В настоящее время, в связи с мировыми событиями, экономика России, как и экономики других стран, находится в периоде кризиса. Снижаются мировые цены на нефть, сокращается спрос в экономике: например, в апреле текущего года, по данным Лаборатории СберДанные, объем потребительских расходов в сравнении с прошлым годом снизился на 26,2%. Согласно прогнозам Минэкономразвития России, по итогам 2020 г. снижение ВВП будет 5 %, в т.ч. 9,5 % во втором квартале. Одной из причин этого является приостановление деятельности предприятий.
На данный момент можно выделить некоторые варианты развития компаний в кризис и после него:
· банкротство: компания объявляет себя банкротом в ситуации отсутствия принятия релевантных мер на вызовы, обусловленные кризисом;
· минимизация ущерба: компания держит вектор на сохранение имеющейся бизнес-модели, не применяя цифровые технологии, рассчитывая на пошаговое восстановление экономики;
· разработка новых возможностей для развития и роста: компания перестраивает бизнес-процессы, занимается их цифровизацией, привлекая к работе лучшие интеллектуальные ресурсы;
· взрывной рост: компания осуществляет полную перестройку бизнеса через разработку новой цифровой стратегии, создавая принципиально новые продукты и услуги, осваивая новые виды деятельности, которых требует новая реальность для существенного увеличения объемов бизнеса.
Очевидно, что наиболее эффективными становятся более мобильные компании, которые учитывают изменения в общемировом спросе, активно развивают сквозные цифровые технологии, используют цифровую трансформацию бизнес-процессов, подключаются к развитию внутренних и внешних экосистем и усиливают кооперацию. Они же выигрывают конкуренцию за потребителя, а проигравшие уходят с рынка. Таким образом, меры по повышению конкурентноспособности компаний выглядят наиболее актуальными в данной ситуации.
Цифровизация становится практически безальтернативной стратегической моделью развития компаний в связи с особенностью кризиса – запретом на оффлайн-деятельность. Работа в этом направлении может рассматриваться как разработка новых возможностей развития компаний для вывода бизнеса на качественно новый уровень.
Цифровизация и цифровая трансформация
На данный момент не существует общепринятого определения цифровизации, однако мы можем дать определение, которое, на наш взгляд, является наиболее полным.
Цифровизация – это новый этап автоматизации и информатизации деятельности, который базируется не только на управлении информационно-коммуникационными технологиями, но также включает в себя накопление и анализ с их помощью больших данных для прогнозирования ситуации, оптимизации бизнес-процессов, привлечения новых контрагентов и т.д. Другими словами, процесс цифровизации изменяет модель ведения бизнеса, поведение потребителей, а также роль человека в производственных процессах на основе использования цифровых технологий.
Цифровая трансформация предполагает более глубокие изменения – цифровые технологии внедряются во все аспекты деятельности компании и влекут за собой формирование качественно нового уклада бизнес-процессов.
Мировое сообщество выделяет 4 модели цифровой трансформации компаний на основе степени предоставления услугой конечной ценности для клиента и звена цепочки добавленной стоимости:
· омниканальный бизнес (например, банки, розничная торговля)
· поставщик (например, страхование через агента, розничное приобретение бытовой техники)
· драйвер экосистемы (например, Amazon)
· модульный производитель (например, Paypal)
Модели цифровой трансформации данные Центра исследования информационных технологий в Школе менеджмента Слоуна при Массачусетском технологическом институте.
Риски цифровизации
Главным риском цифровизации является то, что сама по себе цифровизация не является универсальным средством и не может обеспечить долгосрочную устойчивость компании. Случается так, что компании, использующие активные процессы цифровизации, проигрывают конкурентам. У успешных бизнес-моделей постепенно сокращается срок существования, а новые модели связаны с высокой вовлеченностью в использование цифровых технологий. В связи с этом наиболее успешными становятся модели с синтезом новых бизнес-моделей и цифровых инструментов.
Опыт крупных компаний
Многие компании активно включаются в процесс цифрового развития внедряя технологии как во всю структуру бизнеса, так и в некоторые его части, разрабатывая специальные методические рекомендации по развитию цифровой культуры внутри компании.
Крупнейшие компании мира в разных отраслях реализуют цифровизацию отдельных направлений, и это дает ощутимые результаты в виде роста объема клиентуры, производительности труда и сокращении издержек. Компании, которые придерживаются политики цифровизации, демонстрируют опережающее развитие в сравнении с другими компаниями. По данным Лаборатории СберДанные за апрель текущего года в России выручка компаний, предоставляющих цифровые товары, выросла на 22,8 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, однако во многих других отраслях наблюдается спад, который достигает 99,2 %.
В таблице, предоставленной управляющим партнером O2Consulting и директором по цифровой стратегии Фонда развития цифровой экономики Анной Никитченко, отображены ключевые показатели эффективности цифровизации в ведущих компаниях различных отраслей на основе анализа стратегий развития компаний.
Ключевые показатели эффективности цифровизации в компаниях O2Consulting
Модель цифровизации
Цифровизация компании – это комплексный процесс. Центральным элементом модели является модель управления (ядра) цифровизацией и компанией в целом. Руководству необходимо ответить на следующие вопросы:
· какова роль цифровизации в развитии компании, каковы ключевые KPI;
· какие основные цифровые управленческие технологии предполагается использовать для принятия решений;
· каким образом в процесс принятия управленческих решений будут вовлечены сотрудники компании и внешние эксперты;
· необходимо ли создание внутреннего центра компетенций по цифровизации;
Следующим шагом является определение текущего состояния, а также направления создания и развития ресурсов для проведения цифровизации, в т.ч.:
· данные и цифровые активы: необходимо понимать, какие данные используются в деятельности компании, как их структурировать и использовать для принятия управленческих решений и создания и сохранения цифровых нематериальных активов;
· кадры, компетенции и культура: необходимо оценивать уровень цифровой готовности кадров (уровень пользования ПК, специальными программами, информационными системами и т.д.). Также важно учитывать наличие высококвалифицированных специалистов в области цифровых решений, которые смогут оперативно предложить наиболее реализуемые и целесообразные для задач компании;
· корпоративная цифровая инфраструктура, в которую входят устройства для обеспечения информационной безопасности, персональные компьютеры, центры обработки данных и прочие устройства;
· инвестиции для осуществления цифровизации: необходимо оценивать внутренний бюджет, который компания готова потратить на разработку, закупку и внедрение цифровых решений, а также на совместные разработки цифровых решений с партнерами, так как инвестиции в разработку цифровых решений – это актив, позволяющий повысить финансовую устойчивость компании.
Еще одним элементом модели является цифровизация деятельности компании в рамках цепочки добавленной стоимости. Компании необходимо оценивать, какие бизнес-процессы требуют внедрения цифровых технологий, предварительно проанализировав этапы создания стоимости продуктов и услуг, включая НИОКР, инжиниринг продуктов, производство, маркетинг и послепродажное обслуживание.
Следующим элементом становятся обеспечивающие процессы, включающие электронный документооборот, бухгалтерию, процессы управления (например, внедрение технологий для создавать отчетов и прочих документов для проведения советов директоров).
Комплексный процесс цифровизации компании
Рост капитализации с помощью процессов цифровизации обеспечивается благодаря повышению операционной эффективности внутри имеющейся бизнес-модели и реализации возможностей роста, включающих новые бизнес-модели и цифровые продукты.
Этапы разработки стратегической модели бизнеса, основанной на цифровых технологиях
Сегодня у компаний популярен подход к разработке стратегической модели бизнеса, который:
· реализует выбор внутри многомерного пространства;
· учитывает фундаментальные паттерны и тенденции;
· предполагает быстрое и гибкое исполнение.
В плане разработки стратегии по цифровизации, несомненно, должны быть отражены следующие пункты:
· точка А – текущий уровень цифровой готовности компании;
· проблемы и задачи, которые могут быть решены с помощью цифровизации;
· точка B – целевое состояние компании в результате цифровизации, включающее определение желаемого результата с учетом целей руководства;
· пути достижения целей с рассмотрением нескольких вариантов развития компании, а также выбор наиболее подходящего из них;
· декомпозиция цели на задачи, мероприятия (включая бюджет, сроки, конечные результаты по каждому мероприятию).
Для разработки и реализации стратегической бизнес модели эксперты советуют следовать Agile-подходу. Разработка может быть завершена в течении 1-1,5 месяца, стратегические решения могут быть протестированы и учтены сразу после разработки, а цифровые решения могут внедряться параллельно и давать положительный эффект еще до завершения всего процесса.
Шаги по разработке стратегии цифровой трансформации
Стремительное развитие технологий для цифровизации бизнеса привело к уменьшению стоимости и увеличению доступности цифровых сервисов, ощутимый эффект от их применения может появиться в сжатые сроки. Рассматриваемая в статье модель цифровизации применима к организациям любого размера. Стартапы, применяя инновационные инструменты, могут выйти на рынок с интересной и эффективной бизнес-моделью и быстро «разрушить» традиционные методы, которыми пользуются крупные холдинги.
Фонд развития цифровой экономики масштабирует и сотрудничает с новыми инновационными решениями, которые применяются в цифровой стратегии для решения бизнес-вопросов, анализа кейсов в различных отраслях, а также проектов, в стратегии которых используются сквозные цифровые технологии для развития бизнеса.
Время на прочтение
Рустем Галиев
IBM Senior DevOps Engineer & Integration Architect
Привет Хабр! Меня зовут Рустем, IBM Senior DevOps Engineer & Integration Architect.
Сегодня я хотел бы взглянуть на современные паттерны интеграции: Enterprise Design Thinking и Event Driven Architecture.
Модернизация приложений
Модернизация приложений — это процесс перехода от монолитной архитектуры к облачным микросервисам.
Под монолитной архитектурой понимается архитектура предприятия, включающая все необходимые компоненты (код, базу данных, интеграции и т. д.) и приложения, объединенные и работающие на одном физическом сервере или ряде физических серверов.
При модернизации приложений вы определяете и реализуете последовательность перемещения корпоративных приложений в облако. В зависимости от устаревшей архитектуры выбор приложений для переноса в облако влияет на повышение эффективности работы и снижение затрат.
Одновременная переписывание всего комплекса приложений для облака может оказаться нецелесообразным из-за проблем с масштабируемостью и совместимостью. Модернизация приложений решает проблему перехода в облако.
Для многих модернизация приложений является частью более крупной цифровой трансформации. Задача состоит в том, чтобы найти платформу, которая позволяет конвергировать как существующие, так и новые приложения, предоставляя унифицированное решение, которое будет надежным, безопасным, масштабируемым и расширяемым как для существующих, так и для новых приложений.
Успех цифрового преобразования в облако зависит от способности приложений создавать инновационные возможности и быстро их предоставлять, а также повышать производительность разработчиков и внедрение новых облачных технологий. Контейнеры, Kubernetes и микросервисы обеспечивают скорость и простоту.
Так называемые бенефиты:
- Ускорение цифровой трансформации. Модернизация приложений обусловлена необходимостью наращивания возможностей, функционала и быстрой их реализации.
- Повышение производительности разработчиков. Использование облачных и контейнерных технологий позволяет разработчикам самостоятельно обслуживаться, без привлечения команды ops.
- Повышение эффективности и стандартизации. DevOps поддерживает культуру автоматизации и трансформации.
Enterprise Design Thinking
Enterprise Design Thinking — это практика проектирования, которая может помочь вам спланировать дорожную карту модернизации приложений. Вы можете использовать корпоративное дизайн-мышление, чтобы определить желаемые результаты и минимально жизнеспособный продукт (MVP) вашего заинтересованного лица(всякие акционеры, инвесторы, бизнес смартхэды и т.п).
Enterprise Design Thinking сочетает в себе знания, полученные в ходе разработки проектов в гараже IBM, с существующими методами проектирования. Он добавляет хиллсы, пользователей-спонсоров и плейбеки к существующим практикам проектирования.
Enterprise Design Thinking сочетает в себе традиционные методы с новыми базовыми практиками.
Корпоративное дизайн-мышление начинается с объединения ряда традиционных методов проектирования, таких как персонажи, карты эмпатии, сценарии «2B/To be», идеи дизайна, будущие сценарии, наброски каркасов, проектирование, основанное на гипотезах, и определение минимально жизнеспособного продукта (MVP) . К этим традиционным подходам к проектированию Enterprise Design Thinking добавляет три основных метода: холмы(hills), плейбэки и спонсор юзеры.
Enterprise Design Thinking создал понятие холмов, чтобы обеспечить новый бизнес-язык для согласования с ориентированными на пользователя рыночными результатами, а не с запросами функций. Этот новый деловой язык основан на потребностях и желаниях пользователей. Каждый холм выражается как желательное конечное состояние для пользователей, мотивированное пониманием рынка. Холмы определяют миссию и объем релиза и служат для того, чтобы сосредоточить работу по проектированию и разработке на желаемых, измеримых результатах.
По мере того, как ваши усилия продвигаются вперед, вы захотите получить обратную связь.
Плейбэки объединяют вашу команду, заинтересованные стороны и пользователей в отношении пользовательской ценности, которую вы планируете предоставить, а не элементов проекта. Все работы по проектированию и разработке повторяются. Чтобы масштабироваться в итеративном мире, Enterprise Design Thinking формализует эти сеансы в знаковые вехи плейбэков, которые объединяют всех вокруг набора ценных сценариев, которые показывают ценность вашего предложения.
Ранние плейбэки объединяют команду и гарантируют, что она понимает, как достичь конкретных целей пользователей на холме. В более поздних плейбэках команда разработчиков демонстрирует свой прогресс в создании ценных сквозных сценариев.
Пользователи-спонсоры, особый компонент Enterprise Design Thinking, — это люди, выбранные из вашей реальной или предполагаемой группы пользователей. Работая с пользователями-спонсорами, вы можете лучше разрабатывать опыт для реальных целевых пользователей, а не для воображаемых потребностей. Если это вообще возможно, привлекайте спонсоров при создании персонажей и продолжайте использовать их на протяжении всего процесса проектирования и разработки.
По мере того, как вы привлекаете пользователей-спонсоров на регулярной основе в течение всего цикла выпуска, ваши отношения углубляются, а их отзывы дают прямое представление о специализированных потребностях их бизнес-доменов. Сотрудничество между пользователями-спонсорами и вашей командой гарантирует, что ваш продукт будет ценным, легким и приятным для целевой аудиотрии.
Важные компоненты корпоративного дизайн-мышления
Enterprise Design Thinking включает в себя несколько компонентов.
Начните со знакомства с человеком или людьми, которым вы собираетесь помочь своим продуктом. Соберите информацию и ответьте на множество вопросов о них. Кто они? Каковы их личные демографические данные? Каковы их обычные задачи? Что их мотивирует? С какими проблемами они сталкиваются? Что их расстраивает?
Вы можете получить эту информацию из многих источников, включая опросы, форумы, непосредственное наблюдение и интервью. Затем соберите всю информацию и систематизируйте ее, чтобы описать одного или нескольких конкретных лиц или персон, представляющих вашу целевую аудиторию. По мере того, как вы работаете над своим решением, возвращайтесь к персонажам, чтобы убедиться, что то, что вы создаете, взволновает их и заставит сказать «Вау».
После того, как вы определите одну или несколько персон, познакомьтесь с ними на более глубоком уровне. Запишите, что они думают, что они чувствуют, что они говорят и что они делают. Поступая так, эмпатизировать этому человеку. Вы будете использовать карту эмпатии, чтобы определить их основные болевые точки.
Карты сценариев «As is»
Затем внимательно изучите сценарии основных задач ваших персонажей. На карте сценария «As is» задокументируйте шаги, которые они предпринимают, и, когда вы это сделаете, задокументируйте, что они думают, что они чувствуют и что они делают на этом пути. На этом этапе обязательно зафиксируйте все вопросы и проблемы, с которыми ваши персонажи сталкиваются в своей текущей среде. Зафиксировать проблемы может быть сложно, потому что вам может понадобиться откровенно обсудить недостатки вашего текущего предложения. Не бойтесь быть честным. Чем честнее вы будете, тем больше вероятность, что вы определите наиболее критические болевые точки. В конечном счете, вы развиваете большую эмпатию к своим персонажам и получаете более глубокое понимание проблем, с которыми они сталкиваются, пытаясь достичь своих целей
Идея дизайна и расстановка приоритетов
После того, как вы создадите персону, карту эмпатии и карту сценария «As is», вы поймете свою целевую аудиторию и проблемы, с которыми она сталкивается. У вас также, вероятно, будет несколько идей о том, как решить их проблемы. Во время создания идеи дизайна проводите мозговой штурм и генерируйте как можно больше идей. Сначала не беспокойтесь о том, что возможно, а что нет. Генерируйте как можно больше идей, независимо от того, знаете ли вы, как их реализовать. Затем сгруппируйте эти идеи в кластеры и решите, какие из них наиболее перспективны.
На этом этапе ваша цель — создать карту to be. Эта карта сценария, называемая картой будущего сценария, описывает будущее состояние, к которому приводит внедрение ваших лучших идей. Зафиксируйте, что люди думают, делают и чувствуют во время этого будущего набора действий. Не забудьте захватить аспект «вау» в этом новом потоке сценария. Ключевой вопрос: «Захочет ли конечный пользователь купить продукт? Почему? Почему нет?»
Чтобы получить лучшее представление о будущем результате, иногда бывает полезно создать набор низкоточных каркасных эскизов с различными вариантами. Эти наброски каркаса не предназначены для представления окончательного дизайна. Это приходит позже. На этом этапе попытайтесь набросать потенциальные переживания и их потоки. Создайте широкий спектр альтернатив, зная, что вы можете отказаться от большинства из них. Вы можете показать эти альтернативные эскизы различным заинтересованным сторонам и реальным членам вашей целевой аудитории, чтобы получить обратную связь.
Дизайн, основанный на гипотезах
Ключевым аспектом Enterprise Design Thinking является создание набора проверяемых и измеримых гипотез о том, что вы проектируете и реализуете. Гипотезы, как правило, имеют такую форму: «Если мы обеспечим персону А способностью достигать результата Б, тогда мы сможем измерить влияние с помощью показателей X, Y и Z». Эти проверяемые гипотезы помогут вам определить, создали ли вы привлекательный продукт, на создание которого надеялись.
После того, как у вас есть набор гипотез, вы можете определить MVP. MVP — это наименьшая вещь, которую можно создать и быстро доставить, чтобы проверить одну из ваших гипотез и помочь вам изучить и оценить свои усилия. В корпоративном дизайн-мышлении MVP тесно связаны с набором холмов. Команды часто определяют свои заявления MVP и свои холмы параллельно.
События происходят в непрерывном потоке данных и в неограниченной серии. Приложения могут реагировать и рассуждать о будущем на основе того, что произошло в потоке. Источники событий(Event Sources) — это шаблон, используемый для записи изменений состояния и обновлений в распределенных системах.
Магистраль событий(Event Backbone) обеспечивает связь между компонентами, включая источники событий, потоки событий, потоковую аналитику и микросервисы.
Думайте об архитектурах, управляемых событиями, как о расширении характеристик отказоустойчивости, гибкости и масштабируемости облачных архитектур, чтобы они также были реактивными и реагирующими.
Поток событий(Event Stream) — это непрерывная неограниченная серия событий. Запуск потока может произойти до того, как вы начнете его обрабатывать. Конец потока находится в каком-то неизвестном месте в будущем.
События упорядочены по времени, когда произошло каждое событие. При разработке решений, управляемых событиями, вы обычно видите эти два типа потоков событий:
- Потоки, события которых определены и опубликованы в потоке как часть решения.
- Потоки, которые подключаются к другому потоку событий. Примеры включают поток событий от устройства Интернета вещей (IoT), голосовой поток из телефонной системы, видеопоток или местоположения корабля или самолета из глобальных систем позиционирования.
Слабая связанность(Loose Coupling) — одно из основных преимуществ обработки, управляемой событиями. Это позволяет производителям событий создавать события, не зная о том, кто будет потреблять эти события. Точно так же потребители событий не должны знать об источниках событий. Из-за слабой связанности модули, потребляющие события, и модули, создающие события, могут быть реализованы на разных языках или использовать разные технологии, подходящие для конкретных задач.
При правильной реализации слабосвязанные модули приводят к значительному снижению сложности системы. Однако слабая связь не означает «отсутствие связи». Потребитель событий потребляет события, полезные для достижения его целей, и при этом устанавливает, какие данные ему нужны, а также тип и формат этих данных. Производитель событий создает события, которые, как он надеется, понятны и полезны для потребителей, устанавливая неявный контракт с потенциальными потребителями.
Например, уведомление о событии в формате XML должно соответствовать определенной схеме, которая должна быть известна как потребителю, так и производителю. Одна из самых важных вещей, которые вы можете сделать, чтобы уменьшить связанность в системе, управляемой событиями, — это уменьшить количество различных типов событий, которые передаются между модулями. Чтобы уменьшить количество типов событий, обратите внимание на согласованность этих модулей.
Связность(Cohesion) — это степень, в которой связанные вещи инкапсулированы в один и тот же программный модуль. В данном обсуждении модуль — это независимо развертываемый программный модуль, обладающий высокой связностью. Связность связана со связью в том смысле, что высокосвязный модуль меньше взаимодействует с другими модулями, что уменьшает количество событий и типов событий в системе.
Чем реже модули взаимодействуют друг с другом, тем меньше они связаны. Добиться согласованности в программном обеспечении при оптимизации размера модуля для обеспечения гибкости и адаптируемости сложно, но к этому нужно стремиться. Проектирование связности начинается с понимания предметной области и хорошего анализа. Иногда необходимо также учитывать ограничения поддерживающей программной среды.
Вид базовой Event Driven Architecture
1) Источники событий генерируют события и потоки событий из таких источников, как устройства Интернета вещей, веб-приложения, мобильные приложения и микросервисы.
2) Event Streams предоставляет магистраль событий(event backbone), которая поддерживает связь публикации/подписки, журнал событий и простую обработку потока событий например с помощью Apache Kafka.
3) Функция как услуга предоставляет упрощенную модель программирования для выполнения действий по событию через бессерверную модель вычислений на основе функций.
4) Streaming Analytics обеспечивает непрерывный прием и аналитическую обработку нескольких потоков событий. Decision Server Insights предоставляет средства для выполнения действий с событиями и потоками событий с помощью бизнес-правил.
5) Хранилища событий обеспечивают оптимизированную сохраняемость (хранилища данных) для источников событий, разделения запросов и ответов команд (CQRS) и аналитических вариантов использования.
6) Микросервисы, управляемые событиями, работают как бессерверные функции или контейнерные рабочие нагрузки, которые подключаются с помощью связи событий публикации/подписки через магистраль событий.
Вот и все, краткий взгляд на довольно простые, но эффективные методики
В заключение рекомендую открытый урок по теме «Architecture As a Code», на котором будут обсуждаться вопросы:
— Предпосылки появления, преимущества и недостатки, границы применимости;— Текущая ситуация в индустрии;— Hands-On: знакомство с предлагаемым подходом на практике.
Что это, зачем и как внедрять
Привет, Хабр! Меня зовут Екатерина Гришина, я CEO и Co-founder Corp.bank (резидент Фонда “Сколково”). Сегодня хотелось бы поговорить о цифровой трансформации компании, с помощью которой бизнес-процессы смогут эффективно работать даже в текущих геополитических условиях – под катом несколько таких кейсов.
Важный момент, о котором стоит сказать сразу. Цифровизация — это не просто отказ от бумажного документооборота и полная автоматизация процессов. Это следование трендам, поиск инновационных решений для обеспечения комплексного подхода к организации работы в компании при помощи современных технологий, это трансформация бизнес-процессов для создания обновленной, устойчивой бизнес-модели компаний, способных вести эффективную деятельность в условиях современной экономики и адаптироваться к их изменениям. Обо всем этом и поговорим ниже.
Автоматизация и цифровизация — в чем разница?
Для того, чтобы показать разницу между цифровизацией и автоматизацией в компании, приведу простой пример — обработку договора. Это рутинный процесс, который чаще всего занимает много времени у штатных юристов.
Обработка договора в бумажном документообороте. Такой способ до сих пор используется во многих компаниях. В этом случае сотрудник, который занимается договором, составляет его, распечатывает и относит на бумаге юристу компании. После согласования его подписывают и регистрируют в бумажном журнале в юридическом отделе.
Автоматизация обработки договора. Есть общий сервер и диск с шаблонами договоров, которые доступны всем ответственным сотрудникам в компании. В этом случае при необходимости составить договор с новым клиентом нужно просто заменить данные о контрагенте и некоторые условия и все — договор готов. Журнал регистрации тоже электронный. Согласование ведется по электронной почте или в системе согласования договоров. В этом случае можно сказать, что процессы переведены в электронный вид. Правда, соблюдение контрактной политики, сроков и порядка согласования все равно остаются на ответственности сотрудников.
Цифровизация начинается с момента, когда для работы с договорами вводятся электронные инструменты контроля соответствия процесса регламентам компании, плюс подключения необходимых согласующих. Также используется сравнение версий и выделение изменений, автоматическая регистрация и отправка контрагенту после подписания, плюс напоминание о сроках возврата исполнения обязательств. Таким образом, цифровизация — это снижение человеческого фактора, увеличивается скорость, повышается надежность процессов.
Это простой пример, но достаточно наглядный. Теперь давайте посмотрим, что можно цифровизовать в компании любого масштаба в первую очередь.
Организационные, бизнес процессы и цифровизация
Пример с договором выше был приведен не просто так, ведь делопроизводство и договорная работа — это первое, с чего стоило бы начать оптимизировать в компании. И их стоит «оцифровать» в первую очередь. Как это сделать, очень кратко уже было сказано. Но есть и другие процессы, которые тоже можно перевести на новый уровень.
В любой компании работа с кадрами — сложная комплексная и весьма трудоемкая задача, где, на первый взгляд, сложно что-то оцифровать. Но, на самом деле, все решаемо. Вот основные процессы, которые можно перевести в «цифру»:
- рекрутинг и прием сотрудников;
- планирование и оформление отпусков;
- оформление и организация командировок;
- перемещение и увольнение сотрудников;
- ознакомление с приказами и локальными нормативными актами (ЛНА);
- оценка и обучение персонала.
Кроме того, цифровые технологии стоит использовать для подбора резюме, составления индивидуального плана обучения сотрудников, подготовки авансовых отчетов в командировках и прогнозирование увольнения (последнее активно используется во многих западных компаниях, этот момент относится к прогностической аналитике).
В РФ тоже есть примеры цифровизации HR-процессов. Например, цифровизация кадровых процессов в НПФ «Сургутнефтегаз» дала возможность повысить общую эффективность соответствующего отдела в 4-6 раз. В этой компании цифровизованы учет рабочего времени, составление графика отпусков, формирование приказов, проведение обучения и командировки.
Основная проблема бухгалтерии в компании, даже с учетом автоматизации, в том, что документы поступают из разных источников, включая даже почту, курьерскую доставку, электронную почту, мессенджеры и т.п. С бумажными документами возникает проблема — их нужно оцифровывать вручную, а упорядоченное хранение организовать не так-то и просто.
Но при внедрении цифровых технологий и машинного обучения первичные учетные документы могут обрабатываться автоматически, человек в этой цепочке не нужен или почти не нужен. Специализированные сервисы позволяют полностью контролировать все источники поступления любых документов, а также обработку сканов и дальнейший учет. Формирование единого архива документов упрощает задачу финансовых и налоговых проверок.
В РФ есть успешные кейсы цифровизации бухгалтерии. Один из них — проект КАО «Азот», это одно из крупнейших предприятий химической отрасли РФ. Руководство ввело обработку первичных документов по учету движения ТМЦ и платежных поручений при помощи интеллектуальных сервисов Directum Ario.
Выше уже говорилось, что цифровизация процессов актуальна для компаний любого масштаба. Но, конечно, у корпораций все гораздо сложнее, поскольку процессов у них огромное количество. Крупному бизнесу можно рекомендовать передачу части функций, включая юридические, кадровые и бухгалтерские процессы, в выделенные подразделения. Их принято называть общими центрами обслуживания (ОЦО). Но формировать их стоит только в том случае, если компания позаботилась о наличии каналов быстрого взаимодействия с другими учреждениями и удобного общего доступа к документам.
Если сделать все правильно, то в итоге получаем единое окно для сотрудников для оперативного оформления любого запроса — от заказа справок до оформления заявки на ремонт или получение оборудования. И здесь очень кстати машинное обучение, ИИ-помощник, который позволяет:
- разделить входящий поток на документы и классифицировать их, извлечь информацию и заполнить реквизиты в регистрационных карточках в системе;
- готовить проекты резолюций и предлагать руководителю исполнителей по документу;
- сравнить согласованный внутри компании договор с подписанной бумажной версией, полученной от контрагента, и выделить все расхождения;
- упростить и ускорить поиск документов за счет обработки запросов на естественном языке без указания точных критериев.
Кейс: корпоративное казначейство
Пример продуктов, которые помогают цифровизовать практически все процессы с платежами, валютным контролем, управлением ликвидностью, кэш-менеджментом и т.п. Речь идет о продуктах для корпоративного казначейства. Существует несколько функциональных модулей:
- Система Corp.bank — единый канал прямого безопасного обмена корпораций с банками. Это обмен финансовыми сообщениями с банками по любой поддерживаемой банком технологии (host-to-host, Open API), причем без использования банк-клиентов. Нет необходимости устанавливать разное банковское ПО с разным интерфейсом. Такое преимущество позволяет работать сотрудникам в т.ч. удаленно, не выходя из своей ERP-системы.
- Финансовые сделки — возможность управлять кредитными портфелем, размещениями, привлечениями, рисками, обеспечениями, контроль исполнения ковенант и тп.
- Валютный контроль — автоматическое формирование документов и мониторинг событий валютного контроля.
- Продукт «Корпоративное казначейство» включает в себя платежный процесс, начиная с заявок, с разнообразными механизмами контроля, согласование, исполнение платежей, разнесение выписки, сверка остатков, контроль отклонений, закрытие периода, контроль лимитов БДДС, управление договорами, включая формирование графиков платежей, загрузку данных из внешних источников, управление ликвидностью, включая финансовое планирование, формирование платежного календаря на основе графиков платежей договоров, прогнозирование, лимитирование, резервирование бюджета, контроль кассовых разрывов и предложения по их устранению, разнообразных отчетов.
Такая оптимизация процессов приводит к существенному снижению трудозатрат, сокращению количества и видов ошибок, повышению скорости получения информации, единому стандарту процессов и в целом повышению эффективности работы.
Цифровизация в этом случае приводит к возможности тесной интеграции между системами, единым стандартам, минимизации ручного труда в целом при вводе данных и принятии решений.
Что требуется для внедрения цифровизации процессов в компании?
Когда речь заходит о внедрении новых технологий, может показаться, что потребуются баснословные вложения, огромные затраты труда и т.п. Но на самом деле это не совсем так. Конечно, какие-то траты будут, усилия тоже придется приложить. Но эти технологии при условии грамотного планирования и внедрения в бизнес-процессы компании почти сразу или чуть позже дают значимый эффект. И срок окупаемости вложений — от трех месяцев до года, в зависимости от масштаба компании и объема работ, которые нужно выполнить.
При этом бизнес получает и дополнительные бенефиты, включая выход на совершенно иной технологический, безопасный уровень, повышение скорости работы и конкурентоспособности в целом. Все это усиливает способность компании противостоять вызовам ближайшего будущего.
Внедрение цифровых технологий производится не одномоментно, процесс можно условно разделить на несколько этапов.
Этап 1. Компании нужно понять, что именно требуется внедрять, что наиболее актуально на текущий момент. Так, изначально бизнес может попробовать интегрировать цифровые технологии в избранные процессы. Затем можно либо остановиться на достигнутом, если больше ничего не требуется, либо уже глобально внедрить «цифру».
Пример — цифровизация подписания платежей. Например, после подписания реестра электронной подписью, автоматически подписываются все платежки в нем и отправляются на исполнение в банк.
Этап 2. Выбор пути цифровизации. Здесь проводится обсуждение выбранных на первом этапе процессов, утверждается точный план работ, согласовывается функционал, устанавливаются тестовые стенды.
Этап 3. Внедрение выбранных инструментов. Этим, как правило, должен заниматься инженер (программист, аналитик-тестировщик, консультант по внедрению). На третьем этапе проводится опытная эксплуатация выбранных технологий, пока что в ограниченном масштабе. Если все ок, тестирование проходит успешно, то компания запускает систему в ОПЭ и начинает на все 100% работать с новыми технологиями, переходя на новую модель.
Важное условие успешного внедрения цифровых инструментов — при выборе и внедрении инновационных решений необходимо четко понимать, что это обоснованно только в том случае, когда появляется существенный эффект непосредственно после внедрения, либо эффект определяется новыми автоматизированными возможностями. Проще говоря, позволит заработать больше сразу либо создаст почву для каких-то передовых решений в будущем, для которых текущая инфраструктура не была готова. Чтобы майнить биткоины, надо сначала «Денди» поменять на мощный ПК. Во-вторых, осознание необходимости этого всей команды руководителей, включая линейных менеджеров и «звезд» организации. После глобальной цифровизации работа компании становится более системной, чем раньше. Многие процессы отстраиваются автоматически, и тем самым «звездам», которые раньше выполняли львиную часть работы, можно уже не выполнять такой объем рутинных обязанностей. Свою энергию можно направить на решение более креативных задач, увеличив, тем самым, эффективность работы компании.
Немного о рисках
В случае глобальных изменений они, конечно, есть. Некоторые технологии могут не подойди, другие придется кастомизировать, адаптировать под себя. Ведь работа любой компании — уникальна, есть своя специфика, которую обязательно нужно учитывать. Не получится просто взять и интегрировать цифровые технологии без изменений и доработки.
Есть еще и риск неприятия некоторыми сотрудниками изменений — в этом случае придется поработать над тем, чтобы убедить сомневающихся. Сделать это лучше всего примерами успешного решения задач при помощи новых технологий.
Первое время после внедрения изменений будут возникать проблемные ситуации, то есть работу цифровой системы придется отлаживать. Но после того, как все будет сделано, сотрудники и руководство смогут увидеть, насколько улучшилась работа компании. Авральных ситуаций (во время налоговой проверки, например), станет гораздо меньше, если они не исчезнут совсем. И можно будет работать без коллапса во время сложных периодов — система будет работать, как хорошо отлаженный часовой механизм.
Привет, хабровчане. На связи Владислав Родин. В настоящее время я преподаю на портале OTUS курсы, посвященные архитектуре ПО и архитектуре ПО, подверженного высокой нагрузке. В этот раз я решил написать небольшой авторский материал в преддверии старта нового курса «Архитектура и шаблоны проектирования». Приятного прочтения.
Введение
Описанные в книге Craig’а Larman’а «Applying UML and patterns, 3rd edition», GRASP’овские паттерны являются обобщением GoF’овских паттернов, а также непосредственным следствием принципов ООП. Они дополняют недостающую ступеньку в логической лестнице, которая позволяет получить GoF’овские паттерны из принципов ООП. Шаблоны GRASP являются скорее не паттернами проектирования (как GoF’овские), а фундаментальными принципами распределения ответственности между классами. Они, как показывает практика, не обладают особой популярностью, однако анализ спроектированных классов с использованием полного набора GRASP’овских паттернов является необходимым условием написания хорошего кода.
Полный список шаблонов GRASP состоит из 9 элементов:
- Information Expert
- Creator
- Controller
- Low Coupling
- High Cohesion
- Polymorphism
- Pure Fabrication
- Indirection
- Protected Variations
Предлагаю рассмотреть самый очевидный и самый важный паттерн из списка: Information Expert.
Information Expert
Избегая наукообразных формулировок, суть данного паттерна можно выразить следующим образом: информация должна обрабатываться там, где она содержится.
Пример нарушения
Несмотря на кажущуюся простоту и очевидность, я уверен, что в коде любого проекта можно найти множество нарушений данного принципа.
Рассмотрим простейшую систему классов: Order (заказ), содержащий список OrderItem’ов (строчек заказа), элементы которого в свою очередь содержат Good (товар) и его количество, а товар может содержать, например, цену, название и т.д.:
Перед нами стоит простая задача: посчитать сумму заказа. Если подойти к решению данной задачи не очень вдумчиво, то можно сходу написать что-нибудь такое в клиентском коде, работающем с объектами класса Order:
Давайте проанализируем такое решение.
Во-первых, если у нас начнет добавляться бизнес-логика, связанная с расчетом цены, код метода Client::getOrderPrice будет не только неминуемо разрастаться, но и обрастать всевозможными if-ами (скидка пенсионерам, скидка по праздничным дням, скидка из-за покупки оптом), что в конце концов приведет к тому, что данный код будет невозможно ни читать, ни тем более менять.
Во-вторых, если построить UML-диаграмму, то можно обнаружить, что имеет место зависимость класса Client аж на 3 класса: Order, OrderItem и Good. В него вытянута вся бизнес-логика по работе с этими классами. Это означает, что если мы захотим переиспользовать OrderItem или Good отдельно от Order (например, для подсчета цены товаров, оставшихся на складах), мы просто не сможем этого сделать, ведь бизнес-логика лежит в клиентском коде, что приведет к неминуемому дублированию кода.
В данном примере, как и практически везде, где есть цепочка из get’ов, нарушен принцип Information Expert, ведь обрабатывает информацию клиентский код, а содержит ее Order.
Пример применения
Попробуем перераспределить обязанности согласно принципу:
Теперь информация обрабатывается в содержащем ее классе, клиентский код зависит лишь на Order, ничего не подозревая об его внутреннем устройстве, а классы Order, OrderItem и Good, либо OrderItem и Good могут быть собраны в отдельную библиотеку, которую можно использовать в различных участках проекта.
Вывод
Information Expert, следующий из инкапсуляции, является одним из фундаментальнейших принципов разделения ответственности GRASP. Его нарушение легко как определить, так и устранить, увеличив простоту восприятия кода (принцип наименьшего удивления), добавив возможность переиспользования и уменьшив число связей между классами.
Приглашаем на бесплатный вебинар в рамках которого можно будет изучить особенности монолитного приложения, многоуровневой и бессерверной архитектур. Подробно рассмотреть систему, управляемую событиями, сервис-ориентированную систему и микросервисную архитектуру.
Что такое цифровизация на самом деле? Каким будет цифровизованный мир? Насколько серьёзны недостатки цифровизации? Какими преимуществами она обладает? Какие тренды цифровизации сложились на данный момент? Правда ли, что все мы — рабы технологий?
Что такое цифровизация?
Цифровизация — это процесс модернизации человеческой цивилизации за счёт внедрения цифровых технологий во все сферы жизни общества.
Какими свойствами обладает цифровизация?
Цифровизация – комплексное явление, она проходит сразу во всех сферах жизни общества. Социально-экономические, политико-правовые и духовно-культурные институты человечества трансформируются одновременно на локальном, местном, региональном, национальном и глобальном уровнях.
Цифровизация – глобальное явление, на неё нацелены все национальные правительства и транснациональные корпорации. Мир хочет экономического процветания и повышения благосостояния людей. Цифровизация помогает экономикам расширяться и развиваться, что выгодно всем, а потому она ведётся осознанно.
Цифровизация – неизбежное явление, она будет вестись постоянно как одна из составляющих общего прогресса цивилизации. Конца у цифровизации быть не может, так как всё время проводятся научные исследования и создаются новые разработки. Цифровизация с каждым годом всё сильнее ускоряется, и итог всего этого очевиден.
Элементы цифровизации
1. Телекоммуникационные сети (мобильный интернет, беспроводная связь, широкополосный доступ).
2. Компьютерные технологии (компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны).
3. Программная инженерия (операционные системы, программное обеспечение).
4. Последствия использования всего вышеназванного (электронная коммерция, медиаплатформы, соцсети).
В каких сферах происходит цифровизация?
Все 4 классические сферы общества цифровизируются стремительно.
• В политической сфере: безопасность, государственное управление, общественные организации, государственные службы, выборы, референдумы и т.д.
• В экономической сфере: компании, банки, деньги, сельское хозяйство, промышленность, торговля товарами и услугами и т.п.
• В социальной сфере: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, социальные сети и др.
• В духовной сфере: туризм, спорт, наука, медицина, развлечения, культура, искусство etc.
К чему приведёт цифровизация?
Цифровизация нацелена на полную цифровую трансформацию всей жизни человека за счёт внедрения цифровых технологий. В случае успешного достижения целей цифровизации человеческая цивилизация выйдет на качественно новый уровень развития. Постмодерн полноценно заиграет всеми своими красками. Однако предсказать, что будет дальше, не представляется возможным.
НЕДОСТАТКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Несмотря на многочисленные плюсы, о которых речь пойдёт ниже, у цифровизации есть и минусы, которые нельзя не учитывать.
1. Киберпреступность и кибертерроризм
Когда всё функционирование системы устройства человечества будет завязано исключительно на цифровых технологиях, нужно будет придавать информационной безопасности огромное значение. В противном случае у киберпреступников и кибертеррористов будут развязаны руки, и они смогут творить с системой что угодно. И этого ни в коем случае нельзя допустить.
2. Безработица и вытеснение людей роботами
Многие опасаются, что в ближайшем будущем роботы полностью заменят людей во многих профессиях. В первую очередь это касается монотонной, несложной, физически тяжёлой и опасной для жизни и здоровья работы. Чуть сложнее с творческими профессиями, однако уже сейчас нейросети и искусственный интеллект создают свои шедевры. Так или иначе, данная проблема действительно существует, и с этим надо что-то делать.
3. Технологический разрыв и цифровая поляризация
Поляризация присутствует везде: как в дикой природе, так и в цивилизованных обществах. Одни государства богатые, другие — бедные. И в сферах технологизации и цифровизации то же самое: одни страны распространяют своё влияние посредством транснациональных IT-гигантов, а другим не хватает средств и возможностей, чтобы банально обеспечить население интернетом и устройствами. Помимо этого, технологический и цифровой разрыв между разными частями мира постоянно увеличивается. И что с этим делать — непонятно.
4. Цифровое и технологическое рабство
Одна из важнейших проблем, о которой предупреждал ещё Тед Качинский (Унабомбер) в своём манифесте, — подавление технологиями свободы человека. Цифровизация даёт человеку комфорт, удобства и все необходимые блага, взамен лишая его свободы жить, как он хочет. Технологии подавляют у человека стремление к власти и ответственность за свою судьбу. И единственный выход из этой ситуации — полностью отказаться от любых технологий, чтобы обрести подлинную свободу.
5. Тотальный контроль и отсутствие конфиденциальности
Извечный конфликт между конфиденциальностью личной информации и безопасностью общества на самом деле уже давно разрешён. Сильные мира сего выбрали безопасность в ущерб свободе для того, чтобы получить моральное и легитимное право контролировать мысли и поведение людей. И теперь наше общество на пути к становлению тотального контроля за всем происходящим.
Наверняка, цифровизация плоха ещё чем-нибудь. Мы же остановились на самых главных и очевидных её минусах.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВИЗАЦИИ
Большинство плюсов цифровизации заключаются во внедрении новых технологий, которые, несмотря на все минусы, делают жизнь человека удобнее и проще.
Вот некоторые из цифровых технологий
Естественно, цифровизация несёт в себе и множество других плюсов. Перечислять их долго и нецелесообразно, ведь приведённых примеров с лихвой хватит, чтобы донести нашу основную мысль.
ТРЕНДЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ
- Цифровые технологии сокращают бюрократию и искореняют коррупцию за счёт оптимизации и упрощения государственного управления
- Цифровизация повышает производительность труда на предприятиях с помощью автоматизации и роботизации процессов производства
- Цифровые технологии позволяют более глубоко взаимодействовать с клиентами, выявлять и удовлетворять их потребности
- Цифровизация способствует трансформации бизнес-моделей — компании включают в свой штат как офисных сотрудников, так и работников на удалённой основе
- Цифровые технологии уничтожают коммуникационные барьеры и позволяют людям быть на связи и сотрудничать друг с другом, находясь в разных точках земного шара (видеоконференции стремительно набирают обороты)
- Цифровизация подталкивает сферу информационной безопасности к развитию, тем самым повышая защищённость инфраструктуры общественной жизни
- Цифровизация провоцирует стремительное развитие всего: чаще появляются инновации, новые стартапы, полезные IT- и Digital-решения, происходит стремительное мобильное развитие, бешено развиваются соцсети и мессенджеры
- Цифровизация — катализатор развития интернет-экономики (и особенно электронной коммерции), весь бизнес переносится в интернет, сфера продаж в онлайне развивается невероятными темпами
- Цифровизация значительно расширяет список товаров и услуг как в онлайне, так и в офлайне, а также происходит сервисизация экономики быстрыми темпами (при том что сельское хозяйство и промышленность также развиваются)
- Цифровые технологии — это просто-напросто удобно, они экономят время и силы клиентов и компаний
- Цифровые технологии усугубляют многие глобальные проблемы — из-за повсеместной электрификации и урбанизации чрезмерно растёт население, происходит загрязнение планеты и климат стремительно изменяется
- Цифровизация побуждает компании к переходу на ESG-стратегию устойчивого развития, заключающуюся в прозрачности менеджмента, заботу об окружающей среде, клиентах и сотрудниках
- Цифровизация неминуемо повышает популярность IT- и Digital-направлений: всё больше людей работает в этих областях, профессии в этих сферах стали востребованнее, всё больше людей получают доступ к интернету и цифровым технологиям, повышается уровень цифровой грамотности населения, растёт доверие масс ко всему новому
- Цифровизация — один из инструментов глобализации, без которого она невозможна (глобализация — это процесс усиления взаимосвязанности и взаимозависимости государств мира во всех сферах: единое рыночное и информационное пространство, либерализация торговли, рост благосостояния людей, стирание любых границ и барьеров между людьми)
Цифровизация — закономерный и объективный процесс, от которого никуда не деться. Остаётся лишь принять его как элемент неминуемого прогресса и трансформации человеческой цивилизации. Безусловно, у цифровизации есть множество серьёзных минусов, но нам нужно научиться выжимать из неё максимум плюсов, которые упрощают жизнь и делают её удобнее. Подавляющее большинство людей выберет комфорт и благосостояние, которые даёт цифровизация, а не свободу, которую технологии отбирают. Все мы — рабы цифровых технологий.
P.S. Кстати, в будущем мы продолжим рассказывать и о других интересных темах. Не пропустите, будет интересно!