2 февраля 2022
Data Insight публикует итоговый отчет по рынку логистики для электронной коммерции за 2021 год. В нем раскрываются важные цифры и тренды 2021 года, характеризующие рынок логистики для eCommerce в России. Исследование подготовлено при поддержке генерального партнера – Прямиком, а также партнеров исследования – 5Post, Arvato, Boxberry, PickPoint, EXPRESSRMS и Чекбокс. Основные выводы исследования:
- За 2021 год было доставлено 1 570 млн отправлений — на 78% больше, чем в 2020 году.
- 75% посылок, доставленных в 2021 году, приходится на собственные логистические службы магазинов, 63% — на Wildberries и Ozon, 49% — на Wildberries.
- Самым популярным каналом доставки остается самовывоз: в 2021 году 82% заказов было доставлено самовывозом.
- Data Insight оценивает количество ПВЗ в России более чем в 50 тысяч: 38% — это классические ПВЗ, 33% — постаматы, 27% приходится на магазины.
- Серьезный вклад в развитие срочной доставки вносит рынок eGrocery. В первом полугодии 2021 года из магазинов eGrocery доставлено 97 млн заказов.
- Доля логистики на аутсорсинге выросла: 83% магазинов отдают на аутсорсинг какие-либо логистические процессы.
- Каждый седьмой заказ собран с помощью фулфилмента. Объем российского рынка фулфилмента составил 41 млрд рублей, CAGR – 66%.
Клиенты о нас
«Исследовательское агентство Data Insight — наш давний партнер, с которым мы сотрудничаем уже больше пяти лет. С 2016 года мы вместе ежегодно проводим уникальное исследование рынка розничного онлайн-экспорта из России. Результаты исследования Data Insight дают доступ всем игрокам и регуляторам индустрии российского розничного экспорта к инсайтам малого и среднего бизнеса, что позволяет определить точки роста и выстроить правильные стратегии для дальнейшего развития. Благодаря нашим совместным исследованиям компания eBay смогла реализовать в России множество проектов как регионального, так и федерального масштаба. Ключевыми из них стали инициативы «Регионы экспорта», продвижение нулевой ставки НДС для онлайн-экспортеров, а также ряд региональных программ по поддержке предпринимателей. Надеемся, что вместе с Data Insight мы и дальше сможем успешно развивать рынок розничного онлайн-экспорта и e-commerce в России». Мы постоянно находимся в диалоге со специалистами Data Insight и можем с точностью сказать, что это одни из лучших экспертов на нашем рынке. По итогам совместно проведенного исследования, которое нашло отклик у широкой аудитории, мы можем сказать, что очень довольны проведенной специалистами агентства работой и будем рады новому сотрудничеству с ними. Наше сотрудничество с Data Insight началось с нестандартного проекта — мы предложили коллегам сделать первый в России рейтинг омниканаьности ритейлеров. Коллеги быстро подхватили идеи, и мы вместе проработали методику и концепцию. Так появился наш совместный проект — рейтинг омниканальности крупнейших розничных ритейлеров глазами покупателя 2020. За полгода мы совместно проделали большую работу, которую по достоинству оценил рынок и СМИ. Благодарим коллег за поддержку и помощь в реализации идеи проекта на высшем уровне. Мы продолжаем работу с Data Insight и будем делать эту работу ежегодно. Мы также уже много лет подряд поддерживаем мероприятие ecom weekend, где Data Insight активно собирает комьюнити профессионалов рынка ритейла. Особенно, интересно мероприятие, которое всегда отличает и качественная культурная программа, и профессиональный нетворкинг. За 8 лет сотрудничества Data Insight показала свою способность с полной ответственностью походить к поставленным задачам, выполнять работы качественно и в срок. Отличительной чертой Data Insight является оперативность, ответственность и индивидуальный подход к каждому клиенту. Генеральный директор «Ассоциации развития интерактивной рекламы» Смоляков В. IAB Russia (Ассоциация развития интерактивной рекламы)
Логистическая сеть напрямую влияет на себестоимость продукции, занимая в ней долю от 20% до 60%. Чтобы снизить её и повысить конкурентоспособность компаниям следует постоянно работать над совершенствованием логистической составляющей.
Рынок требует полного обеспечение потребителя логистическим услугами. Часто для этого логистику нужно трансформировать в абсолютно новую модель, где цепочки поставок основываются на умных технологиях.
Общий вектор развития логистики направлен в сторону цифровизации. И победа в конкурентной игре зависит от наличия и развития в организации интеллектуальных систем.
Где можно применять цифровые технологии в логистике
Цифровые технологии помогут эффективно управлять закупками, цепями поставок, оптимизировать хранение.
Особое внимание нужно уделить электронному документообороту. Это самый главный элемент цифровой логистики. Эксперты отмечают, что он позволяет на 20%-40% снизить расходы и сроки доставки, минимизировать потери времени на всех этапах жизненного цикла оформления взаимоотношений с клиентами — как грузоотправителями, так и грузополучателями.
При организации грузовых перевозок электронный документооборот создаёт предпосылки к развитию цифровой логистики как инновационной технологии управления информационными потоками на всех уровнях логистической сети.
Для создания информационного пространства цифровых перевозочных документов, требуются технологии больших данных.
Новые возможности для управления логистическими процессами поможет открыть единое информационное пространство. Посредством мобильных и стационарных устройств можно дистанционно контролировать и управлять операциями и персоналом, обмениваться информацией, отслеживать транспортировку грузов.
В таблице 1 приведены виды цифровых технологий, которые можно использовать в различных логистических процессах.
Таблица 1. Цифровые решения в различных логистических процессах
Цифровизация логистики поможет решить пять ключевых задач
- Снизить простои оборудования и повысить объемы выпуска продукции.
- Ускорить процессы проектирования производства и доставки продукта до потребителя.
- Снизить затраты на проведение натурных испытаний за счет внедрения цифровых двойников и инструментов визуального моделирования.
- Повысить уровень прозрачности операций и снизить затраты по всему циклу управления цепями поставок.
- Снизить потери энергии при совершении технологических операций.
Как внедряют цифровую логистику в России
Отечественные компании, которые пошли по пути цифровизации логистических процессов смогли достичь немалых успехов.
При организации железнодорожных перевозок применяется цифровая платформа, это позволило повысить эффективность всех участников процесса и значительно упростить доступ к инфраструктуре.
Новые стандарты позволили объединить все информационные ресурсы компании, сократить сроки перевозок грузов и на 3-5 дней опередить конкурентов.
С какими сложностями можно столкнуться
Часто процессы внедрения цифровых технологий в компаниях сильно затягиваются. Кроме этого компании сталкиваются с различными препятствиями. В их числе:
- Нет необходимой инфраструктуры. Компании прежде всего нужно заняться решением внутренних вопросов и разработать принципиально новый подход к ведению логистической деятельности. Инфраструктура — это фундамент для инноваций и без неё цифровизация труднодостижима.
- Нет достаточного бюджета. Цифровизация предполагает внушительные финансовые вложения. Перед внедрением компании следует проанализировать свои финансовые возможности и оценить все возможные риски.
- Нет компетенций. Персонал компании может иметь низкий уровень цифровой зрелости, что часто является причиной неприятия изменений.
- В коллективе есть внутренние возражения. Смена традиционного уклада деятельности персонала часто воспринимаются отрицательно, в особенности, если встаёт вопрос о необходимости повышать уровень знаний, навыков и умений. Нужно продемонстрировать преимущества цифровых технологий для сотрудников, выделить куратора, который доступно ознакомит сотрудников с успешными кейсами других организаций. Это поможет минимизировать негативную реакцию.
- Есть риск снижение количества рабочих мест. С цифровизацией растёт риск безработицы, поскольку из-за автоматизации и роботизации процессов многие профессии теряют актуальность.
- Присутствуют риски информационной безопасности. Нужно подумать о цифровой безопасности. Принять меры против возможных хакерских атак и краж цифровых данных.
С чего начать
Начинать цифровую трансформацию следует с повышения компьютерной грамотности и профессиональной переподготовки специалистов. Это создаст возможности для роста компании.
Подпишитесь, чтобы не пропустить интересные мероприятия и получите подарок на почту!
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.
Библиографическое описание
Современные реалии бизнеса требуют от предприятий расширять каналы сбыта своей продукции именно путем применения инструментов электронной коммерции. Эта тенденция обусловлена тем, что электронная коммерция требует меньших финансовых инвестиций на начальном этапе по сравнению с классической формой реализации продукции, а также она является более удобным и быстрым способом заказ и получения товара потребителем.
Новые подходы к реализации продукции через системы электронной коммерции требуют также новых подходов к формированию системы логистики, что обусловлено особенностями организации процессов заказа и продажи товаров через Интернет. Это актуализирует необходимость развития новых методов электронной логистики.
В конкурентной борьбе на рынке электронной коммерции предприятия должны все больше внимания уделять организации эффективной системы логистики, которая является одним из основных факторов качественного обслуживания потребителей.
Процесс реализации товаров через сеть Интернет напрямую связан со следующими этапами:
1) поиск поставщиков необходимых групп товаров в соответствии с имеющимся спросом и заключение договоров сотрудничества;
2) закупка необходимого количества товара на склад;
3) подготовка заказа к транспортировке и упаковке;
4) доставка заказа конечному потребителю;
Все выше представленные этапы имеют логистический характер. Вопрос эффективности построения системы логистики в системе управления предприятиями электронной торговли стоит достаточно остро, поскольку именно оптимизация логистических процессов является основным фактором повышения экономической эффективности. Это обусловлено несколькими причинами:
- Стоимость логистики. Логистика предприятий, основным каналом реализации которых является сеть Интернет, может оказаться весьма затратной, поскольку требует аренды складских помещений, наем технического персонала, наем курьеров для обеспечения своевременной доставки заказов, приобретение материалов и инструментов для упаковки заказов перед транспортировкой. Нерациональное использование этих ресурсов может серьезно повысить уровень расходов компании или нанести ущерб.
- Скорость доставки заказов. Клиенты уже давно привыкли к быстрой доставке товаров. Этот фактор также влияет на организацию процессов обработки и доставки заказов предприятиями, реализующих все логистические этапы самостоятельно: неоптимизированный процесс логистики удлиняет сроки доставки и вызывает недовольство клиентов. Ориентация на скорость доставки особенно важна для промышленных предприятий, которые реализуют готовую продукцию и расходные материалы, задержка доставки которых может серьезно повредить производству заказчиков.
- Управление складскими запасами продукции. Содержание необходимого количества товарных единиц на складах торгового предприятия является одним из самых важных задач логистики. С одной стороны, категории, на которые наблюдается стабильный спрос среди потребителей, должны быть всегда доступны на составе. С другой стороны, остатки товаров не должны превышать их оптимального количества, которое может быть быстро реализовано в течение определенного времени, но не превратится в неликвидный остаток на складе. Закупка товаров «про запас» в большом количестве без предварительного анализа целесообразности их приобретения приводит к неэффективному использованию оборотных средств предприятия и их «замораживание» в товарных остатках.
Сегодня в сфере электронной логистики существует ряд проблем, которые мешают стабильному развитию предприятий электронной коммерции. По результатам проведенного анализа были выделены наиболее острые из них.
Одной из главных проблем, часто присуще предприятиям, является отсутствие централизованной отлаженной системы доставки заказа конечному потребителю. Обычно фирмы электронной коммерции выполняют весь логистический процесс без привлечения современных систем и инструментов эффективного управления логистикой. К тому же часто на таких предприятиях отсутствует логистический отдел для централизованного решения логистических вопросов.
Затрудняют процесс логистики также задержки в доставке заказов. Продолжительность срока исполнения заказа на товары достаточно часто увеличивается в связи с временным отсутствием товаров на складе предприятия, в том числе вследствие изложенных выше проблем.
Среди проблем следует отметить и слишком высокую стоимость логистических операций, которая, как следствие, приводит к снижению экономической эффективности деятельности предприятия. Это в основном вызывается нерациональной организацией логистических процессов и приводит к увеличению стоимости доставки для конечного потребителя, делает уровень расходов на транспортировку заказанной продукции непомерно высоким.
Обобщая, можно выделить три фактора, обусловливающие эффективность системы логистики на предприятиях электронной коммерции, такие как высокая скорость доставки; оптимальная для потребителя цена за доставку; оптимальные затраты на содержание логистической инфраструктуры предприятия. Для их обеспечения объективно необходимы пересмотр организационной структуры и отдельных этапов системы логистики предприятий электронной коммерции, а именно:
- Создание специальных служб логистики или на небольших предприятиях — выделение отдельных работников, ответственных за организацию доставки товаров и другие аспекты логистической деятельности.
- Реорганизация работы склада. Выбор оптимальной системы складирования, рациональная организация и управление логистическим процессом на складе.
- Внедрение электронных систем и инструментов для учета товаров, которые помогут автоматизировать работу на складах предприятия. Использование электронных систем учета и реализации товаров, которые позволят более централизованно и оптимально организовать и контролировать деятельность.
- Использование систем ERP (англ. Enterprise Resources Planning — планирование ресурсов предприятия). Система ERP используется руководством предприятия для планирования закупок, производства и распределения готовой продукции. Позволяет получить информацию об изменения в спросе на рынке и определить условия, преобладающие на нем.
Приведенные рекомендации являются обязательными для внедрения на предприятиях, которые пытаются вывести свою деятельность на новый уровень и использовать все преимущества современных логистических систем.
Современные мировые тенденции развития торговли с каждым годом показывают стремительный рост объемов продаж через сеть Интернет. Обострение конкурентной борьбы на рынке электронной торговли требует от предприятий совершенствования и повышения стандартов обслуживания клиентов. Особенно это касается уровня качества доставки, эффективность которой в основном зависит от скорости и стоимости.
- Новомлинский Л. Интернет-торговля / л Новомлинский // Сети и системы связи. 1998. No 8. С. 11–12.
- Царев В. В. Электронная коммерция / В. В. Царев, А. А. Кантарович. СПб: Питер, 2002. 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): электронная коммерция, ERP, конечный потребитель, предприятие, готовая продукция, доставка заказа, конкурентная борьба, логистический процесс, электронная логистика, электронная торговля.
Рассмотрены все понятия, выделены преимущества интернет-торговли, рассмотрены задачи распределительной логистика на макро и микроуровне. Рассмотренаобратнаялогистиканапримерекомпании.
Ключевые слова: электронная торговля, удаленные услуги, интернет-магазин, распределительная логистика, микроуровень, макроуровень, обратная логистика, складское хранение, редистрибуция.
We consider all the concepts identified the benefits of e-commerce, distribution logistics problems are considered at the macro and micro level. The inverse logistics company on the example.
Keywords:Е-commerce, remote services, online shopping, distribution logistics, micro-level, the macro level, reverse logistics, warehousing, redistribution
Электронная торговля — понятие не новое. Это понятие может быть определено, как осуществление сделок с помощью электронных средств через Интернет или через другие доступные для данного вида деятельности средства. В целом Интернет, за время его развития,позволил внедрить электронную коммерцию, и торговлю в частности, в комплексную сеть мировой предпринимательской деятельности, которая ежеминутно растет из-за увеличения количества участников, как частных, так и корпоративных.
К электронной торговле, в общем смысле этого понятия, относятся:
— Удаленные услуги. Сейчас, большинство консультационных, бухгалтерских, медицинских, юридических услуг могут оказываться людям удаленно из любой точки мира.
— Электронная коммерция. Если говорить об этом в узком смысле, то e-commerce предлагает нам торговлю непосредственно виртуальными или «неосязаемыми» товарами, которые могут передаваться в цифровой форме. К таким товарам может относится информация, находящаяся в звуковой, текстовой или графической форме.
— Электронный маркетинг, но также и продвижение обычных товаров и услуг. Сейчас, SMM и E-маркетинг полностью изменяют наше представление о рекламе и исследованиях рынка (1).
Всю экономическую деятельность через Интернет можно разделить на четыре категории:
1) Бизнес-бизнес, или B2B, — принцип осуществления подобной деятельности очень прост: одно предприятие взаимодействует с другим. B2B — одно из наиболее перспективных и развивающихся направлений деятельности электронной коммерции на сегодняшний день. Интернет-платформы дают широкие возможности для упрощения проведения всех операций на всех этапах сделки. Довольно часто, сторона заказчика может просматривать выполнение заказа с помощью интерактивного интерфейса, используя базы данных продавца.
2) Потребитель-потребитель, или C2C, — принцип осуществления подобной схемы ведения торговли довольно прост. Она находится где-то между рынком и объявлениями в газете. То есть, это сделка между двумя потребителями, которые не являются предпринимателями. Как правило, схема C2C довольна популярна на интернет-аукционах или интернет-рынках. Для пользователей таких систем основное удобство заключается непосредственно в ценовой политике, где ты можешь купить товар более низкую цену, чем в магазине.
3) Потребитель-бизнес, или C2B. Наименее развитым видом электронной торговли сейчас является C2B. Это система предоставляет возможность покупателям устанавливать ценовую категорию для различных товаров, которые предлагаются компаниями, самостоятельно.
4) Бизнес-потребитель, или B2C. В этом случае компания торгует непосредственно со своими потребителями. В основном, здесь речь идет о розничной реализации товаров. Для клиента такой способ упрощает процедуру выбора и покупки. Сейчас единственный ресурс, который мы не может вернуть — это время, а такая схема ведения торговли позволяет в минимальные сроки решить проблему клиента в покупке товара. Примеры этого вида торговли — Интернет-магазины,направленные на целевую аудиторию, которую они выбрали
Покупки через Интернет — это очень удобно для жителей мегаполисов, к вам в офис привозят сразу все необходимое, не нужно ехать через весь город, собирая все пробки
Преимущества Интернет-торговли (7)
Преимущества продаж через Интернет
Преимущества покупок через Интернет
Глобальное присутствие доступ на новые рынки
Глобальный выбор широкого спектра товаров
Круглосуточный режим работы
Доступность в любое время и из любой точки мира
Неограниченная масштабируемость бизнеса
Простота посещения и сравнения альтернатив
Уменьшение капитальных и операционных затрат времени и ресурсов
Прямые поставки по низким ценам
Персонализация обслуживания и индивидуализация продукции
Индивидуализация запросов
Рост информированности о товаре. Высокая гибкость бизнеса. Повышенное качество учета, контроля, анализа и реакции на изменения. Высокое качество обслуживания
Удобство пользования
Распределительная логистика— это управление транспортированием, складированием и всеми логистическими операциями, совершаемыми в процессе доведения ГП до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. В обобщенном виде распределительную логистику можно рассматривать в следующих двух аспектах:
1) как изучение потребностей рынка (маркетинг);
2) как способы и методы наиболее полного удовлетворения этих потребностей путем эффективной организации транспортно-экспедиционного, складского процессов, обслуживания потребителей. Важность распределительной логистики определяется тем, что улучшение работы в сфере распределения товаров не требует таких больших дополнительных капиталовложений, как, например, освоение выпуска нового товара, и при этом обеспечивает высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости, сокращения времени выполнения заказа, соблюдения согласованного графика поставок.
Задачи распределительной логистики.
— планирование процесса реализации товара;
— организация получения и обработки заказа;
— выбор вида упаковки, принятие решений о комплектации, организация выполнения операций, предшествующих отгрузке;
— организация отгрузки продукции;
— организация доставки и контроль транспортирования;
— организация послереализационного обслуживания.
— выбор схемы распределения МП (канала доведения продукции до потребителя?);
— определение оптимального количества РЦ (складов);
— определение оптимального места расположения РЦ (складов) на обслуживаемой территории и др.
Горизонтальные и вертикальные каналы распределения (2).
Логистика для интернет-магазина — это основа основ, то с чего должно начинаться планирование построения бизнеса. Ключевыми вопросами работы интернет — магазина является: организация закупочной логистики; организация логистики склада; организация транспортной логистики (6). Остановимся на каждом из пунктов подробнее. Абсолютно логичным представляется тот факт, что для организации успешного, приносящего прибыль интернет магазина вопрос закупочной логистики выходит на первый план. Определение потребностей, критерии выбора закупаемого продукта, анализ рынка, выбор поставщика, создание баз данных, операции по закупке, контроль своевременности и полноты поставляемой продукции — это только малый перечень задач, стоящих перед структурным подразделением интернет магазина, отвечающим за реализацию стратегии закупочной логистики (6).
Производственная и торговая сфера неразрывно связана с логистическими операциями. Хорошо, когда Вы нашли надежного партнера, который управляет всеми этими процессами. Складское хранение, доставка, работа с поставщиками и клиентами — все это должно работать четко и оперативно. Всегда есть и обратная сторона медали, с которой неизменно сталкивается каждая компания, вне зависимости от масштабов своей деятельности: управление возвратами. Для правильной организации этих процессов приходит на помощь обратная логистика. Начинающие предприниматели часто не учитывают тот факт, что клиент может вернуть товар. И когда этот момент наступает, возникает главный вопрос: что делать с товаром, который вернули? Крупные логистические компании предлагают ряд решений по организации работы с возвратами. Компания «Своя логистика» — не исключение. Мы предлагаем услуги обратной логистики для оптимизации управления цепочкой поставок. Для каждой группы товаров необходим индивидуальный подход. Скоропортящиеся продукты, несомненно, нужно утилизировать, а вот прочие товары могут принести Вам дополнительную прибыль. На складских помещениях, с которыми работает наша компания, выделяются специальные зоны для товаров, которые были возвращены. Специалисты, которые берут в работу такой товар, выясняют причины возврата и работают с документацией. Затем они принимают решение, что можно сделать для того, чтобы возместить стоимость изделий. Если речь идет о товарах, которые нельзя восстановить, их запчасти можно использовать в дальнейшей работе компании. Управление возвратами — основное направление, с которым работает обратная логистика. Благодаря оптимизации этого процесса Ваша компания извлечет максимальную выгоду из товара, который вернули. При этом речь идет не только о максимально возможном возмещении стоимости товара. Имидж компании напрямую зависит от того, как она справляется с возвратами и работает с клиентами, которые недовольны полученным товаром. Кроме того, посредством грамотно организованной работы с возвратами можно обрести имидж социально ответственной компании.
К примеру, проведение акций с передачей части товара в бюджетные организации, социальные фонды — беспроигрышный вариант, который будет работать на Вас в долгосрочной перспективе. Удовлетворенными останутся и клиенты, если они будут знать, что товар, который им не подошел, будет использован в благих целях. Компания «Своя логистика» успешно работает возвратами уже не первый год. Тщательно продуманное управление цепочками поставок и системный подход к организации работы с возвратами позволят оптимизировать товарооборот и извлечь из него максимальную выгоду (8).
- Воронов В. И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. — 316 с.
- Воронов В. И., Воронов А. В., Лазарев В. А., Степанов В. Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 168 с.
- Воронов В. И., Воронов А. В. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг. 2013. № 6 (133). С. 20–28.
Основные термины (генерируются автоматически): обратная логистика, распределительная логистика, товар, электронная торговля, закупочная логистика, электронная коммерция, SMM, интернет магазина, максимальная выгода, складское хранение.
Эта статья наиболее интересна для представителей сферы e-commerce так как в ней говорится о последних инновациях в таких узко специализированных вещах как: доставка день в день, пункты выдачи заказов и постаматы итд.
Склад в качестве шоурума и пункты выдачи заказа.
Склады в будущем могут стать розничными шоурумами. Концепция слияния магазина и склада не нова. IKEA, например, успешно использует эту модель для очень экономичной цепочки поставок. Склады могут быть так же использованы в качестве места получения онлайн-заказов. Отчеты по исследованиям данного вопроса показывают, что Amazon может запустить сервис по доставке заказов в течение часа.
Увеличение скорости, гибкости и удобства в доставке на ее последнем этапе
Последний этап доставки важен для всех. Для клиента- это тот самый момент, когда он впервые держат свою новую покупку в руках. Для компании же это самое дорогое звено всего процесса доставки. Так что не удивительно найти новшества в последнем этапе доставки традиционной и омниканальной логистики. Ниже рассмотрим эти новшества.
Эффективное использование магазинами сервиса забора и доставки онлайн- заказов в офлайн магазин
Традиционные оффлайновые магазины остаются одним из важнейших компонентов мирового опыта продаж, но их роль меняется в омниканальной бизнес-модели. Магазины становятся фулфилмент-центрами, выступающими в качестве места забора онлайн заказов (покупка в интернете, а затем забор заказа в магазине) и выполняют местные поставки в городе (отгрузка из магазина). Скорее всего, все больше новых предприятий примут данную модель, чтобы получить максимальную выгоду из своих традиционных инвестиций. Покупка онлайн, а затем забор заказа в магазине имеет много преимуществ. При данной операции и клиент и компания экономят деньги. А еще при заборе онлайн заказа на месте, клиент часто совершает дополнительные покупки. Walmart начали использовать данную стратегию около шести лет назад, позволяя клиентам приобрести товары на сайте, а забрать – в любом удобном для покупателя офлайн магазине на свой вкус. После введения данной услуги, продавец расширил их добавил центры по возврату онлайн заказов и дополнительные пункты забора заказов для повышения онлайн-продаж и удовлетворения ожиданий клиентов. Эта стратегия стала успешной — 50% онлайн-заказов в Walmart в настоящее время забирается в офлайн магазинах, что приводит к значительной экономии материально-технических ресурсов и транспортировки. Несколько впервые применивших данную стратегию продавцов предлагают программы по отгрузке из магазина. Увеличивая объемы реализации интернет-заказов, компания Nordstrom увидела ежегодный рост оборота с 4,8 до 5,41. Ретейлеры только выигрывают от возможности увеличения объемов маржи. Один из крупнейших универмагов сообщил о значительном увеличении темпов роста продаж, увеличив маржу на 200 миллионов долларов.
Модели по доставки в любое место и любое время
Потребители хотят иметь возможность доставки их заказа в любое время и в любое место назначения. Мы больше не можем терпеть ограничение по часам работы магазинов. Современные покупатели имеют все большее число сервисных опций, многие из которых завязаны на новых технологиях. Автоматизированные закрывающиеся шкафы для получения заказа (так называемые постаматы) упрощают процесс забора посылки и предоставляет возможность сделать это покупателю 24/7. Например, DHL изобрел специальную автоматизированную почтовую станцию в Германии. Это удобное решение теперь доступно в более чем 2000 точках по всей стране. В будущем торговые компании Германии могли бы использовать эту сеть постаматов для получения заказов для превращения их в автомат по продаже товаров. Так же данная сеть может использоваться для возврата заказов покупателями. Эта инновационная концепция с постаматами достигла более персонализированного уровня, и теперь такой ящик каждый покупатель может иметь у себя дома. Расположенный рядом с домом покупателя, постамат удобен для доставки и забора посылок.
Одним из последних новшеств является доставка посылок в багажник легкового автомобиля. С помощью мобильного приложения агент получает точное местонахождение автомобиля вместе с кодом доступа к багажнику покупателя. CarDrops. sg уже предлагает эту услугу в Сингапуре, DHL, Amazon, а так же Audi и Volvo запустили пилотные проекты по доставке заказов до багажника автомобиля в Германии и Швеции соответственно. Кроме того, отдельные заказы (в частности, тяжелые товары) могут быть доставлены непосредственно в дом или гараж клиента. Это требует установки приложения Internet of Things, которое дает доступ к открыванию замков и дверей.
Uber-стиль доставки «по требованию» использует существующее движение автомобилей и такси для доставки посылок. Заказы доставляются водителями либо в течение следующего часа после заказа, либо в выбранное клиентом время. Пилотные проекты, обеспечивающие этот вид услуг, были недавно запущены в Гонконге и Сингапуре, а так же такие компании, как EasyVan (Lalamove в Бангкоке) и GoGoVan предлагают услуги по запросу доставки тоже через смартфон -приложение. MyTaxi предлагает доставку продукции немецкой розничной торговли (например, Media Markt).
Такие компании, как Amazon, Google, и DHL теститруют использование беспилотных летательных аппаратов. В будущем беспилотные летательные аппараты смогут использоваться как в первом, так и в последнем звене доставки посылок. Скорость беспилотника может помогать в достижении новых уровней обслуживания для срочных поставок.
Динамически развивающийся сервис «последней мили» логистики
Потребители не заинтересованы в жестких сроках поставки заказа. Клиенты могут легко изменить свое мнение о сроках поставки и местах доставки с помощью одной персонализированной онлайновой платформы. В Интернете или с помощью мобильного приложения они могут создавать и изменять свои предпочтения по доставке. Потребители также требуют гибкости в коммуникации за пределами Интернета и мобильных приложений. Они требуют такого же доступа материально-технического обеспечения и взаимодействия через WhatsApp, Vchat и другие неструктурированные каналы. Для логистических провайдеров и предприятий торговли задача состоит в том, чтобы создать и поддерживать единое качество обслуживания клиентов и предоставить бесперебойную и модернизированную связь. Тот факт, что цена за транзакцию для этих каналов значительно ниже, чем традиционные каналы обслуживания клиентов, обеспечивает дополнительный стимул для внедрения таких платформ.
Доставка в день заказа и досрочная логистика
Сроки поставки снижаются. Многие компании -Shutl (eBay), Amazon, Google Express и DHL — теперь предлагают доставку в день заказа и даже доставку в течение часа после заказа в нескольких городах. Компании так же должны сбалансировать требования клиентов о скорости со стоимостью выполнения сервиса. Вместо того, чтобы устанавливать свои собственные центры доставки, многие компании экономят деньги за счет использования Postmates, Deliv, Uber и других поставщиков услуг для доставки заказов по требованию.
Столкнувшись с потребностью получать товар в день заказа, от компаний требуется выйти за рамки традиционного подхода оптимизации маршрута. Точно так же, как розничные торговцы предлагают в режиме реального времени рекламные скидки, чтобы продать по акции, онлайн компании могут стимулировать клиентов к выбору наиболее выгодных услуг по доставке путем предоставления бесплатных дополнительных функций, снижений сборов, а так же других специальных предложений.
Прогностическая аналитика позволяет компаниям смотреть в будущие структуры спроса и находить товары, которые находятся территориально ближе к клиенту, чтобы позволить быструю и экономичную доставку. Смотря на шаг вперед, существует даже возможность отгрузить покупателю товар перед его заказом, основываясь на его предыдущих заказах, поисковые запросы, списки пожеланий, содержимое корзины. Такой подход называется упреждающей логистикой.
Единичные экземпляры
Повышение потребительского спроса на персонализацию может привести к массовому производству товаров индивидуального дизайна с учетом особенностей отдельного человека, что в свою очередь может привести к производству децентрализованного объема партии единичных экземпляров. Это требует цепочки поставок, чтобы быстро адаптироваться к изменениям во времени и месте производства, а так же открывает новые возможности для возможности отсрочки услуг сервиса логистических провайдеров.
Ключевые моменты развития и последствия
В отличие от общей практики вывода производства за рубеж, в такие страны, как Китай, тенденция «единичных экземпляров» предполагает, что компании создадут микро-производственные площадки ближе к требуемому месту запроса товара (например, вблизи или внутри мегаполисов). Отвечая на потребность в персонализации товара и все более быстрой доставки, эти высокоавтоматизированные «скоростные» фабрики будут использовать передовую робототехнику, автоматизацию и технологии 3D-печати для быстрого производства индивидуализированных товаров. Производители смогут немедленно реагировать на меняющиеся тренды в определенных локациях и поставлять товары в более короткие сроки. Первопроходцы уже тестируют данную теорию. Логистические провайдеры должны разрабатывать гибкие и цифровые процессы, пересмотреть складские операции, а так же использовать новые концепции гибкой доставки.
Основные возможности
- Предложение расширенных складских возможностей и услуг (например, 3D-печать)
- Достижение индивидуализации продуктов и услуг для конечного потребителя
- Обеспечение лояльности клиентов за счет более тесных и близких отношений покупатель – продавец
Основные проблемы
- Финансовая выгода производства единичных, персонализированных экземпляров товаров еще не подтверждена
- Трудность в планировании и реализации логистических процессов в быстро меняющейся среде
- Увеличение цепочки поставок и гибкости рабочей силы, вероятно, увеличит стоимость доставки