Оглавление
1. Первоочередные меры по созданию правовой среды для цифровой экономики
2. Среднесрочные меры по созданию правовой среды для цифровой экономики
3. Концепция комплексного правового регулирования отношений в цифровой экономике
Цифровую экономику можно определить как систему экономических отношений, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех ее сферах. В цифровой экономике хозяйственная деятельность осуществляется с помощью электронных или цифровых технологий. При этом акцент делается не на использовании программного обеспечения, а на товарах, услугах и сервисах, реализуемых посредством электронного бизнеса, электронной коммерции.
В целях развития цифровой экономики в Российской Федерации распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Рассмотрим возможные направления изменений в российской правовой системе в целях развития цифровой экономики.
В связи с тем что эффективная деятельность существующих рынков и отраслей в цифровой экономике возможна только при наличии развитых платформ, технологий, институциональной и инфраструктурной сред, Программа сфокусирована на два нижних уровня цифровой экономики (платформы и технологии, и среду) путем развития пяти базовых направлений: (1) нормативное регулирование; (2) кадры и образование; (3) формирование исследовательских компетенций и технических заделов; (4) информационная инфраструктура и (5) информационная безопасность.
Основной целью направления, касающегося нормативного регулирования, является формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием в цифровой экономике. Все это потребует не только точечных изменений в отдельных нормативных правовых актах (далее также — НПА), но прежде всего системных поправок в базовые отраслевые законы — ГК РФ, АПК РФ, ГПК РФ, ТК РФ и др.
Основными сквозными цифровыми технологиями, которые требуют нового нормативного правового регулирования, являются такие недавно возникшие явления экономической жизни, как большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра (блокчейн), квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный Интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи (в т.ч. сети связи пятого поколения, без которых, например, невозможно создание беспилотного транспорта), технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Реализацию поставленных задач и формирование современной нормативной правовой основы цифровой экономики России планируется осуществить в три этапа.
Первоочередные меры по созданию правовой среды для цифровой экономики
В 2018 г. планируется разработать и реализовать концепцию первоочередных мер по совершенствованию правового регулирования с целью ускоренного развития цифровой экономики. Концепция предполагает подготовку перечня ключевых действующих правовых ограничений, препятствующих развитию цифровой экономики, и формулирование предложений по их устранению. Одновременно необходимо определить первоочередные базовые правовые понятия и институты, необходимые для развития цифровой экономики.
1. На основе сформированного перечня должны быть приняты нормативные правовые акты, устраняющие ключевые правовые ограничения в отдельных отраслях законодательства, препятствующие развитию цифровой экономики.
Например, в сфере судопроизводства и нотариата необходима унификация процессуальных правил подачи исковых заявлений, жалоб, ходатайств, доказательств в электронной форме для арбитражных судов и судов общей юрисдикции (в т.ч. при совершении таких действий в сети Интернет, по сетям подвижной связи и т.п.). Должно также активно развиваться электронное взаимодействие между участниками процесса, судами, службой судебных приставов, иными органами и организациями при исполнении судебных решений.
Необходимо внести изменения в законодательство в части установления возможности совершения нотариальных действий путем изготовления нотариального документа в электронной форме, подписания документа в присутствии нотариуса усиленной квалифицированной электронной подписью, а в дальнейшем, возможно, и простой электронной подписью. Потребуется также введение механизма дистанционного совершения нотариусами отдельных нотариальных действий (удостоверение сделок, свидетельствование верности копий электронных документов и выписок из них, свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой, удостоверение времени предъявления электронных документов, совершение исполнительных надписей в электронном виде на электронном документе и иных действий).
В области связи предлагается обеспечить возможность заключения договоров об оказании услуг связи в электронной форме, что будет допускать возникновение обязательств на основе дистанционных действий. Это потребует внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О связи» и различные постановления Правительства РФ об оказании услуг связи.
В сфере транспорта целесообразно обеспечить обязательность указания в электронном паспорте транспортного средства (ЭПТС) сведений о его собственнике и информации о наложении обременения хотя бы одной из сторон договора залога, что предполагает изменения в ГК РФ. Такие сведения будут закладываться в систему распределенных реестров и способствовать прозрачности совершаемых сделок.
2. К числу первоочередных мер, которые необходимы для развития цифровой экономики, следует отнести разработку предложений по формированию основных правовых понятий и институтов, обеспечивающих современный цифровой гражданский оборот и определяющих в том числе принципы безбумажного взаимодействия, использования электронного документа, электронного дубликата документа, электронного архива и т.п. Эти первоочередные базовые правовые понятия и институты в сфере цифровой экономики будут закрепляться в нормативных правовых актах.
Весьма перспективным представляется введение режима электронного (цифрового) резидентства юридических лиц. Это предполагает переход от регистрации организаций в уведомительной электронной форме через портал «Госуслуг» к альтернативному формату электронного (цифрового) резидентства для организаций, включая возможность дистанционного создания и управления юридическим лицом. И, что пока совсем необычно, особенно для российских налоговых органов, предлагается определить случаи, при которых допускается замена «физического» адреса организации виртуальным (так называемым цифровым офисом). Конечно, для этого потребуется поменять традиционные представления о месте нахождения юридического лица с внесением соответствующих поправок в ГК РФ.
3. Цифровая экономика неизбежно затронет сферу трудовых отношений. Поэтому уже сейчас важно сформулировать основные принципы и особенности оформления трудовых отношений в цифровой экономике, в т.ч. в части перехода на безбумажное взаимодействие работников и работодателей (введение электронного формата заключения трудового договора, перевод на цифру различных «бумажных» обязанностей работодателя и работника и т.д.).
4. Новая регуляторная среда нацелена на создание правовых условий для формирования единой цифровой среды доверия, позволяющей обеспечить участников цифровой экономики средствами доверенных цифровых дистанционных коммуникаций.
А. Формирование цифровой среды доверия требует существенных изменений законодательства в сфере идентификации субъектов правоотношений.
В этой части необходима корректировка Федеральных законов «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О связи», «Об электронной подписи», «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и иных законодательных актов в части унификации требований по идентификации, расширения возможностей и способов идентификации. Законодательство должно обеспечивать возможность идентификации и аутентификации субъектов любым технически возможным способом, в т.ч. (мобильной) электронной подписью, биометрическими данными (электронной биометрической подписью), абонентским номером клиента — физического лица, пользующегося услугами подвижной радиотелефонной связи, совершением действий, однозначно идентифицирующих лицо и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на совершение действий.
Б. Формирование цифровой среды доверия требует существенных изменений законодательства в сфере идентификации объектов правоотношений.
Необходима разработка отдельных правил идентификации оборудования, средств связи, роботов и иных машин, функционирующих в рамках развивающегося интернета вещей. Например, необходимо установление юридических механизмов электронной идентификации транспортных средств, например, для целей автоматизированного взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам и привлечения к ответственности за неоплату такого проезда. Это повлечет внесение изменений в Федеральный закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В контексте создания цифровой среды доверия важной является дискуссия о правовом статусе роботов и в целом машин с искусственным интеллектом, которая набирает обороты и становится все более острой. Возможны различные варианты правового регулирования статуса машин с искусственным интеллектом. Признавая недееспособность машин, их сущностное отличие от человека, можно, в принципе, не допускать на законодательном уровне придания им статуса граждан, т.е. лиц, наделенных личными конституционными правами и обязанностями. В этом случае за функционирование таких объектов должны отвечать создавшие их лица либо субъекты, владеющие и управляющие машинами. В то же время, по аналогии с юридическими лицами, машины с искусственным интеллектом могли бы быть при определенных условиях наделены ограниченной правосубъектностью. И только в далекой перспективе возможно признание таких субъектов полноправными членами человеческого общества.
Среднесрочные меры по созданию правовой среды для цифровой экономики
На втором этапе до 2020 г. планируется реализация концепции среднесрочных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики, в результате чего отношения, возникающие в цифровой экономике, будут урегулированы комплексно, а также отлажен механизм правового регулирования вновь возникающих отношений.
На этом этапе требуются более глубокие изменения нормативной правовой базы, затрагивающие принципы правового регулирования и синхронизированные с технологическими особенностями функционирования цифровой экономики.
1. Необходимо сформировать современные благоприятные правовые условия для сбора, хранения и обработки данных. Это потребует как внесения системных изменений в действующие нормативные правовые акты (ГК РФ, Федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных» и т.д.), так и принятия новых актов, создающих такие условия. Особое внимание должно уделяться использованию новых технологий, обеспечивающих возможность ускоренного развития базовых механизмов цифровой экономики и отражающих специфику технологического взаимодействия в цифровых отношениях, конечно, при условии защиты прав и законных интересов субъектов и владельцев данных. Концептуальные изменения в этой части затрагивают следующие основные направления.
А. Регулирование деятельности по сбору, передаче, хранению, обработке и доступу к данным, генерируемым в связи с использованием информационных технологий физическими и юридическими лицами, в т.ч. в части регулирования прав на сбор таких данных в зависимости от волеизъявления субъектов, условий по обработке и коммерческому использованию таких данных, механизмов сбора и использования больших массивов данных.
Б. Регулирование правовых вопросов, связанных с использованием робототехники и инструментов искусственного интеллекта. Предлагается, например, принятие федерального закона о робототехнике и киберфизических системах, а также внесение необходимых изменений в ГК РФ и иные акты в части определения понятия киберфизических систем, порядка ввода их в эксплуатацию и гражданский оборот, ответственности.
В. Внедрение новых общих стандартов раскрытия информации, в т.ч. в форме открытых данных, и принципа раскрытия данных по умолчанию в деятельности органов государственного управления.
Г. Формирование новой правовой основы для регулирования интернета вещей.
3. В соответствии с потребностями цифровой экономики существенным изменениям подвергнется антимонопольное законодательство.
Предполагается принятие НПА, обеспечивающих устранение ключевых правовых ограничений в сфере антимонопольного законодательства и его адаптацию к потребностям цифровой экономики, дополнение и уточнение терминологического аппарата и базовых понятий конкурентного законодательства применительно к специфике цифровой экономики.
5. Особого внимания заслуживает защита прав потребителей в условиях цифровой экономики. Поэтому требуется изменение действующих правовых актов и принятие новых в целях обеспечения комплексного регулирования в сфере защиты прав потребителей в условиях цифровой экономики.
6. Одним из новых направлений является формирование правовых условий для использования технологий децентрализованного ведения реестров и удостоверения прав, в т.ч. проведение правового эксперимента в данной сфере. В этой связи в ближайшей перспективе планируется проведение правового эксперимента, на основе которого будут приняты НПА, обеспечивающие правовые условия для внедрения и использования технологий децентрализованного ведения реестров и удостоверения прав.
7. Должны быть приняты новые правила сбора отчетности, в т.ч. статистической информации, исключающие дублирование собираемой информации, предусматривающие способы ее дистанционного получения и направленные на обеспечение потребностей общества и государства необходимыми данными в режиме реального времени.
8. Цифровая экономика не сможет эффективно развиваться без соответствующих мер поддержки и стимулирования (установление налоговых и иных льгот для организаций, осуществляющих деятельность, связанную с развитием современных технологий, стимулирование импортозамещения и реализации экспортно ориентированных проектов в области цифровых технологий, развитие механизмов венчурного инвестирования и государственно-частного партнерства в области цифровой экономики).
Концепция комплексного правового регулирования отношений в цифровой экономике
В рамках третьего этапа Правительством РФ намечена реализация до 2024 г. концепции комплексного правового регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики. Планируется, что в этот период на основе принятых НПА регуляторная среда в полном объеме обеспечит благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий и экономической деятельности, связанной с их использованием в цифровой экономике.
Концепция комплексного правового регулирования цифровых экономических отношений должна предусматривать прежде всего:
1) основные понятия и принципы правового регулирования цифровой экономики, нацеленные на правовое обеспечение структурных изменений в народном хозяйстве для ухода от сырьевой зависимости национальной экономики, стимулирование развития инновационных отраслей, определяющих научно-технический прогресс и повышающих конкурентоспособность отечественной продукции прежде всего в цифровой форме;
2) особенности осуществления основных видов деятельности в цифровой экономике, права и обязанности ее участников, виды и объекты правоотношений, юридические факты, обусловливающие их возникновение;
3) виды ответственности субъектов правоотношений в цифровой экономике и механизмы ее реализации;
4) необходимость проведения обязательной оценки экономической эффективности проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере развития цифровой экономики;
5) вопросы юридической значимости цифровых данных, в т.ч. применительно к документам на бумажном носителе, а равно к другим цифровым данным;
6) введение специальных правовых режимов, создающих условия для максимально комфортного развития организаций, ведущих деятельность в приоритетных видах деятельности цифровой экономики, в т.ч. экономическую деятельность по сбору и использованию данных, и (или) имеющих определенный уровень информатизации процессов и готовых открыть их для государства.
Кроме того, планируется реализовать комплекс мер по совершенствованию механизмов стандартизации, направленных на обеспечение соответствия системы технического регулирования и единства измерений целям развития цифровой экономики, в т.ч. в качестве «драйвера» такого развития, включая формирование соответствующей нормативной правовой базы, а также библиотеки действующих национальных стандартов по приоритетным направлениям в цифровом формате.
Литература
1. Зверева Е.А. Информация как объект неимущественных гражданских прав / Е.А. Зверева // Право и экономика. 2003. N 9. С. 28 — 34.
2. Инюшкин А.А. Информация в системе объектов гражданских прав и ее взаимосвязь с интеллектуальной собственностью на примере баз данных / А.А. Инюшкин // Информационное право. 2016. N 4. С. 4 — 7.
3. Кириченко О.В. Информация как объект гражданских правоотношений / О.В. Кириченко // Современное право. 2014. N 9. С. 77 — 81.
4. Перов В.А. Криптовалюта как объект гражданского права / В.А. Перов // Гражданское право. 2017. N 5. С. 7 — 9.
Связанные статьи
Особый порядок разработки нормативно-правовых актов
Для процесса принятия нормативно-правовых актов по федеральным проектам Цифровой экономики предусмотрены изъятия из регламента Правительства.
Проекты нормативных актов, поправки и отзывы могут готовиться бизнесом, центрами компетенций и ответственными федеральными органами исполнительной власти.
Участие ответственных федеральных органов исполнительной власти в рабочих группах обязательно.
Мероприятия центров компетенций, проведение тематических
Разработка проекта НПА, проекта поправок и отзывов
Одобрение бизнесом на рабочей группе
Одобрение на президиуме комиссии по цифровому развитию
Согласование в федеральных органах исполнительной власти, подготовка таблицы разногласий30 рабочих дней
Одобрение в Правительстве Российской Федерации
Внесение в государственную думу
Особый порядок проведения ОРВ проектов актов
Проведение оценки регулирующего воздействия не требуется
Проведение оценки регулирующего воздействия возможно по решению президиума Комиссии, рабочей группы, центров компетенций
При этом срок проведения оценки регулирующего воздействия сокращен
Проведение общественных обсуждений7 рабочих дней
Размещение на www.regulation.gov.ru
Окончание публичного обсуждения
Подготовка заключения 7 рабочих дней
Результаты ОРВ в свободном доступе
Размещение на www.regulation.gov.ru и направление в РГ, ЦК, Президиум комиссии 3 рабочих дня
В рамках АНО «Цифровая экономика» работа ведется рабочими группами и центрами компетенций
Подготавливает предложения в проекты планов мероприятий и предложения по внесению изменений в планы мероприятий
Подготавливает заключения на проекты планов мероприятий и на предложения по внесению изменений в планы мероприятий
Участвует в проведении оценки эффективности реализации Программы
Руководитель рабочей группы
Состав рабочей группы
Лучшие профессионалы в предметнойсфере из числа представителей бизнеса, экспертного сообщества и органов власти входят в группу «Нормативное регулирование»
- Аксаков Анатолий ГеннадьевичПредседатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – За правду»
- Заместитель директора по корпоративным отношениям и работе с государственными органами, ООО «Яндекс»
- Член Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству, фракция политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»
- Бессараб Светлана ВикторовнаЧлен Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Обеспечивает сбор предложений в проекты планов мероприятий и предложений по внесению изменений в планы мероприятий
Подготавливает проекты планов мероприятий и предложения по внесению изменений в планы мероприятий
Направляет проекты планов мероприятий и предложения по внесению изменений в планы мероприятий в рабочую группу, АНО «Цифровая экономика», ответственный федеральный орган исполнительной власти и проектный офис
Выполняет планы мероприятий в рамках своей компетенции и предоставляет информацию о ходе их выполнения в ответственный федеральный орган исполнительной власти и проектный офис
Руководитель центра компетенций
Состав центра компетенций
В центр компетенций по нормативному регулированию входят профессионалы из десятков российских компаний. Работа ведется в 14 подгруппах:
Чтобы стать экспертом и принять участие в тематических группах Центра компетенций по совершенствованию правового регулирования необходимо:
Принять участие в мероприятии
Календарь мероприятий направления
Включайтесь в реализацию программы «Цифровая Экономика»
Вы ознакомились с направлением «Нормативное регулирование» и считаете, что что-то важное упущено? Вы можете поделиться своими идеями!
Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 года №234
От 17 мая 2023 г. №6-РГ
Эксперты «Цифровой экономики» одобрили концепцию регулирования отношений в цифровой среде
Рабочая группа «Нормативное регулирование цифровой среды» организации «Цифровая экономика» в целом одобрила концепцию комплексного правового регулирования отношений в цифровой экономике. Документ охватывает регулирование персональных и больших данных, финансовой системы, цифрового образования и здравоохранения, онлайн-торговли, транспорта и других сфер цифровой экономики.
Концепция комплексного правового регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики, разработана Фондом «Сколково» (Центр компетенций по реализации плана мероприятий федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды») с участием Минэкономразвития и бизнес сообщества на площадке организации «Цифровая экономика».
Три звена одной цепиПравовые отношения в цифровой среде сегодня предлагается регулировать, основываясь на трех основных концепциях – Концепция правового регулирования искусственного интеллекта и робототехники, Концепция комплексного правового регулирования и Концепция управления изменениями. Все три документа прорабатываются на площадке организации «Цифровая экономика» в рамках федпроекта «Нормативное регулирование цифровой среды». Последняя пока окончательно не утверждена, в скором времени она будет рассмотрена на рабочей группе.
«В целом, эти три концепции определяют вектор правового регулирования цифровой среды на среднесрочную перспективу, причем если первые две говорят о том, в каких направлениях необходимо регулирование, то последняя — о том, каким образом будет проходить это регулирование и каков ожидаемый результат мы хотим получить, — рассказал Руслан Ибрагимов, руководитель рабочей группы «Нормативное регулирование цифровой среды» организации «Цифровая экономика». — Важность всех трех документов, после их одобрения на правительственном уровне, заключается в том, что государство и бизнес «на берегу» договариваются о важнейших направлениях и способах регулирования для эффективного функционирования цифровой экономики, а значит, экономят человеческие и временные ресурсы для достижения поставленных задач по скорейшему правовому обеспечению «новой» экономики».
Рассмотренная концепция комплексного правового регулирования в целом была одобрена с учетом ее доработки по замечаниям и предложениям членов рабочей группы и направлена в Минэкономразвития России для проработки с участием федеральных органов исполнительной власти. Рабочая группа в числе прочих замечаний постановила подробнее раскрыть содержание принципа недискриминации для тех граждан, кто не имеет доступа к технологиям, включить в состав задач и принципов концепции обеспечение защиты прав потребителей, а также обеспечить акцент на потребностях и ожиданиях бизнеса от реализации цифрового профиля. После согласования с остальными ФОИВами концепция будет вынесена на утверждение президиума Правительственной комиссии.
Для чего нужно правовое регулирование отношений субъектов в цифровой среде
«Для создания концепции были исследованы все механизмы нормативного регулирования общественной жизни, где используются или могут использоваться цифровые технологии. В результате такого исследования мы получили своего рода стратегию, ориентир для развития права в условиях цифровой экономики. Задача концепции – направить законодательство таким образом, чтобы были созданы оптимальные правовые условия, обеспечивающие конкурентоспособность России для развития цифровых технологий», — комментирует Дмитрий Тер-Степанов, заместитель генерального директора, директор по направлению «Нормативное регулирование» организации «Цифровая экономика».
Перевод общественно-экономических отношений в цифровую среду требует применения новых правовых форм, поскольку действующие нормы законодательства не позволяют в полной мере реализовать преимущества цифровой экономики. При этом правовые ограничения для эффективного развития цифровых технологий имеются во всех отраслях законодательства. Но особенно это заметно при регулировании отношений, напрямую связанных с различными информационными ресурсами, процессами сбора информации и данных и условий доступа к ней, электронного документооборота.
Некоторые положения концепции уже в той или иной степени реализуются в России. Например, использование электронных трудовых книжек, внедрение электронного кадрового документооборота. И если Закон по электронным трудовым книжкам уже вступил в действие, то переход на исключительно электронный документооборот требует соответствующих правовых и организационных условий, которых еще нет.
В процессе использования информационных технологий — таких, как подключение к интернету «умных» устройств — возникает новая информация, правовой режим использования которой не определен. Устройства автоматически генерируют данные и передают в соответствии со своими настройками. Но вопрос отграничения персональных данных от сгенерированных пользователем либо его устройствами неличных данных должен быть зафиксирован законодательно, — считают создатели концепции.
Сферы экономики, требующие регулирования для ускоренного развития «цифры» в России
В условиях цифровизации экономики концепция отмечает своевременным определение в законодательстве понятия «цифровая образовательная среда», которое отвечало бы современным образовательным потребностям. Например, при получении лицензий образовательными организациями, реализующими образовательные программы только с применением дистанционных образовательных технологий, излишними являются требования к помещениям, т.к. эти помещения не будут посещаться обучающимися. Также создатели концепции считают важным разработать механизм добровольной сертификации образовательных услуг и предусмотреть возможность обеспечения получения образования по профессиям цифровой экономики с использованием льготного долговременного кредитования.
В финансовом поле считается необходимым создание льготного режима налогообложения для субъектов цифровой экономики. В сфере здравоохранения введение в законодательство термина «цифровое здравоохранение» позволит объединить все многообразие информационных технологий, используемых не только при оказании медицинской помощи, но и при функционировании всей системы охраны здоровья.В сфере транспорта должна быть сформирована нормативная правовая база, позволяющая использование беспилотных транспортных средств, регламентирующая вопросы функционирования цифровых платформ и агрегаторов в сфере транспорта.В сфере управления данными одной из важных проблем является то, что значительная часть общественных отношений ориентирована на бумажные носители информации. Поскольку цифровая экономика не может развиваться в условиях бумажного документооборота, должна быть проведена работа по переходу на юридически значимый электронный документооборот. Для широкого использования информационных ресурсов должна быть обеспечена систематизация и гармонизация информации в государственных информационных ресурсахВ сфере строительства создатели концепции считают необходимым создать общедоступные поисково-справочные платформы и осуществить перевод взаимодействия субъектов правоотношений в сфере градостроительной деятельности в цифровой вид с применением электронной подписи и осуществлением обмена данными посредством информационных ресурсов таких субъектов.