Подписано постановление Президента от 14. 2018 г. «О мерах по ускоренному развитию электронной коммерции». Документ частично размещен на УзА.
Подтверждение платежей в электронной коммерции
Хотя первая редакция закона «Об электронной коммерции» была принята еще в 2004 году, а в 2015 году одобрена его более совершенная новая редакция, этот сектор экономики не смог реализовать весь свой потенциал. Одна из причин – имелись трудности с документальным оформлением платежей (выдачей чеков ККМ, расчетных терминалов и т.
Это также в значительной степени тормозило развитие электронной коммерции между субъектами предпринимательства (сегмент B2B). Дело в том, что при использовании корпоративных банковских карт в бухгалтерию держателя карты требуется сдать отчетные документы о ее использовании – оригинал квитанции расчетного терминала с приложением товарного счета либо квитанции об оказании услуг. А в электронной коммерции платежи осуществляются преимущественно через посредников – системы электронных розничных платежей. Их электронные сообщения о проведении платежей просто не признавались подтверждением (см. пункты 7–10 Положения о порядке использования корпоративных банковских карт в национальной валюте юридическими лицами).
Принятый документ решил эту проблемы. Так, определено:
Особые условия для участников электронной коммерции
Теперь экспорт товаров (услуг) стоимостью до 3-х тысяч долларов США, реализованных посредством электронной коммерции, осуществляется без внесения информации в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций и оформления грузовой таможенной декларации, в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи.
А с 1 июля:
С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Самир Латыпов.
считают Нурбек РИЗАЕВ, проректор по административным вопросам и Хавахон Рахимова, доцент кафедры «Банковское дело» Банковско-финансовой академии.
Сама история электронной коммерции (далее – ЭК) насчитывает всего около двух десятилетий, а ее первые системы и методы обязаны появлению технологий автоматизации продажи авиабилетов, банковских операций, построению автоматизированных систем управления ресурсами предприятий.
ЭК – это предпринимательская деятельность по осуществлению коммерческих операций с использованием электронных средств обмена данными, обеспечивающая возможность осуществления покупок, продаж, сервисного обслуживания, проведения маркетинговых мероприятий путем использования компьютерных сетей.
В мировой практике сложились 6 моделей ЭК. Они развиваются в разных секторах экономики, в разных странах с различной скоростью. Следует отметить, что модель «B2C» – «Бизнес-потребитель» относится к сфере розничной торговли, которая весьма эффективно развивается в экономике многих стран.
Лидеры в области ЭК – Великобритания, Германия и США. Между тем, особый интерес для нас может иметь опыт Китая, где темпы развития электронной торговли и её уровень превышают показатели развитых стран.
История развития ЭК Китая показывает, что она проходит эволюцию гораздо быстрее, чем в развитых странах. То, что США и Великобритания прошли за 15-20 лет, Китай смог за 5-10.
Можно выделить следующие особенности и факторы, которые определили быстрый темп роста ЭК в Китае:
— около 90% китайской электронной розничной торговли осуществляется на специально созданных электронных рынках, спонсируемых за счёт электронной рекламы. Например, в США и Европе 70% рынка состоит из интернет-магазинов, расположенных на своих собственных веб-сайтах;
— ЭК, как и другие сферы экономики, развивается по чётко утверждённым правительственным программам. В частности, Министерство промышленности и информатизации и Министерство коммерции Китая разработали «Программу развития интернет-бизнеса в период «12-й пятилетки». Согласно ей Китай к 2015 г. должен был удвоить объем сделок в рамках электронной торговли и вывести его на отметку около 2,9 трлн долл. , свыше 60% средних и малых предприятий страны обязаны были стать постоянными участниками интернет-бизнеса.
Электронная коммерция в Узбекистане
Отметим, что развитие электронных рынков в Узбекистане находится на начальном этапе своего развития, что требует ухода от стереотипности и дальнейшего изучения зарубежного опыта и на базе этого проведения практических преобразований.
Для развития электронных рынков со стороны Правительства страны уже принят ряд нормативных документов1. То есть для их эффективного регулирования есть соответствующая нормативная база.
В 2010 году в республике было зарегистрировано ООО «E-Services House» для содействия развитию системы электронных платежей, предоставляющее свои услуги в Интернете под торговой маркой «WebSum»2.
В соответствии с Постановлением руководителя страны «Об оптимизации системы государственных закупок и расширении привлечения к ним субъектов малого бизнеса»3 для увеличения объёма оборота электронных рынков разработана система электронной торговли для естественных монополий, унитарных госпредприятий. Для ее дальнейшего совершенствования принято Постановление Президента «Об оптимизации системы электронных закупок и расширении доступа к ним субъектов предпринимательства»4.
Важно отметить, что совершенствование электронной площадки Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи (УзРТСБ) дает свои позитивные результаты. В 2015 году на всех торговых платформах УзРТСБ было совершено 689 тыс. сделок, против 592,8 тыс. в 2014 году, на 8 837,9 млрд сумов. При этом был достигнут рост стоимостных показателей по выставочно-ярмарочным торгам на 8% и госзакупкам, включая закупки в новой торговой системе «Электронный каталог», на 15,6%.
Эти данные свидетельствуют об эффективном развитии в стране моделей «G2B» и «В2В», но другие модели ЭК положительных результатов ещё не достигли, и это говорит о нашем отставании в этом направлении.
Анализ состояния торговли в Узбекистане и перевода бизнеса на «электронные рельсы» показывает, что есть сдерживающие факторы, такие как:
— психологический барьер у покупателя и продавца при передаче важных данных, например, о кредитной карточке и др
— низкий уровень криптографических продуктов для защиты системы;
— отсутствие хороших специалистов, начиная от консультантов электронной торговли, организаторов, программистов, кончая пользователями данной системы;
— риски нормативного, финансового, мошеннического, хакерского характеров в электронной торговле;
— недостаточность юридических знаний потребителей данной системы о ее правовой гарантированности.
Для активизации ЭК в национальной экономике следует обратить внимание на следующие аспекты:
Для повышения доверия потребителей в системе ЭК важно:
Решения проблем, сдерживающих развитие ЭК, определены в Концепции развития электронной коммерции в Республике Узбекистан на период 2016–2018 годов, в Комплексе мероприятий по ее реализации5. И есть надежда, что в ближайшее время этот документ даст свои результаты и станет эффективным инструментом для увеличения дохода субъектов рынка.
Важно отметить, что документ расширит существующие границы виртуальных отношений субъектов рынка, и это повлечёт за собой изменения процессов и механизмов их регулирования. В первую очередь встанет вопрос эффективного циркулирования электронных денег по коммуникационным системам (Интернету и другим специализированным электронным системам) между участниками торгового процесса.
С нашей стороны рекомендуется принять новый Закон «Об электронных денежных обращениях», который даст чёткие юридические определения электронных, цифровых денег и вместе с этим усилит их юридический статус. Кроме того, требуется специальная нормативная почва для регулирования деятельности информационных посредников в системе ЭК.
Ну и наконец, для ускорения развёртывания систем ЭК в Узбекистане целесообразно эффективно использовать налоговые рычаги, в частности, стимулировать электронные торги за счёт снижения налоговых ставок против торговых оборотов в традиционных формах.
Беседовал и записал Маъруф Усманов.
Публикации по теме:
Совершенствуются правовые основы электронной коммерции
Электронные платежи: возможности и перспективы
Проекты НПА на Едином портале: документация в электронной коммерции
1 Постановления Кабинета Министров «О мерах по развитию электронной коммерции» от 30. 2013 г. , «Об утверждении положений о Государственном комитете связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан и о Государственной инспекции по надзору в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий» от 19. 2012 г. , «О мерах по созданию условий для дальнейшего развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий на местах» от 1. 2012 г. , Постановление Правительства «О мерах по дальнейшему совершенствованию проведения платежей при осуществлении электронной коммерции» № 120 от 12. 2007 г. , постановление правления Центробанка «Об утверждении Правил организации платежных систем, использующих сети телекоммуникации общего пользования» от 201. 2008 г. , Закон «Об электронной коммерции» от 22. 2015 г.
2 «WebSum» спроектирован во исполнение Указа главы государства от 3 августа 2006 года № ПП-433 «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию системы расчетов на основе пластиковых карточек». Преимущественная сторона «WebSum»а для участников электронного рынка – это возможность покупки товаров и услуг посредством сети Интернет с использованием банковских пластиковых карт зарегистрированных в системе UzCard и Visa Sum в национальной валюте и действующий на всей территории страны.
3 От 7. 2011 г. № ПП-1475.
4 От 5. 2013 г. № ПП-1948.
5 Утверждена Постановлением Правительства от 4. 2015 г. № 353.
Учет и налогообложение доходов, полученных от электронной коммерции – это дисциплина, которую еще не преподают на бухгалтерских курсах. Однако интернет-магазины открываются и активно торгуют. Мы решили разобраться – как же они организованы, существуют ли какие-либо особенности при учете доходов, а также выяснить – чего не хватает этому направлению для дальнейшего развития.
Нашим респондентом стал соучредитель и директор интернет-магазина LaTienda Бехзод Умаров, который согласился рассказать о практических аспектах открытия и ведения бизнеса через интернет.
– Расскажите о проекте: как он родился, когда стартовал, на кого ориентирован?
Как юридическое лицо (в форме ООО) мы зарегистрировались год назад, а интернет-магазин начал работать в августе 2016 г. Мы продаем одежду для всей семьи от лучших узбекских брендов. Сегодня нашими партнерами являются ведущие производители из многих регионов Узбекистана. Критерии отбора товара – качество и стиль. Мы не продаем, то чего не купили бы себе или своим близким.
Наш магазин ориентирован, прежде всего, на занятых людей, не имеющих возможности тратить время на походы по бутикам и рынкам, а также на матерей, сидящих дома с детьми. Согласитесь, что этим людям будет гораздо удобнее, если понравившуюся одежду им привезут домой или в офис.
Изначальная концепция нашей компании заключалась в осуществлении электронной коммерции, потому розничного магазина мы не имеем.
На мой взгляд, регистрация в качестве юридического лица, является не самым важным моментом в запуске проекта. И приступать к нему необходимо, когда есть идея, команда, ресурсы и предварительная договоренность об аренде офиса. Положение дел на сегодня такое, что интернет-магазин без офиса существовать не может. Здесь работают специалисты, отвечающие за работу сайта, менеджеры, принимающие заказы и передающие их курьерам. Здесь же находится склад. Так что цепочка последовательности действий для открытия интернет-магазина, выглядит следующим образом:
Идея – Команда единомышленников – Ресурсное обеспечение – Поиск офиса для аренды – Регистрация в качества субъекта предпринимательства – Заключение соглашения с банком и платежными системами – Запуск интернет-магазина.
– Давайте остановимся подробнее на вопросе соглашения с банком и платежными системами. Как это происходит на практике?
Клиенту необходимо предоставить возможность оплатить заказ удобным для него способом. Это может быть наличный расчет, по терминалу при доставке и онлайн оплата через сайт продавца. Существует еще одна опция – оплата через мобильные приложения в момент доставки, но этот способ, по сути, подобен приему оплаты по терминалу.
На сегодняшний день мы подключили к своему сайту платежные системы Click и Payme, это позволяет принимать онлайн платежи. Также наши курьеры используют терминалы. С наличными мы не работаем, поскольку постановлением Кабмина от 2. 2016 г. № 185 (обзор смотрите по ссылке) определено, что интернет-торговля может осуществляться только посредством безналичных расчетов.
Для подключения к платежным системам мы составляли трехсторонние договора – мы, обслуживающий банк и платежные системы. Процесс покупки при этом происходит следующим образом – клиент на сайте оплатил покупку, его средства поступают в платежную систему, платежная система переводит их на вторичный счет, банк на основании трехстороннего договора переводит средства на наш основной счет. Процесс автоматизирован и хорошо отлажен. За время нашей работы, мы не столкнулись с какими-либо затруднениями.
Дополнительным удобством расчета через платежные системы являются мобильные приложения. Клиент может оплатить покупку на месте, без использования терминала.
– Каким образом осуществляется учет доходов? Существуют ли при этом отличительные нюансы по сравнению с обычной розничной торговлей?
В качестве формы налогообложения мы выбрали «упрощенку» (ЕНП), поскольку мы зарегистрированы как малое предприятие, и наша деятельность является розничной торговлей. При этом могу отметить, что ни с какими особыми требованиями к учету средств от интернет-продаж мы не столкнулись. Несмотря на то, что онлайн торговля – явление в Узбекистане сравнительно новое и находится еще на начальном этапе развития, во взаимодействии с налоговыми органами при открытии магазина у нас проблем не возникло.
Согласно все тому же постановлению Кабмина от 2. 2016 г. № 185, в интернет-магазинах использование ККМ (контрольно-кассовых машин – ред. ) не предусмотрено. Для нас это означает с одной стороны освобождение от инкассирования, с другой – невозможность приема наличных средств.
– Обратившись еще раз к этому документу, давайте поговорим о доставке. Постановление оговаривает, что при электронной коммерции доставку СВОИМ транспортом в пределах Узбекистана можно осуществлять БЕЗ получения лицензии на автоперевозки. Каким образом она организована у вас?
Сначала мы пользовались услугами третьих лиц, но поняли, что с учетом специфики нашей работы, нашего товара, это нам не подходит. Дело в том, что мы даем возможность клиентам примерить одежды, прежде чем они окончательно решаются на покупку. Очень часто бывает так, что нас просят привезти несколько размеров или цветов одной и той же модели. Клиент еще сам не знает, какой цвет при примерке понравится больше и какой размер лучше «сядет». Перемерив все, в итоге он покупает только одно изделие. Курьер все это время ждет, потом принимает оплату, и возвращает невостребованный товар на склад.
Очевидно, что сотрудничество с курьерской фирмой или службой такси при таких условиях принесет больше проблем, чем пользы. Потому мы остановились на собственной курьерской доставке. Своего автопарка мы пока не имеем, но планируем. Доставку в регионы республики нам помогает осуществлять почтовая служба BTS.
– Как разрешаются ситуации, когда товар был оплачен, а потом возвращен (отказ после покупки)? И каков механизм возврата денег, если он у вас предусмотрен?
Несмотря на то, что за время нашей работы еще не было ни одного подобного случая, мы к этому готовы. Понятно, что на возврат средств потребуется какое-то время, ведь транзакция уже совершилась и в ее осуществлении участвовали несколько сторон. Чтобы вернуть средства, надо осуществить всю операцию в обратном порядке: банк – платежная система – счет клиента. Возврат осуществляется на основании отказного письма, подписанного клиентом. Другим вариантом отказа от товара может быть его замена.
– Несмотря на то, что Ваш магазин сравнительно новый, ведь вы работаете менее года, уже можно проанализировать трудности, с которыми сталкивается электронная коммерция. Выделите, пожалуйста, несколько таких моментов.
В первую очередь, это, конечно же, неподготовленность покупателей. Пока основная масса не освоит навыки покупок через интернет, онлайн-магазинам приходится прилагать усилия, чтобы выжить. Согласно нашим наблюдениям, в числе основных проблем – нежелание потребителя ждать, а также боязнь первой покупки. Мы уже разработали систему доставки с минимальной потерей времени, а также внедрили автоматизированную возможность заказа нескольких размеров и разных видов одежды с предоставлением времени на примерку и выбор.
Мы понимаем, что на формирование новой покупательской культуры, чтобы она действительно стала массовой, потребуется время. Обычный магазин имеет куда большую проходимость, чем его онлайн конкурент. В обычном магазине в течение даже самого неудачного дня «делается касса». У нового интернет-магазина бывают дни, когда покупок нет вообще.
Второй момент касается налогообложения, которое для обычной розничной торговли и торговли через интернет ничем не отличается. Новому интернет-магазину для раскрутки требуется время, и очевидно, что наш оборот в начале пути получается в разы меньше, чем у стационарных торговых точек. При этом налоги мы платим те же. В этом я вижу большое препятствие для развития всей электронной коммерции в Узбекистане.
В период, когда у большей части населения еще не сформировалось доверие и опыт покупок через интернет, субъектам электронной коммерции для выживания приходится вести борьбу сразу на нескольких фронтах: делать бренд узнаваемым, приучать людей совершать покупки в режиме онлайн, выдерживать конкуренцию с обычными магазинами. Потому, мне кажется, в период становления электронной коммерции нужна поддержка со стороны государства, возможно – в виде налоговых льгот.
Запрет приема наличных средств – также очень неудобный момент в первую очередь для клиента. Что делать тем, кто хочет приобрести товар, но оплатить его может только наличными? Получается, что таких клиентов мы просто теряем. В странах с развитой интернет-торговлей, включая соседние Казахстан и Россию, для интернет-магазинов не существует проблем с возможностью приема наличных. Оплата происходит при доставке, а наличные средства инкассируются. При этом выигрывают все: клиент, совершивший оплату удобным ему способом; интернет-магазин, не потерявший клиента; государство, получившее в бюджет большее количество средств от налоговых сборов.
Несмотря на перечисленные нюансы, интернет-торговля в Узбекистане развивается. И я верю, что будущее именно за этой формой торговли. Сначала в столице, а потом и во всех регионах, люди оценят и начнут использовать несомненные преимущества заказа и оплаты любых товаров и услуг через интернет.
Итак, такова практика – со всеми ее плюсами и минусами.
В одной из последующих публикаций Norma. uz расскажет об опыте электронной коммерции компании, реализующей товар как в режиме онлайн, так и через стационарные торговые точки.
наш корр.
1
Аспирант –соискатель К. Муллабоев РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В УЗБЕКИСТАНЕ 1
2
Предисловие Инфокоммуникации неслучайно называют локомотивом экономики. Широкое распространение ИКТ, активное внедрение современных решений в этой сфере кардинально меняют образ жизни людей в разных странах, открывают дополнительные возможности для ведения предпринимательской деятельности. Узбекистан не является исключением. Ярким примером тому служит динамичное развитие в республике ряда сегментов ИКТ, например, сетей передачи данных, информационных интернет-ресурсов, а на их базе электронных документооборота, бизнеса и коммерции
3
Сущность Э-коммерции Реализация и покупка товаров, услуг через электронные системы, продвижение или рекламирование продукции в онлайн-режиме составляют суть бизнеса, фундаментом которого являются информационные технологии. Электронная или интернет-коммерция, а также веб-коммерция, как ее еще называют, – один из видов современного рынка, основанный на использовании возможностей Интернета
4
Примущества Э-коммерции Электронная коммерция обладает целым набором уникальных преимуществ: значительно повышается оперативность получения информации, особенно при международных операциях, существенно сокращается цикл производства и продаж, снижаются затраты, связанные с обменом информацией за счет использования более дешевых средств коммуникаций
5
Традиционное и электронное Применение интернет-технологий позволяет компании стать более открытой по отношению к потребителю, быстро информировать партнеров и клиентов о продуктах и услугах, создавать альтернативные каналы продаж, например, электронный магазин на корпоративном сайте и др. Главное отличие электронной коммерции от обычной заключается в том, что бизнес-деятельность совершается в сетях
6
История развития. Начиная с появления в 80-х годах прошлого века кредитных карт под электронной коммерцией подразумевалось все, что имеет отношение к телефонному банкингу. С созданием домена. com в 90-х годах возникла веб- коммерция, в рамках которой обеспечивалась реализация товаров или услуг через Интернет путем авторизации электронных платежных карт и др. Именно в этом направлении стали развиваться бизнес- процессы и предпринимательская деятельность
7
Развития э-коммерции Представители мировых средств массовой информации, ученые на этапе становления электронной коммерции прогнозировали, что она в перспективе будет играть заметную роль в экономике. Эти прогнозы оправдались в полной мере. Более того, сегодня электронная коммерция не только занимает одно из ведущих мест в мировой экономике, но и продолжает расширять свои возможности. За последние семь лет предприниматели, осуществляющие деятельность на территории Узбекистана, путем развития корпоративных веб-сайтов получили дополнительные прибыли и увеличили долю собственных предприятий на рынке
8
Звенья платежной системы Важной составляющей современного бизнеса являются электронные платежные системы (ЭПС), которые весьма условно можно классифицировать на: карточные системы, операторов цифровой наличности, платежные шлюзы
9
Типовая схема реализации электронного платежа 5. Авторизация 6. Перевод средств 1. Запрос на оплату товара 10. Доставка товара Покупатель Интернет магазин Электронная платежная система Банк эмитентБанк эквайер 3. Ввод карточных данных 8. Результат авторизации 2. Перенаправление на сервер платежной системы 8. Результат авторизации 9. Перевод средств 7. Результат авторизации 4. Авторизация 9
10
Карточные системы в Узбекистане В Узбекистане заметно повышается роль электронной коммерции, электронного банкинга и электронной торговли. Ряд банков страны представляют свои электронные пластиковые карты, используются также Visa, MasterCard и другие карты национальной валюты, например, «Алп Жамол Банк», «Национальный банк Узбекистана», «Алока Банк», «Халк Банки», «Ипотека банк» и т
11
Нормативно правовые документы Толчком к развитию узбекского карточного рынка послужило нормативно-правовое регулирование данной области. Принятие Законов Республики Узбекистан «Об электронных платежах» (от ), «О защите информации в автоматизированной банковской системе» (от ), «Об информатизации» (от ), «Об электронной коммерции» (от ), «Об электронной цифровой подписи» (от ), Постановления Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию системы безналичных расчетов на основе пластиковых карточек» (от ), 11
12
Нормативно правовые документы Поставновление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы расчетов на основе пластиковых карточек» (от ), а также ряда других законов и постановлений стало главным стимулом расширения данного сегмента. Например, для коммерческих банков и Единный общереспубликанский процессинговый центр Республики Узбекистан начиная от 1 января 2005 года до 1 января 2010 года освобождена от уплаты налога на имущество в части банкоматов, терминалов, коммутационного и другого оборудования, а также программного обеспечения, используемых для осуществления платежей пластиковым карточкам, от уплаты таможенных платежей и другие. В целях дальнейшего развития системы безналичных расчетов на основе пластиковых карточек, сокращения внебанковского оборота наличных денежных средств, стимулирования производства узбекские банки выпускают микропроцессорные пластиковые карточки и открывают платежные терминалы
14
Например: В республике созданы и реально функционируют несколько систем банковских карточных расчетов, общая эмиссия которых приближается к 3,7 млн карточек (по состоянию на ). Карточные системы на базе DUET (Direct Universal Electronic Transactions) имеют единый эмиссионно- процессинговый центр, обслуживаемый Единым общереспубликанским процессинговым центром при Ассоциации банков Узбекистана. В семи банках на основе отдельных программно- технических комплексов производится обслуживание международных магнитных карточек VISA и Europay/MasterCard (общая эмиссия составляет 23 тыс. В республике открыто свыше пункта обслуживания по пластиковым карточкам
15
Расчеты WMY-картами Первым шагом на узбекском рынке международно-признанной платежной системы WebMoney Transfer стало появление в зоне UZ сети Интернет расчетной единицы WMY, эквивалентной узбекскому суму. В республике представлены WMY-карты номиналом 5 тыс. , 10 тыс. , 20 тыс. , 50 тыс. , 100 тыс. и 500 тыс. сумов/UZS, (эквивалент WMY). Они обеспечивают пополнение Y-кошельков участников системы, а также используются в качестве цифровых чеков типа WMY для расчетов в системе Paymer
16
Платежная система Web Money Transfer WebMoney широко применяются для совершения платежей через Интернет. Главное их преимущество заключается, пожалуй, в моментальности: нажимаете кнопку – и через пару секунд средства поступают в распоряжение адресата. Более того, адресат может получить денежный перевод не выходя из дома (расстояния не имеют значения, даже если плательщик и получатель находятся в разных точках земного шара). Электронные деньги WebMoney особенно удобны для оплаты товаров, которые могут быть доставлены по Интернету сразу же после их оплаты, например, PIN-кодов, электронных книг, программного обеспечения, музыки и т. Немаловажно также, что WebMoney безопасны, защищены, их невозможно подделать, как это часто происходит с наличными деньгами
17
Интернет-торговля За последние пять лет в Узбекистане значительно увеличилось количество веб-сайтов, предлагающих коммерческие веб-сервисы в зоне. Среди наиболее популярных можно назвать, в частности, и др
18
Преимущества интернет-магазина В числе преимуществ интернет-магазина для его владельца следует отметить отсутствие затрат на водоснабжение (что для нашей страны весьма актуально), аренду торговых площадей, зарплату обслуживающему персоналу, рекламные мероприятия, а также доступность магазина из любой точки мира. Кроме того, нет необходимости рассказывать о товаре каждому покупателю, так как предоставляется большой объем информации о продукции/услуге, есть возможность предложить широкий ассортимент товаров и даже вести историю посещений магазина интернет-пользователями, а на основании имеющихся данных несложно обеспечить и персональный подход к покупателю, и автоматические планирование
19
Недостатки и преимущества Интернет магазин Справедливости ради стоит сказать, что даже у интернет-магазинов, как это ни странно, есть свои недостатки. Для их владельцев – это оформление лжезаказов, угроза хакерской атаки (если имеется база пользователей с указанием номеров кредитных карточек). В свою очередь, покупатель интернет-магазина лишен возможности потрогать товар и протестировать его, приходится ожидать заказ. Однако преимуществ у интернет-магазина значительно больше, чем недостатков. Но это верно только в том случае, если интернет-магазин соответствует предъявляемым к нему требованиям
20
Эффективность виртуальной торговли Эффективность виртуальной торговой точки повышается, если она отвечает следующим критериям: – удобство (продуманный интерфейс, возможность выполнения пользователем нужных настроек); – сервис (удобная система оплаты, возможность возврата купленного товара, оперативность доставки); – интерактивность (возможность общения покупателя с продавцом, покупателей между собой, получение онлайн-консультаций); – информативность (детальная и понятная информация о товаре, сервисе, услугах, бонусах, скидках и т. ); – безопасность (функция «резервное копирование данных» и надежный хостинг сводят к минимуму вероятность потери данных)
21
Спасибо за внимание! 21
к Постановлению КМ РУз
от 04. 2015 г. N 353
развития электронной коммерции
Концепция развития электронной коммерции в Республике Узбекистан на период 2016-2018 годы (далее — Концепция) разработана во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 сентября 2015 г. N 259 «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан от 22 мая 2015 г. N ЗРУ-385 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об электронной коммерции».
Концепция определяет основные направления развития электронной коммерции на среднесрочную перспективу, пути и формы расширения конкурентной среды, роста современной инфраструктуры и создания дополнительных рабочих мест, а также дальнейшего совершенствования законодательства об электронной коммерции.
Концепция основывается на положениях Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, других актов законодательства, а также на результатах анализа современного состояния рынка электронной коммерции, изучения прогнозных разработок, экспертных материалов международных организаций.
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ
В Республике Узбекистан формируется нормативно-правовая база, регулирующая электронную коммерцию: приняты законы «Об электронной коммерции», «О связи», «Об информатизации», «Об авторском праве и смежных правах», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О телекоммуникациях», «О почтовой связи», «Об электронной цифровой подписи» и «Об электронном документообороте».
Развивается телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающая оперативное взаимодействие государственных органов, субъектов предпринимательства и физических лиц с активным использованием новых информационных технологий путем широкого внедрения современных электронных приложений и платежных решений.
Повсеместно внедряется и постоянно совершенствуется, с учетом практики применения, механизм электронной платежной системы, коммерческими банками предоставляется широкий спектр услуг дистанционного управления банковскими счетами, что позволило за последние пять лет увеличить количество пользователей более чем в 20 раз, а услуг интернет-банкинга и мобильного банкинга — более чем в 21 раз.
В республике действует и развивается с переходом на стандарт EMV единая межбанковская платежная система Uzkart, которая объединяет платежные системы 26 коммерческих банков для осуществления расчетов пластиковыми карточками с микрочиповыми модулями.
На системной основе реализуются меры информационной безопасности. В соответствии с постановлением Кабинета Министров от 16 сентября 2013 г. N 250 «О мерах по организации деятельности Центра развития системы «Электронное правительство» и Центра обеспечения информационной безопасности при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан» создан Центр обеспечения информационной безопасности, задачами которого являются обеспечение информационной безопасности комплексов информационных систем, ресурсов и баз данных портала «Электронное правительство», оказание содействия в разработке и реализации политики информационной безопасности информационных систем и ресурсов государственных органов.
Получили развитие биржевые механизмы реализации высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов.
Так, начиная с 2001 года, все сделки на товарно-сырьевых биржах Узбекистана заключаются в электронных системах, а с 2004 года важнейшие виды материально-технических ресурсов отечественных производителей реализуются на электронных торгах Узбекской Республиканской товарно-сырьевой биржи.
В целях обеспечения эффективного использования средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, расширения доступа субъектов предпринимательства к получению государственных заказов на поставку товаров (работ, услуг) постановлением Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2011 г. N ПП-1475 «Об оптимизации системы государственных закупок и расширении привлечения к ним субъектов малого бизнеса» внедрен механизм осуществления государственных закупок посредством электронных аукционных торгов.
III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
Целью настоящей Концепции является определение стратегии единой политики в сфере электронной коммерции на 2016-2018 годы, с созданием равных условий для развития предпринимательства и взаимодействия субъектов предпринимательства.
Основными задачами Концепции являются:
совершенствование законодательства об электронной коммерции;
создание благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства в сфере электронной коммерции, имея в виду достижение в перспективе в данном бизнес-сегменте уровня, приближенного к развитым странам;
дальнейшее развитие и модернизация инфраструктуры электронной коммерции, включая сети телекоммуникаций;
увеличение товарооборота, объемов производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в соответствии со спросом потребительского рынка;
создание интегрированных торговых и маркетинговых платформ, интернет-магазинов, более совершенных платежных систем, а также системы логистики в электронной коммерции;
устранение бюрократических барьеров на пути развития предпринимательства, улучшение деловой среды, с ориентированием на международные стандарты;
изучение, анализ и применение передового международного опыта в сфере электронной коммерции.
Основными направлениями развития электронной коммерции в Республике Узбекистан являются:
а) дальнейшее совершенствование законодательства по регулированию:
электронной коммерции, имея в виду обеспечение гарантий участникам процесса, исключающих сомнение в действительности и обязательности сделки, заключенной в электронном виде;
платежных операций в области электронной коммерции, механизмов обеспечения безопасности при дистанционном управлении потоками денежных средств, осуществлении таможенного контроля за международными почтовыми отправлениями и т
б) разработка и принятие:
нормативно-правовых актов, включая разработку стандартов, определяющих авторизационно-расчетную часть общего процесса электронной коммерции, внедрение единых форм электронных документов, механизма по стимулированию использования электронных денежных карт;
порядка реализации недвижимости, электронной торговли товарами (работами, услугами), порядка распространения рекламы, в том числе массовых рассылок электронных документов;
в) создание благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства в сфере электронной коммерции, ориентируясь на приближение к уровню развитых стран;
г) дальнейшее развитие инфраструктуры электронной коммерции путем внедрения и использования программного обеспечения международного стандарта, интегрирования высокоскоростных интернет-услуг;
д) поэтапный переход на электронные системы корпоративных закупок путем совершенствования механизмов отбора поставщиков, обеспечения гарантий исполнения договорных обязательств;
е) создание субъектов предпринимательства и дополнительных рабочих мест за счет реализации мероприятий, предусматривающих:
проведение масштабной информационно-образовательной кампании по рекламированию бизнеса в области электронной коммерции и возможностей для углубления профессиональных знаний и навыков в организации собственного бизнеса и налогообложения;
дальнейшее развитие и расширение инфраструктуры на базе информационно-коммуникационных технологий, обеспечения безопасности в сфере электронной коммерции;
расширение доступа населения и предпринимателей к всемирной информационной сети Интернет, особенно в сельской местности;
ж) повышение уровня осведомленности заинтересованного контингента и содействие в выборе приоритетов в развитии бизнеса путем проведения обучающих семинаров, организации бесплатных консультационных услуг, в том числе через средства массовой информации;
з) обеспечение баланса интересов бизнеса и потребителей.
Дальнейшее развитие специального информационного портала Узбекской Республиканской товарно-сырьевой биржи и процессов государственных, корпоративных закупок, имея в виду максимальное упрощение и ускорение процедур регистрации участников, расширение объема и доступа к информации органам государственного и хозяйственного управления, обеспечение прозрачности процессов ведения торговли.
Создание интернет-платформы «Национальный портал внешнеторговой деятельности», направленной на расширение экспорта товаров отечественного производства.
ПОДГОТОВКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПОВЫШЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ
Реализация мероприятий, предусматривающих:
оказание содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников субъектов предпринимательства и населения в области электронной коммерции;
внедрение в практику проведение на регулярной основе курсов по повышению квалификации специалистов в области электронной коммерции в образовательных учреждениях;
введение в систему образования новых направлений и специальностей в сфере электронной коммерции, соответствующих передовым международным стандартам.
VII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Реализация Концепции осуществляется путем своевременного, качественного и полного выполнения Комплекса мероприятий по реализации Концепции развития электронной коммерции в Республике Узбекистан на период 2016-2018 годы (далее — Комплекс мероприятий).
Координация и контроль за своевременным, качественным и полным выполнением всех компонентов Комплекса мероприятий осуществляется Межведомственной комиссией по обеспечению реализации Концепции развития электронной коммерции в Республике Узбекистан на период 2016-2018 годы (далее — Межведомственная комиссия).
Межведомственная комиссия обеспечивает:
координацию и контроль за деятельностью министерств, ведомств и других организаций — ответственных исполнителей в части реализации Комплекса мероприятий;
пересмотр действующих и разработку новых нормативно-правовых актов в сфере электронной коммерции;
создание условий для привлечения в сферу электронной коммерции международных организаций и иностранных инвесторов;
организацию регулярного мониторинга за ходом выполнения соответствующих мероприятий в области электронной коммерции.
Комиссия имеет право:
инициировать разработку нормативно-правовых актов по регулированию электронной коммерции;
заслушивать отчеты министерств, ведомств и других организаций о проделанной работе по реализации мероприятий по развитию электронной коммерции;
разрабатывать и принимать дополнительные меры, направленные на дальнейшее развитие электронной коммерции, на основе анализа текущего состояния электронной коммерции в республике и предложений министерств, ведомств и других организаций.
Министерства, ведомства и другие организации — ответственные исполнители обеспечивают:
своевременное, качественное и полное выполнение поставленных задач в Комплексе мероприятий в соответствии с установленными сроками и объемами работ;
разработку на ежегодной основе и представление в Межведомственную комиссию плана работ по реализации соответствующих мероприятий в следующем отчетном году;
на ежеквартальной основе представление в Межведомственную комиссию отчетов о ходе выполнения поставленных задач в Комплексе мероприятий.
VIII. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Общая координация реализации Концепции, а также деятельности министерств, ведомств и других организаций в решении задач по ускоренному развитию электронной коммерции, по согласованию интересов на уровне государства обеспечивается Министерством экономики Республики Узбекистан, являющимся уполномоченным органом в сфере электронной коммерции.
Дальнейшее совершенствование нормативных документов в области технического регулирования в сфере программного обеспечения и информационной безопасности обеспечивается Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.
Разработка нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование экспортно-импортных операций, осуществляется Министерством внешней торговли, Государственным таможенным комитетом и Центральным банком Республики Узбекистан.
Разработка нормативно-правовых актов в области осуществления и дальнейшего совершенствования платежных операций в области электронной коммерции обеспечивается Центральным банком Республики Узбекистан.
Создание информационной базы для формирования индикаторов, характеризующих роль секторов электронной коммерции в экономике, внедрение выборочных статистических обследований в секторах электронной коммерции обеспечивают Государственный комитет по статистике и Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан.
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
В результате реализации Концепции ожидается:
рост объемов транзакций, товарооборота, экспорта продукции (работ, услуг) за счет увеличения количества соответствующих торговых платформ, интернет-магазинов и информационных посредников;
увеличение показателя охвата информационно-коммуникационными технологиями населенных пунктов, а также доли лиц, пользующихся банковскими картами;
формирование условий эффективной конкуренции субъектов предпринимательства на внутреннем и международном рынках, расширение спектра инновационных методов коммерции;
открытие новых возможностей для широкого применения информационных технологий в деятельности государственных органов и других организаций, осуществления государственных и корпоративных закупок в электронной форме;
дальнейшее внедрение передовых информационных технологий, новых инструментов регулирования отношений в сфере электронной коммерции;
устранение излишних бюрократических барьеров на пути развития предпринимательства, улучшение деловой среды, создание дополнительных рабочих мест.
«Собрание законодательства Республики Узбекистан»,
14 декабря 2015 г. , N 49, ст. 612