Федеральный закон от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ

Без государства экономика была бы хаотичным общественным явлением, лишенным законодательного регулирования. Эволюция науки, техники и общественных отношений привела к трансформации названного института в цифровую экономику. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1632-р, указывает на то, что цифровая экономика представлена тремя следующими уровнями, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом: рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг); платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности); среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности) и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.

И действительно, во многом именно цифровые характеристики экономики делают ее современной. Интернет, дистанционные формы отношений, новые виды коммуникаций в разы ускоряют сделки и механизмы производств. Торговля ушла в сеть Интернет. Еще раньше интернет-торговля была «дикой и небезопасной». Сейчас редкие товары можно быстро купить даже без предварительной оплаты, а заказ иногда не требует регистрации в личном кабинете сайта. Цифровизация и автоматизация процессов экономики уже данность.

Вместе с тем интенсивное развитие цифровых технологий поставило перед правом новые задачи в части поиска оптимальных регуляторов новых сегментов экономической активности:

  • правовое регулирование искусственного интеллекта;
  • машиночитаемое и машиноисполнимое право;
  • цифровые активы;
  • цифровой гражданский оборот и торговля;
  • защита персональных данных при обработке больших объемов информации; исключительные права в цифровом измерении;
  • цифровизация судопроизводства и правоохранительной деятельности;
  • правовое обеспечение новых форм занятости и защиты трудовых прав;
  • правовое регулирование киберспорта, телемедицины и медиаобразования; государственное администрирование предпринимательской деятельности в цифровой экономике и др.

Цифровая экономика не является определенным и четко визуализированным элементом в правовом регулировании хотя бы потому, что ее место в системе общественного производства при замещении “классической” экономики не определено и по сей день. Еще в советские времена юридической литературе резонно отмечалось, что “правовые проблемы регулирования использования новых технологий не могут быть решены без уяснения их сути, притом что развитие техники не меняет сущности и целей права” (Фаткудинов З.М. Право и автоматизированная система плановых расчетов. Казань, 1977. С. 4).

Так, российское законодательство о торговой деятельности в условиях стремительного развития цифровых технологий не содержит совершенного и сбалансированного с интересами и статусом участников электронной торговой деятельности регулирования отношений, складывающихся на рынке по поводу оборота прав, материальных и виртуальных объектов. При расчете и распределении рисков между участниками-субъектами регулирование цифровой торговли должно учитывать особенности рынков: профессионального предпринимательства, включая его отдельные сегменты и специализации, а также потребительских отношений.

Отсутствуют правовые основания для отождествления цифровых платформ и участников рынка, контролирующих его отдельные сегменты в сфере производства и реализации товаров. Законодательством должна быть обеспечена аутентификация продавца и товара (требования идентичности, качества, безопасности). В связи с этим представляется важным разрешение вопроса об установлении лица, на которого была бы возложена соответствующая обязанность. При этом во избежание непропорциональности прав и обязанностей в правовом регулировании должна учитываться и функция платформы в конкретном правоотношении.

Организации, создающие и эксплуатирующие цифровые платформы, — современная разновидность посредников при заключении сделок, которые за счет автоматизации процесса коммуникации между продавцом и покупателем, удобства дистанционного выбора товаров и отслеживания процесса поставки де-факто стали основным игроком на рынке дистанционных продаж, включая международную торговлю товарами и услугами.

Фактически правила работы крупнейших цифровых платформ, а именно то, что может быть сделано на них технически, создает новый пласт социально-экономических отношений в предмете правового регулирования не только национального права, но и транснационального товарообмена, включающий в себя как сами торговые отношения, так и особенности защиты прав потребителей и производителей в спорах, связанных с некачественным либо несогласованным по сделке товаром, задержками или причинением вреда при его доставке. При этом регулярно возникают казусы, связанные с поставкой товаров, оборот которых ограничен в рамках действующего российского законодательства, но ни покупатель, ни продавец не осведомлены об этом. Для защиты потребителя и поставщика от противоправных действий не в силу умысла, а из-за неосведомленности могли бы использоваться возможности цифровых платформ, особенно если бы регулятор смог ретранслировать в машиночитаемом виде действующие регуляторные ограничения цифровой платформы, которая, в свою очередь, могла бы ограничивать возможность совершения соответствующих сделок.

К числу первоочередных мер, которые необходимы для развития цифровой экономики, следует отнести и разработку предложений по формированию основных правовых понятий и институтов, обеспечивающих современный цифровой гражданский оборот и определяющих в том числе принципы безбумажного взаимодействия, использования электронного документа, электронного дубликата документа, электронного архива и т.п. Эти первоочередные базовые правовые понятия и институты в сфере цифровой экономики будут закрепляться в нормативных правовых актах.

Работа по совершенствованию законодательства неизбежно приведет к выявлению, формулированию и закреплению и иных новых правовых институтов и требований к ним в электронном гражданском обороте.

Весьма перспективным представляется введение режима электронного (цифрового) резидентства юридических лиц. Это предполагает переход от регистрации организаций в уведомительной электронной форме через портал «Госуслуг» к альтернативному формату электронного (цифрового) резидентства для организаций, включая возможность дистанционного создания и управления юридическим лицом. И, что пока совсем необычно, особенно для российских налоговых органов, предлагается определить случаи, при которых допускается замена «физического» адреса организации виртуальным (так называемым цифровым офисом). Конечно, для этого потребуется поменять традиционные представления о месте нахождения юридического лица с внесением соответствующих поправок в ГК РФ.

Также необходимо сформировать современные благоприятные правовые условия для сбора, хранения и обработки данных. Это потребует как внесения системных изменений в действующие нормативные правовые акты (ГК РФ, Федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных» и т.д.), так и принятия новых актов, создающих такие условия. Особое внимание должно уделяться использованию новых технологий, обеспечивающих возможность ускоренного развития базовых механизмов цифровой экономики и отражающих специфику технологического взаимодействия в цифровых отношениях, конечно, при условии защиты прав и законных интересов субъектов и владельцев данных.

Концептуальные изменения в этой части могут (и должны) затрагивать следующие основные направления:

Читать также:  Задания для занятий по теме "Организация электронной торговли

а) регулирование деятельности по сбору, передаче, хранению, обработке и доступу к данным, генерируемым в связи с использованием информационных технологий физическими и юридическими лицами, в т.ч. в части регулирования прав на сбор таких данных в зависимости от волеизъявления субъектов, условий по обработке и коммерческому использованию таких данных, механизмов сбора и использования больших массивов данных;

б) регулирование правовых вопросов, связанных с использованием робототехники и инструментов искусственного интеллекта. Отдельными учеными предлагается, например, принятие федерального закона о робототехнике и киберфизических системах, а также внесение необходимых изменений в ГК РФ и иные акты в части определения понятия киберфизических систем, порядка ввода их в эксплуатацию и гражданский оборот, ответственности;

в) внедрение новых общих стандартов раскрытия информации, в т.ч. в форме открытых данных, и принципа раскрытия данных по умолчанию в деятельности органов государственного управления;

г) формирование новой правовой основы для регулирования интернета вещей (IoT).

Цифровая экономика не сможет эффективно развиваться без соответствующих мер поддержки и стимулирования (установление налоговых и иных льгот для организаций, осуществляющих деятельность, связанную с развитием современных технологий, стимулирование импортозамещения и реализации экспортно ориентированных проектов в области цифровых технологий, развитие механизмов венчурного инвестирования и государственно-частного партнерства в области цифровой экономики).

Объективные тенденции развития рынка в цифровом пространстве (мгновенный обмен виртуальными товарами — электронными книгами, приложениями, онлайн-играми, музыкальными файлами, рост публичных интернет-платформ — социальных сетей, мессенджеров, медиаплощадок, магазинов и проч.) ставят новые задачи в развитии законодательства о правах авторов, поскольку в таких условиях обостряется потребность поиска эффективной защиты от несанкционированного копирования за счет передачи через Интернет клонов цифрового продукта, объем которого будет неуклонно возрастать по мере совершенствования технических средств. Тем не менее развитие технологий не может означать прекращение режима охраны авторских прав или исчерпание исключительных прав на произведения, а только конкретизацию правового регулирования в меняющихся условиях. Результативным видится использование технологий, применение которых обеспечит свободное и вместе с тем фиксированное в актах конкретного пользователя распространение оцифрованных произведений в защищенном (зашифрованном) виде с предоставлением ключа только легальному покупателю.

В целом, современная, адекватно отвечающая вызовам времени концепция комплексного правового регулирования цифровых экономических отношений должна предусматривать прежде всего:

1) основные понятия и принципы правового регулирования цифровой экономики, нацеленные на правовое обеспечение структурных изменений в народном хозяйстве для ухода от сырьевой зависимости национальной экономики, стимулирование развития инновационных отраслей, определяющих научно-технический прогресс и повышающих конкурентоспособность отечественной продукции прежде всего в цифровой форме;

2) особенности осуществления основных видов деятельности в цифровой экономике, права и обязанности ее участников, виды и объекты правоотношений, юридические факты, обусловливающие их возникновение;

3) виды ответственности субъектов правоотношений в цифровой экономике и механизмы ее реализации;

4) необходимость проведения обязательной оценки экономической эффективности проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере развития цифровой экономики;

5) вопросы юридической значимости цифровых данных, в т.ч. применительно к документам на бумажном носителе, а равно к другим цифровым данным;

6) введение специальных правовых режимов, создающих условия для максимально комфортного развития организаций, ведущих деятельность в приоритетных видах деятельности цифровой экономики, в т.ч. экономическую деятельность по сбору и использованию данных, и (или) имеющих определенный уровень информатизации процессов и готовых открыть их для государства.

Вместе с тем, Т.Я. Хабриева и Н.Н. Черногор довольно справедливо указывают: «С развитием цифровых технологий обостряется противоречие между потребностью в качественных с точки зрения как формы, так и содержания нормативных правовых актах, а также способностью упомянутых технологий ее удовлетворить, с одной стороны, и невысоким качеством нормативного материала, произведенного «вручную», без применения хай-тека, — с другой» (Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. N 1. С. 100).

Пожалуй, следует поддержать данную точку зрения ученых. Цифровая экономика, коль скоро она присутствует в таком качестве, требует соответствующего правового регулирования, которое, возможно, даже учтет некоторые будущие новеллы именно цифровизации с технической стороны. Ведь до настоящего времени неизвестно, на пользу или во вред беспорядочно хаотичный оборот гаджетов, фото- и видеосъемок. Также резонен вопрос: какие именно технологии цифровизации сделают прорыв в экономике? Думается, что пока только Интернет, видеосвязь, робототехника и небольшая оптимизация потоковых производственных процессов немного изменили градус обзора этого вопроса, а в ряде случаев названная цифровизация приумножила процессы бюрократизации и резервного копирования бумаг «на всякий случай». Поэтому серьезность вопроса регулирования цифровой экономики должна быть обусловлена сотрудничеством государства и общества в области нормативного регулирования экономических отношений.

Публикация подготовлена при поддержке юристов DRC.

УКАЗ

В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека постановляю:

1. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474)

2. Правительству Российской Федерации:

а) утвердить до 1 октября 2018 г. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, предусмотрев механизмы и ресурсное обеспечение достижения национальных целей, определенных пунктом 1 настоящего Указа;

б) в соответствии с национальными целями, определенными пунктом 1 настоящего Указа, разработать (скорректировать) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представить до 1 октября 2018 г. для рассмотрения на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам национальные проекты (программы) по следующим направлениям: (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.07.2018  № 444)

жилье и городская среда;

безопасные и качественные автомобильные дороги;

производительность труда и поддержка занятости;

малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы;

международная кооперация и экспорт.

3. Правительству Российской Федерации при разработке национальной программы в сфере демографического развития исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:

а) достижение следующих целей и целевых показателей:

увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет;

увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличение до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

б) решение следующих задач:

внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей;

создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет;

Читать также:  Инструмент электронной коммерции на сайте это

разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения;

формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек;

создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва.

4. Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере здравоохранения исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:

снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тыс. населения), смертности от болезней системы кровообращения (до 450 случаев на 100 тыс. населения), смертности от новообразований, в том числе от злокачественных (до 185 случаев на 100 тыс. населения), младенческой смертности (до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся детей);

ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;

обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год;

обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;

оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу;

увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом (до 1 млрд. долларов США в год);

завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием в сфере здравоохранения геоинформационной системы с учетом необходимости строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах с численностью населения от 100 человек до 2 тыс. человек, а также с учетом использования мобильных медицинских комплексов в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек;

завершение формирования сети национальных медицинских исследовательских центров;

создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения;

внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов;

обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;

внедрение клинических рекомендаций и протоколов лечения и их использование в целях формирования тарифов на оплату медицинской помощи;

разработка и реализация программ борьбы с онкологическими заболеваниями, сердечно-сосудистыми заболеваниями, развития детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям;

формирование системы защиты прав пациентов;

совершенствование механизма экспорта медицинских услуг.

5. Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:

обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»;

формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;

создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;

внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций;

модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;

формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;

формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;

создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства);

увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.

6. Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере жилья и городской среды исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:

обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 процентов;

увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год;

кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза;

создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов;

обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;

совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе посредством развития рынка ипотечных ценных бумаг и поэтапного перехода от привлечения денежных средств для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости к другим формам финансирования жилищного строительства, обеспечивающим защиту прав граждан и снижение рисков для них;

модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, в том числе посредством установления ограничений на использование устаревших технологий и стимулирования внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья;

снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования деятельности в сфере жилищного строительства;

обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природные объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;

создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды;

Читать также:  Совместная инициатива" по электронным платежам и рабочая программа по электронной коммерции в ВТО реализуются Россией

создание механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации.

7. Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере экологии исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:

эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов;

кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20 процентов совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах;

повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения;

экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, и сохранение уникальных водных систем, включая озера Байкал и Телецкое;

сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий;

формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления;

создание и эффективное функционирование во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;

создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда;

реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу, с учетом сводных расчетов допустимого в этих городах негативного воздействия на окружающую среду;

применение всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий;

повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса;

экологическая реабилитация водных объектов, в том числе реализация проекта, направленного на сокращение в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу, устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы;

сохранение уникальных водных объектов, в том числе реализация проекта по сохранению озера Байкал, а также мероприятий по очистке от мусора берегов и прибрежной акватории озер Байкал, Телецкое, Ладожское, Онежское и рек Волги, Дона, Оби, Енисея, Амура, Урала, Печоры;

сохранение биологического разнообразия, включая увеличение площади особо охраняемых природных территорий на 5 млн. гектаров, реинтродукцию редких видов животных, создание инфраструктуры для экологического туризма в национальных парках, а также сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.

8. Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:

увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 50 процентов (относительно их протяженности по состоянию на 31 декабря 2017 г.), а также утверждение органами государственной власти субъектов Российской Федерации таких нормативов исходя из установленных на федеральном уровне требований безопасности автомобильных дорог;

снижение доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяженности на 10 процентов по сравнению с 2017 годом;

снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 годом;

снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом — до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (к 2030 году — стремление к нулевому уровню смертности);

доведение в крупнейших городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85 процентов;

применение новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая использование инфраструктурной ипотеки, контрактов жизненного цикла, наилучших технологий и материалов;

доведение норматива зачисления налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от акцизов на горюче-смазочные материалы до 100 процентов;

внедрение общедоступной информационной системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов всех уровней (в 2019 году);

создание механизмов экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог регионального и местного значения;

внедрение новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог, в том числе на основе цифровых технологий, направленных на устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;

внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения;

усиление ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения, а также повышение требований к уровню их профессиональной подготовки.

9. Правительству Российской Федерации при реализации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации национальной программы в сфере повышения производительности труда и поддержки занятости обеспечить в 2024 году:

рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5 процентов в год;

привлечение к участию в реализации указанной национальной программы не менее 10 субъектов Российской Федерации ежегодно;

вовлечение в реализацию указанной национальной программы не менее 10 тыс. средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики;

стимулирование внедрения передовых управленческих, организационных и технологических решений для повышения производительности труда и модернизации основных фондов, в том числе посредством предоставления налоговых преференций;

сокращение нормативно-правовых и административных ограничений, препятствующих росту производительности труда, а также замещение устаревших и непроизводительных рабочих мест;

формирование системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда на предприятиях;

формирование системы подготовки кадров, направленной на обучение основам повышения производительности труда, в том числе посредством использования цифровых технологий и платформенных решений.

10. Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере науки исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:

обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития;

обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей;

опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счет всех источников по сравнению с ростом валового внутреннего проду

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *