Кто они — дети, студенты, взрослые?

Цифровая трансформация экономики требует от миллионов людей новых умений. Приобрести же необходимые навыки помогают новые формы обучения, в первую очередь онлайн-образование

Высокие технологии радикально меняют бизнес-процессы во многих отраслях экономики, привычные профессии трансформируются, какие-то исчезают, другие появляются. На рынке труда налицо явный дисбаланс: не хватает людей с ИТ-навыками. Не хватает всем, не только ИТ-бизнесу. Потребность компаний в ИТ-специалистах быстро растет: только с 2016 по 2018 год доля соответствующих объявлений на HeadHunter увеличилась на 5,5%. Но спрос опережает предложение. По оценкам аналитиков АПКИТ, чтобы удовлетворить потребность рынка в ИТ-кадрах, надо как минимум в 2,5 раза увеличить набор и выпуск студентов соответствующих специальностей. Этому вторят и цели нацпроектов: к 2024 году вузы должны предложить рынку 120 тыс. выпускников в сфере ИТ, а доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна достигнуть 40%. Очевидно, что вузы в одиночку такую задачу решить не смогут, и это нормально, так во всем мире. Кроме того, только студентами тут тоже ограничиваться нельзя. Речь должна идти и о подростках-старшеклассниках, и о взрослых людях, которые освоят новые навыки.

Перемены начинаются со школы

Внедрение цифровых образовательных платформ — это не только оптимизация учебного процесса, это огромная экосистема, которая подразумевает большой пласт работ по освоению этих самых цифровых платформ. И если дети, как сейчас принято говорить, уже рождаются с гаджетами в руках, то их родителям и учителям придется приложить некоторые усилия для освоения электронных сервисов.

Например, упражнения в электронном «Яндекс.Учебнике» задают 37 тыс. учителей, а решают — около 600 тыс. школьников из 16 тыс. школ в 79 регионах России. За 2019 год курс повышения квалификации, созданный учебником совместно с региональными партнерами, прошло более 11 тыс. учителей. Мы видим, что цифровые инструменты способны сделать обучение более удобным и эффективным, а главное, с их помощью учитель может задавать детям индивидуальные домашние задания, что повышает качество учебного процесса, помогает лучше раскрыть способности каждого ребенка.

Фото:Bloomberg

Очень важно, что опыт обучения онлайн показывает детям, что компьютер — это не только мультики и игры, но еще и возможность учиться.

В помощь студентам и старшеклассникам

Решать кадровую проблему помогают ИТ-компании, открывая в вузах лаборатории, базовые кафедры и целые факультеты. Это способствует сокращению разрыва между теорией и практикой. Общаясь с состоявшимися профессионалами и участвуя в реальных проектах, студенты могут из первых рук узнавать о свежих трендах и методиках, еще не успевших попасть в учебники, а главное, приобретать именно те навыки, которые им потом пригодятся в работе.

Фото:Юрий Чичков для РБК

Еще лучше начинать готовить будущих ИТ-специалистов со школьной скамьи. Для этого в рамках национального проекта «Образование» по всей России открываются так называемые ИT-кубы. На этих площадках дети учатся программировать по методикам, разработанным совместно с лидерами ИТ-рынка. К 2024 году в нашей стране планируют открыть не менее 340 таких центров. С этого учебного года стартует проект департамента образования Москвы «ИТ-классы в московских школах». Его поддерживает внушительный список коммерческих компаний, в том числе и мы. Также существуют школьные образовательные проекты отдельных компаний, в большинстве своем бесплатные, например «Яндекс.Лицей», где мы учим детей программировать на Python. Проект особенно важен для ребят из регионов, это шанс получить знания и навыки, с которыми они не останутся без работы. У нас есть не один пример, когда ребята после окончания начинали подрабатывать на фрилансе и выигрывали денежные призы в ИТ-соревнованиях.

Новые вызовы — новые подходы

Но даже при содействии представителей отрасли школы и университеты еще не скоро смогут удовлетворять потребности растущей цифровой экономики в полном объеме. Образовательная система достаточно консервативна, что абсолютно нормально. Если она начнет меняться слишком быстро, то перестанет быть авторитетом для взрослого поколения, а если совсем медленно, то будет абсолютно не интересна молодежи.

Впрочем, в России работодатели обращают на высшее образование соискателей намного меньше внимания, чем, например, в США. А молодые специалисты редко ограничиваются своей дипломной специализацией при поиске вакансий. Исследование ВЦИОМа, проведенное этой весной, показало, что целых 47% наших соотечественников работают не по специальности. Поэтому неудивительно, что многие взрослые люди, желающие приобрести новую «цифровую» профессию, не поступают в университеты, а проходят обучение и переобучение по упрощенным схемам.

Фото:Юлия Спиридонова для РБК

В этих условиях предсказуемо возросла популярность дополнительного образования, которое позволяет осваивать востребованные в мире ИТ-специальности взрослым людям, что называется, не отрываясь от производства. Такие курсы быстрее других переходят в онлайн и становятся все более популярными среди тех, кто хочет освоить новую квалификацию.

Особенно активно дополнительное образование развивается в сегментах, где потребность в кадрах наиболее высока, а компании готовы брать совсем «зеленых» работников и доучивать их под себя. Например, мы вместе с HeadHunterизучили 400 тыс. открытых позиций в компаниях и выяснили, что наиболее востребованы четыре ИТ-профессии: бэкенд- и фронтенд-разработчики, веб-разработчики и аналитики данных. За последние четыре года количество этих вакансий увеличилось на 140%. Стало больше и возможностей обучения в этих областях, например онлайн-курсы от таких ресурсов, как Coursera. А в начале 2019 года и мы запустили сервис «Яндекс.Практикум», в котором можно обучиться новым профессиям, в том числе этим четырем. Среди наших учеников не только работники офисов, но и шахтеры, менеджеры по продажам, дальнобойщики и многие другие.

Образование — наше всё

Люди в России видят, что работа в ИТ позволяет улучшить их жизнь, и идут учиться сами или отправляют на курсы своих детей. Тренд только набирает обороты, есть спрос, есть результаты переобучения и множество историй успеха об устройстве на новую работу, а значит, будет и предложение. Не так давно «Нетология-групп», НИУ ВШЭ, ФРИИ и другие авторитетные организации провели совместное исследование и выяснили, что к 2021 году объем российского рынка онлайн-образования может вырасти до 53,3 млрд руб.

Новые формы обучения не заменят в один момент классического университетского образования. Но доля онлайн-курсов и цифровых методов постепенно будет расти, открывая все больше возможностей профессиональной мобильности как для вчерашних школьников, так и для их родителей.

Спрос на кадры для цифровой трансформации пока превышает предложение, и нынешний кризис, последовавший за пандемией, это подтвердил. Помогут ли с этой проблемой онлайн-платформы, и кто они — кадры для цифровой экономики?

Затрагивая все области — от сельского хозяйства, банковского и государственного секторов до сферы услуг, образования и медицины, — процесс внедрения «умных» технологий и решений способствует, с одной стороны, спросу на работников с новыми навыками и, с другой, исчезновению массы рабочих мест.

По данным доклада Jobs of Tomorrow, опубликованного Всемирным экономическим форумом в январе 2020 года, уже к 2022 году цифровизация и автоматизация процессов могут оставить без работы около 75 млн человек во всем мире.



Профессии в зоне риска:

бухгалтеры, нотариусы, кассиры, курьеры, охранники, водители, секретари, фасовщики, сметчики, смотрители в музеях, расшифровщики, турагенты, риелторы, операторы call-центров, некоторые банковские работники, а также занятые на низовых позициях в добывающей и обрабатывающей промышленности, в продуктовом ретейле.

Человека из этих сфер уже сегодня вытесняют развитие роботизированных комплексов, технологий, сервисов и платформ.

Подстраиваться под новые тенденции, вопреки распространенному заблуждению об обратном, придется и представителям многих творческих специальностей: журналистам и копирайтерам (за которых уже в ряде случаев пишут боты), переводчикам, актерам (из-за развития 3D-графики), литературным редакторам, корректорам и монтажерам.

Исчезнуть могут профессии, которые появились не так давно и многим до сих пор кажутся востребованными: это касается, например, верстальщиков сайтов.

Фото:из личного архива

Нужно ли нам готовиться к безработному будущему?

Евгений Виноградов, замруководителя проекта «Атлас новых профессий», кандидат физико-математических наук:

В одних отраслях наступающая цифровизация может изменить только структуру занятости, в других — создать много новых мест, в третьих, напротив, существенно уменьшить их количество. Но так или иначе она затронет практически все профессии. Это произойдет из-за развития таких технологий, как:

  • искусственный интеллект,
  • большие данные,
  • виртуальная и дополненная реальность.

Способность работать с ними становится базовой грамотностью для профессионалов из самых разных отраслей.

Вот примеры профессий, востребованных в будущем в условиях цифровой трансформации.

Кто: ИТ-медик.

Что делает: разрабатывает базы физиологических данных, управляет ими, создает ПО для лечебного и диагностического оборудования.

Данные в медицине — это бесценный источник будущего долголетия и хорошего здоровья. Здесь стоит говорить о макроданных (например, о том, в каких популяциях и на каких территориях есть склонность к определенному заболеванию) и микроданных (в первую очередь, об исследовании генома и клеточных механизмов). Нужны новые удобные базы и автоматические инструменты их анализа, помогающие поставить диагноз и подобрать лечение.


Кто: архитектор виртуальности.

Что делает: проектирует решения для работы, учебы и отдыха в виртуальной реальности. Разрабатывает софт и оборудование с учетом биологических и психологических параметров пользователя.

Сейчас виртуальная реальность — скорее забавная игрушка, но совсем скоро она повлияет на бизнес-процессы и экономику не меньше, чем в свое время смартфоны. Очередной скачок помимо сферы развлечений ожидает онлайн-торговлю: с помощью технологий виртуальной реальности можно будет сэкономить на аренде помещений. Медиа и туризм изменятся с еще большей скоростью.


Кто: дизайнер киберфизических систем.

Что делает: проектирует киберфизические системы под конкретную задачу. Пользуется искусственными помощниками и консультируется с физиками и металлургами, создавая модель системы в виртуальной реальности.

Киберфизические системы, или CPS, — это краеугольный камень автоматических фабрик Индустрии 4.0. Они объединяют физические объекты, датчики и искусственный интеллект. В отличие от современных роботов, такие системы способны самостоятельно корректировать свое поведение и коммуницировать с другими механизмами ради выполнения задачи. По сути, это промышленный интернет вещей, который резко увеличит возможности производства.


Кто: аналитик кибербезопасности в финансовом секторе.

Что делает: занимается кибербезопасностью, отлично понимает риски, связанные с автоматизацией управления личными финансами, межмашинными транзакциями и облачными решениями, умеет находить уязвимости в смарт-контрактах.

Фото:DenPhotos / Shutterstock

Кибербезопасность становится альфой и омегой нового мира. Одно дело, если злоумышленник прочитает переписку или украдет деньги, и совсем другое, если перехватит управление беспилотным пассажирским самолетом, уронит акции нефтяного гиганта или удалит информацию по вакцине, разрабатываемой для остановки пандемии. Первый вопрос, который должен возникать перед человеком, задумавшим цифровую трансформацию, — как он собирается обеспечить безопасность предприятия.


Компании в разных сферах уже сейчас ощущают необходимость в профессионалах, обладающих цифровыми навыками и умеющих работать в условиях глубинных изменений процессов, технологий и продуктов.

Но спрос на таких специалистов значительно превышает предложение.

По мере перехода к инновационной экономике страны сталкиваются с одной из главных проблем на рынке труда — невозможностью найти достаточное количество кадров с нужной квалификацией, говорится в докладе BCG, «Росатома» и WorldSkills. А по оценкам аналитиков Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), потребность в высококвалифицированных кадрах в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) к 2024 году достигнет 290–300 тыс. человек в год. При этом согласно нацпроектам, к этому же году доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна достигнуть 40%.

Читать также:  Что отличает электронный бизнес от электронной коммерции?

Фото:RossHelen / Shutterstock

Кто возьмет на себя эту задачу? Где искать компетентных специалистов?

1. На уровне школы

За рубежом ИТ-компании иногда привлекают способных школьников выпускных классов, обучая их всему уже внутри корпорации. В России государство и бизнес также стараются развивать необходимые навыки еще со школьной скамьи: в рамках нацпроектов открываются ИT-кубы (центры цифрового образования), ИТ-классы, создаются детские и подростковые курсы по программированию и робототехнике, организуются специализированные соревнования. Однако только на этом этапе задача полностью не решается.

2. На уровне вуза

ИТ-специалистов готовят и многие университеты. Но, как ранее заявлял РБК руководитель образовательных сервисов «Яндекса» Илья Залесский, пока они не могут в полном объеме удовлетворять потребности цифровой экономики. Основная проблема — устаревшие программы, отсутствие среди преподавателей практикующих специалистов и недостаток практических проектов. На данный момент, добавляют в PwC, наиболее подготовленными к реальным задачам на работе считаются выпускники МГУ им. Ломоносова, НИУ ВШЭ, МГТУ им. Баумана, МИФИ, СПбГУ, ИТМО и МФТИ.

Фото:Thomas Peter / Reuters

Для подготовки квалифицированных кадров и упрощения поиска талантов среди студентов вузы и ИТ-компании открывают совместные кафедры, курсы и лаборатории.

«Среди наших партнеров — «Яндекс», Сбербанк, Mail.ru Group, «МегаФон», Райффайзенбанк, Huawei, «Акронис», 1С, ByteDance и многие другие, — говорит проректор по международным программам и цифровым инновациям МФТИ Алексей Малеев. — Так, совместно с Mail.ru Group была запущена программа «Технотрек». Потом мы запустили программу с Huawei по компьютерному зрению, компания поддерживает студентов стипендиями».

Также помогает организация хакатонов (командных соревнований разработчиков), конкурсов для студентов, «воркшопов».

Как заявляет руководитель направления по цифровому производству Prof-IT Group Аркадий Дильман, на базе учебных заведений можно также создавать хабы по определенным группам технологий. За рубежом работа в этой области активно ведется: так, в Германии, например, на базе Рейнско-Вестфальского технического университета в Аахене открыт European 4.0 Transformation Center, в котором ведутся разработки программ цифровой трансформации бизнеса для многих индустриальных компаний. В Кайзерслаутерне на базе местного университета создали фабрику по разработке и производству элементной базы для современных технологических производств. Похожий проект, Arena 2036, развивается Штутгартским университетом.

Фото:CHAINFOTO24 / Shutterstock, Emily Ranquist / Pexels

3. На уровне найма кандидатов с новыми навыками

Что делать выпускникам, чьи знания устаревают сразу после получения диплома? Что, если первое образование было навязано родственниками или неоправдавшимися стереотипами? Что, если некогда успешный специалист остается без работы и долго не может найти новую? В этих вопросах помогает дополнительное образование. Его предлагают как вузы, так и частные компании в классическом и дистанционном режиме. Последний сейчас крайне популярен: по оценкам ИТ-холдинга TalentTech и онлайн-университетов «Нетология» и EdMarket, российский рынок онлайн-образования переживает резкий рост и к концу 2023 года может превысить 60 млрд руб.

«В условиях очень быстрого развития технологий главным качеством становится умение подстраиваться под постоянно меняющиеся условия. У ведущих российских университетов это неплохо получается, но потребности рынка еще больше их возможностей. Поэтому так активно и развиваются онлайн-курсы и образовательные платформы», — добавляет Алексей Малеев.

Популярности образовательным онлайн-ресурсам добавила пандемия COVID-19 с последовавшей самоизоляцией миллионов россиян. Кто-то потерял работу вовсе, другие переосмысливают свою карьеру и начинают больше задумываться о самообразовании или смене специальности.

Кто они — дети, студенты, взрослые?

Сейчас EdTech-проекты предлагают множество учебных программ, позволяющих освоить новую «цифровую» профессию, не поступая в классический университет. Среди учащихся таких сервисов — офисные сотрудники, менеджеры по продажам, водители и многие другие работники, осознавшие, что в скором времени могут стать невостребованными.

  • 57% опрошенных руководителей международных компаний считают, что в рамках существующей системы образования новые работники не получают необходимой подготовки. В 2017 году число таких респондентов составляло 35%.
  • В этой ситуации главам компаний придется решать самостоятельно, нанимать ли новых сотрудников или обучать существующий персонал.

Какие компетенции нужны сейчас для реализации цифровой трансформации?

Анна Козлова, руководитель Учебного центра SAP:

Успешность цифровой трансформации напрямую зависит от цифровой зрелости команды, ее знаний и навыков.

Главные области, в которых нужно наращивать компетенции:

  • Аналитика: анализ больших данных, моделирование и прогнозная аналитика, визуализация;
  • Бизнес: цифровая стратегия, управление бизнес-изменениями, инновационные бизнес-модели;
  • Технологии: кибербезопасность, облачные технологии, проектирование и разработка мобильных приложений, роботизация процессов (RPA), интернет вещей (IoT), веб-разработка;
  • Архитектура: корпоративная архитектура, архитектура больших данных и IoT;
  • Приложения: создание цифрового ядра, сотрудничество с поставщиками, управление цепочками поставок, цифровой HR и опыт сотрудника, цифровой маркетинг — взаимодействие с клиентами и клиентский опыт (Customer Experience, CX).

Не цифрой единой

Однако всегда нужно помнить о том, что бизнес, госсервисы и наша повседневная жизнь трансформируются очень быстро. От развития конкретных технических навыков нужно переходить к умению постоянно переучиваться, приспосабливаться к обстоятельствам, управлять собой в стрессовых ситуациях, а также развивать критическое мышление, эмоциональный и социальный интеллект.

Ситуация с пандемией коронавируса, в которой мы все оказались, показала, что есть навыки, которые во время кризиса могут неожиданно выйти на первый план. В этот раз в фокусе среди прочих оказались психологические навыки, а также умение выстраивать дистанционную работу и дистанционный менеджмент. Бизнес оказался очень зависим от сотрудников, которые могут быстро перестроиться на такой формат работы, реализовать управление коллег на «удаленке», обеспечить им поддержку в период изоляции, смены режима и общей паники.

Фото:Anna Shvets / Pexels

После этого кризиса многие крупные российские компании, с недоверием относившиеся к облачным технологиям, поймут, что нельзя удержаться на плаву без них. Если твои сотрудники могут по звонку собрать вещи, покинуть офис и расположиться дома, работая так же эффективно во всех системах, без проволочек и проблем с подключением, это — весомое конкурентное преимущество. В ближайшее время люди, умеющие работать в облачных системах и отвечающие за создание подобных инфраструктур, будут так же востребованы, как специалисты на стыке ИТ и медицины.

Кто они — дети, студенты, взрослые?

Повысится спрос на профессионалов в области кибербезопасности, особенно тех, кто специализируется на решениях для удаленного режима работы. Большие данные станут интересны не только с точки зрения анализа, но и перераспределения потоков и предиктивной работы в рамках кризиса, например, в ситуации обеспечения тяжелых больных койко-местами. Пример Италии здесь не очень положительный, но, к большому сожалению, крайне показательный.

Государство и компании после этих событий совершенно точно начнут перестраховываться, поэтому спрос на таких профессионалов будет длительным. Ведь цифровые компетенции — это не просто навык использования диджитал-инструментов, это, скорее, способность создавать новые бизнес-модели, изменять бизнес-процессы и продукты компании.

Умение учиться — центральный навык человека будущего

В ситуации, когда мир меняется настолько стремительно, что можно оказаться невостребованным еще на этапе обучения, казалось бы, востребованной профессии, на центральный план выходит самообразование и умение постоянно осваивать новые навыки. Как говорил китайский инвестор Ли Кайфу, сначала людей будет раздражать необходимость переобучаться, но уже через несколько десятилетий они будут благодарить технологии, которые освободили их от скучного, однообразного труда.

Фото:Bloomberg

Цифровая трансформация так или иначе призвана облегчить и улучшить нашу жизнь, и если в будущем роботы и отнимут у нас рутинный труд, у людей появится возможность заняться более важными, глобальными задачами и использовать возможности, отличающие нас от машин: творчество, креативность и сопереживание.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Технологии и медиа 

20 фев 2018, 17:45 

Правительство определилось с кадрами для цифровой экономики

Правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности одобрила план мероприятий по последнему пятому направлению программы «Цифровая экономика» — «Кадры и образование». Об этом сообщил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров во время парламентских слушаний на тему «Формирование правовых условий финансирования и развития цифровой экономики».

План мероприятий (копия есть у РБК) включает более 140 мероприятий. Среди них создание общедоступного онлайн-сервиса по обучению цифровой грамотности для взрослого населения, разработка цифрового аналога «Готов к труду и обороне» (ГТО) для всех возрастов, упрощение приема на работу высококвалифицированных иностранных специалистов, обновление всех образовательных программ с учетом требований к компетенциям цифровой экономики, привлечение действующих ИТ-специалистов к преподаванию в высшей школе.

«В итоге к 2024 году число обучающихся по ИТ-направлениям должно вырасти до 800 тыс. человек, а доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна составить 40%», — сообщил Николай Никифоров во время слушаний.

Первый заместитель руководителя аппарата правительства Максим Акимов добавил, что на сегодняшний день все планы мероприятий по направлениям программы «Цифровая экономика» утверждены.

Программа развития цифровой экономики была принята в середине 2017 года. Сейчас у нее пять направлений: «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Кадры и образование», «Нормативное регулирование» и «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов». Объем финансирования по четырем ранее принятым направлениям до 2020 года составляет около 520 млрд руб., в том числе 150 млрд руб. должны выделить из бюджета. В имеющемся у РБК плане мероприятий по направлению «Кадры и образование» бюджет не указан.

В ближайшее время в программе могут появиться новые направления. В частности, 12 февраля совет по цифровой трансформации экономики одобрил включение в программу двух новых направлений: «Цифровое здравоохранение» и «Цифровой транспорт и логистика».​​ Теперь эту заявку должна рассмотреть и одобрить подкомиссия по цифровой экономике, возглавляемая Максимом Акимовым.​

Большинство студентов IT-направлений (82%) планируют работать или уже работают по специальности, при этом почти две трети таких учащихся положительно оценивают свои профессиональные перспективы в РФ. Таковы результаты совместного исследования АНО «Цифровая экономика» и АНО «Национальные приоритеты» — эксперты впервые изучили карьерные планы данной группы молодежи. Де-факто это первая «целевая» программа, приведшая к решению кадрового вопроса в отрасли с таким положительным эффектом. Однако с учетом того, что он был обеспечен исключительными мерами господдержки, распространять его на другие образовательные направления, где доля работающих по специальности мала, а дефицит квалифицированных кадров высок, власти не планируют.

“Ъ” ознакомился с результатами исследования АНО «Цифровая экономика» совместно с АНО «Национальные приоритеты», в котором эксперты впервые изучили карьерные планы студентов IT-направлений российских вузов. В нем участвовали более 5,5 тыс. учащихся из 133 российских вузов, две трети респондентов (67%) — студенты бакалавриата IT-направлений, входящих в группы «Компьютерные и информационные науки», «Информатика и вычислительная техника», «Математика и механика», «Информационная безопасность». Результаты опроса показывают, что большинство респондентов (82%) планируют после окончания вуза работать по специальности в сфере IT или уже работают в ней. При этом почти две трети опрошенных (62%) положительно оценивают свои карьерные перспективы в России — наиболее распространенная оценка по 10-балльной шкале — 7 и 8 баллов (их выбрали 24% и 21% соответственно). Максимальную оценку (10 баллов) поставили 11% респондентов, 9 баллов — 6%.

Читать также:  Пошаговое руководство по созданию, построению и расширению бизнеса электронной коммерции B2B

В ходе опроса эксперты также выяснили, что большинство респондентов знают о мерах поддержки для IT-специалистов, введенных после начала военной операции России на Украине для сохранения ценных для государства кадров и предотвращения их оттока из страны: об отсрочке от армии информированы 85%, о льготной ипотеке — 63% студентов. Уже пользуются хотя бы одной из них или только собираются это сделать 42% респондентов. Почти треть опрошенных (32%) пока не определились с необходимостью для себя этих мер, 18% — затруднились с ответом, не собираются пользоваться этими видами поддержки лишь 8%. «Таким образом, для снижения потенциальной релокации талантливых специалистов необходимо повышать общую осведомленность студентов о мерах поддержки для IT-специалистов, а также проработать иные меры, которые будут для них более актуальны»,— говорится в отчете: это может быть поддержка трудоустройства или запуска бизнеса в IT-сфере.

Де-факто это первая «целевая» программа по решению кадрового вопроса в отрасли с такими положительными итогами. «Опрос, который мы провели среди HR-директоров компаний цифровой экономики, показал, что бизнес настроен в целом позитивно. Более того, многие отмечают планы расширения штатов IT-специалистов и развития своих IT-направлений. Этому способствуют в том числе действующие меры поддержки — льготная ипотека, отсрочка от армии, гранты на разработку, льготные кредиты на новые проекты и другие»,— говорит директор направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Юлия Горячкина. По словам исполнительного директора АРПП «Отечественный софт» Рената Лашина, меры поддержки, оказываемые государством отрасли, в том числе социальные, безусловно, способствуют сохранению квалицированных кадров внутри страны.

Однако именно из-за этой исключительности распространить соответствующий опыт на образовательные направления, где доля работающих по специальности мала, а дефицит квалифицированных кадров велик, вряд ли возможно. Так, как ранее сообщал “Ъ”, Минпромторг просил распространить на разработчиков электроники меры социальной поддержки, аналогичные тем, которые Минцифры запустило для программистов, но власти идею не поддержали, опасаясь, что в таком случае подобную поддержку запросят и другие отрасли (см. “Ъ” от 18 мая).

Вместе с тем есть и другой аспект в вопросе дефицита кадров — методологический, что ставит под сомнение и необходимость распространения опыта Минцифры. Как говорит эксперт ЦМАКП Игорь Полевой, тезисы о дефиците IT-кадров могут быть преувеличены. «В то время как власть говорит о дефиците, сами компании далеко не всегда сообщают о проблемах с наймом. Вопрос о том, как много выпускников не работают по специальности, также необходимо изучать отдельно в каждой профессиональной группе»,— отмечает он. Отдельной проблемой также может быть общая неопределенность перспектив экономики — как отмечает профессор Высшей школы бизнеса Высшей школы экономики Елена Варшавская, чтобы полноценно управлять развитием какого-либо сектора рынка труда, необходим макропрогноз для национальной экономики. «Если нет оценок развития отрасли, то и никакой профессиональный прогноз рынка труда сделать невозможно»,— отмечает она.

Цифровая трансформация является одной из национальных целей развития России до 2030 года. Применение цифровых технологий призвано обеспечить качественные изменения в экономике и социальной сфере, в том числе в госуправлении. При этом успешность преобразований во многом зависит от человеческого капитала, «цифровых» кадров — дефицит IT-специалистов в 2024 году прогнозируется на уровне не менее 1 млн человек.

Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» решает задачи по подготовке специалистов, а также по повышению цифровой грамотности населения, необходимой для использования цифровых технологий. Кроме того, нацпрограмму «Цифровая экономика» с 2022 года дополнит федпроект «Развитие кадрового потенциала IT-отрасли» — на его реализацию правительство планирует направить более 27,9 млрд руб. до 2024 года, сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

Опора на вузы

В прошлом году при университете «Иннополис» в Республике Татарстан был создан опорный центр по подготовке специалистов в области цифровой экономики и информационных технологий. В этом году на базе центра сформирован консорциум из высших и средних учебных заведений. По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, это позволит унифицировать и стандартизировать основные подходы к обучению, а также сформировать образовательные модули по цифровым компетенциям для преподавателей и студентов. По состоянию на 1 декабря прошли обучение цифровым навыкам более 16 тыс. преподавателей, было актуализировано 30 образовательных программ с учетом потребностей современного рынка и 40 профстандартов в части требований к формированию компетенций цифровой экономики.

«Главная задача Минцифры — обеспечить качество подготовки кадров на таком уровне, чтобы страна могла делать большие цифровые прорывы. Без системы высшего образования решить эту задачу невозможно»,— заявил глава ведомства Максут Шадаев в обращении к участникам форума Digital InnopolisDays 2021. Он отметил, что можно изменить цифры приема, но без изменения качества подготовки специалистов будет невозможно двигаться дальше. В нынешнем году контрольные цифры приема абитуриентов в вузы по IT-специальностям на бюджетные места составили 80 тыс. (в 2020 году — 60 тыс.), к 2024 году этот показатель планируется увеличить до 120 тыс.

Повышение качества образования требует участия IT-компаний. «И в этом смысле мы призываем региональные большие комьюнити делать — есть опорные вузы в любом регионе»,— заявил министр на встрече с представителями IT-сообщества в Ульяновске.

Говоря о взаимодействии вузов и бизнеса, руководитель отдела образовательных программ фирмы «1С», координатор рабочей группы «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Игорь Кузора отмечал, что учебные заведения хотят пригласить бизнес в образовательный процесс, но при этом сохранить его фундаментальность. Для того чтобы замкнуть два этих встречных движения и найти точки соприкосновения, АНО «Цифровая экономика» и Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий создали проект «ЦифрОбраз». Это информационный ресурс, где представлены предложения бизнеса по улучшению образовательных программ, информация о стажировках, грантах — все то, что по своему желанию вуз может использовать.

Программирование со школьной скамьи

Вместе с тем будет невозможно достигнуть контрольных показателей по приему абитуриентов в вузы, если не начать работу еще со старших классов школы. «Это самый главный вызов, если мы его не решим, все остальное в принципе бессмысленно»,— указывал Максут Шадаев.

В 2022 году предполагается открыть первый набор на программы бесплатного обучения школьников 8–11-х классов языкам программирования на двухгодичных курсах. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко отмечал, что новая инициатива призвана помочь школьникам определиться с будущей профессией и сформировать навыки, востребованные в цифровой экономике. Он указывал, что на обучение школьников уже заложено в федеральном бюджете почти 9 млрд руб., которые позволят до 2024 года подготовить 240 тыс. школьников. В 2022 году первые 100 тыс. школьников получат такую возможность. Предполагается, что до 2030 года обучение пройдут 1,2 млн детей. Обучение учащихся предполагается реализовать также в рамках инициативы «Подготовка кадров для IT», которая вошла в число 42 стратегических инициатив, утвержденных правительством в октябре нынешнего года.

«Пилот» проекта Минцифры запустило в октябре текущего года. Участвовать в нем в 2021 году могли ученики из Белгородской, Новгородской, Пензенской областей, Республики Татарстан и Республики Саха (Якутия). Курсы дополняют школьную программу по математике и информатике, их минимальная продолжительность —144 академических часа. «Пилот» продлится до июня 2022 года, его результаты будут учтены во всероссийском проекте. В декабре к пилотному проекту подключились еще пять регионов: школьники из Калужской, Тульской, Оренбургской, Нижегородской областей и Республики Башкортостан смогут обучиться языкам программирования на бесплатных курсах в рамках пилотного проекта Минцифры России и Университета 2035. Запись на обучение доступна до 30 декабря 2021 года.

Новая квалификация

Получение специального высшего образования — это не единственный способ освоить компетенции в сфере IT. Еще одна инициатива Минцифры — создание «цифровых кафедр» в российских вузах, что позволит студентам параллельно с основным направлением обучения, не связанным с IT, получить дополнительные «цифровые» компетенции. Предполагается, что до конца 2024 года будет открыто около 100 кафедр (в основном в региональных вузах), обучение пройдут не менее 260 тыс. студентов. Старт проекта запланирован на 2022 год.

Кроме того, пройти допобучение можно в рамках программы «Цифровые профессии». Слушателями курсов могут стать россияне от 16 лет с образованием не ниже среднего профессионального и не достигшие пенсионного возраста. При этом студент или его работодатель оплачивает только половину стоимости обучения, другую половину — государство. В среднем цена за курс с учетом 50-процентной скидки составляет около 40 тыс. руб. Обучение длится не менее 250 академических часов, из которых 144 часа посвящены программированию. Предполагается, что до конца 2024 года программой воспользуются минимум 110 тыс. человек. К участию в проекте допущено 46 образовательных организаций. В числе наиболее востребованных у студентов программ — Java-разработчик, специалист по Data Science, Python-разработчик, разработчик «1С», веб-разработчик.

Госслужащие и сотрудники коммерческих компаний могут пройти обучение по программе повышения квалификации CDO (директор по цифровым технологиям). На выбор им предлагается два курса: «Методы и технологии, основанные на работе с данными» и «Управление, основанное на данных». При этом слушатели не только осваивают цифровые компетенции и проектную деятельность, но и разрабатывают собственные проекты. Отметим, что «цифровое» госуправление должно привести к повышению качества и эффективности оказания госуслуг, проактивной поддержке со стороны государства.

Цифровой трансформации в России мешают недоверие населения к технологиям и сопутствующая ему низкая цифровая грамотность в защите персональных данных, хотя до двух третей российских работников уже заняты в профессиях со средним уровнем цифровизации, указывали эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ). Протестировать уровень цифровой грамотности, а также сформировать необходимые в повседневной жизни IT-навыки можно на специальном портале готовкцифре.рф, где собраны различные инструменты оценки.

Конкуренция обостряется

По данным сервиса «Работа.ру», в третьем квартале 2021 года практически во всех отраслях наем новых сотрудников стал еще более активным: число открытых вакансий увеличилось на 48% по сравнению с тем же периодом 2020 года. Вместе со спросом растет и конкуренция за сотрудников: работодатели готовы предлагать более выгодные условия труда для привлечения новых высококвалифицированных кадров, говорит директор по персоналу и организационному развитию сервиса Юлия Санина. «Несмотря на то что эталонные условия труда и высокие зарплаты в IT привлекают все больше россиян в эту сферу (число резюме выросло на 72%), конкуренция работодателей за высококвалифицированных профессионалов в этой отрасли продолжает обостряться — только 52% кандидатов имеют фундаментальное образование в IT»,— указывает она.

Дефицит IT-кадров в 2024 году составит не менее 1 млн человек, к 2030 году при сохраняющемся тренде показатель достигнет отметки более 3 млн человек — соответствующий прогноз сделала на сессии «Кадровые тренды в сфере IT & Digital эпохи удаленки» в рамках XIII Russian Internet Week (RIW 20/21) замдиректора по направлению «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Юлия Горячкина. Согласно приведенным в ее презентации данным, 62% компаний считают, что нехватка специализированных кадров препятствует цифровизации.

Читать также:  Опишите электронную коммерцию. (Сердце интернет-магазинов)

Традиционно IT-отрасль является одним из лидеров по уровню зарплат. По данным «Работа.ру», только за лето текущего года зарплаты специалистов выросли в среднем на 20%. В топ-3 профессий с самыми высокими средними зарплатами в отрасли входят технический директор (238 тыс. руб. в месяц), Go-разработчик (195 тыс. руб. в месяц) и продакт-менеджер (171 тыс. руб. в месяц).

Компании ищут в основном людей с опытом работы в IT более трех лет. Специалистам, которые только пришли в эту сферу, очень сложно, так как кандидатов на junior-позиции много, конкуренция большая, а заработная плата для такого уровня гораздо ниже, чем для уровней middle и выше, отмечает руководитель центра развития карьеры образовательной платформы «Нетология» Татьяна Смирнова. Но несмотря на сегодняшний «тяжелый» вход в IT, большие перспективы есть у специалистов, выбирающих сферы на стыке бизнеса и технологий, промышленности и аналитики данных — эти профессиональные области очень ценятся работодателем, указывает она.

По словам госпожи Саниной, по количеству вакансий самыми популярными профессиями в IT являются программист Java, frontend-разработчики, системный администратор. Похожие данные приводит руководитель Академии «Яндекса» Евгения Куликова. По ее словам, в последние два года наблюдается спрос на разработчиков мобильных приложений, также сохраняется стабильно высокий спрос на backend- и frontend-разработчиков. Она добавляет, что в настоящее время навыки в области цифровых технологий и анализа данных востребованы не только в «технических» индустриях — они необходимы и в гуманитарных дисциплинах.

По результатам анализа, проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, самыми востребованными навыками в цифровой среде являются работа с базами данных, владение английским языком и машинное обучение, владение методами защиты информации и взаимодействие с клиентами. Таким образом, от соискателей требуются не только профессиональные навыки (hard skills), но и неспециализированные компетенции (soft skills). Soft skills носят кросс-функциональный характер, не привязаны к определенной профессии и могут быть полезными в любой сфере, говорит госпожа Санина. По ее словам, важно обладать критическим мышлением, постоянно повышать свой уровень, учиться новому и уметь взаимодействовать с другими людьми.

По мнению гендиректора Инжинирингового центра МФТИ Тимура Тавберидзе, чтобы попасть в пул высоковостребованных кандидатов, недостаточно обозначить приставку «digital» к своему IT-опыту — нужно соответствовать этому статусу. Это означает не только получение серьезного фундаментального образования в профильном университете, но и прохождение большого числа курсов, знание иностранного языка для чтения специализированной литературы и постоянное оттачивание навыков на практике, поясняет он.

Вузовские образовательные программы, ориентированные на практику, отчасти могут решить проблему нехватки квалифицированных IT-кадров, указывает госпожа Куликова. Сложность в том, что для их создания нужно привлекать специалистов, которые прямо сейчас работают в индустрии и знают ее изнутри, отмечает она. Впрочем, компании приходят не только в вузы, но и к образовательным платформам, чтобы, объединившись, создавать программы обучения, ориентированные на запросы организации. Тимур Тавберидзе надеется, что совместные усилия позволят в будущем уравновесить спрос и предложение на digital-специалистов.

Чтобы обеспечить себе научный и технологический задел для построения современной экономики, многие страны мира инвестируют в разработку прежде всего человеческих, а не материальных ресурсов. Конкуренция за «цифровых экспертов» острейшая и идет на межгосударственном уровне, важность решения кадрового вопроса сегодня подчеркивают на высшем уровне, президент Владимир Путин даже называл его в числе приоритетов. Власти убеждены: от реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» во многом зависит успешность масштабных преобразований в России.

Программный прием

«В России в дефиците высококвалифицированный человеческий капитал, в частности в IT-сфере. И планы развития компаний, регионов, страны в целом упираются в нехватку нужных людей»,— объясняет директор по направлению «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» (АНО ЦЭ) Андрей Сельский. Можно построить какую угодно технологическую инфраструктуру, но этого будет недостаточно, чтобы трансформировать экономику в сторону «цифры», отмечает он.

Основная задача федерального проекта, рассчитанного до 2024 года,— поддержать развитие цифровой экономики в стране квалифицированными людьми, речь как о профессионалах IT-отрасли, так и о специалистах во всех областях, владеющими на достойном уровне цифровыми компетенциями. По итогам его завершения количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий, должно составить 800 тыс. ежегодно, а доля обладающего цифровыми навыками населения — достичь 40%.

«Производственные специальности снова в тренде»

Задача отнюдь не простая: по данным исследования КПМГ «Цифровые технологии в российских компаниях» от 2019 года, 58% компаний отмечают: одно из основных препятствий на пути цифровизации и внедрения инновационных технологий — отсутствие компетенций. Дефицит IT-кадров на российском рынке труда сегодня оценивается примерно в 1 млн человек ежегодно. Например, сейчас очень высок спрос на специалистов по разметке данных для задач Deep Learning (совокупность методов машинного обучения, основанных на обучении представлениям, а не специализированным алгоритмам под конкретные задачи) и нейросетей, рассказывает директор по трансформации бизнеса IT-компании КРОК Полина Хабарова.

Именно поэтому одной из ключевых вех проекта «Кадры для цифровой экономики» являются контрольные цифры приема (КЦП) в вузы абитуриентов по направлениям информационных технологий. К примеру, в 2019 году целевой показатель по нему составляет 50 тыс. человек, к 2023 году он должен удвоиться, а в 2024 году составлять уже 120 тыс. человек. Еще недавно КЦП по IT-направлениям были существенно ниже: в прошлом году вузы выпустили на рынок труда всего 25 тыс. выпускников для IT-сферы, поступавших в 2013–2014 годах. Таким образом, уже достигнутые сегодня договоренности по КЦП обеспечивают рост IT-выпускников в 2,5 раза за ближайшие 4–5 лет.

Чтобы достичь амбициозного показателя в 120 тыс. абитуриентов IT-направлений в 2024 году, государство и бизнес готовят предложения по инструментам развития инфраструктуры вузов. Среди тех, кто трудится над этим проектом,— рабочая группа АНО ЦЭ, заинтересованные компании цифровой экономики, ведущие университеты, а также Центр компетенций, возглавляемый созданным в конце 2017 года по инициативе АСИ Университетом НТИ «20.35».

Также уточняются критерии отнесения программ высшего профессионального образования к сфере IT. Рабочая группа, Центр компетенций и Минобрнауки договорились о трех таких перспективных критериях: сдача абитуриентами ЕГЭ по информатике, развитие навыков программирования в ходе учебного процесса и их проверка при выпуске из вуза в ходе госэкзамена. В список же специальностей, которые должны относиться к IT, вошли более 20, среди них — «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Компьютерная безопасность», «Информационно-аналитические системы безопасности», «Математика и компьютерные науки», «Радиотехника» и другие.


Поддержка в комплексе

Проведение всех мероприятий по направлению «Кадры для цифровой экономики» до 2024 года требует больших ресурсов: общее финансирование составит 143 млрд руб., из них 138,6 млрд руб.— дополнительные расходы федерального бюджета, а 4,5 млрд руб. планируется привлечь от частных инвесторов. В результате поддержку должны получить 2 тыс. проектов, разрабатывающих перспективные образовательные технологии. Также около 1,5 тыс. образовательных учреждений, имеющих лучшие результаты в преподавании математики, информатики и технологий, получат гранты.

Гранты предусмотрены и для 33 тыс. обучающихся общего и среднего образования, «проявивших выдающиеся способности в этих областях знаний». Кроме того, к 2024 году должно быть создано 5 международных научно-методических центров и 15 вузов для проведения исследований, изучения и распространения лучших практик подготовки и стажировки продвинутых кадров цифровой экономики в области математики, информатики и технологий. Помимо значительного бюджета самого федерального проекта на развитие кадрового потенциала страны будет направлено и финансирование в рамках нацпроектов «Образование» и «Наука».

Бизнес готовит смену

Тон в развитии кадрового потенциала сегодня пока задает государство: появляются новые обучающие программы в вузах, открываются курсы повышения цифровой грамотности для населения. Например, в нескольких регионах России сейчас планируется эксперимент, по условиям которого гражданам будут выдаваться персональные цифровые сертификаты на получение дополнительного профессионального образования в сфере IT. При этом российский и международный бизнес, в свою очередь, уделяет много внимания задачам трансфера технологий и инноваций: компании активно делятся опытом и знаниями, оказывают поддержку молодым специалистам из разных областей, говорит директор по персоналу SAP CIS Вера Соломатина.

Участникам рынка важно не просто рассказать про технологии, но и создать пласт новых профессий — речь не только о будущих инженерах и программистах, но и о data scientists, и chief digital officer (CDO). Для этого они уже активно сотрудничают с вузами, школами и досуговыми детскими центрами. Например, в МИРЭА, РГУ нефти и газа имени Губкина, Университете ИТМО, НИУ ВШЭ, РЭУ имени Плеханова уже открыты центры инноваций SAP, где у студентов есть доступ к различным образовательным материалам. На Петербургском экономическом форуме SAP также подписала с АО «Корпорация развития Енисейской Сибири» соглашение о сотрудничестве в области подготовки IT-специалистов для проекта «Цифровая долина Красноярска». По словам Веры Соломатиной, это даст возможность студентам разрабатывать решения в области промышленной безопасности, охраны труда и экологии, а также создания «цифровых двойников» оборудования и виртуальных моделей управления производственным процессом в режиме реального времени.

Многие страны предпринимают попытки создать у себя привлекательные условия по развитию кадров в IT-сфере. Традиционно в этом преуспевают США, их MIT-программа (Массачусетский университет США) считается лучшей в мире по цифровым технологиям, говорит управляющий партнер Bright Денис Абакумов. Чтобы конкурировать за кадры с остальным миром, России необходима поддержка на государственном уровне, и в этом плане задача шире — нужно не только растить кадры, но и удерживать их внутри страны, отмечает он.

Решению этой задачи будут способствовать партнерства государства и крупного бизнеса в части развития комплексных долгосрочных кадровых программ. «В этой связке государство должно лидировать в сфере фундаментальных наук — физика, химия, биология, мехмат, кибернетика,— уверен Денис Абакумов.— А крупный бизнес должен отвечать за специализацию, создавать почву для практического применения знаний так, чтобы вложенный рубль давал полтора». Именно эффективное применение цифровых технологий позволит России конкурировать с остальным миром и за кадры, и за экономическое лидерство. При этом помимо политической и финансовой поддержки со стороны государства необходимо создавать культурные общественные кластеры и не на уровне «отдельных рекреаций», как Сколково, а на уровне целых городов, подчеркивает господин Абакумов. «Так, цель через пять лет закрепить за Москвой статус центра цифровых технологий в Восточной Европе — достойна внимания государственных чиновников»,— считает он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *