КФУ. Карточка публикации. Национальный индекс развития цифровой экономики

Россия в цифровом мире

В связи с техническими работами в центре обработки данных, часть прикреплённых файлов в настоящее время недоступна.

Национальный индекс развития цифровой экономики [Текст]

Экономика. Экономические науки — Мировая экономика — Научно-технический прогресс — Цифровая экономика — Обзор
Экономика. Экономические науки — Российская Федерация — Научно-технический прогресс — Цифровая экономика — Обзор
Шифр хранения:
FB 2 19-17/214
FB 2 19-17/316

Описание

Цитирование: Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.. НИУ ВШЭ, 2023. — 332 с.

Редакционная коллегия: Н. Ю. Анисимов, Л. М. Гохберг, О. Ю. Дудорова, Я. И. Кузьминов, М. В. Паршин, Н. С. Яцеленко

Подробная библиографическая справка

Статистический сборник продолжает серию публикаций, посвященных статистическому анализу цифровой экономики в России. В сборнике приведены показатели, характеризующие исследования и разработки в области ИКТ, деятельность сектора ИКТ, сектора контента и СМИ, ресурсы цифровой экономики (затраты, инфраструктуру, кадровый потенциал), вовлеченность населения в цифровое пространство. Впервые представлены статистические данные об использовании цифровых технологий в организациях. В специальных разделах рассмотрены основные индикаторы развития цифровой экономики по субъектам Российской Федерации.

В издании использованы последние опубликованные данные Росстата, Минцифры России, Минобрнауки России, ФТС России, Банка России, ОЭСР, Евростата, МСЭ, ЮНКТАД, Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, Международного института развития менеджмента (IMD), Portulans Institute, Economist Impact, GSMA, ВОИС, базы данных Scopus и др., а также собственные разработки ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. В ряде случаев данные по отдельным показателям уточняют ранее опубликованные.

В рамках реализации нацпроекта «Цифровая экономика» госкорпорация «Росатом» завершила пилотный этап проекта Национального индекса развития цифровой экономики Российской Федерации. Исследование разработано Центром компетенций «Цифровые технологии» (госкорпорация «Росатом») совместно с экспертами из мира науки и бизнеса. В подготовке пилотного Индекса приняли участие специалисты Национального центра цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова (НЦЦЭ МГУ), на базе которого действует Центр компетенций НТИ по большим данным: директор Татьяна Ершова, заместитель директора Алексей Андреев и руководитель департамента интеллектуальных технологий Александр Райков.

В издании «Национальный индекс развития цифровой экономики: Пилотная реализация» впервые представлен инструментарий для оценки уровня развития цифровой экономики в стране – Индекс развития цифровой экономики, позволяющий проводить межстрановые сопоставления степени готовности, использования цифровых технологий и их воздействия на социально-экономическое развитие, сообщается в аннотации.

КФУ. Карточка публикации. Национальный индекс развития цифровой экономики

Татьяна Ершова, Алексей Андреев, Александр Райков. НЦЦЭ МГУ

В исследовании приведены результаты пилотного рейтингования по уровню развития цифровой экономики для референтной группы из 32 стран. Построены и проанализированы комплексные индексы по отдельным факторам, формирующим условия для цифровой трансформации, а также характеризующим использование цифровых технологий в государственном секторе, бизнесе и гражданами.

«Выполненный проект стал этапным в разработке отечественных информационно-аналитических инструментов для мониторинга и оценки развития цифровой экономики на международном, национальном, региональном и отраслевом уровнях. Значение таких инструментов велико, они являются механизмом обратной связи в процессах управления, и обеспечивают необходимой информацией разработку и корректировку стратегий и программ разного уровня», – сообщает генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев во вступительной статье к исследованию.

Издание предназначено для экспертов и руководителей, работающих в сфере разработки и реализации политики развития информационного общества и цифровой экономики.

Цитирование: Индикаторы цифровой экономики: 2020: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020.

Редакционная коллегия: Л. М. Гохберг, Е. Ю. Кисляков, Я. И. Кузьминов, М. В. Паршин, И. Н. Шаповал

В подготовке отдельных материалов принимали участие М. В. Ковригина, Е. И. Левен, Д. М. Мартынов, В. А. Рудь

10 макротрендов в развитии цифровой экономики с 2010 года

Статистический сборник продолжает серию публикаций, посвященных основным аспектам развития цифровой экономики в России. Рассматриваются позиции нашей страны в международных рейтингах; показатели, характеризующие исследования и разработки в области ИКТ, кадры цифровой экономики, деятельность секторов ИКТ, контента и СМИ, развитие телекоммуникаций.

Представлены статистические данные, отражающие спрос на цифровые технологии в предпринимательском секторе и социальной сфере, их использование населением, в том числе для взаимодействия с органами власти при получении госуслуг в электронной форме. Впервые приводятся индексы цифровизации отраслей экономики, госуправления и социальной сферы. Отдельное внимание уделено индикаторам развития цифровой экономики в субъектах Российской Федерации. Специальный раздел посвящен развитию цифровых технологий. По каждой из них предлагаются показатели публикационной и патентной активности, а также структура спроса секторов экономики и социальной сферы на основе экспертных оценок Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.

В публикации использованы материалы Минкомсвязи России, Росстата, Минобрнауки России, Минздрава России, Минкультуры России, Банка России, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Евростата, Международного союза электросвязи (МСЭ) и др., а также собственные разработки ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Нашли ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Минкомсвязь сменила разработчика Национального индекса развития цифровой экономики

МОСКВА, 22 августа. /ТАСС/. Минкомсвязь РФ признала Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (АНО «НИСИПП») уклонившимся от заключения госконтракта на разработку Национального индекса развития цифровой экономики и его показателей. Новым победителем аукциона назначен Российский университет кооперации, следует из материалов к госзакупке.

Ранее АНО «НИСИПП» победителем аукциона, сумма контракта составляла 9,9 млн рублей вместо начальной цены, установленной Минкомсвязью, в 14,9 млн рублей.

Согласно документации к госзакупке, при направлении заказчику подписанного проекта контракта прежний победитель конкурса не представил информацию, подтверждающую добросовестность участника закупки, предусмотренную законодательством. Таким образом, комиссия признала АНО «НИСИПП» уклонившимся от заключения контракта и выбрала победителем конкурса Автономную некоммерческую образовательную организацию высшего образования Центрсоюза РФ «Российский университет кооперации». Новая сумма контракта, уточняется в материалах, составит 11,2 млн рублей.

Согласно техническому заданию, разработка Национального индекса развития цифровой экономики РФ подразумевает, помимо основного документа, также создание методологии расчета показателей индекса и системы индикаторов цифрового развития регионов. Целью разработки рейтинга является повышение эффективности цифровой трансформации РФ путем исследования процессов цифровизации на региональном уровне и разработка методики рейтингования регионов по их степени цифровизации, заявляют в Минкомсвязи.

Система показателей индекса должна учитывать статистическую информацию о результатах развития цифровой экономики в регионах по множеству направлений. Среди них — готовность регионов к цифровизации, анализ регионального законодательства в цифровой сфере, безопасность цифровой среды, наличие необходимых кадров и потребителей цифровизации, инновации и зрелость цифровых технологий.

Разработка показателей индекса является частью мероприятий по реализации федерального проекта «Цифровые технологии» нацпроекта «Цифровая экономика». Заявки на выполнение контракта подавали также МГУ им. М. В. Ломоносова и Московская школа управления «Сколково». Срок подготовки индекса и доклада по итогам выполнения проекта — 15 октября 2019 года.

Форма представленияРоссийские монографии

Авторы, сотрудники КФУ Елизаров Александр Михайлович, автор

Аннотация
В издании впервые представлен инструментарий для оценки уровня развития цифровой экономики в стране — Индекс развития цифровой экономики, позволяющий проводить межстрановые сопоставления степени готовности, использования и воздействия цифровых технологий на социально-экономическое развитие. Приведены результаты пилотного рейтингования по уровню развития цифровой экономики для референтной группы из 32 стран. Построены и проанализированы комплексные индексы по отдельным факторам, формирующим условия для цифровой трансформации, а также характеризующим использование цифровых технологий в государственном секторе, в бизнесе и гражданами. Издание предназначено для экспертов и руководителей, работающих в сфере разработки и реализации политики развития информационного общества и цифровой экономики. В издании впервые представлен инструментарий для оценки уровня развития цифровой экономики в стране — Индекс развития цифровой экономики, позволяющий проводить межстрановые сопоставления степени готовности, использования и воздействия цифровых технологий на социально-экономическое развитие. Приведены результаты пилотного рейтингования по уровню развития цифровой экономики для референтной группы из 32 стран. Построены и проанализированы комплексные индексы по отдельным факторам, формирующим условия для цифровой трансформации, а также характеризующим использование цифровых технологий в государственном секторе, в бизнесе и гражданами. Издание предназначено для экспертов и руководителей, работающих в сфере разработки и реализации политики развития информационного общества и цифровой экономики.

Ключевые слова
цифровая экономика информационное общество индекс развития цифровой экономики межстрановые сопоставления digital economics information society digital economy development index cross-country comparisons

Полная запись метаданных

Ставропольский край лидирует в реализации проекта цифровизации «Умный город»

ПЯТИГОРСК, 2 июля. /ТАСС/. Ставрополье занимает первое место в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) в рейтинге «Национальный индекс развития цифровой экономики РФ» и лидирует в реализации проекта цифровизации «Умный город». Об этом сообщила пресс-служба главы региона в четверг по итогам онлайн-заседания совета по цифровому развитию, информатизации и защите информации Ставропольского края под руководством губернатора Владимира Владимирова.

Читать также:  Рост цифровизации график

«В рейтинге «Национальный индекс развития цифровой экономики РФ» Минкомсвязи России Ставропольский край занимает первое место в СКФО», — говорится в сообщении.

По данным пресс-службы, такие показатели стали возможны благодаря, в том числе реализации в крае проекта «Умный город», призванного через цифровую оптимизацию повысить качество управления городским хозяйством. В партнерстве с компанией «Русатом Инфраструктурные решения» (структура Росатома) проект в пилотном режиме запущен в Железноводске.

«Железноводск становится первым в России цифровым «Умным городом»-курортом. За несколько месяцев нам удалось объединить в цифровом формате работу муниципалитета, управление городскими ресурсами и сервис внутреннего туризма, что позволит курорту предоставлять услуги мирового уровня», — приводятся в сообщении слова генерального директора АО «Русатом Инфраструктурные решения» Ксении Сухотиной.

Глава региона предложил детально изучить результаты цифровой трансформации Железноводска для тиражирования полученного опыта в Ставрополе, Невинномысске, Пятигорске, Кисловодске и Ессентуках.

Проект «Умный город» начали реализовывать в Железноводске в январе 2020 года. В настоящее время в городе-курорте внедрена система отслеживания передвижения общественного транспорта, установлены «умные» остановки и «умные» пешеходные переходы. Действует система интеллектуального учета потребления коммунальных ресурсов и накопления твердых бытовых отходов. В детских садах и школах установлены датчики, фиксирующие потребление воды, тепла, электроэнергии. Благодаря круглосуточному мониторингу удается экономить около 20% от ранее потребляемого объема ресурсов.

Национальная программа «Цифровая экономика РФ» на срок до 2024 года включительно представляет собой один из 12 проектов, разработанных во исполнение майского указа президента РФ 2018 года. Она включает в себя шесть федеральных проектов: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Информационная инфраструктура», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии» и «Цифровое государственное управление». Общий объем финансирования нацпроекта на ближайшие шесть лет — свыше 1,5 трлн рублей.

Национальный индекс развития цифровой экономики: Пилотная реализация. М., Госкорпорация «Росатом», 2018. — 92 с.РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=37222832

Размещена на сайте: 29.05.20

Ссылка при цитировании

В издании впервые представлен инструментарий для оценки уровня развития цифровой экономики в стране — Индекс развития цифровой экономики, позволяющий проводить межстрановые сопоставления степени готовности, использования и воздействия цифровых технологий на социально-экономическое развитие. Приведены результаты пилотного рейтингования по уровню развития цифровой экономики для референтной группы из 32 стран. Построены и проанализированы комплексные индексы по отдельным факторам, формирующим условия для цифровой трансформации, а также характеризующим использование цифровых технологий в государственном секторе, в бизнесе и гражданами. Издание предназначено для экспертов и руководителей, работающих в сфере разработки и реализации политики развития информационного общества и цифровой экономики. В издании впервые представлен инструментарий для оценки уровня развития цифровой экономики в стране — Индекс развития цифровой экономики, позволяющий проводить межстрановые сопоставления степени готовности, использования и воздействия цифровых технологий на социально-экономическое развитие. Приведены результаты пилотного рейтингования по уровню развития цифровой экономики для референтной группы из 32 стран. Построены и проанализированы комплексные индексы по отдельным факторам, формирующим условия для цифровой трансформации, а также характеризующим использование цифровых технологий в государственном секторе,в бизнесе и гражданами.Издание предназначено для экспертов и руководителей, работающих в сфереразработки и реализации политики развития информационного общества и цифровойэкономики.

Ключевые слова

цифровая экономикаинформационное обществоиндекс развития цифровой экономикимежстрановые сопоставленияdigital economicsinformation societydigital economy development indexcross-country comparisons

Авторы

Шапошник С.Б., Андреев А.И., Елизаров А.М., Ершов П.С., Ершова Т.В., Калинко О.А., Китан А.В., Лебедев С.А., Райков А.Н., Семенов Е.В., Симаков О.В., Симачев Ю.В., Хохлов Ю.Е., Юревич М.А.

Оглавление

Социология наукиЭкономическая социология

Возможно, вам будут интересны другие публикации
  • Попова С. М., Яник А. А.Цифровая эксплуатация пользователей информационных сетей и платформ // Вторые декабрьские социально-политические чтения «Как живешь, Россия?». Российское социальное государство и гражданское общество в 2020 году: реализация национальных проектов в условиях постпандемической реальности: материалы научно-практической конференции (Москва, 10 декабря 2020 г.) / Отв. ред. О. П. Новоженина; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 89-98. URL: http://испи.рф/product/декчтения-2
  • Лукашов Н.В., Лукашова С.С., Латов Ю. В.Парадоксы российских программ информатизации // Journal of Institutional Studies. 2021. № 1. С. 115-134.
  • Семенов Е. В.С архаичной наукой в информационное общество // Информационное общество. 2009. № 2. С. 40-52.
  • Семенов Е. В.Российский выбор: либо информационное общество и современная наука, либо архаичная наука и отсталая страна // Наука. Инновации. Образование. 2009. №8. С. 197-214.

В 2019 г. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций взялось разработать Национальный индекс развития цифровой экономики в рамках реализации мероприятия федерального проекта «Цифровые технологии». Сначала эту работу поручили Национальному институту системных исследований проблем предпринимательства (АНО «НИСИПП»). В августе 2019 г. Минцифра признала НИСИПП уклонившимся от заключения госконтракта на разработку индекса и его показателей. Тогда новым победителем конкурса стал Российский университет кооперации (РУК). Сумма контракта с университетом, согласно материалам закупки, составила 11,2 млн руб. Осенью 2019 г. университет отчитался о проделанной работе перед министерством, и с тех пор, уже почти год, новых исполнителей по подготовке системы показателей Национального индекса не появлялось.

Представитель Российского университета кооперации в беседе с корреспондентом ComNews рассказал, что доклад университет Минцифре представил. «В рамках исполнения госконтракта РУК подготовил проекты концепции, перечня показателей и методик их расчета. Это был конкурс на выполнение одного задания. Других тендеров пока не было. Мы готовы, если понадобится, снова участвовать и работать над проектом», — пояснил представитель университета.

После принятия у РУК методологии министерство направило доклад, рассказывающий о ней, во все регионы России. Некоторые регионы эту методологию не признали. Министерство сообщало, что занимается согласованием методологии рейтинга с федеральными органами власти и регионами, которыми она не была поддержана.

Теперь Минцифра взяла разработку индекса под свой контроль и обещает представить его к концу 2021 г. Представитель пресс-службы ведомства рассказал корреспонденту ComNews, что разработка индекса, если говорить про верхнеуровневые мероприятия, включает в себя разработку концепции индекса, формирование системы показателей индекса и методологии их расчета. «С учетом динамично меняющейся обстановки в России и мире, а также с учетом изменения национальных целей и корректировки нацпрограммы «Цифровая экономика» материалы соответствующим образом корректируются. В следующем году мы планируем использовать большие данные, которые помогут совершенствовать методику. В настоящий момент все эти вопросы прорабатываются. Пилотный индекс предполагается представить в IV квартале 2021 г. В настоящее время работа осуществляется силами команды Минцифры России», — сообщил представитель пресс-службы Минцифры.

Он также рассказал, какие подобные разработки «вдохновляют» министерство при подготовке российского Национального индекса. Минцифра учитывала, например, вот такие работы: «E-government Development Index/Индекс развития электронного правительства, ООН», «Networked Readiness Index/Индекс готовности стран к «сетевизации»/ сетевому миру, Всемирный экономический форум, Швейцария», Рейтинг «Россия онлайн. Догнать нельзя отстать» как составная часть индекса e-intensity Index/ Индекс электронной интенсивности, Консультационная компания BCG, «The Digital Evolution Index/Индекс цифровой эволюции (Цифровая планета), Mastercard, Университет Тафта, США. «Кроме того, проводился анализ существующих рейтингов Минэкономразвития России, Минстроя России и др. Мы постарались сделать максимально возможный анализ существующих систем рейтингования как в РФ, так и в мире», — прокомментировали в Минцифре.

Пресс-служба Минцифры рассказала, что индекс задумывался как инструмент для управления региональной цифровизацией. «Индекс поможет проанализировать сильные и слабые стороны цифровизации в регионах, повысить качество принятия соответствующих управленческих решений. Мы ожидаем, что индекс будет использован как инструмент в целях оказания помощи в развитии цифровой экономики на территории РФ, в устранении цифрового неравенства субъектов Российской Федерации», — прокомментировала пресс-служба Минцифры.

Директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации Ксения Ткачева отметила, что Национальный индекс развития цифровой экономики актуален как ориентир для измерения качества и скорости цифровизации госуправления в России. «Он может стать рабочим инструментом оценки системных изменений для федеральных и региональных органов исполнительной власти, если будет учитывать региональную специфику, реальное положение дел на местах и соотноситься с KPI регионов. В этом контексте при разработке методологии важно сопоставлять показатели рейтинга со стратегиями и приоритетами развития регионов, программами цифровой трансформации и KPI, которые будут определены для ответственных за ЦТ в 2021 г. в ходе реализации поручения президента РФ и постановления правительства РФ №1646 от 10 октября 2020 г., — говорит Ксения Ткачева. — Национальный индекс, как и любой рейтинг, — это один из маркеров развития экономики для федеральных и региональных органов власти. Как система оценки, он будет мотивировать глав регионов и ответственных за цифровую трансформацию ускорить запуск программ цифровизации с учетом обратной связи от граждан. Поэтому важно разработать прозрачную систему показателей, чтобы избежать манипуляций со сбором данных, и учитывать метрики, которые отражают приоритеты и стартовые позиции каждого региона в сфере цифровой трансформации».

Читать также:  ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ЛОГИСТИКИ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ. РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В БЕЛАРУСИ — Студопедия

Директор Института инновационных технологий университета «Синергия» Станислав Косарев объясняет: «Сам индекс и его разработка входят в реализацию национального проекта «Цифровая экономика». Для чего нужен индекс? Он покажет, как проходит процесс цифровизации в разных регионах. Формируется рейтинговая система. Среди показателей могут быть готовность региона к цифровизации, наличие цифровой среды, наличие необходимых кадров, зрелость цифровых технологий и безопасность цифровой среды. Индекс призван оценить эффективность принятых и реализуемых мер в рамках нацпроекта. Проще говоря, мы сделали это, то, и то, а нужен же KPI, согласно которому уже давать оценку: «хорошо» или «плохо».

В соответствии с указом президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 и национальной программой «Цифровая экономика РФ» для обеспечения преемственности госполитики и «мягкого» перехода этапа построения информационного общества к этапу формирования цифровой экономики необходимо разработать систему показателей Национального индекса развития цифровой экономики РФ.

Первый раз рейтинг цифрового развития регионов обсуждался в декабре 2018 г. в Новосибирске на совете по развитию цифровой экономики при Совфеде. Тогда председатель cовета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Андрей Турчак обещал, что пилот рейтинга цифровизации регионов будет представлен на ПМЭФ-2019. На ПМЭФ-2019, действительно, имела место попытка представить методику расчета рейтинга. Представители регионов, губернаторы в том числе, представленную методику критиковали. Андрей Турчак свернул обсуждение, пообещав, что ясность в этом вопросе наступит в октябре

Воздействие цифровой трансформациитезисы доклада

Тезисы

  • Ершова Т.В.,

    Хохлов Ю.Е.,

    Шапошник С.Б.

  • Ломоносовские чтения 2019. Цифровая трансформация для укрепления экономического потенциала страны и улучшения качества жизни людей
  • Научно-образовательный центр компетенций в области цифровой экономики МГУ, Москва
  • В данной работе кратко представлен информационно-аналитический инструментарий для интегральной оценки степени развития цифровой экономики в стране, который может использоваться на различных уровнях управления для формирования и корректировки стратегий и планов цифровой трансформации.
  • Добавил в систему:
    Ершова Татьяна Викторовна

Прикрепленные файлы

Создать обращение в службу поддержки пользователей

Цифровая экономика – это реальность сегодняшнего дня. Переход в цифру является общемировым трендом. Меняется образ жизни людей, появляются новые отрасли, новые рынки, управленческие модели. Цифровизация в России началась позже относительно многих западных стран. Поэтому важно, чтобы наша страна в этом процессе заняла достойное место.

В РЭУ им. Плеханова (г. Москва) в феврале прошла IX международная научно-практическая конференция «Современная экономика: концепции и модели инновационного развития» на тему: «Вызовы цифровой экономики: Россия на фоне общемировых тенденций», где обсуждались вопросы возможностей и рисков цифровой переориентации российской экономики, отечественный и мировой опыт применения цифровых технологий в решении социально-экономических проблем.

Место России в мировых рейтингах

О том, как выглядит Россия на цифровой карте мира, представила в своей презентации директор «Национального центра цифровой экономики» МГУ им. М.В. Ломоносова Ершова Т. В., проведя анализ исследований различных международных организаций за последние два года.

Индекс развития ИКТ, измеряется Международным союзом электросвязи (МСЭ) – 2017 г., среди 176 стран Россия на 45 месте. Лидеры: Исландия, Корея, Швейцария.

Индекс готовности к сетевому миру (ВЭФ, INSEAD, Johnson) – 2016 г., среди 149 стран Россия на 41 месте. Лидеры: Сингапур, Финляндия, Швеция.

Глобальный индекс инноваций (INSEAD, Корнельский университет, ВОИС) – 2016 г., среди 127 стран Россия на 45 месте. Лидеры: Швейцария, Швеция, Нидерданды.

Глобальный индекс кибербезопасности (МСЭ) – 2017 г., среди 165 стран Россия на 10 месте. Лидеры: Сингапур, США, Малайзия.

Индекс человеческого развития (Программа развития ООН) – 2016 г., среди 188 стран Россия на 49 месте. Лидеры: Норвегия, Австралия, Швейцария.

Глобальный индекс конкурентоспособности талантов (INSEAD, Adecco, Институт лидерства в области человеческого капитала) – 2018 г., среди 118 стран Россия на 53 месте. Лидеры: Швейцария, Сингапур, США.

Индекс цифровой эволюции (Университет Тафтса) – 2017 г., среди 60 стран Россия на 39 месте. Лидеры: Норвегия, Швеция, Швейцария.

Рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса (Всемирный банк) – 2018 г., среди 190 стран Россия на 35 месте. Лидеры: Новая Зеландия, Сингапур, Дания.

Всемирный рейтинг цифровой конкурентоспособности (бизнес-школа IMD) – 2017 г., среди 63 страны Россия на 46 месте. Лидеры: Гонконг, Швейцария, Сингапур.

Глобальный индекс коннективности (связуемость компонентов ИКТ-инфраструктуры), исследование Huawai – 2017 г., среди 50 стран Россия на 26 месте. Лидеры: США, Сингапур, Швеция).

Индекс глобальной конкурентоспособности производства (Deloitte) – 2016 г., среди 40 стран Россия на 32 месте. Лидеры: Китай, США, Германия.

Индекс развития электронного правительства (Департамент экономического и социального развития ООН) – 2016 г., среди 193 стран Россия на 35 месте. Лидеры: Великобритания, Австралия, Корея.

Таким образом, анализируя рейгинги по цифровому развитию стран мира, можно сделать вывод, что сегодня лидерами цифровизации являются Сингапур и Швейцария, далее следуют США и Швеция. В то время как в России лучше всего обстоят дела с кибербезопасностью (10-е место в мировых рейтингах), по другим же показателям наша страна не поднимается выше 26 места. Такое значительное отставание РФ в развитии цифровой экономики от мировых лидеров объясняется пробелами нормативной базы для цифровой экономики и недостаточно благоприятной средой для ведения бизнеса и инноваций и, как следствие, низким уровнем применения цифровых технологий бизнес-структурами по сравнению с государственными органами и населением.

Оценка развития цифровой экономики в России

Председатель совета директоров автономной некоммерческой организации (АНО) «Институт развития информационного общества», Хохлов Ю. Е., представил новую методику оценки развития цифровой экономики. В марте 2017 г. Всемирный банк для содействия разработки программы РФ «Цифровая экономика» и планов мероприятий по ее реализации предложил разработать методику оценки развития цифровой экономики в стране (Digital Economy Country Assessment, DECA), апробировать эту методику на примере России и подготовить аналитический отчет для ее использования в других странах. Методика DECA Russia была разработана Всемирным банком в сотрудничестве с «Институтом развития информационного общества» и рядом университетов страны. Основа методики: цифровые дивиденды и компоненты развития цифровой экономики:

• экономическое и социальное воздействие;

• цифровая трансформация: государственный сектор, бизнес, граждане;

• цифровой сектор экономики;

• цифровые основы развития экономики;

• нецифровые основы (факторы) развития экономики.

Схема оценки проводилась по 14 направлениям, соответствующим 7 компонентам DECA, что позволило определить уровень развития цифровой экономики России по отдельным направлениям. Критерии оценки: от 1 (нулевой уровень) до 5 (очень высокий уровень). Не вдаваясь в подробности проведения расчетов, можно отметить ряд выводов:

По нецифровым факторам, влияющим на развитие цифровой экономики, ситуация в России представляется вполне удовлетворительной, а в регулировании, человеческом капитале и безопасности – хорошей.

Цифровые основы для развития цифровой экономики в России также сформированы удовлетворительно, а в части развития отдельных цифровых платформ, использования цифровых технологий и электронной коммерции – очень хорошо.

Наряду с этим цифровая трансформация государственного сектора (госуправление, образование, здравоохранение, культура) и, особенно, трансформация бизнеса под воздействием цифровых технологий сильно отстает.

Достаточно низок уровень использования цифровых технологий гражданами в домохозяйствах, что, в том числе, объясняет в целом невысокий уровень социальных и экономических эффектов от воздействия цифровых технологий.

Таким образом, на сегодняшний день общая оценка развития цифровой экономики в России по методике DECA: 3+ (удовлетворительно).

Распределение объектов интеллектуальной собственности в мире

Доцент кафедры управления информационными системами и программирования РЭУ им. Г.В. Плеханова, Днепровская Н.В., продемонстрировала, как влияет распределение объектов интеллектуальной собственности в странах мира на состояние цифровой экономики. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) США давно сохраняют занимаемую ими лидирующую позицию в качестве главной страны происхождения международных заявок на патенты во всем мире. Кроме того, США возглавляют список стран по числу поданных международных заявок на товарные знаки и продолжают усиливать свои позиции в рамках быстро растущей глобальной системы для промышленных образцов. В 2016 г. список ведущих заявителей возглавили телекоммуникационные компании, и второй год подряд его возглавляет компания Huawei Technologies. Второе место заняла базирующаяся в США компания Qualcomm Incorporated, в то время как китайская компания ZTE Corporation вышла на третье место.

По данным ВОИС на 2018 г. доля объектов интеллектуальной собственности по странам регистрации распределяется следующим образом: лидерами являются США – 33%, Япония – 18% и Китай – 17%. Россия находится на 11 месте с долей в 1%.

Если сравнивать временные периоды 1980-1999 гг. и 2000-2017 гг. по распределению объектов интеллектуальной собственности по правообладателям в мире, то доля США снизились с 59% до 46% в период 2000-2017 гг. за счет увеличения доли Японии с 9% до 16%, соответственно, Китая – с 0% до 9%, а также Южной Кореи – с 0% до 6%. Эти данные подтверждают активное развитие цифровой экономики в Восточной Азии, так как сегодня основная масса патентов относится к области ИКТ. Наиболее высокий рост демонстрирует Китай, куда ранее западными компаниями и США были перенесены высокотехнологичные производства из-за низкой стоимости труда и средств производства. Доля же России, как в первый, так и во второй временной периоды, составляет менее 1%. Это также влияет на то, что Россия сегодня занимает 45 позицию из 167 стран мира по уровню развития ИКТ, но при этом РФ все же обгоняет отдельные страны Восточной Европы.

О программе «Цифровая экономика Российской Федерации»

О переходе страны на цифровую экономику в конце 2016 г. объявил Президент России Владимир Путин. Вскоре была создана рабочая группа Экономического совета при президенте РФ по направлению «Цифровая экономика». За полгода программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была разработана и утверждена Правительством РФ решением от 28 июля 2017 г. № 1632-р.

Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что является необходимым условием повышения конкурентоспособности страны, качества жизни граждан, обеспечения экономического роста и национального суверенитета.

Для управления программой была учреждена АНО «Цифровая экономика», задачами которой являются: формирование рабочих групп, организация и координация их деятельности, определение центров компетенции, мониторинг развития цифровой экономики и цифровых технологий, координация взаимодействия между бизнес-сообществом в сфере цифровой экономики, научно-образовательными организациями, иными сообществами и органами государственной власти.
Для реализации программы выбраны пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 г.: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность (за три последних направления отвечает Минкомсвязи).

На сегодняшний день Правительство РФ утвердило «дорожные карты» по четырем направлениям (кроме направления «кадры и образование»). Всего на реализацию мероприятий программы планируется потратить свыше 521 млрд руб. до 2020 г.: из бюджета будет выделено около 171,2 млрд руб., при этом внебюджетные ассигнования составят около 350 млрд руб.

Формирование исследовательских компетенций и технических заделов

Центрами компетенции по этому направлению программы являются компании «Росатом» и «Ростех». АО «Российская венчурная компания» (РВК) организует работу рабочей группы. Согласно «дорожной карте», на направление «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» планируется потратить около 50 млрд руб. до 2020 г. (48 млрд руб. из бюджета и 2 млрд руб. из внебюджетных средств). В 2018 г. будет выделено свыше 1 млрд руб.

В число основных итогов деятельности по этому направлению войдут запуск цифровой трансформации секторов российской экономики и отдельных ее субъектов и формирование спроса на продукцию российского происхождения в части «сквозных» технологий со стороны широкого круга субъектов экономики.

Информационная безопасность

Центром компетенции этого направления является ПАО «Сбербанк». Рабочую группу возглавляет генеральный директор группы компаний «ИнфоВотч» Наталья Касперская. На реализацию мероприятий по направлению «Информационная безопасность» планируется выделить свыше 34 млрд руб. до 2020 г. (более 22,3 млрд руб. из бюджета и 11,7 млрд руб. из внебюджетных средств). В 2018 г. будет выделено свыше 8,3 млрд руб.

Основными итогами деятельности по этому направлению должны стать принятие законодательных требований к устойчивости и безопасности программного обеспечения органов государственной власти и организаций, определение центра компетенций по вопросам межмашинного взаимодействия, включая киберфизические системы и Интернет вещей. Кроме того, планом предусматривается разработка специализированного ресурса, предназначенного для взаимодействия граждан с уполномоченными органами в части оперативной передачи данных о противоправных действиях в области информационных технологий.

Также предусматривается создание системы стимулов для приобретения и использования компьютерного, серверного и телекоммуникационного оборудования российского производства и обеспечения контроля обработки и доступа к персональным данным, большим данным, в том числе в социальных сетях и прочих средствах социальной коммуникации.

Информационная инфраструктура

Центром компетенций по этому направлению является ПАО «Ростелеком». Организует работу рабочей группы ПАО «МегаФон». В работе над планом мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» приняли участие 114 отраслевых экспертов из 50 крупнейших компаний в сфере ИКТ. План содержит более 350 мероприятий с конкретными предложениями по развитию сетей связи пятого поколения (5G), инфраструктуры хранения и обработки данных, созданию цифровых инфраструктур для транспортных коридоров, обеспечению равного доступа граждан к цифровым сервисам в сфере здравоохранения и образования, формированию инфраструктурного уровня нового типа – цифровых инфраструктурных платформ.

План мероприятий включает 17 основных задач, которые ответственные организации и ведомства должны выполнить до 2020 года: создать Генеральную схему развития сетей связи РФ на период 2017-2024 гг.; обеспечить ШПД в интернет для населения, образовательных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления; внедрить технологии подвижной радиосвязи 5G/IMT-2020; создать Глобальную многофункциональную инфокоммуникационную спутниковую систему (ГМИСС) для покрытия территории РФ и мира; обеспечить доступность услуг по хранению и обработке данных на всей территории России для граждан, бизнеса и власти и другие задачи.

Общий объем финансирования направления «Информационная инфраструктура» составляет порядка 427 млрд рублей. При этом, из федерального бюджета планируется выделить 98,6 млрд рублей, внебюджетные средства – 328,5 млрд рублей. В 2018 г. будет выделено почти 52,6 млрд руб.

Ключевые показатели рассчитаны на период 2018-2024 гг. Так, в 2024 г. 97% домохозяйств, образовательные учреждения, органы государственной власти и местного самоуправления должны быть обеспечены ШПД на скорости не менее 100 Мбит/с. Все государственные медучреждения должны быть обеспечены ШПД на скорости не менее 1 Мбит/с при спутниковом соединении и не менее 10 Мбит/с при волоконно-оптическом уже в 2018 г.

С 2018-2024 гг. количество опорных ЦОДов в федеральных округах должно быть увеличено с 2 до 8. Доля сертифицированных ЦОД, предоставляющих услуги органам государственной власти и местного самоуправления, в 2020 г. должна составить 30%, в 2024 г. – 100%. Доля же России в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных должна вырасти до 10%.

К середине 2019 г. должны быть нормативно определены требования по использованию государственной единой облачной платформы органами государственной власти и местного самоуправления, а также утвержден план перевода их информационных систем и ресурсов в государственную единую облачную платформу («гособлако»). Ввод «гособлака» в промышленную эксплуатацию намечен на конец 2019 г. К 2024 г. доля государственных систем, перенесенных в «гособлако», должна увеличиться до 90%.

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была принята с учетом «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 г.». Цифровая экономика способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры РФ, созданию и применению российских ИКТ, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы. Настоящая Программа способствует согласованному развитию цифровой экономики на территории стран – участниц Евразийского экономического союза и в кооперации с партнерами на европейском и азиатско-тихоокеанском направлениях в форматах Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС.

Громова О.О., НИИПС – филиал ФГУП ГЦСС

Издано:  журнал «Вестник связи», № 03′ 2018 г., с. 6-8

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *