Индустрия электронной коммерции, поддерживающая интернет-магазины и государственные закупки

Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (иначе — контрактная система, торги по госзакупкам). Отношения в этой сфере регулирует Федеральный закон от 05. 13 № 44-ФЗ. Разобраться в нем — непростая задача для новичков. Мы попробуем рассказать об основных положениях этого закона более простым языком.

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Принцип работы электронного магазина по 44-ФЗ
  • Преимущества агрегаторов торговли
  • О работе с электронным магазином
  • Особенности закупок через электронный магазин по 44-ФЗ
  • 3 примера электронных магазинов
  • Мнение ФАС о закупках в электронном магазине

По какому принципу работает электронный магазин по 44-ФЗ и в чем смысл его создания, интересует многих предпринимателей. Прежде всего, он нужен для того, чтобы все закупки стали как можно более прозрачными. Это снизит количество злоупотреблений при осуществлении процедур. Но главное, наверное, все же в другом.

Данные агрегаторы торговли в каком-то смысле уравнивают шансы всех участников вне зависимости от масштабов их деятельности – это самым благоприятным образом сказывается на развитии малого и среднего бизнеса в стране. Остается лишь не упустить открывшиеся возможности, а для этого нужно разобраться в особенностях работы электронного магазина.

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:

  • отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
  • поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.

Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Какие закупки регулирует 44-ФЗ?

Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой Федеральный закон — от 18. 11 № 223-ФЗ.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

  • закупки услуг у международных финансовых организаций;
  • закупки услуг по государственной защите;
  • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
  • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
  • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • вопросы взимания платы за участие в закупках.

Как организована контрактная система

Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www. zakupki. gov. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.

Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. В 2022 году заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.

По итогам торгов выявляют победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключают контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.

Какими способами осуществляются госзакупки

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

  • АО «Сбербанк-АСТ»,
  • ООО «РТС-тендер»,
  • АО «Агентство по государственному заказку Республики Татарстан»,
  • АО «ЕЭТП»,
  • АО «РАД»,
  • АО «Электронные торговые системы»,
  • АО «ТЭК-Торг»,
  • ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Электронный аукцион

Большая доля всех закупок осуществляются путем проведения аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. Потенциальный поставщик составляет заявку (прежде она состояла из двух частей, с 2022 года — из одной).

Поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от начальной максимальной цены. Направить ценовое предложение нужно в течение 4-х минут, оператор ЭТП вправе продлить время еще на 4 минуты. Общее время подачи ценовых предложений не может превышать 5 часов.

Читать также:  Чжан Сяосюэ, Яо Яо (2021)

Далее в течение 1 часа оператор торговой площадки формирует протокол ценовых предложений и публикует его в ЕИС. В течение следующих 2-х рабочих дней заказчик размещает на ЭТП протокол подведения итогов. С победителем тендера подписывают контракт.

Открытый конкурс в электронной форме

Участники подают заявки, состоящие из трех частей, в электронном виде. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в онлайн‑режиме

Запрос котировок в электронной форме

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 3 млн руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 600 тыс. рублей (с апреля 2021 года лимит подняли до 3 млн руб. , если торги проходят на ЭТП). Крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур. Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Принцип работы электронного магазина по 44-ФЗ

После выхода Распоряжения Правительства РФ N 824-р от 28. 2018 г. в нашей стране начал работать интернет-агрегатор госзакупок. С ноября 2018 года его использование стало обязательным.

Электронный магазин представляет собой площадку для проведения малых закупок. При этом используется формат выбора наилучшего варианта среди полученных от исполнителей предложений. Все подобные процедуры проходят как мини-запрос котировок, иными словами, теперь даже малые закупки являются конкурентными. Чтобы получить возможность пользоваться агрегатором торговли, ИП или юридическому лицу нужно пройти авторизацию в ЕИС.

Считается, что благодаря новой площадке удалось избавиться от барьеров, из-за которых не все потенциальные поставщики имели возможность участвовать в госзакупках.

В рамках электронного магазина закупки осуществляются по упрощенной схеме без необходимости использования процедур по закону 44-ФЗ. А именно допускается заключение договоров на 100–200 тысяч рублей либо на сумму до 400 тысяч рублей – все зависит от предмета торгов.

Сегодня разные регионы используют свои электронные магазины, за счет чего последних стало достаточно много. Кроме того, работает единая площадка федерального уровня, известная как «Березка». Она предназначена для размещения закупок всеми федеральными заказчиками либо последние могут выбирать среди ТРУ, уже предложенных исполнителями.

Индустрия электронной коммерции, поддерживающая интернет-магазины и государственные закупки

Принцип работы всех электронных магазинов по 44-ФЗ и инструкция к их использованию одинаковы. У покупателя есть возможность зайти на площадку, выбрать нужный ему товар и приобрести его. Если не удалось найти подходящий продукт, он размещает извещение о закупке, после чего исполнители подают свои предложения по цене. Заказчику остается только остановиться на самом выгодном варианте.

При работе с электронным магазином малых закупок по закону 44-ФЗ важно понимать разницу между этим форматом и запросом котировок. Главное отличие состоит во временных рамках. Электронный магазин по 44-ФЗ более свободен в сроках, позволяет выбирать между срочной и обычной закупкой. Если заказчику необходимо получить определенный товар в кратчайшее время, он составляет документ, в котором поясняет причины такой спешки, после чего осуществляет процедуру за два рабочих дня. На простую закупку уходит неделя, если считать от публикации извещения до заключения соглашения с исполнителем.

Читать также:  Международная торговля услугами и особенности её развития в Республике Беларусь

Преимущества агрегаторов торговли

Электронные магазины по 44-ФЗ создавались постановлением правительства, чтобы обеспечить и упростить налаживание связи государственных заказчиков с поставщиками, готовыми выставлять свои предложения в системе закупок. В результате малый и средний бизнес получает равные права с крупными организациями, а значит, больше шансов на работу с госзаказом.

Единый агрегатор торговли (ЕАТ) позволяет:

  • размещать предложения заказчиков на равных условиях без учета организационно-правовой формы, размеров компании;
  • настроить взаимодействие с региональной автоматизированной информационной системой Правительства Москвы;
  • обеспечить доминирование в интернете реестра закупок, осуществляемых через федеральный электронный магазин по 44-ФЗ;
  • всем исполнителям, прошедшим регистрацию в ЕИС, пользоваться данным единым информационным пространством.

Индустрия электронной коммерции, поддерживающая интернет-магазины и государственные закупки

Работа с электронным магазином

Для использования электронного магазина по 44-ФЗ, то есть размещения извещений, подачи ценовых предложений, заключения договоров, нужно иметь электронную цифровую подпись. Сразу скажем, что не требуется покупать или оформлять ее дополнительно – вы вполне можете продолжать работать с ЭЦП, которую изготовили для ЕИС и ЭТП.

Для начала деятельности через электронный магазин заказчику и исполнителю нужно провести регистрацию организации. Далее необходимо зарегистрировать конкретное лицо, которое будет пользоваться площадкой от имени компании, и сохранить его электронную подпись. После этого заказчик получает возможность формировать извещения о закупке. Отметим, что задача сильно упрощается, так как нет необходимости создавать сам документ извещения – все данные сформируются через магазин. Остается только прикрепить техническое задание, проект договора с поставщиком, после чего можно размещать закупку.

Исполнитель находит интересующие его торги и только обозначает сумму, за которую он согласен предоставить ТРУ. В установленный срок заказчик выбирает победителя, выполнившего требования извещения и предложившего наименьшую стоимость работ.

Далее в проект контракта вносятся сведения победителя, названная им цена, после чего документы передаются исполнителю. У последнего есть возможность по 44-ФЗ подписать договор прямо в электронном магазине или сделать это вживую, после чего отправить бумаги почтой. Теперь заказчик, со своей стороны, должен подписать соглашение, после чего оно получает юридическую силу

Каталог товаров электронного магазина больше всего напоминает любую торговую интернет-площадку. С той лишь разницей, что в данный список любой поставщик может внести свою продукцию. Это облегчает задачу покупателя, ведь ему необязательно публиковать извещение о закупке, если удалось найти нужную продукцию среди предложенного ассортимента.

Когда заказчик заинтересовался товаром, он направляет все необходимые документы, в том числе проект контракта, исполнителю. Тот знакомится с условиями возможной сделки и либо соглашается их принять, либо отказывается. Кроме того, сведения о размещенных товарах могут использоваться покупателем для установления НМЦК.

Особенности закупок через электронный магазин по 44-ФЗ

Электронные магазины редко считаются самостоятельными площадками. Обычно они представляют собой часть региональных/муниципальных информационных систем в сфере закупок, для интеграции с которыми могут использоваться специальные продукты. В прошлом году 19 региональных электронных магазинов прошли интеграцию с Порталом поставщиков Москвы. В результате НМЦК снизилась в среднем на 10 %.

Электронный магазин по 44-ФЗ оставляет заказчику возможность выбирать форму заключения контракта с поставщиком, то есть допускается соглашение в электронном или традиционном виде на бумажном носителе.

Индустрия электронной коммерции, поддерживающая интернет-магазины и государственные закупки

В магазине большой выбор товаров широкого потребления, таких как хозтовары, канцелярская продукция, офисная техника. Нередко проводятся закупки на поставку продуктов питания.

При отсутствии предложений с необходимыми ТРУ либо при уклонении исполнителя от заключения контракта заказчик может провести торги за пределами данной площадки. Закупка без использования электронного магазина может также быть обоснована статьей 34 БК РФ, если заказчику без помощи данного ресурса удалось найти поставщика, предложившего более низкую цену. Поясним: в данной статье говорится, что закупка должна быть эффективной и экономной.

Работа через «Березку» предполагает выплату победителем закупки комиссионного сбора. Тогда как во многих региональных электронных магазинах такого условия нет, отсутствует обеспечительный платеж, что делает применение подобной площадки более привлекательным.

Читать также:  Как работает российская электронная коммерция и как ею пользоваться

Заказчикам такой формат работы также выгоден. В первую очередь, таким образом обеспечивается прозрачность процедуры, поэтому надзорные инстанции не смогут предъявить претензию за заключение контракта по завышенной цене либо увидеть в действиях поставщика нарушение антикоррупционного и антимонопольного законодательства.

Индустрия электронной коммерции, поддерживающая интернет-магазины и государственные закупки

3 примера электронных магазинов

  • Корпоративный интернет-магазин.
    Корпоративный интернет-магазин (КИМ – www.roseltorg.ru/kim) открыт для проведения закупок малого объема госкорпораций и органов власти. Регистрация и работа исполнителей является бесплатной. Открыв личный кабинет на этом портале, компания может размещать свои прайсы, искать покупателей, продавать ТРУ государственным заказчикам. Немаловажно, что подобная деятельность не требует участия посредников. Если заказчик размещает запрос, поставщик изучает его и дает ответ. Далее может быть подписан договор.
  • Корпоративный магазин Росатома.
  • Электронный магазин ОАО «РЖД».
    Данный портал можно найти по ссылке eshoprzd.ru. Речь идет об автоматизированной информационной системе электронной торговли, в рамках которой РЖД проводит закупки малого объема для обеспечения своих потребностей. Компания расходует свыше 100 миллиардов рублей на приобретение ТРУ у малых и средних предпринимателей – от поставок питьевой воды в офисы до проведения серьезных строительных работ.Этот электронный магазин (по 44-ФЗ) функционирует в режиме реального времени. Исполнители проходят бесплатную регистрацию, сразу получая возможность разместить свои предложения сотрудничества еще до направления запроса заказчиком. Далее их цена отображается у всех участников системы. Таким образом, шансы найти покупателя и заключить сделку серьезно возрастают.Данная площадка обеспечивает прозрачное проведение процедуры. Сам формат не позволяет организовывать фальшивые конкурсы для победы заранее выбранного контрагента. Все участники знают регламент, поэтому имеют возможность отслеживать ход торгов.Работа на площадке выгодна РЖД, так как позволяет сократить расходы на проведение тендеров. Полезна площадка и для исполнителей, представляющих малый и средний бизнес, ведь они могут без участия третьих лиц выйти на новые, ранее недоступные каналы сбыта.

ФАС о закупках в электронном магазине

Согласно письму ФАС РФ № МЕ/4930/20, в актуальных законах о контрактной системе нет норм, по которым покупатели государственного, муниципального уровня и исполнители должны осуществлять закупки малого объема только через электронный магазин.

Индустрия электронной коммерции, поддерживающая интернет-магазины и государственные закупки

По мнению антимонопольной службы, осуществление закупок малого объема через подобную площадку считается правом, а не обязанностью. Пункт 5 ч. 1 ст. 15 закона 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает принимать акты и осуществлять действия, которые способны стать причиной для ограничения или полного отсутствия конкуренции. Поэтому не могут быть установлены правила для покупателей по выбору поставщиков ТРУ.

Субъект РФ может принять нормативно-правовой акт, по которому заказчики обязаны закупать товары и услуги через электронный магазин на конкретной ЭТП. Но если в законодательстве РФ нет порядка выбора ЭТП, появляется вероятность несоблюдения норм антимонопольного законодательства, а именно – предоставления преимущества оператору одной из ЭТП.

Единая информационная система в сфере закупок

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 октября 2021 года; проверки требуют 24 правки.

ИсторияПравить

Единая информационная система (ЕИС) согласно закону № 44-ФЗ — это совокупность информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта Единой информационной системы в сети Интернет.

  • на портале ЕИС (zakupki.gov.ru) публикуются все госзакупки по закону № 44-ФЗ, а также госзакупки по закону 223-ФЗ от 100—500 тыс. рублей (в зависимости от годового объема закупок заказчика);
  • на восьми федеральных электронных торговых площадках госзакупок публикуются и проводятся все электронные госзакупки по закону № 44-ФЗ, а также госзакупки среди малого и среднего предпринимательства согласно закону № 223-ФЗ;
  • на коммерческих электронных торговых площадках публикуются и проводятся госзакупки по закону № 223-ФЗ и закупки, не являющиеся государственными (коммерческие).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *