Исполнение бюджета по «Цифровой экономике» в 2020 г. худшее среди всех нацпроектов

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал затраты организаций и населения на развитие цифровой экономики по итогам 2021 г. Результатами исследования с CNews поделились представители НИУ ВШЭ.

Объем валовых внутренних затрат на развитие цифровой экономики, по оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в 2021 г. составил 4,8 трлн руб. Структура затрат на цифровизацию вернулась к доковидному соотношению: доля основных «инвесторов» — организаций — достигла 60,8% (годом ранее — 55,7%); расходы домохозяйств составили 39,2% (в 2020 г. — 44,3%).

Положительный тренд наметился и в динамике анализируемых затрат: темп прироста (+19,3% в фактических ценах к уровню 2020 г.) более чем вдвое превысил доковидный (+8% в 2019 г.).

При этом доля валовых внутренних затрат на развитие цифровой экономики в ВВП, продемонстрировавшем опережающий рост (+22%), сократилась с 3,8% в 2020 г. до 3,7% в 2021 г.

2,9 трлн руб. потратили организации на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг (+30,3% в фактических ценах к уровню 2020 г.). Около половины (48%) от этих средств инвестировали финансовые и страховые компании (384 млрд руб.), ИТ-отрасль (378 млрд руб.), телеком-компании (369 млрд руб.) и организации, осуществляющие профессиональную, научную и техническую деятельность (307 млрд руб.).

«Ланит Омни» представила свою low-code платформу

Более всего компании нарастили расходы на приобретение программного обеспечения (на 21%), прежде всего российского (его доля в закупках ПО составила 34% против 31% в 2020 г.). Снизились расходы, пик роста которых пришелся на пандемию: на обучение сотрудников, связанное с внедрением и использованием цифровых технологий, а также приобретение цифрового контента.

1,9 трлн руб. достигли расходы населения на цифровые товары и услуги (+5,5% к уровню 2020 г.). Основную долю (58%) в этих расходах занимает оплата услуг электросвязи — на них потрачено более 1 трлн руб.

Примерно в одинаковом объеме население тратит на покупку цифрового контента (276 млрд руб.) и мобильных телефонов (261 млрд руб.). По сравнению с 2020 г. расходы на эти цели выросли на 20 и 18% соответственно. Значительно выше (на 37%) увеличились траты населения на приобретение вычислительной техники (150 млрд руб. в 2021 г.).

УТВЕРЖДЕНАприказом Росстатаот 29.03.2019 г. N 182

Методикарасчета показателя «Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны)»

I. Общие положения

1.1. Настоящая Методика предназначена для расчета показателя «Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны)» (далее — Показатель), используемого для мониторинга достижения цели национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», определенной подпунктом «а» пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

1.2. Показатель рассчитывается на федеральном уровне в целом по Российской Федерации.

1.3. Субъект официального статистического учета, формирующий официальную статистическую информацию по показателю — Росстат совместно с Минкомсвязью России.

1.4. Срок предоставления (распространения) официальной статистической информации пользователям — 30 июля (начиная с 2020 года).

II. Основные понятия и определения

2.1. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики* — совокупность расходов организаций на выполнение собственными силам работ (услуг) по созданию, распространению и использованию цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг, а также домашних хозяйств на использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг.

2.2. Валовый внутренний продукт (ВВП)** — характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.

III. Источники информации

3.1. Источником информации для расчета Показателя является:

официальная статистическая информация, формируемая Росстатом и другими субъектами статистического учета в рамках Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, (далее — ФПСР) по формам федерального статистического наблюдения, содержащим сведения о затратах, связанных с внедрением и использованием цифровых технологий. Полный перечень источников информации приведен в Методике расчета показателя «Внутренние затраты на развитие цифровой экономики», разработанной Минкомсвязью России во исполнение п. 1.27 Раздела 4.6 Федерального проекта «Цифровое государственное управление» Паспорта национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16;

официальная статистическая информация о произведенном валовом внутреннем продукте в текущих ценах, которая определяется расчетным путем в соответствии с методологическими принципами Системы национальных счетов 2008, утвержденными Европейской комиссией, Международным валютным фондом (МВФ), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организацией Объединенных Наций (ООН), Всемирным банком, в рамках пункта 1.2.2 ФПСР. Методологические основы формирования валового внутреннего продукта производственным методом изложены в методологических положениях по статистике (выпуск 5) в главе «Методологические основы формирования счета производства».

IV. Алгоритм расчета показателя

4.1. Показатель определяется по следующей формуле:

— доля внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников в валовом внутреннем продукте страны, процент;

— внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников, тыс. рублей;

— объем валового внутреннего продукта страны в текущих ценах***, тыс. рублей.

4.2. Показатель «Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников» рассчитывается Федеральной службой государственной статистики в целом по Российской Федерации.

* Данное понятие приведено исключительно в целях настоящей методики

** Система национальных счетов 2008, утверждено: Европейской комиссией, МВФ, ОЭСР, ООН, Всемирным банком, Нью-Йорк, 2012 год.

*** Информация по данному показателю разрабатывается Федеральной службой государственной статистики и публикуется на официальном сайте Росстата www.gks.ru в разделе Официальная статистика/Национальные счета/Валовой внутренний продукт/Валовой внутренний продукт/Годовые данные/В текущих ценах.

По данным Счетной палаты, исполнение расходов федерального бюджета на реализацию «Цифровой экономики» составило всего 10,5%, что является худшим среди всех нацпроектов. Схожая ситуация была в 2019 г., когда «Цифровая экономика» за год была исполнена только на 53,6%.

«Цифровая экономика» опять в аутсайдерах

Исполнение расходов федерального бюджета России по национальному проекту «Цифровая экономика» за первое полугодие 2020 г. составило 10,5%. Этот показатель является наихудшим по исполнению расходов бюджета среди всех нацпроектов. Всего на исполнение «Цифровой экономики» в 2020 г. предусмотрены бюджетные расходы в сумме 131,8 млрд руб., следует из оперативных данных по исполнению бюджетов нацпрограмм, представленных на онлайн-портале Счетной палаты России.

Помимо «Цифровой экономики», аутсайдерами по исполнению бюджета также стали нацпроекты «Международная кооперация и экспорт» с исполнением на 14,8% и «Экология» с 21,8%. Наилучшие показатели в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» показал входящий в него федеральный проект «Информационная безопасность», бюджет которого исполнен на 15,2%.

Читать также:  Препятствия для трансграничной электронной коммерции в России и Китае

В целом расходы федерального бюджета на реализацию нацпроектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры России по итогам первой половины 2020 г. исполнены на 35,1%, что составило 757,5 млрд руб. из установленных уточненной бюджетной росписью ассигнований в размере 2,156 трлн руб.

В Минкомсвязи на момент публикации этого материала прокомментировать CNews данные об исполнении бюджета профильного нацпроекта не смогли.

Хроническое отставание

Недостаточное исполнение бюджета в рамках «Цифровой экономики» также наблюдалось в прошлом году. Так, по итогам 2019 г. CNews рассказал о том, что эта нацпрограмма также продемонстрировала наихудший показатель исполнения бюджета среди всех других нацпроектов.

Исполнение бюджета «Цифровой экономики» в 2020 году вновь под вопросом

Согласно данным Счетной палаты, по состоянию на 28 декабря 2019 г. уровень исполнения расходов «Цифровой экономики» составил 53,6%. С учетом того, что в 2019 г. на этот нацпроект из бюджета было выделено 108 млрд руб., без реального финансирования остались его элементы на 57,9 млрд руб.

Исполнение бюджетов нацпроектов в первом полугодии 2020 года

Согласно данным исполнения нацпроектов, представленным на онлайн-портале Счетной палаты по итогам первых пяти месяцев 2020 г., исполнение федерального бюджета «Цифровой экономики» по итогам мая составляло 7,8%, что также являлось худшим результатом среди всех нацпроектов. При этом объем бюджетных средств, выделенных на 2020 г. на исполнение «Цифровой экономики», несколько снизился: на начало июня – до пересмотра параметров нацпроектов в рамках общенационального плана восстановления экономики в условиях распространения коронавирусной инфекции и борьбы с пандемией – он составлял 133,9 млрд руб. (больше на 2,1 млрд руб. чем на начало июля).

По данным Счетной палаты России, на момент написания материала в рамках исполнения нацпроекта «Цифровая экономика» по федеральному проекту «Нормативное регулирование цифровой среды» было зарегистрировано три бюджетные субсидии и ни одного контракта. По федеральному проекту «Информационная инфраструктура» было зарегистрировано 457 контрактов и 25 субсидий, по проекту «Кадры для цифровой экономики» 49 контрактов и 389 субсидий, по проекту «Информационная безопасность» 218 контрактов и 27 субсидий, по проекту «Цифровые технологии» 13 контрактов и 98 субсидий, по проекту «Цифровое государственное управление» 736 контрактов и 110 субсидий.

Бюджет «Цифровой экономики»

Программа «Цифровая экономика» была утверждена правительством летом 2017 г., а в мае 2018 г. ее трансформировали в национальную программу. В нее входит шесть федеральных проектов: «Цифровое государственное управление», «Цифровые технологии», «Нормативное регулирование цифровой среды», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная инфраструктура» и «Информационная безопасность».

Ключевые показатели нацпроекта «Цифровая экономика»

Изначально на «Цифровую экономику» за период 2018-2021 гг. планировалось потратить 520 млрд руб., из которых 170 млрд руб. должен был выделить федеральный бюджет, а 350 млрд руб. — внебюджетные источники. Когда она стала нацпрограммой, бюджет был увеличен до 2,79 трлн руб., из которых 1,267 трлн руб. должен был выделить федеральный бюджет, 1,524 трлн руб. — внебюджетные источники.

Позднее был представлен уточненный вариант национальной программы «Цифровая экономика». В нем общий объем расходов увеличился до 3,54 трлн руб. В том числе расходы федерального бюджета увеличились до 2,015 трлн руб. Рост затрат был связан с включением в федеральный проект «Цифровое государственное управление» расходов на информатизацию федеральных органов власти и на развитие системы паспортно-визовых документов нового типа «Мир», уже заложенных в федеральном бюджете. По некоторым другим проектом расходы были урезаны.

В феврале 2019 г. CNews сообщал о том, что Совет при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам сократил расходы программы «Цифровая экономика» на период 2018-2024 гг. более чем в два раза, до 1,634 трлн руб. Из них 1,1 трлн руб. выделит федеральный бюджет, 535 млрд руб. будут взяты из внебюджетных источников. Наибольшему сокращению подверглись федеральные проекты «Цифровые технологии» и «Цифровое государственное управление» — в совокупности расходы по ним уменьшились на 1,87 трлн руб.

Финансовое обеспечение «Цифровой экономики» по паспорту проекта, млрд руб.

В середине июня 2020 г. CNews сообщил о том, что Минкомсвязи выступило с предложением кардинального изменения нацпрограммы «Цифровая экономика», подготовив список изменений почти в каждом из входящих в ее состав федеральных проектов, включая «Цифровые технологии».

5 команд на 1 продукт: как X5 выстроила рабочие процессы от визуализации и прозрачных взаимосвязей до работы с блокерами, WIP-лимитов и аналитики

Список изменений, предварительный срок утверждения которых ожидается в сентябре 2020 г., затронет, в частности, направления цифрового госуправления, импортозамещения ПО, поддержки сквозных технологий, информационной безопасности, развития центров обработки данных, а также 5G-сетей и технологий.

В конце июня 2020 г. CNews также сообщал о подготовленном в Минкомсвязи проекте постановления Правительства, которым предлагается закрепить за ведомством обязанности исполнителя нацпрограммы «Цифровая экономика», регулятора системы биометрической идентификации граждан, оператора реестров российского и евразийского ПО, а также организатора видеонаблюдения за выборами и другие полномочия. Передача полномочий по осуществлению «Цифровой экономики» также предполагает передачу Минкомсвязи распределения бюджета этой нацпрограммы.

Левицкая Елизавета Павловна1, Коновалова Полина Алексеевна11Финансовый университет при Правительстве РФ, студентка группы РСО18-3

Научный руководитель: Удальцова Наталья Леонидовна

Кандидат экономических наук, доцент департамента Менеджмента

Что такое цифровая экономика? Цифровая экономика представляет собой всемирную сеть экономической деятельности, коммерческих операций и профессиональных взаимодействий, обеспечиваемых информационно-коммуникационными технологиями. Впервые данный термин употребил Дон Тапскотт в своей книге «Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта» 1995 года. Н. Негропонте описывал цифровую экономику как использование «байтов вместо атомов». Сначала цифровую экономику иногда называли экономикой интернета из-за ее зависимости от подключения к интернету. Однако экономисты утверждают, что цифровая экономика является более развитой и сложной, чем экономика интернета, которая представляет по сути своей просто экономические данные, полученные через интернет.  Цифровая экономика отражает переход от третьей промышленной революции к четвертой. Третья промышленная революция, которую иногда называют цифровой революцией, относится к изменениям, произошедшим в конце 20 века с переходом к цифровым технологиям. Следующая революция связана с цифровой революцией и появление цифровой экономики. Некоторые организации и частные предприниматели используют технологии для простого выполнения существующих задач с помощью компьютера, но цифровая экономика – это нечто большее. Это не просто использование компьютера для выполнения задач, которые раньше выполнялись вручную. Цифровая экономика подчеркивает возможность и необходимость того, чтобы организации использовали технологии для выполнения обыденных задач быстрее и более эффективно, более того цифровая экономика позволят выполнять то, что раньше не было возможным выполнить. Цифровая экономика создала целый ряд потрясений. Появились новые виды компаний и новые способы взаимодействия. Однако многие компании и частные предприниматели, которые не смогли приспособиться к цифровой экономике, столкнулись со снижением объема продаж, утерей позиций на рынке и даже банкротством. Долгое время изучение цифровой экономики вызывало множество трудностей. Одной из самых главных проблем было то, что не существовало какого-то универсального определения, которое включало бы четкий список отраслей производства, которые можно было бы включить в область цифровой экономики. Эта проблема объясняется тем, что технологии в нашем мире слишком быстро меняются и ученые не успевают изучить какой-либо процесс в то время, как появляется уже совершенно новый. Определение цифровой экономики должно было включать в себя особенность постоянных изменений. Что включает в себя изучение цифровой экономики? Перечислим некоторые шаги: 1) Разработка концептуального понятия цифровой экономики; 2) Выделение товаров и услуг цифровизации в рамках объема их реализации (они должны иметь отношение к изучению понятия цифровой экономики, разработанной на первом этапе). 3) Изучение реализации данной продукции (использование разработок для определения отраслей, которые производят данные товары и услуги, и оценивание всех переменных, связанных с этой деятельностью: добавленной стоимости, уровня занятости, компенсаций и т.д.).

Читать также:  Электронная коммерция виртуальное отображение организации

Данная таблица наглядно показывает, что лидерами в цифровой экономике являются США и Китай. Рассмотрим каждую из стран и их вклад в цифровизацию. Соединенные Штаты Америки. США занимает лидирующие позиции в развитии цифровизации. В 2018 году цифровая экономика занимает около 6,5% долларового ВВП, что составляет более одного биллиона долларов. По сравнению с другими отраслями в США, цифровая экономика находиться на втором месте после отрасли научных и технологических услуг, которые составляют 7,1% ВВП, но уже обогнала оптовую торговлю, которая составляет 5,9% ВВП. Цифровая экономика в США позволила обеспечить страну 5.9 миллионами вакансий, что позволило трудоустроить 130 миллионов человек, ровно столько же рабочих мест предоставляют финансовые, оптовые и транспортные сферы. Более того, известно, что люди, работающие в отраслях, связанных с цифровой экономикой, получают 111000$ среднегодового дохода, когда в других отраслях экономики среднегодовой доход составляет 66780$. Что еще раз подтверждает тот факт, что цифровизация в США набирает обороты. По сравнению с 2006 годом процент цифровизации в США возрос на 82%. Многие экономисты говорят, что цифровая экономика в США живет своей жизнью, является как бы параллелью остальной экономической системы страны. Департамент цифровой экономики в США выделяет следующие возможности, которые должна обеспечивать развитая цифровизация: 1) Бесплатный доступ к Интернету по всему миру – открытая и бесплатная платформа для обмена информацией, уже разработаны следующие площадки: Единый цифровой рынок (EU single digital market), IANA. 2) Доверие и безопасность в сети – цифровая экономика будет успешно развиваться лишь при условии, что все предприниматели будут уверены в своей безопасности в сети. Данные условия обеспечивают: US Privacy Shield (щит безопасности США), изобретенный в 2016 году. 3) Доступ и навыки – должна существовать удобная инфраструктура, а предприниматели должны иметь специальные навыки, с помощью которых они могли бы переводить свою деятельность в цифровую экономику. В Америке с 2016 года создаются специальные курсы, которые обучают бизнесменов трюкам цифровой экономики, например Skill-building for the digital economy. 4) Инновации и разработка технологий – уже сейчас существуют возможности, которые позволяют поддерживать развитие технологий и выявлять долгосрочные проблемы, связанные с развитием жизненного цикла товара. Сейчас существует единая патентная платформа, которая прилагает усилия для улучшения качества патентов. Также продвижение развития перспективных технологий и изучение их возможное влияния на цифровую экономику. В целом можно понять, что на данный момент США старается развивать цифровую экономику и переводить как можно больше отраслей производства в эту сферу, а также поддерживает развитие информационных технологий. Скорее всего успех Америки в цифровизации можно объяснить тем, что правительство старается поддерживать предпринимателей и разрабатывает специальные курсы по обучению работе в сферах цифровизации. Развитие цифровой экономики в Китае. Китай входит в тройку лидеров в развитии цифровой экономики и является крупнейшим электронным рынком, на который приходится более сорока процентов стоимости мировых электронных транзакций. Для сравнения, десять лет назад приходился только один процент. Сейчас же электронные транзакции Китая оцениваются больше, чем транзакции Германии, Соединенного Королевства, Франции и Японии вместе взятых. Китай также стал одним из лидеров в сфере мобильных платежей. Уже в сентябре 2018 года стало известно, что Китай собирается вложить около четырех триллионов долларов в дальнейшее развитие цифровой экономики. Представители государственного плана в Китае заявили, что информационная сфера экономики и искусственный интеллект являются перспективными для создания большого количества рабочих мест.  Китайская экономика претерпела процесс реструктуризации, который привел к упадку низкобюджетных отраслей и появлению более дорогостоящих заводов, которые производят различную робототехнику.  Китай продолжит трансформацию традиционных отраслей экономики и стимулирование рабочих переключаться на работу в сфере цифровизации, тем самым улучшая качество занятости.  В данный момент усиливается торговая война между Китаем и Америкой, которая является и главным торговым партнером Китая. Китайские СМИ обвиняют Вашингтон в том, что Америка пытается подавить перспективы Китая в цифровой экономике. Страна планирует развивать такие сферы, как облачные вычисления, развитие искусственного интеллекта и т.д. Китай собирается привлекать специалистов со всего мира для содействия развитию своей цифровой экономики. Согласно Китайской академии информационных и коммуникационных технологий, цифровая экономика Китая выросла на 18% по сравнению с прошлым годом, что составляет примерно треть валового продукта страны. Ранее в августе в Китае был подписан контракт с банком развития Китая, крупным политическим кредитором, о предоставлении финансовой поддержки для развития цифровизации в Китае в размере 14,5 миллиарда долларов. Страна надеется, что развитие цифровой экономики поможет стимулировать сельское хозяйство страны, как часть амбиций Китая по возрождению сельских районов страны. На данный момент цифровой потенциал Китая очень велик. Можно выделить несколько причин, по которым это стало возможным: 1) преимущества по масштабу внутреннего рынка Китая и большое количество заинтересованных профессионалов в сфере цифровизации, что способствует быстрой коммерциализации цифровых технологий; 2) высокий уровень конкуренции, что тоже стимулирует рост цифровой экономики; 3) правительство оказывает поддержку растущему цифровому сектору Китая, что облегчает вложение инвестиций и внедрение новейших цифровых технологий. Сочетание этих трех факторов, стимулирующих цифровое развитие Китая, означает, что страна заметно увеличивает свое влияние на цифровой мировой арене. За последние десятилетия Китаю удалось тесно интегрироваться в мировую экономику с помощью сбытового производства, однако будущее за цифровой экономикой. Растущее число китайских цифровых компаний развивают глобальное присутствие Китая на мировой арене через слияния и поглощения, расширяя свои бизнес-модели, а также выступают в качестве поставщиков технологий для компаний-партнеров. Эти события могут означать, что в ближайшие годы Китай установит свое лидерство в сфере цифровой экономики. Растущее влияние Китая на мировой арене также означает, что страна может внести свой вклад в дебаты по вопросам глобального управления цифровой экономикой, решение проблем барьеров цифровизации для других стран, а также появлению цифрового суверенитета. Китайские компании становятся все более активными мировыми инвесторами. В 2016-2018 годах инвестиции Китая составили 38 миллиардов долларов, что составляет 14% от всех мировых инвестиций. Около 80% инвестиций было направлено в страны с развитой экономикой, и примерно 75% в сектора, которые связаны с цифровой экономикой. Очевидно, что влияние Китая на мировой арене стартапов увеличивается, поскольку страна стремится приобрести все новейшие технологии, таланты и услуги.

Читать также:  Что такое электронная коммерция и как она работает?

Страны Европейского союза. От смартфонов до высокоскоростного интернета, рынка приложений, изучения новых технологий. Развитие цифровой экономики в Европе стало возможным благодаря техническим и рыночным инновациям. Выделим некоторые принципы цифровой экономики Европы: определение европейских правил телекоммуникаций; отстаивание интересов потребителей; установление технических стандартов; поддержка исследований и инноваций. 21 марта 2018 года в Европейском союзе была основана Комиссия, которая предложила ввести налогообложение компаний, задействованных в цифровой экономике. Комиссия предложила два законопроекта: 1) Первая инициатива направлена на реформирование правил корпоративного налогообложения, с тем чтобы прибыль регистрировалась и облагалась налогом там, где предприятия имеют значительное взаимодействие с пользователями через цифровые каналы. Это является предпочтительным долгосрочным решением комиссии. 2) Второе предложение отвечает на призывы нескольких государств-членов о временном налоге, который охватывает основные цифровые виды деятельности, которые в настоящее время полностью избегают налогов в ЕС. Законодательные предложения будут представлены для принятия Европейскому парламенту. ЕС также будет продолжать активно участвовать в глобальных дискуссиях по цифровому налогообложению и продвигать амбициозные международные решения. Присутствие данных законопроектов еще раз свидетельствует о том, что цифровая экономики развивается в Европе стремительными темпами. Цифровизация европейской промышленности направлена на обеспечение того, чтобы бизнес и нетехнические отрасли могли извлекать выгоду из цифровых инноваций. Это стратегия связывает национальные и региональные инициативы и стимулирует инвестиции. Более того, стоимость цифровой экономики Европейского союза составила более 285 миллиардов евро в 2015 году, что составляет более 1,94% ВВП всего Европейского союза. Благодаря годовому темпу роста в 5,03%, это значение увеличилось до 300 миллиардов евро, что составляет 1,99% ВВП в 2016 году. При своевременном создании благоприятных политических и законодательных условий и поощрении инвестиций в цифровизацию стоимость европейской экономики данных может увеличиться до 739 миллиардов евро к 2020 году, что составит 4% от общего ВВП ЕС.

Япония. Япония исторически сильна в секторе информационных технологий со значительной долей рынка и лидирующими брендами бытовой электроники. Однако в современной экономике, где сегмент услуг стал основным источником приобретения богатства пострадала конкурентоспособность Японии. С тех пор, как новая администрация президента США вступила в должность, начался экономический диалог высокого уровня, охватывающий широкий круг тем. Вице-президент Пенс представлял США, а заместитель премьер-министра Асо представлял Японию. Повестка дня этого диалога основывается на трех основных элементах. Первое — это сотрудничество в экономической и структурной политике, второе-это общая японо-американская стратегия по торговым и инвестиционным правилам для стимулирования экономического роста в Азиатско-Тихоокеанском регионе (APAC), и третье — продвижение и определение областей, в которых Япония и США. может сотрудничать, глядя в одном направлении. Цифровая экономика охвачена вторым и третьим из этих компонентов. Как правило, этот вопрос будет обсуждаться в рамках третьего компонента. Это подчеркивается здесь потому, что это область, в которой Япония и США может строить взаимовыгодные отношения. Крупные игроки вынуждены переориентировать свои усилия, чтобы оставаться актуальными, а новые компании ищут возможности для входа рынок. Япония не является лидером на рынке цифровизации, однако, страна уверенными шагами приближается к лидерству. Один только информационно-коммуникационный сектор уже обеспечивает в стране 9% ВВП и 7% рабочих мест. Среди предприятий показатель использования интернета в конце 2016 года составлял 99,9%, что остается неизменным в течение последних нескольких лет, показывая, что использование интернета среди предприятий широко распространено, однако, как оказалось, лишь 16% корпораций используют информационные технологии для получения прибыли. В 2016 г. Японское правительство выявило главные проблемы, которые ограничивают развитие цифровой экономики в стране, что в свою очередь оказывает не очень хорошее влияние на общество и его состояние. Чтобы как-то найти решение началось создание программы интеллектуального общества 5.0. В данном плане Японии (The 5th Science and Technology Basic Plan) задачей является улучшение важнейшего ресурса — человеческих денежных средств и воспроизводство Super Smart Society 5.0 (что переводится как «сверхинтеллектуальное общество»). Формирование общества, где абсолютно каждый сможет воспользоваться качественным обслуживанием и услугами, в котором не будет деления на мужчин и женщин, на старых и молодых, на своих или чужих и все без исключения будут иметь возможность жить в удобстве и комфорте – вот основная цель. По этой причине существенная доля проекта направлена на формирование государственной и национальной концепции инноваций и перестройке образовательного процесса. Осуществить все свои грандиозные планы Япония собирается путем цифровых технологий, таких как: Big Data, искусственного интеллекта (ИИ), механического обучения, виртуальной реальности, независимого управления автотранспортным средством. Society 5.0 осуществится путем имеющейся инфраструктуры и использования новейших технологий. Говоря простым языком, основы Society 5.0 можно привести к рассмотрению крупных сведений с поддержкой ИИ. Сведения станут отправляться в киберпространство, обдумываться, а далее снова возвращаться в физическое пространство как новейшие научно-технические заключения. В развитии цифровой экономики Японии очень заинтересован Европейский союз, именно ЕС является основным инвестором Японии. В целом, можно сказать, что страна очень заинтересована в развитии цифровизации. Ведутся переговоры со странами-лидерами, в следствии чего большой поток инвестиций приходит в цифровизацию страну. Возможно, совсем скоро произойдет второе Японское чудо, и страна займет лидирующие позиции на рынке мировой цифровой экономике.

  • https://www.bea.gov/sites/default/files/papers/defining-and-measuring-the-digital-economy.pdf
  • https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/featured%20insights/China/Chinas%20digital%20economy%20A%20leading%20global%20force/MGI-Chinas-digital-economy-A-leading-global-force.ashx
  • https://europa.eu/european-union/topics/digital-economy-society_en
  • https://www.eu-japan.eu/sites/default/files/publications/docs/digitaleconomy_final.pdf
  • Удальцова Н.Л. , Мосина В.И. Современные тенденции развития цифровой экономики и ее влияние на предпринимательскую деятельность, Экономические науки. 2018. № 162. С. 43-48.
  • Удальцова Н.Л. Финансирование проектов в сфере высоких технологий
    экономика и предпринимательство. 2017. № 8-4 (85). с. 549-553.
  • Удальцова Н.Л. Государственное регулирование инновационной деятельности за рубежом , Креативная экономика. 2013. № 8 (80). с. 3-9.

Все статьи автора «Левицкая Елизавета Павловна»

Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников

Выгрузить паспорт набора открытых данных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *