Электронная торговля в Китае
Последнее обновление Ноя 15, 2021
В 2020 году Китай станет крупнейшим розничным рынком в мире, обогнав США. Он также имеет высокоразвитый рынок электронной коммерции, на долю которого приходится около четверти всей розничной торговли.
В этом руководстве мы рассмотрим некоторые ключевые статистические данные по электронной торговле на китайском рынке.
Размер китайского рынка электронной коммерции
Китай представляет собой крупнейший рынок электронной коммерции в мире, и он больше, чем следующие десять стран вместе взятых.
Способы оплаты, используемые онлайн-покупателями в Китае
Прямой дебет – самый популярный способ оплаты онлайн-покупок, при этом в 2020 году этот метод использовался для 68% транзакций.
Карточные платежи, основной способ оплаты в большинстве западных стран, составляют всего 6% покупок.
Китайские интернет-пользователи по возрасту
Статистика Statista показывает долю интернет-пользователей по возрасту.
Китайское «население» Интернета тяготеет к более молодым пользователям: люди старше 55 лет составляют гораздо меньшую долю пользователей Интернета, чем другие рынки.
Ведущие сайты электронной коммерции в Китае
По данным eMarketer, на китайском рынке электронной коммерции доминирует Alibaba, доля которого в 2019 году составила 59,9%.
11 / День холостяков
Событие 11-го Дня холостяков в 2019 году стало крупнейшим торговым событием за всю историю.
- Продажи Alibaba за 24 часа составили 38,4 миллиарда долларов.
- Потребовалось всего 68 секунд, чтобы продажи достигли отметки в 1 миллиард долларов, а продажи достигли 12 миллиардов долларов в течение часа.
- Цифра в 38,4 миллиарда фунтов стерлингов представляет собой увеличение на 26% по сравнению с 2018 годом. Для контекста, это также половина выручки Amazon в третьем квартале 2019 года (70 миллиардов долларов).
Прямая трансляция в Китае
Прямая трансляция популярна во всем мире для спорта, игр и развлечений, но она становится ключевым каналом электронной коммерции в Китае с использованием таких платформ, как TikTok и Taobao.
Он работает во многом аналогично каналам телеторговли, таким как QVC, и ожидалось, что в 2019 году рынок будет стоить 63 миллиарда долларов.
По оценкам Coresight Research, на прямые трансляции приходилось почти 9% от общего объема продаж электронной коммерции в Китае в 2019 году.
ИсторияПравить
Один из кампусов Huawei в Шэньчжэне
СтруктураПравить
Ведущую роль в электронной торговле играют маркетплейсы и другие интернет-магазины. Крупнейшими платформами электронной коммерции Китая являются Tmall, Taobao и AliExpress, принадлежащие гиганту Alibaba Group, а также сайты JD. com, Pinduoduo и Ule. Крупнейшие сайты по торговле бытовой техникой и электроникой принадлежат компаниям Suning. com, GOME и Play-Asia.
ТелекоммуникацииПравить
Tianfu Software Park в Чэнду
В Китае имеется несколько центров индустрии программного обеспечения. Крупнейшие парки программного обеспечения созданы в городах Пекин (Zhongguancun Software Park и Beijing Software Industry Base), Чэнду (Tianfu Software Park), Далянь (Dalian Software Park), Гуанчжоу (Tianhe Software Park), Ханчжоу (Hangzhou High Technology Software Park), Шанхай (Zhangjiang Hi-Tech Park), Сиань (Xi’an Software Park), Гонконг (Hong Kong Cyberport, Hong Kong Science Park и Hong Kong — Shenzhen Innovation and Technology Park), Ухань (Optical Valley Software Park), Сучжоу (Suzhou Software Technology Park), Нанкин (Nanjing Software Park), Шэньчжэнь (Shenzhen Software Park), Тяньцзинь (Tianjin Binghai Service Outsourcing Base) и Цзинань (Qilu Software Park).
Интернет вещейПравить
Знак цифрового юаня в Шэньчжэне
Платёжные системыПравить
Баннеры UnionPay и WeChat Pay в метро Шэньчжэня
Платёжные системы, доступные в Гонконге
В 2015 году Китай запустил трансграничную платёжную систему межбанковских платежей CIPS (Cross-Border Inter-Bank Payments System), которая является альтернативой системы SWIFT. Участниками этой системы являются ведущие банки Китая.
Поисковые системыПравить
Среди крупнейших китайских поисковых систем лидирует Baidu Search, за ней следуют Sogou (совместная система от Sohu и Tencent), Shenma (совместная система от Alibaba Group и UCWeb), Haosou (система от Qihoo 360) и Google China (система от Google); небольшие доли рынка занимают Youdao (система от NetEase) и Bing (система от Microsoft).
Социальные сети и мессенджерыПравить
WeChat — одна из самых популярных соцсетей Китая
Новостные ресурсыПравить
Крупнейшими китайскими стриминговыми платформами и видеохостингами являются Tencent Video (входит в состав Tencent), iQIYI (входит в состав Baidu), Youku (входит в состав Alibaba Group), Douyin, Bilibili, DouYu, Huya Live, PPS. tv, а также Panda TV и Zhanqi TV (живой стриминг видеоигр).
Космические услугиПравить
Другими крупными компаниями были (в алфавитном порядке) Baidu, BBK Electronics, ByteDance, Ele. me, IFlytek, Meituan, NetEase, Sina Corp, TP-Link, ZTE.
Как построить стратегию продвижения
Несмотря на кажущуюся простоту и легкость, для завоевания рынка Поднебесной нужна серьезная подготовка. Из-за огромной разницы в менталитетах придется не просто пересмотреть наработанные стратегии развития бизнеса, а создавать новые. Ведь маркетинг на китайском рынке имеет много особенностей.
Сформировать новые предпочтения у китайцев очень трудно — проще их угадать. Точнее, изучить. Нужно помнить, что китайцы свято чтут свои традиции и обычаи. Поэтому важно внимательно относиться к этому и грамотно использовать.
В Китае существует понятие guanxi (гуаньси, 关系) — это что-то типа «кумовства» или нетворкинга. Если получится заручиться благосклонностью влиятельной аудитории, развитие бизнеса в Поднебесной пойдет намного быстрее и эффективнее.
Среднестатистический китайский потребитель:
- активно использует смартфон и соцсети;
- предпочитает покупки онлайн через приложения;
- охотно покупает новое, интересуется европейскими товарами;
- прислушивается к мнению близких людей и коллег.
Не стоит предлагать китайскому рынку продукт под соусом эксклюзивности — здесь позиционирование «люкс» и «товар для избранных» не сработает. Китайцы любят быть в тренде, поэтому покупают то, что и большинство. Если товар станет известным, покупать его начнут все.
Интересный факт: китайцам чуждо понятие скидки в процентах. Они используют иероглиф 折 — кусок. Прочитав на ценнике 7折 китайский покупатель поймет, что нужно заплатить 7 кусков из десяти. Это означает привычные нам 30% скидки.
Выйти на рынок Поднебесной — еще не значит его покорить. Многие западные компании совершают ошибку, которая не дает достичь желаемых показателей в запланированный срок — используют привычную стратегию, принесшую успех на других рынках. К китайским потребителям нужен особый подход — только так есть шанс завоевать их благосклонность.
В этом убедилась компания BMW, которая перед выходом на рынок Поднебесной в 1994 году провела тщательную подготовку. По результатам опроса главными мотивами покупки автомобиля в то время были внушение доверия бизнес-партнерам и демонстрация своего социального статуса. Из-за этого в Китае плохо продавались недорогие и б/у машины, зато пользовались спросом новые длинные автомобили. Эксклюзивно для китайских покупателей BMW удлинил свою 5 Series на 13,3 см. Мелочь? Но не для жителей Китая, которые сразу почувствовали себя статуснее с приобретением новой машины.
Игнорирование же особенностей, привычек и жизненного уклада китайцев приведет к провалу. Как это случилось с американской сетью строительных магазинов The Home Depot.
Китайцы не любят делать ремонты и мастерить что-то своими руками — быстрее и дешевле будет нанять других. Это поздно осознали в сети строительных магазинов The Home Depot. В 2012 году компании пришлось закрыть своих семь китайских магазинов, потеряв более $150 млн инвестиций.
Иногда западные компании забывают, что у китайцев совершенно иной жизненный уклад, непохожая кухня и другие вкусовые предпочтения.
Пример — провал на рынке Dunkin’ Donuts, американской сети кофеен с пончиками. В компании не учли, что китайцы практически не пьют кофе и не знают ничего о пончиках.
Помните о необходимости языковой локализации. В Китае нечасто встретишь местного жителя, говорящего на английском. Поэтому без перевода сайта или приложения на китайском рынке делать нечего. Это касается не только языка, но и адаптации дизайна. Жители Поднебесной привыкли видеть всю информацию на одном экране — они не поймут пустые места на странице сайта. Чтобы заполучить доверие китайских потребителей, сделайте свой продукт понятным и близким для них.
Китайский сайт TaoBao
Чтобы преодолеть языковой барьер при общении с клиентами в чатах и мессенджерах привлеките носителя языка. Не соотечественника, изучающего китайский, а именно носителя.
Придется забыть все, что вы знали об европейском маркетинге — все привычные инструменты продвижения в Китае вряд ли сработают.
Среди поисковиков популярны Baidu, Shenma, Sogou, Haosou. На долю Baidu приходится около 3,5 млрд запросов в год, что делает его третьим по популярности в мире.
Популярный китайский поисковик Baidu
Но делать ставку только на поисковую рекламу не стоит — в Китае основными каналами продвижения являются местные соцсети и маркетплейсы.
Оплата с помощью QR-кода через WeChat Фото из интернета
Если размещаете на сайте видеоролики, то залейте их на Youku или Tudou — китайские видеохостинги, поскольку полноценная версия YouTube в Китае недоступна.
Эффективный способ продвижения на рынке Поднебесной являются местные блогеры и лидеры мнений.
Королева онлайн продаж — китайская блогерка Viya (Хуан Вэй) с аудиторией 80 млн подписчиков на Taobao Live. Её объемы и скорость продаж поражают: во время одного из стримов она продала 430 тыс. кг риса всего за 1 минуту, а 814 домов за 20 минут. Известные мировые бренды уже выстроились в очередь на сотрудничество с Viya. Среди них Procter & Gamble и множество бьюти-брендов. И не зря — например, в 2020 году часовой тест-драйв Tesla посмотрели в прямом эфире около 4 млн китайских потребителей.
Viya, популярная китайская блогерка Фото из интернета
Но не совершайте ошибку многих, используя в продвижении известных китайских звезд, таких как Джеки Чан. До вас это сделали сотни раз, и потребители уже не обратят внимание на подобный контент.
Джеки Чан в наружной рекламе Фото из интернета
Помните о жесткой регламентации рекламного бизнеса. Есть ряд ограничений, описанных в законе «О рекламе»:
Когда лучше это сделать
Пока вы сомневаетесь и взвешиваете все за и против, ваши конкуренты уже завоевывают китайскую аудиторию. Не упустите свой шанс как британская торговая сеть Tesco.
В 2006 Tesco открыла в Китае более 10 торговых центров и планировала продолжить масштабирование теми же темпами. Но через несколько лет появились первые убытки. Причиной провала считают слишком поздний старт по сравнению с конкурентами: сеть Carrefour зашла на китайский рынок в 1995 году, Walmart — в 1996, а Auchan — в 1999 году. Поэтому для Tesco свободного местечка уже просто не осталось.
Поэтому не затягивайте с принятием решения — сейчас лучшее время для завоевания китайской аудитории.
E-commerce
На фоне всего информационного потока, связанного с фактической отменой авиасообщения с Европой, пришла и ровно противоположная новость — с 14 марта Китай снова начнёт принимать рейсы из России. Однако, к сожалению, прилететь на них в КНР россияне не смогут — китайцы всё ещё не оформляют иностранцам ни одну из категорий виз. Граница между двумя странами почти наверняка будет оставаться на замке до конца 2022 года, но есть обоснованные надежды на то, что полноценные пассажирские перевозки между двумя странами начнут восстанавливаться уже в начале 2023 года.
Тем не менее, это не означает, что предприниматели из нашей страны не смогут в полной мере вести бизнес с Китаем ещё целый год. Причём это касается даже тех компаний, которые раньше не имели опыта работы с Китаем. Ещё до пандемии китайские власти и технологические корпорации сумели создать систему, которая позволяет иностранным предприятиям «удалённо» вести прибыльную торговлю в КНР.
Основной частью этой системы можно назвать чрезвычайно развитую в Китаю сферу интернет-торговли. Согласно статистике, китайский рынок электронной коммерции является крупнейшим в мире (объём продаж в нём находится на уровне 2 трлн $), на него приходится до половины от всей розничной торговли Поднебесной. У китайских покупателей практически не осталось никаких предрассудков касательно надёжности онлайн-шоппинга — в интернет-магазинах они делают заказы на товары из самых разных продуктовых категорий.
Правда, в обычных условиях для того чтобы иностранная компания могла использовать этот канал продаж, по законодательству КНР ей необходимо зарегистрировать юридическое лицо на территории Китая, а также открыть счёт в китайском банке. Также работа интернет-магазина требует расходов на создание инфраструктуры внутри страны — офис, сотрудники, склад и т. Всё это требует немалых финансовых затрат и усилий даже в обычное время, а в период пандемии и экономической нестабильности это подчас становится довольно трудным для выполнения квестом.
Cross-border
Однако избежать эти сложности всё-таки можно. Это возможно при ведении торговли по схеме cross-border. Она предполагает два варианта отправки продуктов клиентам, заказавшим их на торговой площадке:
- В первом случае продукция экспортёра доставляется на склад маркетплейса, находящийся за пределами Китая, или в бондовой зоне на территории КНР. Далее, как только пользователь маркетплейса делает заказ на единицу товара на складе, начинается процесс таможенной очистки товара, упаковки и отправки клиенту с помощью курьерской службы.
- Во втором случае бондовые склады не задействуются, и доставка конкретного заказанного продукта клиенту осуществляется напрямую со склада в стране происхождения товара.
Первый вариант по ряду причин выглядит более привлекательным. Прежде всего потому, что китайские маркетплейсы уже давно приучили своих пользователей к чрезвычайно быстрой доставке товаров — обычно до 3 дней — такие сроки почти невозможны при отправке не из одной из частей России. Более же долгое ожидание оплаченного продукта может негативно повлиять на потребительский опыт клиентов и соответственно на восприятие бренда.
Кроме того, стоит помнить, что при использовании второго варианта заниматься таможенными вопросами экспортёру придётся самостоятельно с помощью сторонней импортной компаниии-посредника из КНР.
В любом случае использование cross-border фактически избавляет иностранные компании от необходимости юридического присутствия предприятия в Китае — это является большим плюсом для брендов, которые только-только начинают торговать в китайском интернете и ещё не имеют точного представления о спросе на свои продукты. Таким образом, им не нужно открывать компанию и банковский счёт в КНР и тратить средства на самостоятельную настройку инфраструктуры. Всю же операционную деятельность магазина могут взять так называемые партнёры маркетплейса.
Кроме того, работа через cross-border позволяет компаниям быть более гибкими, если они продают свои продукты сразу на нескольких азиатских рынках — таможенная очистка каждой купленной единицы продукта происходит только после того, как пользователь маркетплейса оставляет заказ на сайте, а это значит, что предпринимателям не нужно предварительно разделять экспортируемые партии по стране продажи. Это поможет избежать ситуации, когда один и тот же товар реэкспортируются в другую страну и его себестоимость увеличивается из-за повторной уплаты таможенных пошлин.
«Умный склад» компании Cainiao, партнёра маркетплейса Tmall
На сегодняшний день почти каждый крупный китайский маркетплейс имеет отдельный cross-border раздел в своём мобильном приложении (самым известным из них является Tmall — недавно мы опубликовали два материала о способах продвижения на этой платформе Alibaba Group). Есть в Китае и популярные онлайн-платформы (например, Kaola), ориентированные исключительно на трансграничную торговлю.
Китайские покупатели доверяют местным системам проверки качества импортных товаров, поэтому делают заказы на товары через cross-border без лишней настороженности.
Бурному росту cross-border в Китае способствует активная поддержка этого направления со стороны властей Китая. О важности развития такой формы торговли в прошлому году высказывался даже глава Китая Си Цзиньпин. Частично благодаря и этому в последние пять лет объём трансграничной электронной торговли в Китае увеличился в 10 раз. Так, с 2015 года в стране создаются многочисленные Пилотные зоны трансграничной электронной торговли, ориентированные на максимальное облегчение такой формы коммерции. Сейчас в Китае функционируют 132 подобные зоны.
Зоны свободной торговли
Еще одной частью системы, которая облегчает «дистанционное» ведение бизнеса в Китае являются бондовые зоны, также известные как зоны свободной торговли. Они начали постепенно появляться в разных провинциях Китая с 2013 года. Именно на территории этих зон и находятся склады, на которых могут храниться товары до их таможенной очистки.
Также в случае, если западная компания всё же видит необходимость в открытии предприятия на территории Китая, это удобно сделать именно в бондовой зоне. Компании, зарегистрированные в них, могут получать налоговые и таможенные льготы. Кроме того, иностранным предприятиям даже разрешено вести производство в рамках зон свободной торговли.
На сегодняшний день в Поднебесной насчитывается 21 бондовая зона — бóльшая их часть сосредоточена в прибрежных районах Китая, а также в центральных и юго-западных провинциях страны. Но в 2019 году одна из таких зон появилась и на границе между Россией и КНР — в северо-восточной провинции Хэйлунцзян. И, по всей видимости, в ближайшие годы значение этой бондовой зоны для нашей страны будет стремительно повышаться.
Въезд в самую северную зону свободной торговли Китая в провинции Хэйлунцзян
Логистика
Не так давно перевозки через сухопутную границу между двумя странами пользовались популярностью в большей степени либо у крупных экспортёров минеральных ресурсов, либо у мелких китайских челночников, закупающихся русскими продуктами в приграничных городах России. Предприятия же из европейской части России в основном предпочитали отправлять свою продукцию в Китай морскими путями.
Однако коронакризис значительно изменил сложившийся порядок вещей. Радикальное повышение стоимости перевозки контейнеров морём и строгие санитарные проверки в портах заставили российских бизнесменов и логистов искать альтернативные способы доставки продуктов в Китай. Главным из них стала транспортировка товаров по железнодорожным дорогам до северных границ Китая. Ранее такой маршрут часто игнорировался экспортёрами из-за ряда серьёзных недостатков железнодорожных перевозок. Однако обстоятельства заставили изменить отношение к этому виду транспорта. В будущем в условиях санкций и нестабильности морских путей привлекательность такого способа транспортировки в Китай товаров может только увеличиться, т. при отправлении товара грузовыми поездами минимизируется влияние третьих стран и внешних обстоятельств на ход поставки.
К слову, также возможны и автомобильные перевозки грузов. Так что ещё одним преимуществом торговли с Китаем можно смело назвать многообразие способов транспортировки.
Проведение финансовых операций
Что же касается перемещения выручки от продажи товаров в обратную сторону, то здесь законное беспокойство вызывает влияние на бизнес отключение России от системы SWIFT и прекращение работы карт платёжных систем Visa и Masterсard российских банков за рубежом.
Даже осуществление самого худшего прогноза, предполагающего отключение всей банковской системы, по всей видимости, не нанесёт столь серьёзного удара по российско-китайским торговым отношениям. Дело в том, что на восточном направлении у SWIFT существуют альтернативы. Во-первых, это отечественная Система передачи финансовых сообщений (СПФС), с которой работает Банк Китая, а, во-вторых, китайская Система трансграничных межбанковских платежей (CIPS) — к ней уже подключено более двух десятков банков из России.
Что же касается прекращения работы в России платёжных систем Visa и Masterсard, мы можем с высокой долей уверенности говорить, что китайский UnionPay не последует примеру западных конкурентов и продолжит сотрудничать с нашей страной. В то же время со временем всё больше российских банков будут предлагать своих клиентам оформить кобейджинговые карты Мир-UnionPay.
Тем не менее стоит помнить опыт первой волны санкций 2014 года, после которой многие китайские банки, боясь санкций со стороны западных стран, с немалыми перебоями работали с российскими компаниями, хотя публичной отмашки со стороны властей Китая на это никогда не поступало. К сожалению, следует ожидать продолжения и, скорее всего, даже усиления этого тренда.
Таможенные пошлины
В целом, Китай, несмотря на заявления о желании уйти от зависимости от экспортной продукции, проводит довольно лояльную политику в сфере таможенных пошлин. По большинству продуктовых категорий импортные тарифы нельзя назвать очень высокими и, кроме того, Китай регулярно снижает пошлины на широкий спектр иностранной продукции. Так, в 2020 году были уменьшены пошлины на 850 категорий товаров, а в этом году — на 954. Среди них:
- широкий перечень видов замороженной рыбы, некоторых ракообразных и моллюсков
- молочная сыворотка и сыры
- молочные смеси и детское питание
- орехи
- сушёная клюква
- апельсиновый сок
- ряд алкогольных напитков
- декстрины и модифицированные крахмалы, продукция корма для животных, протеин в порошке, продукты растительного происхождения для животных
- широкий перечень минералов
- фармацевтическая продукция
- пластмасса, каучук и изделия из них
- эфирные масла
- большое количество металлов и металлических изделий
- широкий перечень видов древесины и изделий из неё
- и многие другие категории товаров (с полным и подробным списком можно ознакомиться по ссылке — документ на китайском языке)
Эффект первого порядка
По мере того, как Китай вступает в пятый месяц подтвержденных случаев нового коронавируса, данные постепенно начинают давать более детальную картину корректировок, вносимых китайскими потребителями. Данные WPIC (консалтинговая компания, которая помогает мировым брендам с их веб-присутствием в Китае) показывают, что закупки, связанные с активным отдыхом на свежем воздухе, значительно сократились — на 40-50%.
По данным онлайн-гипермаркета Tmall покупки спортивной обуви (оранжевый) и походного снаряжения (зеленый) упали. Изображение предоставлено TechNode
Сокращение потребления может быть искажено усилиями китайского правительства по стимулированию физической активности до эпидемии, но реальность почти повсеместного сокращения времени, проводимого на открытом воздухе, заметна, и, несомненно, будет сохраняться до тех пор, пока граждане Китая не вернутся к нормальной жизни. Аналогичный тренд следует ожидать и в России, например, сеть магазинов спортивных товаров «Спортмастер» временно закрыла 314 своих магазинов в России до 1 мая.
Классический офлайн ритейл еще больше пострадал от изменений в поведении потребителей и их осторожности в отношении коронавируса. До недавнего времени правительство поощряло людей оставаться дома и избегать повседневного общения. Это означает, что уменьшается объем пешеходного трафика, от которого зависят обычные магазины. Для сектора экономики, уже находящегося под давлением сдвига парадигмы в сторону онлайн-покупок, воздействие COVID-19 может нанести сокрушительный удар. Это не значит, что потребители вообще воздержались от покупок — это далеко не так. Некоторые повседневные продукты на платформах электронной коммерции даже демонстрируют скромный рост по сравнению с прошлым годом (данные WPIC). Набор покупок, надо сказать весьма интересный.
Продажи товаров повседневого спроса на Tmall. Машинки для стрижки волос (оранженый), пижамы (зеленый), венчики для взбивания яиц (синим) Изображение предоставлено TechNode
Почему? Потому что многие потребители начали агрессивно покупать в Интернете товары, которые могли бы купить в офлайн магазинах, если бы не вспышка болезни. Китайская компания Meicai (платформа электронной торговли свежими продуктами питания), объявила, что примет на работу дополнительно 6000 водителей и 4000 сортировщиков продуктов питания из 40 городов по всему Китаю, чтобы справиться с повышением потребительского спроса.
Растут продажи медицинских товаров, таких как защитные маски, лекарства, продаваемые без рецепта, и все, что помогает в борьбе с коронавирусом. Также видно, что более широкие категории продуктов «здоровье» и «питание» продаются исключительно хорошо. Например, витамины и нутрицевтики в онлайн-поиске и продажах увеличились в три раза.
Таким образом, китайские потребители, откладывая покупку новой пары кроссовок, покупают все, что, приведет к повышению шансов на поддержание хорошего здоровья и предотвращение распространения вируса.
Аналогичный всплеск активности в Интернете наблюдается и в сфере продаж продуктов питания и свежих продуктов. Еженедельное количество онлайн-поисков свежих продуктов на Baidu за первые два месяца 2020 года выросло с 273% до 2800% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (данные предоставлены Discripto, инструментом данных WPIC).
Пик продаж продуктов питания и поисковых запросов. Увеличение покупок лапши быстрого приготовления (оранжевым), увеличение числа поисковых запросов в Baidu по свежим продуктам Изображение предоставлено TechNode
Заказы свежих продуктов промышленных масштабов (кулинарные ингредиенты и специальные ингредиенты для ресторанов) полностью прекратились на платформах электронной коммерции, но индивидуальные и семейные заказы свежих продуктов возросли. Это говорит о том, что все больше и больше потребителей обращаются к электронной коммерции в качестве средства для пополнения своих холодильников. И поскольку угроза распространения эпидемии постепенно уменьшается, возникает закономерный вопрос, вернутся ли потребители к своим старым привычкам, испытав относительную легкость и удобство покупок в Интернете?Например, данные WPIC показывают, что продажи лапши быстрого приготовления выросли на 71-520% г/г (в зависимости от недели). Кроме того, значительно увеличились загрузки приложений по продаже свежих продуктов, таких как Hema Fresh, Dingdong Produce, JD Home и другие, выросли в App Store (в некоторых случаях попадая в пятерку лидеров). Например, сервис Meicai. com, в начале года был занимал 120-140-е место, а сейчас в разгар эпидемии вышел 4-е место в рейтинге.
Автоиндустрия в Китае является еще одним сектором, сталкивающимся с серьезными сбоями из-за воздействия Covid-19. Помимо того, что цепочка поставок сектора особенно уязвима для вируса, китайские потребители также сократили покупки автомобилей в автосалонах. Первоначально это могло быть связано с правительственными ограничениями на мобильность и поездки, что означало отсутствие клиентов в торговых центрах и автосалонах. Однако сейчас, по данным RIWI (опросы на основе ИИ), те же клиенты ведут себя гораздо более консервативно и не тратят деньги в ситуации экономической неопределенности, которая возникла из-за коронавируса. Те, кто думал о том, чтобы зайти в дилерский центр и купить автомобиль, теперь передумали.
В конце концов, покупки автомобилей вернутся, но что означает эта неспособность получить доступ к дилеру в долгосрочной перспективе? Как минимум, это дает возможность совершать интернет-покупку автомобиля. Tesla уже давно продает свои электромобили через сайт, доставляя их клиентам прямо к подъезду. И по мере того, как у молодого поколения (миллениалы и поколение-Z) растет экономическая мощь, именно они становятся теми самыми потребителями, которым будет удобнее покупать свои машины через Интернет (в отличие от их родителей, бабушек и дедушек).
Следует отметить, что повышенная склонность к онлайн-шопингу наблюдается не только благодаря Covid-19. Частично росту проникновения электронной коммерции в китайских городах также способствуют: рост числа среднего класса, имеющего более широкий доступ к онлайн ритейлерам; быстрое продвижение и внедрение мобильного шопинга; и китайские ритейлеры, инвестирующие большие средства в омниканальность. Все эти факторы привели к новой реальности, в которой розничный онлайн-рынок занимает 25% от общего объема розничных продаж в Китае. Эти факторы сыграли свою роль задолго до того, как в Ухане был диагностирован первый случай нового коронавируса.
Тем не менее, ситуация в провинции Хубэй и по всей КНР, похоже, вызвала ускорение движения к онлайн продажам. Вспышка эпидемии вполне могла побудить кого-то, кто раньше посещал местный магазин витаминов, автомобилей и продуктов, обращаться к онлайн-ресурсам. И если опыт электронной коммерции оказался удачным, то ничто не мешает этому человеку продолжать использовать интернет-технологии для приобретения этих товаров еще раз в будущем, особенно когда китайские платформы вкладывают значительные средства в создание положительного опыта покупок в Интернете, предназначенного для удержания пользователей.