Мобильная электронная коммерция развитие

По оценке аналитической компании AppsFlyer, в 2021 году потребительские расходы в приложениях для шопинга по всему миру выросли на 227%. В России доля покупок, совершенных с мобильных устройств, в 2021 году составила более 60%. А это значит, что чаще всего потребители пользовались именно мобильными приложениями сервисов, а не их сайтами. Но сегодня компаниям мало просто создать мобильное приложение, оно должно «разговаривать» с пользователями на одном языке, понимать и даже предугадывать их желания. Быть не просто каналом, а полноценным консультантом и даже в своем роде партнером по покупкам. О том, как сделать мобильное приложение успешным, рассказала Елена Тихонова, руководитель по мобильной разработке онлайн-гипермаркета «Vprok.ru Перекрёсток».

Мобильная электронная коммерция развитие

Особое внимание – персонализации

Сегодня, когда ассортимент большинства крупных онлайн-гипермаркетов исчисляется десятками тысяч товаров, а их пользователи разбросаны не просто по всей стране, а даже по всему миру, показывать каждому пользователю одно и то же предложение по крайней мере неэффективно. Время магазинов на диване и каталогов в почтовом ящике безвозвратно прошло, и идеальное мобильное приложение в наше время должно знать, какое молоко клиенты любят добавлять в кофе на завтрак и какой корм предпочитают их домашние животные – то есть всегда быть на шаг впереди, отчасти формируя потребительские предпочтения. Успешными и любимыми становятся те приложения, которые экономят время пользователя, превращая рутинную закупку на неделю в простое, а иногда и увлекательное путешествие. Согласитесь, даже приятно, когда приложение читает мысли и в процессе покупок тебе внезапно присылает напоминание о том, что, возможно, вы хотели бы добавить в корзину авокадо конкретного бренда, а оно вам действительно было нужно.

Мобильная электронная коммерция развитие

Шопинг без регистрации и СМС

Необходимость регистрации до совершения покупки сегодня способна оттолкнуть даже самого заинтересованного пользователя. Со стороны бизнеса интерес к новым клиентам вполне обоснован, ведь сейчас те же самые алгоритмы персонализации зачастую работают только на зарегистрированных пользователей. Но для клиента необходимость регистрации до совершения покупки в 24% случаев становится причиной отказа от услуг сервиса. Перед тем, как что-либо купить,  клиенту необходимо познакомиться с онлайн-магазином, он должен его заинтересовать и вызвать доверие, ведь сегодня пользователи стали избирательнее в вопросах предоставления личной информации.

Voice commerce, или поиск голосом, – это инструмент будущего

По данным Juniper Research, к 2023 году количество цифровых голосовых помощников вырастет почти до 8 млрд – это прирост более чем на 433% с 2019 года. При этом более 50% голосовых помощников будут использоваться именно для покупок онлайн. Voice commerce, или покупки с помощью голоса, помогают сделать процесс шопинга быстрее и проще: пользователь в буквальном смысле может дозаказать недостающие продукты во время готовки или по дороге из супермаркета.

В мобильных приложениях использование функции голосового шоппинга только набирает обороты, но спрос и интерес со стороны потребителей однозначно есть. Приложение будущего в мире доставки продуктов питания будет не только следить за остатком продуктов в холодильнике, но и строить на основе алгоритмов предположения о том, что «вкусненького» клиент хочет заказать сегодня и, конечно же, уточнять это голосом. Уверена, что разработки в этом направлении уже ведутся.

К тому же наличие голосового ассистента, к примеру, помогает клиентам «вживую» взаимодействовать с сервисами, присутствующими исключительно онлайн. Это повышает лояльность и улучшает покупательский опыт. Alexa от американского e-commerce-гиганта Amazon – самый яркий международный пример голосового помощника. В России можно выделить «Марусю» от VK. «Маруся» помогает найти нужную информацию в интернете, ставит чайник и включает телевизор (при наличии в вашей квартире технологий «Умный дом»), будит вас в нужное время, читает сказку детям. С ней даже можно поиграть в «города».

Геймификация – как способ увеличения трафика

Мобильная электронная коммерция развитие

Геймификация
, или добавление элемента игры на сайт или в мобильное приложение, сегодня позволяет разнообразить досуг пользователя, сделать рутинные покупки интереснее и заставить клиента возвращаться в сервис снова и снова. При этом, в отличие от классических компьютерных игр, основной мотивацией для клиента чаще всего является получение награды, а не сюжет или длительность игрового взаимодействия.

Например, в приложении интернет-магазина Lamoda за покупки пользователь получает бонусы и награды. Все это тоже элементы игровой механики, добавляя которые,сервис вовлекает пользователя во взаимодействие, повышая ценность бизнеса для покупателя и увеличивая лояльность. Если клиент в процессе игры получил дополнительные баллы или бесплатную доставку на следующую покупку, вероятность того, что он в будущем снова воспользуется именно этим сервисом, возрастает.

Сегодня существует несколько приемов, позволяющих вывести мобильные приложения в топ среди пользователей. В первую очередь важно сделать приложение удобным, а коммуникацию с пользователем через приложение – своевременной. Во «Vprok.ru Перекрёсток», как и во многих компаниях, ощутивших на себе возрастающую роль онлайна, мы стремимся не просто дать пользователям еще один канал для совершения покупок, но и сделать его совершенным, качественно проработанным, отвечающим даже самым незаурядным запросам.

Retail

Одно из главных
направлений современного этапа развития
информационных и телекоммуникационных
технологий – ориентация на поддержку
мобильных
пользователей, не привязанных к конкретным
рабочим местам (компьютерам и вычислительным
узлам). Информационные технологии идут
по пути упрощения доступа и работы с
информацией любого вида. Конечного
пользователя не должны интересовать
технические и организационные аспекты
получения информации – он должен
получать ее в удобном виде в приемлемое
время и за приемлемую цену.

В ходе борьбы за
конкурентное преимущество крупные
корпорации (бизнес-системы) и любые
другие достаточно сложно организованные
структуры (в том числе и органы власти)
вынуждены бороться за эффективность
управления, взаимодействия своих
структур, взаимодействия с партнерами
и т.п. Для решения этой задачи необходимо
оптимизировать процессы сбора, анализа,
хранения и доставки актуальной оперативной
информации.

Важный аспект
развития современных корпоративных
систем – работа с мобильными пользователями.
В качестве такого пользователя может
выступать руководитель предприятия,
находящийся в поездках и оторванный от
корпоративной сети и свежей новостной
информации, необходимой для принятия
обоснованных управленческих решений.
Это может быть разъездной менеджер по
продажам, которому необходимо постоянно
обмениваться информацией с головным
офисом фирмы.

В настоящее
время происходит бурный рост сферы
мобильной коммерции и бизнеса. На рынке
предлагаются различные услуги, начиная
от мобильной торговли на биржевых рынках
и услуг управления банковским счетом
через мобильный телефон, заканчивая
корпоративными системами, позволяющими
пользователю в любое время в любом месте
получать доступ к информационным
ресурсам предприятия, включаться в его
информационную среду.

Различные секторы
рынка электронной коммерции получили
широкое развитие благодаря возможности
интегрировать различные источники
данных и бизнес-процессы, делая их с
помощью интегрированных Web-сайтов
доступными потребителям, сотрудникам
и партнерам.

Беспроводные
технологии позволяют людям заниматься
бизнесом, где бы они ни находились, в
любое время. Уменьшение стоимости и
возрастающая скорость работы беспроводных
устройств стимулируют переход к их
активному использованию. Начавшаяся
конвергенция технологий позволит
беспроводным устройствам выступать в
качестве клиентов систем электронного
бизнеса, которые таким образом превратятся
в системы мобильного бизнеса.

Возможности мобильного бизнеса

Развитие мобильного
бизнеса подразумевает реализацию
следующих требований:

 обслуживание
в любом месте (в офисе, дома, в дороге);

 использование
любых сетей (проводных или беспроводных);

 использование
любых устройств (телефоны, PDA, ПК и т.п.).

Указанные возможности
становятся доступными в любой области
(бизнес, досуг, образование). Вместе с
тем следует иметь в виду, что мобильный
бизнес подразумевает не просто
предоставление традиционных услуг
электронного бизнеса через различные
переносные устройства, но и реализацию
принципиально новых сервисов (например,
всевозможные уведомления и предупреждения,
выдаваемые в зависимости от местонахождения
клиента).

На рис. 3.28
приведены примеры некоторых возможностей
приложений мобильного бизнеса.

Мобильный бизнес
– это новый этап логического развития
электронного бизнеса. Следовательно,
для успешного применения новых технологий
нужно учитывать опыт (в том числе и
неудачный) реализации проектов электронной
коммерции:

 Internet
– это технология, помогающая более
эффективно организовывать бизнес-процессы
предприятия.

 Конкурентные
преимущества обеспечивает не сам
Internet, а успешная бизнес-стратегия
предприятия, что, в частности, означает,
что нельзя фокусироваться не на отдельно
взятом процессе, необходима реорганизация
всей деятельности предприятия на основе
новых технологий.

 Решающее
значение имеет предоставление именно
тех Internet -услуг, которые приносят реальные
преимущества (прибыль).

 Электронная
коммерция невозможна без автоматизированных
надлежащим образом и интегрированных
бизнес-процессов, т.е. больший объем
операций происходит за рамками видимой
Web-страницы.

 Internet
следует применять там, где это имеет
смысл.

Главная мотивация
компаний в области продвижения мобильных
приложений – это стремление сохранять
конкурентоспособность в течение
длительного времени и создавать источники
новых доходов.

Мобильная электронная коммерция развитие

Вот два примера,
демонстрирующих разные варианты эффекта
от новой технологии. Первый – появление
мобильных приложений само по себе вряд
ли увеличит количество клиентов банка.
Но банки, которые не будут иметь таких
приложений, могут потерять своих клиентов
завтра. Второй пример – открывающиеся
новые возможности в области бизнеса
могут приносить дополнительные доходы
(это легко показать на примере услуг
для путешествующих). Туристы будут
готовы платить за услуги, которые
постоянно «сопровождают» их во время
поездки и оказывают помощь в соответствии
с текущим местонахождением.

Среди наиболее
важных достоинств мобильного бизнеса
можно отметить следующие его характеристики:

 Повсеместность.
Это самое очевидное преимущество
мобильного устройства, позволяющего в
режиме реального времени получать
информацию и оставаться на связи
независимо от местонахождения.

 Достижимость.
Она важна для многих людей, которые
желают постоянно оставаться «на связи».

 Доступность.
Доступ к личным и деловым ресурсам
обеспечивается любым устройством через
любую сеть – кабельную или беспроводную.

 Безопасность.
Обеспечение безопасности мобильных
транзакций еще находится на стадии
становления. Но более полное использование
возможностей SIM-карты в будущем повысит
уровень безопасности по сравнению с
тем, что имеется в сегодняшних
Internet-приложениях.

Читать также:  Интернет-магазин

 Удобство.
В мобильных устройствах хранятся личные
данные, они всегда под рукой, а использовать
их становится все легче.

 Локализация
услуг и приложений.
Этот фактор также существенно повышает
ценность мобильных устройств.

 Мгновенное
подключение к Интернету
с мобильного телефона постепенно
становится реальностью.

 Персонализация.
Индивидуальные услуги доступны уже
сегодня, хотя и в очень ограниченной
степени.

Следующие факторы
определяют возможности развития
мобильного бизнеса:

 Коммерческие
факторы.
Бизнес нуждается в новых типах мобильных
приложений, которые позволят уменьшить
издержки в цепочке поставок товаров и
услуг и одновременно удовлетворят
потребность клиентов в обслуживании
«везде и всегда».

 Технические
факторы.
Развитие технологий и падение цен на
мобильные устройства делают новые типы
приложений экономически осуществимыми.
Например, технологии, обеспечивающие
точное определение местоположения
абонента, откроют путь к внедрению новых
типов приложений (например, порталов
поддержки торговли, находящих
альтернативных поставщиков продуктов
и услуг поблизости от покупателей).

 Доступность.
Сотовой связью охвачено практически
все экономически активное население.
В результате открываются возможности
для выполнения онлайновых транзакций,
приложений электронной коммерции, в
которой будет участвовать огромное
число новых потребителей.

Одна из причин,
сдерживавших до последнего времени
переход к мобильному доступу, –
недостаточная скорость передачи данных.
В настоящее время для связи мобильных
пользователей чаще всего используются
сотовые сети стандарта GSM (9,6 или
14,4 Кбит/с), которые уже охватывают
более 160 стран, предоставляя возможности
международного роуминга. На GSM
приходится свыше 60% мирового рынка сетей
мобильной связи, их преобладание особенно
заметно в Европе и Азиатско-Тихоокеанском
регионе. Количество абонентов GSM в начале
2002 г. преодолело рубеж в 600 млн человек.

По оценкам экспертов
сети GSM будут использоваться в течение
еще как минимум десяти лет. Однако
перспективы развития мобильного бизнеса
сегодня связывают с переходом на
использование технологий GPRS (General Packet
Radio Service) и UMTS (Universal Mobile Telephony System), которые
обеспечивают более высокие скорости
передачи данных, улучшение качества
предоставляемых в настоящее время и
появление принципиально новых услуг.

  • Мобильная
    коммерция. Корпоративные мобильные
    решения. Задачи, решаемые при помощи
    мобильного бизнеса.
  • Новые
    технические средства для проведения
    мобильного бизнеса. Интеллектуальные
    карманные устройства с возможностью
    выхода в сеть Интернет. Интеллектуальные
    мобильные телефоны 3 поколения. Карманные
    компьютеры с возможностью работы в
    сети Интернет.
  • ОС
    для карманных ПК, их характеристики.
    Ноутбуки, органайзеры, навигаторы,
    электронные книги, брелоки.

Кобелев о. Электронная коммерция лекция

Развитие
компьютерных ИС и ТЛК-технологий привели
к формированию нового вида экономической
деятельности – электронной коммерции
или электронного бизнеса.

Электронная
коммерция
– это предпринимательская деятельность
по осуществлению коммерческих операций
с использованием электронных средств
обмена данными.

Электронный
бизнес – эта любая деловая активность,
использующая возможности глобальных
информационных сетей для преобразования
внутренних и внешних связей с целью
создания прибыли.

Степень
использования ИТ и ТЛК служит мерой,
по которой бизнес может считаться
электронным. Степень использования ТЛК
ИТ определяется использованием глобальной
сети Интернет как инструмента организации
единого информационного пространства
ЭБ.

Сеть
Интернет обеспечила доступ производителей
к максимальному числу потребителей и
их многообразным предпочтениям и
предоставила возможность клиентам
вводить свои заказы в систему управления
предпрятием.

Для
предприятий организация ЭБ несет
следующие выгоды:


расширение рынка: даже с небольшим
капиталом компания может обслуживать
клиентов в глобальном масштабе;


снижение издержек получения, обработки
и хранения информации, снижение
административных расходов за счет
уменьшения запасов;


усиление конкурентных преимуществ
компании за счет ориентации производства
на заказы клиентов;


ускорение бизнес-процессов за счет
повышения производительности труда
сотрудников;


возможность интерактивности и
совместимости в реальном масштабе
времени;

-возможность
параллельного общения с клиентами;

-расширение
возможностей партнерства, установление
долгосрочных отношений с поставщиками
и клиентами, расширение доступа к
информации и т.д.

Для
потребителей ЭБ несет следующие выгоды:


круглосуточное обслуживание в любое
удобное для потребителя время;


расширение выбора товаров, поставщиков,
цены, качества;

-получение
подробной и своевременной информации;

-сравнение
предложений и обмена информацией с
другими потребителями.

Появление ЛВС
позволило значительно повысить
эффективность применения ВТ за счет
более рационального использования
аппаратных, программных и информационных
ресурсов вычислительной системы,
значительного улучшения эксплуатационных
характеристик и создания максимальных
удобств доля работы конечных пользователей.
Основным назначением ЛВС является
предоставление информационных и
вычислительных ресурсов пользователям.

Характерными
чертами ЛВС являются компактное
территориальное расположение узлов
сети; использование в качестве среды
передачи данных преимущественно
кабельной системы»; а в качестве узлов
сети – ПК; большое разнообразие архитектур
построения; работа всех компьютеров
ЛВС в одной модели OSI;
принадлежность к конкретной организации
или предприятию.

Аппаратные
компоненты ЛВС включают компьютеры,
оснащенные сетевыми картами; устройства
межсетевой связи (маршрутизаторы);
концентраторы и коммутаторы; специальное
сетевое оборудование (повторители,
терминаторы, разъемы, трансиверы,
антенны); технические устройства защиты;
кабельную систему.

В ЛВС используются
следующие методы доступа к среде
передачи данных: Ethernet,
Token Ring,
ARCnet, FDDI.

По
наличию сервера в сети локальные сети
делятся на:

  • Одноранговые
    (одноуровневые) – сеть равноправных
    ПК, каждый из которых имеет уникальное
    имя (имя ПК) и обычно пароль для входа
    в момент загрузки ОС. Имя и пароль
    назначаются владельцем ПК средствами
    ОС. Равноправность означает, что владелец
    ПК в сети сам имеет возможность
    устанавливать права доступа к своему
    ресурсу и пароли. Созданию сетевого
    ресурса в одноранговых сетях должны
    предшествовать мероприятия, включающие
    определение состава ресурсов и круга
    пользователей, получающих к ним доступ,
    выбор ПК, на котором будут размещаться
    ресурсы, сетевых имен ресурсов, прав и
    паролей доступа к ним.
  • Иерархические сети
    – сети, в которых имеется один или
    несколько специальных ПК – серверов,
    ресурсы которого предоставляются
    другим, соединенным с ним ПК – рабочим
    станциям. Сервер- это постоянное
    хранилище разделяемых ресурсов. Сам
    сервер может быть клиентом сервера
    более высокого порядка. Рабочая станция
    (клиент) – ПК, с которого осуществляется
    доступ к серверу. Способ организации
    и хранения информации на сервере
    устанавливается специальным лицом –
    администратором сети. На нем лежит
    ответственность за сохранность
    коллективной информации. В отличие от
    однораноговых сетей в иерархической
    сети идентифицируется пользователь,
    а не ПК. Каждому пользователю назначается
    уникальны имя и пароль. Иерархические
    сети обеспечивают более высокое
    быстродействие и надежность работы
    сети, повышают конфиденциальность и
    надежность хранимой информации. В
    зависимости от использования сервера
    различают следующие типы: файловый
    сервер, сервер БД, принт-сервер, почтовый
    сервер.

Корпоративная
сеть —
региональная сеть организации, в которой
создана специальная коммуникационная
система обмена сообщениями (электронная
почта, факс). Также этот термин используется
в литературе для обозначения объединения
нескольких сетей, каждая из которых
может быть построена на различных
технических, программных и информационных
принципах. Корпоративная сеть представляет
собой объединение территориально
удаленных ЛВС на базе использования
магистральных каналов связи глобальных
и региональных сетей с целью обеспечить
обмен данными между различными
приложениями больших организаций,
корпораций, объединений.

Корпоративная
сеть строится на базе организации с
единой централизованной системой
управления и имеющей в своей структуре
достаточно удаленные филиалы и
подразделения. Объединение ЛВС в единую
корпоративную среду осуществляется
путем создания виртуальных каналов
передачи данных, организуемых на базе
магистральных каналов связи глобальных
и региональных сетей с высокой скоростью.

Глобальная
сеть Интернет
является самой крупной информационной
сетью в мире. Интернет состоит из
множества локальных, территориальных
и глобальных сетей, принадлежащих разным
компаниям и предприятиям, работающих
по разнообразным протоколам, связывающим
всевозможные типы компьютеров, физически
передающих данные по проводным, кабельным,
спутниковым каналам связи и радиочастот.

  • Верхний
    уровень. На
    верхнем уровне находятся федеральные
    узлы, связанные между собой магистральными
    каналами связи, физически представляющие
    собой спутниковые или волоконно-оптические
    каналы.
  • Средний
    уровень. Он
    представлен региональными узлами,
    связанными с сетями федерального
    уровня, высоко- и среднескоростными
    каналами связи.
  • Нижний
    уровень.
    Образуют местные узлы, представленные
    серверами доступа к Интернету и связанные
    с узлами регионального уровня выделенными
    волоконно-оптическими и телефонными
    каналами связи. К местным узлам
    подключаются ЛВС и ПК отдельных
    пользователей.

Протокол-
описание
форматов передаваемых пакетов данных,
а также систему правил и соглашений,
которые должны соблюдаться при организации
взаимодействия и передаси данных между
отдельными процессами. Стандартные
протоколы позволяют разным компьютерам,
работающим под управлением различных
операционных систем, общаться между
собой.

  • HTTP

    — передача гипертекста;

  • FTP
    – передача файлов;
  • POP
    – почтовое соединение;
  • SMTP
    – набор правил для передачи почты;
  • UUCP-устаревший
    протокол передачи данных;
  • TELNET
    – протокол удаленного доступа.

Для
работы в сети Интернет используются
два тесно взаимосвязанных протокола:
IP
(Протокол Internet) и TCP
(Протокол управления передачей), которые
часто объединяют и говорят, что в Internet
базовым протоколом является TCP/IP.
Протоколы TCP/IP
обеспечивают передачу информации между
двумя компьютерами.

1.При передаче
информации с одного компьютера на другой
протокол TCP разбивает информацию на
порции и нумерует их, чтобы при получении
можно было правильно собрать информацию.

2.С
помощью протокола IP все части передаются
получателю. Центральной частью IP
является таблица маршрутов, содержание
которой определяется администратором
сети. Ошибки при установке маршрутов
могут заблокировать передачи.

3.
С помощью протокола TCP проверяется, все
ли части получены.Протокол TCP
требует, чтобы все отправленные данные
были подтверждены принявшей их стороной.
Он использует таймауты и повторные
передачи для обеспечения надежной
доставки.

4.
TCP располагает их в нужном порядке и
собирает в единое целое.

Все
остальные протоколы строят на основе
протоколов TCP/IP.

Архитектура
протоколов TCP/IP
предназначена для объединенной сети,
состоящей из соединенных друг с другом
шлюзами отдельных разнородных пакетных
подсетей, к которым подключаются
разнородные машины. Каждая из сетей
работает в соответствии со своими
специфическими требованиями и имеет
свою природу средств связи. Однако
предполагается, что каждая подсеть
может принять пакет информации и
доставить его по указанному адресу в
этой конкретной подсети. Таким образом,
2 машины, подключенные к одной подсети
могут, обмениваться пакетами.

Для
доменов высокого уровня существует
соглашение:

1.Все
страны имеют свой уникальный адрес (2
буквы):

ru
— РФ; es
– Испания; ec-
Эквадор; fi

Финляндия; fr
– Франция; is
– Исландия; it
– Италия; jp
– Япония; kr
– Корея; nz
– Новая Зеландия; se
– Швеция; su
– бывший СССР; tw

Тайвань; uk

Великобритания и Ирландия; us
– США; tr
–Турция; ua

Украина.

2.
В США 3-буквенные имена обозначают род
деятельности:

com
– коммерческие
организации; net

сетевые организации; edu
–учебные
и научные учреждения; mil

военные организации; org
— прочие организации.

Чтобы
быть уверенными в том, что все сетевые
части адресов Интернета являются
уникальными, все адреса назначаются
одним ведомством – Сетевым Информационным
Центром (NIC).
Он назначает только сетевую часть адреса
и возлагает ответственность за назначение
адресов компьютеров в этой сети
организации, запросившей этот адрес.
NIC
важно знать, что эта сеть или присоединена
к Интернету, или собирается к нему
присоединиться.

Проблема
транслитерации — передача
букв или сочетаний букв одного языка
средствами алфавита другого языка.

В мире широко известны
ИСО – стандарты по транслитерации
языков всех континентов из одной графики
в другую, которыми широко пользуются в
алфавитных каталогах иностранной
литературы. Однако имена в Интернете
дают не специалисты библиотечного дела,
это приводит к стихийному размыванию
стандартов и появлению различных проблем
при поиске. В стандарте транслитерации
приведены наиболее вероятные варианты
для каждой буквы или сочетания букв,
после чего следуют менее употребительные.

Например,
в
– v,w;
к- k,c;
у –yu,
yo,ye;
я –ja,ya;
ий –y;
ый –y;
й – I;
ы – y;
х — kc.

www.perm.ru,
www.krylatskoe.msk.ru,
www.primorsky.ru,
www.bryansk.ru,
www.kcarkov.ua,
www.syzran.ru.

Технологии
Интернета (для
создания приложений):

  • технология
    гипертекста для создания WEB
    страниц;
  • технология
    создания активных серверных страниц
    ASP;
  • Технология
    ADO
    для доступа к БД;

Интернет-магазины продемонстрировали огромный рост продаж за последние пять лет, и большая часть этого успеха зависит от покупок с помощью смартфонов. Фактически, отчет eMarketer показал, что рост электронной коммерции как цифровой категории в 2021 году в значительной степени был обусловлен мобильной коммерцией.

Определение мобильной коммерции (m-commerce)

Этот значительный рост является результатом двух тенденций. Во-первых, это быстрорастущее число мобильных пользователей. По состоянию на 2021 год в мире насчитывается 5,22 миллиарда уникальных пользователей мобильных телефонов, что составляет две трети населения мира.

Рост мобильной коммерции также во многом обусловлен удобством. По данным компании Dynamic Yield, занимающейся персонализацией электронной коммерции, более 70% покупателей совершают онлайн-заказы с помощью мобильных устройств из-за комфорта.

По мере того, как эти тенденции сохраняются, становится все более очевидным, что мобильная коммерция никуда не денется. Мобильные устройства занимают центральное место в онлайн-бизнесе.

Мобильная коммерция, также известная как m-commerce, представляет собой разновидность электронной коммерции, которая включает в себя проведение коммерческих транзакций с помощью портативных устройств. Благодаря мобильной коммерции пользователи могут совершать транзакции везде, где есть доступ к беспроводному интернет-провайдеру.

Мобильные покупки происходят в несколько кликов, в то время как транзакции, выполненные через персональный компьютер, часто могут быть более сложными.

Понимая мобильную коммерцию, важно отметить разницу между электронной коммерцией и ее «карманным братом». В то время как электронная коммерция фокусируется на общем опыте покупок, часто за счет простоты, мобильные устройства оптимизируют скорость оформления заказа.

Несмотря на технические различия, будущее электронной коммерции напрямую зависит от продаж через мобильные телефоны. Это тенденция, которую вам нельзя игнорировать, если у вас есть онлайн-бизнес.

3 вида мобильной коммерции

Мобильная коммерция может быть разбита на три ключевые категории. К ним относятся мобильные покупки, мобильный банкинг и мобильные платежи.

Мобильные покупки

Покупатель может приобрести продукт с мобильного устройства, используя веб-сайт электронной коммерции или мобильное приложение. Быстрорастущей подкатегорией мобильных покупок является продажа через приложения.

Мобильный банкинг

Мобильный банкинг включает в себя выполнение финансовых транзакций мобильными клиентами на ходу.

Мобильные платежи

Мобильные платежи помогают пользователям покупать товары с помощью мобильного устройства. Цифровые кошельки, такие как Google или Apple Pay, позволяют покупателю покупать товары, не нуждаясь в наличных деньгах.

Преимущества мобильной коммерции

Преимущества мобильной коммерции многочисленны, но нет более мощного преимущества, чем его способность расширять охват бизнеса для новых или существующих клиентов.

Например, купоны и скидки могут быть легко и мгновенно отправлены от розничных продавцов покупателям, а персонализированный покупательский опыт может еще больше связать бренд с его аудиторией.

С помощью мобильной коммерции бренды могут стимулировать продажи как в Интернете, так и за его пределами. Портативность мобильных устройств позволяет покупателям посещать физический магазин, одновременно используя онлайн-возможности, которые упрощают покупательский путь, такие как обзоры, сравнительные покупки, расширенный ассортимент и видимость запасов в близлежащих магазинах.

Другие преимущества включают подробные данные о клиентах, быстрый просмотр и транзакции, а также более активное участие клиентов.

Удобство — один из главных движущих факторов роста мобильной коммерции. Мобильная коммерция предлагает более быстрые транзакции с такими функциями, как покупка в один клик и мобильные платежи.

А для тех брендов, у которых нет мобильного приложения, передовые технологии, такие как витрина PWA, могут превратить ваш веб-сайт в интерфейс, похожий на приложение. Это важно, так как медленная загрузка веб-страницы быстро отпугнет онлайн-покупателей.

Подводя итог, можно сказать, что способность мобильной коммерции предлагать более ориентированные на пользователя возможности покупок с повышенной скоростью — вот что делает ее таким предпочтительным форматом покупок.

Недостатки мобильной коммерции

Компании осознали огромную силу мобильной коммерции, переместив свою стратегию и ресурсы в мобильное пространство. Тем не менее, растущее поле по-прежнему сопряжено с проблемами.

Риск мошеннической рекламы, вероятно, является самым большим ударом по мобильной коммерции, поскольку большинство предприятий просто не имеют возможности всесторонне бороться с ним.

Так же конфиденциальность клиентов остается сложной проблемой для предприятий электронной коммерции. По мере того, как клиенты делятся все более и более конфиденциальной информацией и данными во время покупок, иногда неосознанно, компании несут дополнительную ответственность за защиту этой информации. В сегодняшних условиях предприятия должны принять строгие условия защиты пользователей и научиться быть сверхпрозрачными с клиентами в отношении того, какие данные собираются, хранятся, передаются и/или продаются.

Примеры мобильной коммерции

Исследования показывают, что сегодняшние потребители в основном используют свои мобильные устройства для совершения покупок и редко посещают веб-сайт бренда в мобильном браузере. Фактически, исследование Statista показало, что 85% онлайн-покупателей используют мобильные приложения вместо мобильных браузеров.

Купоны и специальные предложения являются стимулом номер один для мобильных пользователей загружать розничные приложения. Во-вторых, это программы лояльности и поощрения, которые не только побуждают покупателей загружать ваше приложение, но и побуждают их возвращаться в ваш магазин для совершения покупок в будущем.

Заказ в один клик

Изобретенный Amazon заказ в один клик позволяет онлайн-покупателям быстро оформить заказ. При заказе в один клик вы нажимаете одну кнопку, и вся информация автоматически заполняется в формах оформления заказа с использованием данных о клиентах из предыдущих покупок.

Дело в удобстве покупки в один клик. Это экономит время, делая процесс оформления заказа более плавным и с меньшей вероятностью приводящего к брошенным корзинам.

Социальная коммерция

Мобильные пользователи используют свои устройства для доступа к социальным сетям каждый день, а это означает, что часто проще привлечь внимание вашего клиента там, чем на вашем собственном веб-сайте электронной коммерции.

Бренды электронной коммерции должны ожидать, что в 2022 году больше потребителей, чем когда-либо, будут покупать напрямую из контента социальных сетей.

Голосовая коммерция

Голосовая коммерция или голосовые покупки — это практика использования голосовых команд для совершения покупок в Интернете и размещения заказов вместо того, чтобы печатать или совершать покупки в магазине. Вы можете использовать встроенную голосовую функцию в любом смартфоне или интеллектуальных помощниках по динамику, таких как Apple, Samsung, Google и Microsoft.

По некоторым оценкам, глобальные потребительские розничные расходы через чат-ботов к 2024 году составят 142 миллиарда долларов. Этот спрос подпитывается ожиданием покупателей круглосуточной доступности службы поддержки клиентов и торговых представителей. Таким образом, продавцы должны отвечать тем же, внедряя чат-ботов и виртуальных помощников для ответов на вопросы и намерения клиентов. Wix Chat, который можно найти на Wix App Market, — это всего лишь один из инструментов, к которому продавцы могут обратиться для удовлетворения потребностей потребителей.

VR и AR

Виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR) продолжают набирать обороты в сфере электронной коммерции, особенно с появлением фильтров в сфере красоты или технологий примерки в мире моды.

AR и VR позволяют брендам воспроизводить реальный опыт, предоставляемый физическими магазинами, еще больше снижая вероятность потери продаж или возврата товаров.

Благодаря Apple Pay, поддерживаемому Wix eCommerce, и Android Pay, позволяющим клиентам совершать покупки без необходимости носить с собой карты или проводить их считыванием, мобильная коммерция продолжает расти. Еще одним растущим применением технологии мобильных платежей является отправка денег с мобильного устройства на мобильное устройство. Venmo и PayPal, например, являются провайдерами мобильных платежей, которые позволяют пользователям отправлять деньги напрямую друзьям, членам семьи и коллегам.

Должна ли у вас быть стратегия мобильной коммерции?

Масштабы возможностей использования мобильной коммерции никогда не были так очевидны, но эффективное использование преимуществ ее роста по-прежнему остается серьезной проблемой. Принятие четкой стратегии может стать тем, что выделит вас на фоне конкурентов в ближайшие годы, начиная с наличия подходящих партнеров по маркетингу и технологиям, которые могут эффективно расширить вашу аудиторию в удобной для потребителя и безопасной для конфиденциальности среде.

Еще одна важная возможность для рассмотрения — это реальный опыт покупок на мобильных устройствах. Помимо проблем с безопасностью, многие потребители ссылаются на плохой дизайн веб-сайта, такой как слишком маленький размер страниц и ссылок, как на препятствие для мобильных покупок.

Мобильная коммерция — это только часть вашего бизнеса. Наиболее успешные ритейлеры электронной коммерции применяют стратегию омниканальной розничной торговли, ориентированную на клиента, которая гарантирует, что их мобильная недвижимость поддерживает другие каналы продаж. В конечном счете, ваша стратегия мобильной коммерции должна соответствовать духу мобильных технологий, поскольку она позволяет встречать ваших клиентов там, где они находятся, и предлагать им удобный, но запоминающийся опыт.

Как известно, рынок платежных инструментов в нашей необъятной родине велик. Это и Web money, Яндекс. Деньги, это и терминалы Qiwi с их Qiwi.кошельком, пластиковые карты и premium SMS.

Все они по своему удобны и почти все приведенные выше способы используются при оплате различных услуг в различных проектах Рунета — начиная от покупки голосов Вконтакте и различных онлайн игр и кончая физическими товарами в многочисленных интернет магазинах.

Изначально самым распространенным, удобным, но одновременно и экономически неэффективным способом оплаты были premium SMS.

Premium SMS были и остаются самым доступным и быстрым способом оплаты, т.к. мобильный телефон есть у каждого и почти всегда под рукой.
Но большая комиссия оператора (до 40-50% от стоимости SMS) привели к тому что доля SMS упала в онлайн проектах до 10-15% и продолжает снижаться.

Видя рост альтернативных методов оплаты и желание использовать деньги абонента не только для оплаты своих услуг, операторы большой тройки начиная с 2005 начинают внедрять услугу “Мобильная коммерция”. О самой услуге, как это работает и каковы перспективы этого сервиса я расскажу ниже.

1) Что это такое ?

Мобильная коммерция (далее по тексту МК) — это возможность оплаты услуги используя свой счет мобильного телефона. Разница с premium SMS заключается в том, что возможно оплаты произвольной суммы платежа, в диапазоне от 0,01 до 5000 рублей, тогда как при оплате через premium SMS тариф на оплату жестко привязан к короткому номеру.

Кроме этого плюса, который приближает мобильную коммерцию к другим платежным системам, мобильной коммерции присуще более низкие, по сравнению с premium SMS проценты, которые забирает себе оператор в связке с банком (о роли банка я расскажу позже) — в среднем оператор, банк и агрегатор забирают себе порядка 20% от каждого платежа.

Для проектов не связанных с виртуальными услугами, например покупка билетов, оплата коммунальных услуг и других — процент еще ниже и составляет 8-10% от каждого платежа.

2) Как это работает ?

Согласно текущему законодательству, оператор не является обладателем банковской лицензии и де факто не может оказывать абоненту расчетные операции и абонент свой счет, ни для каких иных услуг кроме как оплата услуг оператора, использовать не может.

Для того чтобы обойти это ограничение в цепочку между оператором, агрегатором (или контент провайдером которые обеспечивают техническое взаимодействие) и партнером, который оказывает услугу, вклинивается банк.

Банк, по запросу абонента, создает предоплаченную виртуальную карту (или виртуальный счет).

Абонент, путем заказа услуги (например голоса “Вконтакте”) инициирует процедуру возврата денежных средств со своего абонентского счета, которые перечисляются на предоплаченную виртуальную карту банка. Используя реквизиты этой карты банк производит оплату за услугу, которую предоставляет партнер.

На практике этого всего абонент не видит, он просто формирует запрос через web форму или посредством отправки смс на бесплатный номер.

После проверки оператором необходимой суммы на счету абонента и подтверждения факта транзакции от абонента происходит оплата услуги.
Оператор передает деньги банку, тот в свою очередь передает сумму с вычетом своего процента дальше по цепочке — агрегатору и партнеру.

3) Развитие мобильной коммерции в РФ

Сейчас мобильная коммерция в том виде что я описал выше существует у 3-х крупнейших операторах — МТС, Билайн, Мегафон. В немного измененном виде МК есть у Yota и Tele2.

Теперь пройдусь отдельно по каждым операторам:

Билайн

Мобильная электронная коммерция развитие

Первые эксперименты с мобильной коммерцией начал еще в 2005 году вместе с компанией Моби.деньги (дочернее предприятие Банка “Таврический”).

Операторский портал услуги: kvartplata.beeline.ru

Мобильная коммерция доступна лишь абонентам после расходования 150 рублей стартового баланса.

— минимальная сумма платежа — 1 рубль
— максимальный сумма платежа — 3000 рублей
— минимальная сумма остатка на счету — 50 руб.
— максимальная сумма платежей в месяц — 15 000
— только для абонентов — физических лиц

Все партнеры ранжируются по категориям (например goods, software, web, mmog). Для каждой категории определяются свои проценты. Наиболее низкие для goods, software — 5-10%, более высокие для web и mmog сервисов — до 20% от платежа.

МТС

Мобильная электронная коммерция развитие

Запустил мобильную коммерцию в 2010 году совместно с Qiwi и Моби.Деньги.
Операторский портал услуги: pay.mts.ru
Также есть возможность привязать банковскую карту.

— минимальная сумма платежа — 1 рубль
— максимальный сумма платежа — 5000 рублей (в других вариантах 15 000)
— минимальная сумма остатка на счету — 50 руб.
— максимальная сумма платежей в месяц — 50 000
— только для абонентов — физических лиц

Все партнеры ранжируются по категориям (например goods, software, web, mmog). Для каждой категории определяются свои проценты.
Наиболее низкие для goods, software — 5-10%, более высокие для web и mmog сервисов — до 20% от платежа.

За каждую транзакцию берется плата 10 рублей.

Мегафон

Запустил мобильную коммерцию в 2010 году.
Операторский портал услуги: oplata.megafon.ru, также доступен wap сайт, java приложение и приложение для смартфонов Windows Mobile

— минимальная сумма платежа — 1 рубль
— максимальный сумма платежа — 5000 рублей
— минимальная сумма остатка на счету — 30 руб.
— максимальная сумма платежей в месяц — 15 000
— только для абонентов — физических лиц

Tele2

Tele2 запустил мобильную коммерцию в начале 2011 года, однако выбрал нестандартный вид мобильной коммерции — а именно через пластиковую карту.

К телефону абонента привязывается его пластиковая карта Visa или Mastercard, Diners Club International, JCB International. с которой и происходит оплата услуги.

Операторский портал услуги: market.tele2.ru

Ограничения:
— минимальный платеж — 10 руб.
— максимальный платеж — 3000 рублей единоразово.
— максимальная сумма платежей в месяц — 10 000
— необходима карта не ниже уровня Visa Classic, Master Card Standart

Условия примерно такие же как у других операторов.

Yota

Известный всем оператор WiMax и уже 4G запустил свой проект Yota.деньги в 2010 году.

Операторский портал услуги: www.yota.ru/ru/services/money

4) Безопасность и фродо защищенность

Немаловажный вопрос, который волнует всех — пользователей, партнеров и самих операторов.

Во-первых, операции по мобильной коммерции можно проводить через 2 канала инициации — через SMS или через web форму. В первом случае абонент абонент шлет SMS с коротким текстом на короткий номер, далее ему приходит SMS с просьбой подтвердить платеж. После этого происходит оплата.

С web формой процедура аналогична, только инициатором выступает web форма на сайте партнера, куда абонент вводит свой номер телефона и сумму платежа (либо выбирает из выпадающего списка и т.п.)
Схема акцепта платежа повышает прозрачность услуги, т.к. в приходящем SMS вам укажут какую сумму с вас спишут и маскировать короткие номера стоимостью 300 рублей под 3 рубля не выйдет 🙂

Во-вторых, абонент не может уйти в минус, т.к. существует минимальный остаток, который должен быть на счете. Таким образом отсекается часть фрода, который появлялся в premium SMS когда пользователь уходил в минус.

Однако некоторые прорехи в системе защиты есть и последние случае показали что ничто не вечно под луной.

5) Итоги

Хочу подытожить свой краткий экскурс в мобильную коммерцию.

Плюсы данного решения:

+ Мобильность.
+ Гибкость суммы платежа
+ Более низкие комиссии чем при обычных premium SMS

— определенное недоверие пользователей к каким либо платежам через телефон
— недостаточно высокие отчисления по категориям проектов web и mmog, которые генерируют значительный денежный поток в Рунете.

6) Прогнозы

Безусловно, развиваться мобильная коммерция в РФ, а затем и в странах СНГ будет.
Как наиболее быстрый и безопасный способ оплаты она придет на замену premium SMS и сможет вытеснить их из крупнейших развлекательных проектов Рунета (такие как многочисленные mmo игры, Вконтакте, mamba.ru и другие), хотя львиную долю платежей, которые идут через Qiwi, Web Money и Яндекс.деньги МК на себя не перетянет — сказывается большие проценты операторов по данным направлениям.

Опыты с МК через пластиковую карту, который проводит Tele2, тоже будут интересны, но для большинства пользователей не станут удобными и востребованы, поэтому считаю что стоит ждать от Tele2 мобильную коммерцию в привычном для всех виде.

Сейчас на рынке контент провайдеры только только запускают у себя данное направление и подключают первых партнеров, так что можно ожидать усиление конкуренции и вполне возможно уменьшение операторских процентов, что положительно скажется на доходах всех участников процесса.

При написании статьи использованы материалы с сайтов:

www.ishop.qiwi.ru
www.m-commerce.ru
www.mobi-money.ru
Материалы тематических конференций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *