К электронной коммерции относят:
- электронный обмен информацией (Electroniс Data Interchange, EDI),
- электронное движение капитала (Electronic Funds Transfer, EFT),
- электронную торговлю (англ. ),
- электронные деньги (e-cash),
- электронный маркетинг (e-marketing),
- электронный банкинг (e-banking),
- электронные страховые услуги (e-insurance).
История развития электронной коммерцииПравить
В 1982 году французская система Minitel была представлена France Télécom по всей стране и использовалась для онлайн-заказов.
В 1995 году Джефф Безос запускает Amazon. com и начинают вещание первые 24-часовые радиостанции без рекламы, Radio HK и NetRadio. В том же году программистом Пьером Омидьяром создан eBay (как AuctionWeb). Спустя 4 года в Китае была основана Alibaba Group. Business. com был продан eCompanies за 7,5 млн долларов США, который был приобретен в 1997 году за 149 тыс. долларов США. Запускается одноранговая программа для обмена файлами Napster. ATG Stores открыла продажу декоративных предметов для дома в Интернете. В декабре 2001 году Alibaba. com достигла прибыльности.
В 2003 году Amazon. com публикует первую годовую прибыль.
В 2007 году Business. com приобретен R. Donnelley за 345 миллионов долларов.
Постепенно доступ через мобильные устройства начал приобретать всё большую роль в электронной коммерции и составляет более 25 % рынка. Многие компании вложили значительные инвестиции в мобильные приложения.
Влияние на рынок трудаПравить
С одной стороны, электронная коммерция помогает создавать новые рабочие места благодаря информационным службам, необходимым программным разработкам и цифровым продуктам. С другой стороны, появление онлайн магазинов также приводит к сокращению рабочих мест. Области с наибольшей прогнозируемой потерей работы — это торговые площадки, почтовые и туристические агентства.
Преимущества электронной коммерцииПравить
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера. Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Для организацийПравить
- Глобальный масштаб
- Сокращение издержек
- Улучшение цепочек поставок
- Бизнес всегда открыт (24/7/365)
- Персонализация
- Быстрый вывод товара на рынок
- Низкая стоимость распространения цифровых продуктов
Для потребителейПравить
- Повсеместность
- Анонимность
- Большой выбор товаров и услуг
- Персонализация
- Более дешевые продукты и услуги
- Оперативная доставка
- Электронная социализация
Для обществаПравить
- Широкий перечень предоставляемых услуг (например, образование, здравоохранение, коммунальное обслуживание)
- Повышение уровня жизни
- Повышение национальной безопасности
- Уменьшение «цифрового» разрыва
- Онлайн-продажа/заказ товаров/услуг уменьшает автомобильный трафик и снижает загрязнение окружающей среды
ЛогистикаПравить
Электронная коммерция стала неотъемлемой частью современной экономики. Все больше потребителей приобретают товары посредством сети Интернет, а коммерческие организации так или иначе используют возможности данной сети при осуществлении предпринимательской деятельности. Общий мировой объём продаж в одном только потребительском сегменте электронной коммерции превысил отметку в 1 трлн долл. ещё в 2012 г. и характеризуется устойчивым ростом.
Рынок электронной коммерции в Европе достиг 312 млрд евро в 2012 г.
Виды электронной коммерцииПравить
Некоторые ритейлеры называют свои магазины «оптовыми торговыми точками», предлагая «оптовые цены». Хотя в строгом юридическом смысле магазин, который продает основную часть своих товаров конечным потребителям, считается розничным, а не оптовым. Различные юрисдикции устанавливают параметры соотношения потребительских и коммерческих продаж, которые определяют розничный бизнес.
Схема С2С или потребитель-потребительПравить
Электронная коммерция позволяет клиентам преодолевать географические барьеры и позволяет им покупать товары в любое время и в любом месте. Онлайн и традиционные рынки имеют разные стратегии ведения бизнеса. Традиционные ритейлеры предлагают меньше ассортимента товаров из-за ограниченного места на полках. Онлайн-ритейлеры зачастую не проводят инвентаризацию, а отправляют заказы клиентов непосредственно производителю.
Безопасность является основной проблемой электронной коммерции в развитых и развивающихся странах. Безопасность электронной коммерции защищает сайты и клиентов от несанкционированного доступа, использования данных. Тип угроз включает в себя: вредоносные коды, нежелательные программы (рекламное ПО, шпионские программы), фишинг, взлом и кибервандализм. Традиционные магазины также используют возможности онлайн-пространства для сохранения данных о покупателях, внедряют программы лояльности и переводят клиентов в онлайн пространство для оповещения об акциях, скидках и донесения рекламной информации с целью эффективного взаимодействия за пределами офлайн-магазина, удержания клиентов и увеличения продаж.
Недостатки электронной коммерцииПравить
- Возможные сомнения сторон по поводу принадлежности того или иного проекта к компании (негативная анонимность)
- Некоторая сложность в ведении и узаконивании деятельности предприятия в интернете
- Невозможность «потрогать» товар руками
- Ожидание доставки приобретенной продукции
- Возможные трудности и расходы при возврате товара
- Дополнительная стоимость за доставку товара
- Необходимость предоставления личных данных
- Привлекательная платформа для мошенничества (снижение уровня сетевой безопасности)
- Вытеснение с рынка коммерческих офлайн-предприятий
Для государстваПравить
- Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. — М.: Горячая линия — Телеком, 2008. — 480 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9912-0013-4.
- Сэмюэл Грингард. Интернет вещей: Будущее уже здесь = The Internet of Things. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 188 с. — ISBN 978-5-9614-5853-4.
- Канев В.С., Шевцова Ю.В.. Основы моделирования и управления операционными рисками в электронной коммерции и телекоммуникациях. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 278 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-9912-0495-8.