Инструменты цифровизации образования детей с овз

ПБ индивидуальный план обучающегося ПБ.docxПринципы маршрутизации и преобразования IP-трафика в VPN-сети, сКонфигурирование статистической маршрутизации.docxНачальная настройка маршрутизаторов.docxНастройка списков доступа в маршрутизаторах.docxИндивидуальный образовательный маршрут обучающихся 8 класса по рИтоговый индивидуальный проект Ароматы. Запахи. Флюиды ЗАВАЛИШИНчерненко Итоговый индивидуальный проект.docxЗаявка на согласование маршрута перевозки животных-2.docxиндивид обр маршрут педагога тест1.docx

ТЕМА: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОВЗ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

цифрового образования детей с ОВЗ

Изменения, происходящие в России, затрагивают все сферы жизни и деятельности общества, особенно это касается школьного образования. Приоритетным направлением модернизации современного общего и специального образования в изменяющейся России выступает инклюзивное образование.

Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике могут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье.

Актуальность исследования заключается в том, что современный мир непрерывно меняется. В различные сферы деятельности человека внедряются инновации, что ориентирует людей на постоянное развитие, совершенствование своих знаний, умений, компетенций, овладение новыми видами деятельности. В современных условиях с огромной скоростью растут потоки информации, развиваются технологии ее обработки и хранения, реальная жизнь все больше и больше переходит в «цифру». Такие изменения неизбежно затрагивают все стороны общественной жизни.

Одним из общественных институтов, подвергшихся такому информационному воздействию, стала система образования. Развитие технологий влечет за собой разработку новых инструментов обучения и делает учебный процесс более эффективным. Цифровое образование открывает новые перспективы в системе коррекционного образования, связанные с переосмыслением отношения к организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Практика европейских стран, США, Канады свидетельствует, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование не только в специальных, отделенных от общего образования учреждениях, но и в общеобразовательных школах по модели интегрированного или инклюзивного образования, которая предусматривает предоставление качественных образовательных услуг детям независимо от уровня их развития. Использование цифровых ресурсов для обучения помогает при дистанционном обучении, облегчает поиск необходимой информации, способствует непрерывному обучению детей с ОВЗ.

Внедрение цифровых моделей организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья требует не только специальной организации материальной среды, но и подготовки психолого-педагогического персонала общеобразовательных учреждений, поскольку эффективность цифрового обучения зависит от правильного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, который обеспечивают как учителя-дефектологи, так и педагоги, и психологи общеобразовательных учреждений.

Проблему цифрового обучения детей исследуют педагоги, психологи и методисты: С. Титова, Ю.Б. Надточий, Л.И.   Полежаева, П.Д. Слинюк, Е.Б.   Ученые считают, что внедрение меняет и требования к умениям учащихся, поскольку необходимо не только читать, писать и считать, но и уметь организовывать ресурсы данных, плодотворно сотрудничать, оценивать и использовать информацию.

Вопросы цифрового обучения детей с ОВЗ раскрыты в методической литературе фрагментарно и требуют дополнительного исследования. Однако, необходимо отметить, что образовательные учреждения всех уровней оснащены компьютерной техникой, педагоги прошли подготовку и переподготовку по использованию информационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. Поэтому необходимо продолжать модернизацию образования, привести образовательные программы в соответствие с потребностями цифровой экономики, широко внедрять цифровые инструменты учебной деятельности и обеспечить возможность обучения детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным траекториям на протяжении всей жизни – в любое время в любом месте.

В связи с вышеизложенным выявлено следующее противоречие между потребностями в цифровом образовании детей с ОВЗ и не разработанностью в достаточной мере педагогических условий для совершенствования данного процесса в образовательных учреждениях.

Необходимость разрешения данных противоречий обуславливает актуальность данного исследования и определяет его проблему: необходимость определения педагогических условий для эффективного внедрения цифрового образования детей с ОВЗ.

Объект исследования: процесс образования детей с ОВЗ.

педагогические условия внедрения цифрового образования детей с ОВЗ.

Цель исследования: теоретически обосновать и выявить педагогические условия внедрения цифрового образования детей с ОВЗ.

курсовой работы заключается в том, что в образовательную практику могут быть включены выявленные педагогические условия и внедрена предложенная модель цифрового образования детей с ОВЗ. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами, психологами и дефектологами в практической деятельности.

: состоит из: ведения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Основная часть. Теоретические особенности внедрения цифрового образования детей с ОВЗ

Для создания действительно открытого образовательного среды необходимы технологии, которые бы позволили удаленно оперировать всеми необходимыми данными публикациями, документацией, дидактическими и методическими наработками и др., предоставляя к ним общий доступ, возможность совместного пользования и/или редактирования, обмена. Такие возможности предоставляет цифровое образование.

Изначально цифровизация сводилась к автоматизации технологий, распространению интернета, мобильной связи, социальных сетей, появлению смартфонов, росту потребителей, применявших новые технологии. Однако очень быстро цифровые технологии становятся частью экономической, политической и культурной жизни человека.

Следовательно, цифровизация образования ведет к ее коренной, качественной перестройке. Педагог обязан научиться применять новые технологические инструменты и практически неограниченные информационные ресурсы. Технологии виртуальной реальности создают возможность применения цифровых тренажеров, не привязанных к одному рабочему месту, что расширяет круг исследуемых технологий. Технологии мобильного обучения позволяют учиться в любое время и в любом месте.

Развитие и внедрение цифрового обучения детей с ОВЗ дает возможность преодолеть ряд дидактических барьеров, получить доступ к разнообразным материалам в доступном, приемлемом формате, что находит отражение в зарубежном опыте.

Расходы на обслуживание облачных сервисов частично ложатся на государственные школы, которые получают ассигнования из специального госфонда для обучения детей с особыми потребностями. Для учащихся пользование сервисами является бесплатным.

В законе «Об образовании РФ» очерчен принцип равного доступа к полноценному качественному образованию в соответствии с индивидуальными интересами, способностями, независимо от материального состояния семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации этого принципа является внедрение информационно-коммуникационных технологий. Там же указано, что сквозное применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе должно стать инструментом обеспечения успеха образования детей с ОВЗ.

Таким образом, система цифрового образования включает в себя информационные ресурсы, Телекоммуникации, систему управления. Информационные ресурсы: гипер-коллекции (медиа, видео, аудио, библио, фото, графика, анимация), информационные массивы данных, образовательные порталы, интернет-сайты. Телекоммуникации: сетевые и мобильные среды, СМИ, телевидение, телефония, телемосты, хостинг, почтовые сервисы. Система управления: авторизация пользователей, тестирование, контент, рейтинги, частное и коллективное информационные пространство (сайт, блог, чат, форум, почта, база данных). Реализация цифрового образования позволит обеспечить непрерывное и качественное обучение всех школьников, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.1.2 Инструменты цифровизации образования детей с ОВЗ

Читать также:  Распоряжение Правительства РФ от 20.02.2021 N 431-р (ред. от 08.05.2023) "Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года"

Организация цифрового образования детей с ОВЗ ведется с помощью сети «Internet» через облачные технологии Google. Облачные технологии Google – подразумевают технологии, которые предоставляют пользователям доступ к компьютерным ресурсам сервера и использование программного обеспечения как онлайн-сервиса. Облачные технологии полностью обеспечивают управление интерактивным учебным процессом.

Их можно делить на подгруппы, исходя из различных критериев: возрастной, сюжетной тематики, уровня сложности игровой задачи, сложности управления, задач развития умственных способностей и других характеристик.

Инструменты цифровизации образования детей с ОВЗ можно сгруппировать в следующие классы:

1) коррекционные игры;

2) обучающие игры;

5) компьютерные диагностические игры.

Компьютерные диагностические программы могут использоваться для (Е. И. Никольская, Гибш И. А.):

— выявление уровня общих умственных способностей детей;

— оценки уровня развития психических и психофизиологических свойств личности – памяти, внимания, воспитания, умственной работоспособности, интеллекта, эмоционального состояния, нервно-психического статуса, параметров морфофункциональной системы (моторики, быстроты движения и т.д.);

— определение уровня психофизиологической и социальной готовности к поступлению детей в школу (физического развития, заболеваемости, физической подготовленности, основных физиометрических параметров растущего организма, факторов риска);

— экспресс-диагностика утомления ребенка в процессе компьютерных занятий;

— ранней диагностики отклонения детей от нормального развития.

Как известно для детей лучшей формой организации учебного процесса является игра, поэтому многие компьютерные программы созданы в форме игры — ребенок играючи учится.

Среди огромного многообразия инструментов цифровизации образования детей с ОВЗ условно можно выделить средства, которые являются наиболее эффективными:

— компьютерные тренажеры;

— автоматизированные цифровые системы;

— цифровые фильмы;

— мультимедийные презентации;

— видео демонстрации;

Еще одним неоспоримым преимуществом автоматизированных систем обучения является интерактивность, которая обеспечивает диалоговый режим на протяжении всего процесса обучения. Благодаря этому цифровые системы оказывают существенную поддержку учащимся, облегчая процесс обучения, а именно – они могут сами задавать темп процесса и самостоятельно контролировать его.

Цифровые фильмы. Цифровые фильмы воспроизводят те или иные процессы как в виде реальных специальных съемок, так и трехмерной компьютерной графики.

Цифровые таблицы классифицируются по различным признакам. По форме передачи информации они бывают: художественно оформленные, цифровые, графические, текстовые и комбинированные. На последних сочетается цифровой, текстовый или графический материалы с сюжетными или фрагментарными рисунками.

По методике таблицы должны соответствовать следующим требованиям:

— демонстрационные таблицы должны иметь соответствующие размеры;

— объекты, изображенные на них, должны быть достаточной величины;

— таблицы должны представлять монографические изображения, то есть желательно, чтобы на них был изображен один объект или однородные объекты, которые связаны между собой определенными связями;

— рисунки, тексты, цифровой материал следует размещать в определенной системе, дидактической последовательности, чтобы школьники могли легко его «прочитать»;

Цифровые таблицы используются на всех этапах урока. С их помощью решаются различные дидактические задачи и подзадачи.

Таблицы не только статичны, но и динамичны. Динамические необходимы там, где изучаются определенные явления, процессы, имеющие свои стадии, этапы, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Динамические таблицы бывают двух видов:

1) все элементы складываются на магнитной доске;

Использование динамических таблиц целесообразно как во время усвоения, так и во время закрепления и проверки. С их помощью учитель создает вариативные ситуации для применения знаний и умений.

Применение различных цифровых средств на уроках очень актуальна в современном образовании. Особенно важна роль цифровизации в процессе формирования учебной деятельности у школьников с ОВЗ.

Знания и навыки работы в сети Интернет, что ребенок усваивает при обучении с помощью информационно-коммуникационных технологий и облачных сервисов могут пригодиться и родителям. Уже сегодня через Интернет можно получить многие услуги, но этому надо научить, поэтому, компьютерные классы для детей, в будущем могут превратиться в цифровые центры для взрослых, которые занимаются детьми с особыми потребностями. Родители и дети могут пользоваться полезными сайтами в Интернете. Приведем некоторые из них:

1. Kids Unity «Единство детей» — портал для детей с ОВЗ и их родителей содержит статьи и книги по проблемам воспитания, обучения, реабилитации детей с ограниченными возможностями, каталог заведений, предлагаются возможности сотрудничества.

2. Виртуальная поликлиника «Скорая помощь». Раздел «Дети: психологические проблемы» бесплатные консультации психолога, члена Профессиональной Ассоциации детских аналитических психологов Пирхал Оксаны Петровны.

3. «Город Золотой» Благотворительный просветительский фонд содействия абилитация детей с особенностями развития “VITA” Сайт для родителей детей-инвалидов. Содержит рекомендации врачей и педагогов, методики обучение, игры для детей. Есть форум.

5. «Дорога в мир» – межрегиональная общественная организация помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям Портал родительской организации, объединившей семьи, в которых есть дети или взрослые люди с нарушениями развития.

6. Логопед-дефектолог Ирина Шептун Проводит занятия для детей с аутизмом, задержкой развития речи, синдромом Дауна. Основная специализация-ранний детский аутизм.

7. «Особые дети – МОГУТ». Форум, где можно найти поддержку, обсудить проблемы особых деток и их решение. Реабилитационные центры, врачи-профессионалы, наши успехи и достижения.

8. «Остров знаний» материалы по организации школьной и внеклассной работы с детьми с особыми потребностями, в том числе программы, методические советы, разработки уроков, проекты и тому подобное.

9. Российская Лекотека. Система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с различными проблемами в развитии. Общение мам особых деток общение родителей по вопросам воспитания, лечения и реабилитации детей с недостатками здоровья.

Создание цифрового учебного контента наиболее сложная и ответственная часть в организации цифрового обучении детей с ОВЗ. К этому процессу должен быть полностью задействован научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный отечественной системой образования.

С помощью цифровых средств обучения школьники с ОВЗ учатся работать самостоятельно, проявлять инициативу, легко уживаться с товарищами, усваивать новые знания по собственному желанию и охотно, принимать решения, раскрывать свои творческие способности, чувствовать себя уверенной и осведомленной личностью.

Анализ опыта работы педагогов показал, что вместе с другими методами, формами работы, использование цифровых средств обучения является действенным средством развития личности школьника с ОВЗ, его речи. Умелое использование презентаций, иллюстраций, схем, таблиц и моделей оказывает большую помощь в повседневной работе учителя и воспитателя начальных классов в умственном, нравственном, эстетическом воспитании учащихся начальных классов.

Читать также:  Как называется мошенничество в электронной коммерции и что представляет собой мошенничество? Как мошенники могут разрушить ваш интернет-магазин?

Роль цифровых средств обучения заключается в том, что данные средства, которые используются на уроках в начальные школе, способствуют систематизации и обобщения полученных знаний, а также играют важную роль в формировании учебной деятельности школьников с ОВЗ.

Цифровизация образования преобразует социальную парадигму жизнедеятельности людей, открывает возможности получения и совершенствования знаний, расширения кругозора. Цифровые технологии в современном мире — это не только инструмент, а среда обитания, которая открывает новые возможности: обучение в любое удобное время, непрерывное образование, возможность проектировать индивидуальные образовательные траектории, с потребителей электронных ресурсов стать создателями.

Таким образом, организация цифрового обучения детей с ОВЗ делает учебный процесс более интересным, что в свою очередь обеспечивает активизацию их познавательной деятельности, активизирует внимание и познавательные процессы на достижении поставленных перед ними задач. Привлечение учащихся в учебно-коррекционный процесс, активизация их усилий позволяет достичь поставленной учебно-коррекционной цели.

КСП_Урок № 32 Раздел 5. Глобальные проблемы энергетики.docxМинистерство образования Новосибирской области.docxПсихологические проблемы деятельности организации (компетентностМинистерство науки и высшего образования Российской Федерации.doРиски, методология, перспективы.docxСинтаксические проблемы перевода в английском языке курсовая_202Сценарий семинара-практикума _Опыт и перспективы гражданско-патрреализация государственной политики в сфере образования.pptxФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениеМИНИСТЕРСТВО науки и высшего ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.do

Проблемы и перспективы инклюзивного образования в условиях цифровизации

Аннотация: в данной статье изучаются основные проблемы и существующие перспективы развития и существования инклюзивного образования в условиях современной цифровизации образовательной системы. Проводится анализ трудностей возможных при внедрении цифровых технологий в инклюзивную среду, а также их преимущества и риски. Также, в статье рассматривается ряд цифровых технологий, которые могут принести пользу сфере инклюзивного образования, через призму точек их соприкосновения.

: цифровизация, цифровые технологии, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), образовательный процесс.

Цифровые технологии внедрились во все сферы жизни нашего общества. Дети с ранних лет начинают пользоваться разнообразными гаджетами и смартфонами, привыкать к информационной среде в рамках сети и там же искать новые источники информации, для быстрого ответа на существующие вопросы. В современной педагогической среде, на сегодняшний день, вопрос цифровицации образования является одним их наиболее обсуждаемых тем, в частности, как новый феномен в современной образовательной среде. Многие ученые, занимающиеся данным вопросом, имеют разнообразные мнения о теоретической и практической роли цифровых технологий в образовательной среде, считая, что данный процесс, наравне с позитивным влиянием, имеет и ряд негативных факторов, которые могут стать проблемными для успешного процесса цифровицации образовательной среды. Особенно актуальным, данный вопрос выступает в сфере инклюзивного образования.

Являясь особой образовательной средой, внедрение в инклюзивное образование процесса цифровизации может сопровождаться рядом проблем, способных нарушить успешное внедрение цифровых технологий в инклюзивную образовательную среду, которые, в свою очередь, могут принести колоссальную пользу и преимущества в успешное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из значительных проблем цифровизации инклюзивного образования является процесс подготовки квалифицированных специалистов и преподавателей, способных использовать цифровые технологии в качестве эффективного образовательного средства для успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, педагогам и преподавателям необходимо будет осваивать, изучать и разрабатывать новые методики и средства по эффективному внедрению и использованию информационных технологий в инклюзивный образовательный процесс, в связи с чем, на данный момент существует проблема методического обеспечения педагогов необходимой литературой и материалами, для освоения новой методики преподавания в рамках инклюзивного образования.

Немаловажной проблемой цифровизации инклюзивного образования становится, также, проблема поиска и внедрения качественной информации в рамках цифрового инклюзивного обучения, ибо существующее информационное поле, зачастую дает детям ложную информацию, которая впоследствии приводит к падению их уровня знаний и снижению уровня образования.

Наряду с вышеперечисленными проблемами цифроцизации инклюзивной образовательной среды, существует и ряд преимуществ, способных повысить уровень осуществления образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья. В первую очередь, к ним относится огромные и неограниченные коммуникации, в рамках интернет-среды, возможность быстрого поиска любой информации, касающейся разнообразных образовательных вопросов, расширение познавательных границ детей с ОВЗ, более комфортная и доступная технология обучения, а также упрощенная форма контроля, в рамках свободного использования тестирований и интернет-обучения детей с ОВЗ. Также, применение в инклюзивном образовании средств цифровизации, необходимы для решения компенсаторных образовательных задач, заключающихся в более доступных формах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которые могут быть подобраны, в зависимости от их индивидуальных потребностей (аудиокниги, разнообразные специализированные системы DAISI или доступный для каждого HTML). Данные информационные технологии способны помочь детям с ограниченными возможностями здоровья компенсировать их индивидуальные нарушения и получить ряд знаний наравне с обычными детьми в комфортных условиях. Таким образом, внедрение цифровизации в инклюзивную среду способно преодолеть барьер между различными сенсорными, двигательными или поведенческими нарушениями и успешно включить ребенка с ОВЗ в комфортную для него образовательную среду.

Цифровизация инклюзивного образования является сложным процессом, сопровождающийся рядом проблем и трудностей, решение которых необходимо на ранних стадиях, так как решение возникающих проблем на ранних стадиях способствует скорейшему завершению процесса цифровизации инклюзивного образования, который является необратимым в рамках современного общества. Потенциал цифровых технологий для эффективного обучения детей с ОВЗ очень велик, так как выполняет компенсаторную функцию, способную обеспечить образовательный процесс ребенка с ОВЗ наравне с обычными детьми, предоставив ему возможность приобретения качественного образования на высоком уровне.

Список используемой литературы

  • Алехина С.В. Принципы развития инклюзии в контексте современного образования / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. – 2014. — №1. – С. 5 – 16.
  • Ахметова Д.З. Челнокова Т.А Инклюзивная педагогика / Д.З. Ахметова. – Казань: Познание, 2019. – 174 с.
  • Никулина Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т.В. Никулина // Педагогическое образование в россии. – 2018. — №8. – С. 107 — 113.
  • Уваров А.Ю. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров. – М: Изд-во ВШЭ, 2019. – 343 с.

В статье авторы описывают актуальность цифровых образовательных ресурсов и мобильного электронного образования при работе с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: ребенок, мобильное электронное образование, образовательный процесс, письменная речь.

Читать также:  Что будет с интернет-магазинами в России в 2021 году и после 2020 года? Мы обрисовываем сложное, но интригующее будущее

Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех уровней и степеней. Благодаря внедрению в образовательный процесс информационных технологий создаются новые возможности для всех участников образовательного процесса.

ЭОР — это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи. Для образования и обучения детей, наиболее современные и эффективные ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.

Актуальность применения ЦОР обусловлена глобальной информатизацией общества, требованием ФГОС, педагогическим поиском эффективных средств обучения и для детей с ОВЗ.

В настоящее время в учебном процессе широко применяются следующие категории ЦОР:

– специально разработанные электронные приложения, входящие в состав УМК по изучаемому предмету;

– «методически адаптированные» к фрагментарному применению на уроках электронные учебники, репетиторы, энциклопедии и другие электронные издения;

Размещённые на федеральных порталах информационные источники и информационные инструменты, специально разработанные для поддержки учебного процесса по разным предметам.

Что дают ЦОР учителю?

Глубина погружения в материал; повышенная мотивация обучения; экономия времени на уроке; привлечение разных видов деятельности: мыслить, рассуждать, спорить;возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.

Что даёт ЦОР ученику?

Способствует росту успеваемости по предмету; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; позволяет учащимся проявить себя в новой роли; делает занятия интересными и развивает мотивацию; учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Сегодня существует достаточно большой выбор цифровых образовательных ресурсов, которые доступны учителю. Среди такого разнообразия, учителю необходимо грамотно подобрать ЦОР для обучающихся с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обычных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Рассмотрим категории детей с ограниченными возможностями здоровья: нарушение зрения, нарушение слуха, ЗПР, зарушение интеллектуального развития,ТНР, нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройство поведения и общения, комплексное нарушение развития.

Одной из важнейших задач для детей с ОВЗ в школьный период является овладение полноценной речью. Особо распространены среди учеников нарушения письменной речи. Нарушение письма отмечается очень часто. С каждым годом эта тенденция растёт, что подтверждается проводимыми логопедическими обследованиями.

Нарушения письменной речи выражаюся в:

Отмечаются следующие виды дисграфии:артикуляционно-акустическая; акустическая; дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза; аграмматическая; оптическая дисграфия.

Но, как правило, у детей с ОВЗ отмечается смешанная форма дисграфии — несформированность нескольких операций письма.

Работа по коррекции данного недостатка речи у школьников должна осуществляться на всех учебных предметах. Чтобы устранить вышеперечисленные недостатки речи, необходимо находиться в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, а также использовать современные цифровые образовательные ресурсы.

ЦОР стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письмаю

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ, предполагает использование адаптированных компьютерных программ, главным образом, обучающих, диагностических и развивающих.

Применение ЦОР создают большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляется обучающемися свободу выбора форм и средств деятельности.

Методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику

  • Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, индивидуальные домашние задания, посильная работа на уроке, обязательная оценка положительных результатов даже небольшого вида деятельности).
  • Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков, таблиц, карт, компьютера, интерактивной доски.
  • Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам.

Включая в урок ЦОР, мы дополнительно стимулируем ребёнка преодолевать речевой дефект, акктивно формируем коммуникативные особенности обучающихся. Также цифровые образовательные ресурсы выступают в роли стимула саморазвития, выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание действовать, играть, рассматривать, вернуться ещё раз к заданию. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, предпосылки развития логического мышления. В настоящее время существует достаточно много интерактивных игр, компьютерных программ, аудио-, видео- материала.

Нами была изучена и апробирована в коррекционном процессе следующая специализированная программа «Букварь». Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей, основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение обучающихся, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности. Программа «Букварь» является эффективной компьютерной программой для коррекции смешанной дисграфии. Работа с использование компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух.

Таким образом, активизируется компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Приведу в пример некоторые задания данной программы: определи, на что похожа буква; выдели цветом букву среди абстрактного рисунка; собери из букв заданное слово, фразу; отгадай загадку — запиши отгадку; вставь недостающую букву в слово и т. д.

В программе использована концепция «чтение через письмо».

Она помогает ребенку научиться читать и писать. Эффективно использовать данную программу можно в период обучения грамоте.

Также используется цифровая среда МЭО, которая обеспечивает условия для организации персонифицированного обучения в соответствии с потребностями обучающихся. Обеспечивает доступность качественного образования для различных категорий учащихся, в том числе для детей с ОВЗ.

В заключение хотелось бы отметить, что на наш взгляд, полноценное внедрение ЦОР, МЭО позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по всем предметам.

  • Методическое объединение учителей биологии Ленинского района города Челябинска — Цифровые образовательные ресурсы http://mmc74212.narod.ru/Biology/ URL: (дата обращения: 30.09.2019).
  • Мобильное электронное образование // edu.mob-edu.ru. URL: (дата обращения: 26.11.2019).
  • ЦОР в современной системе средств обучения. http://www.universitys.ru/j/images/stories/nir/4/chydinsky2.pdf. URL: (дата обращения: 30.01.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, учебный процесс, мобильное электронное образование, образовательный процесс, письменная речь, программа, вид деятельности, ограниченная возможность здоровья, предмет, ресурс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *