Культура в «цифре»

Текст:Марина Журавлева, Владимир Паньков

Почему растет интерес к культурному наследию и академическому искусству

Культура в «цифре»

Цифровые технологии приходят в музеи, библиотеки и концертные залы, расширяя их аудиторию. Сделать культурное наследие технологичным и по-настоящему доступным для всех — одна из главных целей нацпроекта «Культура».

Культура все сильнее влияет на экономику

Способность человека творчески мыслить и неординарно действовать — обязательная составляющая набора так называемых гибких навыков, требуемых работодателями в цифровую эпоху.

Креативная индустрия — самостоятельная сфера деятельности с высоким потенциалом развития и продвижения остальных секторов экономики. Термин «креативная экономика» впервые был использован в журнале Business Week в 2000 году. Он подразумевает деятельность на перекрестке искусств, культуры, бизнеса и технологий.

Культура в «цифре»

В частности, по оценкам международной консалтинговой компании EY, на долю креативной экономики приходится порядка 3% мирового ВВП, в этом секторе занято более одного процента экономически активного населения.

Ремесла и промыслы, культурые объекты, живопись, музыка, танец, дизайн — такие области, как культурное наследие и искусство, наряду с современными медиа и функциональным творчеством способны вносить серьезный вклад в развитие территорий.

Например, европейский рынок креативной индустрии базируется на высокой концентрации организаций, связанных с историческим наследием, искусством и модой: cемь из десяти самых посещаемых музеев мира — европейские. И именно сфера культурного наследия формирует приток капитала в города за счет развития внутреннего и внешнего туризма, отмечают в Аналитическом центре при правительстве РФ.

KPI нацпроекта «Культура

сельских домов культуры будет построено и отреставрировано к концу 2024 года

кинозалов будет создано и модернизировано в городах с населением до 500 тыс. жителей к концу 2024 года

Увеличение посещаемости организаций культуры в динамике, млн человек

Рост числа обращений к цифровым ресурсам, млн

Определения «креативная индустрия», «креативный класс», «креативный город» встречаются в стратегических документах социально-экономического развития различных стран мира. Авторы федерального нацпроекта «Культура», стартовавшего в России в начале 2019 года, также связывают рост качества жизни и социально-экономическое благополучие страны с развитием культурной среды, творческих личностей и цифровизацией этой сферы.

КАК РАСТЕТ КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС В РЕГИОНАХ

Расширение креативного класса зависит от целого ряда факторов, в том числе от современной инфраструктуры и эффективности управления объектами культурного наследия. Об этом говорят авторы Индекса креативного капитала российских городов 2018 года британского благотворительного фонда Calvert 22 (специализируется на поддержке культурных, инновационно-креативных и образовательных проектов из России и стран Восточной Европы) и международной консалтинговой компании PwC.

По их данным, на сегодняшний день в экономике Москвы и Санкт-Петербурга, например, креативный сектор уже составляет более 5% ВРП. Так, в столице сконцентрировано большинство крупных креативных кластеров — дизайн-завод «Флакон», квартал Artplay, «Фабрика», АРМА, «Винзавод» и др. Здесь полноценно сформировано креативное сообщество, а у администрации и бизнеса есть понимание принципов монетизации таких пространств. В целом наиболее насыщенными креативной инфраструктурой городами признаны также Санкт-Петербург, Тюмень, Великий Новгород и Новосибирск.

Культура в «цифре»

Санкт-Петербург при этом является городом с наиболее эффективно используемым культурным наследием. Здесь также отмечается довольно активная роль в культурной жизни города как местной администраци и, так и самих горожан.

В России в целом за последние несколько лет произошел серьезный скачок в управлении сферой культуры, считают авторы индекса. В частности, знаковым стало появление в Новгородской области первой официальной должности, связанной с креативным сектором, — советник губернатора по культуре, туризму и креативному сектору. В целом финансовая поддержка со стороны местных властей и их открытость к инициативам жителей города — также существенный фактор развития культуры и тесно связанной с ней креативной средой.

Как ранее заявлял министр культуры РФ Владимир Мединский на Российском инвестиционном форуме в Сочи, 95% средств нацпроекта «Культура» пойдут на региональные проекты: «Мы хотим, чтобы произведения искусства были предельно доступны всем нашим гражданам».

В Минкультуры России подчеркивают, что одним из драйверов для культурной среды являются цифровые технологии. Например, виртуальные концертные залы, онлайн-трансляции на портале культура.рф (где можно, например, посмотреть как архивные спектакли, так и совсем недавние премьеры), развитие Национальной электронной библиотеки, виртуальные музеи и мультимедийные гиды, другие проекты с использованием цифрового пространства значительно расширяют возможности организаций культуры. «Любой житель нашей страны вне зависимости от места проживания получит доступ к лучшим образцам академического искусства и сможет, например, посмотреть в прямом эфире концерт Дениса Мацуева из зала имени Чайковского Московской филармонии»,— заявил на Санкт-Петербургском международном культурном форуме Владимир Мединский.

виртуальных концертных залов должно быть создано в стране к концу 2024 года

онлайн-трансляций различных культурных событий должно быть размещено на портале Культура.рф

мультимедиа-гидов по экспозициям и выставочным проектам с использованием технологии дополненной реальности будет создано к 2025 году

книжных памятников будут оцифрованы и включены в Национальную электронную библиотеку

Читать также:  Для интернет-маркетинга в базе знаний Яндекс.Метрики INTERVOLGA вы можете использовать мобильное приложение GTM

При этом нет задачи заменить искусство виртуальными технологиями, подчеркивают в ведомстве. «У нас довольно большая страна. Россия — не Люксембург, и возможность посетить Третьяковскую галерею или Эрмитаж, послушать концерт в Московской филармонии есть не у всех», — отмечает директор департамента информационного и цифрового развития Минкультуры России Вадим Ваньков. Поэтому необходимо не только стимулировать развитие культурных центров и творческих коллективов на местах, но и с помощью современных технологий расширить доступ жителей регионов к культурному наследию и к современному академическому искусству.

Современная цифровая техника открывает возможности фото- и видеофиксации исчезающих традиций для создания большой единой общероссийской базы и дальнейшего распространения, говорит директор Государственного российского дома народного творчества имени В. Д. Поленова Тамара Пуртова: «Широкая аудитория одним нажатием «мышки» сможет прикоснуться к традициям самых разных национальностей. У жителей страны появится возможность узнать, какие песни пели в том или ином селе, какие обряды бытовали, как развивается ремесло и что сегодня делается для сохранения и актуализации нематериального наследия».

Согласно нацпроекту, число обращений к цифровым ресурсам культуры, таким как культура.рф, история.рф, портал Национальной электронной библиотеки (нэб.рф), Государственный каталог Музейного фонда РФ (goskatalog.ru), платформа «Артефакт» — должно увеличиться в пять раз по отношению к итогам 2017 года и достигнуть 80 млн.

Сервисы для цифровой культуры

Культура в «цифре»

Технологии дополненной реальности открывают двери в виртуальные музеи и расширяют возможности офлайн экспозиций. Например, приложение Artefact позволяет при посещении музея с помощью смартфона увидеть всю историю экспоната — от авторских эскизов до реставрации. Для этого достаточно сфотографировать, например, картину, и машинное зрение распознает образ, а программа выдаст соответствующую информацию или переключит на аудиогид.

Культура в «цифре»

Культура в «цифре»

Культура в «цифре»

Культура в «цифре»

В 2009 году по инициативе директора библиотеки Конгресса США при поддержке ЮНЕСКО была запущена Mировая цифровая библиотека. Оцифровка книг позволяет не только сохранять историческое наследие, но и открывает возможности удаленного пользования фондами, в том числе ранее недоступными редкими изданиями. До конца года 8 тыс. особо ценных книжных документов, хранящихся в российских фондах, должны быть отсканированы и переведены в цифровой формат. Среди них — коллекции рукописных книг славянской и древнерусской традиции XI–XIX веков, книги, изданные в России в XVIII веке в целом, и книги, изданные гражданским шрифтом в 1708-1725 годах, в частности «Петровская коллекция». За шесть лет должно быть оцифровано не менее 48 тыс. рукописных книг и печатных изданий особого исторического, научного и культурного значения.

Культура в «цифре»

Виртуальное концертное пространство

Концерт оркестра Московской филармонии под управлением Юрия Симонова в 2014 году стал первым в истории Всероссийского виртуального концертного зала. Выступление Дениса Мацуева из Концертного зала имени П.И. Чайковского в режиме реального времени передавали в десятки областных филармоний, где его ретранслировали на широкоформатных экранах. Специально оборудованные залы, оснащенные современной техникой, куда поступает прямой сигнал из центральных концертных залов России, позволяют жителям самых удаленных уголков страны техникой, позволяют жителям самых удаленных уголков страны услышать и увидеть ведущих российских и мировых исполнителей не только онлайн, но и в записи.

Как консервативные учреждения культуры стали современными

Технологии уже вдохнули жизнь в один из самых консервативных институтов культур — музеи, на очереди библиотеки и дома культуры. После резкого (в 2,5 раза, по данным Государственного института искусствознания РАН) снижения интереса в период 1985–2012 годов сегодня ситуация кардинально изменилась. По данным опроса ВЦИОМ, интерес и фактическое потребление россиянами культурных продуктов и услуг растет. Посещение музеев, как ранее заявлял директор департамента музеев Минкультуры России Владислав Кононов, достигло 154 млн, что соответствует потоку посетителей 1985 года. Это результат в том числе трансформации их в современные общественные пространства, оцифровки коллекций и внедрения виртуально-информационных пространств, открывающих для аудитории представление о богатстве музейных архивов и экспозиций.

Одним из знаковых событий, которые показали эффективность новых способов коммуникации музеев со своей аудиторией, стала приуроченная к 150-летию художника выставка работ Валентина Серова в Третьяковке. «Очередь на Серова», в которой, несмотря мороз декабря 2015 года, стояло 1,5 тысячи человек, стала именем нарицательным, отразив новый виток интереса россиян к изобразительному искусству и к музейным экспозициям в целом. Как сообщала пресс-служба Третьяковской галереи, экспозицию посетило более 480 тыс. человек. Она стала самой посещаемой выставкой русского искусства в России за последние 50 лет, заявила тогда генеральный директор Третьяковки Зельфира Трегулова.

Культура в «цифре»

«В этом году мы попробовали активно использовать новые средства общения с аудиторией: были запущены новые мобильные приложения», — писала в отчете по итогам 2015 года Зельфира Трегулова. В общественных пространствах была создана более комфортная обстановка, открылись кафе, новый музейный магазин, переоборудована входная зона.

Читать также:  Официальный сайт и центр электронной коммерции ООО "Центр электронной коммерции"

Еще одним ярким примером того, как музеи заговорили с аудиторией на ее языке, стала креативная компания Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина «К импрессионистам нужно прийти». Совместно с социальной сетью «Одноклассники» музей записал аудиогиды к ключевым картинам голосами селебритиз: Ивана Урганта, Сергея Шнурова, Полины Гагариной, Ксении Собчак и др.

Тысячи пользователей социальных сетей присоединились к флэшмобу «Поддержи традиции», отмечает она: «Участники и руководители творческих коллективов, исполнители, сказители, собиратели, ценители фольклора, сотрудники домов культуры, библиотек, музеев, домов ремесел и, самое главное, просто интернет-пользователи размещали посты с хештегами #поддержитрадиции, #поддержитрадициистрана о традициях народов России, публиковали фотографии, видео- и аудиозаписи, воспоминания бабушек и дедушек».

Во время проведения Всероссийского фестиваля-конкурса любительских творческих коллективов благодаря активным постам в соцсетям фото- и видеоисторий участников, прямым трансляциям и интернет-голосованию за лучший коллектив, по словам Тамары Пуртовой, число подписчиков на официальных страницах ГРДНТ им. В.Д. Поленова и региональных домов народного творчества, принимавших этапы фестиваля-конкурса, увеличилось в пять раз.

Напомним, что федеральный проект «Творческие люди» направлен на поддержку творческих инициатив среди нового поколения и в том числе предусматривает создание системы грантовой поддержки фестивалей самодеятельных коллективов.

В этом году по итогам фестиваля-конкурса участники получили первые 20 грантов в размере 2 млн руб. Всего за шесть лет, на протяжении которых будет проводиться фестиваль-конкурс, поддержку получат 120 коллективов.

Государство способствует цифровизации музеев: в 2015 году на базе портала культура.рф создано Единое информационное пространство. Система стимулирует продвижение учреждений культуры в интернете: здесь можно делать отложенные публикации для социальных сетей, e-mail-рассылки, публиковать анонсы мероприятий и участвовать в образовательных вебинарах. В 2017 году Минкультуры РФ запустило продвинутое AR (augmented reality — дополненная реальность), приложение — гид по музеям для пользователей и одновременно единую программную платформу для создания виртуальных гидов для всех музеев Artefact. В рамках нацпроекта в 2019 году будут сформированы 78 таких гидов на русском и английском языках по музеям и выставкам, а это более 3 тыс. экспонатов. В Минкультуры России отмечают, что речь идет о совершенно разных музеях, в основном региональных. «Таким образом самые новейшие технологии становятся им доступны», — говорят в ведомстве.

Культура в «цифре»

Нет такой цифровой технологии, которая бы уже не использовалась в музеях-лидерах, будь то создание внутреннего цифрового пространства или работа с посетителями, говорит заместитель директора по цифровому развитию ГМИИ им. А.С. Пушкина Владимир Определенов.

Следующий этап Artefact — развитие виртуальных помощников, основанных на искусственном интеллекте. Системы будут искать ответ на вопрос не в одном источнике знаний, а давать релевантную научную информацию, основанную на разных источниках.

Музеи, библиотеки, архивы — это институты памяти, говорит Владимир Определенов: «Их задачей является создание достоверного пространства знаний, в первую очередь в интернете. Потому что, к сожалению, сейчас сеть состоит из фейков и непроверенной информации. И чем более качественно мы построим вот это достоверное пространство, чем точнее будут ссылки, чем меньше ошибок в перепечатках, тем в целом будет выше и уровень образования и культуры».

Страны Евросоюза занимаются оцифровкой музейных, библиотечных и архивных материалов в соответствии с рекомендациями Еврокомиссии от 2011 года. Однако, согласно последнему докладу ЕС от июня 2019 года, 11 государств союза начали активно оцифровывать объекты недвижимого культурного наследия, памятники истории и архитектуры с использованием трехмерного сканирования.

Поводом к этому послужил в том числе пожар, вспыхнувший в Нотр-дам-де-Пари в апреле этого года. Собор, построенный в XII-XIV, лишился шпиля и части первозданных деревянных перекрытий крыши, невидимых для взглядов туристов, но ценных для историков архитектуры. Реставрировать собор Парижской Богоматери будут в том числе по реставрационной документации XIX века.

Стремительное развитие цифрового информационного поля лишило библиотеки монополии на знания, изменились подходы к размещению информации, ее систематизации, обработке, говорит руководитель проектного офиса Национальной электронной библиотеки Павел Лушников. Проект развития национальных модельных библиотек, по его словам, должен не только превратить библиотеки в современные культурно-образовательные пространства, но и способствовать распространению достоверной информации среди интернет пользователей, вернуть библиотекам авторитет.

«Еще недавно очагом культуры в небольшом городе был супермаркет, сегодня таким очагом становятся модельные библиотеки. Их посетители уже просят продлить время работы», — отмечает Павел Лушников.

Запуск раздела «Книжные памятники», в рамках которого в высоком качестве оцифровываются уникальные книги, в том числе изданные ранее 1830 года, откроет широкой общественности доступ к ним.

Инфраструктура для творчества: новые очаги культуры

Дома культуры — центры культурной жизни в небольших населенных пунктах. Они должны стать своего рода экосистемой, которая объединит образование, досуг, творчество и откроет возможности для адаптации людей с ограниченными возможностями. В рамках нацпроекта будут построены и модернизированы более 500 ДК по всей стране. Конкурс в рамках проекта «Дом культуры. Новый формат», который пройдет в 2020 году, позволит тиражировать лучшие практики.

Читать также:  Внешняя среда системы электронной коммерции и глобальные тенденции. атмосфера внутри торговой организации. Инновации в бизнесе

В рамках нацпроекта 660 муниципальных библиотек к 2024 году должны превратиться в современные информационные пространства с доступом к достоверной информации. В 2019 году в 44 регионах уже открыты 134 модельные библиотеки, оснащенные новейшими информационными технологиями. Сейчас в России более 40 тыс. общедоступных библиотек.

В течение шести лет будет создано дополнительно 1200 кинозалов в населенных пунктах до 500 тыс. человек. Программа кинофикации страны ведется с 2015 года. Тогда, по данным Фонда кино, 40% населения не имело доступа к современным цифровым кинотеатрам. За это время было построено 789 кинозалов, которые посетили более 15,7 млн зрителей. С 2019 года программа стала частью нацпроекта.

Культура в «цифре»

Культура в «цифре»

Культура в «цифре»

Нацпроект предусматривает техническое переоснащение детских школ искусств. К концу 2024 года 1800 образовательных учреждений в сфере культуры (детских школ искусств и училищ) должны быть оснащены новыми музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами.

Культура в «цифре»

Культура в «цифре»

Санкт-Петербург при этом является городом с наиболее эффективно используемым культурным наследием. Здесь также отмечается довольно активная роль в культурной жизни города как местной администрации и, так и самих горожан.

В Минкультуры России подчеркивают, что одним из драйверов для культурной среды являются цифровые технологии. Например, виртуальные концертные залы, онлайн-трансляции на портале культура.рф (где можно, например, посмотреть как архивные спектакли, так и совсем недавние премьеры), развитие Национальной электронной библиотеки, виртуальные музеи и мультимедийные гиды, другие проекты с использованием цифрового пространства значительно расширяют возможности организаций культуры. «Любой житель нашей страны вне зависимости от места проживания получит доступ к лучшим образцам академического искусства и сможет, например, посмотреть в прямом эфире концерт Дениса Мацуева из зала имени Чайковского Московской филармонии»,— заявил на Санкт-Петербургском международном культурном форуме Владимир Мединский.

Культура в «цифре»

Культура в «цифре»

20 декабря 2019

Технологии и медиа 

17 сен 2018, 18:09

Медведев утвердил бюджет национальной программы «Цифровая экономика»

Правительство одобрило проект паспорта национальной программы «Цифровая экономика»: расходы на нее в следующие пять лет составят 2,16 трлн руб.

Культура в «цифре»

Премьер-министр Дмитрий Медведев 17 сентября на заседании президиума по стратегическому развитию и национальным проектам рассмотрел проект паспорта нацпрограммы «Цифровая экономика». Расходы на нее в 2019–2024 годах составят 2,16 трлн руб., сообщил глава Минкомсвязи Константин Носков по итогам совещания.

«Сейчас мы закладываем около 2 трлн руб. 1,08 трлн — это дополнительные бюджетные средства, мы рассчитываем как минимум на такую же сумму по внебюджетным источникам», — сказал Носков.

В нацпрограмму войдут федеральные проекты «Нормативное регулирование», «Информационная инфраструктура», «Кадры и образование», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии» и «Цифровое госуправление».

История «Цифровой экономики»

Программа «Цифровая экономика» была утверждена правительством летом 2017 года. В конце 2017 — начале 2018 года были утверждены планы мероприятий программы по пяти направлениям. Общий бюджет программы на тот момент составил более 500 млрд руб. до 2020 года. Самым дорогим было направление «Информационная инфраструктура» — на него планировали потратить 436,6 млрд руб., 100 млрд руб. из которых предполагалось привлечь из госбюджета.

Правительство, Агентство стратегических инициатив, «Ростелеком», «Ростех», Сбербанк, МТС, «МегаФон», «ВымпелКом», «Яндекс» и др. стали учредителями АНО «Цифровая экономика», координирующей деятельность рабочих групп и центров компетенций по направлениям программы.

Согласно майскому указу президента Владимира Путина, программа «Цифровая экономика» была трансформирована в национальную программу, а ее направления стали федеральными проектами. Вместе с рядом других нацпрограмм «Цифровая экономика» должна быть представлена правительством в Совет при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам до 1 октября.

Сколько стоит цифра

В предварительном июньском варианте бюджета национальной программы затраты на цифровую экономику, включая бюджетные и внебюджетные средства, оценивали в 3,5 трлн руб.

В августе в материалах к совещанию у замминистра финансов Андрея Иванова было указано, что сумма, выделенная из бюджета на 2019–2024 годы, может составить 1,2 трлн руб., сообщала газета «Ведомости». В 2018 году планировалось потратить 8,4 млрд руб., большая часть из них — 7,3 млрд руб. — уже была предусмотрена в бюджете.

Согласно внесенному в сентябре в правительство проекту паспорта, государство должно было потратить на цифровую экономику 1,3 трлн руб. до 2024 года, сообщал «Коммерсантъ». Еще 1,5 трлн руб. планировалось получить из внебюджетных источников.​

Власти рассчитывают на активное участие регионов в финансировании проектов цифровой экономики, об этом Максим Акимов рассказал после заседания наблюдательного совета АНО «Цифровая экономика» 4 сентября. Кроме того, он рассказал, что для регионов до конца года будут разработаны KPI по инвестициям в цифровую экономику. По словам Акимова, из федерального бюджета будет потрачено примерно 1 трлн руб. Остальное — деньги регионов и бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *