Эссе на тему цифровизация в социальной сфере

Цифровизация
в социальной сфере

Цифровизация – внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни для повышения её
качества и развития экономики. Она помогает выполнять рутинные задачи и принимать решения
без участия человека.
Суть цифровизации в автоматизации процессов –
переходе информации в более доступную цифровую
среду, где её проще проанализировать, а потом
получить точное решение автономно.
Задача цифровизации – сделать процесс «гибким».
С помощью анализа данных точно знать, что хочет
получатель услуги в конкретный момент, и
подстроить под это процесс.
Цифровизация с каждым разом охватывает все больше
областей нашей повседневной жизни и социальная
сфера не является исключением.

Единый портал государственных услуг (ЕПГУ)
2009 год
по официальным оценкам в среднем
каждый день на портал заходит 1,6
миллиона человек
Запуск ЕПГУ
— информация о ГУ
(110 федеральных услуг,
200 местных)
2010 – 2011
годы
Из года в год увеличивалось количество доступных
для граждан ГУ: уже в 2011 году их было 945
федеральных, из которых 511 оказывали в
электронной форме.
Региональных услуг было 11 739, а муниципальных 21
608 (в реальности их гораздо меньше – каждая услуга
учитывается по разным регионам и разным
муниципальным образованиям).
— Личный кабинет с
авторизацией через номер личного
страхования
— Новые услуги:
— услуга по оформлению загранпаспорта
(апрель)
— информация о штрафах за нарушения
ПДД (август)
— проверка налоговой задолженности
(май 2011)
2021 год
запуск новой версии портала ГУ
с наиболее востребованными 20
сервисами
2012 год
2016 год
2018 год
Запуск мобильного
приложения
Появился новый интерфейс
968 федеральных услуг, за
год оказано 60 млн услуг

Цифровая трансформация государственных услуг
Итоги 2020
года
ИТОГИ 2020 ГОДА, (МЛН)
87
Запустились новые цифровые сервисы:
— Родители получали выплаты на детей,
— туристы регистрировались на вывозные рейсы,
— граждане, потерявшие работу, могли вставать на учет
без посещения центра занятости.
228 млн услуг
29
78 млн
платежей
на сумму
76 млрд рублей
15
11
9
126 млн
зарегистрированных
пользователей
Запущены приложения для помощи во время
пандемии — «Госуслуги СТОП Коронавирус»
и «Госуслуги.COVID трекер».

Цифровая трансформация государственных услуг
Итоги 2020
года
Популярные услуги у родителей
1 000 000
количество заявлений
554 000
419 000
15 000 000
130 000
5 000 000
Получение
Регистрация
сертификата на рождения детей
маткапитал
Регистрация
брака
Распоряжение
маткапиталом
4 000 000
513 000
Единовременная
Ежемесячная
Ежемесячная
Единовременная
выплата на детей выплата на детей выплата на детей выплата на детей
от 3 до 16 лет
от 3 до 7 лет
до 3 лет
от 0 до 8 лет
В период пандемии особенно важна была помощь семьям с детьми.
Госуслуги запустили несколько новых сервисов, чтобы родители могли
получать выплаты дистанционно.

Единый портал государственных услуг (ЕПГУ)
Наиболее востребованные услуги
43,6
43,6
43,8
84,2
68,9
44,9
Портал функционирует в виде сайта
и мобильного приложения.
Приложением пользуются более 10
миллионов россиян.
Число
пользователей
портала
выросло с 336 тысяч на старте
проекта до 126 млн человек по
состоянию на конец 2020 года.
оплата налогов и штрафов – 84,2%;
запись на прием к врачу – 68,9%;
отправка жалобы на качество каких-либо проводимых работ – 44,9%;
заполнение налоговой декларации – 43,8%;
запись ребенка в школу или детский сад – 43,6%;
постановка на учет автомобиля – 43,6%.

Единый портал государственных услуг (ЕПГУ)
Новая версия портала работает в тестовом режиме.
Робот Макс пока только учится. Но с его помощью уже можно оформить получение
некоторых документов, например паспорта, загранпаспорта или справки о судимости.
— техническая модернизация
— переход на новую архитектуру
— формат взаимодействия с пользователями
Многое можно делать в прямом диалоге с порталом, не нужно читать инструкции и
регламенты, пользователи задают вопросы, портал отвечает.
Портал проводит пользователя через сценарии получения услуг, говорит, какой
набор документов нужен в каждом конкретном случае.
Процесс оказания услуг разделили на 2 этапа
Первый этап: пользователь отвечает на несколько уточняющих вопросов. На основе ответов –
предлагается решение (документы, сроки).
Второй этап: оформление заявления. Запрашивается именно та информация, которая
необходима в жизненной ситуации.
На каждом этапе используется принцип атомарных шагов, то есть на экранной форме
появляется преимущественно один вопрос с соответствующими подсказками, на который
пользователю нужно ответить.

Цифровая трансформация государственных услуг
Принципы цифровой трансформации государственных и муниципальных услуг:
исключение бумажных носителей в процессах оказания услуг,
межведомственного взаимодействия и документооборота между
органами власти;
запрет на запрос у граждан информации, которая имеется в
распоряжении государства, все необходимые документы
запрашиваются из электронных реестров органов власти;
минимизация участия чиновников в принятии решений по
оказанию услуг, перевод услуг в режим онлайн;
омниканальность взаимодействия с использованием любых удобных
инструментов обращения за услугами (мобильные устройства,
социальные сети, сайты, банковские приложения, электронная почта);
проактивное предоставление услуг на основании изменения статусов
граждан в ведомственных реестрах;
комплексный подход к решению жизненных ситуаций
заявителей посредством суперсервисов.
Моносервисы
Суперсервисы
– приоритетные государственные и
муниципальные услуги, предоставляемые
государственным и муниципальным органом, в
отношении которых осуществляются
мероприятия по переводу в электронный вид
– комплексное решение жизненных ситуаций
граждан и бизнеса при взаимодействии
государственных и муниципальных органов

Единый портал государственных услуг (ЕПГУ). Планы на будущее.
1.рождение ребенка (тестовый запуск в 2020 году, полноценный
запуск в 2022) – оформление всех документов, больничного, выплат
и льгот для молодой матери и ребенка;
2.подача заявлений в правоохранительные органы (тест в 2020
году, запуск с 2022). Сейчас подать заявление можно только
обратившись лично в правоохранительные органы;
3.пенсия онлайн (запуск в 2021 году) – контроль стажа,
накоплений, подача заявлений на назначение и перерасчет;
4.правосудие онлайн (тест в 2020 году, запуск с 2024 года) –
дистанционная подача судебного иска, дистанционное участие в
заседаниях, контроль за всеми этапами процесса;
5.утрата близкого человека (тест в 2020 году, запуск в 2022) –
оформление документов о смерти, полагающихся выплат и
наследства;
6.поступление в ВУЗ (тест в 2020 году, запуск с 2023) – время
сбора документов и подачи заявления сокращается с 4 дней до
минимума;
7.оформление ДТП по европротоколу (тест в 2020 году, запуск в
2022) – вместо часа можно будет оформить документ за несколько
минут;
8.обжалование штрафов (тест в 2020 году, запуск в 2022) – не
придется идти в ГИБДД лично, чтобы обжаловать штраф с камеры
или от инспектора;
9.переезд в другой регион (тест в 2020 году, запуск с 2023);
10.цифровое исполнительное производство (тест в 2020 году,
запуск с 2021).
Кроме действующих услуг,
планируется запуск суперсервисов
— комплекс услуг, которые
подобраны под определенную
жизненную ситуацию.
Всего таких суперсервисов будет
25.

Концепцию цифровой трансформации социальной сферы
Единая цифровая платформа объединит все меры социальной
поддержки: информационные системы Минтруда России, ПФР,
ФСС РФ, а также учреждений медико-социальной экспертизы.
С её помощью граждане смогут получать пенсии и пособия без
заявлений и подтверждающих документов.
Концепция содержит подробный перечень мероприятий, которые
планируется реализовать до 2025 года.
Распоряжение Правительства РФ
от 26.02.2021 г. № 431-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию
цифровой и функциональной трансформации
социальной сферы, относящейся к сфере
деятельности
Министерства
труда
и
социальной защиты Российской Федерации,
на период до 2025 года.
2. Минтруду России, Минцифры России и
Минфину
России
совместно
с
заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти и государственными
внебюджетными
фондами
Российской
Федерации
обеспечить
реализацию
Концепции,
утвержденной
настоящим
распоряжением.

Концепцию цифровой трансформации социальной сферы
Социальное казначейство
преобразовании Единой государственной
информационной системы
социального обеспечения (ЕГИССО) с более широким функционалом и массивом
данных.

— онлайн-платформа, через которую граждане смогут
получить любые виды соцподдержки (в том числе
регионального и муниципального уровня).

это организационная модель, при которой все
государственные организации и ведомства получают
сведения для начисления своих выплат из единой
информационной платформы, и руководствуются
единым стандартом предоставления услуги.
— Механизм социального казначейства исключает необходимость сбора данных от гражданина.
Получение социальных пособий и выплат будет возможно либо без обращения в государственные органы, либо
только по одному заявлению.
Граждане смогут получать информацию о том, какие меры социальной поддержки предусмотрены для них с
учетом сложившихся жизненных обстоятельств.
Первый этап запуска системы запланирован на 2021 год.

Концепцию цифровой трансформации социальной сферы
Эксперимент по назначению ряда социальных выплат в беззаявительном
порядке
7 пилотных регионов
Региональные власти переведут работу по начислению пособий, компенсаций и льгот
на единую цифровую платформу.
В будущем такую практику планируют распространить по всей стране
Единый контакт-центр — 2021 году
Граждане
смогут
круглосуточно
получать
персональные консультации по федеральным
мерам поддержки, которые им положены.
Чуть позже такой формат информирования
охватит социальную помощь, предоставляемую
также на региональном и муниципальном уровнях.

Читать также:  Введение в электронную коммерцию на товарных рынках

Концепцию цифровой трансформации социальной сферы
Открывает новые возможности для людей и государства
— минимизируются затраты семей на подтверждение права
на социальную защиту
Социальное
казначейство
— вводит стандарт проактивного назначения основных
выплат, не требующий обязательного обращения
человека за мерами социальной поддержки
— повышается доступность информации о правах на меры
социальной поддержки
Создание единой цифровой платформы — основа для реформы работы ПФР и ФСС РФ.
Объединение всех существующие в социальной сфере информационных систем и профильных цифровых
проектов: от ЭЛН до выдачи электронного сертификата на материнский капитал.
Формирование реестра получателей социальных услуг, на основе которого станет возможным проактивное
автоматическое предоставление мер социальной поддержки.

Цифровая трансформация здравоохранения
Основные диджитал-тренды в
медицине:
— Телемедицина
— Искусственный интеллект (ИИ)
— Интернет вещей
Современные
здравоохранения
интернет-технологии
— ускоряют
возможность
получения
качественной
медицинской
помощи
пациентами с хроническими заболеваниями,
находящимися в другом субъекте Федерации,
где нет возможности получить консультацию у
узкопрофильного специалиста,
— улучшают качество обслуживания, облегчают
и обеспечивают более безопасный доступ
пациентов к их личным медицинским данным,
— обеспечивают непрерывность медицинского
обслуживания пациентов.

Цифровая трансформация здравоохранения
Телемедицина — процесс оказания медицинской помощи в дистанционном формате.
Основное преимущество — сокращение контактов между пациентами и врачами.
Телемедицина значительно упрощает наблюдение за хроническими заболеваниями.
Направление будет расти по мере распространения интеллектуальных устройств.
Технологии уже используются для отслеживания острой сердечной недостаточности и
хронической обструктивной болезни легких, а также для оказания помощи при инсульте.
Телемедицина не заменила собой традиционные методы оказания медицинской помощи.
Выступает в качестве альтернативного способа предоставления медицинских услуг, дополняя и повышая качество и
эффективность традиционных методов оказания медицинских услуг.
Ожидается рост рынка телемедицины более чем на 28%
ежегодно до 2025 года
Способствующие факторы: создание роботов, роботизированных
платформ, стратегические приобретения и сотрудничества
компаний.

Телемедицина.
Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий, регулируются
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации», статья 36.2. С июля 2017 года этот закон регулирует всю дистанционную медицинскую помощь.
Общие положения закона раскрыты в Порядке оказания медицинской помощи с применением телемедицинских
технологий, утвержденном Приказом Минздрава РФ от 30 ноября 2017 г. № 965н.
Минздравом РФ было подготовлено письмо от 9 апреля 2018 г. № 18-2/0579 «О разъяснении порядка
организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» .
Некоторые нормы о телемедицине включены в Постановление Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 555 «О
единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения». Постановлением урегулирован
порядок получения и передачи в единую систему информации о медицинских организациях, врачах, пациентах и
оказанной помощи, в том числе и удаленной медицинской помощи.
Телемедицинские технологии — информационные технологии,
обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских
работников между собой, с пациентами и (или) их законными
представителями, идентификацию и аутентификацию указанных
лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении
консилиумов,
консультаций,
дистанционного
медицинского
наблюдения за состоянием здоровья пациента. (П.22 ст.2)

Телемедицина.
Президент России по итогам конференции по
ИИ поручил внести изменения в
законодательство для развития телемедицины
Пр-2242, п.1 з)-1
з) обеспечить внесение в законодательство Российской
Федерации изменений, предусматривающих:
развитие применения телемедицинских технологий;
расширение перечня справок, которые могут выдаваться
медицинскими организациями и бюро медико-социальной
экспертизы в электронной форме»
Срок исполнения
1 июля 2021 года
Минздрав России подготовил проект документа «Методические рекомендации по
обеспечению функциональных возможностей централизованной системы
(подсистемы) «Телемедицинские консультации».

удаленное взаимодействие врачей друг с другом в ходе консультаций и с
пациентом на разных стадиях лечения, внедрение процессов дистанционного
мониторинга пациентов;

проведения
первичных
консультаций;

выписки электронных рецептов и электронных больничных при проведении
дистанционных консультаций.

технические вопросы (организация взаимодействия между системами
телемедицинских конференций (ТМК), региональными медицинскими
информационными системами (РМИС) и федеральными сервисами для
передачи системами электронных медицинских (СЭМД) протоколов ТМК.
(до
постановки
диагноза)
дистанционных
В 2020 году в России телемедицинские консультации
получило более 5 млн человек, а число зарегистрированных
у провайдеров телемедицинских услуг пользователей уже
превышает 10 млн человек

Телемедицина.
«Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей централизованной
системы (подсистемы) «Телемедицинские консультации».
— возможность формирования врачами программы дистанционного наблюдения за состоянием пациента и передачи
показателей его здоровья в электронную медицинскую карту.
— при дистанционном взаимодействии врача и пациента, если ранее уже был установлен диагноз и назначено
лечение на очном приеме, разрешено проведение ТМК не только для общей коррекции лечения, но и для выписки
рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа.
— отдельный
раздел посвящен правилам оплаты дистанционных консультаций (в рамках подушевого финансирования
или с выделением отдельного тарифа).
Зафиксировано требование наличия в территориальных программах субъектов РФ объемов и тарифов на ТМ, а
также возможность включения ТМ-консультации в оплату подушевого тарифа (за медицинскую услугу, за посещение,
за обращение), а в стационаре — в стоимость законченного случая.
Обозначен дополнительный повышающий коэффициент уровня или подуровня медицинской организации,
используемый при оплате услуг.
Этот коэффициент зависит от доли ТМК в общем количестве консультаций и увеличивается на 1% при увеличении
доли на 1%. Например, при доле ТМК в 20%, повышающий коэффициент будет равен 1,2. Это значит, что больница
будет получать от фонда ОМС за свои услуги на 20% больше.

Телемедицина.
Основными целями консультации пациента медицинским работником с применением
телемедицинских технологий являются:
1) профилактика, сбор, анализ жалоб пациента и данных анамнеза, оценка эффективности лечебнодиагностических мероприятий, медицинское наблюдение за состоянием здоровья пациента;
2) принятие решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации).
Законодатель ограничил круг возможностей, которые можно использовать при обращении за медицинской
помощью удаленно: пациент имеет право на консультирование, динамическое наблюдение и коррекцию
ранее назначенного лечения.
2,7 2,2 2,1
7
9
51
9
17
терапевт
невролог
психолог
диетолог
педиатр
гастроэнтеролог
аллерголог -иммунолог
косметолог

Телемедицина.
Яндекс Здоровье
по чату или видеосвязи дают рекомендации педиатры, терапевты, гинекологи, дерматологи, венерологи,
гастроэнтерологи, неврологи, психологи и детские психологи, косметологи. Они отвечают на вопросы, создают
медицинские карты и расшифровывают результаты анализов.
СберЗдоровье
с веб-сайтом и мобильным приложением. Сервис позволяет получить консультации, назначения, диагностику или
обследования.
Сервис DOC+
доступен в виде веб-сайта и мобильного приложения, позволяет получать рекомендации врача, вызывать врача по
определенному адресу, назначать встречу, проводить анализы или процедуры на дому, а также заказывать лекарства в
аптеке.
Medved.Telemed
система удаленного консультирования врачей, имеет удобный интерфейс врача с возможностью проведения
консилиумов и чатов тет-а-тет.
Qapsula
интерактивная система поддержки, целью которой является увеличение эффективности профилактики и лечения
различных состояний. Помимо возможности консультации с врачом в любом удобном формате, у проекта есть
программа с чат-ботом, в нем можно контролировать физическую активность и параметры организма, сервис
напоминает о встрече с доктором, сдаче анализов и приеме лекарств.

Проект «Персональный помощник»
Проект
сопровождает
граждан
с
предонкологическими
заболеваниями, пациентам с подозрением на онкологические
заболевания или с подтвержденным диагнозом.
Поддержку и сопровождение обеспечивают 69 специалистов.
Они помогают пациентам с записью на прием к врачу или на
исследования, напоминают о дате визита, контролируют правильное
ведение медицинской документации и решают возникающие
проблемы.
Если
злокачественное
новообразование
у
пациента
не
подтвердилось, его сопровождение прекращается.
В реализации проекта помогает единая цифровая платформа
здравоохранения Москвы (ЕМИАС).
Электронная медицинская карта — один из ключевых сервисов ЕМИАС.
Доступ ко всей медицинской документации врач получает онлайн —
это выписные эпикризы из стационаров, протоколы осмотров на
амбулаторных приемах, протоколы онкоконсилиумов, результаты
лабораторных и инструментальных исследований (КТ, МРТ, УЗИ и
флюорография), а также необходимые изображения и снимки.

Цифровая трансформация здравоохранения
Искусственный интеллект
Упрощает жизнь пациентов, врачей и сотрудников больниц.
ИИ способен справляться с задачами, которые обычно выполняют люди, не только быстрее, но
и с минимальными затратами.
Сфера ИИ — одна из самых быстрорастущих в мире.
Направления использования ИИ в медицине
На
уровне
проектирования: прогнозирование
заболеваний, выявление групп пациентов с высоким
риском заболеваний, организация профилактических
мер.
На
уровне
продвижения:
управление
ценообразованием, снижение рисков для
пациентов.
На
уровне
предоставления
обслуживания:
адаптация терапии и состава лекарств для каждого
отдельного пациента, использование виртуальных
ассистентов для построения маршрута пациента в
поликлинике или больнице.
На уровне производства: автоматизация и
оптимизация процессов в больницах, автоматизация
и повышение точности диагностики.

Цифровая трансформация здравоохранения
Искусственный интеллект
Диагностика коронавируса.
Создали ИИ, который способен
распознавать и диагностировать
COVID-19 по звуку кашля, даже
у бессимптомных пациентов.
Минимизировать
вероятность ошибок
диагностики
Определить
эффективный метод
лечения
Прием лекарств.
Автоматические напоминания по
приему лекарств.
Лечение рака.
Технологии распознавания образов помогают врачам
назначать индивидуальные планы лечения раковых
заболеваний, основанные на генетической структуре и
образе жизни пациента.
Создание лекарств.
Фармацевтические и биотехнологические компании
используют алгоритмы машинного обучения, чтобы
сократить цикл разработки лекарств.
Подбор дозировок.
ИИ помогает определять людей с высоким риском
возникновения осложнений и назначать индивидуальные
рекомендации по дозировке лекарств, основанные на
химическом составе тела пациента и условиях окружающей
среды.
национальный стандарт для ИИ в здравоохранении

Читать также:  Data insight электронная коммерция

Цифровая трансформация здравоохранения. ИИ.
Задачи
Эффект
Новые
корреляции
для
дальнейшего
Анализ (в т.ч. перекрестный) популяционных данных, данных ЕГИСЗ,
научного исследования и применения в
омиксных данных (геномная и постгеномная медицина), социальных сетей
медицине
Анализ медицинских изображений, создание системы с автоматическим Повышение скорости и качества принятия
начальным уровнем описания и интерпретации результатов
врачебных решений
Оперативный контроль качества и интеллектуальный бенчмаркинг Повышение
скорости
и
оказания медицинской помощи в учреждении
контрольно-экспертной работы
Изменение системы оценки и
оказания медицинской помощи
Контроль отдаленных последствий оказания медицинской помощи
Системы повышения приверженности
назначенному лечению
граждан
ЗОЖ
и
вкл.
умную
анализа
пациентов Снижение заболеваемости и повышение
результативности лечения
Повышение
качества
оптимизация затрат
Моделирование деятельности медицинской организации
Визуализация медицинских данных,
оперативных вмешательствах
качества
навигацию
при
управления,
Повышение скорости и качества принятия
врачебных решений, оказания медицинской
помощи

Цифровая трансформация здравоохранения. ИИ.
2019 год — эксперимент по внедрению в систему московского
здравоохранения технологий компьютерного зрения на базе ИИ.
Врачи поставили более 430 тысяч диагнозов.
Рентгенологи около 34 тысяч раз воспользовались технологией
голосового ввода для заполнения протоколов.
Экономия — более 20 % времени, отведенного на заполнение
документации.
ИИ применяют для диагностики рака легкого, пневмонии и
других легочных патологий, рака молочной железы, а также
для выявления COVID-19. С помощью ИИ проанализировано
более 1,3 миллиона исследований.
Сервисы ИИ подключены к Единому радиологическому
информационному сервису (ЕРИС) ЕМИАС, ежедневно
загружается до 20 тыс. изображений с цифровых
устройств.
Это позволяет анализировать результаты четырех
видов
лучевых
исследований:
компьютерной
томографии, маммографии, рентгенодиагностики и
флюорографии — и помогает максимально быстро
поставить предварительный диагноз.
В 2021 году запланировано применение ИИ в онкодиагностике,
кардиологии, пульмонологии, неврологии, а также в диагностике
хронических заболеваний и неотложных состояний.

Цифровая трансформация здравоохранения
Интернет медицинских вещей (Internet of Medical Things — IoMT)
— меняет предоставление медицинских услуг
— доступно более 500 тысяч медицинских
технологий
Специальные устройства и технологии, используемые
при оказании медицинской помощи
Собирают, анализируют и передают данные о здоровье,
отслеживают состояние здоровья, избавляют от визита к
врачу, сокращают расходы
IoMT повышают вовлеченность пациентов в процесс лечения.
Сокращает разрыв между пациентами и МО.
Позволяет
врачу
предоставлять
пациенту
персонализированную
информацию о лекарствах, инструкции
по правилам поведения после выписки
из больницы или снижению риска.

Цифровая трансформация здравоохранения
Интернет медицинских вещей
Можно разделить IoMTустройства на два типа:
Непрофессиональные устройства для пациентов.
Это фитнес-трекеры и умные часы, снимающие
биомедицинские показатели: количество шагов,
пульс, давление.
Они не являются медицинскими устройствами по
классификации Росздравнадзора, не имеют
регистрационного удостоверения, но неплохо
помогают системе здравоохранения, поддерживая
тренд следить за собой.
Профессиональные устройства для врачей.
Это тонометры, носимые УЗИ-аппараты и
другие устройства, которые используют для
непрерывного мониторинга хронических или
послеоперационных пациентов.
Медицина движется в сторону превентивных методов, профилактики заболеваний.

Прямые выплаты
В соответствии со статьей 431 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
с 1 января 2021 года назначение и выплата страхового обеспечения по
обязательному социальному страхованию застрахованным лицам на всей территории
Российской Федерации, будет осуществляться непосредственно территориальными
органами Фонда с использованием механизма прямых выплат.
Основные цели и задачи
Повышение социальной защищенности граждан, в том числе,
обеспечение
пособиями
по
социальному
страхованию
застрахованных лиц, работодатель которых либо имеет
финансовые проблемы или фактически прекратил свою
деятельность
• Создание прозрачного механизма назначения и выплаты
пособий

Прямые выплаты
Преимущества ПРЯМЫХ ВЫПЛАТ
для застрахованных лиц
для страхователей
обеспечение
пособиями
по
социальному
страхованию
застрахованных
лиц,
работодатель
которых прекратил деятельность или при
невозможности
установления
его
местонахождения;
обеспечение
правильности
своевременности начисления пособий;
и
самостоятельный
выбор
способа
получения пособий (на банковский счет
или почтовым переводом);
уменьшение вероятности ошибок при
расчете
пособий
и
сокращение
конфликтных ситуаций с работодателем;
сроки выплаты пособий не будут
связаны со сроками выплаты заработной
платы.
исключает отвлечение оборотных
средств предприятия на выплату
пособий;
упрощение процесса составления
отчетности;
средства
страхователя
не
затрачиваются на выплату пособий;
у
страхователя
отсутствует
необходимость
обращения
за
выделением средств на выплату
страхового обеспечения, которое
будет производить Фонд социального
страхования.
для Фонда социального страхования
прозрачность выплаты
страхового
обеспечения без участия посредников;
ведение персонифицированного учета
застрахованных лиц;
должный уровень планирования
контроля расходования средств;
и
возможность
отслеживания
всего
цикла назначения и выплаты пособия
(контроль
обоснованности
и
правильности);
контроль дисбаланса между уплатой
страховых
взносов
и
расходами
у
страхователей с разной численностью
работников.

Внести изменения в полис или расторгнуть
договор страхования, а также заявить и
урегулировать страховой случай уже можно с
помощью мессенджеров
Цифровизация в сфере страхования
СК меняют формат своей работы.
Рост онлайн-каналов для работы с клиентами на страховом рынке.
Рост онлайн-коммуникаций.
Перевод значительной части документооборота в дистанционный режим.
Доработка приложений, ЛК.
Внедрение чат-ботов и голосовых помощников.
Оформляй полис,
управляй им и получай
выплату онлайн.
Цифровизация страхования — это не только онлайн-продажи, но и онлайн-урегулирование.
что важнее — купить на сайте полис или после наступления страхового случая
оформить выплату никуда не приезжая?
Онлайн-урегулирование — важнейший результат цифровизации.
Роботы — это боты, которые
отвечают на сообщения и
помогают получать выплаты;
это автоматизация рутинных
процедур внутри страховщика.
Применение нейросетей — искусственного интеллекта — анализ больших данных
для анализа тарифов и их индивидуализации,
для отсечения мошенников (что дает экономию и страховой компании, и добросовестным клиентам),
для анализа мониторинга здоровья застрахованного, чтобы более точно определить его риски, а
возможно, и уберечь его от серьезных заболеваний и проблем.
Что дает применение ИИ в сфере тарификации?
Учет взаимосвязи различных факторов вместо усредненных линейных коэффициентов
Учет таких факторов дает возможность более персонализированной
тарификации и гибкого управления убыточностью: страхователи с низким
риском получают существенную экономию, а более рискованные платят
больше.
С учетом возможностей анализа больших данных
страховщики могут рассматривать не 20—30 критериев
тарификации, а в несколько раз больше.

Цифровизация в сфере страхования
Уровень цифровизации в страховании жизни ниже,
чем по иным видам страхования
Насколько цифровизация способствует повышению качества услуг?
В прошлом году было оцифровано 75% постпродажных сервисов, в 2021 г планируется увеличение показателя.
В инвестиционно-накопительных продуктах уже оцифрованы возможность изменения договоров страхования
жизни, выплата купонного дохода по ИСЖ, автоплатежи для пополнения всех продуктов, а также весь спектр
операций с ПИФ и рублевыми стратегиями доверительного управления.
Страховщики активно встраиваются в реализацию цифровых инициатив ЦБ, направленных на повышение доступности и
удобства финансовых сервисов для клиентов.
Примером такой реализации является использование Системы быстрых платежей ЦБ для оплаты страховых взносов.
Ряд компаний сегодня предоставляют возможность удаленно оплачивать страховые премии, например через Систему быстрых платежей ЦБ,
авторизовываться в ЛК через сервис Госуслуги, вносить изменения в существующие договоры НСЖ и ИСЖ, оформлять заявление и получать
выплаты в полностью дистанционном режиме.
Согласно исследованию, проведенному ВСС, лишь 10–20% процессов страховых компаний сейчас отвечают критериям цифровой услуги.
Цифровой канал связи с клиентом для компаний по СЖ пока не является основным в общем объеме продаж
Препятствия на пути цифровизации рынка СЖ — законодательные нюансы.
Выплаты, произведенные по электронным документам и цифровой информации, могут не восприниматься налоговыми органами как первичные
документы, подтверждающие обоснованность выплаты.
Любая выплата страховщика уменьшает его обязательства по выплате налога на прибыль, опасения страховщиков не беспочвенны.
Встречается практика, когда страховщик не может доказать контролирующим органам, что электронный документ приравнивается к оригинальному.
Важным является принятие закона о возможности страховщика использовать электронные документы для произведения выплаты.

Цифровизация в сфере страхования
В страхование жизни и здоровья все чаще «вшиваются»
телемедицина и удаленный мониторинг здоровья — через
специальные гаджеты, которые могут не только измерять пульс,
давление и активность, но и составлять график спорта, питания,
отслеживать признаки ухудшения самочувствия на ранних стадиях.
Тарифы и бонусы
зависят от того, насколько страхователь
придерживается ЗОЖ.
Такой мониторинг улучшает качество питания, активностей, жизни.
Полностью перейти на цифровое страхование готовы 75% россиян.
Цифровым страховым продуктам доверяют 65% россиян.
3 группы показателей:
— цифровое присутствие (есть ли сайт, мобильное приложение, онлайн-продажи),
— цифровая практика (не только покупки полисов, но и урегулирование страховых случаев
онлайн),
— цифровое восприятие (субъективное восприятие потребителями опыта взаимодействия
с цифровыми сервисами).

Цифровизация в сфере страхования
Стали чаще пользоваться страховыми онлайн-сервисами
83 %
74 %
Воспользовались цифровыми страховыми услугами
Самые востребованные страховые онлайн-сервисы
покупка
нового
полиса
и
продление договора страхования
(пользовались 51% опрошенных).
урегулирование онлайн
без визита в офис
(29 % опрошенных)
заявление о страховом
случае
(25% опрошенных)

Читать также:  How can Quality assurance help you soar through the $ billion e-commerce market

Цифровизация в сфере страхования
Необходимость физических консультаций сохраняется в сложных страховых продуктах, в частности
страховании жизни.
Однако и здесь технологии постепенно распространяются все шире.
На вопросы по программам инвестиционного и накопительного страхования жизни отвечает чатбот в приложениях СК:
условия программ, оформления и расторжения договоров,
оплата страховой премии, порядок действий при наступлении страхового случая или окончании
действия договора.

Спасибо за внимание

Цифровизация социальной сферы

Алексеева Анастасия Александровна – магистрант Самарского государственного экономического университета.

Аннотация: Современная система мер социальной поддержки населения проходит этап цифровизации, внедрения новых систем информирования, одна из которых — Единая государственная информационная система социального обеспечения. В статье рассмотрены положительные стороны и возможные проблемы цифровизации социальной сферы.

Ключевые слова: Единая государственная информационная система социального обеспечения, социальная поддержка граждан, социальная сфера.

На первых этапах работы стояла задача обучить специалистов, ответственных за размещение информации. Интерфейс системы достаточно сложный, специалисту, работающему в кабинете поставщика информации, приходится выполнять несколько различных действий, не имеющих свободного перехода от одного к другому. Нет возможности подгрузить сразу весь реестр лиц или мер, необходимых к размещению.

За период с начала работы и до настоящего времени функционал платформы расширяется. Так, создана веб-форма «ЕГИССО – информирование граждан», а также выделены новые реестры, отражающие различные жизненные ситуации, при которых может быть назначена мера социальной поддержки.

На базе данной системы планируется размещать информацию о лицах, лишенных родительских прав, о недееспособных или ограниченно дееспособных гражданах, о фактах установления опеки (попечительства). Задача ЕГИССО – облегчить информирование граждан о полагающихся мерах социальной поддержки, а также ускорить работу учреждений социальной сферы, ответственных за назначение социальных выплат. При этом данная система нацелена на критерии адресности и нуждаемости.

В планах работы данной системы — принцип «предварительной активности» назначения мер, когда система сама отслеживает жизненные ситуации гражданина и сообщает ему о возможных мерах социальной поддержки, которые ему полагаются.

На настоящем этапе ЕГИССО еще не умеет определять жизненную ситуацию человека, планируется, что это станет возможным к 2021–2022 годам. Цифровизация в социальной сфере России шагнет вперед, станет доступнее для граждан.

При этом нельзя не отметить некоторые замечания и нюансы, а именно: возможность утечки персональных данных, ведь среди получателей мер социальной поддержки немало тех, кто не может самостоятельно пользоваться цифровыми услугами. Помимо этого, необходимо организовать систему защиты данных в ЕГИССО, так как персональной информацией могут воспользоваться интернет-мошенники.

В условиях цифровизации социальной сферы важно помнить о индивидуальности оказания услуг, так как у каждого гражданина не смотря на типичную ситуацию, например «рождение ребенка», могут быть совершенно различные условия жизни. Семья может, как находиться за чертой бедности, так и иметь угрозу там оказаться, в случае если родитель теряет работу, при этом система не может отследить реальное состояние семьи, это могут сделать социальные работники.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Время чтения — 6 минут

Наиболее нуждающиеся в социальной помощи люди часто не владеют цифровыми технологиями, многие из них имеют ограниченные возможности здоровья. Для них могут понадобиться специальные сервисы и альтернативный доступ к услугам. Цифровизация отрасли может как упростить оказание помощи, так и создать новые способы дискриминации — многое зависит от этических принципов, лежащих в основе системы социальной поддержки.

1 Система социальной поддержки в России

Задача социальной поддержки — снижение бедности и социального неравенства. В системе соцподдержки важно исключить дискриминацию, чтобы обеспечить равный доступ к выплатам и льготам и не усугубить положение людей, которые и так находятся за чертой бедности.

В России сфера цифровых услуг соцподдержки только формируется, поэтому говорить об этических проблемах несколько преждевременно. Тем не менее можно сделать предположение, где потенциально могут возникнуть проблемы, сравнив перспективы применения цифровых услуг с текущим положением дел.

Сейчас существует более 380 видов мер социальной поддержки для разных категорий граждан, в том числе 44 вида — на федеральном уровне и 343 вида — на региональном и муниципальном уровнях. При этом ведомства, занимающиеся предоставлением льгот и начислением выплат, не всегда координируют свои действия. Процесс получения льгот очень трудоемкий, зачастую он оказывается не по силам человеку, находящемуся в сложной жизненной ситуации. Кроме того, население очень плохо информировано о мерах социальной поддержки. Общественная палата РФ провела исследование с участием более чем 3000 многодетных семей. Выяснилось, что почти треть опрошенных не знает о положенных им льготах или испытывает серьезные трудности при их получении. Да и качество оказания услуг остается очень низким. Зачастую граждане сталкиваются с равнодушием и невежливостью госслужащих социальных ведомств, хотя последним хорошо известно, что подобное поведение противоречит «Кодексу этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания».

Приказ Минтруда России «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания» от 31.12.2013 № 792.

В настоящее время система социальной поддержки переживает революционное реформирование — создается единая система социальной поддержки для всех регионов. В ней впервые предусматривается принцип проактивности, когда отдельные услуги будут предоставляться автоматически. Уже проведена подготовительная работа: создана и работает система МФЦ и портал gosuslugi.ru.

Постановление Правления Пенсионного фонда РФ «Об утверждении Регламента информационного взаимодействия поставщиков и потребителей информации с Единой государственной информационной системой социального обеспечения» от 28.05.2019 № 299п.

Портал Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) находится в ведении Министерства труда и социальной защиты населения, поддержку оказывают Федеральная служба по труду и занятости, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации. Пользователь уже может узнать о федеральных и региональных выплатах, а в личном кабинете посмотреть, какие льготы и выплаты он уже получает. Сейчас платформа ЕГИССО работает в тестовом режиме и пока не «научилась» определять жизненную ситуацию человека, это произойдет к 2021–2022 годам (рисунок 24).

Рисунок 24Автоматизация и проактивность в системе ЕГИССО

Эссе на тему цифровизация в социальной сфере

Существующие меры социальной поддержки когда-то были введены по разным причинам, порядок их предоставления и применения также варьировался. Социальную поддержку государство всегда оказывало по заявительному принципу, после письменного обращения гражданина, кроме того, гражданину требовалось пройти множество инстанций, собирая документы. Такую систему можно условно назвать аналоговой. Сегодня необходимо инвентаризировать имеющиеся меры, возможно, отчасти пересмотреть и создать оптимальные наборы льгот для разных категорий нуждающихся. Предполагается, что в новой, цифровой, системе гражданин, которому нужна социальная поддержка, перестанет быть просителем, социальные службы будут относиться к нему как к клиенту (таблица 12).

Таблица 12Что изменит цифровизация в системе соцзащиты

2 Потенциальные проблемные точки социальных сервисов

Сейчас территориальные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации и приемные других ведомств, которые занимаются начислением пособий и льгот в регионах, работают так, что их услуги оставляют желать лучшего, причем во всем — от маршрутизации до отношения к гражданам. Реформирование системы соцподдержки осуществляется благодаря цифровизации и введению суперсервисов на уровне государства. Суперсервисы — комплексные госуслуги, сгруппированные по типичным жизненным ситуациям. К запуску готовятся 25 приоритетных суперсервисов. Вместе с цифровизацией появятся новые проблемы. Большинство из них пока невозможно прогнозировать, многое зависит от того, как будет развиваться сервис. Уже сейчас понятно, что потенциальным источником проблем являются как минимум принципы работы с личными данными (таблица 13).

Таблица 13Потенциальные проблемные точки социальных сервисов

В тех отраслях, где уже внедрена цифровизация (например, в банковской системе), становится понятно, какого рода проблемы могут возникнуть на практике.

После того как были введены судебные приказы, появилась возможность списывать средства со счета ответчика по решению суда. При этом пока нет ни механизма, как уведомить ответчика, что на него подали в суд, ни механизма для проверки исковых документов. Технически довольно легко списать средства со счета на основании судебного приказа. Для сравнения: опротестовать решение суда и вернуть средства пострадавшему трудно (судебная система в России по-прежнему «аналоговая»), а иногда и невозможно. Это развязывает руки мошенникам.

Для того чтобы исключить такие ситуации, нужно сформировать полноценную систему правового контроля. С расширением круга участников информационных взаимодействий задача усложняется. С одной стороны, система должна быстро и автоматически информировать тех, кому положено знать о событии с правовыми последствиями, а с другой — отказывать тем, у кого таких прав нет. Все процедуры обмена содержат ПД или иные конфиденциальные сведения. И эту систему доступа к сведениям тысяч участников нужно поддерживать.

Представим, что банки получили право запрашивать какие-то сведения в Пенсионном фонде РФ. Центробанк лишил лицензии некое кредитное учреждение. Как юрлицо такое учреждение существует, но не имеет права запрашивать указанные сведения. Возникает проблема, как отследить статус учреждения и его права на работу с конкретными данными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *