Кто контролирует электронную коммерцию в России? Основы правового регулирования электронной коммерции

Правовое обеспечение электронной коммерции

Первый подход – перенос на сделки, заключаемые с использованием новых технологий, норм действующего законодательства по аналогии. При этом используются нормы, применяемые к сделкам, наиболее похожим по своим свойствам на «новые» сделки. Примером может служить распространение некоторых норм, регулирующих сделки «MoTo» («Mail order, Telefone order» – сделки, осуществленные посредством почтового или телефонного заказа), на электронную коммерцию.

Второй подход заключается в том, что может быть использовано регулирование сделок с помощью «обычаев делового оборота» – способ, широко применяемый в подавляющем большинстве развитых стран. Именно таким способом оформлен в настоящее время основной принцип правового регулирования электронной коммерции: стороны, заключившие сделку, не вправе ставить её под сомнение только на том основании, что она заключена в электронной форме.

Третий подход к решению проблемы регулирования сделок, использующих новые технологии, состоит в как можно более широком применении договоров, то есть в детальном согласовании сторонами того, что они считают нормой для данной сделки.

Для сделок, заключаемых в пределах юрисдикции одного государства, эти подходы, при разумном применении, могут представлять удовлетворительный способ решения проблемы их правового обеспечения. Но одно из основных свойств электронной коммерции, вытекающее из факта использования Интернета в качестве среды для заключения сделки, – это глобализация сделок. В этом случае ни один из трёх вышеописанных подходов не может быть вполне эффективен, так как нет гарантии единообразного понимания прав, обязанностей и ответственности всеми сторонами сделки, если они находятся под юрисдикцией разных государств, особенно если в этих государствах используются разные правовые системы (например, континентальная и англосаксонская).

Особую проблему представляет то, что в каждой сделке в рамках электронной коммерции участвуют, помимо традиционных сторон, третьи лица. Их роль – предоставление сторонам той самой среды, в которой и осуществляется сделка. Без этих третьих лиц электронной коммерции не существует, и поэтому регулирование их прав, обязанностей и ответственности необходимо для обеспечения правового регулирования электронной коммерции в целом. Очевидно, что регулировать их действия традиционными способами невозможно (например, по аналогии с регулированием обычных сделок) или крайне затруднительно (если использовать обычаи делового оборота, так как новизна сделок и необычность роли этих третьих лиц не позволяют говорить о наличии устоявшихся обычаев). Не безграничны и возможности регулирования деятельности третьих лиц путём заключения договоров, так как цепочка этих третьих лиц между сторонами сделки может быть довольно длинной, а в ряде случаев её состав априори не предсказуем, следовательно, невозможно заранее знать, все ли существенные для данной сделки случаи предусмотрены во всех договорах между всеми звеньями этой цепочки.

Наиболее подходящий способ заключения договоров в электронной коммерции – размещением публичной оферты.

Примечание: согласно ГК РФ Статья 435 «Оферта» офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определённо и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Для заключения договора оферент размещает публичную оферту на сервере, подключенном к сети Интернет. Любое лицо, желающее заключить такой договор на предложенных условиях, акцептует оферту путём заполнения формы договора и его подписания. При этом договор существует только в виде электронной записи на компьютере. В данном случае стороны, как правило, пользуются для подписания договора электронной подписью или её функциональными эквивалентами.

Основными проблемами, возникающими при заключении договоров с использованием Интернета, являются:

-трудность определения места заключения договора, устанавливающая под действие какой юрисдикции попадает данный договор. Этот вопрос возникает не только, когда контрагенты – резиденты различных государств. Оферент может разместить оферту не только на сервере, который находится на территории государства, резидентом которого он является, но и на сервере, который расположен в любой точке земного шара, подключенной к сети Интернет. Акцептант может отправить акцепт с портативного компьютера, находясь в пути (с борта самолета, морского судна и т

-доказуемость факта заключения договора, сохранность и неизменность данных, содержащихся в договоре. Не допустимо, чтобы факт заключения договора отрицался правоприменительными органами лишь на том основании, что он представляет собой компьютерную запись данных. Главный механизм подтверждения достоверности договора – набор используемых сторонами процедур обеспечения подлинности;

-конфиденциальность данных, содержащихся в договоре, обеспечиваемая определёнными стандартами безопасности, реализованными владельцами информационной сети. В этом случае можно говорить о гарантии презумпции сохранения конфиденциальности данных.

-Внешнеторговые договоры, заключаемые в Интернете можно подразделить на договоры, заключаемые:

-посредством Интернета как средства связи, то есть как аналога факса и т

-в Интернете как в правовом пространстве.

Заключение договоров второго вида характеризуется рядом особенностей. Во-первых, можно констатировать, что сформировался правовой обычай, согласно которому в качестве подписи при заключении возмездных договоров используется ЭЦП. Часто при заключении договоров на безвозмездное получение в Интернете какого-либо блага допускается отсутствие подписи использование в качестве реквизитов псевдонима. Если же согласно договору потребитель получает благо в материальном, а не виртуальном пространстве, то в интересах потребителя указать свое настоящее имя, иначе он не сможет доказать, что благо причитается ему.

Во-вторых, значительная часть договоров заключается виртуальными агентами (программами-роботами) без непосредственного участия при этом человека. В материальном пространстве не редкость использование автоматов при заключении публичного договора, например, автомат для продажи сигарет. В Интернете также применяются электронные аналоги автоматов – виртуальные агенты, которые выполняют поиск контрагентов, составляют, заключают и исполняют договора. Это может порождать неопределённость по поводу действительности данных договоров, в связи с возникновением сомнений в волеизъявлении субъекта, владеющего виртуальным агентом. Эти сомнения основываются на том, что виртуальный агент может «дать сбой» или к программе виртуального агента может быть получен несанкционированный доступ, результатом чего станет заключение договора на невыгодных для владельца виртуального агента условиях.

В этом случае, пользуясь аналогией права, можно признать виртуального агента как кибер-представителя, который совершает юридические действия от имени своего владельца, а, следовательно, воля, выраженная в договоре, – воля владельца виртуального агента.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

повышение производительности и коллективизацию труда, что влечет получение сравнительно высокой нормы прибыли;

большой потенциал к освоению новых сегментов рынка;

более качественное обслуживание и персонализация клиентов, контроль с их стороны;

экономия временных и материальных ресурсов потребителей. Хотя Т. Дианова относит мнение о снижении цен на товары и услуги, а также финансовых затрат на организацию предпринимательской деятельности в Интернете к распространенным «мифам»Дианова, Т. Некоторые особенности электронной торговли: от «мифов» к «эффекту скольжения» // Вопросы экономики. — 2010. — №5. — С. 139-148;

формирование рынков знаний для разработок наиболее эффективных идей;

специализацию продукции в соответствии с потребностями клиентовСм. : Дик, В. Лужецкий, М. Электронная коммерция. — М. : Московская финансово-промышленная академия, 2005. — С. 52-56.

Юрасов выделяет следующие преимущества электронной коммерции:

обеспечение глобального присутствия поставщиков товаров, то есть предоставление возможности заниматься бизнесом в масштабах всего мира. Как следствие, потребителям также обеспечивается возможность выбора товаров по всему миру;

повышение конкурентоспособности поставщиков и, соответственно, повышение качества предоставляемых ими товаров и услуг;

предоставление возможности поставщикам получать более полную информацию о потребностях их клиентов, быстро реагировать на спрос и предлагать новый товар;

снижение затрат как финансовых, так и временных, как поставщиков (на доставку), так и потребителей (на приобретение)См. : Юрасов, А. Электронная коммерция. — М. : издательство «Дело», 2003. — С.

Власова называет экономию времени клиентов главным преимуществом электронной коммерции. Автор отмечает, что исследователи компании Forrester пришли к выводу: «люди, совершающие покупки в Интернете, чаще возвращаются за ними и заказывают дополнительные позиции»Цит. по: Власова, А. Электронная коммерция // Современные тенденции в экономике и управлении 2014. — №26. — С. 37-43.

Бабенко, В. Быков, О. Макаревич, О. Спиридонов считают важным преимуществом электронной коммерции, которое обеспечит ей большие перспективы, тот факт, что посредством сети «Интернет» можно осуществлять совершенно разнообразную деятельность: «рекламную, торговую, биржевую, банковскую, страховую, деятельность по переводу денежных средств, деятельность по обеспечению технической поддержки клиентов»Бабенко, Л. , Быков, В. , Макаревич, О. , Спиридонов, О. Новые технологии электронного бизнеса и безопасности. — М. : Радио и связь, 2001. — С. 43-82.

Читать также:  Рефераты по электронной коммерции и укреплению инфраструктуры электронных продаж в России

Жолудь в своей статье пишет о факторах, которые способствуют росту полезности электронной коммерции. Помимо уже указанных, она называет «снижение альтернативных издержек, электронную социализацию, оперативные поддержку и обслуживание»Жолудь, А. Деловой сектор, потребители и полезность электронной коммерции // Экономические науки. — 2011. — №3 (76). — С. 33-39.

Вместе с тем электронная коммерция характеризуется рядом ограничений, которые также следует учитывать при развитии законодательства. Дик и М. Лужецкий выделяют такие ограничения и недостатки, как:

безопасность Сети, которой угрожают регулярно появляющиеся компьютерные вирусы;

общая доступность информации о продукции и самих виртуальных предприятиях для конкурентов;

подверженность банковских счетов клиентов кражам;

масштабируемость — способность системы к модернизации в соответствии с новыми условиями работы. Низкая масштабируемость влечет проблемы исполнения, такие как задержка доставки товаров, путаница, перегрузка сайтов;

отсутствие программ для подготовки специалистов в сфере электронной коммерцииСм. : Дик, В. Лужецкий, М. Электронная коммерция. — М. : Московская финансово-промышленная академия, 2005. — С. 58-61.

Кубкина также считает сферу электронной коммерции привлекательной для мошенничества. Помимо этого автор называет такие недостатки, как низкий уровень безопасности, снижение конкурентоспособности «реальных» предприятий, возможность уклонения от уплаты налогов, недостаточная нормативно-правовая урегулированность феноменаСм. : Кубкина, Ю. Электронная коммерция: роль, понятие, направления развития // Terra economicus. — 2012. — том 10. — №2. — часть 2. — С. 53-55.

По мнению Т. Гориной, «к одной из основных проблем следует отнести проблему доставки купленного товара потребителю»Горина, Т. Доставка товаров как одно из препятствий, сдерживающих развитие электронной коммерции в России // Вестник НКИ. — 2008. — №13. — С. 51-55, ведь именно по данной услуге клиентом оценивается электронный сервис в целом.

Покровская называет следующие препятствия развитию электронной коммерции:

узкий круг пользователей сети «Интернет». На наш взгляд, данная формулировка не верна. Напротив, люди разных возрастных категорий сегодня владеют электронными средствами коммуникации. В то же время, не многие готовы заниматься виртуальными покупками. Уровень доверия пользователей к подобным сервисам пока не высок;

Различные статистические данные по итогам реальных и виртуальных исследований среди потребителей;

недостаток специалистов: программистов, интернет-маркетологов, коммерсантов;

Вместе с тем, исследователь выделяет ряд факторов, которые указывают на готовности отрасли к переходу к электронной коммерции:

«структурно-экономические факторы, касающиеся устройства отрасли — участников, уровня конкуренции, степени стандартизации товаров и так далее;

информационно-инфраструктурные факторы охватывают техническую оснащенность отрасли;

управленческие факторы, характеризующие модели управления внутри отрасли»См. : там же.

Брагин также говорит о двух факторах, от которых будет зависеть будущее электронной коммерции: «средства, которые высокотехнологичные компании готовы инвестировать в развитие потенциальных сетей, и скорость передачи информации»Брагин, Л. Электронная коммерция: учебное пособие. — М. : Экономистъ, 2005. — С.

Итак, феномен электронной коммерции относительно нов для России, а потому, наряду с очевидными преимуществами, он обладает и рядом существенных недостатков. Пожалуй, главной проблемой, на которую указывают все без исключения авторы, является слабая нормативно-правовая база электронной коммерции. Оценить правильность данного суждения позволит анализ правовых актов, проведенный нами в следующем параграфе.

Глава 3. Законодательство об электронной коммерции: реальность и перспективы

1 Нормативно-правовое регулирование электронной коммерции в России

Действующее российское законодательство, затрагивающее так или иначе вопросы электронной коммерции, представляет собой несистематизированный перечень нормативно-правовых актов.

В первую очередь, следует назвать Конституцию РФ (принятую всенародным голосованием 12. 1993 г. ), которая закрепляет базовые принципы государственного устройства, в том числе, в сфере экономики. 8 Основного закона гарантирует «единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности»Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 1993 г. ) // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный (дата обращения 12. 2016) в России.

Так как электронная коммерция является формой предпринимательской деятельности, она регулируется частью первой Гражданского кодекса РФ от 30. 1994 г. №51-ФЗ (далее — часть первая ГК РФ). Закон закрепляет понятие предпринимательской деятельности, а также особенности ее субъектов и объектов.

Поскольку основу предпринимательской деятельности любой направленности составляют договоры, стоит выделить и часть вторую Гражданского кодекса РФ от 26. 1996 г. №14-ФЗ (далее — часть вторая ГК РФ), которая регламентирует порядок возникновения, изменения и прекращения отдельных видов обязательств.

Дик и М. Лужецкий сформулировали основной принцип электронной коммерции: «стороны не вправе ставить под сомнение законность и действительность сделки только на том основании, что она совершена электронным способом»Дик, В. Лужецкий, М. Электронная коммерция. — М. : Московская финансово-промышленная академия, 2005. — С. 327.

Савельев, ссылаясь на положения ст. 434 ГК РФ, справедливо замечает, что заключение договора в электронной форме возможно двумя путями:

путем обмена электронными документами;

путем совершения конклюдентных действийСм. : Савельев, А. Электронная коммерция в России без ЭЦП: иллюзия или реальность? // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный. (дата обращения 12. 2016).

В связи с этим исследователь считает, что в законодательстве и в доктрине необходимо разграничить понятия «наличие письменной формы» и «наличие подписи»См. : там же.

Филимонов отметил, что императивные правила о соблюдении нотариальной формы и о государственной регистрации пока не могут применяться к электронным сделкам в силу отсутствия необходимых сервисовСм. : Филимонов, К. Правовое регулирование формы договора в электронной коммерции // Юрист. — 2007. — №12. — С. 16-20.

В связи с тем, что электронная коммерция подразумевает ведение электронного документооборота, должен быть урегулирован вопрос о том, каким образом можно удостовериться, что документ исходит от стороны сделки. Данная задача решается Федеральным законом от 06. 2011 г. №63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — ФЗ об электронной подписи).

Важным обстоятельством является тот факт, что в в судах принимаются доказательства, заверенные цифровой подписью (Письмо Высшего Арбитражного суда от 19. 1994 г. №С1-7/ОП — 587 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике»)Цит. по: Гаврилов, Н. Нормативно-правовая база электронной торговли в России // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный. (дата обращения 12. 2016).

Федеральный закон от 27. 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее — ФЗ об информации) предоставляет право «на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; на применение информационных технологий; на обеспечение защиты информации»Федеральный закон от 27. 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный (дата обращения 12. 2016).

В дополнение Федеральный закон от 27. 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее — ФЗ о персональных данных) также обеспечивает право на защиту персональной информации при ее обработке органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, в том числе с использованием электронных средствФедеральный закон от 27. 2006 г №152-ФЗ «О персональных данных» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный (дата обращения 12. 2016).

Федеральный закон от 28. 2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — ФЗ о торговой деятельности) касается отношений, «возникающих между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами. при осуществлении ими торговой деятельности»Федеральный закон от 28. 2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СПС КонсуьтантПлюс. Режим доступа: удаленный (дата обращения 12. 2016).

Здесь может возникнуть вопрос о необходимости применения интернет-магазинами контрольно-кассовой техники. Ведь Федеральный закон от 22. 2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — ФЗ о ККТ) обязывает всех юридических лиц и предпринимателей использовать ККТ при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг.

Читать также:  Возможности системы электронной коммерции

В 2004 г. в указанный закон была включена ст. 1 «Дистанционный способ продажи товаров». Парций отметил, что в данной норме «речь не идет о новой форме договора, а регулируются только отдельные условия реализации договора розничной купли-продажи»Цит. по: Гаврилов, Н. Нормативно-правовая база электронной торговли в России // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный. (дата обращения 18. 2016), определяющие способ продажи.

В связи с тем, что сфера электронной коммерции включает, в том числе, гражданско-правовые отношения коммерсантов с государством, к актам, регламентирующим исследуемую область следует отнести и Федеральный закон от 05. 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ о госзакупках).

Помимо законов можно выделить и ряд подзаконных актов, регламентирующих отельные вопросы в сфере электронной коммерции.

К таковым относятся, в частности:

Постановление Правительства РФ от 27. 2007 г. №612 «Об утверждении Правил продажи отваров дистанционным способом»;

Постановление Правительства РФ от 19. 1998 г. №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;

Постановление Правительства РФ от 10. 2011 г. №924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров»;

Положение Банка России от 24. 2004 г. №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»;

ГОСТ Р 52292 — 2004 «Информационная технология. Электронный обмен информацией. Термины и определения» и другие.

На международном уровне также существует ряд актов по электронной коммерции. Архипов, Е. Килинкарова и Н. Мелащенко отметили, что «унификацией электронного коммерческого оборота занимается большое число международных организаций»Архипов, ВВ. , Килинкарова, Е. Мелащенко, Н. Проблемы правового регулирования оборота товаров в сети «Интернет»: от дистанционной торговли до виртуальной собственности // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный. (дата обращения 18. 2016).

Шинкарецкая в своей статье рассматривает проблему создания системы электронной коммерции между странами БРИКСШинкарецкая, Г. Проблемы создания системы электронной торговли стран БРИКС // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный. (дата обращения 18. 2016). Этот вопрос был ключевым на встрече министров экономики государств в г. Москве накануне саммита 2015 г.

Итак, еще несколько лет назад Я. Карев заметил, что в России «складывается парадоксальная ситуация, когда при достаточном развитии сети «Интернет» нет ни одного закона, непосредственно регулирующего эту сферу»Цит. по: Гаврилов, Н. Нормативно-правовая база электронной торговли в России // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный. (дата обращения 12. 2016).

Гаврилов пишет, что в настоящее время законодательство, регламентирующее отношения в сфере электронной коммерции, постепенно развиваетсяСм. : Там же. Однако развитие происходит не за счет принятия новых специальных актов, а за счет расширения сферы действия уже существующих. То есть существует ряд нормативно-правовых актов, нацеленных на традиционные общественные отношения, и только в силу необходимости их приходится толковать широко, охватывая, в том числе, электронную сферу.

Однако электронная коммерция составляет весьма специфическую область, регламентация которой должна происходить путем применения специального закона.

2 Перспективы развития гражданско-правового законодательства об электронной коммерции

Анализ доктринальных и правовых источников по вопросам электронной коммерции позволил выявить ряд важных проблем:

в теории и в законодательстве отсутствует определение понятия «электронная коммерция». Многие исследователи указывали на этот «пробел», однако никто не взялся его «заполнить»;

остаются неопределенными виды деятельности, которые охватываются понятием «электронная коммерция». Принято считать, что проявлением электронной коммерции являются обмен информацией, движение капитала, торговля, банкинг, страхование, маркетинг, осуществляемые в электронной форме. Но в действительности все более разнообразные виды деятельности перемещаются в виртуальное пространство. Данный факт должен быть учтен в законодательстве;

не определен круг субъектов данного вида деятельности с учетом ее специфики;

уровень защищенности прав субъектов в виртуальном пространстве является низким;

отсутствие четких требований к форме и содержанию электронных документов;

отсутствуют специалисты в исследуемой области, что затрудняет ее развитие;

возникновение трудностей при выстраивании взаимоотношений с иностранными контрагентами и другие.

Мы уже выяснили, что существует разрозненный, неструктурированный ряд нормативно-правовых актов, направленных на урегулирование, прежде всего, традиционных общественных отношений, который при этом в силу необходимости распространяется и на электронную сферу. Однако специфика области электронной коммерции требует формирования единого специального закона, который учитывал бы особенности осуществления деятельности в «виртуальном» пространстве.

В связи с этим для разрешения вышеперечисленных и многих других вопросов мы, наряду с большинством исследователей, настаиваем на необходимости развития гражданского законодательства об электронной коммерции.

Любопытно, что ранее такая попытка никем не предпринималась. Поиск на официальном сайте Государственной Думы РФ законопроектов, хоть как-то связанных с электронной коммерцией, не дал результатов.

Вместе с тем, поиск по официальному сайту показал, что в период с 2000 по 2006 г. Комитет по информационной политике, а также Комитет по экономической политике и предпринимательству предпринимали пять попыток лоббировать закон об электронной торговле. На данные законопроекты возлагались большие надеждыСм. : Брагин, Л. Электронная коммерция: учебное пособие. — М. : Экономистъ, 2005. — С. 234-238. Однако законопроекты 2001 г. и 2005 г. были отозваны субъектами законодательной инициативы. Законопроект 2000 г. был отклонен во втором чтении Постановлением Госдумы от 23 апреля 2004 г. №440-IV ГД , законопроект 2006 г. отклонили в первом чтении Постановлением Госдумы от 15 июня 2011 г. №5470-5 ГД.

В связи с этим, в рамках данного исследования, мы предлагаем сформулировать концепцию развития гражданского законодательства об электронной коммерции.

Начать концепцию следует с описания настоящей ситуации в области электронной коммерции. Необходимо отметить, что в новый век, век информации, данное явление обретает все большую популярность, однако его развитие тормозят определенные внешние факторы (общий уровень экономики, недоверие населения к электронным способам взаимодействия и так далее), которые следует учесть при развитии законодательства.

Следует также дать характеристику предшествующим годам развития электронной коммерции (начиная с 1990 — х годов, когда она зародилась в России).

Поскольку электронная коммерция пришла к нам из-за рубежа, допустимо сделать краткий обзор опыта иностранных государств в рассматриваемой области. Это позволит выявить причины тех или иных практических проблем в данной области.

Стоит сделать акцент на том факте, что электронная коммерция — весьма специфичное явление благодаря сочетанию таких разных направлений, как информационные технологии, экономика, право. Все они должны быть учтены при разработке законодательства.

Отметим и важную роль государства, ведь именно оно формирует рычаги реализации концепции. Поэтому необходимо обосновать значимость разрешения указанных проблем, их соответствие приоритетам социально-экономического развития государства.

Следует перечислить цели концепции:

Повышение роли электронной коммерции в социально-экономическом развитии России;

Оформление новой социально-экономической подгруппы — «виртуальных предпринимателей», обладающих специальными правами и обязанностями в данной области;

Формирование отдельной подотрасли инфраструктуры, включающей услуги, сопутствующие электронной коммерции (техническая поддержка, курьерская служба и другие);

Постепенное выделение сектора электронной коммерции на отечественном рынке, а также налаживание международных связей в указанной сфере;

Стимулирование законодательной инициативы, связанной с разработкой законодательства об электронной коммерции.

Исходя из особенностей существующего нормативно-правового регулирования электронной коммерции, автор предлагает сделать основной упор в концепции на законодательную базу, а потому ключевым ее элементом должен стать специальный закон «Об электронной коммерции».

В связи с этим мы предлагаем проанализировать этот проект и скорректировать его, если потребуется.

Итак, законопроект делится на семь глав и состоит из двадцати шести статей.

Указанные в ст. 4 законопроекта принципы, в целом, повторяют принципы гражданского права, закрепленные в части первой ГК РФ, и при этом полностью соответствуют специфическим условиям осуществления предпринимательской деятельности в сети «Интернет». Важное положение: «сделки не могут быть признаны недействительными только на том основании, что они были совершены и оформлены посредством использования информационных технологий при обмене (передаче) по каналам связи электронных документов (сообщений), если иное не предусмотрено законом»См. : там же.

Читать также:  Ранжирование сайтов в e-commerce «Электроника». Анализ спроса

Глава II посвящена субъектам правоотношений в сфере электронной коммерции. К ним законопроект относит продавцов (поставщиков, исполнителей), покупателей (заказчиков, потребителей), информационных и иных посредниковСм. : там же.

Глава IV охватывает требования к порядку оформления и совершения электронных сделок, правила оформления электронных договоров. Что особенно важно, в данной главе закреплены права и обязанности субъектов, обусловленные спецификой исследуемой отраслиСм. : там же.

Отдельная глава V посвящена правам и обязанностям посредников в сфере электронной коммерции.

Специалисты учли и необходимость обеспечить безопасность в электронной области — в главе VI определены требования к субъектам правоотношений, их обязанность по обеспечению безопасности и ответственность в этом вопросе.

Последняя глава VII касается правил определения юрисдикции в случае совершения сделки с участием иностранной контрагента. 26 содержит, пожалуй, самое удобное правило: «стороны сделки по взаимному согласию вправе установить применимое право, если иное не установлено межгосударственным соглашением»См. : там же.

Перед нами не стояла задача проанализировать упомянутые выше проекты законов «Об электронной торговле». Однако, на наш взгляд, законопроект, созданный специалистами сектора информационного права ИГП РАН, содержит необходимые и достаточные положения для эффективного урегулирования отношений, возникающих в сфере электронной коммерции.

Итак, центральное место в концепции по развитию гражданского законодательства об электронной коммерции, по нашему мнению, должен занять закон «Об электронный коммерции», в качестве которого вполне мог бы быть принят рассмотренный выше законопроект.

Российское законодательство должно быть приведено в соответствие данным законом. Особое внимание необходимо уделить устранению возможных противоречий (основываясь на общем смысле и принципах гражданского законодательства), и другим юридико-техническим аспектам.

На начальном этапе необходимо определить органы, ответственные за реализацию концепции. Автор считает, что соответствующие полномочия должны быть переданы Министерству экономического развития РФ. Непосредственные полномочия в данной области должны быть переданы Департаменту развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции.

На следующем этапе реализации концепции предстоит начать осуществление разработанных идей.

Эффективность концепции должна оцениваться исходя из результатов, достигнутых в соответствии с поставленными целями.

Таким образом, наиболее перспективный вариант развития гражданско-правового законодательства об электронной автор видит в принятии единого закона. Для наиболее эффективного решения выявленных в ходе исследования проблем его следует доработать и реализовать в рамках предложенной концепции.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

Коммерция остается важным явлением для российского общества, хотя само понятие «коммерция» давно не применяется. Большинство исследователей сходятся во мнении, что коммерция — это предпринимательская деятельность в сфере торговли.

Мы считаем необходимым расширить толкование данного понятия, ведь предпринимательство не ограничивается торговлей — целый ряд форм и видов деятельности сегодня может приносить прибыль.

В России коммерция развивалась на протяжении всей ее истории. От натурального обмена в Древнерусском государстве мы пришли к электронной коммерции. Последняя существует в России уже около двадцати лет. Однако до сих пор ни в доктрине, ни в законотворческой практике она не нашла должного, всестороннего оформления.

С точки зрения доктрины, по итогам данного исследования мы предлагаем использовать определение электронной коммерции, предложенное специалистами сектора информационного права ИГП РАН д. Бачило и к. Семилетовым: «осуществление сторонами сделки предусмотренных законодательством действий и операций при оформлении и совершении сделок по продаже/поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, а также совершение иных действий направленных на извлечение прибыли, на основе исполнения электронных процедур»

С точки зрения практики, мы хотим, для начала, обратить внимание на преимущества и недостатки электронной коммерции.

Преимущества электронной коммерции заключаются в сокращении временных и финансовых затрат на поиск и приобретение товара, расширение потенциально клиентской базы, неограниченность во времени и пространстве и другие. Среди недостатков можно отметить низкий уровень безопасности в виртуальном пространстве, недоверие граждан к электронным средствам коммуникации, низкое качество работы Сети, открытость для конкурентов и так далее.

Действующее законодательство, регламентирующее отношения в сфере электронной коммерции представляет собой бессистемный набор правовых актов, которые охватывают лишь отдельные стороны указанных отношений.

Конечно, при таком положении вещей российское законодательство не способно решить существующие проблемы в исследуемой области. Поэтому мы предлагаем разработать концепцию развития гражданского законодательства об электронной коммерции.

Центральное место в концепции должен занимать специальный закон «Об электронной коммерции». Мы предлагаем обратить внимание на проект такого закона, созданный специалистами сектора информационного права ИГП РАН д. Бачило и к. Семилетовым. Данный проект, на наш взгляд, содержит нормы необходимые и достаточные для эффективного регулирования отношений в сфере электронной коммерции на сегодняшний день.

Итак, электронная коммерция сегодня занимает важное месте в сфере российской экономики и предпринимательства. Данное явление развивается настолько быстро, что действующее законодательство попросту не соответствует реалиям жизни. Поэтому законотворцам необходимо проделать долгую, но очень важную работу по развитию российского законодательства об электронной коммерции.

Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30. 1994 г. №51-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный.

Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26. 1996 г. №14-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный.

Закон РФ от 07. 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный.

Федеральный закон от 22. 2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный.

Федеральный закон от 27. 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный.

Федеральный закон от 27. 2006 г №152-ФЗ «О персональных данных» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный.

Федеральный закон от 28. 2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СПС КонсуьтантПлюс. Режим доступа: удаленный.

Федеральный закон от 06. 2011 г. №63-ФЗ «Об электронной подписи» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный.

Федеральный закон от 27. 2011 г. №161-ФЗ «О национальной платежной системе» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступ: удаленный.

Федеральный закон от 05. 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный.

Постановление Правительства РФ от 19. 1998 г. №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный.

Постановление Правительства РФ от 27. 2007 г. №612 «Об утверждении Правил продажи отваров дистанционным способом» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный.

Постановление Правительства РФ от 10. 2011 г. №924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный.

Положение Банка России от 24. 2004 г. №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный.

Письмо Высшего Арбитражного суда от 19. 1994 г. №С1-7/ОП — 587 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный.

ГОСТ Р 52292 — 2004 «Информационная технология. Электронный обмен информацией. Термины и определения» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный.

Андреева, Л. Коммерческое (торговое) право // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный

Архипов, В. , Килинкарова, Е. Мелащенко, Н. Проблемы правового регулированияоборота товаров в сети Интернет: от дистанционной торговли до виртуальной собственности // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный

Стюфеева, И. Электронная коммерция // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный

Размещено на Allbest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *