Как использовать электронную коммерцию и что это такое

Виды электронной коммерции

Онлайн-торговля между коммерческими организациями. Предприниматели заключают друг с другом взаимовыгодные сделки и развивают свой бизнес. Обычно это касается купли-продажи комплектующих деталей, запчастей или сырья. Например, мебельная фабрика заказывает на сайте деревообрабатывающей компании материалы для производства столов, стульев и другой мебели. Продавец получает деньги, а покупатель — товар для изготовления своей продукции.

Именно в B2B вращается больше всего оборотных денежных средств.

Как использовать электронную коммерцию и что это такое

Компания BigCommerce провела исследование и выяснила, что 60% денежных операций в B2B-сфере приходится на онлайн-платежи. Источник

B2C (business-to-consumer, бизнес для потребителя)

Компания (или индивидуальный предприниматель) продает товар потребителю с помощью интернет-площадки.

Когда девушка покупает платье на маркетплейсе и оплачивает покупку через сервис электронных платежей, она участвует в B2C-модели электронной коммерции.

Как использовать электронную коммерцию и что это такое

На маркетплейсе Wildberries можно купить подходящий товар по выгодной цене

B2G (business-to-government, бизнес для государства)

Бизнес реализует свой продукт государственным органам и учреждениям. Например, когда IT-компания разрабатывает сайт для цифровизации госуслуг.

Обычно B2G работает через тендеры или аукционы: государственная структура создает заказ и публикует его на специальной платформе в интернете. Участники конкурса подают заявки и предлагают свою цену сделки. Заказчик выбирает победителя (по соотношению цена-качество) и заключает с ним договор.

С2С (consumer-to-consumer, потребитель для потребителя)

Торговля между потребителями-физическими лицами. Здесь люди продают и покупают товары и услуги на интернет-площадках (Авито, Юла и т. Как правило, продукция стоит недорого, но есть риск столкнуться с мошенниками.

G2C (government-to-citizens, государство для граждан)

Взаимодействие людей с государством через интернет: уплата налогов и штрафов, получение документов и т. Одна из таких площадок в России — сайт «Госуслуги».

Модель G2C не всегда связана с коммерческой деятельностью. Сюда входят и информационные сервисы, на которых можно узнать сведения о различных местах, мероприятиях, государственных учреждениях.

Как использовать электронную коммерцию и что это такое

За последние несколько лет граждане России стали намного чаще заходить на сайт «Госуслуги», чтобы узнать нужную информацию и получить документы. Источник

C2B (consumer-to-business, потребитель для бизнеса)

Обычные люди предлагают бизнесу свои товары и услуги и сами устанавливают цену на них. Например, блогер рассказывает о товаре и даёт ссылку на магазин, тем самым помогая компании увеличить продажи.

Также по модели C2B работают электронные платформы для фрилансеров: исполнители создают контент для компаний, оказывают услуги по программированию, дизайну.

Как использовать электронную коммерцию и что это такое

Биржа фриланса Freten позволяет бизнесу и физическим лицам сотрудничать на выгодных условиях

G2G (government-to-government, государство для государства)

Обмен информацией между органами власти. Чаще всего это связано с электронным документооборотом.

Такая деятельность упрощает работу государственных органов, делает ее более оперативной и эффективной.

B2P (business-to-partners, бизнес для партнеров)

Коммерческие отношения между компаниями из одной сферы бизнеса. К примеру, взаимодействие с партнерами, филиалами или поставщиками.

B2E (business-to-employee, бизнес для работников)

Это автоматизация управления бизнесом с помощью интернета. B2E-системы действуют внутри компаний, помогают организовывать работу сотрудников и вести коммерческую деятельность.

По сети анонсируют корпоративные мероприятия, запрашивают оборудование и решают другие вопросы компании.

B2B2С (business-to-business-to-customer, бизнес — бизнесу — потребителю)

Объединение B2B и B2С: компания продает товар конечному потребителю через посредника. При этом потребитель знает, кто является настоящим продавцом.

Например, рестораны и магазины могут продавать продукты и готовые блюда через специальные сервисы доставки.

Как использовать электронную коммерцию и что это такое

Чтобы заказать еду, посетитель заходит на сайт Delivery club и уже здесь выбирает нужный ему ресторан

E2E (Exchange-to-Exchange, биржа для биржи)

Система работает в сервисах обмена валюты. Продавцы и покупатели могут получить доступ к разным электронным биржам из одной точки.

Как работает e-commerce

Допустим, человек хочет купить товар в интернете. Он заходит на сайт магазина и выбирает нужный продукт. В это время компьютер (или другое устройство) через браузер соединяется с сервером, на котором находится магазин. Когда на сервер приходит заявка, ее получает менеджер. По базе данных специалист проверяет, есть ли этот товар в наличии. Если нет — менеджер отправляет запрос производителю, выясняет срок поступления продукции на склад и сообщает об этом покупателю. При наличии товара заявка подтверждается.

Затем клиент оплачивает покупку с помощью карты. За обработку платежа отвечает банк или финансовая система. Если карта не заблокирована и на ней есть нужная сумма, перевод одобряется. В противном случае транзакция запрещается.

При одобрении платежа интернет-магазин уведомляет клиента об этом, а заказ уходит в обработку. Далее заявка поступает на склад, и оттуда товар отправляют покупателю. О движении заказа клиенту сообщают по SMS или электронной почте.

Если продукция электронная (например подписка на музыку), после оплаты к ней открывают онлайн-доступ.

Как использовать электронную коммерцию и что это такое

Работа онлайн-магазина — это цепочка действий, в результате которых товар передается от продавца к покупателю с помощью интернета и доставки. Источник

Преимущества e-commerce

Экономия времени и денег. В электронной коммерции довольно низкий порог входа: бизнес можно быстро начать с минимальными финансовыми вложениями. Для работы в интернете не надо арендовать помещение или нанимать целый штат персонала. Многие задачи можно поручить компьютерным программам (обработка заявок, сбор информации, прием платежей и т.

Широкая целевая аудитория. Всемирной паутиной каждый день пользуются миллионы людей по всему миру. Правильно настроив рекламу, вы сможете легко найти клиентов, которые заинтересуются вашей продукцией.

Подробная аналитика. Google Analytics и Яндекс. Метрика собирают важные сведения об аудитории и объединяют их в наглядные отчеты. Откуда пришли клиенты (с рекламной площадки, из поисковика или иных каналов), какие товары они изучали, через какой браузер заходят в интернет — эта и другая информация позволяет сделать бизнес эффективнее. Например, можно посчитать стоимость привлечения клиента и понять, окупаются ли расходы на маркетинг.

Удобство для клиентов. В отличие от обычных розничных точек, онлайн-платформы работают круглосуточно: клиент в любой момент может зайти в интернет-магазин, посмотреть товары и оформить заказ прямо из дома.

Широкие возможности для развития. Сфера электронной коммерции с каждым годом расширяется, а люди привыкают к покупкам в интернете. Внедряются сервисы для торговли онлайн: системы электронных платежей, рассылок, CRM, SaaS и др. У бизнеса есть большой потенциал для развития и продвижения бренда.

Недостатки электронной коммерции

Проблемы с безопасностью. К сожалению, не все продавцы могут гарантировать надежную защиту личных данных клиентов. Мошенники нередко получают доступ к информации и используют ее для обмана людей.

Нельзя осмотреть товар при покупке. По фотографии нельзя понять качество товара. После доставки может оказаться, что одежда сшита неправильно, а на посуде есть царапины. Поэтому в электронной торговле важно максимально упростить процедуру возврата.

Высокая конкуренция. Почти во всех нишах бизнеса есть множество похожих онлайн-магазинов, а предприниматели соперничают за внимание каждого потребителя. Чтобы быть лучше конкурентов, надо вкладываться в маркетинг и продвижение в интернете.

Сложно завоевать доверие аудитории. Многие покупатели боятся мошенников и не доверяют онлайн-магазинам, особенно новым. Проблема решается, когда бренд становится известным, а о продукции появляются положительные отзывы.

Успех бизнеса напрямую зависит от качества доставки. Важно, чтобы клиенты получали свой заказ целым и в срок. Если у бизнеса плохо налажена доставка, курьеры нарушают целостность упаковки и опаздывают — покупатели остаются недовольными, а продажи падают.

Какие формы электронной коммерции существуют в Интернете? Есть 4 основных модели, которые работают здесь точно так же, как и при офлайн-торговле:

  • B2B, бизнес для бизнеса, business to business. Примеры включают компании, которые пользуются e-commerce для продажи продуктов другим компаниям. Обычно B2B используют для продажи запчастей, сырья и комплектующих.B2B имеет две субмодели. Первая — B2B2B, когда между двумя компаниями есть компания-посредник. Вторая — B2B2C, когда посредник тоже есть, но продает товары напрямую потребителям.
  • B2C, бизнес для потребителя, business to consumer. Это модель, при которой компания продает товары конечному потребителю. Она занимает большую часть продаж по Интернету.
  • C2B, от потребителя к бизнесу, consumer to business. Это инверсия традиционной бизнес-модели, когда потребитель делает свои услуги доступными для компаний. Хороший пример C2B — платформа для фрилансеров.
  • C2C, от потребителя к потребителю, consumer to consumer. Модель включает отношения между покупателями, распространенные на форумах и торговых площадках. Например, таких, как eBay, Alibaba и Etsy.

Как использовать электронную коммерцию и что это такое

Отдельные модели описывают отношения потребителей и бизнеса с государственными органами. Они также встречаются в e-commerce:

  • B2G, бизнес для государства, business to government. Пример — поставщик ИТ-решений для платформы «Госуслуги».
  • G2C, государство для потребителя, government to consumer. Пример — платформа «Госуслуги» для граждан.
  • G2G, государство для государства, government to government. Пример — передача данных в «Госуслуги» от разных властных структур.

В современном e-commerce маркетинге выделяют еще около 20 сегментов рынка, которые узко специализированы. По сути, они относятся к одной из 4-х основных моделей выше. Приведем самые распространенные:

  • B2P, бизнес для личности, business to person;
  • B2L, бизнес для жизни, business to life;
  • B2SB, бизнес для малого бизнеса, business to small business;
  • B2E, бизнес для сотрудников, business to employee;
  • E2E, биржа для биржи, exchange to exchange.

Преимущества онлайн-бизнеса и проблемы электронной коммерции

E-commerce обеспечивает бизнесу следующие преимущества:

  • Удобство потребителя. Рынок электронной торговли может работать круглосуточно, в отличие от розничных точек.
  • Широкий выбор. Многие виды электронного бизнеса располагают большим ассортиментом товаров, чем офлайн-точки. К тому же, часть из них работает только в Сети, без физического офиса.
  • Гибкий рабочий график. Практически любые ниши и виды онлайн-бизнеса дают идеальный баланс между делом и свободным временем. Свой интернет-магазин можно создать, не выходя из дома.
  • Автономия. Создавая электронную торговлю, можно самостоятельно управлять её организацией, в том числе, маркетинговой стратегией и SEO-продвижением интернет-магазина. Это позволяет выбрать инструменты и сервисы, который наилучшим образом соответствуют рекламируемым продуктам и интересам целевой аудитории.
  • Низкая инвестиционная стоимость. Ведение интернет-торговли с помощью современных технологий может существенно сократить накладные расходы и заработную плату сотрудников. Для начала можно приобрести всего лишь домен и хостинг, установить одну из бесплатных CMS с готовыми шаблонами, наполнить магазин товарами и начать работу. Например, электронная коммерция Woocommerce как решение для WordPress, или CMS OpenCart.
  • Масштабируемые продажи. Чтобы продать что-то через офлайн-магазин, нужно время. Продавец ждет, пока покупатель оценивает товары, знакомит с их преимуществами, и только затем происходит оплата. В интернет-магазине процесс покупки более динамичный, и человек может совершать несколько покупок в одно и то же время.

Продажи по Интернету физических товаров имеют одну особенность: чем больше объем продаж, тем больше придется инвестировать в рекламу и продвижение. Однако, если нужно продать электронный товар — например, такие виды цифровых товаров, как подписка на услуги, онлайн-курсы и так далее — объем инвестиций в рекламу можно существенно сократить. Сосредоточиться стоит на её качестве и выборе целевой аудитории.

Сфера электронной коммерции в Интернете также имеет следующие недостатки:

  • Ограниченное обслуживание. Если человек покупает компьютер через Интернет, то не может попросить продавца лично объяснить особенности конкретной модели. И хотя некоторые сайты e-commerce позволяют общаться в онлайн-чате, это не заменяет «живой» демонстрации.
  • Отсутствие мгновенного удовлетворения. При покупке товара через Интернет потребитель будет дожидаться его доставки. Гиганты Е-коммерции, такие как Ozon, делают ожидание менее болезненным, предлагая доставить некоторые позиции в тот же день.
  • Невозможность осмотреть товар. Картинки не всегда передают нюансы. Поэтому электронные продажи могут быть неудовлетворительными, если полученные товары не соответствуют ожиданиям потребителей. Пример: одежда, сшитая из некачественной ткани, чего не видно на изображении.
  • Склад. Наличие запасов, отвечающих требованиям покупателей, — одна из основных проблем электронной коммерции. Это происходит по двум причинам: непонятно, какой продукт будет востребован больше, и нет места для хранения.

Есть несколько способов обойти эту проблему. Во-первых, можно продавать товары на условиях консигнации. То есть демонстрировать позиции сторонних продавцов в своем магазине в обмен на комиссию за каждую продажу. Другая альтернатива — продавать товары только на заказ. В этом случае они отгружаются или начинают производиться только после оплаты.

  • Высокая конкуренция. Прежде чем вкладывать деньги в онлайн-коммерцию, нужно определиться с нишей и конкурентами. Традиционно практически в каждой области существуют тысячи похожих интернет-магазинов, и выделиться среди их трудно.
  • Доставка. Логистика может стать настоящим кошмаром, если выбраны ненадежные службы доставки. Задержки с выполнением онлайн-заказов — частое явление, которое отрицательно сказывается на дальнейших продажах.
Читать также:  Эссе на тему цифровизация в социальной сфере

Как увеличить продажи в несколько раз с помощью ROMI center?

Закажите презентацию с нашим экспертом. Он просканирует состояние вашего маркетинга, продаж и даст реальные рекомендации по её улучшению и повышению продаж с помощью решений от ROMI center.

Запланировать презентацию сервиса

Как использовать электронную коммерцию и что это такое

Попробуйте наши сервисы:

  • Импорт рекламных расходов и доходов с продаж в Google Analytics
  • Импорт рекламных расходов и доходов с продаж в Яндекс Метрику
  • Система сквозной аналитики для вашего бизнеса от ROMI centerПолучайте максимум от рекламы, объединяя десятки маркетинговых показателей в удобном и понятном отчете. Отслеживайте окупаемость каждого рекламного канала и перестаньте сливать бюджет.
  • Сквозная аналитика для Google Analytics позволит соединять рекламные каналы и доходы из CRM Получайте максимум от рекламы, объединяя десятки маркетинговых показателей в удобном и понятном отчете. Отслеживайте окупаемость каждого рекламного канала и перестаньте сливать бюджет.
  • Сквозная аналитика для Яндекс.Метрики позволит соединять рекламные каналы и доходы из CRM Получайте максимум от рекламы, объединяя десятки маркетинговых показателей в удобном и понятном отчете. Отслеживайте окупаемость каждого рекламного канала и перестаньте сливать бюджет.
  • Сквозная аналитика от ROMI позволит высчитывать ROMI для любой модели аттрибуции Получайте максимум от рекламы, объединяя десятки маркетинговых показателей в удобном и понятном отчете. Отслеживайте окупаемость каждого рекламного канала и перестаньте сливать бюджет.

Интернет-ритейл и его отличия от e-commerce

Многие путаются, что считать онлайн-ритейлом, а что — электронной коммерцией, и как связаны эти два понятия.

У них действительно есть общие черты: оба процесса включают продажу и покупку товаров и отношения между продавцом и покупателем. Но есть и различия.

Согласно популярным определениям, онлайн-ритейлом называют:

  • Процесс, который позволяет клиентам искать, выбирать и приобретать товары и услуги удаленно через Интернет.
  • Процесс продажи товаров и услуг в розницу через Интернет.
  • Форму e-commerce, позволяющую приобретать товары и услуги из любого места с помощью веб-приложений.

Электронная коммерция подразумевает те же операции и зависит от электронных транзакций. Но разница в том, что это понятие существенно шире онлайн-ритейла и включает в себя другие услуги, непосредственно не связанные с продажей. Например, организация службы логистики, платёжных шлюзов, управление базами данных для электронной торговли, вопросы диджитал-маркетинга и так далее.

Некоторые думают, что электронная коммерция, в отличие от онлайн-ритейла, включает в себя услуги. Это неверно. Розничная торговля через Интернет никогда не ограничивалась физическими товарами. Например, к онлайн-ритейлу относятся такие сферы как путешествия, книги и музыка, или услуги — бухгалтерский учет, маркетинг и консалтинг. Часто онлайн-ритейл представлен платформами-агрегаторами, которые дают другим продавцам возможность продавать свои товары и услуги потребителям за определенную плату — обычно это процент комиссии.

Если подытожить, то к онлайн-ритейлу относятся все интернет-предприятия, основной функцией которых является розничная торговля, в том числе, онлайн-продажи в специализированных магазинах, супермаркетах и по каталогам товаров.

Преимущества и недостатки

Объемы онлайн-ритейла растут с поразительной скоростью. В настоящее время на такие продажи приходится около четверти всего рынка, по данным агентства Econsultancy. Компании, игнорирующие e-commerce, могут столкнуться с сокращением объемов торговли, поскольку клиенты продолжают тяготеть к заказу товаров через Интернет.

Однако нужно хорошо подумать и взвесить все преимущества и недостатки, прежде чем принимать решение о том, нужен ли компании онлайн-ритейл.

Преимущества онлайн-ритейла

  • Легкий доступ к рынкуДоступ к рынку для предпринимателей никогда не был таким простым. Онлайн-торговые площадки, такие как Авито, Юла, eBay и Amazon, позволяют каждому создать простой интернет-магазин и начать продавать товары за считанные минуты.
  • Снижение накладных расходовПродажа товаров через Интернет устраняет необходимость в аренде помещения для розничной торговли и в персонале, работающем с клиентами. Это позволяет сократить расходы и инвестировать в лучший маркетинг и повышение качества обслуживания клиентов на сайте.
  • Возможность быстрого ростаПродажа в Интернете означает, что традиционные ограничения для роста розничной торговли — например, поиск более «проходных» мест для аренды — не так актуальны. С хорошей стратегией цифрового маркетинга и аналитикой можно оперативно реагировать на требования рынка и увеличивать объем продаж.
  • Расширение рынка и работа на экспортРабота на экспорт — одно из основных преимуществ онлайн-ритейла перед традиционной розничной торговлей. Онлайн-ритейл дает возможность быстро расшириться и выйти за пределы локальной аудитории. Ритейлер это сразу обнаружит — спрос на продукцию в других странах подтвердит, что пора готовиться к экспансии. Целевой маркетинг на зарубежные каналы, сайт, переведенный на другие языки или, возможно, установление партнерских отношений с иностранной компанией дадут возможность взять новые высоты.
  • Привлечение клиентовОнлайн-ритейл дает возможность эффективно использовать инструменты онлайн-маркетинга включая такие сервисы как сквозная аналитика и углубленный анализ статистики сайтов. Это позволяет легче привлекать новых клиентов и лучше понять их потребности.

Недостатки онлайн-ритейла

У онлайн-торговли есть и свои недостатки. К ним можно отнести следующие факторы.

  • Расходы на сайтПроектирование, создание, размещение информации, защита и обслуживание профессионального сайта для электронной коммерции — удовольствие не из дешевых. Особенно если речь идет о больших и постоянно растущих объемах продаж.
  • Затраты на инфраструктуруДаже если онлайн-ритейлер не оплачивает аренду помещений, необходимо подумать о затратах на логистику — склад, службу доставки, обработку возвратов и персонал для решения этих задач. Часто весь этот комплекс услуг отдают на аутсорс или же перекладывают на площадку для онлайн-торговли. Но это все равно стоит денег.
  • Усиленные меры безопасностиРост рынка онлайн-торговли давно привлек внимание различных криминальных элементов. Репутация бизнеса может пострадать, если не инвестировать в системы безопасности для защиты своего сайта и процессов банковских транзакций.
  • Правовые вопросыРазобраться с законами, регулирующими онлайн-торговлю, может быть непросто. Нужно знать права и обязанности продавца и клиентов,  строго соблюдать их, а также постоянно отслеживать изменения в этой области.
  • Расходы на рекламуХотя онлайн-маркетинг может быть эффективным способом привлечь клиентов, он требует значительного бюджета. Особенно если компания работает в высококонкурентной области или рекламируется по популярным ключевым словам.
  • Построение брендаМожет быть сложно создать узнаваемый бренд, особенно без физического присутствия бизнеса в каких-то локациях и личного взаимодействия между клиентами и торговым персоналом. Нужно учитывать затраты на дополнительное продвижение бренда или же изначально ставить во главу угла качество обслуживания клиентов как часть онлайн-предложения.

Перспективы онлайн-ритейла

За последние годы розничные продажи частично переместились в онлайн. Econsultancy представил отчет, показывающий, что в 2020 году Интернет-покупки выросли более чем на 20% в среднем по всем областям. Фактически, за исключением фэшн-индустрии, почти все торговые категории резко увеличили свои онлайн-продажи.

Потребители, которые изначально не доверяли онлайн-шопингу или предпочитали традиционные магазины, в период пандемии столкнулись с новой реальностью, когда возможности офлайн-покупок вообще исчезли. Розничные точки были закрыты, и люди, которые никогда раньше не покупали в Интернете, столкнулись с трудным выбором: окунуться в мир онлайн-ритейла или обойтись без него.

Так многие открыли для себя удобство совершения покупок, не выходя из дома. Онлайн-торговля позволяет сравнить множество вариантов за минуты и делать покупки в любое время, — например, посреди ночи, не дожидаясь открытия офлайн-магазина. К тому же, потребители могут заказывать товар или услугу между другими делами — кормя ребенка, гуляя с собакой или во время скучной онлайн-конференции.

Все эти люди находятся дома, поэтому могут проверить холодильник, чтобы узнать, нужно ли им молоко, измерить размер кровати для выбранного постельного белья или узнать мнение друзей и семьи перед заказом. В некоторых случаях потребители находят товары в Интернете дешевле, чем офлайн, или имеют больший выбор, чем при покупках в обычных магазинах.

Словом, после того, как некоторые клиенты попробовали возможности онлайн-ритейла, они оценили преимущества и, возможно, больше никогда не вернутся в традиционные торговые точки. Или же, как минимум, будут совершать определенные покупки только в Интернете.

Онлайн-ритейл — быстрорастущая отрасль с большим потенциалом для владельцев бизнеса, которые хотят занять свою нишу на рынке. Однако, как и в случае с любым новым начинанием, важно провести исследование, выбрать лучшую платформу для продажи своих товаров и убедиться, что компания полностью готова к приему заказов.

Понятие стандартной и расширенной электронной торговли в Universal Analytics

Предыдущая версия аналитики Universal Analytics предлагает 2 типа отчетов по электронной торговле: стандартная и расширенная.

  • Стандартная электронная торговля Гугл Аналитикс отслеживает типовые показатели, такие как доход, коэффициент конверсии, средняя стоимость заказа и эффективность товаров.
  • Расширенная электронная торговля добавляет больше детализированных данных, включая отчеты по этапам оформления заказа и пути к покупке. Настройка расширенной электронной торговли Google Analytics позволяет увидеть эффективность промокодов, купонов, других рекламных акций. И оценить результаты ваших маркетинговых усилий в полной мере.

Для чего использовать электронную торговлю в Google Analytics

Подключение электронной торговли необходимо для отслеживания количества покупок и других данных о продажах, таких как:

  • общий доход;
  • общее количество транзакций;
  • коэффициент конверсии электронной торговли;
  • средняя стоимость заказа;
  • коэффициент отказа от корзин покупок.

Если вы занимаетесь продажами в Интернете, но не включили отслеживание электронной торговли в Universal Analytics, ваши аналитические возможности будут ограничены. Например, вы увидите стандартные показатели — такие как пользователи, сеансы и просмотры страниц. Однако не поймете, завершилось взаимодействие с сайтом покупкой или нет. Если работаете в новой версии Google Analytics 4, но ограничиваетесь только стандартными отслеживаемыми событиями — то же самое.

Мы приведем 5 преимуществ использования электронной торговли Google Analytics на вашем сайте.

Отслеживание важных KPI

Электронная торговля позволяет мгновенно оценить состояние бизнеса сегмента e-commerce. Вы можете отслеживать ключевые показатели эффективности, чтобы отвечать на такие вопросы, как:

  • Какова выручка с начала месяца, с начала года, в определенный период времени?
  • Есть ли периоды всплесков или падения продаж?
  • Как выручка за эту неделю, месяц или квартал соотносится с аналогичным периодом прошлого года?

Пример — сравнение показателей за год в отчете «Обзор» раздела электронной торговли.

Оценка эффективности воронки продаж и конверсий

Отчет «Конверсии» — «Электронная торговля» — «Анализ поведения покупателей» показывает, как пользователи продвигаются по вашей воронке продаж. Он начинается со всех сеансов и проходит через просмотры продуктов, добавление в корзину, оформление заказа и совершение транзакции.

Вы можете увидеть, сколько пользователей ушло на каждом из этапов:

Используйте эту информацию, чтобы определить слабые места на пути к покупке. Например, если многие посетители уходят с определенной страницы, вероятно, стоит внести на нее изменения. Но сначала нужно понять, как улучшить пользовательский опыт и уменьшить количество отказов.

Если вы хотите получить подробные данные по определенным сегментам вашей аудитории, нажмите кнопку «Добавить сегмент» в верхней части отчета. Так вы сможете выбрать или создать сегмент, который хотите проанализировать.

Статистика числа продаж и дохода по разным каналам

Электронная торговля добавляет ряд полезных показателей к типовым отчетам GA. Вы можете детализировать определенные каналы и их роль в продажах.

Например, в разделе «Источники трафика» — «Весь трафик» — «Источник/канал» можно увидеть, как каждый канал продвижения влияет на коэффициент конверсии, транзакции и доходы.

Это поможет увидеть каналы, которые приносят наибольший доход, и убрать те, которые неэффективны.

Статистика процента отказа от корзины покупок

Сколько пользователей добавляют товары в корзину, а затем покидают ваш сайт? Вы можете увидеть процент отказов от корзины покупок в вашем магазине с помощью отчета «Конверсии» — «Электронная торговля» — «Анализ поведения покупателей».

Коэффициент отказа от корзины покупок выражается в числовом значении и процентах. Он показывает количество сеансов, в которые входил отказ от корзины. Используйте показатель «Неоплаченные корзины покупок», чтобы понять, какой потенциальный доход вы упускаете, и принять соответствующие меры.

Просмотр характеристик отдельных продуктов

Отчет «Конверсии» — «Электронная торговля» — «Эффективность товаров» позволяет анализировать данные о продажах отдельных продуктов и отвечать на следующие вопросы:

  • Какой доход приносит каждый товар?
  • Склонны ли клиенты покупать более одной штуки одного и того же товара за раз?
  • Сколько людей, просматривающих страницу продукта, добавляют его в свою корзину?
  • Сколько людей проходят через воронку продаж полностью и совершают покупку за один сеанс?

Понять это помогут такие показатели, как доход от продукта, среднее количество покупок, коэффициенты выбранных товаров и совершенных покупок.

Вы можете просматривать и анализировать характеристики продукта по его названию или артикулу.

Как настроить электронную коммерцию в Google Analytics за 5 шагов

Прежде чем вы сможете начать сбор данных о продажах и доходах, необходимо включить отслеживание электронной коммерции в Гугл Аналитикс. Затем добавить полученные коды в свой интернет-магазин. Вот как это сделать за 5 шагов в системе Universal Analytics.

Читать также:  Виды цифровых технологий в экономике

Зайдите в раздел «Администратор»

В кабинете Universal Analytics ссылка на раздел находится в нижнем левом углу.

Перейдите к нужному представлению

Убедитесь, что вы работаете в правильном представлении. В столбце «Представление» щелкните раскрывающийся список внизу, чтобы выбрать представление, которое нужно изменить.

Представление — это набор данных в учетной записи Universal Analytics. Оно может иметь собственные настройки конфигурации и фильтров просмотра. Фильтры просмотра полезны, например, для исключения внутреннего трафика из отчетов или для отслеживания субдоменов.

Подробнее о том, как создать представление в Google Analytics, мы писали в отдельном материале.

Перейдите в «Настройки электронной торговли»

В том же столбце меню «Представление» нажмите на ссылку «Настройки электронной торговли».

Включите электронную торговлю

Переведите переключатель отслеживания электронной торговли в положение «Включено».

Как только вы это сделаете, появится параметр «Включение отчетов для расширенной электронной торговли».

Мы рекомендуем включить эту опцию. Настройка расширенной электронной торговли даст возможность отслеживать дополнительные параметры, интегрироваться со сквозной аналитикой и создавать собственные названия для этапов воронки продаж.

По сути, это и есть настройка электронной коммерции Google Analytics в предыдущей версии. Больше ничего делать не нужно. Просто нажмите на кнопку «Сохранить».

Добавьте код отслеживания электронной торговли на свой сайт

На последнем этапе нужно добавить код на свой сайт. Это понадобится для сбора данных электронной торговли и отправки их в Google Analytics. Если вы не хотите самостоятельно редактировать HTML и писать код на JavaScript, понадобится помощь специалиста. Вы также можете обратиться к руководствам Google и документации для разработчиков:

  • использование gtag.js для электронной торговли;
  • настройка отслеживания электронной торговли;
  • электронная торговля Universal Analytics.

Есть и еще одна возможность для лёгкой настройки — это Диспетчер тегов Google.

Настройка электронной торговли через Диспетчер тегов Google

Google Tag Manager обычно позиционируется как инструмент, позволяющий маркетологам и веб-аналитикам управлять отслеживанием данных на сайте без участия разработчика. Но при настройке электронной торговли в Google Analytics вам, скорее всего, понадобится помощь специалиста.

Для начала вкратце рассмотрим основные шаги, которые можно предпринять самому. Чтобы добавить отслеживание на страницу завершения покупки — то, что покупатель видит сразу после оплаты. Допустим, она называется у нас thank-you. Мы будем делать все не совсем «по канону», но зато быстро и без лишних усилий.

Регистрируемся в Диспетчере тегов Google

Заходим на главную страницу сервиса, нажимаем «Создать аккаунт».

Добавляем новый аккаунт

Теперь нужно указать название аккаунта и контейнер, который содержит ваш сайт. Заполняем все поля, указываем тип целевой платформы «Веб-сайт».

Добавляем новый тег

Тег предназначен для сбора данных по транзакциям. Чтобы его создать, заходим в меню слева, выбираем «Теги» и нажимаем на кнопку «Создать».

В открывшемся окне первым идет нужный нам тег — «Google Аналитика: Universal Analytics». Если вы используете более новую версию Google Analytics 4, нужно выбрать её.

Поскольку мы — не программисты, делаем самую простую настройку тега на примере Universal Analytics. Указываем тип отслеживания «Транзакция», в графе «Настройки Google Аналитики» выбираем из выпадающего меню пункт «Новая переменная».

В открывшемся окне вставляем в поле «Идентификатор отслеживания» код нашего ресурса из Google Analytics.

Как его узнать? Заходим в аккаунт Google Аналитики в меню администратора. В столбце «Ресурс» выбираем пункт «Отслеживание» и переходим по ссылке «Код отслеживания». В открывшемся окне в верхнем левом углу будет нужный нам идентификатор. Копируем его в поле Диспетчера тегов.

Сохраняем полученный результат, переходим к следующей вкладке «Триггер».

В случае, если вы выбрали тег нового типа — «Google Аналитика: GA4», вместо идентификатора отслеживания нужно ввести ID потока данных.

Найти его можно там же, в разделе «Администратор» аккаунта GA4. Только вместо пункта отслеживания выберите раздел «Потоки данных».

В открывшемся окне вы увидите идентификатор веб-потока для конкретного ресурса. Именно это значение нужно будет скопировать в настройки тега Google Tag Manager.

В остальном алгоритм такой же, как и для Universal Analytics.

Добавляем триггер

Триггер — это указание тегу, когда он должен включиться и собирать данные. Нажимаем на поле «Триггер», игнорируем типовые варианты, которые нам предлагают вроде «Все страницы». Вместо этого заходим в «Тип триггера» и выбираем «Просмотр страницы».

В выпадающих меню указываем следующие условия: «Page URL», «содержит» и пишем имя нашей страницы, «thank-you». Переименовываем триггер в верхнем поле. Нажимаем «Сохранить».

Созданный нами тег с триггером появляется на главной странице.

Добавляем программные коды

Этот этап состоит из 2-х шагов. Во-первых, нужно добавить на сайт код самого Менеджера тегов Google.

Заходим на вкладку «Администрирование» в Менеджере тегов, выбираем ссылку «Установить Google Менеджер тегов».

В открывшемся окне появится 2 фрагмента кода. Их нужно скопировать и вставить на сайт перед тегами и.

Уже на этом этапе вам может понадобиться помощь программиста. Но если даже нет, вторая часть установки все равно существенно сложнее. Так что имеет смысл объединять обе эти задачи.

Чтобы в Google Analytics начали поступать данные о заказах с сайта, нужно разместить на веб-страницах специальный код, описывающий так называемый уровень данных. Он имеет вид вроде:

Уровень данных является одним из ключевых компонентов Менеджера тегов Google. Он содержит информацию, которая позже используется в тегах, триггерах и переменных Google Tag Manager. Чтобы включить отслеживание электронной торговли GA с помощью Менеджера тегов Google, сначала нужно передать данные о транзакции на уровень данных. Затем мы дадим GTM команду «прочитать» эти данные и передать их в Google Analytics.

Рассказывать обо всех переменных в уровне данных нет смысла, так как маркетологи — не программисты. Да и дать образец кода, который можно просто скопировать и вставить, невозможно. Потому что у каждого интернет-бизнеса — своя специфика, и ее нужно учитывать.

Чтобы вы понимали, что требовать от специалиста на финальном этапе, давайте разберем типы действий электронной торговли, которые вы сможете отслеживать, если они будут описаны на уровне данных GTM.

Типы действий электронной торговли в Universal Analytics

Всего мы можем управлять 9-ю типами действий в электронной торговле. Давайте посмотрим, что они описывают.

Показы товаров, Product Impressions

Назначение: подсчитать общее число показов товаров

Клики по товарам, Product Clicks

Назначение: подсчитать клики по линкам на товары

Показы подробных сведений о товарах, Product Detail Impressions

Назначение: подсчитать число показов подробной информации о товаре

Добавление товаров в корзину и удаление их из корзины, Add/Remove from Cart

Обозначение: add или remove

Назначение: подсчитать число товаров, которые были добавлены в корзину или удалены из нее

Показы внутренней рекламы, Promotion Impressions

Назначение: подсчитать количество показов внутренней рекламы на сайте — например, баннеров по промоакциям, активно рекламируемых товаров и так далее

Клики по внутренней рекламе, Promotion Clicks

Назначение: подсчитать количество кликов и переходов по внутренней рекламе

Оформление покупки, Checkout

Обозначение: checkout, checkout_option

Назначение: отслеживать весь процесс покупки, в том числе нажатие на кнопку заказа. А также действия пользователя на различных страницах. Например, там, где указывается адрес для доставки или способ платежа. Этапы можно задавать какие угодно или получать дополнительную информацию о процессе покупки — например, о том, как осуществлялась оплата.

Покупки, Purchases

Назначение: передать данные о совершенных транзакциях

Возврат средств, Refunds

Назначение: подсчитать число возвратов всей суммы транзакции

6 метрик электронной торговли, которые нужно знать

Чтобы получить максимальную отдачу от данных электронной торговли, необходимы будут следующие показатели.

Доход от продукта

Показатель «Доход от продукта» показывает общую прибыль, полученную от продаж отдельных продуктов за определенный период.

В отчете «Конверсии» — «Электронная торговля» — «Эффективность товаров» вы можете увидеть продукты, отсортированные по доходам от каждого. А также процент, который каждый из них внес в общий доход.

Если вы включили расширенную электронную торговлю, то также можете увидеть доход от каждой категории товаров.

Уникальные покупки

В том же отчете показатель «Уникальные покупки» указывает на общее количество раз, когда товар покупали, то есть он участвовал в транзакции. Имейте в виду, что этот показатель не указывает, сколько единиц определенного товара вы продали. Он измеряет только то, в скольких транзакциях GA он появился.

Например, вы можете продать 100 штук товара А, но у него будет только 70 уникальных покупок. Это означает, что 100 штук продукта А были куплены в рамках 70 отдельных транзакций.

Количество

Показатель «Количество» в этом же отчете отражает количество конкретного товара, проданное за определенный период.

В приведенном выше примере у товара A было 70 уникальных покупок, а продано всего 100 штук.

Среднее количество

Метрика «Среднее количество» в отчете «Эффективность товаров» показывает среднее количество определенного товара, проданного за 1 транзакцию. Этот показатель может сказать, покупают ли ваши клиенты товар в больших количествах.

Среднее количество рассчитывается по формуле:

Среднее количество = Количество : Уникальные покупки

Например, если за 70 транзакций было продано 100 штук товара, ваш показатель среднего количества составляет 1,43.

Коэффициент транзакций

Коэффициент транзакций можно найти в отчете «Конверсии» — «Электронная торговля» — «Обзор».

Это процент сеансов, завершившихся транзакцией. Он рассчитывается так:

Например, если у вас 500 сеансов и 20 транзакций, коэффициент конверсии электронной торговли будет (20/500) * 100 = 4%.

Средняя стоимость заказа

Находится в том же отчете, «Эффективность товаров».

Средняя стоимость заказа — это средняя стоимость транзакций за выбранный период. Вы можете рассчитать её следующим образом:

Средняя стоимость заказа = Общий доход / Общее количество транзакций

Например, если общий доход составляет 50000 рублей, и он получен от 100 транзакций, то средний доход составляет 50000 рублей / 100 = 500 рублей.

Как перейти на Google Analytics 4 со старой версии аналитики

Если вы перешли с Universal Analytics на Google Analytics 4, вам придется учесть другой порядок настройки электронной торговли. В новой версии аналитики раздел электронной коммерции переехал, он находится в разделе «Монетизация». Помимо этого, изменился и формат передаваемых данных, и их обработка.

Что нужно учесть при переходе:

  • В Google Analytics 4 нет разделения на виды электронной торговли. Никаких стандартных и расширенных — теперь все это единый массив данных, который называется монетизацией.
  • Версия Universal Analytics требует предварительной настройки электронной торговли на уровне аккаунта. Пример мы рассматривали выше. В GA4 ничего делать не нужно, большинство событий e-commerce и так рассматриваются как конверсии. Например, событие покупки или purchase.
  • Старый формат имеет префикс UA, новый — GA4.
  • Названия многих событий электронной торговли поменялись. Например, products — данные о товаре — стало items, события — id — превратились в item_id, и так далее. Полный список изменений вы можете посмотреть в официальном руководстве.
  • GA4 «понимает» ранее настроенную электронную коммерцию в формате Universal Analytics. Например, у вас есть созданные события электронной торговли UA в Диспетчере тегов Google. Вы можете добавить в уже существующий тег GTM новые события в формате GA4 и настроить их параметры так же, как обычно. Удалять или создавать новые не нужно.
  • Universal Analytics не работает с новым форматом данных — вы не сможете настроить в старой версии обработку событий электронной коммерции по формату GA4.

Все это актуально, когда вам нужны оба варианта аналитики — старый и новый. Это может понадобиться для сохранения привычных функций. Например, в GA4 пока нет возможности делиться отчетностью с коллегами — как в представлении Universal Analytics. И не работает связка для визуализации отчетов в Google Data Studio.

Но если вы полностью переходите на Google Analytics 4, мы рекомендуем делать события электронной торговли полностью по новой схеме, в формате GA4. Это легко, если вы создаете аккаунт с нуля. Но чуть сложнее, если у вас уже есть настроенные события электронной торговли в Universal Analytics. С большой вероятностью для работы по переносу «старого в новое» придется привлечь программистов. И хотя уже существуют «самописные» шаблоны — например, оптом переконвертировать все UA в GA4, для индивидуального решения они вряд ли подойдут. Возможны ошибки при переносе данных, которые могут вам дорого обойтись. Если информации немного, вы можете попробовать популярное решение от разработчика Симо Ахавы — темплит для массовой конвертации UA в GA4.

Читать также:  Бюджет нацпрограммы "Цифровая экономика" в 2023 году предложено сократить на 35%

Важно понимать, что многие события GA4, будет отслеживать по умолчанию — ничего дополнительно включать не нужно. А для создания остальных можно воспользоваться официальным списком от Google, Это так называемые рекомендованные события, охватывающие полный спектр электронной торговли в том числе. Приведем самые часто встречающиеся в GA4 события, которые стоит настроить на своем сайте для полноценного отслеживания e-commerce.

Для описания каждого события можно использовать до 25 уникальных параметров. Например, купон — coupon, валюту — currency, бренд — item_brand и так далее. Вот пример кода отслеживания в GA4 для события begin_checkout — когда человек начал процесс оформления заказа. При этом применяется акция 10 рублей минус — coupon: ‘ACTION10OFF’, передаются цены до и после — discount: 10, price: 500, value: 490 — и некоторые другие значения конкретной покупки.

Конечно, написать подобные коды для каждого из нужных событий — не задача для маркетолога. Поэтому рекомендуем пользоваться Диспетчером Тегов Google либо все-таки привлечь к вопросу компетентных разработчиков.

Как упростить сбор данных об электронной торговле в Google Analytics

Функция электронной торговли Google Analytics помогает понять, как клиенты совершают покупки на вашем сайте. Вне зависимости от версии, у GA нет единого отчета, который позволил бы сразу понять, откуда пришли эти пользователи и какое продвижение сработало лучше всего.

Например, GA предоставляет количественные данные о ваших продажах и доходах. Дальше вам нужно самостоятельно думать над такими факторами как:

  • Какие рекламные каналы привели пользователя на сайт?
  • Каковы реальные показатели расходов на рекламную кампанию?
  • Каковы доходы от продаж, которые удалось получить с ее помощью?

Откройте для себя инструмент сквозной аналитики ROMI center на основе коннекторов, который существенно расширяет возможности GA. Сквозная аналитика поможет объединить данные из Google Analytics с другой информацией. О том, откуда пользователи к вам приходят, как ведут себя на разных этапах воронки продаж и что мешает конверсиям.

Настроить такую интеграцию легко — об этом мы писали в отдельном материале. Есть 3 приятных бонуса:

Вам не придется вставлять различные коды на сайт, чтобы получать нужные данные. Достаточно будет единого коннектора к Google Analytics в любой версии, старой или новой.

Сквозная аналитика соберет данные не только о событиях электронной торговли, но и об офлайн-продажах. Коннекторы ROMI center «умеют» получать нужную информацию напрямую из CRM.

Пользователи, которые зарегистрировались впервые, получают полный доступ ко всему функционалу бесплатно в течение 14 дней. Затем цена в месяц составит от 800 рублей.

Электронная коммерция

E-commerce или электронная коммерция – это предпринимательская деятельность, которая, так или иначе, связана с распространением, рекламированием, продвижением, продажей услуг или товаров через Интернет. Если упростить, то любые действия с коммерческим уклоном в глобальной сети подпадают под определение онлайн-коммерция. Эта сфера зародилась в США, потом получила развитие в Европе и в конце 90-х годов прошлого века стала активно развиваться в Китае и России.

Как использовать электронную коммерцию и что это такое

В техническом плане электронная коммерция в Интернете стоит на трёх основах – сервер, база данных и система доставки товара или услуги покупателю. Критически важна первая составляющая – качественный и быстрый сервер. База данных нужна крупным объектам, а доставка электронных товаров или услуг не требует сложной логистики.

Виды электронной коммерции в Интернете

Сфера E-commerce подразделяется на виды в зависимости от целевой аудитории, с которой работает компания:

Как использовать электронную коммерцию и что это такое

  • B2B (Business-to-Business). Ниша «Бизнес для бизнеса» подразумевает коммерческие отношения между юридическими лицами, экономическими субъектами рынка. То есть компании, производители взаимодействуют между собой – заключают сделки, партнерские контракты на поставку, продажу, покупку товаров или услуг. Для налаживания контактов, поиска партнеров и переговоров в В2В используются специализированные интернет-площадки, интерактивные базы данных.
  • B2C (Business-to-Consumer). Сфера «Бизнес для потребителя» предполагает торговлю товарами и услугами между юридическими и физическими лицами. Это своего рода розничные продажи, но только с помощью онлайн-площадок – магазины, сервисы, банки и прочее. Преимущество клиентов в большем ассортименте выбора, удобстве заказа и доставки товаров на дом или в офис. Электронная коммерция позволяет предпринимателю снизить затраты на содержание торговых и складских площадей.
  • B2G (Business-to-Government). Ниша «Бизнес для правительства» включает в себя следующих участников рынка: юридические лица – компании, корпорации, бренды с одной стороны и муниципальные органы, государственные инстанции – с другой. Яркий пример – это портал госзакупок РФ. Сделки в B2G осуществляются на основе конкурсов, тендеров или котировок. Эта сфера электронной коммерции работает с крупными размерами сделок, что предъявляет строгие требования к участникам рынка. Компания, участвующая в торгах должна иметь высокий статус и безупречную репутацию.
  • С2С (Consumer-to-Consumer). Электронная коммерция в нише «Потребитель для потребителя» подразумевает осуществление сделок между физическими лицами. Успех таких интернет-площадок как Авито, Юла, Ebay, Молоток и других основан на коммерческих отношениях пользователей через электронную систему объявлений.
  • G2C (Government-to-Citizens). Довольно популярный вид электронной коммерции в последние годы «Правительство для граждан» – обеспечение доступа к государственной информации через онлайн-сервисы. Например, оплата налогов и штрафов, регистрация проектов и форм коммерческой деятельности, получение разрешительных документов и другое. К этой категории относятся также и информационная поддержка граждан, поэтому G2C не полностью относится к коммерческой нише.
  • C2B (Consumer-to-Business). Интересный вид электронной коммерции «Потребитель для компании», где клиент сам устанавливает стоимость товаров и услуг. То есть покупатели с помощью голосования определяют цену, за которую они хотели бы приобрести предлагаемый продукт. Однако окончательное решение «продать или нет» принимает владелец товара. В системе С2В сайт или любая другая электронная площадка выступает в качестве брокера-посредника, который ищет продавцов за сформированную цену потенциальных покупателей.
  • G2G (Government-to-Governmen). Сфера электронной коммерции «Правительство для правительства» подразумевает деловые отношение госорганов между собой: поставки продукции, оказания услуг и прочее. Реализуется такое взаимодействие через онлайн-технологии.
  • B2P (Business-to-Partners) или B2L (Business-to-aLLiance). Ниша «Бизнес для партнеров» – это коммерческие отношения с поставщиками услуг и товаров, между филиалами, партнерскими организации одной сети или сторонними компаниями.
  • B2E (Business-to-Employee). Сфера взаимоотношений с персоналом также может быть коммерциализирована. «Бизнес для сотрудников» подразумевает использование различных систем автоматизации управления бизнес-процессами, корпоративными задачами. Такие системы объединяются во внутрикорпоративную сеть – интранет, которая имеет выход в глобальную систему по защищенным каналам.
  • B2B2С (Business-to-Business-to-Customer). Пример объединения двух видов электронной коммерции – «Бизнес для бизнеса и для потребителя». Интеграция систем В2В и В2С в единой платформе. Например, компания закупает товары в Китае, заключает договоры со складами Карго на отправку заказов по адресам покупателей. Получается цепочка: компания-продавец (В2В) – склад (В2В) – покупатель (В2С).
  • E2E (Exchange-to-Exchange). Узкоспециализированный вид электронной коммерции «Биржа для биржи», когда продавцы и покупатели взаимодействуют между различными электронными биржами. Например, сервисы обмена электронной валюты.

Сегодня большую часть занимают ниши В2В и В2С. Сектор госзакупок имеет достаточно высокий порог входа, поэтому не выделяется массовостью. Хорошо развиваются ниши G2C и С2С. В любом случае, интернет-коммерция должна включать следующие элементы:

  • площадка (сайт, аккаунт, онлайн-магазин, Landing Page);
  • системы обработки заказов, работы с клиентами – CRM, отделы продаж, службы поддержки;
  • службы закупок, снабжения, доставки, возврата товаров.

Как работает электронная коммерция

Как использовать электронную коммерцию и что это такое

Рассмотрим принцип работы E-commerce на примере с заказом товара в онлайн-магазине. Алгоритм следующий:

Шаг первый – покупатель, просматривая онлайн-каталог, решает выбрать продукт. Его ПК или мобильное устройство через браузер взаимодействует с сервером, на котором находится магазин.

Шаг второй – сервер, получив заявку пользователя, отправляет её менеджеру в систему обработки заказов.

Шаг третий – Менеджер делает запрос в базу данных о наличии товара на складе. Если товара нет, то делается запрос производителю, выясняется время поставки на склад, после чего клиенту предоставляется конкретная информация.

Шаг четвертый – если товар на складе, сотрудник магазина продолжает обработку заявки.

Шаг пятый – обращение к финансовой системе с запросом на обработку транзакции – оплаты от клиента.

Шаг шестой – финансовая система разрешает или блокирует проведение сделки в зависимости от ситуации со счетом клиента (недостаток денег, нерабочая карта и другое). Если сделка совершается успешно, то менеджер подтверждает транзакцию и уведомляет об этом сервер.

Шаг седьмой – сервер выводит покупателю сообщение, что оплата успешно проведена, заказ принят в обработку.

Шаг восьмой – заявка направляется на склад, где формируется товар для отправки по адресу клиента.

Шаг девятый – сотрудники логистического отдела доставляют товар клиенту.

Шаг десятый – после отправки заказа со склада, сервер высылает клиенту оповещение на e-mail или телефон (SMS), что товар находится в пути.

Алгоритм для онлайн-сервисов, интернет-банкинга примерно одинаковый за исключением, что услуги могут не иметь физического воплощения. Например, продажа доступа к полному функционалу программы, покупка электронных книг и другое.

Примеры электронной коммерции

Приведем несколько ниш успешной реализации E-commerce:

  • Онлайн-сервисы приема коммунальных платежей, штрафов, регистраций и прочее. Уже давно ушли в прошлое многометровые очереди в банк для оплаты коммунальных услуг. Электронные сервисы доступны с любого компьютера или гаджета. Достаточно подключить интернет-банкинг и спокойно платить из дома за квартиру, аренду, кредит и прочие услуги.
  • Сайты-каталоги, доски объявлений, агрегаторы услуг и товаров. Популярность Авито, Юлы, сайтов торговли между физическими лицами, компаниями зашкаливает. Возможность бронирования билетов, номеров в гостиницах открывает большие перспективы для развития этой ниши.
  • Сайты-распространители фильмов, книг на платной основе, онлайн-кинотеатры и другое. Интеллектуальная собственность стала также и цифровым продуктом, поэтому результаты труда писателей, музыкантов, режиссеров активно продаются в онлайн-пространстве.

Начиная с 1998 года электронная коммерция плавно вышла на оборот 3-3,5 триллионов долларов за 20 лет деятельности. Лидеры E-commerce – Китай, США. Россия занимает 10 место в рейтинге, но имеет хорошие шансы подняться на несколько ступенек выше, благодаря плотному сотрудничеству с китайскими онлайн-гигантами – Али Экспресс, Тао-Бао и другими.

Электронная коммерция, как и любая ниша на рынке, имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим подробнее.

Как использовать электронную коммерцию и что это такое

  • Снижение затрат. Электронная торговля упрощает бизнес-процессы во многих отраслях предпринимательства. Например, чтобы открыть онлайн-магазин не нужно арендовать физическую площадь, нанимать штат продавцов и сотрудников доставки. Все действия можно автоматизировать, а, если товар электронный, то и упросить в разы сервис доставки. В итоге транзакционные издержки ниже, что сказывается на стоимости продукции или услуг.
  • Расширение целевой аудитории. Через Интернет можно продавать по всему миру без особых затрат. Конечно, если бизнес связан с физическими товарами, то придется поломать голову с доставкой. Простое решение – это сотрудничество с транспортными компаниями. Но если вы продаете электронные товары, услуги – электронные книги, программы, сервисы и прочее, то рынок неограничен.
  • Меньше посредников. Электронная коммерция позволяет работать напрямую с производителем, исключая цепочку посредников. Так создается прямой канал между продавцом и покупателем, что сказывается на стоимости товаров и качестве обслуживания.
  • Возможность со 100% точностью анализировать продажи, продвижение, развитие бизнеса в сети. Системы аналитики, коллтрекинга позволяют следить за ситуацией и своевременно принимать меры.

Недостатки электронной коммерции:

  • Зависимость от информационно-коммуникационных технологий. Не во всех регионах есть свободный доступ к Интернету на высокой скорости, этот фактор сильно тормозит развитие электронного бизнеса.
  • Особенности законодательства, налоги. Отсутствие правового регулирования онлайн-коммерции часто служит препятствием при заключении тех или иных сделок.
  • Безопасность информации. Онлайн-торговля и бизнес в сети требует высокой гарантии конфиденциальности данных пользователей, покупателей, участников коммерческой деятельности. Активно внедряется сертификация, авторизация, капча и другие варианты борьбы с мошенничеством.
  • Авторское право. Защита прав собственности – это давно не новая проблема для сети Интернет. Пиратские копии программного обеспечения, «слитые» в свободный доступ мастер-классы, книги и другая продукция интеллектуального труда – все это становится проблемой для электронной коммерции во всем мире.

Резюме

Мы изучили, что такое электронная коммерция. Узнали, какие виды E-commerce используются на рынке, в каких нишах активно развивается электронная торговля. Несмотря на серьезные вызовы для каждой компании, за бизнесом в сети будущее торговли.

Что нового в интернет-маркетинге?

Главное в ежемесячной рассылке

Подписывайтесь сейчас и получите 13 чек-листов маркетолога

У вас интересный материал?

Опубликуйте статью в нашем блоге

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *