеспечения сопоставимости результатов учебного процесса: она понемногу свела всё университетское многообразие к взаимозаменяемым галочкам в итоговых таблицах. Теперь ничто уже не могло сдержать высшую школу от движения по любимому пути Германа Грефа – от «лишних знаний» и развития «мозговой мускулатуры» творцов и думающих людей к KPI эффективных менеджеров и успешных потребителей.

Ну и – в завершение всего – в последние дни (надеюсь, что не в самые последние дни русской школы) они повели дело к полной и окончательной цифровизации образования через «дистанционку». Это уже какая-то дьявольская смесь из ЕГЭ, модульной системы и примитивных компьютерных программ на месте живых учителей. Что-то совсем уже похожее на «воспитание» условных рефлексов у собачек Павлова.

Единица – вздор, единица – ноль

Гениальный певец «адовой работы» на благо коммунизма Владимир Маяковский провидчески сформулировал суть будущей цифровизации через аллегорию, с помощью которой он пытался обосновать тоталитаризм партийной диктатуры.

Молодые читатели, возможно, не помнят или не знают этих запоминающихся строф – так позвольте процитировать.

Замечательное по своей глубине саморазоблачение! Единица – личность – приравнивается к нулю, но тут же утверждается, что очень много нулей равны бесконечности. Враньё – и этому учит нас подлинная наука о цифрах, арифметика: миллион, умноженный на ноль, это всего лишь ноль.

Поэтому «глубинная цифровизация» – это обнуление человека и всего, что с ним связано.

Советская «пятилетка качества» (1970–1975 годы) – переход от измерения выпускаемой продукции в литрах, тоннах и кубометрах к измерению в «условных рублях» произвольно назначаемых властью цен.

Эффективный, в точности по западным стандартам, менеджмент научных исследований (блестящая спецоперация наших «спецучёных» успешно сокрушила твердыню Российской академии наук, с которой ничего не смогли сделать ни Ленин, ни Сталин, ни Хрущёв) поставил в центр своей системы учёта, контроля и финансовой оценки научной работы высосанные из пальца «индексы цитирования». Которые не оставили никаких шансов гениальным математикам (одна-две гениальные работы за год, а то и за пять лет) в сравнении со специалистами по логистике продвижения кнопкодавительных услуг (30-31 публикация в месяц).

Читать также:  5.3 Особенности цифровых организаций и их стратегии

Эффективные системы учёта экономического эффекта театральной деятельности дали возможность коммерсантам от искусства похоронить легендарный русский театр и протащить вместо него вакханалию бездарной порнографической «богомоловщины».

Ну и продвинутая система КПЭ (ключевые показатели эффективности) – а на самом деле KPI (Key Performance Indicators, или, как я это перевожу, ключевые индикаторы перформанса). Ими сегодня измеряется всё, что угодно – от работы офис-менеджеров или медиа до профпригодности губернаторов. Точнее, не измеряется, а подменяется.

Любая оценка человеческой деятельности сводится к количественным и качественным методам. Никакой самый продвинутый соцопрос не даст тех результатов, которые покажет фокус-группа, проведённая талантливым и опытным модератором. Никакие индексы Хирша не помогут созданию устойчивой репутации учёного в пока ещё недобитом научном сообществе. Никакие де́биты и кре́диты не заменят интуитивной, основанной на личном учительском опыте, оценки таланта, одарённости ученика.Более того, буквы и слова невозможно свести к цифрам.

Скажем проще: язык – это, прежде всего, коммуникация духа с душой и личностью. Нечто неизмеримое и только отчасти умопостигаемое.

А вот попытка цифровизации духа – это уже совершенно апокалиптическая технология. То самое предсказанное число зверя – не в виде прямо и грубо поставленного штампа на лбу, а в виде порядкового номера, приравнивающего к нулю человека и человечество.

В чем отличие цифровизации от информатизации и автоматизации

Для внедрения информационных технологий в разные области общественной жизни часто используют термин «информатизация». Но тогда чем цифровизация отличается от информатизации? Вот ее особенности:

  • Цифровая система обладает независимостью действий.
  • Она умеет анализировать и прогнозировать, самостоятельно выбирая оптимальный способ решения.
  • Она выполняет задачи, которые перед ней ставит пользователь.

Иными словами, цифровая система – более развитый объект, чем машина, но менее, чем искусственный интеллект.

Например, предприятие может быть оснащено компьютерами с выходом в интернет. Тогда его можно назвать информатизированным. Но цифровым – нет. Цифровым оно станет, когда технологии будут использоваться системно и целостно, с целью извлечения максимумы выгоды из оцифровывания.

Другой случай. Электронные учебники – пример информатизации. А цифровизацией будут интерактивные издания и системы, подстраивающиеся под конкретного пользователя.

Третий уровень цифровизации

Чтобы попасть на третий уровень цифровой трансформации, компаниям нужно корректное описание бизнес-процессов и четкая ИТ-стратегия.

Такая стратегия разрабатывается на трех организационных уровнях:

  • корпоративном (уровень стратегического управления компании);
  • деловом (уровень бизнес-единицы);
  • функциональном (уровень отдела компании: маркетинг, сбыт, логистика и так далее).

ИТ-стратегия нужна, чтобы не слить бюджет, оцифровывая все процессы без расстановки приоритетов. При ее разработке необходимо выполнить анализ и определить, какие конкурентные преимущества есть на всех уровнях, и какие инструменты подойдут для каждого из них.

Например, отделу маркетинга точно нужна CRM-система. Она поможет выстраивать отношения с клиентами, автоматизировать бизнес-процессы, управлять финансами, отправлять рассылки покупателям и сообщать им о новых предложениях и акциях.

Для финансового департамента CRM может быть не нужна, но им не обойтись без учетной системы и финансовых инструментов, чтобы вести бухгалтерию и планировать бюджет.

Цифровизация зачем это нужно

Для большинства компаний третий уровень цифровизации даст необходимые преимущества, чтобы успешно вести бизнес. Но чтобы стать цифровым гигантом и перейти на четвертый и пятый уровни, недостаточно лишь подготовить ИТ-стратегию, необходимо заложить в этой стратегии продвинутые инструменты автоматизации: предикативную самокоррекцию и открытые интерфейсы.

Перспективы и тенденции цифровизации в России и за рубежом

Согласно анализам экспертов, Российская Федерация пока далека от того, чтобы считаться «цифровой державой» в отношении как экономики, так и других сфер. Однако ее движение в этом направлении оставляет шанс, что однажды она догонит такие страны с развитой цифровой экономикой как Норвегия, Швейцария и Швеция. В число лидеров также входят США, Дания, Великобритания, Гонконг, Южная Корея. Россия же по уровню цифровизации сейчас находится на 39-м месте рейтинга, соседствуя с Китаем, Индией и Малайзией.

Наиболее активно диджитализация в стране происходит в области нефте- и газодобычи, в финансовых учреждениях, в сфере розничных продаж, в мультимедиа. Мировое развитие цифровизация идет по следующим направлениям:

  • Роботизированная автоматизация процессов (RPA).
  • Автоматизация с привлечением искусственного интеллекта.
  • Большие данные и углубленная аналитика.
  • Бизнес-моделирование.
  • Имитационное моделирование.

Зачем нужна повальная оцифровка граждан России

Электронные права и паспорта, трудовые книжки и медкарты – и удобно, и каждый шаг под контролем

Конечно, это комфортно и вообще здорово со всех сторон: зарядил всю информацию о себе на смартфон – и вперёд. Никаких громоздких портмоне, кип бумаг и прочих обременений, верно?

Вот и ГИБДД объявило о скором введении водительских удостоверений «в телефоне», через несколько лет бумажные трудовые книжки заменят электронными, и уже пару дней, кстати, как официально введены в обращение электронные же СНИЛСы.

Однако есть у этого, на первый взгляд, замечательного процесса и обратная сторона: фактически под полный контроль берутся абсолютно все стороны жизни гражданина.

Мы все давно под колпаком?

«Помните американский фильм «Враг государства»? Там агенты ЦРУ или АНБ гонялись за нужным им человеком, выслеживая каждый его шаг с помощью камер наблюдения и всевозможных электронных приспособлений, – рассказывает экс-сотрудник одной из уважаемых спецслужб Сергей К., отдавший много лет как раз «техническому сопровождению» секретных операций. – Там, конечно, много вымысла и околесицы, которые невозможно реализовать на практике. Но есть и вполне здравые вещи».

Кстати, в своё время эта картина вызвала бурю дискуссий на предмет соблюдения прав на свободу, с которым так носятся на Западе, и особенно в Штатах. И потом реальным спецслужбам прямо или косвенно пришлось объяснять, что не стоит путать художественный вымысел, рождённый в голове режиссёров и сценаристов, с реальностью.

Но тем не менее: государство преследует и свои, вполне конкретные цели, внедряя повсеместно различные «фишки», позволяющие ему оценивать и предотвращать угрозы.

Увы, все помнят, что Россия пережила целый ряд трагедий, связанных с терактами, которые произошли по вине человеческого фактора: кто-то не увидел опасности в странной машине, припаркованной возле многоквартирного дома, а кто-то умышленно пропустил боевиков, получив взятку, – объясняет наш собеседник. – А ведь сегодня по крайней мере части из тех трагедий, вероятно, удалось бы избежать.

Кстати, те же камеры, следящие за каждым шагом беглеца в упомянутом фильме, на данный момент – уже действительность под названием система «Безопасный город»: они интегрированы в общую сеть правоохранительных органов и фиксируют в автоматическом режиме нарушения правил дорожного движения, вычисляют преступников, если их фото, конечно, имеется в базе.

«Другое дело, что сегодня обязанность заниматься внедрением этой системы возложена на регионы, но многие в силу экономических сложностей не выделяют достаточного количества денег, – продолжает бывший оперативник. – А ведь давно предлагалось, причём на высоком уровне, закольцевать в эту сеть ещё и камеры наблюдения частников – организаций, компаний, магазинов. Но, во-первых, не все соглашаются, потому что боятся постоянной слежки, во-вторых, нет законодательных механизмов, которые бы обязывали их это делать. Полагаю, такое рано или поздно всё равно случится».

Что уже оцифровано в нашей жизни

Про сберкнижки, которые много лет назад трансформировались в банковские карты, вспоминать, разумеется, не стоит – это уже обыденность.

Хотя вообще-то и они – вполне удачный способ контроля: кто и на что тратит деньги, кому делает переводы, от кого получает. Да, есть такие понятия, как «банковская тайна», «сохранение персональных данных» и так далее. Но задумайтесь: если речь идет о вопросах безопасности высокого уровня, станет ли это преградой?

Итак, что у нас уже оцифровано.

Полисы ОСАГО и ОМС, а также техпаспорт

Ещё четыре года назад, летом 2015-го, ведущие страховые компании стали заключать договоры об Обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) в электронной форме, а ещё через пару лет такой вариант их оформления сделали обязательным.

С одной стороны, это упрощает и сам процесс покупки полиса, и создание единой электронной базы ОСАГО. Но есть и дальнейшие планы: уже в скором времени те автомобили, которые катаются по дорогам без страховки, будут в автоматическом режиме вычисляться с помощью дорожных камер. Иначе говоря, и нарушителей станет меньше, и точная информация, кто и на чём передвигается в конкретный момент, тоже поступит в случае необходимости.

Паспорта технических средств (ПТС) с середины прошлого года тоже оформляются электронные, бумажные уходят в прошлое.

Медицинские полисы тоже постепенно переходят в цифру: те, что «об обязательном страховании» (ОМС), сейчас выдают в «пластике», а о добровольном, когда выезжаешь за рубеж, – делают в электронном виде повсеместно (правда, рекомендуется всё-таки их распечатывать, чтобы показывать пограничникам).

Медицинские карты и СНИЛС

Сегодня практически во всех регионах страны, начиная с Москвы, где новинка была апробирована в далеком 2011-м, существует так называемая Единая медицинская информационно-аналитическая система. С её помощью не только ведутся медкарты пациентов, но и можно записаться к врачу и выписать рецепт.

Здоровье нации – дело важное, не так ли? Будем помнить при этом, что все наши болячки известны.

То же самое касается и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС): буквально на днях, 29 сентября, объявлено, что постановлением Правительства РФ вводится в обращение электронный документ.

Чеки на покупки

Начиная с 2017 года вступили в силу поправки в федеральный закон, регламентирующие правила использования контрольно-кассовой техники, и использование онлайн-касс стало обязательным. Разумеется, клиент предоставляет по доброй воле свою индивидуальную информацию. Зато можно получать чек по электронке, и это даёт право и вернуть в случае чего товар обратно продавцу, и обратиться в налоговую.

Читать также:  25 тенденций электронной коммерции на 2021-2022 годы, которые важны сейчас и в будущем

Школьные дневники и классные журналы

Детки тоже под присмотром. Ещё пять лет назад Министерство образования выпустило приказ, в соответствии с которым началось активное внедрение электронных дневников и классных журналов. И родители получили возможность узнавать своевременно об успехах своих чад (вырванные листы и сказки об «исчезнувших» бумажных носителях оценок больше не актуальны), и отечественное образование тоже владеет нужной информацией – по мере необходимости.

Документ о праве собственности на жильё

Бумажные свидетельства также отменили – летом 2016-го. Выписку из Единого государственного реестра прав можно получить как в бумажном виде, так и в электронном.

И, наконец, самое интересное, что ещё только ожидает нас, – это мультипаспорт: электронный документ, где будет аккумулирована вся персональная информация о его владельце.

В июле нынешнего года премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение ускорить процесс внедрения электронного паспорта гражданина России, и к 2024 году мы должны будем им обзавестись.

Нынешние, бумажные, соответственно, уйдут в прошлое: их оформление прекратят уже в 2022 году.

Первыми новинку испытают на себе жители столицы: в Москве пилотный проект по внедрению паспортов нового образца стартует уже в июле будущего года.

И ещё один важный момент: мы не зря назвали будущий документ мультипаспортом, поскольку он объединит в себе и уже упоминавшееся водительское удостоверение, и СНИЛС, и медицинский полис, и многое другое.

Само собой, всё это добро разместится на микрочипе, который, собственно, и станет носителем всей информации о гражданине, включая его биометрические данные, которыми мы уже и так делимся с компетентными структурами, когда получаем загранпаспорта.

Концептуальные направления цифровизации экономики

Новой, присущей только цифровой экономике, бизнес-моделью является цифровая платформа. Её содержание заключается в предоставлении населению и компаниям услуги по регулированию деятельности различных участников рынка.

Платформа обеспечивает участникам ряд удобств, в автоматическом режиме составляет рейтинги доверия между ними и, что наиболее важно, помогает продавцу и покупателю товара/услуги быстро найти друг друга, совершить сделку и выполнить расчеты.

Работа цифровых платформ делает процессы производства и обмена быстрее и дешевле, позволяет исключить посредников, значительно увеличивает эффективность рынков и продуктивность труда.

Кроме этого, большинство платформ не ограничены в географическом плане, и пользоваться их услугами можно почти в любом уголке планеты. Примеры таких платформ –Uber, Airbnb, Amazon, Alibaba и многие другие.

«Индустрия 4. 0» и «Умная фабрика»

Платформенная концепция адаптирована в основном для нужд торговли и логистики. Концепция «Индустрия 4.0» и её технологическое ядро «Умная фабрика» стали проводником в цифровую сферу для промышленности.

Цифровизация зачем это нужно

Концептуальные направления цифровизации экономики

Особенности «Умной фабрики»:

  • Все отрезки максимально автоматизированы.
  • Вклад и значимость НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) при выпуске серийной продукции почти не отличается от значимости НИОКР для сложных технических изделий по индивидуальным заказам.
  • Производство легко трансформируется, его линии приспособлены к быстрому обновлению и перестройке. Каждое звено и подсистема автономно управляются с помощью промышленного интернета вещей.
  • На всех ступенях цикла производства изделия все звенья «умной фабрики» работают взаимосвязанно и регулируются потоками обратных связей в онлайн-режиме.
  • PLM- управление. Все этапы жизненного цикла изделия являются объектом управления, включая взаимодействие с логистикой, сервисными центрами и получение обратной связи

Концепция «Киберфизической системы»

Эта технологическая концепция приближается по смыслу к «умной фабрике». Представляет собой единую систему вычислительных ресурсов и физических процессов.

В киберфизические системы включаются датчики, оборудование и информационные системы, которые могут охватывать как отдельные предприятия, так и их комплексы, когда включённые в комплекс единицы реализуют последовательные переделы в цепочках создания стоимости.

Суть цифровизации образования

Цифровизация образования и дистанционное онлайн-образование — это разные понятия. Понятие цифровизации включает в себя использование различных программ и других цифровых ресурсов для получения электронного обучения в удалённом виде или при получении знаний в школе или вузе. Например, это могут быть такие задания, которые выполняются в классе с использованием электронных средств — как компьютера или планшета.

Цифровизация зачем это нужно

Суть цифровизации образования

Цифровизация включает в себя не только непосредственно учебные процессы, а также организационные моменты. Это могут быть электронные дневники и журналы, возможность связаться с учителем дистанционным образом и прочее.

Особенно явной тенденция к цифровизации образования стала в связи с началом пандемии коронавируса. Школы и вузы повсеместно перешли на дистанционное обучение, и это коснулось почти всех учащихся, их родителей и учителей.

Но то, что стало явным с началом пандемии, на самом деле началось гораздо раньше. Цифровизация образования приобретает всё большие масштабы. О них свидетельствует размер рынка образовательных технологий (EdTech). Он стремительно развивается и, по оценке Всемирного экономического форума, к 2025 году его размеры достигнут 342 млрд долларов США.

Цифровизация зачем это нужно

По оценке специалистов Института образования Высшей школы экономики, российская цифровизация образования прошла три стадии. Каждая из них включала в себя разные процессы:

  • Первая волна: в середине 80-х — начале 90-х годов. В это время компьютеры ещё были новинкой, а потому цифровизация в основном представляла собой развитие компьютерной грамотности и появление в учебных заведениях компьютерных классов.
  • Вторая волна: с середины 2000-х годов до 2018 года. Информационно-коммуникационные технологии постепенно начинают внедряться в учебный процесс. Цифровые устройства и программы используются не только на занятиях по информатике, но и для обучения другим дисциплинам.
  • Третья (современная) волна: примерно с 2018 года. Представляет собой цифровую трансформацию, при которой цифровые технологии применяются во всех процессах в образовании.

В процессах, свойственных третьей волне, обновляется всё:

  • Планируемые образовательные результаты и само содержание образования. Современным людям всё больше помогают в жизни цифровые компетенции. Например, взаимодействие с государственными учреждениями теперь в основном происходит через сайт «Госуслуги», управление банковским счётом-через цифровые приложения. Кроме того всё большее количество людей занято на удалённой работе. Всё это приводит к необходимости начинать учить детей правильно пользоваться цифровыми технологиями ещё в школьном возрасте.
  • Педагогические методы и технологии обучения, потому что занятия с применением передовых технологий существенно отличаются от традиционного типа занятий в классе.
  • Организация учебной работы и используемые при этом инструменты, а именно, технические средства для неё, а также управление этим процессом.

Для чего требуется цифровизация инфраструктуры?

В последнее время все больше предпринимателей отдает предпочтение цифровизации инфраструктуры. Данный способ позволяет повысить производительность, а также обеспечить сотрудникам максимально комфортные условия для работы.

Диджитализация компании в зависимости от направления ее деятельности может помочь решить следующие задачи:

  • Цифровизация информации для клиентов и покупателей. Данный процесс предполагает, например, размещение сведений о предлагаемых услугах и продукции на интерактивных картах. Здесь обычно есть актуальные снимки, отзывы реальных потребителей, мнение работников компании.
  • Цифровизация в целях облегчения коммуникации. Например, с помощью специального ПО, можно мгновенно получать машинный перевод текстов на многофункциональном устройстве.
  • Цифровизация для оптимизации процессов офисной печати. Специальные приложения для учета и распределения печатных работ позволят сэкономить ресурсы компании.
  • Построение специальных маршрутов для людей с ограниченной подвижностью. В условиях цифровизации инициативные группы создают приложения, которые предназначаются для построения максимально подходящих путей передвижения по городу, а также вызова социального такси.
  • Оформление информации для активного отдыха. С помощью специальных приложений можно мгновенно найти велодорожки или, например, места для катания на роликах, скейтбордах.

Применение цифровых технологий возможно для выполнения многих других задач. Ведь можно подобрать варианты, которые позволят реализовать идеи разного уровня сложности и создать абсолютно новые продукты и услуги.

В «Xerox» можно ознакомиться с всем необходимым оборудованием, а также виртуальными инструментами, воспользовавшись лучшими предложениями. При необходимости специалисты подробно ответят на вопросы о цифровой трансформации бизнес-процессов и порекомендуют лучшие продукты, исходя из специфики деятельности пользователей и их требований.

Составляющие цифрового образования

Финский журнал Phenomenal Education высказывает точку зрения, что всеобщая цифровизация необходима образовательному процессу. Более того, в этом журнале был опубликован материал, описывающий значимость различных видов контента в образовательном процессе 21 века.

Медиа

Медиаконтент в сети, а также интерактивные цифровые учебники приобретают всё большую популярность и постепенно заменяют классические источники знаний.

Он представляет собой ролики, компьютерные тесты и прочие объекты виртуальной реальности, которые способствуют усвоению знаний.

При использовании этого контента важно, чтобы преподаватель был способен построить учебный процесс, эффективно применяя современные технологии.

Коммуникационные ресурсы

Возможность обмениваться данными в сети стала очень важной для учеников и преподавателей, и играет большую роль в цифровизации образования. На ней построена работа всех онлайн-курсов, и этот метод взаимодействия определённо будет актуален в школах будущего.

Сейчас дистанционное обучение приобрело большую популярность ввиду пандемии, во время которой многие занятия проводились онлайн через сервисы, где можно было создавать «классы» для обучения большого количества людей.

При этом очень актуальны стали сервисы в духе Discord, которые включают в себя общение между учащимися, а также ссылки на учебные материалы.

Цифровизация зачем это нужно

Информационные ресурсы

Они позволяют хранить большое количество данных. Интернет — это огромное пространство для получения знаний, но именно его масштабность иногда может быть проблемой. Для цифровизации образования важно существование проверенных образовательных ресурсов, которые будут доступны учащимся по всему миру.

Есть, например, такие доверенные сайты, как Википедия, онлайн библиотеки и вебинары от специалистов в различных областях.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Цифровизация зачем это нужно

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Но, кроме этого, существует масса низкосортных ресурсов, которые предоставляют некорректные данные. Поэтому так нужны сайты с высокой репутацией, проверенные профессионалами.

Программы для создания контента

Эти программы также становятся всё популярнее, так как они современны и удобны. Сейчас люди всё чаще набирают текст на компьютере или смартфоне, чем пишут от руки. Рисунки и музыка также создаются с помощью электронных средств и программ.

Читать также:  Google the Metric E-Commerce and Yandex Analytics E-Commerce to Opencart 2

При этом важно понимать, что творческие аспекты жизни не будут полностью оцифрованы. Люди по-прежнему хотят писать картины с помощью красок и создавать музыку посредством не электронных, а живых инструментов. Но всё же делать чертежи, скорее всего, будут на компьютере.

Программы для создания новых сценариев мышления

IT-технологии позволяют использовать информацию по-новому: организовывать в различных форматах, визуализировать, интерпретировать и делать доступнее для восприятия.

Компьютер – это бесконечное пространство для категоризации данных и представления их в наиболее удобном для восприятия виде. Оно как мозг с удобным набором инструментов для поиска и обработки информации.

Если ученики сумеют грамотно хранить и распределять информацию на компьютере, то освободившееся время они смогут посвятить более значимым предметам.

Платформы для кооперативной работы

Существует множество онлайн площадок, а также форумов и приложений для создания сообществ в сети. Они созданы для того, чтобы имитировать «живое» общение, а также предоставить возможность обмениваться информацией.

Задачи цифровизации образования в России

В сентябре 2019 года на базе Высшей Школы Экономики прошла образовательная конференция. Эксперты выступили с докладами о проблемах и перспективах цифровой трансформации обучения.

Цифровизация зачем это нужно

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:

  • Развитие материальной инфраструктуры, включая постройку дата-центров и создание устройств для изучения учебных материалов.
  • Внедрение цифровых программ, а именно — создание, тестирование и использование учебных материалов с помощью искусственного интеллекта и т.п.
  • Разработка системы управления обучением, то есть программ, которые смогут администрировать и контролировать учебные курсы. Эксперты считают, что это создаст условия для цифровизации образования и даст возможность получения равных и широких знаний.
  • Создание модели учебного заведения. Для цифровизации системы образования нужны новые устройства Четвертой промышленной революции, которую также называют Цифровой Индустрией 4.0. Это массовое внедрение киберфизических систем в быт, труд и досуг.
  • Идентификация учащегося в автоматизированной системе по уникальному признаку, как правило, цифровому коду.
  • Повышение навыков преподавателей в области цифровизации образования в России.
  • Постепенный отказ от бумажных носителей информации.

Пятый уровень цифровизации

За переход и закрепление на пятом уровне цифровизации отвечает целый комплекс инструментов, которые называются открытой цифровой инфраструктурой. Главное здесь — это использование открытых цифровых интерфейсов (API).

Внедрение API дает возможность бизнесам открывать свои системы сторонним разработчикам. Это увеличивает аудиторию и дает пользователям более бесшовный опыт. Простой пример использования API — это регистрация на сайте с использованием данных вашей страницы в соцсетях.

Технологии API позволяют эффективно решать три задачи любого бизнеса: его развитие, разработку продуктов и сервисов, управление ресурсами и поставками. Именно поэтому можно утверждать, что именно за открытым подходом стоит будущее, и многие крупные компании это понимают.

Подобрать примеры компани для первых четырех уровней несложно, но на пятом уровне цифровизации находится не так много российских бизнесов. Среди них можно выделить X5 Retail Group.

Цифровизация зачем это нужно

Почему мы считаем, что Х5 находится на пятом уровне цифровизации?

  • Открытые цифровые интерфейсы. В 2020 году поставщики Х5 получили возможность загружать данные о товарах онлайн по API. Теперь зарегистрированные пользователи площадки смогут установить себе софт одного из контент-провайдеров и передавать через него данные о своих товарах сразу в систему X5.
  • Прозрачное взаимодействие с поставщиками. Сеть «Перекресток» разработала и внедрила сквозную систему управления жизненным циклом товаров Product Lifecycle Management (PLMX). PLMX позволит сократить срок запуска новых СТМ-товаров (собственной торговой марки. — РБК Тренды) на 38%. С ее помощью можно управлять запуском новых СТМ-товаров в течение всего их жизненного цикла: от момента формирования идеи по товару и проработки его деталей до попадания на полку супермаркета и сбора аналитики по продажам.
  • Удобное взаимодействие с клиентом. X5 Retail Group запускают новый продукт — подписку на различные сервисы по типу «Сбер Прайм» и «Яндекс Плюс». В рамках сервиса подписки компания планирует сделать персональные скидки в сетях «Пятерочка», «Перекресток», онлайн-сервисе «Перекресток Впрок», доставках «Быстро» и «Около» до 10%. Кроме того, компания хочет привлечь партнеров, например, химчистки, и предоставить скидки на их услуги.

В каких сферах применяется цифровизация

Цифровые технологии окружают людей со всех сторон: они есть в каждом современном доме, учреждении, на предприятиях, заводах, в больницах, школах, университетах. Они используются для создания дополнительной и виртуальной реальности, при машинном обучении, в робототехнике, для 3D-печати, в области искусственного интеллекта, здравоохранения, научных исследований, сельского хозяйства.

Цифровизация зачем это нужно

Исследователи считают, что цифровые технологии будут развиваться (и уже развиваются) в геометрической прогрессии ежегодно.

Эти изменения жизни общества помогают представить, насколько процесс цифровизации охватил мир. Рассмотрим, как еще он затрагивает важнейшие сферы общества.

Цифровизация в образовании

Многие образовательные учреждения обращаются к цифровым технологиям, чтобы сделать учебный процесс четче, прозрачней, эффективней. Цифровизация в образовании – это переход на электронную систему обучения.

Все учебные материалы (пособия, сборники упражнений), а также журналы и дневники будут в режиме онлайн. Вместо привычных тетрадей задания станут выполняться учениками на компьютерах и планшетах. Профессия учителя будет упразднена: дети будут сами изучать материал по обучающим программам, которые будут проверять, как усвоены знания.

Цифровизация в медицине

Плохое финансирование, нехватка рабочего персонала и низкое качество услуг – основные проблемы здравоохранения в стране. Внедрение цифровых технологий поможет улучшить ситуацию.

Главное направление – разработка гаджетов, которые позволят удаленно мониторить состояние здоровья пациента. Внедрение специальных цифровых алгоритмов поможет врачам точнее устанавливать диагноз и назначать лечение.

Кроме того, введение электронных карт больного позволяет всегда иметь доступ к его истории болезни: так можно избежать потери медицинских карточек в регистратурах.

Процессу цифровизации в здравоохранении мешает скептичность врачей и пациентов старшего поколения, которые не доверяют технологиям. Но постепенно все больше учреждений обращается к современной технике и цифровым способам обработки данных.

Основные направления цифровизации на примере

Вместе с экспертами редакция журнала «Генеральный Директор» изобразила высокотехнологичную стройплощадку. По прогнозам специалистов, такой она будет уже через 5-10 лет.

Цифровизация зачем это нужно

  • Камеры, которые следят за ходом строительства, и передают данные в облако.
  • Cенсоры, следящие за температурой и освещенностью. Датчики контроля шума, вибрации и пылевого загрязнения. В случае превышения пороговых значений на смартфоны ответственных менеджеров и рабочих поступает предупреждение.
  • Солнечные панели.
  • Датчики на рабочих, которые контролируют их физическое и эмоциональное состояние, фиксируют передвижение по площадке, мониторят отклонения в средствах защиты.
  • Электронная регистрация времени работы. Связь с Интернетом вещей.
  • Датчики на строительной технике, которые следят за ее передвижением, анализируют состояние и фиксируют необходимость в ремонте. GPS-трекинг погрузчиков.
  • Камеры на складе, которые мониторят остатки стройматериалов. RFID-метка на грузе, считывающие устройства при въезде на площадку. Оперативное информирование менеджеров о необходимости пополнения запасов, автоматическое составление заказов.
  • Промышленные беспилотные летательные аппараты, которые осуществляют геодезическую и топографическую фотосъемку, а также помогают контролировать ход работ.
  • Компьютер, который занимается информационным моделированием зданий. Ноутбуки с программами бизнес-моделирования.
  • Голограмма здания.
  • Очки виртуальной реальности на рабочих, проектировщиках и будущих покупателях.
  • Роботизированные погрузчики, экскаваторы, сварочные системы. Беспилотные самосвалы. Автоматические краны и буровые установки.Рабочие в экзоскелетах.
  • 3D-принтер, который печатает сантехническое оборудование, небольшие трубы и элементы отделки здания и помещений.

Цифровизация в сельском хозяйстве

Растущее население планеты нуждается в большом количестве ресурсов. Поэтому цифровизация сельскохозяйственных процессов – серьезный и необходимый шаг. Развитые страны давно пользуются преимуществами современного технического прогресса.

По оценкам экспертов, к 2020 году 25 % мировой экономики введет технологии цифровизации в процесс выращивания и сбора урожая, делая его более продуктивным и автоматизированным.

С помощью так называемого «интернета вещей», который позволяет обмениваться данными с серверов, можно грамотно управлять сырьем, возводить «умные теплицы» и обустраивать «умные фермы». Это поможет оптимизировать количество рабочей силы и более аккуратно тратить водные, энергетические и иные ресурсы.

Цифровизация в экономике

Основной сферой, где активно проходит цифровизация в России и в мире, является экономика.

Экономическое развитие включает 3 этапа:

  • Аграрный.
  • Индустриальный.
  • Постиндустриальный.

Сегодня можно говорить о новой вехе развития – цифровой экономике.

Цифровая экономика (также веб-, электронная и диджитальная) – это направление хозяйственной деятельности, в котором основная масса данных обрабатывается цифровыми способами.

Характерная черта цифровой экономики – отказ от участия посредников. К примеру, человек может заказать себе еду на дом, и для этого ему не нужно идти в магазин и общаться с продавцами. На сайте Госуслуг можно заказывать требуемые услуги и моментально их оплачивать, экономя время. Практически любую продукцию можно приобретать онлайн на специализированных торговых платформах.

Другое преимущество цифровизации экономики – возможность меньше тратить. Приобретая товар в интернете, потребитель платит меньше, чем на торговой точке.

Цифровизация в бизнесе

Цифровизация в бизнес-сфере способствует технологическому сдвигу благодаря оптимизации и повышению точности и эффективности работы. Цифровизация процессов бизнеса – это перемещение предприятий на электронные платформы.

Выделяют 3 стадии перехода:

  • Автоматизация – перенос задач с персонала на устройства и в электронные системы для хранения, обработки и дальнейшей передачи.
  • Цифровизация – оптимизация процессов с целью их приспособления к условиям электронной экономики.
  • Цифровая трансформация – изменение всей системы управления бизнесом: от методов производства до экономической стратегии предприятия).

Достоинства цифровизации бизнеса:

  • Легкость контроля за остатками на складах.
  • Персонализация для разных категорий клиентов.
  • Простота и удобство при осуществлении сделок.
  • Широкие возможности для аналитики.
  • Отлаженность маркетинга.

Цифровизация зачем это нужно

Не все предприятия и компании готовы внедрять диджитальные технологии в производство. Но постепенно, перекладывая часть задач на технологии, они понимают преимущества цифровых достижений.

Частым препятствием бывает стоимость. Однако издержки на цифровизацию производства окупаются, как правило, уже в первые месяцы. «Оцифровка» структуры предприятия делает его более конкурентоспособным, современным и надежным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *