Логистика в условиях цифровизации

Марина Дмитриевна Сидорова

Эксперт по предмету «Логистика»

Задать вопрос автору статьи

Цифровые технологии — это разновидность технологий, в основе которых лежит представление сигналов не в виде непрерывного спектра, а дискретными полосами аналоговых уровней.

Анна Юрьевна Гришина

Цифровизация – это процесс перехода отрасли экономики и входящих в ее состав предприятий на новые модели выполнения бизнес-процессов (прежде всего, в плане производства и менеджмента), в основе которых лежит использование современных информационных технологий.

Логистика в условиях цифровизации

Логистика в условиях цифровизации

Благодаря цифровой трансформации производительность труда в отрасли к 2030 г. увеличится на 20%, говорится в исследовании CNews «ИТ в транспортной отрасли 2021». Однако есть еще более радикальные результаты происходящих изменений.

Мировые тренды в развитии логистики и факторы, их определяющие

Логистика в условиях цифровизации

Общие сведения о цифровых технологиях

Одной из главных характеристик современного мира является переход к цифровому производству и Интернет-торговле. Этот переход находит отражение во всех сферах общественной жизни, в том числе, в логистике.

Суть логистики составляет деятельность по обеспечению продвижения материальных ресурсов от источника их возникновения до конечного потребителя, а также по обеспечению продвижения сопутствующих информационных и финансовых ресурсов. В связи с этим одним из главных критериев эффективности логистики является время доставки и транспортировки.

Сдай на права покаучишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Существенно повысить скорость перемещения материалов, информации, финансов и других ресурсов можно за счет использования цифровых технологий. Цифровые технологии основываются на передаче сигналов в дискретном, а не непрерывном виде. В качестве примеров цифровых технологий можно привести компьютеры, телевидение, сотовые телефоны, фотоаппараты, видеокамеры, веб-камеры, DVD-проигрыватели.

Одно из преимуществ цифровых технологий заключается в возможности передаче сигналов без искажений. Хранение информации в цифровых системах проще, чем в аналоговых. А их управление может быть компьютерным, что предполагает использование программного обеспечения и добавление новых функций без замены аппаратных средств.

В то же время цифровые технологии, как правило, для выполнения одной и той же задачи используют больше энергии, чем аналоговые технологии. Это приводит, с одной стороны, к выделению больших объемов тепла и, тем самым, усложнению конструкции, а с другой стороны, к ограничению использования цифровых технологий в портативных устройствах, которые питаются от различного рода батарей.

«Логистика в эпоху цифровых технологий» 👇

Кроме того, при преобразовании аналогового сигнала в цифровой возможна также потеря информации. В некоторых системах, если будет потерян или испорчен один фрагмент цифровых данных, то возможно полное изменение смысла больших блоков данных.

Единая цифровая транспортно-логистическая среда (ЕЦТЛС)

В рамках программы «Цифровая экономика» Минтранс России планирует создать к 2024 г. единую цифровую платформу транспортного комплекса (ЕЦПТК), основой которой должны стать уже имеющиеся система «Платон», «ЭРА-ГЛОНАСС» и инфраструктура РЖД. На ее базе, в частности, будут реализовываться логистические сервисы, которые образуют единую цифровую транспортную логистическую среду (ЕЦТЛС).

Трансформация грузовых перевозок в стратегии цифровой трансформации транспортного комплекса России

Логистика в условиях цифровизации

В паспорте федерального проекта «Транспортно-логистические центры» поясняется: «Единая цифровая транспортно-логистическая среда (Единая ЦТЛС) – это организованная совокупность цифровых платформ, цифровых систем и инфраструктуры их взаимодействия между собою и с объектами и участниками транспортного комплекса с максимально возможной (при имеющемся уровне транспортно-логистической инфраструктуры и технологий) эффективностью». Иными словами, ЕЦТЛС – это ЦТЛС с комплексным свойством единства — унификацией, стандартизацией и всеохватностью информационного обеспечения транспортно-логистических процессов.

На настоящий момент сформирована единая цифровая транспортно-логистическая среда в части обеспечения функционирования опорной сети ТЛЦ (транспортно-логистических центров), обеспечено информационно-аналитическое сопровождение реализации транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 г.

К 2024 г. к цифровым сервисам ЕЦТЛС планируется подключить ключевые транспортно-логистические компании, которые обеспечат прирост объема грузоперевозок через ТЛЦ до 47 млн. тонн в год. К этому времени в единой среде будет работать ряд логистических сервисов, включая:

  • Сервисы стандартизации процессов цифрового взаимодействия: между системами и сервисами участников перевозочного процесса, между участниками перевозочного процесса с государственными органами, между государственными органами федерального и регионального уровней, а также местного самоуправления, между государственными системами и сервисами, с цифровыми платформами и системами зарубежных стран и экономических союзов стран, в том числе ЕАЭС и LOGINK (КНР).
  • Сервисы стандартизации и ведения репозиториев стандартов описания данных, общей модели представления и обмена транспортно-логистическими данными и общих моделей транспортных процессов.
  • Агрегация отраслевых и логистических данных пользователе, систем о транспортно-логистических процессах, интер- и мультимодальных перевозках.
  • Предоставление доступа к наборам данных, агрегированных из верифицированных, строго формализованных и актуальных источников.
  • Сервисы оперативного электронного обмена данными между коммерческими и государственными информационными системами и платформами в защищенной от несанкционированного вмешательства среде, в том числе, обмен данными по прослеживаемости и мониторингу всех этапов перевозок с использованием технологий и средств электронной идентификации.
  • Моделирование транспортных процессов при перевозке грузов и прогнозирование параметров процессов перевозки и переработки грузов.

Создана система координации транспортных потоков и реализованы сервисы предоставления исходных данных для планирования вариантов интер- и мультимодальных перевозок, включая данные по расписанию работы разных видов транспорта по заданному маршруту, по загруженности магистралей, по времени работы и загруженности терминалов, парковочных и других зон. Также созданы сервисы мониторинга (трекинг, прослеживаемость) транспортных средств и грузов мультимодальной перевозки, сбор данных по фактическому выполнению запланированной перевозки, по изменениям/отклонениям от плановых параметров в режиме реального времени.

ЕЦТЛС — это организованная совокупность цифровых платформ, систем и инфраструктуры, унифицированная, стандартизированная среда информационного обеспечения транспортно-логистических процессов, отмечают в Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», и подчеркивают: «Надежная ЕЦТЛС, доступность юридически значимых данных от подключенных объектов позволят сократить сроки доставки грузов за счет повышения скорости обмена информацией и ее интероперабельности, полной автоматизации административных процедур и обеспечения полноценного электронного документооборота. ЕЦТЛС не только обеспечит создание доверенной среды для внутриотраслевого общения, но сделает Россию привлекательным партнером для стран Евразийского континента, позволит предложить лучшие и самые прозрачные условия по транспортировке всех видов грузов по своей территории.

ЕЦТЛС будет работать на принципах одного окна и позволит объединить всех участников перевозок любых видов: морских, железнодорожных, автомобильных,

Логистика в условиях цифровизации

Особое внимание при реализации проекта уделяется безопасности российской транспортной системы.

Технические решения уже апробированы, например, на пилотном маршруте доставки грузов из Санкт-Петербурга в Тулу. Пришедший в порт груз в контейнере с электронной пломбой прошел логистический хаб, таможню, перевозку по железной дороге, перегрузку на автотранспорт и доставку получателю без оформления бумажных документов с онлайн-мониторингом всех этапов через ЕЦТЛС.

К проекту ЕЦТЛС должны присоединиться страны (ЕАЭС). Договор о единой экосистеме цифровых транспортных коридоров уже подписан. В 2019 г. странами была разработана концепция экосистемы цифровых транспортных коридоров, а в январе 2020 г. утвержден план мероприятий по ее формированию.

Логистика в условиях цифровизации

Использование цифровых технологий в экономике

Неотъемлемой частью ведения бизнеса сегодня стали цифровые технологии. Речь идет про технические устройства, которые получают и обрабатывают информацию в цифровой форме. Такими устройствами, в первую очередь, являются компьютеры, роботы, измерительные приборы, радио- и телекоммуникационные устройства и др.

Разработка и использование различных цифровых технологий в настоящее время является непременным условием для укрепления конкурентоспособности предприятия на рынке. Это связано с тем, что цифровые технологии в большинстве своем способствуют оптимизации операционной деятельности хозяйствующих субъектов.

Процесс перехода отраслей экономики и предприятий, которые представляют их, на использование новых моделей выполнения бизнес-процессов, основанных на более масштабном использовании новейших информационных технологий, называется цифровизацией. Она стала одним из главных трендов в экономическом развитии мира последнего десятилетия. Процессом цифровизации охвачены практически все отрасли экономики, в том числе, имеет место цифровизация логистической отрасли экономики.

Безбумажный документооборот в логистике

— говорится в докладе НИУ ВШЭ «Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты», который был сделан в апреле 2021 г. на XXII международной конференции по проблемам развития экономики и общества.

Он пояснил, что автомобильный транспорт обслуживает «последнюю милю» и является неизменной составляющей всех мультимодальных перевозок, поэтому, в первую очередь, отработка решения электронного обмена документами будет производиться в этом секторе.

Создание цифровой платформы для обеспечения взаимодействия государства — Минтранса, государственных контрольных и надзорных органов: Ространснадзора, ФНС, ГИБДД,- и участников перевозки поручено ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».

В первую очередь будет организован обмен данными электронных транспортных накладных и путевых листов на основе реестровой модели для автомобильных грузоперевозок, рассказывает Виктор Парахин, заместитель генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», и поясняет:

Читать также:  Российский рынок интернет-торговли

Это позволит, по мнению Виктора Парахина, создать целый пласт новых цифровых сервисов, как государственных, так и коммерческих, использующих первичные перевозочные данные, для участников рынка.

Логистика в условиях цифровизации

В их числе — суперсервис «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов». Он включает, в частности:

  • безбумажное оформление транспортных накладных и путевых листов, специальных разрешений на движение тяжеловесного, крупногабаритного транспортного средства и перевозку опасных грузов;
  • резервирование времени пересечения государственной границы на многосторонних автомобильных пунктах пропуска Российской Федерации;
  • реестры данных о перевозчиках, водителях, транспортных средствах, имеющихся лицензиях, требованиях, разрешениях по оформлению перевозки.

Логистика в условиях цифровизации

В 2020 — 2021 гг. Минтранс РФ осуществил эксперимент по внедрению электронных первичных перевозочных документов. Нововведение должно существенно ускорить документооборот в логистических цепочках, подчеркивают эксперты, так как до недавних пор даже при получении электронного заказа экспедитор или перевозчик был обязан подписать бумажные закрывающие документы с отметкой о получении груза, отправить их клиенту курьерской почтой и только после этого получить оплату заказа.

С января 2022 г. грузоотправителям, перевозчикам, грузополучателям, операторам электронного документооборота и контрольно-надзорным органам в сегменте автомобильного транспорта предоставлена возможность обмена транспортными накладными в электронном виде на добровольной основе. Они смогут перейти на электронный документооборот в сфере грузоперевозок, подключившись к системе обмена электронными перевозочными документами (ГИС ЭПД).

ГИС ЭПД – это единая федеральная информационная система, обеспечивающая формирование, получение, обработку, обмен и хранение электронных перевозочных документов, а также оперативное предоставление этих документов контролирующим органам. Через ГИС ЭПД можно будет формировать электронные транспортные накладные, электронный заказ-наряд, электронную сопроводительную ведомость. Оператором ГИС ЭПД назначен Минтранс, а участниками информационного взаимодействия в рамках ГИС ЭПД могут стать грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, фрахтователи, фрахтовщики.
Получается, рассказывают в компании «Такском», что электронный документооборот перевозочными документами основан на двух уровнях информационных систем: коммерческих, через которые взаимодействуют участники сделки, и государственной, где аккумулируются все сведения о грузоперевозках, оформленные в электронном виде.

С учетом накопленной практики добровольного применения электронных перевозочных документов Минтранс подготовит предложения по их обязательному применению с начала 2023 года. Таким образом, у участников перевозочного процесса будет возможность поэтапного перехода к цифровому документообороту. Подчеркивается, что подготовительная работа будет проводиться совместно с задействованными ведомствами, бизнес-сообществом и ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика».

С 1 января 2022 г. также вступило в силу разрешение по составлению электронных путевых листов. Переход на эту систему является добровольным. Сопровождающие документы (товарные накладные, ведомости, заказы-наряды и т.д.) можно оформлять в том виде, какой удобен сторонам перевозки — как в бумажном виде, так и в электронном формате.
Ожидается, что в электронный вид будет переведено более 2 млрд. путевых листов.

Логистика в условиях цифровизации

По оценке министра транспорта Виталия Савельева, перевод в электронный формат транспортных накладных и путевых листов обеспечит цифровизацию 90% всех перевозочных документов на автомобильном транспорте.

Проводимая Министерством транспорта работа является первым шагом к развитию «бесшовных» мультимодальных перевозок как внутри страны, так и по международным транспортным коридорам ЕАЭС, а также внедрению технологий самореализуемых контрактов для обеспечения взаиморасчетов между всеми участниками транспортного рынка.

Внедрение цифровых процессов в сферу транзитных перевозок позволит сформировать роль РФ как надежного связующего звена Европа — Азия, реализовать транспортный потенциал России и повысить привлекательность транспортных коридоров, идущих через территорию Российской Федерации.

Основные направления международных транспортных коридоров (МТК)

Логистика в условиях цифровизации

Цифровизация логистики

Цифровизация, т. е. внедрение цифровых технологий, является главным трендом современной логистики. Как показывает практика, лидерами отрасли становятся именно те компании, которые вкладываются в цифровые технологии. Логистические операторы вынуждены внедрять новые цифровые технологии для того, чтобы удовлетворять возрастающие требования к поставке, а именно — многоканальность, оперативность, прозрачность, точность.

На данный момент, по мнению специалистов, в логистическом процессе могут быть эффективно использованы пять ключевых цифровых технологий, которые способны обеспечить быструю, дешевую, надежную и устойчивую логистику:

  • 3D-печать — технология способствует получению дополнительной прибыли, поскольку изделия «печатаются» под заказ из смешанных материалов.
  • Интернет вещей (IoT) — технология способствует более лучшему удовлетворению потребностей клиентов за счет слежения за отдельными партиями грузов и за их состоянием.
  • Доставка грузов дронами — технология способствует сокращению цепи поставок и снижение расходов на транспортировку.
  • Беспилотные автомобили — технология способствует сокращению накладных расходов, поскольку снижается риск аварий, а также сокращается время ожидания на погрузке и разгрузке.
  • Дополненная реальность (Augmented reality, AR) — технология способствует улучшению обработки груза и увеличению скорости его доставки, а также сокращению общих затрат благодаря получению подробной информации о грузе.

Активное внедрение перечисленных выше инновационных технологий дает основания говорить о наступающей цифровой революции в логистике. Причина этого — цифровизация программ и систем управления логистическими комплексами.

Бизнес-процессы в логистике изменяются под влиянием возрастающей роли цифровых технологий в функциях цепей поставок. Причем технологии доступны не только крупному, но и малому и среднему бизнесу. Они используются в сферах сквозного отслеживания, визуализации, обработки и хранении грузов.

Применение цифровых технологий позволяет участникам логистической деятельности решить проблемы с конечными потребителями готовой продукции, а также с пропускной способностью товародвижения в цепях поставок. Результатом данного процесса становится формирование, так называемой, цифровой логистики.

Цифровая логистика является составной частью цифровой экономики, которая предполагает взаимосвязанное использование технологий по сбору, хранению, обработке, передачи данных в информационных системах. «Сквозными» цифровыми технологиями на данный момент считаются большие данные, компоненты робототехники и сенсорика, нейротехнологии и искусственный интеллект, квантовые и новые производственные технологии, промышленный Интернет, системы распределенного реестра, технологии беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальностей.

Один из самых ярких трендов современной логистики заключается в переходе логистических компаний от отдельных решений к платформенным. В частности, эффективное платформенное решение было найдено в виде сервис по поиску и подбору грузоперевозчиков и организации мультимодальных перевозок. Платформа, объединяющая несколько отдельных программ и сервисов, способна решить сразу несколько задач, что позволяет повысить эффективность использования массивов данных для создания новых сервисов и оптимизации логистики.

Таким образом, логистика не остается в стороне в мире цифровых технологий. Их использование для организации грузовых перевозок и совершения других логистических операций позволяет значительным образом увеличить скорость и надежность хозяйственной деятельности многих компаний.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Другие материалы обзора

Идея использования технологий блокчейна в логистике выглядит весьма перспективно, ведь длинные цепочки поставок и громоздкий документооборот, свойственные логистическим процессам, хорошо укладываются в записи распределенного реестра, причем, обеспечивают при этом необходимую для быстрой автоматизрованной обработки степень стандартизации в описаниях передачи грузов.

Если проанализировать все точки входа и выхода логистической информации даже небольшого предприятия от закупок до распределения, их может оказаться несколько сотен и даже тысяч. А если при этом еще присутствует ручной ввод данных с оформлением и передачей бумажных документов, то отслеживание движения и статуса товаров по цепочке поставок является затруднительным.

При этом в логистическую цепочку включаются не только коммерческие организации, но и государственные регулирующие органы, например, таможня.

Идея использования технологий блокчейна в логистике выглядит весьма перспективно, ведь длинные цепочки поставок и громоздкий документооборот, свойственные логистическим процессам, хорошо укладываются в записи распределенного реестра, причем, обеспечивают при этом необходимую для быстрой автоматизрованной обработки степень стандартизации в описаниях передачи грузов.
Если проанализировать все точки входа и выхода логистической информации даже небольшого предприятия от закупок до распределения, их может оказаться несколько сотен и даже тысяч. А если при этом еще присутствует ручной ввод данных с оформлением и передачей бумажных документов, то отслеживание движения и статуса товаров по цепочке поставок является затруднительным. « С помощью технологии блокчейн возможно решить проблемы передачи информации и уйти от бумажных технологий, что приведет к прозрачности и прослеживаемости цепочек поставок и автоматизации административных процессов. Физический поток товаров повысит свою скорость за счет более эффективно организованного и синхронизированного с ним информационного и финансового потока»,- поясняет Зинаида Хмельницкая. При этом в логистическую цепочку включаются не только коммерческие организации, но и государственные регулирующие органы, например, таможня.

Рис. Информационный поток, сопровождающий внешнеторговую сделку

Логистика в условиях цифровизации

«Построение интегрированных логистических систем с применением технологии блокчейн». З.Б. Хмельницкая, Е.С. Богданова, М. Л. Ивич/ Научные труды ВЭО России, 227 том, 2020 г., с. 360 – 378.

Читать также:  С ША оценивают рост электронной коммерции в мировой торговле

По оценкам DHL, за счет упрощения логистической системы переход на блокчейн способен увеличить объем международной торговли на 15%, а показатель общемирового ВВП — на 5%.

Например, для отслеживания фармацевтических препаратов по всему жизненному циклу компании DHL и Accenture создали и успешно протестировали прототип автоматизированного решения класса track-and-trace (отслеживание движения товаров, подлежащих обязательной маркировке за счет управления кодами маркировки на протяжении всей цепочки движения товара). Оно создано на основе блокчейна и включает глобальную сеть узлов в шести географических регионах.

Система всесторонне документирует каждый шаг фармацевтического продукта на пути от производителя к потребителю. В итоге любой конечный потребитель, заведя идентификатор в специальное приложение на своем телефоне, может проверить законность происхождения приобретаемых товаров. В пилотном проекте участвовало 7 млрд. уникальных идентификаторов.

Сеть американских супермаркетов Walmart построила на базе блокчейн-механизма Food Trust корпорации IBM систему цифрового отслеживания поставок китайской свинины, манго и зелени и собирается перевести на блокчейн все цепочки поставок пищевых продуктов. Walmart также запатентовала «умные посылки», использующие технологию блокчейн для транспортировки скоропортящихся продуктов: в цепочку данных вносятся сведения о содержимом продуктов, температуре и влажности внешней среды, измеряемых специальными устройствами.

Компания Nestle также использует блокчейн Food Trust для управления цепочками поставок пищевых ингредиентов: картофельного пюре, молока и пальмового масла. А ритейлер Unilever использует блокчейн Provenance для управления цепочками поставок чая. В проекте участвует более 10 тыс. фермеров, множество банков, ритейлеров и транспортных компаний.

Еще в 2017 г. IBM и оператор контейнерных перевозок Maersk протестировали технологию блокчейн при транспортировке партии французской электроники из Роттердама в Ньюарк и решили создать совместное предприятие с целью разработки блокчейн-платформы, ориентированной на задачи глобальной логистики.

В этом же году был запущен совместный проект компаний «Деловые Линии» и «Ренессанс страхование» по переводу продукта по страхованию грузов на блокчейн-платформу компании BIA Technologies, созданную на базе open source решения Hyperledger.

Технология блокчейн позволяет настраивать прозрачные и быстрые коммуникации между всеми участниками процесса, в режиме реального времени анализировать риск-профиль страхователя и формировать индивидуальное предложение по цене или страховому продукту. Высоконагруженная ИТ-система снабжена криптографическими средствами защиты информации.

Компания «Газпром нефть» начала исследования применимости блокчейн-платформ в 2018 г., как в области логистики грузов, так и платежные инструменты. Так, в марте 2021 г. «Газпромнефть-Аэро» — оператор авиатопливного бизнеса «Газпром нефти» — успешно завершил испытания собственной цифровой платформы Smart Fuel на базе технологии блокчейн в международном аэропорту Мурманска.

Логистика в условиях цифровизации

Информация из системы Smart Fuel синхронизируется в электронный бортовой журнал авиакомпании и в цифровую систему учета авиатоплива на топливозаправщиках — это позволяет полностью автоматизировать процесс заправки и обмена данными.
Платформа позволяет производить моментальную оплату авиазаправки, что сокращает время взаиморасчетов между поставщиком топлива и авиакомпанией с 4-5 дней до 15 с.

Blicico.Cargo — продукт для страхования грузов с применением технологии блокчейн, разработанный российской компанией Blicico. Его задача – сбор детальной информации с транспортного средства (поддержка полного электронного образа автомобиля, начиная с того момента, когда двигатель начал работать, и до окончательной доставки и выгрузки товара), контроль рисков и эффективное взаимодействие со страховыми компаниями. В компании поясняют: Blicico контролирует страховые риски на каждом возможном этапе и получает достоверные данные о транспортировке груза, которые затем передаются страховым компаниям.

Значение и направления цифровизации логистической отрасли

Цифровизация, по мнению экспертов, на сегодняшний день является главным трендом логистической отрасли экономики. Постоянная конкурентная борьба и возрастание требований клиентов вынуждают логистических операторов повышать эффективность выполнения внутренних бизнес-процессов, прежде всего, за счет внедрения новых технологий.

Использование цифровых технологий приводит к значительным изменениям каналов движения товаров, форматов поставки и процессов управления. В частности, логистические компании, которые активно внедряют у себя цифровые технологии, оказываются способными к удовлетворению таких требований к поставке продукции, как многоканальность, оперативность, прозрачность, точность.

«Цифровизация логистической отрасли» 👇

Цифровизация логистической отрасли экономики сейчас преимущественно рассматривается в разрезе следующих трех направлений:

  • Цифровой документооборот.
  • Организация взаимодействия всех участников цепочки поставки.
  • Оптимизация всех бизнес-процессов.

Первое направление связано с формированием в электронном виде юридически значимых данных, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности логистической отрасли. В частности, речь идет про электронную транспортную накладную, электронный путевой лист, электронное специальное разрешение на перевозку особых грузов и др.

Считается, что именно через цифровой документооборот происходит комплексное внедрение цифровой прослеживаемости в отрасли, что в итоге позволяет заинтересованным лицам получить полную информацию о движении грузов и об услугах, которые оказываются в логистической отрасли. Кроме того, обеспечивается установление непрерывного контроля за изменением статусов и атрибутов объекта, а также выполняемых с ним коммерческих, фискальных, юридических операций.

В основе второго подхода лежит представление о том, что задача по повышению эффективности работы всех участников логистического процесса может быть решена за счет взаимодействия всех участников цепочки, а в особенности — компаний и государство. Причем сегодня это взаимодействие должно происходить на уровне информационных систем, которые являются первоочередными источниками данных для прослеживания, анализа и управления рисками.

Наличие третьего направления обусловлено тем обстоятельством, что цифровизация считается единственным способом выполнить задачи, которые стоят перед субъектом. Работа всех звеньев в цифровой логистике может быть оптимизирована благодаря синергетическому эффекту, который может быть создан в ответ на перевод каждого отдельно взятого бизнес-процесса на цифровые рельсы с последующей интеграцией в единые информационные системы.

Развитие логистических бизнес-моделей

Выражением этих изменений является, в частности, растущая популярность бизнес-модели «Мобильность как услуга» (Mobility-as-a-Service, MaaS), что предполагает предоставление комплексной услуги, которая сочетает подключение к сервисам транспортной системы напрямую, возможность раннего планирования и прогнозирования условий поездки и пересадок в режиме реального времени. Для практической реализации MaaS предлагается две основных модели организации логистических процессов:
• Пулинг — такая организация логистических процессов, при которой участники отрасли с помощью онлайн-платформ получают доступ к агрегированной в одном месте информации, необходимой для более эффективного совместного использования логистических мощностей и ресурсов. Эксперты говорят о юридических тонкостях, которые могут стать «подводными камнями» для успешного функционирования пулинговой модели. Например, если один из 10 грузов во время перевозки поврежден, то что делать водителю или экспедитору? Если он подпишет доставку всего груза целиком, то примет на себя юридическую ответственность за повреждение, а если не подпишет, то сорвет сроки доставки для всех остальных клиентов.
Подпись водителя – это признание юридической ответственности, и одна необдуманная подпись водителя для компании-экспедитора может из экономии превратиться в серьезный убыток, если поврежденный груз – дорогостоящий: механизм пуллинга помог сэкономить на перевозке несколько десятков тысяч рублей, а подпись водителя принесла недостачу в миллион.

Требования к современной цепи поставок

Логистика в условиях цифровизации

• 5PL (Fifth Party Logistics Model) — такой подход к предоставлению логистических услуг, при котором провайдеры формируют экосистему по предоставлению полного пакета транспортно-логистических услуг на основе платформенных решений, не обладая при этом физическими мощностями. Это очень перспективная модель, говорят эксперты, но ее реализация очень непроста, ведь технологии здесь играют вспомогательную роль, а главную – грамотное построение бизнес-процесса.

В аналитическом отчете «Транс-евроазиатская логистическая платформа: практика, продукты, рынки», который комитет по логистике ТПП РФ выпустил в 2016 г., отмечается:

При этом интернет-торговля со своими конкурентными преимуществами в виде надежности, безопасности и скоростью реализации заказа также меняют логистический рынок: фактически интегрированные продукты логистики — доставка в определенное время и от двери до двери — предлагаются сервисами экспресс-доставкой, что означает интеграцию интермодальных услуг. Это дает основания экспертам ТПП РФ ожидать в перспективе слияния рынков экспресс доставки и рынка грузовых авиаперевозок.

Направления слияния рынков экспресс доставки и рынка грузовых авиаперевозок

Логистика в условиях цифровизации

Еще одна тенденция, способная существенно повлиять на реализацию цифровых логистических процессов – появление крупномасштабных централизованных платформ уровня «Автодата». Создаваемая в России под эгидой НП «ГЛОНАСС» федеральная Платформа «Автодата» призвана консолидировать данные автотранспортной и дорожно-транспортной сферы, связанные с транспортными средствами.

Современный автомобиль генерирует множество цифровых — около 6 тысяч типов параметров, что составляет более 4 ТБ данных в день: навигация, скорость, параметры работы бортовых систем и т.д. Эта информация поступает в сервисные и телематические платформы автопроизводителей и сервис-провайдеров телематических услуг. Часть информации о транспортном средстве хранится в государственных информационных системах: характеристики автомобиля, история собственников, информация о нарушениях и штрафах, количестве ДТП и т.д. При этом данные, которые генерирует автомобиль, и информация о транспортном средстве хранятся отдельно друг от друга в различных информационных системах. Идея ГИС «Автодата» — собрать все эти данные вместе и разрешить пользоваться ими участникам транспортных процессов.

Читать также:  Будущее электронной коммерции и цифровых технологий. Влияние технологических тенденций на электронную коммерцию

В июле прошлого года была разработана первая версия ГОСТ «Платформа Автодата. Состав данных», где приводится перечень информации, собираемой с транспортных средств. Как рассказал в интервью CNews Илья Аксельрод, замгендиректора по развитию бизнеса АО «ГЛОНАСС», в июле 2019 г., это, во-первых, обеспечит прозрачность того, что и в каких случаях автомобиль передает или получает с сервера автопроизводителя, как используется эта информация, и какие возможности позволяют автопроизводителю удаленно вмешаться в работу автомобиля. Во-вторых, обеспечить передачу этой информации только через доверенную сеть, чтобы исключить возможность злонамеренного вмешательства или использования данной чувствительной информации.

В октябре 2021 г. в нескольких регионах станы развернуты интеллектуальные интеграционные платформы в рамках проекта «Автодата» и отработан механизм обмена данными между центральной платформой «Автодата» и платформами умной дороги умного автомобиля.

Первым шагом на пути реализации этих изменений является переход на безбумажный документооборот.

Интегрированная логистика

Современные логистические системы являются интергрированными. Причем, интеграция в логистике проявляется в двух аспектах: интеграция логистических систем и интеграция информационных логистических процессов.

Интеграция информационных систем подразумевает объединение в единое информационное поле различных информационных систем предприятия или нескольких предприятий с помощью решений ИТ-интеграции. Пример такой интеграции — слияние в единое информационное пространство WMS (Системы управления складом) и ERP-системы «1С», когда оплаченные заявки клиентов автоматически попадают на комплектацию и отгрузку на складе. Другой пример — при складском аутсорсинге учетная система клиента интегрируется с WMS-системой логистического оператора. В целом, речь идет об интеграции учетных ERP-систем, складских WMS-систем и CRM-систем, которые автоматизируют взаимодействие с клиентами.

Структура цифровой платформы транспортно-логистической сферы

Логистика в условиях цифровизации

В связи с чем, полагает эксперт, в современной логистике интеграция должна обеспечивать полную автоматизацию передачи данных в связи с огромным потоком данных, сопровождающих материальный поток.

Алексей Марусин и Тимур Аблязов в своей работе «Особенности цифровой трансформации транспортно-логистической сферы» выделяют два подхода к формированию цифровой платформы транспортно-логистической сферы: на основе территориального принципа интеграции и информационного принципа интеграции. Региональные платформы, созданные по территориальному принципу, являются элементом транспортной инфраструктуры, в рамках которого осуществляется централизованный контроль деятельности транспортно-логистических организаций. Данные цифровые платформы включают равноправных партнеров и основным эффектом от их создания является рост ценности предоставляемых услуг за счет взаимодействия различных субъектов транспортно-логистической сферы на качественно новом уровне.

Примером платформы, созданной по территориальному принципу, выступает European Logistics Platform, в рамках которой ведут свою деятельность такие организации как DHL, P&G, Volvo, Michelin, European Rail Freight Association и многие другие.

Формирование цифровой платформы транспортно-логистической сферы по принципу информационного объединения позволяет создать интегратор, в рамках которого осуществляется межорганизационное взаимодействие для одновременного решения двух задач – улучшения сервиса и уменьшения транзакционных издержек.

Примером подобной цифровой платформы служит национальная логистическая платформа Китая LOGINK, которая к настоящему моменту признана одной из наиболее совершенных платформ, созданных в рамках формирования цифровой экономики. LOGINK координирует транспортно-логистические сферы Китая, Японии и Кореи, что объединило множество информационных потоков, а также способствовало развитию малого и среднего предпринимательства в логистике.

В условиях формирования цифровой экономики появляется понятие транслогистической платформы, представляющей собой единое экономическое пространство, объединенное общим процессом создания добавленной стоимости, функционирующей на основе единых стандартов управления и охватывающей множество участников интегрированной цепи поставок в глобальном экономическом пространстве

Эволюция процессов интеграции транспортно-логистической сферы

Логистика в условиях цифровизации

Логистические платформы для интегрированной логистики

Цифровая логистическая платформа, разработанная компанией «Цифровизация транспорта», предназначена для оперативного управления транспортным комплексом, диспетчеризации, контроля и аналитики перевозок. Транспортные компании в своей логистической деятельности используют учетные системы, такие как «1С», системы GPS/ГЛОНАСС-мониторинга и дополнительные решения для прокладки маршрута, рассказывает Тимур Каримов, гендиректор компании «Цифровизация транспорта»: «Разрозненность систем очень сильно снижают скорость и эффективность работы. В платформе CARGO.RUN мы предоставляем возможность автоматизировать и ускорить процессы благодаря использованию передовых технологий собственной разработки и принципу единого окна».

В системе можно просматривать отчеты по ключевым показателям автопарка в режиме реального времени с компьютера или мобильного телефона. Она автоматически строит маршруты по грузовым дорогам, планирует загрузки на неделю вперед, контролирует исполнение и отклонения перевозки, освобождая время специалиста по логистике от коммуникаций с водителями. Изюминка платформы – 100% актуальный граф грузовых дорог собственной разработки.

Платформа CARGO.RUN работает с любой версией учетной системы («1С», SAP и т.д.) и с любыми системами GPS-ГЛОНАСС- мониторинга.

Компания «Международные информационные системы» — разработчик платформы – позиционирует Cargotogo как первый в мире, уникальный портал, объединивший торговлю и логистику в одном пространстве. В компании поясняют: задача Cargotogo – предоставление участникам рынка удобной и понятной интернет–платформы для взаимодействия процессов логистики, таможни, страхования и хранения грузов.

В числе интеллектуальных сервисов, обеспечиваемых платформой, — «Верификация» (проверка юридических лиц и самозанятых), «Автопоиск» (автоматический подбор персонального предложения), «Гараж» (доступ к проверенному транспорту и моментальное размещение объявлений). Платформа поддерживает все виды транспорта, режим массовой загрузки позволяет быстро загружать большое количество объявлений в несколько кликов.

Разработка интегратора BIA-Technologies. Цифровая логистическая платформа, которая объединяет грузоперевозчиков, экспедиторов и грузоотправителей, предоставляя каждому необходимые инструменты для работы. По оценкам компании, ежедневно платформа предлагает грузоперевозчикам более 1 тыс. ликвидных заявок, с возможностью страхования рисков и получением финансовой поддержки в виде факторинга.

Особенность платформы — скоринговая модель, с помощью которой осуществляется автоматизированная обработка данных регистрирующихся участников. Еще одна важная особенность — гибкая настраиваемая система внутреннего отбора контрагента со стороны грузоперевозчика.

Сервис позволяет быстро оформлять сделки для увеличения объемов грузоперевозок за счет привлечения дополнительного транспорта, не теряя при этом в качестве оказываемых услуг

Цифровой экспедитор AgoraFreight. com

Разработчик системы – компания «Рексофт» — подчеркивает мультимодальный характер бизнес-перевозок и описывает особенности цифровизации соответствующих процессов: платформа позволяет состыковывать различных перевозчиков без непосредственного общения между ними.

Agorafreight.com – глобальная система, поддерживает перевозки грузов по всему миру и миллионы тарифов. ИТ-система автоматически определяет возможные маршруты и стоимость перевозки различными видами транспорта и предлагает оптимальный вариант перевозки: достаточно указать параметры груза, пункт отправления и назначения, и система сама рассчитает различные варианты доставки груза по стоимости и срокам. При этом учитываются перевозки грузов всеми видами транспорта, включая мультимодальные «от двери до двери».

В компании «Рексофт» подчеркивают, что глобальная цифровизация логистики не вычеркивает водителя из бизнес-цепочки, а существенно ускоряет многие процессы: позволяет быстрее получать заказы, находить обратную загрузку и т.д.
В системе участвуют только проверенные компании-перевозчики – это требование сегодня стало обязательным для решения цифровой логистики.

Результаты цифровизации логистики и факторы ее сдерживания

Руководители действующих сегодня логистических компаний придерживаются мнения, что процесс цифровизации окажет наибольшее влияние на следующие аспекты их операционной деятельности (список проранжирован в соответствии с количеством голосов опрошенных руководителей — от варианта с большим количеством к варианту с меньшим количеством):

  • Горизонтальная интеграция цепочки создания стоимости.
  • Доступ клиентов к системам производителя, каналы продаж и маркетинг.
  • Вертикальная интеграция цепочки создания стоимости.
  • Общий уровень цифровизации (масштаб использования цифровых технологий).
  • Проектирование и разработка продукции.
  • Цифровые бизнес-модели, портфель продуктов и услуг.

В то же время процессы цифровизации логистической отрасли могут быть сдержаны в результате действия ряда факторов. В частности, быстрому и комплексному внедрению цифровых технологий могут препятствовать размеры логистического предприятия, отсутствие у него необходимых профессиональных кадров, нужного объема финансовых средств.

Кроме того, и руководство, и персонал предприятия должны сами осознать необходимость перемен и, соответственно, подготовиться к ним. В ином случае предприятие может проиграть борьбу на рынке своим конкурентам и окончательно покинуть его.

Таким образом, одним из главных направлений развития логистической отрасли экономики в настоящее время является цифровизация, которая заключается во внедрении цифровых технологий, способных значительным образом оптимизировать все процессы логистической деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *