Новые цифровые сервисы V2X
Возможности беспилотника ограничены информацией, поступающей с сенсоров и датчиков. Поэтому создание сервисов, осуществляющих информационное обеспечение движения беспилотников, в том числе, предупреждающих об опасном сближении, сложной метеорологической обстановке, оповещающих о рекомендуемой скорости движения для проезда на «зеленую» фазу светофора, позволит существенно оптимизировать и сделать более безопасным движение, говорил в 2020 г. в интервью газете «Транспорт России» замминистра транспорта РФ Алексей Семенов.
Пример таких новых цифровых сервисов — цифровое тестирование интеллектуальной дорожной инфраструктуры. Тестирование работы V2X согласно данным мировой нормативной и научной литературы включает большое количество разнообразных испытаний. Однако сегодня единого международного стандарта не существует, замечает Игорь Евстигнеев, а наиболее релевантный стандарт ISO/WD 34501 «Road vehicles – Terms and definitions of test scenarios for automated driving systems» до сих пор находится на стадии разработки.
Еще один пример новых цифровых сервисов – управление дорожными работами на цифровых дорогах. Так, ДСК «Автобан» совместно с компанией «Дороги и мосты» анонсировали универсальную ИТ-платформу «Преон», которая предназначена для объединения комплекса задач в сфере дорожного строительства. В режиме одного окна будет обеспечивать доступ к документации по объекту строительства всем его участникам: заказчикам, регулирующим органам, проектным институтам, строительным компаниям, субподрядчикам, эксплуатирующим организациям. По оценке Евгения Коршунова, гендиректора «Автобан Digital», позволит управлять рисками расхождений в проектной и рабочей документации, из которых очень часто возникают проблемы при создании дорожных объектов.
Платформа, которая будет функционировать на основе BIM-технологий, должна выйти на рынок в конце нынешнего года. Росавтодор уже заявил о готовности рассматривать возможность использования платформы «Преон» после завершения разработки и тестирования.
В целом, создание инфраструктуры V2X требует новых подходов к управлению жизненным циклом дорожно-транспортной инфраструктуры. Так, точные данные из актуальной цифровой базы объектов могут быть использованы для целей транспортного планирования и моделирования, а с помощью предустановленного инструментария выполняется автоматическая подготовка проектной документации в соответствии с требованиями законодательства. При этом достигается прозрачный обмен данными с внешними региональными и федеральными информационными системами.
Но пока, замечает Игорь Евстигнееев, на рынке нет отработанных конструктивных решений для развертывания элементов «цифровой» дорожной инфраструктуры, необходимых для эффективного использования ВАТС.
Очевидно, что развитие проектов такого уровня требует взаимодействия различных министерств и частных компаний, а также масштабную работу по внесению изменений в действующее законодательство, отмечают эксперты.
При этом, полагает специалист, необходимо учитывать унификацию параметров дорожной архитектуры:
Что ждет общественный транспорт в будущем
Главы субъектов РФ видят эффект от внедрения цифровой платформы в регионах, а также практическую пользу, которую дает комплексная цифровизация транспортной отрасли, и тоже хотят наладить эффективное управление городским транспортом. В 2021 году «Датапакс» запустил пилотные проекты по цифровизации в 10 регионах (Красногорск, Томск, Казань, Пермь, Пенза, Норильск, Ижевск, Ленобласть, Иркутск, Челябинск). На сегодняшний день решениями компании заинтересовано более 30 регионов.
По прогнозам новой транспортной стратегии, принятой правительством, к 2035 году пассажиропоток общественного транспорта должен вырасти на 15% по сравнению с 2019 годом. При этом доля поездок на общественном транспорте увеличится на 15 п. п. по отношению к уровню 2019 года.
Максим Исаев, заместитель генерального директора «Датапакс»:
«Такой рост возможен при условии создания более комфортной, качественной и безопасной транспортной системы, где общественный транспорт сможет составить конкуренцию личному. Ключевым фактором достижения этих целей является масштабное внедрение цифровых инструментов MaaS, делающих городской транспорт более гибким, удобным, предсказуемым и ориентированным на потребности пассажира. Обеспечить развитие MaaS может единая система управления мобильностью — комплексная цифровая платформа, которая представляет сервисы не только пассажирам, но и перевозчикам и регионам. Если интерес регионов к внедрению комплексных решений продолжит расти активными темпами, то уже к 2025 году может появиться MaaS-сервис, обеспечивающий бесшовные поездки по всей стране».
Эффекты от внедрения комплексных решений
Важным компонентом цифровой платформы является мобильное приложение. Оно дает возможность отслеживать движение транспорта по городу в реальном времени, планировать маршрут с учетом пересадок и оплачивать поездку удобным способом. Пример внедрения решений «Датапакс» в регионах показывает, что жители высоко ценят цифровые сервисы. Так, в Казани, Таганроге, Перми и других городах, где запущены пилотные проекты, еженедельно растет число скачиваний мобильных приложений и количество пользователей. В Тверской области каждый третий житель использует приложение для планирования маршрута и оплаты проезда. Доля безналичных платежей сейчас составляет 86%, а точность соблюдения расписания после внедрения цифровой платформы — 98%. При этом время в пути сократилось на 10%.
Цифровые модели автодорог
Сегодня разрабатываются и цифровые модели дорог — базы данных элементов дорог и инфраструктуры, рассказывает Максим Ревякин из компании Galileosky:
В прошлом году компания «Урбантех» анонсировала программно-аппаратный комплекс «Автодискавери», предназначенный для создания цифровых двойников и контроля состояния объектов дорожно-транспортной инфраструктуры. По словам разработчиков из компании «Цифровые дороги» (входит в состав ГК «Урбантех»), это решение поможет транспортным властям регионов иметь актуальные данные о состоянии объектов дорожно-транспортной инфраструктуры, принимать оперативные меры по восстановлению поврежденных объектов ДТИ, а также в автоматизированном режиме готовить необходимую документацию – ПОДД, КСОДД и т.д.
Данные собираются при помощи автомобиля со специальным оборудованием. Нейросеть распознает, классифицирует и размечает объекты ДТИ на панорамных снимках в каждой точке траектории. Реализованы механизмы оцифровки 23 классов объектов ДТИ с детализацией 20-50 атрибутов на объект и точностью расположения от 10 см до 1 м, а точность оцифровки достигает 95%. В компании «Цифровые дороги» говорят, что одна мобильная лаборатория может оцифровать до 150 км дорог в день.
В целом, система «Автодискавери» создает единую информационную среду для органов исполнительной власти и эксплуатирующих организаций. Это позволяет объективно контролировать выполнение и сроки работ по обслуживанию ДТИ, говорят в компании «Цифровые дороги». Кроме того, появляется возможность разрабатывать системы управления дорожным движением (ПОДД и КСОДД) с максимально точной и актуальной информацией. Автоматизация процессов минимизирует влияние человеческого фактора и вероятность ошибок, а время подготовки документации сокращается до 2-3 дней.
Для полноценного запуска режима беспилотного вождения необходима высокоточная цифровая модель объектов улично-дорожной сети, с которой взаимодействует бортовое ПО, говорит Даниил Хазов, коммерческий директор ГК «Урбантех». Ведь точность этой модели подвержена самым разным деградациям, например, снег или дождь скрывают дорожную разметку, а также негативно влияют на точность данных метеорологических датчиков. Вот почему, полагает эксперт, на рынке востребованы технологии создания и актуализации цифровых двойников дорожных знаков, светофоров, разметки и других критичных объектов: такие технологии будет полезны для оцифровки и создания точной виртуальной модели дорожной инфраструктуры, которая необходима для запуска беспилотного транспорта с учетом жестких норм безопасности дорожного движения.
Системы связи для инфраструктуры V2X
Владимир Каюров, старший менеджер проектов группы компании ICL, указывает, что системы обмена данными между автомобилями и транспортной инфраструктурой позволяют оптимизировать дорожное движение, повысить удобство использования транспорта и безопасность дорожного движения за счет получения максимально полного объема точных данных по транспортным потокам системы V2X. Но это предъявляет особые требования к характеристикам используемых каналов связи.
Аналитики ABI Research ожидают, что это станет вполне реальным к 2025 г: к этому времени связь 5G позволит мобильным операторам внедрить больше услуг с добавленной стоимостью для автомобильной экосистемы. Аналитики ABI Research ожидают появления соответствующих бизнес-моделей и новых возможностей для автомобильной отрасли благодаря низкой задержке при установке соединения – до 1 мс.
Дмитрий Ольховиков, исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», говорит, что вопросы обеспечения бесперебойной и устойчивой связи до сих пор остаются узким местом ИТС:
Эти вопросы находятся в стадии решения. Так, в соответствии с паспортом федерального проекта «Информационная инфраструктура», доля автомобильных трасс федерального значения, обеспеченных подвижной радиотелефонной связью, и доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, оснащенных сетями с возможностью беспроводной передачи голоса и данных, должны достичь 100% к 2024 г.
Дмитрий Смирнов, топ-менеджер ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», говорит о нынешней острой конкуренции в сфере сетей транспортной телематики, где идет борьба за право стать основным стандартом связи в V2X между технологиями на базе сетей сотовой связи 4G/5G C-V2X или PC-5, которые разрабатываются организацией 3GPP, и технологиями на базе стандарта Wi-Fi. В последнем случае в центре внимания — технология DSRC (Dedicated Short-Range cCommunications — выделенная связь на коротких расстояниях) из группы стандартов IEEE 802.11p) и ее разновидность ITS-G5 из европейской группы стандартов ETSI.
В условиях V2X особо важное значение приобретают протоколы обмена данными.
2019
Выступая на конференции TAdviser SummIT 27 ноября 2019 года, Евгений Чаркин, директор по информационным технологиям РЖД, рассказал в деталях о стратегии цифровой трансформации компании, которую совет директоров утвердил в конце октября. Чаркин считает серьезным успехом своей команды тот факт, что программу цифровизации удалось привязать к программе развития РЖД: «Всем становится понятен вклад ИТ-направления в развитие компании», отметил он.
Евгений Чаркин на TAdviser SummIT
В соответствии с этим принципом запланировано создание восьми цифровых платформ, каждая из которых становится базовым элементом ИТ-инфраструктуры для ключевых сфер деятельности РЖД: мультимодальных пассажирских перевозок, мультимодальных грузовых перевозок, транспортно-логистических узлов, оператора линейной инфраструктуры, логистического оператора электронной коммерции, управления перевозочным процессом, тягового подвижного состава, а также платформы непроизводственных процессов.
Слайд из презентации Евгения Чаркина
Кроме того, базовые платформы создаются как комплекс взаимосвязанных технологических решений, обеспечивающих поддержку сквозных информационных технологий. В их числе: интернет вещей, большие данные, распределенные реестры, интеллектуальные системы, реализующие, в том числе, методы машинного обучения, виртуальная и дополненная реальность, а также новые технологии передачи данных, включая квантовые коммуникации.
В докладе ИТ-директора РЖД часто звучала аббревиатура CRM. В частности, CRM-система поможет перевести до 90% документооборота с отправителями грузов в электронный вид, ведомственная электронная торговая площадка станет «окном» для предоставления услуги доставки груза, смарт-контракты ускорят и повысят эффективность бизнес-процессов. По оценкам компании, в целом, это должно позволить ей увеличить рост объемов погрузки к 2025 году на 70 млн. тонн только за счет внедрения цифровых технологий.
CRM и система управления клиентскими данными – основа для внедрения более качественных услуг B2C через сайт компании, отметил Евгений Чаркин.
В сфере управления подвижным составом задача цифровой трансформации заключается в уходе от учетных систем к интеллектуальному управлению. ИТ здесь позволят повысить скорость планирования перевозок за счет оперативной актуализации с учетом новых факторов, а также снизить зависимость от человеческого фактора, например, в работе дежурно-диспетчерского персонала станции.
Локомотивный комплекс превратится в «Цифровое депо», где в рамках доверенной ИТ-среды проходят обслуживание «умные» локомотивы. Совместно с компанией Cognitive Technologies РЖД запустило проект, предполагающий использование ИТ-решений машинного зрения этого разработчика для сбора данных с датчиков, расположенных на подвижном составе, и анализа этих данных в реальном времени.
Для управления жизненным циклом всей железнодорожной инфраструктуры компания создала специального оператора линейной инфраструктуры, который будет, в частности, использовать в своей работе методы цифрового моделирования в строительстве и эксплуатации (BIM).
ИТ-директор РЖД видит ряд сложностей, их невозможно избежать в столь масштабном проекте.
Реорганизация подразумевает внедрение принципиально новых механизмов кросс-функционального взаимодействия между подразделениями компании, добавил ИТ-директор РЖД.
Для РЖД понятие цифровой корпоративной культуры наполняется сугубо практическим смыслом.
Она включает не только специальное обучение сотрудников, вовлекаемых в процесс цифровой трансформации: от высшего руководства РЖД до рядовых сотрудников, но и создание специального института «агентов изменений», чья деятельность непосредственно связана с участием в управлении изменениями, обобщении передового опыта и его распространением в компании.
Отдельное направление стратегии цифровизации связано с непроизводственными процессами. Это последнее по списку, но не последнее по значимости направление включает, в частности, сложный проект импортозамещения корпоративной системы электронного документооборота, а также мероприятия по налоговому мониторингу.
Евгений Чаркин подчеркнул, что РЖД одним из первых крупных налогоплательщиков РФ перешли на электронное взаимодействие с ФНС.
По оценкам компании, экономический эффект от цифровой трансформации для самой компании составит приблизительно 153 млрд. рублей, а для экономики страны в целом – приблизительно 400 млрд. рублей.
О TAdviser SummIT
TAdviser SummIT состоялся в Москве 27 ноября 2019 года и привлек более 700 участников — руководителей и экспертов ИТ-подразделений крупнейших компаний и государственных ведомств России, представителей ИТ-разработчиков и подрядчиков. В ходе мероприятия обсуждались перспективы цифровой трансформации бизнеса и госорганов, развитие технологий, продуктов и сервисов. Конференция прошла при поддержке Министерства цифрового развития. В ней принял участие глава ведомства Константин Носков, который в ходе открытой дискуссии подвел первые итоги нацпрограммы «Цифровая экономика». Всего в пленарной части и пяти тематических секциях прозвучало около 60 докладов. Мероприятие прошло в 5 залах Radisson Blu Olympiyskiy.
Совет директоров РЖД утвердил стратегию цифровой трансформации
28 октября 2019 года совет директоров РЖД утвердил стратегию цифровой трансформации компании до 2025 года. Документ определяет концептуальные основы и принципы трансформации компании в условиях цифровой экономики, задает приоритетные направления цифровизации, включая вопросы импортозамещения в области ИТ, а также необходимые для изменений ресурсы и технологии.
РЖД приступает к цифровой трансформации
Реализация стратегии будет способствовать не только внедрению в холдинге РЖД инноваций и прорывных технологий, но и изменению корпоративной культуры, повышению эффективности и формированию новых бизнес-процессов, а также расширению набора предлагаемых рынку услуг, говорится в сообщении РЖД.
По экспертным оценкам, которые приводят в самой РЖД, экономический эффект от цифровой трансформации для компании составит 150 млрд рублей, а для экономики страны – 400 млрд рублей.
Одним из основных принципов реализации стратегии станет формирование восьми цифровых платформ – комплексов взаимосвязанных технологических решений для взаимодействия участников транспортного рынка. В их числе платформы:
- мультимодальных пассажирских перевозок,
- мультимодальных грузовых перевозок,
- транспортно-логистических узлов,
- оператора линейной инфраструктуры,
- логистического оператора электронной коммерции,
- управления перевозочным процессом,
- тягового подвижного состава
- непроизводственных процессов.
Стратегией предусмотрена реализация свыше 50 проектов в этих сферах, а также применение передовых отечественных инновационных разработок на базе таких цифровых технологий как хранение и управление «большими» данными, распределенные реестры, промышленный интернет вещей, квантовые вычисления и других.
Подробнее о некоторых платформах ранее в докладе на TAdviser SummIT рассказывал ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин (см ниже).
2021
Игорь Евстигнеев напоминает, что назначение цифровой дороги заключается в том, чтобы помочь водителям поддерживать безопасную скорость и дистанцию, осуществлять перестроения, избегать обгона в критических ситуациях и безопасно проходить дорожные пересечения, а для этого организация дорожного движения требует принципиально иного уровня осведомленности: необходимо контролировать не только функционирование самого автомобиля, но и окружающую транспортную обстановку.
Эта особенность определяет, в частности, появление в проекте концепции создания и функционирования в РФ национальной сети интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах общего пользования динамической цифровой карты дорожного движения: это «часть интеллектуальной транспортной системы, основанная на высокоточных пространственных цифровых данных, использующая данные инженерной цифровой модели местности автомобильной дороги и обеспечивающая в автоматическом режиме повышение ситуационной осведомленности транспортных средств».
Сами машины также будут общаться с дорожной инфраструктурой — так называемыми RSU-устройствами, которые будут встроены в элементы дорог, поясняет эксперт.
Варп-двигатель
Помимо табло переменной информации о различного рода инцидентов, Антон Журавлев ожидает развития решений мониторинга дорожной инфраструктуры для улучшения информировании участников дорожного движения.
Например, в этом году на автодорогах Красноярска начнет работу мобильный комплекс дорожного мониторинга «Иней-М», который состоит из специального оборудования, устанавливаемого на автомобиль дорожной службы, и компьютерной программы на рабочем месте сотрудника. Он является частью интеллектуальной транспортной системы, которая внедряется в Красноярске в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Управление осуществляет оператор при помощи специального мобильного приложения. После запуска программы и начала движения автомобиля производится регулярный автоматический опрос измерительного и видеооборудования комплекса, а также синхронизация полученных данных с географическими координатами местонахождения автомобиля.
«Иней-М» способен выявлять дефекты покрытия, обочин и всех дорожных элементов. Система позволяет вести видеосъемку и фотофиксацию с привязкой к системе координат и времени. Мобильный комплекс также позволит получать оперативную информацию об уровне содержания дорожной сети, автоматизировать контроль работы подрядных организаций по зимнему содержанию дорог, своевременно информировать пользователей о состоянии дорожного полотна, оперативно выявлять участки дорог несоответствующих нормативам зимнего содержания и т.д. Все полученные данные записываются в память компьютера в виде конкретного трека.
По оценке регионального Минтранса, применение комплекса «Иней-М» позволит оптимизировать затраты и время на работу целой группы специалистов, занимающихся объездами, дефектовкой, замерами и иными видами оценки состояния городских автомобильных дорог.
Умная магистраль ЦКАД
Запуск на А-113 (ЦКАД) первой в мире умной автомагистрали для беспилотных авто в РФ был осуществлен в мае 2021 г. Интеллектуальную дорожную инфраструктуру реализовали совместно концерн «Национальные телематические системы» (НТС) и «Автодор» (ЦКАД находится в доверительном управлении «Автодора»). В сентябре участником проекта стало АО «ГЛОНАСС» — компания нацелена на запуск инновационных сервисов для подключенных к дорожной инфраструктуре автомобилей на ЦКАД. Кроме того, в проекте принимают участие «Деловые Линии», «ИТЕКО Россия», «Даймлер Камаз Рус», «Меркатор Холдинг», «Казань-Телематика», «Капш Траффикком Руссия».
«Мы запустили в промышленную эксплуатацию первую в мире интеллектуальную дорогу для всех видов транспорта: традиционных автомобилей, подключенных автомобилей и беспилотного транспорта 4 и 5 уровня автономности. Это первая в мире система такого класса, реализованная на дорогах общего пользования», — заявил генеральный директор концерна НТС Алексей Нащекин.
На всем протяжении ЦКАД расположены видеокамеры, метеостанции и антенны связи. Данные о дорожной ситуации и информация от устройств на борту автомобилей поступают в Центральный пункт управления ЦКАД и используются для координации дорожных служб, направления аварийных комиссаров и работы логистических сервисов. Он получает в режиме реального времени информацию о местоположении беспилотников, их техническом состоянии и уровне заряда. При необходимости диспетчеры могут скорректировать маршрут беспилотного транспорта, например, направить его на ближайшую зарядную станцию.
В свою очередь, подключенные и высокоавтоматизированные автомобили будут обмениваться информацией, поступающей от дорожной инфраструктур (ЦКАД) о ремонте проезжей части, авариях по пути следования, критичных погодных сводках и других помехах на трассе.
АО «ГЛОНАСС» использует в проекте сервис высокоточного позиционирования (Precise Point Positioning), который реализует режим абсолютной навигации высокой точности в глобальном масштабе: аппаратура потребителей получает сигналы глобальных навигационных спутниковых систем и высокоточную эфемеридно-временную информацию, что позволяет рассчитывать навигационное решение с погрешностью до 10 см в любой точке Евразийского и Арктического регионов. По словам директора департамента навигационных продуктов АО «ГЛОНАСС» Павла Варнавского, высокоточное позиционирование применяется в ВАТС вместе с автономными системами и сенсорами, что обеспечивает надежную навигацию вне зависимости от погодных и иных условий.
«Умная дорога» ЦКАД — это не технологический продукт, подчеркивают его участники, а бизнес-ориентированный сервис на основе информационной инфраструктуры для беспилотного транспорта. Так, компания Evocargo планирует запустить на умных дорогах логистический сервис с использованием беспилотных электрогрузовиков.
В инфраструктуру ЦКАД интегрирована безбарьерная система оплаты проезда по платным участкам «Свободный поток», автоматизированная система управления дорожным движением, информационные табло с переменной информацией для водителей, оборудование для взаимодействия с подключенным и беспилотным транспортом и другие технологическими решения «НТС».
Элементы «умных дорог», апробированные на ЦКАД будут тиражироваться на другие транспортные коридоры России. В частности, будут внедрены на трассах М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань», «Казань – Екатеринбург», «Юго-Западная хорда» (Уфа – Тольятти – Саратов – Волгоград – Краснодар), в проекте «Южный кластер», а также на маршрутах международных логистических проектов, проходящих через территорию России: транспортных коридоров «Север – Юг» и «Восток – Запад».
Кроме того, «умные дороги» — это высокотехнологичный продукт с большим экспортным потенциалом. Так, соответствующие решения «НТС» уже востребованы в Индии, Индонезии, Турции и Колумбии, рассказал Алексей Нащекин.
Принципы построения интеллектуальной цифровой дорожной инфраструктуры
При этом, отмечает эксперт, необходимо предусмотреть дифференциацию уровня ответственности участников дорожного движения в зависимости от уровня автономности транспортных средств.
Принципиальные подходы к обеспечению безопасного взаимодействия беспилотных транспортных средств с другими участниками дорожного движения включают следующие ключевые компоненты:
- Безопасность через обеспечение ситуационной осведомленности беспилотных транспортных средств путем максимального использования возможностей дорожно-транспортной инфраструктуры и всестороннего риск-менеджмента.
- Безопасность через обеспечение необходимых функциональных возможностей беспилотных транспортных средств, дополняющих и при необходимости дублирующих возможности дорожно-транспортной инфраструктуры, а также за счет обмена информацией между транспортными средствами.
2016
Комплексный научно-технический проект «Цифровая железная дорога»
Цель: обеспечение устойчивой конкурентоспособности ОАО «РЖД» на основе повышения привлекательности транспортных и логистических услуг, представляемых клиентам, за счет применения цифровых технологий
- сокращение влияния человеческого фактора на состояние железнодорожных хозяйств
- уменьшение бумажного документооборота
- повышение надёжности и безопасности движения
- сокращение числа работников, находящихся в зоне интенсивного движения
- снижение стоимости жизненного цикла подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры
- развитие транспортной логистики и расширение международных транспортных коридоров
Результат: Цифровая железная дорога – это железная дорога, в которой не менее половины добавленной стоимости создается с помощью цифровых технологий
Цифровые технологии ОАО «РЖД» обеспечат индивидуальный подход к каждому клиенту:
- Инновационная мобильность
- CRM
- Мобильные сервисы для инвалидов
- Единое информационное пространство для пассажира
- Индивидуальная настройка условий предоставления и получения услуг в поездке
- Расширенный набор сервисов, предлагаемых клиентам
Повышение гибкости и качества предоставления услуг РЖД невозможно без интеграции информационных ресурсов и систем:
- Электронная Торговая Площадка «Грузовые перевозки»
- Оформление перевозочных документов в электронном виде
- Информационно-управляющая система жд инфраструктуры
- Доверенная среда локомотивного хозяйства
- Интеграция систем ОАО «РЖД» с внешними системами и платформами
- Формирование и предоставление аналитической и статистической отчетност
Адаптация организационной модели и развитие корпоративной культуры ОАО «РЖД», ориентированной на инновации — одно из ключевых условий успеха как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе:
- Переход от простой автоматизации процессов к их трансформации
- Актуализация нормативной базы
- Создание новой корпоративной культуры
- Развитие кадрового потенциала Компании
- Работа со стартапами, механизмы поиска и внедрения инновационных решений и др.
ОАО «РЖД» не только трансформирует себя, но и выступает локомотивом изменений в транспортной отрасли:
- Практическое освоение новых цифровых технологий
- Переход на электронный документооборот со всеми ФОИВ и контрагентами (в том числе и зарубежными)
- Сотрудничество с национальными операторами железнодорожного транспорта в рамках ЕАЭС, МСЖД и др.
- Технологическое лидерство в транспортной отрасли РФ
- Разработка и продвижение высокотехнологичных продуктов ОАО «РЖД» на международные рынки
Технологии цифровой железной дороги
- Промышленный интернет вещей – IIoT
- Big Data
- Интеллектуальные управляющие системы
- Мобильные приложения
- Технологии беспроводной связи
- Системы распределенного реестра — Вlockchain
- Цифровое моделирование в строительстве – BIM
- Технологии виртуальной и дополненной реальностей
- Робототехника и сенсорика
- Прочие технологии
Грузовые перевозки РЖД
Пассажирские перевозки РЖД
Целевая архитектура ЦОД РЖД
Цифровая связь РЖД
Аналитика ТТК по пассажиропотокам
Перспективные проекты ТТК и РЖД
Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура
Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура Тяга
Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура Грузовые перевозки
В РЖД не доверили «Ай-Теко» и «Бостон консалтинг» писать ИТ-стратегию
В РЖД отказались от привлечения сторонних консультантов и решили самостоятельно разработать новую ИТ-стратегию, рассказал TAdviser ИТ-директор компании Евгений Чаркин.
Напомним, в конце 2015 года Евгений Чаркин занял пост CIO в холдинге РЖД, а в июле 2016 года компания попыталась найти подрядчика для разработки своей новой ИТ-стратегии до 2020 года. Холдинг готов был потратить на это 190 млн рублей, объявив открытый конкурс. Разработать стратегию планировалось в три этапа к концу 2016 года.
К будущему подрядчику РЖД предъявила жесткие требования, в первую очередь, по квалификации сотрудников. В частности, работой для железных дорог должны были заняться не менее 10 человек, каждый из которых имеет степень MBA. При этом люди должны были учиться в одном из пяти лучших в мире вузов по рейтингу Financial Times: Harvard Business School, Insead, London Business School, Stanford Graduate School of Business, University of Pennsylvania Wharton. Кроме того, каждый из этих сотрудников за последние три года должен был разрабатывать бизнес-стратегии минимум в 3 проектах.
Плюс к этому, шансы подрядчика повышались, если компания участвовала в проектах для международных железнодорожных компаний.
При таких требованиях на конкурс заявилась всего одна компания – ООО «Бостон Консалтинг Груп» (в документах конкурса отмечается, что от ее лица выступают несколько юрлиц: «Бостон Консалтинг Груп» и «Ай-Теко»).
Однако ее заявку в РЖД отклонили, как раз потому, что компания не подтвердила, что у нее есть десяток специалистов с требуемым опытом разработки бизнес-стратегий. В итоге конкурс признали несостоявшимся. Снова проводить его РЖД не стала, и в итоге в компании решили своими силами продумать ИТ-стратегию. Для этого команду высококлассных специалистов собрали в штате РЖД, рассказал ИТ-директор компании.
При этом в сентябре 2016 года РЖД объявила конкурс на 17 млн рублей, чтобы найти подрядчика, который проконтролирует и обеспечит качество разрабатываемой ИТ-стратегии. То есть сторонние консультанты должны будут проводить совещания с высшим руководством РЖД, анализировать документы и давать рекомендации по их доработке, чтобы итоговая стратегия соответствовала стандартам и лучшим практикам в сфере ИТ.
Победителем конкурса стала компания Bain & Company Russia (сумма контракта – 15 млн рублей). Известно, что она же плотно сотрудничает с «Аэрофлотом» по разным проектам, в частности, разрабатывает для авиаперевозчика стратегию обработки и анализа Big Data. Bain & Company занимает первое место в мировом рейтинге консалтинговых компаний 2017 Vault Consulting 50.
Новый ИТ-директор Евгений Чаркин обновляет ИТ-стратегию
В марте 2016 года новый ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин рассказал о планах и задачах, связанных с информатизацией предприятия. Основная задача до конца 2016 года – гармонизация существующей ИТ-стратегии РЖД.
Евгений Чаркин обновляет ИТ-стратегию РЖД
Чаркин перечислил основные тренды, которые будут заложены в обновленную ИТ-стратегию компании.
Это, во-первых, развитие максимально удобных и инновационных сервисов для пассажиров и грузоперевозчиков. В частности – реализация стабильного Wi-Fi в поездах дальнего следования, построение беспроводной связи в пригородных электричках, а также создание приложений для всех основных мобильных платформ.
Второе направление развития ИТ РЖД — разумное импортозамещение системного ПО на базе свободного программного обеспечения. При этом, как подчеркнул Чаркин, все прикладное ПО, работающее в КИС РЖД, уже сейчас отечественное.
Повышение эффективности автоматизации базовых технологий грузоперевозок, включая предиктивный ремонт и эксплуатацию подвижного состава, третий тренд обновляемой стратегии. Его реализация призвана дать экономический эффект и повысить безопасность пассажирских и грузоперевозок, что является одним из приоритетов деятельности РЖД.
Четвертое направление – дальнейшее развитие всех ИС, автоматизирующих поддерживающие бизнес-процессы (финансы, управление персоналом и другие).
В контексте эффективного управления ИТ-ресурсами РЖД важный момент — реализация концепции категорийного управления закупками, что в перспективе позволит оптимизировать расходы на покупку ИТ за счет использования эффекта масштаба.
В рамках создания обновленной стратегии, уточнил также ИТ-директор РЖД, будет разработана дорожная карта для каждой информационной системы, выявлено, какие системы являются целевыми, базовыми для каждого производственного процесса, какие из ИС будут оставлены, какие — замещаться.
В части ИТ-бюджета на текущий год предполагается правильная расстановка приоритетов по финансированию и реализации ИТ-проектов, подчеркнул Евгений Чаркин. Бюджет по инвестициям в ИТ на текущий год, отметил он, составляет около 8 млрд рублей, что, по его оценке, для такой огромной компании как РЖД не слишком много.
Рассмотрением и корректировкой инвестиционных программ занимается специально созданный Координационный совет, где встречаются представители функциональных подразделений и ИТ-служб. Данная работа, по словам Чаркина, должна завершиться в течение ближайшего месяца.
В рамках обновленной ИТ-стратегии не предполагается создания специализированной дочерней компании, которая аккумулировала бы все задачи по разработке, внедрению и сопровождению ИТ-инфраструктуры, ныне распределенные между Главным вычислительным центром РЖД, НИИАС и Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ), но будет создан центр управления ИТ-архитектурой.
Что послужило толчком к развитию комплексной цифровой платформы
Еще в 2019 году интерес к цифровизации транспортной отрасли со стороны регионов был низкий, особенно к комплексным решениям. Основной упор делался на создание отдельных цифровых сервисов. В итоге мы имеем дело с «зоопарком систем»: платежные решения — отдельно, построение маршрута — отдельно, диспетчеризация — отдельно, транспортная аналитика — отдельно.
В 2021 году наша страна приняла Стратегию цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации, в состав которой входит проект «Зеленый цифровой коридор пассажира». В рамках проекта предполагается разработка и внедрение MaaS-сервиса (Mobility as a Service — мобильность как услуга) построения оптимального маршрута поездки и применения единого цифрового инструмента оплаты проезда для разных видов транспорта с учетом времени перевозки и ее стоимости. Мы видим, что сегодня ведущая цель государства — объединить разрозненные системы, внедрив принципы интероперабельности и интеграционного взаимодействия.
Будущее умных дорог уже наступило
Еще весной 2020 г. АО «СМАРТС» совместно с НП «ГЛОНАСС» реализовали пилотный проект по запуску «умных» дорог в Самарской области. Запущена пилотная зона по внедрению интеллектуальной платформы C-V2X (Cellular Vehicle-to-Everything, технология беспроводной сотовой связи для обмена информацией между транспортным средством и его окружением в формате V2X) на базе инфраструктуры АО «СМАРТС», протяженность которой на территории Самарской области составляет примерно 1000 км. Это обеспечило коммуникационную базу для реализации пилотного проекта совместно с НП «ГЛОНАСС».
За три года планируется подтвердить возможность эксплуатации автомобилей без водителя на дорогах общего пользования в автоматизированном режиме управления. В рамках подготовки работ на пилотном участке были установлены комплексы акустического мониторинга. Роль акустического сенсора выполняет оптическое волокно, проложенное в транспортной многоканальной коммуникации СМАРТС.
На основе механизма акустического мониторинга и его интеграции с интеллектуальной интеграционной платформой (ИИП), а также макетом технологической сети V2X реализован ряд сценариев цифровых сервисов, включая:
- информирование водителя о наличии пешехода на обочине автодороги;
- информирование водителя о работе уборочной техники на автодороге;
- информирование водителя об открытии люка колодца на обочине и проезжей части автодороги;
- информирование водителя о ближайшей свободной электрозаправке (на основе взаимодействия интеллектуальной интеграционной платформы с бортовым контроллером отечественного электромобиля Zetta и макетом технологической сети V2X).
Кто за это отвечает?
Трансформация российских городов в Smart City предусмотрена федеральной программой «Цифровая экономика РФ».
Рыночные эксперты сходятся в том, что индекс IQ города определяется в первую очередь тем, насколько хорошо в нем умеют собирать, обобщать и анализировать различные данные, а также использовать цифровые технологии для повышения качества жизни. Вместе с тем, в категорию приоритетов всегда попадает мобильность, транспорт и безопасность движения.
Развитием и цифровизацией дорожной инфраструктуры в России занимается Министерство Транспорта, Федеральное Дорожное Агентство «Росавтодор» и другие организации в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В этом году разработаны и утверждены все принципы создания систем ИТС (интеллектуальная транспортная система) в городах. Что это даст?
- Повысится средняя скорость движения транспортных средств;
- сократится время задержек в пути;
- уменьшится площадь зоны повышенного износа дорожного полотна;
- снизятся объемы вредных выбросов;
- уменьшится количество ДТП;
- снизится расход топлива.
Другие материалы обзора
В сентябре 2021 г. Минтранс России и госкомпания «Автодор» приступили к совместной реализации проекта «Беспилотные логистические коридоры», одобренного ранее Правительством России. Проект предусматривает, что до 2024 г. коммерческое использование автономных грузовиков будет обеспечено на трассе М-11 «Нева» и до 2030 г. — на 20 тыс. км федеральных трасс, включая М-12 и ЦКАД. Как рассказал Дмитрий Ольховиков, уже сейчас эксперты говорят о запуске беспилотного грузового движения на М-11 не в 2024 г., а в конце 2023 г. «Там работает большая команда, более 20 компаний»,- отметил эксперт.
Участниками проекта ранее стали: КамАЗ, «Национальные Телематические Системы» (НТС), СберАвтоТех, Деловые линии, Globaltruck, «Первая экспедиционная компания» (ПЭК), X5 Group, Volvo, «Почта России», «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК), «ВТБ Инфраструктурный Холдинг».
Тестирование беспилотных грузоперевозок на М-11 будет вестись одновременно с отработкой нормативного регулирования в рамках экспериментального правового режима «цифровой песочницы». Для управления рисками при движении автономных фур и исключения их попадания в городской трафик на трассе «Нева» будут созданы специальные хабы и государственный центр управления трафиком беспилотников.
Цифровой транспорт
Умный город — это, в первую очередь, информационная среда, которая собирает и оперативно обрабатывает разнородную информацию. Например, ИТС компании «Национальные телематические системы» позволяет создать полного цифрового двойника дороги, включая транспорт, который по ней движется. То есть из любой точки страны можно будет видеть, что происходит на транспортном участке. Это переводит возможности управления дорожной экосистемой на принципиально новый уровень.
В будущем эти системы станут основой для движения автономного транспорта. Поначалу беспилотники будут передвигаться по специальным полосам, что позволит отработать все технологии и ситуации в реальных условиях. Уже в 2035 году, по нашему прогнозу, на умных дорогах не останется ни одного автомобиля с водителем. Благодаря технологии V2X (Vehicle-to-Infrastructure) автомобили смогут взаимодействовать с умной дорожной инфраструктурой с помощью RSU (сокращение от Road Side Unit — компьютеризированный модуль, подключенный к скоростной магистральной сети передачи данных и оснащенный функцией высокоточного спутникового геопозиционирования). Благодаря этому машины станут передвигаться по наиболее оптимальным маршрутам и смогут избегать столкновений.
Развитие V2X будет происходить в несколько этапов:
- На первом этапе транспортные средства начнут общаться между собой, используя ИТС и подключенную инфраструктуру для того, чтобы обеспечить безопасное движение, особенно в опасных местах, таких как перекрестки. Водители будут получать базовую информацию о пробках, пешеходах, авариях, погодных условиях, статусах светофоров, наличии препятствий (например, машина едет на желтый, или на дорогу выпал груз).
- Второй этап развития технологий — до 2024 года — подразумевает, что автомобили начнут пользоваться данными, которые собирают другие машины через бортовую камеру (или лидар) во время движения, передавая их также через RSU. Например, автомобиль остановился перед переходом, потому что по нему идет пешеход. Другая машина пока находится за углом и не видит этого — тогда первая сигнализирует «коллеге» о ситуации. Принципиальное отличие в том, что на первом этапе эти данные собирает умная инфраструктура и обрабатывает их в интеллектуальной транспортной системе, а затем передает автомобилям конкретные инструкции и оповещения. Во втором случае машины обходятся без посредника в виде централизованной системы, и могут общаться между собой напрямую.
- На третьем этапе, который по прогнозам должен наступить к 2028 году, появится возможность коллективной автоматической координации маневров. Суть в том, что бортовые компьютеры автомобилей будут договариваться о согласовании маршрута и скорости друг с другом. Это позволит, например, скорой помощи даже не включать звуковую сигнализацию — путь будет свободным, благодаря тому, что водители (или автопилот) получат инструкцию отъехать на обочину или сменить полосу.
Сбудется этот прогноз или нет, зависит от того, насколько «умными» станут сами автомобили. Интеллект бортовых компьютеров — такой же необходимый компонент для этого, как и умная дорожная инфраструктура. Но технологии развиваются так быстро, что они вряд ли станут препятствием для беспилотного будущего. Самое сложное здесь — решить вопросы в области нормативно-правового регулирования. В России уже идет работа над изменениями законодательства. Когда все основные нормативы, правила и стандарты будут утверждены, индустрия автономного транспорта станет развиваться с большой скоростью и к 2035 году беспилотники станут такими же привычными, как, например, каршеринг или заказ такси с помощью приложения.