Виды e-commerce
Электронную торговлю можно классифицировать по двум признакам:
- физические товары — продукты, одежду, мебель, электронику, бумажные книги;
- цифровые товары — музыка, кино и сериалы, электронные книги, онлайн-курсы;
- услуги — фотосъемка, уборка, помощь с переездом и т.д.
- b2c (business to consumer, «бизнес для потребителя») — интернет-магазины, которые продают товары или услуги потребителям напрямую, то есть в розницу;
- b2b (business to business, «бизнес для бизнеса») — компания продает что-то другим компаниям. Это может быть оптовая торговля — чтобы покупатель потом реализовал эти товары потребителям в розницу. Или же товары и услуги, предназначенные для корпоративных нужд: например, кассовое оборудование, облачные хранилища и сервисы, международная доставка грузов;
- c2b (consumer to business, «потребитель для бизнеса») — отдельные люди (физлица) предлагают товары и услуги для компаний. Яркий пример — исполнители на аутсорсинге: дизайнеры, программисты, создатели контента;
- c2c (consumer to consumer, «от потребителя к потребителю») — люди продают друг другу товары и услуги напрямую: няни, репетиторы, кондитеры, дизайнеры одежды;
- g2b (government to business, «от правительства к бизнесу») — государственные органы поставляют что-то для бизнеса: например, использование радиочастот, воздушного пространства, сервисов для сбора и обработки данных;
- b2g (business to government, «бизнес для правительства») — обратный процесс: например, товары и услуги в рамках госзакупок, ПО, электроника;
- c2g (consumer to government, «от потребителя к правительству») — когда потребители оплачивают различные госуслуги.
Два самых распространенных типа — b2c и b2b.
Как развивается e-commerce в России и мире?
С ростом цифровизации и массовым переходом в онлайн e-commerce стала драйвером ключевых изменений в мировой экономике. Доступ к электронной коммерции сегодня возможен с любого смарт-устройства: к апрелю 2022 года в мире насчитывалось 5 млрд уникальных пользователей интернета, что составляет 63% населения Земли. Соответственно, меняются подходы к тому, как запускать и продвигать новые продукты.
Вот главные цифры на сегодня:
- В 2021 году число онлайн-покупателей в мире достигло 2,14 млрд человек. В 2019 году их было 2,05 млрд, а в 2018-м — 1,79 млрд.
- Всего на электронную торговлю в 2021 году пришлось более 18% от всех розничных продаж в мире, а в 2023-м — 22%;
- Объем интернет-продаж в 2022 году составит $5,5 трлн;
- Среди главных причин, по которым люди заказывают товары онлайн — бесплатная доставка (53%), акции и скидки (41%), возможность прочитать отзывы (35%), простота возврата (33%) и скорость оформления заказа (30%);
- 33,6% клиентов перед покупкой сравнивают цены на товары в онлайн-приложении и обычном магазине, 81% подробно изучают информацию в Сети перед крупными покупками.
Сегодня Китай — абсолютный лидер онлайн-торговли: в 2021 году сегмент e-commerce там впервые в мире превысил половину всего рынка розничных продаж. Следом идут Южная Корея с 28,9%, США с 15% и Западная Европа с 12,8%. Объем онлайн-продаж за 2020 год в Китае составил $2,3 трлн, в 2021-м — почти $2,8 трлн, а в 2022-м ожидается около $3,1 трлн.
Для сравнения, в США рынок e-commerce в 2020 году, по данным eMarketer, составил $709,8 млрд и превысит $1 трлн к 2024 году. Почти половина (45%) всей электронной торговли в стране приходится на продажи через мобильные приложения.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, объем рынка электронной коммерции в России за 2021 год составил ₽3,6 трлн. Это на 13% больше, чем годом ранее.
Поддержка электронной коммерции в России на период до 2024 года регулируется нацпроектом «Цифровая экономика». Основными целями документа являются повышение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) минимум в три раза по сравнению с 2017 годом, и создание устойчивой, безопасной и общедоступной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных.
Самые успешные кейсы е-commerce
Монополист китайского рынка e-commerce и одна из крупнейших компаний в мире. Рыночная капитализация Alibaba на июнь 2022 года составляет $282 млрд, что делает ее 26-й в списке самых дорогих компаний мира. Компания основана в 1999 году и работает в трех направлениях: b2c (Tmall и Aliexpress), b2b (Alibaba) и c2c (Taobao). Все три платформы уже вышли на международный рынок (включая Россию), однако основная доля по-прежнему приходится на внутренний. У компании также есть своя платежная система Alipay, которая работает как международная.
Модель Alibaba аналогична eBay: она выступает в качестве агрегатора для продавцов — физлиц, магазинов или производителей — которые сами отправляют товар покупателям.
Главный конкурент Alibaba в Китае. В отличие от Alibaba, JD. com работает по модели Amazon: отгружает товары сторонних продавцов с собственного склада и отправляет через свою службу доставки. На конец 2020 года у компании было более 900 складов общей площадью 21 млн кв. В составе холдинга есть своя социальная платформа — Jingxi, а также сети магазинов у дома Xintonglu и JD New Markets и даже собственное направление коммерческой недвижимости. В ближайшем будущем JD планирует запустить свою цифровую валюту — e-CNY.
Amazon
Amazon — самый крупный розничный продавец в сфере e-commerce в США и один из крупнейших в мире. Компания располагает огромной сетью складов и сортировочных центров, а также собственной службой доставки, которая использует дронов и роботов, а в 2020 году приобрела еще и самолеты Boeing 767. Помимо основной b2c-платформы, есть также Amazon Business для клиентов-юрлиц.
Как устроена логистика в Amazon
Компанию основал в 1994 году Джефф Безос — изначально это был книжный онлайн-магазин. Спустя 25 лет Безос стал самым богатым человеком в мире с состоянием в $191,4 млрд, а сам Amazon — мировым гигантом онлайн-торговли. рыночная капитализация компании на июнь 2022 года достигает $1,07 трлн, а ее выручка за 2021 год составила $470 млрд — на 22% больше, чем годом ранее. Чистая прибыль за тот же период выросла на 57%.
Сейчас 60% дохода Amazon приносят ИТ-решения Amazon Web Services — облачные хранилища и сервисы. Компания регулярно запускает различные продукты и сервисы под своим брендом: электронные читалки Kindle, элементы «умного» дома, голосовой помощник Alexa, онлайн-кинотеатр Amazon Prime. У Amazon есть и офлайн-магазины Amazon Go. Они работают при помощи нейросетей с распознаванием лиц и компьютерным зрением: здесь нет касс и продавцов, а покупки оплачиваются автоматически через приложение.
Выпуск YouTube-канала «РБК Тренды» о магазинах без продавцов
EBay
eBay был создан в 1995 году как сервис онлайн-аукционов c2c: продавцы выставляли на аукцион вещи (часто подержанные), а покупатели делали ставки. Доставка товаров при этом лежит на продавце, а сам сервис берет комиссию за размещение лотов и занимается урегулированием споров. Позже на платформе появились коммерческие аккаунты частных предпринимателей и магазинов, а покупать стало можно и по фиксированной цене.
У eBay, как и у Amazon, есть свои сайты в разных странах — включая Россию. Однако компания не стала развивать дополнительные сервисы и собственную логистику. eBay так и остался онлайн-агрегатором, чья главная особенность — в том, что здесь можно найти редкие коллекционные вещи и даже ценный антиквариат. Выручка за 2021 год составила $10,5 млрд. Число активных пользователей на 31 декабря 2021 года составило 147 млн человек.
ASOS
Компания основана в 2000 году, а ее название расшифровывается как «As Seen On Screen»: «То, что ты видел на экране». Британский маркетплейс также работает по модели Amazon: агрегирует товары от поставщиков на своих складах и доставляет по всему миру. В основном это одежда, обувь и аксессуары брендов массмаркета, а несколько лет назад к ним добавилась еще и косметика. Биржевая капитализация — $1,1 млрд. У магазина есть локальные версии в разных странах Европы.
Wildberries
Один из крупнейших российских онлайн-ретейлеров на рынке уже 15 лет, а его основательница — Татьяна Бакальчук — возглавляет рейтинг богатейших российских бизнесвумен по версии Forbes: ее состояние оценивается в $21 млрд.
Wildberries продает одежду, обувь, аксессуары, бытовую технику и электронику, товары для дома. Все это компания доставляет с собственных складов через пункты выдачи (в 2020-м доля таких заказов составила 93%) или курьеров. В 2020 году оборот компании вырос на 96% по сравнению с 2019-м — до 437,2 млрд рублей, а число заказов — до 323,8 млн, достигнув 1,5 млн в сутки, что вдвое больше прошлогоднего показателя.
Ozon
Еще один гигант российского e-commerce с оборотом продаж почти ₽450 млрд за 2021 год
Компанию основали в 1991 году. Как и Amazon, первый интернет-гипермаркет в России начинал с торговли книгами. Сегодня 24% продаж Ozon приходится на электронику, остальное распределено между книгами, бытовой техникой, одеждой, косметикой, продуктами и прочими товарами. Как и Wildberries, маркетплейс сделал ставку на расширение пунктов самовывоза, причем с 2020 года делает это только под собственным брендом, а не через партнеров. Ozon доставляет товары в собственные постаматы и курьерами. Компания также запустила сервис по продаже авиабилетов Ozon. Travel.
«Яндекс. Маркет»
«Яндекс. Маркет» пришел на рынок 20 лет назад. До 2018 года развивался как агрегатор для интернет-магазинов, с 2018 года параллельно строил маркетплейс «Беру», который в 2020 году стал частью «Яндекс. Маркета». Сегодня это — маркетплейс, где магазины могут продавать свои товары, а пользователи — совершать покупки, выбирая из ассортимента в 4 млн товарных наименования.
Продавцам «Яндекс. Маркет» предлагает четыре модели сотрудничества с маркетплейсом:
- отгрузка и доставка товаров силами магазина, маркетплейс как витрина;
- отгрузка и доставка товаров со склада маркетплейса;
- отгрузка товаров со склада продавца, доставка силами маркетплейса;
- отгрузка части товаров со склада продавца, части — со склада маркетплейса.
Маркетплейс «Маркета» также предлагает другие сервисы для продавцов и покупателей: поиск по десяткам фильтров, сравнение цен на один и тот же товар, отзывы покупателей, рейтинги магазинов и платное продвижение.
На конец 2020 года на «Яндекс. Маркете» продавали свои товары более 8 тыс. продавцов, по рекламной модели размещалось 25 тыс. магазинов-партнеров, ежедневная аудитория достигла 6 млн уникальных посетителей.
Будущее электронной торговли
Рынок e-commerce продолжит расти. По данным Nasdaq, к 2040 году до 95% всех покупок будут совершать в интернете.
Среди глобальных трендов в развитии электронной торговли стоит выделить:
- осознанное потребление (экологичные перерабатываемые товары в противовес одноразовым),
- бесшовный (омниканальный) шопинг,
- внедрение дополненной и виртуальной реальности,
- «невидимые» платежи и оплата по лицу.
Другими словами, магазины стремятся сделать процесс покупки не только максимально быстрым и комфортным, но еще и увлекательным. Это, помимо прочего, становится вызовом для классического маркетинга.
Как работают AR-функции в приложениях Amazon, Gap и других
Электронная торговля берет курс на персонализацию: за счет «умного» поиска и подбора товаров, персональных рекомендаций, онлайн-стилистов и прочих инструментов. ИИ сможет анализировать все ваши покупки и предпочтения, составляя личные рекомендации с учетом ваших особенностей. Продуктовые сети уже реализуют подбор товаров на основе генетического теста и базовых медицинских показателей.
Подробнее о том, как будет развиваться онлайн-торговля продуктами и готовой едой — в материале РБК Трендов.
Еще один заметный тренд — гибридные форматы: когда офлайн-супермаркеты и розничные сети переходят в онлайн и открывают целые зоны для самовывоза или оформления покупок через интернет. Другой пример сочетания офлайн- и онлайн-формата — магазины Amazon Go: клиент может купить любой товар без касс и продавцов с помощью приложения и камер с распознаванием лиц.
Среди других трендов:
- под давлением рынка цифровизацию постепенно воспринимают даже в консервативных сферах потребрынка, завязанных на офлайн-продажи — например, застройщики и автодилеры;
- мировой рынок b2b e-commerce, который уже превышает обороты b2c, будет расти опережающими темпами, в среднем 17,5% ежегодно до 2027 года;
- мобильные приложения вытеснят все прочие каналы онлайн-продаж — на помощь потребителям придут «умные» голосовые помощники, AR-приложения для примерок, а также оплата при помощи PayPass.
Динамично, о чем свидетельствуют многочисленные профильные исследования. По данным Российского экспортного центра (РЭЦ), в 2018 году в сфере электронной торговли Россия продала товаров и услуг на $35 млрд. В этом году страна заняла девятое место в мире по объему электронной коммерции, а общий тренд мирового роста позволяет уверенно предполагать дальнейшее наращивание объемов e-commerce. В то же время продажи Китая, абсолютного лидера сегмента электронного ретейла в мире, за 2018 год составили $1,5 трлн, а в 2019 году могут достичь $2 трлн. По данным Statista, рынок электронной коммерции США принес в 2017 доход в $421 млрд, Европы — $330 млрд, дальнейший мировой рост также уверенно прогнозируется вместе с неминуемым объединением онлайн и офлайн ретейла.
Возвращаясь к российским реалиям, старший вице-президент РЭЦ Алексей Кожевников отмечает фокус центра именно на китайский опыт электронной торговли: «Мы изучаем китайский опыт работы с маркетплейсами, проникновение онлайн-систем в ретейл и привлекаем китайских партнеров с целью проведения тренингов для наших экспортеров, желающих развиваться в e-commerce». Фокус на Китай не случаен: 11 ноября 2019 года, в китайский «день холостяков», китайские маркетплейсы сделали продажи на $40 млрд, то есть — на $5 млрд больше, чем Россия за весь 2018 год.
С целью поддержки роста объемов e-commerce в РФ в период с 2019 по 2024 год создан нацпроект «Цифровая экономика». Основными целями нацпроекта являются повышение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее, чем в три раза по сравнению с 2017 годом, и создание устойчивой, безопасной и общедоступной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных. Российским экспортным центром создан целый ряд сервисов для поддержки e-commerce: РЭЦ уже помогает предпринимателям в части подбора инфраструктуры, площадок, образования, регистрации и, что важно, господдержки. Центры поддержки экспорта РЭЦ в регионах субсидируют затраты предпринимателей, желающих регистрироваться и продвигать свою продукцию на маркетплейсах. Форсированная интеграция России в цифровизацию торговли, переход от массового производства к таргетированному клиенту, от крупных производителей к средним и малым компаниям на электронных платформах — актуальные задачи РЭЦ.
Какие самые успешные кейсы е-commerce?
Чтобы понять, как это возможно, достаточно оценить успех Alibaba — одной из крупнейших виртуальных торговых платформ Китая, зарабатывающей исключительно электронной торговлей. Измерить успех Alibaba просто: можно взять топ-100 первых российских компаний по капитализации, сложить их вместе и получить приблизительную цифру капитализации Alibaba — порядка $500-550 млрд. Впрочем, и в России есть прорывные кейсы электронной коммерции. Например, российский онлайн-ретейлер Wildberries Татьяны Бакальчук — это 15 лет на рынке, 27 тыс. сотрудников в штате, 500 тыс. заказов в сутки, пять заказов в секунду и 3 млн артикулов на сайте. По всем параметрам Wildberries сегодня опережает средние темпы роста в e-commerce в России, а Татьяна Бакальчук в 2018 году впервые вошла в список Forbes, став второй в России женщиной-миллиардером после Елены Батуриной.
Какие возможности дает электронная платформа каждому?
Продавать так же просто, как и покупать. Эксперты РЭЦ на сессии, посвященной e-commerce в рамках форума «Сделано в России», отметили, что электронная платформа — это возможность, которая есть сегодня у любого производителя, и неважно — что он производит. Маркетплейс позволяет найти своего клиента с минимальными издержками, снимая границы и барьеры. Продавцы, активно использующие интернет-каналы для расширения сферы своего влияния (международные площадки Amazon, eBay и прочие), получают возможность в десятки, сотни и даже тысячи раз расширить приток покупателей, увеличив доходы. И все это без крупных дополнительных временных и финансовых вложений. Сегодня Российский экспортный центр оказывает предпринимателям активное содействие в выборе бизнес-инструментов электронной коммерции и понимании их эффективного использования. Услуги РЭЦ по экспорту через каналы электронных продаж включают, среди прочего, методические пособия о доступе на международные торговые интернет площадки, консультирование по способам организации экспортной интернет-торговли и непосредственно размещение продукции на электронных торговых площадках с уже упомянутой ранее господдержкой. И если пример российской Wildberries кажется кому-то недосягаемым, то РЭЦ на сессии e-commerce представил гораздо более доступные: например, онлайн-магазин одежды для кукол Elenpriv молодой предпринимательницы Елены Передреевой. Своим звездным часом Елена назвала появление в России Paypal, позволившей студентке превратить хобби в бизнес и получать заказы из Японии, Италии и США. Сегодня Елена продает одежду для кукол в 55 стран мира, в компании заняты 40 человек, а в ближайшей планах — выход на Amazon.
Мобильная коммерция и мобильные платежи
Мобильная коммерция (m-commerce) — результат конвергенции технологий мобильной связи, сетей Интернет и финансовых услуг.
Данный продукт розничных платежей стал логическим продолжением электронной коммерции (e-commerce) и систем интернет-платежей. Как и развитие других инновационных платежных инструментов, развитие мобильной коммерции в разных странах происходит неравномерно. Часто развитие систем мобильных платежей сталкивается с законодательными ограничениями, ошибками в маркетинге и оценке целевой аудитории. Но тем не менее развитие идет. Лидирующие позиции среди платежей с использованием мобильной связи занимает продажа цифрового контента и дополнительных услуг пользователям мобильных телефонов. По своей сути мобильные платежи являются электронными деньгами на базе сетей, сетей мобильной связи. Системы мобильных платежей или назовем их условно «мобильные деньги» позволяют пользователю оплачивать товары или услуги с помощью своего мобильного телефона или другого мобильного устройства, подключенного к сети оператора связи. Продолжая классификацию, приведенную в предыдущем разделе, можно более подробно раскрыть виды электронных денег на базе сетей (рис.
Рис. Классификация электронных денег на базе сетей
В свою очередь, системы интернет-платежей мы условно относим к проводным сетям, несмотря на то что на протяженности участка сети между субъектами платежа может встречаться беспроводной участок сети. На основании исследований компании Arthur D. Little, проведенных в 2006 г. , в Европе лидирующие позиции в сфере развития мобильной коммерции занимают Австрия, в Юго-Восточной Азии — Корея, Сингапур, а также Япония. При этом и в других странах и регионах также происходит развитие мобильной коммерции, причем если несколько лет назад основная концентрация проектов мобильных платежей происходила в развитых странах, то в настоящее время активно включились в процесс и развивающиеся страны.
В последнее время отдельные направления мобильной коммерции получили бурное развитие в странах Восточной Европы и регионах Ближнего Востока и Африки (ЕМЕА). По оценкам экспертов, мировой рынок мобильной коммерции в 2012 г. составил порядка 44 млрд дол. США, причем основная часть сосредоточена в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Одним из существенных показателей развития мобильной коммерции в Африке стал успешный запуск проекта M-PESA в Кении компанией Safaricom, долей в которой владеет Vodafone.
В системе M-PESA пользователи переводят деньги посредством мобильного телефона, а поступивший перевод можно, как правило, получить наличными или использовать для совершения покупок. В развитых странах Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Китай) помимо платежей с использованием SMS, таких как система SmartPay (Китай), которая в партнерстве с China Unicom, China Unionpay и Huishang Bank запустила сервис для оплаты счетов за коммунальные услуги в провинции Anhui (услуга позволяет пользователям оплачивать счета в любое время и в любом месте, избавляя от необходимости идти в банк или в кассу: все, что нужно сделать — это просто отправить SMS), активно развиваются мобильные платежи, основанные на технологии Near Field Communications, которые проникают в сферу пассажирских перевозок и розничной торговли, а в развивающихся странах (Филиппины, Индонезия) технология SMS приобретает все большую популярность для денежных переводов и оплаты счетов.
Например, на рынке мобильной коммерции в Японии FeliCa имеет около 32 млн пользователей, 45 компаний-участников, среди которых NTT Docomo, KDDI, SoftBank, Sumimito Mitsui Bank, JCB International и т. , а годовой оборот более 2,5 млрд дол. США. Основными направлениями является продажа телефонов с «мобильным банком» с 2004 г. и оплата железнодорожных и авиабилетов, услуг общественного транспорта, такси и т.
В Европе наиболее популярным средством мобильных платежей стала технология SMS. Первоначально SMS-сообщения использовались преимущественно для оплаты услуг за парковку и услуг общественного транспорта, а также для приобретения электронных билетов через сети мобильных операторов, однако в последние годы сфера приема платежей с использованием SMS активно расширяется.
В частности, в Финляндии возможно осуществить «мобильную» оплату проезда в городском транспорте с 2002 г. , и в настоящее время около 55% билетов на одну поездку приобретается с помощью мобильных телефонов, а в германской железнодорожной компании Deutsche Bahn или в американских кассах кинотеатров Fandango можно купить электронный билет также через оператора связи. Билет в этом случае представляет собой штрих-код на экране мобильного телефона, который считывается сканером при входе.
Другое интересное европейское решение в области мобильной коммерции — система Reporo (Великобритания). Это компания, которая в первую очередь является контент-провайдером, предоставляющим своим абонентам расширенный список сервисов, таких как создание и ведение собственных блогов, чатов, личных дневников, подписку на новостные ленты и музыкальные новинки. И конечно же, оплату этих сервисов пользователи могут осуществить с помощью мобильного телефона, при этом в последнее время к этой системе активно присоединяются и системы бронирования и оплаты отелей, системы интернет-магазинов, биржевые системы и т. В Европе также развивается система Pay4it и система LUUP. Последняя наряду с оплатой контента позволяет также переводить деньги между абонентами.
В США подавляющая часть мобильной коммерции по-прежнему сосредоточена на рынке мобильного контента, но тестовая эксплуатация мобильных платежных систем уже началась. Так, с 2006 г. система Оbорау запустила мобильные платежи и перевод денег между абонентами системы с помощью мобильного телефона.
Практически во всех аналитических материалах отмечается, что успех при реализации проектов мобильной коммерции обеспечивается взаимодействием банков и мобильных операторов. В материалах Ассоциации GSM тем не менее отмечаются трудности в этом взаимодействии. Одна из них — противоречие между консервативностью банковской системы и сверхбыстрым развитием сферы мобильной связи, мобильной и электронной коммерции. Банковская сфера, как правило, оказывается не способна оперативно реагировать на быстроменяющиеся потребности со стороны проектов мобильной и электронной коммерции. Тем не менее альтернатив такому взаимодействию нет. Известны примеры, когда операторы сотовой связи начинали сами заниматься финансовым бизнесом, но это никогда не приводило к успеху. Например, в Корее компания SK Telecom пыталась запустить свой проект кредитных карт, но была вынуждена его свернуть. В Австрии, несмотря на то что крупнейшие операторы имеют банковские лицензии, в мобильных платежах они опираются на сотрудничество с «классическими» банками.
В развитых странах практически каждый совершеннолетний человек имеет банковский счет или кредитную карту, поэтому там в качестве основы для мобильных платежей используются уже готовые, легальные и развитые в масштабах всей страны банковские системы платежей.
В развивающихся странах, как правило, банковские системы неразвиты, преобладает «небанковское» население.
Проникновение услуг мобильной связи в таких странах гораздо сильнее, чем банковских услуг, поэтому системы мобильной коммерции имеют важное социальное значение, так как приобщают население к безналичным финансовым сервисам.
В России, несмотря на активное развитие финансового сектора экономики в последние годы, банковские услуги не получили широкого распространения среди населения страны. Это было также отмечено и на заседании Президиума Госсовета 14 ноября 2006 г. , где рассматривались вопросы развития национальной банковской системы. Президент Российской Федерации В. Путин отметил низкий уровень доступности банковских услуг для граждан страны: «. 60 миллионов человек. Абсолютно недопустимое количество граждан не может воспользоваться услугами банковской системы».
В то же время по данным на апрель 2008 г. количество SIM-карт подвижной связи превысило 180 млн, при этом количество абонентов, имеющих одну или более SIM-карт, составляет около 80%.
Недостаточно развитая инфраструктура безналичных платежей в сочетании с высоким проникновением мобильной связи увеличивает вероятность успешного развития мобильной коммерции в России.
Мобильные платежи перспективное направление развития российского рынка мобильной коммерции.
В настоящее время усилия участников рынка мобильной связи направлены на формирование единой технической и правовой инфраструктуры, открывающей миллионам россиян широкие возможности мобильных платежей в повседневной жизни. С точки зрения задач, стоящих перед экономикой Российской Федерации, развитие мобильной коммерции должно способствовать снижению доли наличного денежного обращения. Основной сферой применения мобильных платежей должны стать микроплатежи, в то время как макроплатежи останутся прерогативой мобильного банкинга.
Начиная с 2007 г. задачу интеграции сегмента мобильных платежей решает проект «Мобильные платежи» Инфокоммуникационного Союза, действующий в рамках объединяющего участников рынка мобильной связи. На момент выхода данного справочника в работе проекта участвуют более 15 предприятий, в том числе крупнейшие российские операторские компании «ВымпелКом», «Дельта Телеком», «Мегафон», «Мобильные ТелеСистемы», «Московская Сотовая Связь», а также такие финансово-кредитные организации, как АКБ «Таврический», «Связь-Банк» и АКБ «МБРР». Основная цель проекта «Мобильные платежи» развитие мобильной коммерции в России путем создания и сопровождения систем платежей с использованием лицевых счетов абонентов у операторов связи и одновременно с беспрепятственным развитием мобильного банкинга на основе концепции Универсальной платежной платформы. Универсальная платежная платформа (УПП) совокупность организационных связей и технических средств операторов связи, банков и других участников рынка мобильной коммерции, обеспечивающая абонентам различных операторов связи одинаковую возможность совершения платежных операций с помощью мобильных телефонов.
Практическим результатом работы проекта «Мобильные платежи» на первом этапе стало создание в рамках концепции УПП опытной зоны, позволяющей отработать правовое и техническое взаимодействие между участниками рынка мобильной коммерции, изучить возможность применения новых технологий, проверить работоспособность конкретных бизнес-моделей.
По состоянию дел на середину 2008 г. компаниями, входящими в проект, организована опытная зона УПП в виде совокупности трех взаимодополняющих фрагментов, в каждом из которых компаниями-участниками осуществляются самостоятельные исследования в одном или нескольких перспективных направлениях. Функционирование каждого из фрагментов опытной зоны обеспечивается оператором связи, банком и выбранным ими процессинговым центром.
Первый фрагмент формируют «Мегафон», «Московская Сотовая Связь» и «Связь-Банк». Процессинг фрагмента осуществляется мобильной платежной системой «МедаРау». Основное направление самостоятельных разработок в данном фрагменте выработка кассовых решений для розничной торговли.
Второй фрагмент сформирован с участием компаний «ВымпелКом», «Дельта Телеком» и АКБ «Таврический». Функции процессингового центра в данном фрагменте взяла на себя компания «МОБИ. Деньги». Во втором фрагменте опытной зоны развернута схема проведения мобильных микроплатежей. Платежи осуществляются по схеме с возвратом покупателю (которым выступает абонент) аванса, внесенного в счет оплаты за услуги связи оператора. Оплата выбранных товаров, работ и услуг осуществляется путем покупки абонентом электронной предоплаченной карты, эмитируемой АКБ «Таврический» на сумму возвращенных средств. Расчет с торгово-сервисным предприятием осуществляет АКБ «Таврический» также с помощью приобретенной покупателем предоплаченной карты.
Третий фрагмент разворачивают АКБ «МБРР», «Мобильные ТелеСистемы» и компания «Интеллект Телеком». Участники данного фрагмента осуществляют развитие услуг мобильного банкинга. Одновременно внедряются услуги прямых переводов между абонентами.
Программа исследований в опытной зоне УПП предусматривает запуск в эксплуатацию наиболее востребованных абонентами услуг, в частности таких как оплата услуг связи, приобретение товаров и услуг через Интернет, услуги мобильного страхования, приобретение электронных билетов на проезд в общественном транспорте, оплата коммунальных услуг, электронные лотереи, оплата парковки. По состоянию дел на середину 2008 г. некоторые из технических решений предоставления услуг мобильных платежей уже находятся в опытной эксплуатации, другие существуют только в виде макетных решений. Среди находящихся на этапе внедрения проектов кассовое решение для розничной торговли на основе технологии USSD (г. Москва), система по приему мобильных платежей в сети аптек (г. СанктПетербург), кассовое решение на базе технологии NFC (г. Сочи).
Для организации мобильных платежей могут использоваться сети подвижной радиотелефонной связи нескольких операторов, в том числе и разных стандартов (GSM-900/1800 и IMT-MC-450). При этом согласно ключевому принципу УПП универсальности технические решения и технологические требования ко всем участникам опытной зоны подлежат унификации. На первом этапе реализации опытной зоны действует модель мобильной коммерции, продвигаемая организацией Open Mobile Alliance. Схема технической реализации опытной зоны разработана специалистами ФГУП «ЛОНИИС». В ней, в частности, заложено подключение процессингового центра Универсальной платежной платформы к оборудованию всех участников мобильных платежей сетям подвижной связи, оборудованию продавцов, оборудованию контент-провайдеров, оборудованию банков, сети Интернет для связи с терминалами продавцов и WAPсайтами продавцов и контент-провайдеров.
Исследования, в настоящее время проводимые участниками проекта «Мобильные платежи» Инфокоммуникационного Союза в рамках опытной зоны, на последующих этапах развития рынка мобильной коммерции послужат моделью для единой как с точки зрения продавца, так и с точки зрения покупателя инфраструктуры рынка. Результатом деятельности участников проекта «Мобильные платежи» Инфокоммуникационного Союза должна стать такая унификация организационных связей и интеграция технических средств, при которой будут соблюдены единые стандарты подключения, пользования и отказа от услуг независимо от вида услуг, оператора, банка и географической зоны.
Система моментальных мобильных платежей МОВI. Деньги
Что это такое? MOBI. Деньги это система мобильных платежей, которая позволяет совершать мгновенные и безопасные платежи с мобильного телефона. Система разработана компанией ЗАО «МОБИ. Деньги» и позволяет использовать для оплаты товаров или услуг либо деньги, находящиеся на балансе пользователя у мобильного оператора, либо зарегистрированную в системе банковскую карту одной из международных платежных систем. Также пользователям доступна услуга пополнения баланса мобильного оператора с банковской карты.
Какие это дает преимущества? Система мобильных платежей МОВI. Деньги рассчитана на широкий круг пользователей фактически это все владельцы мобильных телефонов. Для использования системы нет никаких специальных требований не нужно посещение офиса, установка программ или смена SIM-карты. Оплата товара или услуги Платежная платформа МОВI. Деньги предлагает пользователям альтернативу в способах оплаты товаров и услуг:
- с мобильного телефона (при помощи SMS-сообщения, USSD-команд или WEB/WAP-интерфейса);
- в Личном кабинете на сайте системы или через сайт партнера М0ВI.Денег.
Платежи проводятся в режиме реального времени таким образом, все, что необходимо пользователю это выбрать товар и подтвердить платеж. МОВ1. Деньги это удобный мобильный сервис, дающий владельцам сотовых телефонов возможность безопасной и быстрой оплаты таких стандартных и необходимых услуг, как доступ в Интернет, мобильная связь и услуги ЖКХ, а также возможность приобретения билетов в кино, оплаты покупок в интернет-магазинах и многое другое.
Технология. Функционирование системы мобильных платежей MOBI. Деньги основано на хорошо известной и проверенной технологии PayCash, благодаря этому пользователи системы MOBI. Деньги могут рассчитывать на моментальное и безошибочное проведение платежей. На сегодняшний день к системе М0ВI. Деньги подключены уже десятки предприятий, предлагающих самые разнообразные услуги, причем их количество постоянно растет. Подробнее о системе и услугах: www. mobi-money
Преимущества и недостатки каждой из систем электронных денег
Большинство систем, предоставляя полный функционал для пользователя, не являются анонимными.
При этом те системы, которые имеют функцию анонимности, можно перевести во второй класс, получив регистрацию или аттестацию. Как и обещали, мы не станем углублять внимание и классифицировать электронные деньги по технологическому и юридическому наполнению этих систем, а также не станем углубляться в академические понятия, оставив это для следующего раздела.
Как видно из схемы ниже, электронные деньги разделяются на два больших направления на базе карт и на базе сетей, при этом, согласно теории Дарвина о выживании видов, одно из этих направлений станет лидирующим. Если бы человеку несколько лет назад задали такой вопрос, он стал бы оценивать плюсы и минусы каждой системы. Попробуем вернуться в прошлое и составить такую таблицу, отмечая плюсами и минусами преимущества и недостатки каждой из систем:
Потребительское свойство На базе карт На базе сетейВозможность повсеместного использования в офф-лайне + Возможно. Карту или другой физический носитель можно носить с со бой, как и кошелек с наличностью— Теоретически возможно, но для этого придется брать с собой ноутбук или КПК, подключенный к сети ИнтернетПростота и удобство для пользователя + Пользователь получает физический носитель, ему не надо ничего настраивать и подключать — Даже для самых простых систем надо пройти процедуру регистрации, а иногда и установку программного обеспеченияЗамена «традиционных» денег + Возможно, эти системы и направлены на замену «традиционных» денег, особенно микроплатежей — Этими инструментами удобно пользоваться в сети, но заменить традиционные деньги для повседневных покупок они вряд ли могутНадежность (поддержка компаний платежных лидеров) + Электронные деньги на базе карт продвигали в том числе международные платежные системы, крупные банки. То есть те участники рынка, которые лучше всех разбираются в платежах — В большинстве своем корпорации, которые запустили электронные деньги на базе сетей, стали крупными благодаря этим проектам, а на момент запуска были классическими стартапами, практически без поддержки, а на самом деле в конкуренции с лидерами «традиционной» экономикиПривычность для пользователей + Карты давно вошли в обиход пользователей, ими привыкли платить, и появление еще одной карты не должно вызвать у пользователей трудностей и недоверия — Новая технология оплаты. Нет привычных наличных или карты, но немного похоже на интернет-банк, хотя во многих системах вместо номера счета адрес электронной почтыВозможность «пощупать» Очень многие люди привыкли доверять своим глазам или иметь возможность «пощупать» товар или деньги. Карту можно увидеть и «пощупать» — Полностью виртуальный продукт, его не увидишь и не «пощупаешь»Безопасность+ Электронные деньги на базе карт исторически реализовы вали на базе карт с микропроцессором, которые сложно подделать, а также операции верифицировались ПИН-кодом, что также затрудняет их использование после кражи самой карты — Достаточно компрометации паролей и кодов безопасности в результате атаки на компьютер пользователя и деньги смогут украстьИспользование в Интернете + С момента появления онлайн торговли оплата платежными картами была одним из самых популярных способов оплаты. Новый вид карт позволяет делать почти то же самое, но безопаснее + Система разрабатывалась именно для оплаты в Интернете. Вся работа системы направлена на наибольшее удобство для пользователяПополнение и вывод денег + Привычный способ: так же, как и пополняется текущий счет, дебетовая карта или кредитная карта. Создатели системы те же банки и платежные системы+ Пополнение через банковскую систему: банковские и небанковские переводы, платежи с карты, чеки. Перевод из других систем электронных денегИнфраструктура пополнения/вывода средств + Громадная инфраструктура международных платежных систем, действующих через банки-партнеры+Инфраструктура в какой-то степени заимствована из банковской сферы: банковские переводы, платежи с карт для пополнения кошелька. А также небанковские точки ввода-вывода средств: системы денежных переводов, прочие условно-финансовые компанииИнфраструктура использования (платежей) + Теоретически все те же торгово-сервисные точки, которые принимают платежные карты. На практике все проекты так и остались пилотными+ Интернет-магазины и прочие компании, ведущие бизнес в сети Интернет
И что мы видим? Ответы на несколько вопросов, хотя их можно было дать и больше, но даже в этом количестве показывают, что электронные деньги на базе карт должны были одержать полную и оглушительную победу.
Что же на деле? Несмотря на поддержку международных платежных систем, электронные деньги на базе карт так и не смогли занять сколько-нибудь значительную долю рынка и стать самостоятельным окупаемым бизнесом, все их проекты так и остались пилотными проектами. Вероятно, связано это было с тем, что банки и международные платежные системы были слишком заняты своим основным бизнесом — платежными картами. Они так и не решились придать электронным деньгам повсеместности в использовании, да и с важным для традиционных денег условием анонимности плательщика ничего не вышло.
Таким образом, в «оффлайне» последнее слово пока осталось за бумажными и металлическими деньгами в сфере микроплатежей и платежными картами в сегменте средних платежей.
Так же как и после появления телевизора, предсказывали конец кинотеатрам, а после появления видеомагнитофона (DVD уже не вызывали истеричных прогнозов) предсказывали конец и кинотеатрам, и телевизорам, прогноз не сбылся. Живы и кинотеатры, и телевидение, и бумажные, а вместе с ними и металлические деньги. Все заняли свои ниши, и всем нашлось место. В свою очередь, Интернет был в большинстве своем «захвачен» электронными деньгами на базе сетей, которые смогли занять новый рынок и наиболее точно приспособиться к желаниям пользователей:
1) для открытия счета (кошелька) не надо вставать из-за компьютера;
2) для оплаты не надо вставать из-за компьютера;
3) возможность анонимного использования системы;
4) пополнение счета из традиционных источников (карты, переводы, чеки);
5) обмен разных видов «электронных валют», в том числе обмен на традиционные деньги;
6) мгновенность платежей;
7) повсеместность принятия в сети Интернет.
Мondex — одна из немногих технологий, обеспечивающих принцип анонимности, — всегда подвергалась критике именно за это. От анонимности проводили вектор к несанкционированной эмиссии, а оттуда — к экономической и социальной опасности технологии. На самом же деле банки, и государственные структуры, поддерживающие проекты внедрения «электронных денег», по разным причинам всегда сами были заинтересованы в полном контроле над транзакциями.
Карта Mondex и устройство для просмотра баланса на ней
Столь же плохо обстояло дело и с повсеместностью. Банки вынуждены заставлять клиентов и торговцев платить за право пользоваться предоставляемой технологией — в противном случае затраты на ее внедрение не окупаются, особенно когда речь идет об очень небольших суммах транзакций. При этом банки — единственные участники круговорота денег, реально представляющие себе, сколько стоит обработка наличных. Для их клиентов наличные вообще бесплатны, для торговцев же их стоимость занижена. Объяснять, во что обходится государству и банкам наличный оборот, бессмысленно: никого, кроме государства и банков, это не волнует, зато когда заставляют платить за карточку или лишний терминал — стоит задуматься.
Существует мнение, что банки и международные платежные системы «проспали» технологическую революцию, увлекшись проблемами EMV-миграции, не уделив достаточно времени и средств проработке систем электронных денег. Это подтверждается тем, что основные системы электронных денег принадлежат небанковским организациям или были куплены банками уже после того, как системы добились успеха. К ним можно отнести Webmoney, Paypal, Яндекс. Деньги, E-gold, iKobo, RuPay и множество других, о которых мы расскажем далее.
Также есть мнение, что эмиссия электронных денег — это вообще не банковский бизнес, а прерогатива нефинансовых организаций, уже сейчас работающих и довольно успешно на рынке мелких платежей, интернет-коммерции и Р2Р (peer-to-peer) расчетов. Нельзя согласиться с тем, что эмиссия и обеспечение расчетов электронными деньгами — это небанковский бизнес. Возможно, что через несколько лет основными игроками рынка электронных денег станут именно банки, получив бизнес, лишенный «детских» болезней. Чтобы наглядней доказать это утверждение, обратимся к карточной истории, так как карты все же наиболее близкий розничный продукт к электронным деньгам.
Виды электронной коммерции
Онлайн-торговля между коммерческими организациями. Предприниматели заключают друг с другом взаимовыгодные сделки и развивают свой бизнес. Обычно это касается купли-продажи комплектующих деталей, запчастей или сырья. Например, мебельная фабрика заказывает на сайте деревообрабатывающей компании материалы для производства столов, стульев и другой мебели. Продавец получает деньги, а покупатель — товар для изготовления своей продукции.
Именно в B2B вращается больше всего оборотных денежных средств.
Компания BigCommerce провела исследование и выяснила, что 60% денежных операций в B2B-сфере приходится на онлайн-платежи. Источник
B2C (business-to-consumer, бизнес для потребителя)
Компания (или индивидуальный предприниматель) продает товар потребителю с помощью интернет-площадки.
Когда девушка покупает платье на маркетплейсе и оплачивает покупку через сервис электронных платежей, она участвует в B2C-модели электронной коммерции.
На маркетплейсе Wildberries можно купить подходящий товар по выгодной цене
B2G (business-to-government, бизнес для государства)
Бизнес реализует свой продукт государственным органам и учреждениям. Например, когда IT-компания разрабатывает сайт для цифровизации госуслуг.
Обычно B2G работает через тендеры или аукционы: государственная структура создает заказ и публикует его на специальной платформе в интернете. Участники конкурса подают заявки и предлагают свою цену сделки. Заказчик выбирает победителя (по соотношению цена-качество) и заключает с ним договор.
С2С (consumer-to-consumer, потребитель для потребителя)
Торговля между потребителями-физическими лицами. Здесь люди продают и покупают товары и услуги на интернет-площадках (Авито, Юла и т. Как правило, продукция стоит недорого, но есть риск столкнуться с мошенниками.
G2C (government-to-citizens, государство для граждан)
Взаимодействие людей с государством через интернет: уплата налогов и штрафов, получение документов и т. Одна из таких площадок в России — сайт «Госуслуги».
Модель G2C не всегда связана с коммерческой деятельностью. Сюда входят и информационные сервисы, на которых можно узнать сведения о различных местах, мероприятиях, государственных учреждениях.
За последние несколько лет граждане России стали намного чаще заходить на сайт «Госуслуги», чтобы узнать нужную информацию и получить документы. Источник
C2B (consumer-to-business, потребитель для бизнеса)
Обычные люди предлагают бизнесу свои товары и услуги и сами устанавливают цену на них. Например, блогер рассказывает о товаре и даёт ссылку на магазин, тем самым помогая компании увеличить продажи.
Также по модели C2B работают электронные платформы для фрилансеров: исполнители создают контент для компаний, оказывают услуги по программированию, дизайну.
Биржа фриланса Freten позволяет бизнесу и физическим лицам сотрудничать на выгодных условиях
G2G (government-to-government, государство для государства)
Обмен информацией между органами власти. Чаще всего это связано с электронным документооборотом.
Такая деятельность упрощает работу государственных органов, делает ее более оперативной и эффективной.
B2P (business-to-partners, бизнес для партнеров)
Коммерческие отношения между компаниями из одной сферы бизнеса. К примеру, взаимодействие с партнерами, филиалами или поставщиками.
B2E (business-to-employee, бизнес для работников)
Это автоматизация управления бизнесом с помощью интернета. B2E-системы действуют внутри компаний, помогают организовывать работу сотрудников и вести коммерческую деятельность.
По сети анонсируют корпоративные мероприятия, запрашивают оборудование и решают другие вопросы компании.
B2B2С (business-to-business-to-customer, бизнес — бизнесу — потребителю)
Объединение B2B и B2С: компания продает товар конечному потребителю через посредника. При этом потребитель знает, кто является настоящим продавцом.
Например, рестораны и магазины могут продавать продукты и готовые блюда через специальные сервисы доставки.
Чтобы заказать еду, посетитель заходит на сайт Delivery club и уже здесь выбирает нужный ему ресторан
E2E (Exchange-to-Exchange, биржа для биржи)
Система работает в сервисах обмена валюты. Продавцы и покупатели могут получить доступ к разным электронным биржам из одной точки.
Как работает e-commerce
Допустим, человек хочет купить товар в интернете. Он заходит на сайт магазина и выбирает нужный продукт. В это время компьютер (или другое устройство) через браузер соединяется с сервером, на котором находится магазин. Когда на сервер приходит заявка, ее получает менеджер. По базе данных специалист проверяет, есть ли этот товар в наличии. Если нет — менеджер отправляет запрос производителю, выясняет срок поступления продукции на склад и сообщает об этом покупателю. При наличии товара заявка подтверждается.
Затем клиент оплачивает покупку с помощью карты. За обработку платежа отвечает банк или финансовая система. Если карта не заблокирована и на ней есть нужная сумма, перевод одобряется. В противном случае транзакция запрещается.
При одобрении платежа интернет-магазин уведомляет клиента об этом, а заказ уходит в обработку. Далее заявка поступает на склад, и оттуда товар отправляют покупателю. О движении заказа клиенту сообщают по SMS или электронной почте.
Если продукция электронная (например подписка на музыку), после оплаты к ней открывают онлайн-доступ.
Работа онлайн-магазина — это цепочка действий, в результате которых товар передается от продавца к покупателю с помощью интернета и доставки. Источник
Преимущества e-commerce
Экономия времени и денег. В электронной коммерции довольно низкий порог входа: бизнес можно быстро начать с минимальными финансовыми вложениями. Для работы в интернете не надо арендовать помещение или нанимать целый штат персонала. Многие задачи можно поручить компьютерным программам (обработка заявок, сбор информации, прием платежей и т.
Широкая целевая аудитория. Всемирной паутиной каждый день пользуются миллионы людей по всему миру. Правильно настроив рекламу, вы сможете легко найти клиентов, которые заинтересуются вашей продукцией.
Подробная аналитика. Google Analytics и Яндекс. Метрика собирают важные сведения об аудитории и объединяют их в наглядные отчеты. Откуда пришли клиенты (с рекламной площадки, из поисковика или иных каналов), какие товары они изучали, через какой браузер заходят в интернет — эта и другая информация позволяет сделать бизнес эффективнее. Например, можно посчитать стоимость привлечения клиента и понять, окупаются ли расходы на маркетинг.
Удобство для клиентов. В отличие от обычных розничных точек, онлайн-платформы работают круглосуточно: клиент в любой момент может зайти в интернет-магазин, посмотреть товары и оформить заказ прямо из дома.
Широкие возможности для развития. Сфера электронной коммерции с каждым годом расширяется, а люди привыкают к покупкам в интернете. Внедряются сервисы для торговли онлайн: системы электронных платежей, рассылок, CRM, SaaS и др. У бизнеса есть большой потенциал для развития и продвижения бренда.
Недостатки электронной коммерции
Проблемы с безопасностью. К сожалению, не все продавцы могут гарантировать надежную защиту личных данных клиентов. Мошенники нередко получают доступ к информации и используют ее для обмана людей.
Нельзя осмотреть товар при покупке. По фотографии нельзя понять качество товара. После доставки может оказаться, что одежда сшита неправильно, а на посуде есть царапины. Поэтому в электронной торговле важно максимально упростить процедуру возврата.
Высокая конкуренция. Почти во всех нишах бизнеса есть множество похожих онлайн-магазинов, а предприниматели соперничают за внимание каждого потребителя. Чтобы быть лучше конкурентов, надо вкладываться в маркетинг и продвижение в интернете.
Сложно завоевать доверие аудитории. Многие покупатели боятся мошенников и не доверяют онлайн-магазинам, особенно новым. Проблема решается, когда бренд становится известным, а о продукции появляются положительные отзывы.
Успех бизнеса напрямую зависит от качества доставки. Важно, чтобы клиенты получали свой заказ целым и в срок. Если у бизнеса плохо налажена доставка, курьеры нарушают целостность упаковки и опаздывают — покупатели остаются недовольными, а продажи падают.
В чем заключается суть e-commerce?
Техническая основа, на которой строится e-commerce, кажется даже проще, чем тот набор составляющих, без которых не может обойтись оффлайн-магазин. К техническому наполнению относится:
- сайт или интернет-магазин;
- база данных с товарами;
- система учета остатков запасов;
- CRM-система;
- система доставки товара покупателю и др.
Конечно, это сильно упрощенная модель, ведь каждую из этих категорий можно расписывать отдельно: однако самой важной составляющей из перечисленных будет являться хорошо работающий и грамотно построенный сервер, так как именно от него зависит скорость загрузки сайта.
Электронная коммерция, благодаря своему удобству и универсальности, реализуется во множестве ниш, в зависимости от ее целевой аудитории. Вот примеры ее успешной реализации:
- Онлайн-кинотеатры, подписки на музыку и книги. Позволяют легально наслаждаться плодами интеллектуального труда.
- Электронные доски объявлений. К ним относятся сайты типа Авито.
- Онлайн-сервисы оплаты государственных услуг. Своей популярностью обязаны экономии времени – больше не нужно стоять в очередях на оплату квартиры.
- Интернет-магазины и маркетплейсы. На них зиждется почти вся сфера e-commerce.
Какие существуют виды e-commerce?
Следующая классификация построена на разнице в целевой аудитории:
Как создать свой интернет-магазин?
Если вы собираетесь открыть интернет-магазин, стоит уделить большое количество времени его настройке – каждый его элемент от элегантной главной страницы до модуля оплаты должен быть максимально удобным для пользователя.
Едва покупатель заходит на ваш сайт, перед ним встает выбор – уйти или продолжить поиски. Если интерфейс и навигация домашней страницы не привлекают покупателей, да еще и долго грузятся, то шансов удержать покупателей становится все меньше и меньше. Однако несколько дополнений и вовремя проверенные настройки могут решить дело в вашу пользу:
- красивое оформление логотипа;
- высокая скорость загрузки сайта во всех браузерах и на всех устройствах;
- работающие ссылки на всех страницах;
- подборка самых популярных товаров;
- работающее поле поиска вверху вашего сайта;
- специальные предложения, рекламные акции, варианты бесплатной доставки;
- варианты выбора языка, если это необходимо.
О том, как увеличить конверсию интернет-магазина, подробно рассказали в одной из наших статей.
Лучшие платформы электронной коммерции
Сейчас, благодаря новой тенденции зерокодинга, начать заниматься онлайн-бизнесом может практически каждый. Зерокодинг означает то, что вам больше не нужны сложные навыки работы с кодом. Все программное обеспечение предоставляет сама платформа, на которой вы делаете онлайн-магазин.
Платформа Shopify – удобное решение для работы в сфере e-commerce, ведь на площадке можно успешно принимать оплаты со всего мира, причем практически без опыта создания сайтов. Для многих предпринимателей Шопифай действительно лучший способ начать свой путь в мире онлайн-бизнеса, так как в отличие от других конструкторов сайтов, он требует минимальных усилий и практически нулевых навыков создания веб-сайтов.
Также для его использования не нужны серьезные скиллы в программировании. Так как платформа была разработана для пользователей без продвинутых дизайнерских и технических навыков, она обладает максимально простой функциональностью.