Компетенции для развития цифровой экономики

Реализуется в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»

Компетенции для развития цифровой экономики

Независимая оценка

С этой целью к 2024 году в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» создается система независимой оценки компетенций цифровой экономики. Она обеспечивает всех субъектов цифровой экономики достоверными и валидными данными о компетенциях и квалификации кадров в стране и позволит:

Планировать персональные траектории профессионального развития и обучения, проводить оценку уровня компетенций

Привлекать квалифицированные кадры и сократить затраты на поиск и обучение трудовых ресурсов

Синхронизировать программы обучения в СПО и ВО с запросами рынка труда и повышать востребованность выпускников

Независимая оценка компетенций цифровой экономики (НОК ЦЭ) — процедура подтверждения уполномоченной организацией уровня сформированности компетенций цифровой экономики, в том числе с использованием цифрового демонстрационного экзамена, аттестационных заданий и пр.

Как пройти независимую оценку?

Независимая оценка цифровой грамотности

Узнайте свой уровень в 5 направлениях:

  • цифровые устройства и сети
  • цифровая безопасность
  • коммуникации и сотрудничество
  • работа с информацией и цифровым контентом
  • цифровая личность

Компетенции для развития цифровой экономики

Игровая оценка ключевых компетенций цифровой экономики «iTest»

Помогите победить киборгов, вступив в отряд народного сопротивления!

В рамках 7 миссий вы проверите свои softskills-навыки:

  • достижение долгосрочных целей
  • генерация новых идей
  • оценка достоверности информации
  • логические выводы с опорой на данные
  • навыки управления и взаимодействия с командой

Участники системы независимой оценки

Национальная система независимой оценки компетенций агрегирует информацию о тестировании на сервисах оценки, отобранных в рамках мероприятий федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Подать заявку на участие

Компетенции для развития цифровой экономики

Прошли оценку 2 333 человек.Направление оценки: цифровая грамотность.

ООО «НИИ мониторинга качества образования»

Прошли оценку 21 702 человека.Направление оценки:

  • Внешняя независимая оценка уровня образовательных достижений студентов (14 949 человека).
  • Внешняя независимая сертификация выпускников бакалавриата (6 753 человека).
  • Компетенции цифровой грамотности в повседневном и профессиональном контексте.
  • Профессиональные компетенции цифровой экономики.

Электронное образование Республики Башкортостан

Прошли оценку 78 человек.Направление оценки: профессиональные компетенции цифровой экономики.

Компетенция: технологическое предпринимательство и инновации.

Международная «Ассоциация специалистов по сертификации»

Прошли оценку 2 032 человек.Направление оценки: цифровая грамотность, профессиональные и ключевые компетенции.

Компетенция: Олимпиада Траектория будущего.

Университет Минстроя НИИСФ РААСН

Прошли оценку 360 человек.Направление оценки: профессиональные компетенции цифровой экономики.

  • Цифровая грамотность.
  • Цифровизация строительной отрасли — технологии информационного моделирования в строительстве.
  • Промышленный дизайн и 3D-моделирование.

АНО ПО ИТ ХАБ

Прошли оценку 1 587 человек.Направление оценки: направления оценки.

Каталог сервисов независимой оценки компетенций

Сервисы оценки компетенций цифровой экономики от компаний-участников национальной системы независимой оценки позволяют пройти тестирование и определить вектор для дальнейшего развития цифровой грамотности и профессиональных компетенций цифровой экономики. По итогам независимой оценки компетенций на онлайн-сервисах партнеров выдается Электронный сертификат.

Узнать больше о системе независимой оценки

Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 2035 приглашает экспертов сферы образования и развития персонала принять участие в мероприятиях по разработке и апробации моделей и инструментов независимой оценки компетенций цифровой экономики в составе экспертной группы Центра компетенций.

Читать также:  Какая квалификация требуется для работы в сфере электронной коммерции?

Компетенции для развития цифровой экономики

Отбор сервисов для участия в системе независимой оценки

Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 2035 приглашает к участию в проекте организации с опытом оценки компетенций цифровой экономики с использованием собственной ИТ-платформы.

Организация предоставляет официальное письмо с подтверждением готовности принять участие в реализации системы независимой оценки компетенций и подтверждает соответствие требованиям Порядка НОК ЦЭ и Положения о форматах НОК ЦЭ.

  • Наличие собственной ИТ-платформы оценки компетенций с сохранением цифрового следа
  • Идентификация личности соискателя оценки
  • Идентификация личности соискателей оценки с использованием ECИА
  • Мероприятия затрудняющие нарушение регламента (правил) оценки
  • Наличие личного кабинета гражданина для сохранения результатов оценки
  • Наличие рекомендаций по формированию и развитию компетенций

Какие компетенции нужны цифровой экономике

Одним из элементов национальной программы «Цифровая экономика» является федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», призванный трансформировать рынок труда и сферу образования согласно новым потребностям. Обсуждению подходов к формированию и реализации базовой модели компетенций (БМК) цифровой экономики был посвящен круглый стол, проведенный в феврале Аналитическим центром при Правительстве РФ, в котором приняли участие представители федеральной власти, бизнеса, научного сообщества, сферы образования и независимые эксперты. Указанная базовая модель должна быть разработана до конца нынешнего года, и, как отметил руководитель проектного офиса по реализации программы «Цифровая экономика» Владимир Месропян, она важна, в частности, для тех органов, которые регулируют сферу образования.

В повседневной жизни термин «компетенция» понимается довольно широко и нередко употребляется как синоним знаний, навыков и умений, необходимых в той или иной профессиональной деятельности. В данном же контексте последние составляют содержание профессиональных стандартов, которые применяются компаниями и организациями, а за прививаемые компетенции отвечают органы образования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), компетенция — это социальное требование к образовательной подготовке ученика, студента, обучающегося, охватывающее личностные качества, общеобразовательные, общекультурные и профессиональные компетенции. Как подчеркнул вице-президент НИУ ВШЭ Игорь Агамирзян, обсуждаемые на круглом столе компетенции характеризуют не столько профессиональные навыки людей, сколько широко понимаемую культуру цифрового общества, к которой не следует применять излишне технократический подход.

В то же время, базовые и профессиональные компетенции, формируемые в системе общего и профессионального образования, должны быть согласованы с квалификационными требованиями, записанными в тех или иных профстандартах. Директор департамента координации деятельности организаций высшего образования Екатерина Бабелюк обратила внимание на сегментацию формально одинаковых базовых компетенций: одни требования должны предусматриваться для выпускников школ, другие для бакалавриата и магистратуры. Например, в последних двух случаях одни и те же компетенции, такие как умение искать необходимую информацию или способность решать реальные задачи, содержательно отличаются. Наряду с универсальными компетенциями в каждом случае добавляются еще и профессиональные. В то же время, каждая компетенция не привязана к отдельному предмету образовательного цикла, она должна вырабатываться в ходе всего учебного процесса.

Директор по развитию системы профессиональных квалификаций «ВНИИ труда» Ирина Волошина призвала четко разграничить компетенции и квалификации, а также указать, как они соотносятся друг с другом и где пересекаются. Учитывая высокие темпы развития технологий, важно также продумать, как те или иные компетенции будут актуализироваться с течением времени.

Читать также:  E commerce and e trading

Вице-президент по управлению персоналом АФК «Система» Алексей Гурьев посетовал на инертность нашей системы высшего образования. В ней не практикуется обучение на основе кейсов, отсутствуют новые форматы индивидуализированного модульного образования, предоставляемого через Интернет. По его мнению, не стоит изобретать единую модель компетенций для всех компаний. У них в силу объективных причин выработаны разные критерии, важные с точки зрения конкуренции в том или ином сегменте экономики. И необходимые компетенции развиваются в компаниях без каких-либо указаний регулирующих органов. Думается, многие проблемы высшей школы как раз и связаны с низким уровнем конкуренции в этой сфере.

В свою очередь, исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев обратил внимание на то, что компетенции слабо увязаны с квалификациями, определяемыми в рамках профессиональных стандартов. А ведь именно эта связка и призвана транслировать квалификационные требования отраслей на язык компетенций, прививаемых системой профессионального образования. Да и сами профстандарты в некоторых министерствах не пользуются особым вниманием. Так, уже несколько месяцев лежит без движения казалось бы важный для цифровой экономики профессиональный стандарт по работе с большими данными.

А что же собой представляет базовая модель компетенций? Вот какое определение дал ей генеральный директор компании «Мобильное электронное образование» Александр Кондаков: «БМК — система выявления, фиксации, систематизации, хранения информации о ключевых компетенциях цифровой экономики, включающая общепринятый язык их описания и механизмы согласования (протоколы обмена данными) между различными моделями». Не удивительно, что при столь общих формулировках их интерпретация варьируется от эксперта к эксперту.

Координатор центра компетенции «Кадры и образование» Олег Подольский сообщил, что к разработке базовой модели подключились уже более 300 участников. Эта модель должна охватывать все слои населения — от детей до пенсионеров. Необходимо, чтобы она предусматривала непрерывную подготовку кадров. Предполагается, что она будет использоваться для поиска и ротации кадров, в формировании образовательных стандартов и ляжет в основу языка описания конкретных компетенций и квалификаций. В рамках базовой модели должно быть выделено цифровое ядро, отвечающее за компетенции, критически важные для цифровой экономики (работа с данными, элементы алгоритмического мышления и др.).

По словам Александра Кондакова, сегодня у каждой компании есть своя модель компетенций, и все они включают много общих характеристик, таких как стремление к лидерству, системное мышление или ориентация на результат. Однако наряду с общими компетенциями необходимо выделить перечень ключевых характеристик, имеющих непосредственное отношение к цифровой экономике. Еще одна важная задача — построение системы независимой оценки компетенций.

Директор одного из департаментов «Университета НТИ 20.35» Андрей Комиссаров рассказал о попытке применения к формированию БМК цифровых подходов. В рамках проведенного исследования были проанализированы модели компетенций 50 ведущих российских компаний из восьми отраслей. На основе семантического анализа соответствующих текстовых документов были выделены кластеры базовых понятий (их оказалось 211), которые можно отнести к девяти крупным блокам, таким как мышление, работа с системами и процессами, саморегуляция, взаимодействия, новизна и изменения, коммуникации, предпринимательство. Очевидно, что при всей важности подобных компетенций для развития цифровой экономики, они имеют вполне универсальный характер и были актуальны на протяжении десятилетий задолго до принятия федеральной программы цифровизации.

Читать также:  E-commerce — CMS Magazine

Опуская развернувшуюся дискуссию на грешную землю, Владимир Месропян призвал задуматься о том, как БМК поможет скоординировать профессиональные и образовательные стандарты. Не секрет, что сегодня в отдельных вузах меняют названия специальностей и курсов, но при этом продолжают читать те же лекции, что и 20-30 лет назад. Один из участников дискуссии также предостерег разработчиков от избыточной формализации и призвал не придавать БМК статус нормативного документа, требующего предоставления регулятору дополнительной отчетности.

Одним из первых приказов нового министра экономического развития РФ Максима Решетникова стал приказ «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта „Кадры для цифровой экономики“ национальной программы „Цифровая экономика Российской Федерации“».

Необходимость в приказе такого рода назрела давно. В сборнике «Методики расчета показателей национальных и федеральных проектов, реализуемых в рамках исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 „О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года“», опубликованном в прошлом году на сайте Росстата, есть таблица, содержащая шесть цифровых показателей ФП «Кадры для цифровой экономики». Интересно отметить, что показатели были сформулированы, но официальных методик по их вычислению долгое время не существовало. Они были утверждены лишь в конце января этого года новым главой Минэкономразвития. В одном из приложений к приказу содержится официальный перечень ключевых компетенций цифровой экономики. Он включает пять пунктов:

1. Коммуникация и кооперация в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей.

2. Саморазвитие в условиях неопределенности. Компетенция предполагает способность человека ставить себе образовательные цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития (в том числе с использованием цифровых средств) других необходимых компетенций.

3. Креативное мышление. Компетенция предполагает способность человека генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов.

4. Управление информацией и данными. Компетенция предполагает способность человека искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств, а также с помощью алгоритмов при работе с полученными из различных источников данными с целью эффективного использования полученной информации для решения задач.

5. Критическое мышление в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающих информации и данных.

Особое внимание стоит обратить на третий пункт этого перечня (креативное мышление). Ведь не секрет, что цифровая трансформация прежде всего должна проиcходить в головах владельцев бизнесов, топ-менеджеров, менеджеров среднего звена, а также ключевых специалистов. Которые и должны генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *