Электронная коммерция как часть организации бизнес-процесса
Участие в электронной коммерции, если это делается на серьёзном уровне, влечёт перенос части структуры организации в «электронную» среду (проблема адаптации — организационные проблемы).
Изменение модели ведения дел — методологическая проблема. Проблема заключается в выборе стратегии внедрения новых систем:
- Подстроить готовую систему “под себя” – в этом случае существует опасность никогда не окончить адаптацию системы (по мере адаптации системы меняется бизнес-модель, и систему приходится адаптировать снова).
- Адаптировать собственные бизнес-процессы под систему – “постороннее решение” не всегда можно применить к “собственному бизнесу”. Проблема как на уровне бизнес – процессов, так и на уровне психологии.
Создание торговой площадки (интернет-магазина) — технологические проблемы.
В российском Интернете уже есть сайты, на которых содержится подробная информация о компаниях, товарах и услугах, а также есть специальный вход для дистрибуторов и дилеров, через который последние могут получать дополнительную информацию, иногда могут оставить свои заказы на поставку товаров, а также механизмы обеспечения возможности выбора товара и его приобретения потребителем.
Для В2В эл. коммерция позволяет обеспечить кооперацию и обмен оперативной информацией как между партнёрами, так и внутри отдельно взятой компании. В России В2В трудно реализуема: слабая структурированность, требования гос. отчётности (не согласованные с требованиями электронной коммерции, отсутствие стандартов на обмен данными (EDI, EDIFACT и т.
В2С организационно и методологически более проста, чем В2В, однако необходимо решать проблемы платежей и доставки (неразвитость инфраструктуры).
На этапах торгового цикла создаются источники дохода компании.
Отличия работы фирмы в режимах Offline и Online
Действия покупателя (В2С):Выбор товараОформление заказаПолучение подтверждения заказаПолучение товара и оплата
Действия продавца (В2С):Предоставление информации о товареПолучение заказаПоверка платёжеспособности покупателяПроверка наличия товараОбеспечение доставкиПриём платежа
Ключевые моменты (этапы):Доступ к информацииНаправление заказаОплатаВыполнение заказаОбслуживание и поддержка
Процессы:Исследование рынкаРасчётыВыполнение заказовПоддержка
Список использованных материалов
По всем вопросам относительно данного курса можно обращаться к автору, — Полковникову, Евгению Викторовичу
КПМиИТ. Библиотека. Учебные пособия. Полковников, Лекции по курсу «Электронная коммерция»
Определения электронной коммерции и немного истории
Опр. 4: Электронный бизнес — это преобразования основных бизнес-процессов компании путём внедрения Интернет-технологий, нацеленное на повышение эффективности деятельности. электронным бизнесом является всякая деловая активность, использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей компании.
Основные составляющие электронной коммерции
Как видно из определения, электронная коммерция, по сути, состоит из трёх тесно связанных компонент: бизнес-субъектов (участников), процессов, и сетей (посредством которых связываются участники и обеспечиваются процессы).
Рассмотрим подробнее участников (субъектов) электронной коммерции. Между кем происходит взаимодействие? На рис. 2 выделено три класса таких субъектов.
Финансовые институты — организации, оказывающие услуги, связанные с финансами, в первую очередь это банки, т. именно в них все остальные субъекты электронной коммерции имеют счета, по которым производится реальное движение средств, соглашение о котором тем или иным способом декларируется в одной из платежных схем для Интернет-коммерции.
Бизнес-организации — любые организации, взаимодействующие через Интернет. В более узком смысле это организации, что-либо продающие или приобретающие через Интернет, т. осуществляющие торговые операции.
Клиенты — покупатели или потребители услуг. Раньше этого третьего класса не было в числе субъектов электронной коммерции.
Все стандарты EDI рассчитаны на взаимодействие между бизнес-организациями (на рисунке это показано дугообразной стрелкой) и только это и называлось электронной коммерцией. Сейчас это только один из секторов рынка электронной коммерции, представляющий связи «бизнес-бизнес» (business-to-business, B2B).
В этом секторе возможен очень широкий спектр взаимоотношений между организациями: производитель товара пытается его продать через своих поставщиков (suppliers) или через дистрибьюторов (distributors), которые в свою очередь работают через дилеров (dealers) и реселлеров (resellers).
К таким системам B2B относятся решения, включающие все уровни электронного взаимодействия на уровне компаний с использованием специальных технологий и стандартов электронного обмена данными.
В Интернет такие системы представлены торговыми площадками, биржами, аукционами и порталами. Основная цель всех Интернет-решений B2B — максимально упростить поиск партнёра и обеспечить заключение и выполнение сделки.
Когда конечный покупатель-клиент покупает что-либо для себя, т. реализуются взаимоотношения показанные стрелкой, направленной снизу — вправо, то такой сектор рынка называется розничным сектором Электронной Коммерции (retail sector), что олицетворяет связи “бизнес-потребитель” (business-to-consumer, B2C). Торговые компании, работающие на этом секторе рынка, предлагают на продажу широкий спектр товаров от разных поставщиков для широкой массы населения (merchants).
К системам B2C на сегодняшний день относят:
Финансовый сектор Электронной Коммерции состоит из:
- Сектора «Клиент-Банк» — предоставление банковских услуг организациям.
- Сектора «Home banking» — предоставление услуг по обслуживанию частных лиц.
- Есть также межбанковский сектор, для него есть несколько подходов в рамках стандарта FinancialEDI, но банки обычно используют уже традиционные стандарты SWIFT или прибегают к решениям каких-то клиринговых компаний.
Вместо заключения
Электронный бизнес и коммерция прошли достаточно большой путь развития, со временем развивались технологии и формы взаимодействия бизнес субъектов, теперь с помощью электронных средств можно организовать значительную часть цикла заключения сделок. Современные средства позволяют качественно улучшить как процесс продаж, так и связанные с ним сопутствующие задачи, вплоть до оптимизации бизнес-процесса конкретной фирмы.
- Леонид Новомлинский, «Электронная Коммерция Тенденции развития в мире и в России», www.tops.ru/publishing/pub_007.html (01.09.2000)
- Matthew Reynolds, «Beginning E-Commerce with Visual Basic, ASP, SQL Server 7.0 and MTS», Wrox Press, 2000