Деятельность интернет-агрегаторов будет регулировать правительство РФ

АвторыОстанина Е. , Кузнецова Л. , Хохлов Е.

Тип изданияучебное пособие

Деятельность интернет-агрегаторов будет регулировать правительство РФ

АннотацияПятнадцатый сборник из серии «Анализ современного права» объединяет статьи, посвященные правовому регулированию отношений в сфере e-commerce, а также во взаимосвязанных областях. В него вошли работы, касающиеся вопросов ответственности агрегаторов и информационных посредников, регулирования отношений, связанных с использованием персональных данных, геоданных и больших данных, соблюдения антимонопольного законодательства, особенностей рекламы в сети Интернет и функционирования интернет-магазинов, недействительности сделок и исполнения договоров, проблем онлайн-разбирательства споров, определения юрисдикции интернет-споров и др. Также в сборнике рассматривается проблематика защиты товарных знаков в Интернете, географических указаний, компьютерных программ, 3D-моделей, ноу-хау, виртуального имущества и робототехники. Для судей, адвокатов, практикующих юристов, научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических факультетов, а также всех тех, кого интересуют проблемы развития российского права и вопросы применения действующего законодательства. Сборники серии «Анализ современного права» — это издания, в которых публикуются работы на актуальные темы как представителей университетской среды, так и юристов-практиков. В сборник могут быть включены работы различных авторов, в том числе не имеющих ученых степеней. Приглашение к участию в готовящихся сборниках настоящей серии, а также информация о них — на странице: www. asp. rozhkova. com.

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в  Закон Российской Федерации от 07. 1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», внесенные Федеральным законом от 29. 2018 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»». Данными поправками в Закон «О защите прав потребителей» введено понятие «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)» (далее – владелец агрегатора), включены нормы, устанавливающие обязанности владельца агрегатора и его ответственность перед потребителем.

На законодательном уровне владелец агрегатора определен как  организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16. 1 Закона «О защите прав потребителей» и Федеральным законом от 27. 2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Таким образом, понятие владелец агрегатора используется для обозначения информационного ресурса (платформы), на котором потребитель имеет возможность получить информацию о товаре (услуге), оформить заказ и оплатить его.

Важной особенностью таких ресурсов является их ответственность за достоверность информации о фактическом продавце (исполнителе).

Согласно п. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» владелец агрегатора обязан довести до сведения потребителей следующую информацию о себе и продавце (исполнителе):

— фирменное наименование (наименование);

— место нахождения (адрес);

— режим работы;

— государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

— фамилию, имя, отчество (если имеется);

-государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя);

Читать также:  Электронная почта относится к электронной коммерции

— информацию об изменении вышеуказанных сведений.

Владельцы агрегаторов обязаны разместить вышеуказанную организацию  на своем сайте (странице сайта) в сети Интернет. При этом информацию о продавце (исполнителе) владелец агрегатора вправе довести до сведения потребителей посредством размещения ссылки на сайт продавца (исполнителя).

Продавец (исполнитель) обязан предоставить владельцу агрегатора и разместить на своем сайте (при его наличии) достоверную информацию о себе. В случае изменений в такой информации, продавец (исполнитель) обязан в течение одного рабочего дня с момента внесения в нее изменений сообщить владельцу агрегатора об этих изменениях и разместить их на своем сайте (при его наличии). Владелец агрегатора обязан внести эти изменения в информацию о продавце (исполнителе) в течение одного рабочего дня, если размещение указанной информации осуществляется на сайте владельца агрегатора (странице сайта).

Владелец агрегатора несет ответственность перед потребителем за предоставление недостоверной или неполной информации о товаре (услуге). В соответствии с п. 1 п. 2 ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» владелец агрегатора несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления недостоверной или неполной информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе) на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом (исполнителем).

Владелец агрегатора освобождается от возмещения убытков потребителю, если не изменял информацию о товаре (услуге), предоставленную продавцом (исполнителем) (т. информация была неверно указана самим продавцом или исполнителем услуг). В таком случае требование потребителя о возмещении ему убытков, причиненных продажей товара (оказания услуги) на основе неполной или недостоверной информации, должно быть направлено   непосредственно продавцу (исполнителю).

В п. 2 ст. 12 Закона «О защите потребителей» установлено, что по общему правилу продавец (исполнитель) несет ответственность: за исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом (исполнителем) на основании предоставленной владельцем агрегатора информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе); за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара (услуги) ненадлежащего качества;  за обмен непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар. В то же время соглашением между владелецем агрегатора и продавцом (исполнителем) ответственность в подобных случаях может быть возложена на владельца агрегатора.

Потребители вправе предъявлять требования к владельцу агрегатора о возврате предварительной оплаты товара. Владелец агрегатора должен  вернуть эту сумму в течение 10 календарных дней при одновременном наличии следующих условий: (1) товар (услуга), в отношении которого потребителем внесена предварительная оплата на банковский счет владельца агрегатора, не передан потребителю в срок (либо услуга не оказана в срок); (2) потребитель направил продавцу (исполнителю)  уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи (возмездного оказания услуг) в связи с тем, что последний нарушил обязательства передать товар либо оказать услугу в установленный срок (п. 12  Закона «О защите прав потребителей»).

Наряду с требованием о возврате суммы предварительной оплаты товара (услуги) потребитель должен направить владельцу агрегатора подтверждение направления продавцу (исполнителю) уведомления об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг).

Если иное не предусмотрено условиями пользовательского или иного соглашения потребителя с владельцем агрегатора, уведомление продавцу (исполнителю) об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг) может быть направлено владельцу агрегатора, который обязан направить его продавцу (исполнителю).

Читать также:  Информационная безопасность в цифровой экономике реферат

При этом владелец агрегатора вправе отказать потребителю в возврате суммы предварительной оплаты товара (услуги) при получении от продавца (исполнителя) подтверждения принятия потребителем товара (оказания услуги) при условии, что копия такого подтверждения была направлена владельцем агрегатора потребителю в течение десяти календарных дней со дня получения владельцем агрегатора требования о возврате суммы предварительной оплаты товара (услуги). В случае несогласия потребителя с представленными владельцем агрегатора доказательствами принятия потребителем товара (оказания услуги) потребитель вправе требовать возврата суммы произведенной им предварительной оплаты товара (услуги) в судебном порядке.

Дополнительно информируем, что в случае нарушения права потребителя на получение достоверной и полной информации о товаре (услуге), продавце (исполнителе услуг и т. ), потребитель вправе обратиться с мотивированным заявлением в Управление Роспотребнадзора по г. Москве (его территориальные отделы в административных округах) с приложением копий документов по существу вопроса, в том числе подтверждающих его  обращение с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующему субъекту (пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26. 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Вниманию руководителей, сотрудников юридических департаментов и подразделений по развитию электронной коммерции IT-компаний.

Деятельность интернет-агрегаторов будет регулировать правительство РФ

Владельцами интернет-агрегатора являются организации или индивидуальные предприниматели, которым принадлежат указанные выше программное обеспечение и (или) сайт (страницы сайта) в сети «Интернет».

Что изменится для владельцев агрегаторов

В частности, до принятия поправок Правительство РФ не могло регулировать деятельность владельцев интернет-агрегаторов при заключении потребителями сделок купли-продажи товаров через «Интернет». Правила, регулирующие отношения дистанционной купли-продажи товаров, утверждаются Правительством РФ, но включить в них нормы, регламентирующие деятельность владельцев агрегаторов было невозможно в связи с отсутствием у Правительства РФ соответствующих полномочий в отношении указанных лиц.

В связи с этим при совершении сделок дистанционной купли-продажи товаров через интернет-агрегаторов в отношении потребителей отсутствуют понятные правила, позволяющие лучше защитить их интересы. С другой стороны, отсутствие четкого механизма регулирования деятельности владельцев агрегаторов сдерживает развитие этого важного инструмента онлайн-торговли. При этом общее регулирование, установленное Законом «О защите прав потребителей» в силу рамочного характера не может обеспечить исчерпывающего объема регулирования по отдельным аспектам отношений между продавцами, потребителями и владельцами агрегаторов.

После внесения поправок данная проблема может быть устранена, и Правительство РФ получит возможность конкретизировать общие положения законодательства, касающиеся владельцев интернет-агрегаторов при совершении потребителями сделок дистанционной купли-продажи товаров, а также оперативно реагировать на возможные проблемы.

Обращаем Ваше внимание, что основной целью принятия Закона было дополнение полномочий Правительства РФ в части регулирования деятельности владельцев агрегаторов при заключении между продавцом и потребителем договоров розничной купли-продажи товаров дистанционным способом. При этом не исключено, что принятые поправки в будущем затронут и другие сферы онлайн-бизнеса (например, сферу услуг). В настоящее время Правительством РФ приняты специальные правила дистанционной торговли только в отношении товаров, и аналогичные правила отсутствуют в отношении оказания услуг и (или) распространения цифрового контента через сеть «Интернет». Но, несмотря на это, новые поправки создали возможность для применения к владельцам интернет-агрегаторов любых правил, которые могут быть впоследствии приняты Правительством РФ в отношении заключения любых потребительских договоров дистанционным способом (например, в отношении онлайн-сервисов). В частности, Правительством РФ могут быть изданы отдельные правила, регламентирующие деятельность интернет-агрегаторов такси после того, как будет принят находящийся на рассмотрении Государственной Думы РФ законопроект, предусматривающий, среди прочего, регулирование аспектов интернет-агрегаторов такси.

Читать также:  2 гаврилов л п электронная коммерция и Электронная торговля 4 изд

Кого не затронут принятые изменения

Новые поправки касаются, в первую очередь, владельцев маркетплейсов и интернет-площадок, которые с точки зрения законодательства о защите прав потребителя подпадают под понятие агрегатора информации о товарах (услугах). В частности, как было указано выше, такие сервисы должны предоставлять потребителю возможность одновременно ознакомиться с публичной офертой продавца о приобретении товара или услуги, сделать акцепт оферты (то есть заключить договор) и осуществить предоплату товара.

Если же какая-либо из указанных опций в рамках онлайн-сервиса отсутствует, и потребитель явным образом об этом осведомлен (например, на сайте отсутствует обозначение «корзины покупок», функционал сайта не позволяет произвести оплату и лишь предоставляет пользователю контактные данные продавца соответствующего товара), то есть, если владелец интернет-ресурса предоставляет потребителям только информационные услуги, такие сервисы не являются агрегаторами, и новые правила на их владельцев распространяться не будут.

Какие правила Правительства РФ не будут изменены

Основные правила, регулирующие деятельность владельцев онлайн-агрегаторов, установленные Законом «О защите прав потребителей», не будут изменяться в рамках нормотворчества Правительства РФ в связи с новыми поправками. В частности, это касается правил, устанавливающих информационные обязанности владельцев агрегаторов, а также ответственность владельцев агрегаторов за предоставление недостоверной информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе). Иными словами, актами Правительства РФ не может быть введена дополнительная ответственность владельцев агрегаторов или установлены иные правила, которые будут противоречить действующему регулированию или ухудшать положение потребителей.

Тем не менее, станет возможным дополнительное регулирование Правительством других аспектов деятельности владельцев агрегаторов, в отношении которых на сегодняшний день существуют пробелы в законодательстве. Таким образом, Правительство сможет как принимать новые правила, направленные на владельцев агрегаторов, так и распространять на владельцев агрегаторов действие уже имеющихся обязательных требований, утвержденных Правительством, регулирующих отношения в сфере розничной купли-продажи товаров и оказания услуг.

О чем подумать, что сделать

IT-компаниям, которые являются владельцами онлайн-агрегаторов, рекомендуется осуществлять мониторинг нормотворческой деятельности Правительства РФ в сфере интернет-торговли. В случае принятия Правительством РФ обязательных правил в отношении владельцев интернет-агрегаторов, компаниям рекомендуется привести свою деятельность в соответствие с такими правилами в сроки, которые будут ими установлены.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» имеют широкий опыт консультирования по различным вопросам в сфере электронной коммерции, в том числе с участием интернет-агрегаторов и онлайн-маркетплейсов. Мы готовы оказать правовую поддержку по любым вопросам, касающимся деятельности владельцев интернет-агрегаторов, в том числе в связи с ожидаемым принятием Правительством РФ новых правил, регламентирующих деятельность владельцев агрегаторов.

Бизнес агрегатор

Подборка наиболее важных документов по запросу Бизнес агрегатор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Интернет:
  • Cookie
  • pravo gov ru
  • Pravo.gov.ru
  • Адрес электронной почты
  • Аренда доменного имени
  • Закупки:
  • 14.12.30.190
  • 141 КОСГУ
  • 17 12 14
  • 17.12.14
  • 17.12.14.119

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *