Формирование рынков цифровой экономики

В последнее время обострились и значительно активизировались общественные дискуссии и споры о проблемах и будущем росте и развитии экономики РФ, вступление России в период низких цен на мировых рынках сырья и пролонгирование секторальных санкций, контролирующих и ограничивающих доступ национальных предприятий к иностранным рынкам капитала. Появляется необходимость реализации структурных преобразований, формирующих импортонезависимое производство с целью повышения конкурентоспособности, инновационной и стратегической активности и устойчивости. Перевод экономики на новый качественный уровень развития занимает одно из главных мест в освоении не сырьевой модели роста, что подчеркивает востребованность исследования предпосылок и стабильности становления цифровой экономики и развития инновационной ориентации всех субъектов хозяйствования.

Сущность и значение цифровой экономики

Существует множество подходов к определению понятия «цифровая экономика». Цифровая экономика – это система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий, определяет Всемирный банк. В Программе «Цифровая экономика» и «Стратегии развития информационного общества до 2030 г.» цифровая экономика определяется как улучшение эффективности современной экономики в основном за счет технологий обработки данных и автоматизации всех процессов. Целостная, системная, комплексная проблема нахождения той модели отношений между людьми, которая совместима с технологиями четвертой промышленной революции, т.е. с цифровыми технологиями и другими высокими технологиями XXI века и в своем формировании, развитии и реализации должна обеспечивать достижение объективно заданной цели, характеризует цифровую экономику Бондаренко В.М.

Сегмент экономических отношений, опосредованный техническими достижениями, глобальной сетью и информационными системами, по мнению Крюковой А.А. и Михаленко Ю.А. представляет собой цифровая экономика. Цифровая экономика – это автоматизированное управление хозяйством на основе передовых информационных технологий; новый экономический уклад, основанный на эффективном информационном управлении системой производства в рамках города, региона, страны, экономического содружества нескольких государств, пишет Евтянова Д.В.  Исследователь сосредотачивает внимание читателей на том, что понимать под цифровой экономикой только информационные системы и базы данных для аналитики – значит сделать шаг назад, тогда как наука уже в состоянии обеспечить создание платформ не только для хранения информации, но и для управления процессами.

Цифровая экономика характеризуется на порядок более быстрым возвратом вложенных инвестиций в конкретные проекты и более высокой доходностью по отдельным проектам, которые можно практически реализовать и, следовательно, этот вопрос затрагивает проблему вне предприятий и организаций, куда межгосударственные объединения и страны должны направить свои ресурсы, в том числе и финансовые, акцентирую внимание Намиот Д.Е. и Синягов С.А.

Бийчук А.Н. рассказывает, что ключевыми факторами в цифровой трансформации экономики, формирующими ближайшее будущее, являются информационные технологии, которые условно разделены на 4 блока: большие данные и аддитивные технологии 3D; технологии связи, квантовые и суперкомпьютерные технологии; технологии блокчейн, киберфизические системы, цифровое проектирование и моделирование интернет-вещи, в том числе индустриальные, облачные вычисления, развитие робототехники, искусственный интеллект.

Рассмотрим основополагающие инструменты цифровизации:

  • Большие данные (big data). Этот термин «большие данные» появился в 2008 году в то время как большие данные существовали и ранее. Но, с увеличением мирового потока информации возникла необходимость в обозначении такого огромного массива данных.
  • Интернет вещей. В 2008–2009 годах число присоединенных устройств к всемирной паутине превзошло численность людей, использующих Интернет. Таким образом, возникла концепция интернета вещей. Под интернетом вещей подразумевают сеть, складывающуюся из физических предметов (вещей), способных контактировать друг с другом или с внешней средой без вовлечения человека.
  • Блокчейн. Изначально технология блокчейн впервые была использована в 2009 году. Она послужила основой для безопасных анонимных транзакций с криптовалютой. Криптовалюту можно охарактеризовать как виртуальную, электронную монету, представляющую собой зашифрованную информацию, не поддающуюся копированию. Блокчейн используется почти в любой криптовалюте и гарантирует её работу. Уже сейчас создано более сотен криптовалют и это число продолжает расти. Блокчейн – это инструмент хранения информации или же цифровой кадастр операций, переводов, соглашений, договоров.
  • Интеллектуальные информационные технологии. Под интеллектуальными информационными технологиями понимают технологии, способные обрабатывать различные данные, используя алгоритмы искусственного интеллекта. С помощью ИИТ стало возможным формулировать и регулировать ситуации, которые обычно считались подвластными только интеллекту человека. Эти ситуации не могли рассмотреть в виде формальной системы или исчисления и подвергнуть автоматизации.

Систему экономических отношений, опосредованный техническими достижениями, глобальной сетью и информационными системами, представляет из себя цифровая экономика. В недалеком будущем конкурентное преимущество будет принадлежать компаниям и государствам с высоким уровнем цифровизации. Уже сейчас передовые компании мира энергично вводят цифровые инструменты в самых разных секторах экономики, финансируют строительство центров обработки данных и внедрение систем хранения сведений о бизнес-операциях и клиентах. Цифровые инструменты позволят совместить производство с индивидуальностью, сократят период от разработки инновационной идеи до реализации готовой продукции, предоставят возможность достичь эффективной кастомизации под требования потребителя.

Проблемы и перспективы цифровизации российской экономики с позиции инновационного развития

Сегодня переход на цифровую экономику один из главных приоритетов развития России, ведь именно уровень цифровизации будет показывать конкурентоспособность страны в новом технологическом укладе. Поэтому, для выхода нашей страны на новый уровень развития экономики, социальных отраслей нужны собственные научные решения и передовые разработки. Необходимо развитие страны в тех направлениях, где накапливается мощный технологический потенциал будущего, а это цифровые, другие, так называемые сквозные технологии, которые сегодня определяют облик всех сфер жизни. В декабре 2016 года президент В.В. Путин подписал указ в рамках «Стратегии научно-технологического развития РФ», который предусматривает меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровизации экономики в Российской Федерации.

В июле 2017 года Председателем Правительства РФ была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Эта Программа учитывает и комплексно дополняет цели и задачи, реализуемые в ряде принятых документов стратегического планирования, в частности прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, а также укладывается в рамки Договора о Евразийском экономическом союзе, согласно которому в ближайшей перспективе планируется создание интегрированной информационной системы Союза и трансграничного пространства доверия.

Российской Федерации нужно создать подходящие условия для модернизации нового технологического уклада, обосновать правила, способствующие конкуренции и выходу на рынок, определить навыки, позволяющие работникам выгодно использовать возможности цифровой экономики, и определить институты, подотчетные людям, для того чтобы достичь максимального эффекта. Цифровые технологии ускоряют темпы развития. Меры, которые могут сделать бизнес и государственное управление более производительным и инновационным: сокращение издержек, инвестиции в базовую инфраструктуру, связанных с ведением бизнеса, снижение торговых барьеров, содействие выходу новых компаний на рынок, усиление антимонопольных органов и поощрение конкуренции между цифровыми платформами.

Для обеспечения биологической и продовольственной безопасности нашей стране необходим переход к сельскому хозяйству нового типа, основанному на модели циркулярной (т.е. безотходной) экономики и поддерживающему принципы устойчивого развития, отмечает Сидякина Д.Э. В этом «умной» сельском хозяйстве найдут применение технологии проектирования и моделирования экологических систем, автоматизированные системы принятия решений, комплексная автоматизация и роботизация производства. Предполагается уменьшить использование внешних ресурсов (топливных, удобрений и агрохимикатов) при этом максимально и локальные факторы производства (возобновляемые источники энергии, биотопливо, органические удобрения и т.д.). Развитие электронной торговли создает благоприятные условия для производственного рынка России.

В помощь инновационному сектору нашей экономики создана достаточно разветвленная система институтов развития (государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «РОСНАНО», ОАО «Российская венчурная компания», Специальные инвестиционные контракты (СПИК), ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий»), имеющая значительные финансовые ресурсы. Так как сегодня различные меры, предпринимаемые руководством страны, существенных плодов не принесли: экономика России все еще направленна на экспорт сырья, а отсутствие стимулирующих механизмов, способствующих развитию инновационной деятельности субъектов экономики одна из основных причин отсутствия прогресса в инновационном развитии страны.

Большой потенциал развития имеют следующие новые технологии, которые уже внедряются в мире, обеспечивающие стратегическое развитие национальных экономик: компании-платформы – базовое звено новой экономики, обеспечивающее технологическую способность реализовывать value proposition для клиента на основе применения open source решений, машинного обучения, облачных технологий с заданным уровнем безопасности; новые промышленные технологии индустрии 4.0 – усиленная интеграция в заводские процессы «киберфизических систем» (CPS); новая логистика, основанная на типовых инфраструктурных решениях (Uber, кар-шеринг, беспилотники); умные контракты – возможность упростить и увеличить надежность реализации трансакций В2В, В2G; цифровые деньги и новые финансовые технологии, обеспечивающие формирование двухуровневой банковской системы; оцифровка информации и завязывание в системы (графы), конкурирующие между собой, – новая эпоха в поиске и доступе к информации; нейрокомпьютерный интерфейс; биотехнологии, генный инжиниринг, отмечают Головина Т.А., Полянин А.В. и Рудакова О.В.

Крайне необходимым является создание культурной среды цифровой экономики в виде стандартов, законов, норм и правил, одно из которых связано с решением о том, что цифровые формы официального взаимодействия должны стать первыми, а аналоговые вторыми, в том числе и на межгосударственном уровне, а также на уровнях взаимодействия государств и бизнеса, граждан и бизнеса, поставщиков и заказчиков товаров и услуг, подмечает Куприяновский В.П. Цифровые шаги к мобильности, социальности, большим данным и облачным вычислениям больше, чем просто технологии, которые будут осуществлены. Действие их связано с расширением, а в некоторых случаях полной заменой традиционных операционных моделей и процессов на цифровые.

В итоге, можно сказать, что для качественного роста экономики необходимо наличие технологий, которые позволяют максимально точно оценить текущее состояние рынков и отраслей, а также эффективно прогнозировать их развитие и обеспечить быстрое реагирование на изменения в конъюнктуре национальных и мировых рынков. Цифровизация затрагивает все основные рынки, которые существуют на данный момент, также способствует появлению новых рынков, большинство из которых будет иметь сетевую природу. Россия фокусирует внимание на тех рынках, которые дают возможность созданию отраслей нового технологического уклада, значимых с точки зрения обеспечения национальной безопасности и высокого уровня жизни граждан.

Читать также:  Как международная компания FMCG использует электронную коммерцию

Цифровизация экономики обеспечивается за счет автоматизации всех процессов и технологий обработки данных. Такие инструменты как интернет вещей, большие данные, искусственный интеллект, машинное обучение, киберфизические системы, системы мониторинга, блокчейн, нейронные сети, робототехника, 3D-моделирование, виртуальная реальность, облачные вычисления и многие другие способствуют цифровизации и интеграции всех потоков данных для создания информационного общества.

Создание цифровых платформ управления экономикой – это стратегически важная задача, решение которой способно не только восстановить материальное производство, заложить основу внедрения будущих инноваций, но и обеспечить опережающее развитие России, которая сейчас лишь догоняет передовые западные страны. Важным является развитие качественно иного уровня экономики по составу и структуре, поэтому необходимым следует признать создание и развитие новых предприятий, поддержку стартапов, которые будут ориентированы на мировой рынок и жизнеспособны в условиях глобальной цифровой конкуренции, сквозную автоматизацию всех основных производственно-экономических процессов, развитие рынка персонифицированного производства и потребления, увеличение совокупной эффективности субъектов экономической деятельности, мобилизацию знаний через обмен, создание новых рабочих мест в высокотехнологических отраслях.

По данным аналитического агентства IDC, к 2018 году мировые расходы на цифровую трансформацию составили $1,3 трлн, а к 2021 году это значение приблизится к $2,1 трлн.

Согласно данным McKinsey, цифровая экономика в России пока составляет лишь 4% от ВВП, в США – около 10%. В рейтинге ООН электронных правительств мира Россия заняла 32-е место, в 2012 году это было 59-е место. Также Россия поднялась с 34-го на 23-е место по индексу E-Participation – он показывает участие граждан в принятии государственных решений с использованием IT. Россия пока отстает от Европы и США по уровню цифровизации, но уверенно идет этим курсом. Сейчас для бизнеса самое время запрыгнуть в уходящий поезд цифровой трансформации. Если он все еще не успел этого сделать.

Двадцать первый век характеризуется цифровой революцией, что значительно изменяет экономику как отдельной страны, так и экономику мира в целом. Гонка за информацией, большие объемы данных, их обработка, хранение, передача, успехи в IT-отрасли, – все это задаёт тенденцию развития цифровой экономики, вследствие чего каждой стране так или иначе приходится развивать цифровизацию для того, чтобы быть конкурентоспособными на рынке.

Цифровая экономика – это отрасль, являющаяся основой для развития современной экономики, социальной структуры, государственного аппарата, предпринимательства и общества в целом, то есть она затрагивает все отрасли общественной жизни.

В рамках программы определены цели по пяти направлениям развития цифровой экономки В Российской Федерации до 2024 года.

Направление 1. Нормативное регулирование. Цель этого направления заключается в формировании новой правовой среды, которая будет обеспечивать правовой режим, способствующий образованию положительной среды для развития современных технологий и экономической деятельности.

Направление 2. Кадры и образование. Данное направление развития цифровой экономики ориентировано на модернизацию системы образования, которая будет обеспечивать цифровую экономику достойными кадрами, формирование системы мотивации для привлечения кадров к участию в цифровой экономике, создание условий для подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям, которые диктует цифровая экономика

Направление 3. Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов. Это направление включает в себя формирование условий для поддержки исследований в сфере цифровой экономики, которые обеспечивают национальную безопасность и независимость технологий в области цифровизации, являющиеся конкурентоспособными на мировой рыночной арене.

Направление 4. Информационная инфраструктура. Целями данного направления являются развитие сетей, способствующих передаче данных государства, предпринимательства и граждан, учитывая требования, которые предъявляет цифровая экономика;  развитие системы обработки данных, которая будет обеспечивать предоставление различным субъектам общества услуг по хранению и обработке данных с учетом безопасности и эффективности оказания этих услуг; внедрение цифровых технологий в работу с данными для удовлетворения потребностей государства, бизнеса и общества; формирование высокоэффективной системы для сбора и обработки данных обеспечивающих предоставление современной, проверенной и точной информации о событиях, людях, предметах и т.д.

Направление 5.  Информационная безопасность. Развитие цифровизации сопровождается рисками, связанными с сохранностью данных, угрозами человеку, бизнесу и даже государству. Поэтому наличие направления информационной безопасности необходимо, так как оно способствует защите общества от угроз, которые несет в себе цифровое развитие.

Вышеизложенные направления цифровой экономики основаны на цифровых технологиях, которые являются базисом цифровой экономической среды. Кратко пробежимся по ключевых технологиям:

  • Технологии больших данных (Big Data) обеспечивают структурированное изложение крупных объемов информации, которые после обработки становятся доступными человеку.
  • Когнитивные технологии позволяют автоматизировать документооборот за счет анализа сторонних факторов и внешних источников.
  • Искусственный интеллект и его внедрение в технологии компаний приведет к совершенствованию производства и минимизированию конфликтов с потребителями.
  • Системы распределенного реестра создадут новые возможности для отслеживания финансов и их эффективного вложения в акции, инвестиции, биткоины и т.д.
  • Квантовые технологии позволяют создать системы на основе квантовых механизмов.
  • Интернет вещей дает возможность контролировать и управлять процессами в удаленном режиме.
  • Облачные технологии обеспечивает доступ к объему ресурсов.

Рассмотрим какой процент ВВП затрачивается на развитие цифровой экономики в России (рис. 1).

Формирование рынков цифровой экономики

По данным графика можно заметить, что процент вложения в развитие Цифровой экономической деятельности с каждым годом растет, следовательно, Россия стремится к тому, чтобы не отставать от мировых тенденций и оставаться на глобальном рынке. Без должных затрат страна перестанет быть конкурентоспособной, уровень жизнь значительно упадет по сравнению с другими странами и начнется отток трудовых ресурсов из страны.

Еще одной проблемой является несовершенство технологий, поэтому необходимо создание отечественного компьютерного и телекоммуникационного оборудования. Необходимо применение технологий во всех сферах общественной жизни, что будет способствовать объединению всех участников рынка в информационной среде и снизит трансакционные издержки. Кроме того, необходимо создание широкополосного покрытия сети Интернет на территории России.

Также к проблемам относится дефицит специалистов в IT-сфере. Из 25 тыс. выпускаемых специалистов, только 15% обладают необходимыми знаниями и квалификацией. Для решения этого вопроса следует создать улучшенную программу подготовки специалистов в сфере информационных технологий и уделять большее внимание практике, чтобы при завершении обучения выпускники были способны получить устойчивое положение на рынке труда IT-технологий.

Все вышеперечисленные проблемы необходимо решать комплексно. Чтобы осуществить грамотный переход к цифровой экономике, нужно вводить преобразования постепенно с улучшением экономической ситуации в стране.

Рассмотрим, насколько общество готово к переходу к цифровой экономике (рис.2).

По данным диаграммы видно, что по сравнению со странами, занимающими первое и последнее место, Россия находится в промежуточном состоянии, то есть российское общество готово к переходу к цифровой экономике, но правительству необходимо проинформировать население о том, для чего нужен такой переход и какие преимущества он даст.

При полном переходе к цифровой экономике увеличиваются показатели функционирования всех отраслей за счет использования высокотехнологичных методов, которые позволяют эффективно применять ресурсы, минимизировать затраты времени на шаблонные задачи и увеличить количество часов для решения креативных вопросов, ведущих компанию к быстрому росту, уменьшению времени рабочего дня за счет делегирования полномочий электронной технике. Говоря в общем, цифровая экономическая деятельность упрощает жизнь общества, делая его существование наиболее комфортным. Однако цифровая экономика помимо положительных сторон такого преобразования несет в себе угрозы цифрового общества. Вот что к ним относится:

  • возможность новых способов мошенничества, для борьбы с которыми необходимо усиление национальной безопасности во всех направлениях
  • увеличение уровня безработицы, вследствие снижения актуальности множества профессий за счет повышения спроса на IT-специальности. Решением данной проблемы будет организация образовательных программ по переподготовке кадров, дающая возможность людям получить квалификацию в сфере IT-технологий, чтобы не потерять рабочее место и «идти в ногу со временем»
  • цифровое рабство, так как Интернет ограничивает свободу личности, поскольку дает возможность отслеживания действий человека в информационном пространстве. Для минимизации этого пользователи Интернета должны вводить свои личные данные только на проверенные сайты, чтобы избежать нежелательных спам-рассылок и вирусов.

Таким образом, дальнейшее развитие России может быть возможным только с активным развитием цифровой экономики, так как в ближайшее время она станет основным компонентом поддержания независимости и стабильности страны, а также конкурентоспособности Российской Федерации в мировой экономике. Нашей стране необходимо активнее вкладываться в отрасли цифровой экономики, чтобы догнать страны лидеры и вырваться вперед.

Происходящее сегодня слияние онлайн- и офлайн- сфер подтверждает перспективы цифровой экономики. Это стало возможным благодаря нескольким фундаментальным факторам – всеобщей подключенности, стремительному распространению сенсорных устройств и большим базам данных.

Формирование рынков цифровой экономики

ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Термин «цифровая экономика» появился в 1995 году и был связан, прежде всего, с интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий.

Очевидно, что развитие интернета и мобильных коммуникаций являются «базовыми технологиями цифровой экономики». Но в итоге эти процессы повлияли на все секторы экономики и социальной деятельности, в том числе производство, здравоохранение, образование, финансовые услуги, транспорт и т. д.

По определению Всемирного банка, цифровая экономика (в широком смысле слова) – система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий.

Развитие технологической инфраструктуры и использование больших баз данных вызвали масштабную цифровую трансформацию нашего общества. И если предыдущий этап цифровизации характеризовался расширением доступа в интернет для миллионов потребителей, то новый этап отличает интеграция широкого спектра цифровых сервисов, продуктов и систем в киберфизическую систему.

Читать также:  Обзор крупнейших рынков электронной коммерции в мире и крупнейшей компании электронной коммерции в мире

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ «РОСТЕХ» С.В. ЧЕМЕЗОВ: «Глобальный переход на «цифру» неминуемо приведет к неузнаваемости многих секторов экономики. По сути, идет процесс цифровизации всего – меняется технологический уклад и производственные цепочки, меняется управляемость спросом и производством. В ближайшие 5-7 лет наша жизнь изменится до неузнаваемости, и наша же задача – не пропустить этот технологический виток и вернуть Россию в список технологически передовых стран. Государственная корпорация «Ростех» видит себя только в авангарде российской цифровой экономики и имеет все основания для такой стратегической перспективы».

Благодаря подключенности и обмену данными возникает возможность более эффективного использования ресурсов, совместного пользования инфраструктурой, более полноценной загрузки мощностей – это так называемая «экономика взаимопомощи», или «экономика совместного потребления», объем которой уже сегодня оценивается в 150 млрд долларов США.

Все эти явления принципиальным образом меняют устройство глобальной экономической системы – возможности потребителей, структуру отраслей, роль государств.

В.В. ПУТИН. ПОСЛАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 1 ДЕКАБРЯ 2016 ГОДА: «Предлагаю запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики. В еe реализации будем опираться именно на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры страны. Это вопрос национальной безопасности и технологической независимости россии, в полном смысле этого слова – нашего будущего».

В 2016 году Всемирный банк подготовил доклад о состоянии цифровой экономики «Цифровые дивиденды», в котором были подчеркнуты выгоды ее развития, в том числе:

  • Рост производительности труда
  • Повышение конкурентоспособности компаний
  • Снижение издержек производства
  • Создание новых рабочих мест
  • Более полное удовлетворение потребностей людей
  • Преодоление бедности и социального неравенства

К рискам перехода на «цифру» для экономик различных стран отнесены:

  • Риски, связанные с кибербезопасностью
  • Массовая безработица
  • Рост «цифрового разрыва» (разрыв в цифровом образовании, в условиях доступа к цифровым услугам и продуктам, как следствие – разрыв в уровне благосостояния) между гражданами и бизнесами внутри стран, а также между странами

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Цифровая платформа – это новая, лишь для цифровой экономики характерная бизнес-модель, суть которой заключается в предоставлении бизнесам и населению специфической услуги по координации деятельности различных участников рынка.

Платформа предоставляет участникам ряд удобств, автоматически формирует рейтинги доверия между ними, а главное – позволяет продавцам и покупателям товара/услуги быстро найти друг друга, быстро заключить сделку и произвести расчеты.

Функционирование платформ ускоряет и удешевляет процессы производства и обмена, устраняет из них лишние посреднические звенья, резко повышает эффективность рынков и производительность труда.

При этом многие платформы могут обслуживать участников сделок без каких-либо географических ограничений, практически по всей планете. Примерами цифровых платформ являются Uber, Airbnb, Amazon, Alibaba и многие другие.

Сегодня различные цифровые платформы объединяются во взаимосвязанные, основанные на обмене данными «экосистемы». На повестке дня – создание и запуск цифровых платформ нового поколения, охватывающих огромное количество разных рынков и предприятий.

Индустрия 4. 0 и Умная фабрика

Формирование рынков цифровой экономики

Если платформенная концепция разрабатывалась и реализовывалась преимущественно в сегменте торговли и логистики, то в промышленности драйвером цифрового развития является концепция «Индустрия 4.0» и «умная фабрика» как технологическое ядро «Индустрии 4.0».

  • Все звенья «умной фабрики» предельно автоматизированы
  • Удельный вес и значимость НИОКР при выпуске серийной продукции приближается к значимости НИОКР для сложных технических изделий по индивидуальным заказам
  • Производство-трансформер, производственные линии которого способны быстро обновляться и перестраиваться Все звенья и подсистемы управляются автономной системой благодаря промышленному интернету вещей
  • На всех этапах жизненного цикла изделия функциональные звенья «умной фабрики» работают как единое взаимосвязанное целое, регулируемое потоками обратных связей в режиме онлайн
  • Объектом управления становится весь жизненный цикл изделия (PLM- управление), включая интеграцию с логистикой, сервисными центрами и получение обратной связи

Концепция «Киберфизической системы»

Формирование рынков цифровой экономики

Близка по смыслу к «умной фабрике» технологическая концепция «киберфизической системы», понимаемой как единый комплекс вычислительных ресурсов и физических процессов.

К киберфизическим системам относятся датчики, оборудование и информационные системы, охватывающие как отдельные предприятия, так и комплексы предприятий, реализующих последовательные переделы в цепочках создания стоимости.

ГЛАВНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ЭКОНОМИКИ МИРА

Формирование рынков цифровой экономики

Доля цифровой экономики в ВВП развитых стран c 2010 по 2016 год выросла с 4,3% до 5,5%, а в ВВП развивающихся стран – с 3,6% до 4,9%. В странах «большой двадцатки» этот показатель вырос за пять лет с 4,1% до 5,3%. Мировым лидером по доле цифровой экономики в ВВП является Великобритания – 12,4%*.

Согласно данным исследования аналитиков International Data Corporation, опубликованного в 2016 году, общие мировые затраты на технологии цифровой трансформации будут ежегодно расти на 16,8% и достигнут к 2019 году 2,1 трлн долларов США.

По прогнозам консалтинговой компании Accenture, использование цифровых технологий должно добавить в 2020 году 1,36 трлн долларов США, или 2,3% ВВП в общем объеме ВВП десятки ведущих мировых экономик. ВВП развитых стран подрастет за счет «цифровой экономики» на 1,8%, а ВВП развивающихся стран – на 3,4%.

Рост доли цифровой экономики в ВВП стран G20 с 2010 по 2016 год (Доля цифровой экономики в ВВП)

The Boston Consulting Group прогнозирует, что объем цифровой экономики к 2035 году может достичь 16 трлн долларов США.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ

В России доля цифровой экономики в ВВП составляет 2,8%, или 75 млрд долларов США (по данным BCG).

Большая часть – 63 млрд долларов США – приходится на сферу потребления (интернет-торговля, услуги, поиск онлайн и покупки офлайн). Если в 2010 году доля интернет-торговли во всех продажах составляла 1,7% (12 млрд долларов США), то в 2016 году она выросла до 3,2% (43 млрд долларов США). Экспорт ИТ-технологий составил 7 млрд долларов США.

Межотраслевой эффект цифровизации с 2010 года увеличился в 5,5 раз: с 5 до 27,7 трлн рублей. Такой эффект получен от внедрения платформ электронных торгов, роста транзакций по банковским картам, увеличения сегментов ROPO и онлайн-рекламы.

При этом Россия отстает от стран-лидеров цифровизации на 5–8 лет. Если текущие темпы роста цифровой экономики России сохранятся на прежнем уровне, то к 2020 году, в силу высокой скорости глобальных изменений и инноваций, этот разрыв будет составлять уже 15–20 лет. Вместе с тем, в последние годы улучшилось состояние инфраструктуры в России, в первую очередь по уровню проникновения проводного интернета (70,4% от общей численности населения). Имеются также серьезные достижения в доступности широкополосного и мобильного интернета, в распространении смартфонов.

Сегодня цифровая экономика названа одним из приоритетных направлений Стратегии научно-технологического развития России. Полноценная последовательная цифровизация российской экономики станет платформой для качественного изменения ее структуры и долгосрочных возможностей.

Поддержка цифровой экономики со стороны Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

По поручению В.В. Путина Правительство Российской Федерации готовит программу «Цифровая экономика» для интенсивного развития цифровизации в России. Акцент программы – не только на базовых составляющих цифровой экономики, но и на росте инвестиций частного и государственного сектора в такие перспективные направления, как «интернет вещей», большие данные, развитие ИТ-продуктов и сервисов с высоким экспортным потенциалом. Это позволит увеличить долю цифровой экономики до 5,6% ВВП, а также создать масштабные межотраслевые эффекты и реальную добавленную стоимость в отраслях до 5–7 трлн рублей в год.

Решения Президента и Правительства Российской Федерации не только дали старт плановой работе министерств и ведомств по теме «Цифровая экономика», но и запустили большое количество инициативных разработок экспертных сообществ, поддерживаемых различными НКО (Агентство стратегических инициатив, Центр стратегических исследований и др.).

Четвертая – цифровая – промышленная революция стремительно меняет глобальную экономику, запуская новый этап гонки технологий. Не осталось сомнений в том, что именно те государства, которые сумеют обеспечить благоприятную среду и всю полноту возможностей для развития, освоения и широкого тиражирования цифровых технологий, будут задавать темп на мировом рынке. Без поддержки преобразований и закрепления инициатив на государственном уровне цифровизация отдельных предприятий останется лишь разовыми успешными проектами, не оказывающими существенного влияния на общее положение дел. В прошлом году в России была принята Программа «Цифровая экономика». Каких изменений в стратегии цифровизации страны от нее ждать?

Этот материал опубликован из спецвыпуска журнала «Цифровое производство: сегодня и завтра российской промышленности»

Формирование рынков цифровой экономики

Согласно рейтингу готовности стран к цифровой экономике, оценивающем факторы, влияющие на ее развитие, и то, насколько хорошо государства используют цифровые технологии для повышения конкурентоспособности и благосостояния, Россия занимает 41-е место, заметно отставая от десятки таких лидеров, как Сингапур, Финляндия, Швеция, Норвегия, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Люксембург и Япония. С точки зрения экономических и инновационных результатов использования цифровых технологий, Россия занимает 38-е место, уступая занявшим первые места Финляндии, Швейцарии, Швеции, Израилю, Сингапуру, Нидерландам, Соединенным Штатам Америки, Норвегии, Люксембургу и Германии. А по данным исследования Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в 2016 году доля цифровой экономики в ВВП России составила 2,8%, впрочем немного поднявшись с 2,3% за 2015 год.

Такое существенное отставание в развитии цифровой экономики объясняется пробелами нормативной базы и недостаточно благоприятной средой для ведения бизнеса и инноваций и, как следствие, низким уровнем применения цифровых технологий бизнес-структурами. И несмотря на то, что российские предприятия – кто-то быстрее, кто-то медленнее – но движутся к созданию цифровых производств, переломить ситуацию только их силами не удастся. Для преодоления существующего разрыва нужна поддержка на государственном уровне, инвестиции в инновации, развитие соответствующей инфраструктуры, рынков, человеческого капитала.

Читать также:  Национальный проект цифровая экономика ожидаемые результаты

Программа «Цифровая экономика»

Ответом на сложившуюся ситуацию стала утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 года программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Разработанная в рамках реализации Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 годы, Программа направлена на создание условий для развития в России общества знаний, повышение благосостояния и качества жизни граждан путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами.

Цифровая экономика в Программе определена как хозяйственная деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и которая способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы.

Формирование рынков цифровой экономики

В Программе определены следующие цели:

  • создание экосистемы цифровой экономики, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан;
  • создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках;
  • повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом.

При этом цифровую экономику можно рассматривать на трех взаимосвязанных уровнях: рынки и отрасли (сферы деятельности), в рамках которых взаимодействуют поставщики и потребители, платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей, и среда, создающая условия для этого взаимодействия. Поскольку развитие рынков и отраслей в цифровой экономике возможно лишь при условии наличия развитых платформ, технологий, институциональной и инфраструктурной сред, Программа сфокусирована на 2 нижних уровнях (базовых направлениях) и определяет цели и задачи развития ключевых институтов, в рамках которых создаются условия для развития цифровой экономики (нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов) и основных инфраструктурных элементов (информационная инфраструктура, информационная безопасность).

Программа подразумевает не только поддержку развития существующих сквозных цифровых технологий – «большие данные» (Big Data), нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей, – но и создание условий для возникновения новых платформ и технологий.

Целевыми ориентирами Программы является создание не менее 10 национальных компаний-лидеров – высокотехнологичных предприятий, развивающих «сквозные» технологии и управляющих цифровыми платформами, которые работают на глобальном рынке и формируют вокруг себя систему «стартапов», исследовательских коллективов и отраслевых предприятий, обеспечивающую развитие цифровой экономики.

Программа определяет не только стратегический уровень управления развитием цифровой экономики (утверждение целей и планов, направлений работы), но также оперативный и тактический. На оперативном уровне управления обеспечивается формирование методологии планирования, координации, мониторинга и отчетности при реализации Программы, ее методическая поддержка, управление проектами, обеспечение ресурсами и координация финансирования мероприятий, координация деятельности федеральных и региональных органов власти, взаимодействие с представителями бизнеса, гражданского общества и научно-образовательного сообщества, формирование основных направлений исследований и разработок и т.д.

На тактическом уровне обеспечивается управление выполнением планов и реализацией проектов по цифровой трансформации органов власти, госучреждений, корпораций и фондов, исполнение проектов и масштабирование пилотных проектов и лучших практик, организация исследований и экспертизы в области цифровой экономики, формирование нормативной базы компонентов образовательных программ, обеспечение ресурсами проектов и инициатив в области цифровой экономики и их финансирование и т.д.

Согласно предварительной оценке министра связи и массовых коммуникаций России Николая Никифорова, расходы на реализацию программы «Цифровая экономика» составят 100 млрд рублей в год. Впрочем, по его словам, «значительная часть этих средств действительно уже содержится в расходах федерального бюджета», но их нужно выделить в одну статью и сделать ее защищенной, чтобы гарантировать финансирование.

5 ключевых направлений развития цифровой экономики

В рамках Программы определены цели и задачи по пяти базовым направлениям развития цифровой экономики в России на период до 2024 года. По каждому из направлений развития Правительством уже утверждены центры компетенций и ответственные организации (Таблица 1).

Направление 1. Нормативное регулирование

Цель этого направления заключается в формировании новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики). Это подразумевает:

  • создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики;
  • снятие ключевых правовых ограничений и создание отдельных правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики;
  • формирование комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики;
  • принятие мер, направленных на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием современных технологий, сбором и использованием данных;
  • формирование политики по развитию цифровой экономики на территории Евразийского экономического союза, гармонизацию подходов к нормативному правовому регулированию;
  • создание методической основы для развития компетенций в области регулирования цифровой экономики.

Показатели успешного выполнения задач к 2024 году:

  • успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках;
  • успешное функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и «умного города»);
  • успешное функционирование не менее 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг.

Центр компетенции по направлению: фонд «Сколково».

Ответственный от центра компетенций: Игорь Дроздов, Председатель Правления.

Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минэкономразвития России.

Руководитель рабочей группы: Руслан Ибрагимов, Вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ПАО «МТС».

Направление 2. Кадры и образование

Это направление развития цифровой экономики ориентировано на следующие цели:

  • создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;
  • совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;
  • формирование рынка труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;
  • создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.
  • количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, – 120 тыс. человек в год;
  • количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, – 800 тыс. человек в год;
  • доля населения, обладающего цифровыми навыками, – 40 процентов.

Центр компетенции по направлению: Агентство стратегических инициатив.

Ответственный от центра компетенций: Дмитрий Песков, Директор направления «Молодые профессионалы».

Руководитель рабочей группы: Борис Нуралиев, основатель и совладелец «1С».

Направление 3. Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов

Направлено на создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ), обеспечивающей национальную безопасность и технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне. Оно предполагает:

  • формирование институциональной среды для развития исследований и разработок в области цифровой экономики;
  • формирование технологических заделов в области цифровой экономики;
  • формирование компетенций в области цифровой экономики.

Центр компетенции по направлению: ГК «Ростех», ГК «Росатом».

Ответственные от центра компетенций: Василий Бровко, директор по особым поручениям; Кирилл Комаров, Первый заместитель генерального директора – директор Блока по развитию и международному бизнесу.

Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минкомсвязь России.

Руководитель рабочей группы: Александр Повалко, Гендиректор АО «РВК».

Направление 4. Информационная инфраструктура

Формирование Цифровой экономики невозможно без создания соответствующей инфраструктуры, способствующей развитию науки и инноваций, разработке и внедрению цифровых технологий, расширению доступа к сети Интернет, вложению инвестиций в сферы, связанные с ИТ. Цели данного направления заключаются в:

  • развитии сетей связи, которые обеспечивают потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями;
  • развитии системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных и позволяет в том числе экспортировать услуги по хранению и обработке данных;
  • внедрении цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан;
  • создании эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах.
  • доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет» (100 мбит/с), в общем числе домашних хозяйств – 97 процентов;
  • во всех крупных городах (1 млн человек и более) устойчивое покрытие 5G и выше.

Центр компетенции по направлению: ПАО «Ростелеком».

Ответственный от центра компетенций: Борис Глазков, Вице-президент по стратегическим инициативам.

Руководитель рабочей группы: Анна Серебряникова, Операционный директор «Мегафона».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *