Что такое маркетплейсы и какова их роль на рынке Казахстана
Электронная торговля все шире применяется в Казахстане. Все большую долю товаров казахстанцы предпочитают покупать онлайн. В этом им помогают электронные торговые площадки –маркетплейсы.
Маркетплейсы – самая популярная бизнес-модель в е-commerce. Сам маркетплейс ничего не производит и не является собственником товара. Но он предоставляет владельцам товаров – производителям, дистрибьютерам, продавцам – всю необходимую для онлайн-торговли инфрастуктуру:
- сайт для заказа товаров покупателями;
- рекламу;
- систему приема оплаты;
- склады временного хранения;
- сеть пунктов выдачи;
- систему доставки и т.д.
На сегодняшний день крупнейшими маркетплейсами в мире являются:
- Alibaba;
- JD.com;
- Amazon;
- Pinduoduo.
По данным 2020 г. 86% казахстанцев подключено к интернету, а также зарегистрировано 24,3 млн пользователей мобильной связи (т. у многих казахстанцев не один мобильный номер).
Основными категориями, наиболее популярными среди казахстанцев в сфере e-commerce, являются (в %):
Как видим, покупка на маркетплейсах занимает основную долю в структуре онлайн-покупок казахстанцев. При этом наибольшей популярностью среди наших граждан пользуются такие маркетплейсы, как:
- Kaspi;
- Lamoda;
- Aliexpress;
- Wildberries;
- Ozon.
При этом, до настоящего момента электронная торговля в Казахстане проходила вне государственного регулирования и не облагалась какими-либо специальными налогами. маркетплейсы, торгуя на казахстанском рынке и получая платежи от казахстанских покупателей не платили в бюджет страны никаких налогов. Между тем так называемый «цифровой налог» успешно применяется к сфере e-commerce в 130 странах мира. Наконец решение о введении такого налога с 2022 г. принял и Казахстан.
Для целей налогообложения, подпунктом 65) статьи 1 Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — Налоговый кодекс) определено понятие электронная торговля товарами.
Электронная торговля товарами – это предпринимательская деятельность по реализации товаров физическим лицам, осуществляемая посредством информационных технологий через интернет-магазин и (или) интернет-площадку при одновременном соблюдении следующих условий:
— оформление сделок по реализации товаров осуществляется в электронной форме;
— оплата за товары производится безналичным платежом;
— наличие собственной службы доставки товаров покупателю (получателю), либо наличие договоров с лицами, осуществляющими услуги по перевозке грузов, курьерскую и (или) почтовую деятельность.
Также подпунктами 29) и 30) статьи 1 Налогового кодекса даны понятия интернет-площадка и интернет-магазин.
Согласно подпункту 10) пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса налогоплательщики, осуществляющие деятельность в сфере электронной торговли товарами подлежат постановке на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности.
При этом постановка на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности – электронная торговля товарами, производится на основании уведомления о начале или прекращении деятельности в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, в порядке, определяемом Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях», в соответствии со вторым абзацем пункта 4 статьи 88 Налогового кодекса (Уведомление размещено на данном сайте, вкладка «Электронная торговля»).
Данное уведомление, представляется в налоговый орган не позднее трех рабочих дней до начала осуществления отдельного вида деятельности.
Направление Уведомления должно осуществляться в Управление государственных доходов по месту нахождения индивидуального предпринимателя либо юридического лица на бумажном носителе либо через Государственную базу данных «Е-Лицензирование» (далее – ГБД ЕЛ).
Кроме того, статьями 89 и 90 Налогового кодекса установлен порядок изменения и дополнения регистрационных данных налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, а также его снятие с регистрационного учета.
Комитет в течение следующего рабочего дня будет размещать список налогоплательщиков (НП) на интернет-ресурсе Комитета (вкладка Электронная торговля).
Департамент государственных доходов по городу Астана
Что такое цифровой налог и как он будет взиматься?
Новый цифровой налог будет введен в Казахстане с 01. 2022 г. В Налоговый Кодекс РК официально введен раздел 25, включающий в себя ст. 777-780, и регулирующий налогообложение иностранных компаний при осуществлении электронной торговли товарами, оказании услуг в электронной форме физическим лицам (закон РК №382-VI от 10. 2020 г. ) Уплачиваться он будет иностранными компаниями при реализации товаров, услуг через электронные сервисы, интернет-сайты.
В НК РК также закрепляется расшифровка основных используемых понятий, таких как:
- иностранная компания — юрлицо-нерезидент или иная форма иностранной организации предпринимательской деятельности без образования юрлица;
- интернет-площадка — информационная система, размещенная в Интернете, для организации электронной торговли товарами;
- электронная торговля товарами — предпринимательская деятельность по реализации товаров физлицам, осуществляемая через интернет-площадку;
- услуги в электронной форме — услуги, оказываемые физлицам, через сеть телекоммуникаций и Интернет.
Таким образом, с 01. 2022 г. иностранные интернет-компании (в т. маркетплейсы), действующие в Казахстане без образования юридического лица, приобретут налоговое обязательство по уплате НДС по ставке 12%. Уплачивать налог они должны будут при осуществлении ими электронной торговли товарами или оказании услуг в электронной форме физическим лицам – покупателям.
Однако, возникает вопрос, как же заставить иностранные компании платить налог, тем более, если у них нет представительства в Казахстане? Законодатели предусмотрели этот момент.
Во-первых, вводится процедура условной регистрации в качестве плательщика НДС. Иностранным компаниям потребуется только направить в КГД МФ РК письмо-подтверждение по почте на бумажном носителе и этого будет достаточно для прохождения регистрации в качестве плательщика НДС в Казахстане.
Письмо-подтверждение должно содержать:
- полное наименование иностранной компании;
- зарубежный номер государственной регистрации (или его аналог);
- зарубежный номер налоговой регистрации (или его аналог) при наличии;
- банковские реквизиты, с которых будет производиться уплата НДС;
- зарубежные почтовые реквизиты (официальный электронный адрес, адрес места нахождения).
Во-вторых, НК РК четко определяет условия, когда могут возникнуть налоговые обязательства у иностранных компаний по уплате цифрового налога.
НДС будет исчисляться при продаже товаров и услуг физлицам онлайн если выполняется одно из следующих условий:
- местом жительства покупателя является РК;
- местом нахождения банка, в котором открыт банковский счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денег, через которого покупателем осуществляется оплата услуг, является территория РК;
- сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в РК;
- международный код страны телефонного номера (в том числе мобильного), используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен РК.
В-третьих, такие компании освобождены от выписки ЭСФ и сдачи налоговой отчетности в казахстанские налоговые органы. Также не обязательно иметь расчетный счет в казахстанском банке -оплату налога можно производить со своих расчетных банковских счетов за рубежом.
Таким образом, встать на учет по НДС в Казахстане иностранная компания будет обязана, если казахстанский покупатель, имеющий мобильный телефон и банковскую карту, зарегистрированные в Казахстане, решит совершить онлайн-покупку на маркетплейсе (например, на Aliexpress или на Wildberries). В этом случае покупка становится объектом налогообложения, а продавец становится условным плательщиком НДС.
Зачем нам закон об электронной коммерции?
Ключевых моментов в законопроекте два – налоговые льготы и электронная счет-фактура. Первоочередная задача – введение электронных счетов-фактур для организаций, продающих услуги и товары через Сеть, ввиду того что текущие бухгалтерские требования сильно усложняют бизнес-процессы: после продажи товаров или предоставления услуг через Интернет существует необходимость физического подписания счетов-фактур и прочих сопутствующих документов. Для сравнения: в России уже полтора года действует подобный закон, хотя и не в полную силу, и объем онлайн-торговли в более чем 70 раз превышает казахстанский ($0,2 и 17,3 млрд соответственно).
Второй задачей внесенного законопроекта является послабление налогового режима для электронных коммерсантов. Такие льготы в том или ином виде есть во многих странах. В 1997 году в США еще при Клинтоне был принят закон «О свободе Интернета от налогообложения» (Internet Tax Freedom Act, или ITFA). Запрет на обложение федеральными налогами продлевался дважды, и текущий запрет истекает в 2014 году. Благодаря налоговым преференциям за последние годы интернет-экономика США росла, в разы опережая офлайн, причем даже в кризисные годы. Мы предлагаем отменить НДС на три года для магазина, в случае если покупка прошла через e-commerce. Это решение подтолкнет наших бизнесменов к электронному бизнесу в целом, а вывод из нала части оборота благоприятно скажется на его чистоте. Из майского отчета USAID: 15%-ное увеличение использования электронных платежей приводит к 7%-ному сокращению объема теневой экономики. Сегодня объем электронной коммерции в Казахстане составляет 0,45% от общего рынка ретейла, тогда как в России данный показатель уже превысил 4%. Соответственно, введение налоговых преференций для электронных коммерсантов несильно отразится на поступлениях в бюджет, но в итоге рынок станет более конкурентным, в том числе и благодаря увеличению его привлекательности для бизнеса из стран Таможенного союза.
На снижение НДС удалось уговорить всю рабочую группу по созданию законопроекта в нашем правительстве. Всех, кроме Министерства финансов. Как альтернативу предлагаем им вариант замены «отмены НДС» на право включения интернет-магазинов в Парк информационных технологий (ПИТ), без обязательного физического нахождения в ПИТе, что даст онлайн-бизнесу освобождение от социального (11% от ФЗП) и корпоративного (20% от прибыли) налогов. Мы гибкие – готовы к переговорам.
В целом все еще существует масса преград на пути развития электронной коммерции в Казахстане. Например, недоступность по умолчанию интернет-транзакций для пользователей большинства банковских карт (на 16 млн населения 10 млн карт, из которых более 8 млн закрыто для интернет-транзакций), которые необходимо активировать путем визита в банк. Банки якобы боятся взрыва мошеннических транзакций. Ерунда. Processing. kz работает с банками для преодоления этих преград, и в феврале 2012 года HalykBank открыл все свои 3,5 млн карт для интернет-транзакций, тем не менее случаев мошенничества с картами не увеличилось.
Из новых проблем для e-commerce – обсуждаемый сейчас закон о персональных данных. В своей текущей редакции он представляет опасность для всей электронной торговли в целом, так как предполагает запрет на использование персональных данных (Ф. , телефон, карточка) без письменного согласия (включая ЭЦП). А как прикажете без этих данным работать интернет-магазинам? Как принимать и отрабатывать заказы? У нас уже есть примеры, когда непродуманные законы «убивают» тот или иной сегмент казахстанского бизнеса (вспомните рынок платных SMS, который мы потеряли весной 2012-го). Поэтому, если сейчас активно не выражать свою позицию против этого законопроекта, мы можем потерять и e-commerce – слишком мал пока этот рынок и не все наши законодатели даже подозревают о его существовании.
Электронной коммерции в Казахстане есть куда расти, девять из 10 интернет-транзакций пока уходят за рубеж, тем не менее, по нашим прогнозам, при введении вышеперечисленных мер объем электронной коммерции может достичь к 2015 году 4% от общего объема ретейла и составить $3 млрд. То есть это большой бизнес, в котором пора занимать свои ниши.
Цифровая торговля в Казахстане
Мы живем в мире «четвертой промышленной революции», когда интернет и глобальная цифровизация захватывают повседневную жизнь людей, когда цифровая торговля онлайн постепенно вытесняет розничную в традиционных магазинах, когда стираются границы между государствами из-за глобального доступа к любым товарам и услугам, и мир становится одной большой «деревней».
Без сомнения, пандемия COVID-19 разделила мир на «до» и «после», когда резкий толчок к росту получили онлайн-продажи и мобильные приложения e-commerce. На смену традиционному маркетингу и интернет-магазинам приходят электронные торговые площадки, которые нам известны как маркетплейсы.
Маркетплейсы – самая популярная бизнес-модель в е-commerce. Не являясь собственником товара, он предоставляет владельцам товаров – производителям, дистрибьютерам, продавцам – технологию и инфраструктуру для онлайн-торговли.
На сегодняшний день крупнейшими маркетплейсами в мире являются Alibaba, JD. com, Amazon, Pinduoduo. В 2020 году доля рынка компании Alibaba в Китае достигла 56%, при этом размер китайского рынка e-commerce оценивался в $2 296,95 млрд. Крупнейший маркетплейс в США Amazon занял 38,7% от общего оборота электронной розничной коммерции в 2020 году, размер рынка – $794,5 млрд.
Электронная коммерция уже не первый год является быстрорастущим трендом в мире, тенденция роста объемов продаж в секторе е-commerce наблюдается также в Казахстане.
Согласно данным World Bank за 2020 год, 86% жителей Казахстана подключено к интернету. При этом в Казахстане зарегистрировано 24,3 млн пользователей мобильной связи. Ключевым моментом является выставление счетов для оплаты через приложения и мобильных номеров клиентов, как следствие объем безналичных платежей увеличился в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Ниже представлены топ-9 категорий по долям продаж в сфере e-commerce в Казахстане за 2020 год крупнейших игроков в сфере онлайн-продаж по данным опросов топ-35 игроков рынка.
Топ-9 категорий по доле продаж в сфере электронной коммерции в 2020 году, % от продаж топ-35 игроков e-commerce в РК
Данный аналитический обзор был подготовлен компанией Baker Tilly в рамках разработки ежегодного ренкинга «35 крупнейших торговых интернет-площадок» совместно с Forbes Kazakhstan.
Казахстанцы чаще всего делают свои покупки на маркетплейсах Kaspi, Lamoda, Aliexpress, Wildberries, Ozon и других.
Бурный рост e-commerce торговли в Казахстане проходит без какого-либо государственного регулирования, в частности, «цифрового налога», который был с успехом введен в 130 странах мира, которые присоединились к глобальному пакту OECD по цифровому налогу.
Посмотрим на наших ближайших соседей, то есть на страны Евразийского экономического союза, которые уже успешно ввели «цифровой налог».
История появления цифрового налога в странах Евразийского экономического союза
Казахстан с 1 января 2022 года официально ввел в Налоговый кодекс 25 раздел (статьи 777–780), который называется «Особенности налогообложения иностранных компаний при осуществлении электронной торговли товарами, оказании услуг в электронной форме физическим лицам».
Это значит, что с 1 января 2022 года у иностранных интернет-компаний, действующих в Казахстане без образования юридического лица, появится налоговое обязательство по уплате НДС по ставке 12%, при осуществлении ими электронной торговли товарами или оказании услуг в электронной форме физическим лицам – покупателям.
У любого казахстанца возникнет вопрос: как можно обязать иностранные компании платить налоги? Действительно, это возможно.
Во-первых, для данной категории налогоплательщиков предусмотрен ряд облегченных процедур прохождения регистрации в нашей стране. Для этого ввели условную регистрацию в качестве плательщика НДС. Иностранная компания направляет в налоговый орган РК письмо-подтверждение по почте на бумажном носителе.
Во-вторых, четко определены условия, когда могут возникнуть налоговые обязательства у иностранных компаний по уплате данного налога.
В-третьих, выписка электронных счетов-фактур для иностранных компаний не требуется. Сдача налоговой отчетности также не предусмотрена. Открытие расчетных счетов в банках Республики Казахстан не обязательна, так как оплату налога можно производить со своих расчетных банковских счетов за границей.
Условия для постановки на учет по НДС для иностранной компании-нерезидента при осуществлении электронной торговли товарами или услуг в электронной форме
Как цифровые компании будут считать и оплачивать цифровой налог? Как будет осуществляться контроль и администрирование цифрового налога?
А вопрос о том, как отразится данное нововведение на обычных гражданах Казахстана, пока остается открытым. Станет ли это для нас налоговой нагрузкой, поскольку мы являемся конечными потребителями? Ведь НДС является косвенным налогом, и не исключено, что иностранные компании, которые осуществляют электронную торговлю товарами, а также оказывают услуги в электронной форме физическим лицам, постараются включить казахстанский НДС в стоимость услуги, получив причитающуюся сумму налога от покупателя и перечислить его в бюджет, а не уплачивать данный налог за свой счет.
Как это будет относиться к казахстанскому бизнесу? Цифровой налог создаст равные конкурентные условия для участников рынка электронной торговли. Более того, для казахстанских компаний, основным бизнесом которых является электронная торговля товарами и услугами, имеются налоговые преференции, которые позволяют получить стопроцентное освобождение от КПН, если 90% от совокупного годового дохода поступает от электронной торговли.
На все эти и другие вопросы помогут ответить специалисты Baker Tilly. Мы нацелены на оказание всесторонней помощи нашим бизнес-партнерам: проведение аналитических обзоров рынка, а также консультации по налоговым, правовым и другим аспектам развития бизнеса в Казахстане. Наши специалисты станут частью вашей команды и как опытные штурманы помогут вашему бизнесу ориентироваться среди законодательных рифов, чтобы вместе с вами прийти к успеху.
Елена Хегай, директор по финансовому и бухгалтерскому консалтингу Baker Tilly Qazaqstan Advisory;
Камшат Кайбасарова, налоговый консультант Baker Tilly Qazaqstan Advisory;
Мұсабаева Тоғжан, финансовый аналитик Baker Tilly Qazaqstan Advisory
Часть 1: Общий обзор
Часть 2: Электронные паспорта
Часть 3: Электронные государственные услуги
Часть 4: Электронная цифровая подпись
Часть 5: Электронный документооборот
Часть 6: Электронные выборы
Часть 7: Электронные торги и закупки
Часть 8: Государственные информационные ресурсы и системы
Программа «Информационный Казахстан — 2020» должна быть реализована в два этапа: первый этап реализуется с 2013 года по 2017 год, второй этап – с 2018 по 2020 год. Целевые индикаторы для определения эффективности реализации государственной программы «Информационный Казахстан — 2020» установлены следующие (по задаче «Развитие «Электронного правительства»):
- индекс «электронного правительства» (по методике ООН) в 2020 году должен находиться в числе первых 25 стран;
- количество пользователей сети Интернет в 2020 году — 75 %;
Об авторе
Digital Report рассказывает о цифровой реальности, стремительно меняющей облик стран Евразии: от электронных государственных услуг и международных информационных войн до законодательных нововведений и тенденций рынка информационных технологий.
Цели государства и бизнеса в развитии e-commerce совпадают
Ассоциация, которая является площадкой для общения бизнеса и регуляторов по вопросам e-commerce, была создана год назад. На долю участников АЦК приходится 60% рынка электронной коммерции и около 70% электронных платежей. Вполне логично, что главный с точки зрения участников встречи вопрос заключался в том, совпадают ли цели регулятора и бизнеса в отношении будущего e-commerce в Казахстане.
Открывая встречу, председатель ассоциации, CEO Kolesa Group Николай Бабешкин представил информацию о состоянии рынка электронной коммерции. Согласно озвученным им данным компании Euromonitor, в 2018 году объём казахстанского рынка онлайн-торговли составлял 287 млрд тенге, совокупный прирост по отношению к 2017 году составил 23,2%. Согласно данным Euromonitor, Казахстан за период с 2013 по 2017 стал мировым лидером по темпам прироста платежей по картам – в среднем 20,5% в год. При этом темпы роста к 2019 ещё ускорились. На долю рынка онлайн-торговли, по сдержанным оценкам, приходится около 2,6% от общего объёма розничных продаж. В Казахстане очень высокий уровень проникновения интернета — 76,4% (такой же, как, например, в США), что свидетельствует о большом потенциале для развития рынка e-commerce.
Директор департамента по развитию торговли Министерства национальной экономики РК Айжан Бижанова озвучила прогноз, согласно которому к 2025 году доля e-commerce Казахстана должна возрасти до 5% от общего розничного товарооборота.
— Увеличение товарооборота в электронной торговле влечёт рост и развитие сопутствующих отраслей. Это и производство, и услуги безналичных платежей, и развитие транспортно-логистической сети. Казахстан находится в очень удобном географическом положении между Китаем и Европой. Сегодня мы имеем все инфраструктурные и процедурные возможности для перенаправления существующих объёмов интернет-посылок через территорию Казахстана, это пойдёт на пользу казахстанским компаниям и нашей экономике в целом, — прокомментировала представитель регулятора.
Как сообщила Айжан Бижанова, в рамках Дорожной карты по развитию электронной торговли на 2018-2020 годы реализовано 28 мероприятий по пяти основным направлениям развития сектора. Для субъектов рынка были введены льготы по освобождению ИПН и КПН на период до 2023 года, введено налоговое стимулирование на приём безналичных платежей.
Центральной темой мероприятия стало обсуждение юридических аспектов регулирования рынка. В разработанном МНЭ РК законопроекте по регулированию и развитию бизнес-среды были учтены требования и пожелания участников сектора онлайн-торговли. В частности, дано определение интернет-магазинов, электронных торговых площадок, прописан их функционал, усовершенствованы механизмы защиты прав потребителя.
— Хотя сегодня законодательство, регулирующее электронную коммерцию, находится на начальном этапе формирования, казахстанские законы очень сбалансированы, и это позволяет бизнесу развиваться, становиться катализатором роста рынка. Но, работая над законодательством, мы встречаем и попытки зарегулировать бизнес. Мы надеемся, что ответы на ключевые вопросы заложат основу формирования оптимального для всех участников законодательства в области e-commerce, — подчеркнула советник председателя ассоциации «Цифровой Казахстан» Елена Бычкова.
АЦК ведет активную работу с регулятором. Одним из результатов такой работы стало причисление мобильных телефонов к списку невозвратной продукции. Это, как отметил Денис Степанцев, управляющий директор АЦК, было сделано в рамках борьбы с контрафактом и для защиты прав потребителей. Кроме того, по инициативе рабочей группы был исключен из законодательства приказ МНЭ о регулировании электронной торговли.
Предметом самой острой дискуссии стало намерение регулятора ввести реестр казахстанских интернет-магазинов, хотя по сути это такие же субъекты торговой деятельности, как обычные магазины. По словам Айжан Бижановой, главной целью этой инициативы является защита прав потребителей и повышение доверия потребителей к данному способу торговли. Идея состояла в том, чтобы субъекты предпринимательства усилили свою социальную ответственность, а потребители всегда могли бы найти в реестре добросовестного субъекта, которому могли бы доверять. Но участники дискуссии пришли к выводу, что, в принципе, аспект защиты прав потребителей в отечественном законодательстве проработан, существует полный блок положений, позволяющих покупателям казахстанских интернет-магазинов защитить свои права, поэтому нужно говорить скорее о повышении грамотности со стороны потребителей. Излишняя регуляторика ограничивает добросовестный бизнес, уверены представители рынка. Пока местные компании будут подчиняться жёстким внутренним правилам, иностранные торговые площадки перетянут казахстанский рынок на себя. Руководитель GR-проектов «Яндекс» Артем Глущенко рассказал о примере России, из некоторых регионов которой были вынуждены уйти некоторые крупные компании именно потому, что в этих регионах активно действуют службы, специализирующиеся на так называемом «потребительском экстремизме».
Примерами лучших мировых практик регулирования рынка онлайн-торговли поделилась эксперт Центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС (Россия) Мария Гирич. Главный тренд, который выделяет ОЭСР, – повышение доверия со стороны потребителя. При этом опыт ряда стран, например, Австралии, показывает, что не обязательно устанавливать строгие требования к закону – достаточно принять нормы мягкого права, нарушение которых, тем не менее, почти наверняка повлечёт нарушение общего законодательства о защите прав потребителей и потому не будет иметь смысла. Второй глобальный тренд связан с защитой персональных данных, особенно если речь идёт об электронных площадках, которые собирают персональные данные в обмен на бесплатные товары и услуги.
Достаточно болезненным для бизнеса в сфере e-commerce является вопрос регулирования отзывов потребителей, ведь согласно статистике 70% потребителей при покупке товаров и услуг ориентируются на ранее оставленные отзывы, а 86%, увидев негативный отзыв, задумаются, стоит делать покупку или нет. При этом нельзя исключать риск того, что негативный отзыв на поверку окажется фальсификацией или происками недобросовестных конкурентов. Поэтому следует внедрять рекомендации для электронных торговых площадок о том, как следует реагировать на негативные отзывы, а также как выявлять и удалять ложные и сфальсифицированные отзывы. По мнению спикера, самым эффективным инструментом защиты прав потребителей и решения конфликтов является развитие внутренних систем разрешения споров, подобных тем, что действуют, например, на Alibaba.
— Особенность таких систем в том, что потребитель является экономически слабой стороной, ему неудобно и финансово невыгодно ехать в другую страну и жаловаться на продавца. Такие системы дают потребителям возможность урегулировать конфликт и вернуть деньги онлайн, — считает Мария Гирич.
Министерство национальной экономики предложило ассоциации «Цифровой Казахстан» консолидировать предложения бизнеса, чтобы включить их в Дорожную карту развития электронной торговли. Уже известно, сообщила Айжан Бижанова, что новый документ предусматривает приоритетное внимание продвижению сельхозпродукции на электронных платформах (в настоящее время на долю продовольственных товаров приходится лишь 4% казахстанского рынка e-commerce), упрощение регистрации интеллектуальных прав на ПО. Особое внимание будет уделено выходу казахстанских компаний на международные электронные площадки.
— Наш МСБ разношерстный, специфика и готовность разные, и государство должно сделать так, чтобы наши компании не потерялись на международных площадках, чтобы были защищены, имели возможность получить консультацию и полный алгоритм дальнейших действий, — отметила представитель МНЭ.
По итогам встречи её участники пришли к выводу, что интересы бизнеса и государства в развитии сектора e-commerce полностью совпадают, и в общих интересах договорились и дальше строить работу таким образом, чтобы не создавать барьеров на пути развития рынка e-commerce, но помогать ему расти. Именно поэтому МНЭ поручило ассоциации «Цифровой Казахстан» консолидировать предложения бизнеса для включения их в Дорожную карту развития электронной торговли на период до 2025 года. У игроков отрасли есть возможность самостоятельно решить, какие правила будут способствовать более продуктивному развитию отрасли.
Как иностранные компании будут считать и оплачивать цифровой налог?
Помимо условной регистрации в качестве плательщика НДС иностранные компании должны будут исчислять и уплачивать цифровой налог в бюджет Казахстана. Как будет осуществляться контроль и администрирование цифрового налога?
Схема администрирования закреплена в поправках к НК РК. Устанавливается обязанность казахстанских банков и платежных организаций предоставлять налоговой информацию о суммах платежей и переводов, осуществленных физлицами в пользу иностранных компаний. казахстанскому бюджету не придется надеяться на сознательность иностранных интернет-компаний. Обязанность по отслеживанию объема оплат в их адрес ляжет на казахстанские банки –эмитенты платежных карт.
Отметим, что цифровым налогом будет облагаться не только покупка товаров, но и заказ услуг:
- предоставление прав на использование ПО (включая компьютерные игры);
- оказание рекламных услуг в сети Интернет;
- услуги дата-центров;
- предоставление доменных имен;
- оказание услуг хостинга;
- оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов;
- предоставление доступа к поисковым системам в сети Интернет;
- ведение статистики на сайтах в сети Интернет;
- предоставление прав на использование электронных книг, изображений, музыкальных и аудиовизуальных произведений (просмотр или прослушивание).
Платить налог иностранные компании должны будут каждый квартал, не позднее 25 числа второго месяца, следующего за кварталом, по базовой ставке НДС – 12%. Стоимость реализованных товаров и услуг, оплаченных в иностранной валюте, пересчитывается в тенге по рыночному курсу валют, который определяется в последний рабочий день перед датой поступления оплаты за товар или услугу.
Министерство национальной экономики РК оценивает потенциальные поступления от иностранных интернет-компаний примерно в 2 млрд. тенге в год.
Рост рынка электронной коммерции на 82% до 596 млрд тенге
Объем рынка розничной электронной коммерции в Казахстане по итогам 2020 года достиг 596 млрд тенге, что на 82% больше, чем годом ранее, когда показатель измерялся 327 млрд тенге. Об этом говорится в исследовании, проведенном компанией PwC Kazakhstan совместно с Ассоциацией Цифровой Казахстан (АЦК).
В долларах казахстанский рынок интернет-торговли за 2020 год поднялся на 72%, до около $1,4 млрд. Менее высокие темпы роста в американской валюте, чем в национальной, эксперты связывают с девальвацией тенге.
Из доклада следует, что количество операций при покупках онлайн увеличилось на 20%, а средний чек в этом сегменте поднялся на 52%.
Как отмечают аналитики, отсутствие возможности приобретать товары в физических магазинах спровоцировало игроков на улучшение своих платформ, сервисов, процессов оплаты и доставки. Это повлияло на рост доверия со стороны потребителей и послужило более быстрому развитию электронной коммерции и росту спроса на покупку товаров в онлайн-формате, говорят исследователи.
Формируется новое сознание, которое определяет наши ежедневные привычки и потребности. Мы все наблюдатели и участники нового этапа, когда из общества потребления человечество трансформируется в общество осознанного потребления. Пандемия спровоцировала не только серьезные экономические потрясения, структурные изменения в образе жизни и здоровья людей, но и дала возможность ускорить развитие и адаптацию цифровых услуг повсеместно, – прокомментировала результаты партнер PwC Kazakhstan, руководитель исследования рынка розничной электронной коммерции в Казахстане Наталья Лим.
Транзакции увеличились не пропорционально росту продаж, то есть люди стали заказывать больше или более дорогие товары в одном чеке, что можно объяснить тем, что у людей появилось больше доверия к онлайн покупкам. Это и отражается в росте среднего чека в тенге с 15 тыс. в 2019 году до 23 тыс. тенге в 2020 году. Анализ рынка розничной электронной коммерции в Республике Казахстан
Основная статья: Казахстан
- Электронное правительство Казахстана
- EGov Mobile Мобильное приложение электронного правительства Казахстана
- Электронный паспорт здоровья в Казахстане
- Цифровой Казахстан
- Регулирование интернета в Казахстане
- ИТ-рынок Казахстана
- Интернет вещей, IoT, M2M (рынок Казахстана)
- Связь (рынок Казахстана)
- Развитие сетей 5G в Казахстане
- Смартфоны (рынок Казахстана)
- Компании и ИТ-проекты в Казахстане