***
Успехи нашей страны в области цифровой трансформации фиксируются не только на национальном, но и на международном уровне. Например, в рейтинге цифровизации госуправления Всемирного банка Россия в 2022 году вошла в десятку лидеров4.
При этом нельзя не обратить внимания на то, что в условиях цифровой трансформации обеспечение информационной безопасности имеет ключевое значение. А в прошлом году вопросы кибербезопасности встали как никогда остро: по данным Правительства РФ, число кибератак на автоматизированные системы управления увеличилось на 80%, причем фокус сместился с финансового на госсектор. «В министерствах и ведомствах уже назначены руководители, которые персонально отвечают за информационную безопасность, – это, к сожалению, требования времени. И в субъектах РФ, и во всех ФОИВ уже созданы так называемые киберштабы, – отметил Дмитрий Чернышенко. – С начала 2022 года успешно отражено почти 50 тыс. серьезных кибератак, зафиксировано 1,6 тыс. инцидентов – все они расследованы, успешно закрыты, подготовлены рекомендации по их дальнейшему предотвращению. Выявлено несколько тысяч различных компьютерных уязвимостей, которые ФСТЭК России добавила в банк данных угроз безопасности информации».
Напомним, необходимость создания в ФОИВ, высших региональных исполнительных органах власти, государственных фондах, госкомпаниях и иных организациях, созданных на основании федеральных законов, стратегических предприятиях, системообразующих организациях и других юридических лицах, являющихся субъектами КИИ, структурных подразделений по информационной безопасности с возложением персональной ответственности за ее обеспечение на руководителей этих органов и организаций предусмотрена Указом Президента РФ от 1 мая 2022 г. № 250.
Кроме того, согласно документу с 1 января 2025 года перечисленным органам и организациям запрещается использовать средства защиты информации из недружественных стран. По прогнозам Правительства РФ, полный переход на отечественные аналоги таких продуктов произойдет даже раньше.
1 Информация размещена на официальном сайте Минборнауки России (minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/50956). 2 Соответствующее объявление размещено на едином портале госуслуг (profidigital.gosuslugi.ru). 3 Информацию о том, посещение каких мероприятий невозможно без карты болельщика, а также инструкцию по оформлению карты можно найти на едином портале госуслуг (gosuslugi.ru/help/faq/fancard). 4 С рейтингом GovTech Maturity Index 2022 можно ознакомиться на сайте Всемирного банка (worldbank.org/en/data/interactive/2022/10/21/govtech-maturity-index-gtmi-data-dashboard).
Как цифровая экономика превращает средний класс в прекариат
Основная статья: Прекариат
На 2018 год средний класс, достигший пика своего могущества в 1970-х, медленно, но верно опускается до состояния прекариата. И есть все предпосылки для того, что в недалеком будущем эволюция пролетариата в прекариат продолжится и последний станет «ненужнориатом».
Структура управления программой
Основная статья: Кто и как управляет развитием цифровой экономики
Для управления программой создана сложная система сдержек и противовесов из различных органов государственной власти.
Затраты на цифровую экономику
Валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики в 2021 г составили 4,8 трлн руб., что на 19,3% выше, чем в 2020 г. (в фактических ценах). Основной вклад в динамику обеспечили организации.
2019
8 августа 2019 года стало известно о том, что при поддержке АНО «Цифровая экономика» 6 августа 2019 г. состоялось первое заседание подгруппы «Цифровые технологии управления развитием территорий и градостроительной политики» Рабочей группы по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика» Госсовета. Подробнее здесь.
Формирование отраслевой рабочей группы «Цифровая трансформация нефтегазовой отрасли»
26 июля 2019 года стало известно, что Минэнергетики РФ при участии ключевых компаний нефтегазового комплекса (НГК) сформировало на площадке АНО «Цифровая экономика» отраслевую рабочую группу (ОРГ) «Цифровая трансформация нефтегазовой отрасли», которая станет отраслевым центром компетенции в рамках ведомственного проекта «Цифровая энергетика». Ожидается, что к октябрю 2019 года ОРГ утвердит направления и базовые сценарии цифровой трансформации НТК. Подробнее здесь.
Набсовет «Цифровой экономики» утвердил создание рабочих групп по цифровой промышленности, образованию и здравоохранению
Наблюдательный совет организации «Цифровая экономика», заседание которого прошло 27 июня 2019 года в Москве, утвердил решение о создании отраслевых рабочих групп (ОРГ) по цифровой промышленности, цифровому образованию и цифровому здравоохранению, а также и выбрал кандидатуры их сопредседателей от бизнеса. Подробнее здесь.
Как Россия превращается в великую ИТ-державу
15 февраля 2019 года немецкая деловая газета Handelsblatt опубликовала статью с заголовком «Как Россия превращается в великую ИТ-державу». Особое внимание журналисты уделили «Яндексу». Подробнее здесь.
Контроль и блокировки сайтов
Информационная безопасность и киберпреступность
* Регулирование интернета в Казахстане, KZ-CERT
Государственные услуги в электронном виде
По данным Минцифры России, в прошлом году количество зарегистрированных на портале госуслуг пользователей достигло 100 млн (рост за три последних года – более 40%). Число видов услуг, которые можно получить полностью в электронном виде с помощью портала, – 480. Общее число оказанных пользователям услуг в 2022 году – более 200 млн.
Наиболее популярными, как рассказал в ходе брифинга Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, в прошлом году были:
Пользуется популярностью и приложение «Госключ», позволяющее бесплатно формировать электронные подписи – как неквалифицированные, так и квалифицированные – для подписания документов в электронном виде. «Электронная подпись для граждан – это всегда была такая болевая точка, потому что она оформлялась на платной основе, использовать на мобильных устройствах ее было нельзя, это был специальный токен – флешка, которую нужно вставлять в компьютер. Поэтому принципиально необходимо было обеспечить оформление подписи, чтобы получать услуги было удобнее, – отметил Максут Шадаев. – Мы запустили приложение «Госключ» – полноценную облачную электронную подпись, которая позволяет подписывать любые документы: не только заявления в госорганы, но и договоры, и другие документы. Уже более миллиона пользователей получили ее и активно используют, в том числе для подписания договоров аренды, договоров с операторами связи».
Еще одно направление, которое Минцифры России планирует и далее развивать, – создание цифровых копий документов.
Максут Шадаев, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ:
«Важное направление, которым мы активно последние два года занимались, – цифровые копии различных документов. Более 10 млн обращений в месяц у нас по цифровым копиям – электронным трудовым, свидетельствам о праве собственности на транспортное средство (СТС), различным выпискам, справкам и т. д. Недавно мы добавили электронные версии водительского удостоверения. Насколько мне известно, внутри МВД России есть решение о том, что инспектор может ограничиться проверкой только цифровой копии удостоверения. И я надеюсь, что вопрос о том, можно ли будет вообще не носить с собой права, – это вопрос некоторой адаптации системы, отладки организационных процессов и понимания того, что рисков дополнительных здесь не возникает.
В целом появление и карты болельщика, и Пушкинской карты, и электронных копий водительских удостоверений позволяют нам ставить амбициозную задачу по переходу на использование смартфона в бытовых ситуациях для удостоверения личности или подтверждения прав человека на совершение определенных действий, – этому будет посвящен у нас 2023 год».
Цифровой кодекс в России
Основная статья: Цифровой кодекс в России
Информационные технологии в социальной сфере
Отдельная статья — Информационные технологии в социальной сфере (федеральное учреждение)
2017
По оценкам Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), внутренние затраты на развитие цифровой экономики в 2017 году составили 3324,1 млрд руб., или 3,6% ВВП. Их объем сопоставим с государственными расходами на здравоохранение и образование, вдвое превышает государственные расходы на дорожное строительство и в три с половиной раза — внутренние затраты на научные исследования и разработки (рис. 1), сообщили в ИСИЭЗ НИУ ВШЭ 5 июня 2019 года.
Как подсчитали эксперты, более трети (40,4%) общего объема внутренних затрат на развитие цифровой экономики в 2017 году пришлись на организации предпринимательского сектора; немногим меньше — 36,4% — тратили домашние хозяйства (рис. 2).
На организации государственного сектора пришлась лишь десятая часть (10,8%) всех затрат, связанных с развитием цифровой экономики. Несмотря на достаточно широкий спектр дистанционных образовательных программ, затраты организаций сектора высшего образования на внедрение и использование цифровых технологий относительно невелики — 0,7% от общего объема внутренних затрат на развитие цифровой экономики.
Самая весомая (35,0%) статья затрат на развитие цифровой экономики — оплата услуг электросвязи, включая доступ к интернету (рис. 3). Ее объем в 2017 году составил 1163,8 млрд руб. Около четверти общей суммы затрат пришлось на приобретение вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования (23,4%, 777,7 млрд руб.), десятая часть — на покупку программных средств (9,5%, 315,4 млрд руб.), примерно столько же — на приобретение электронных книг, фильмов, музыкальных произведений, игр и другого цифрового контента (11,3%, 375,1 млрд руб.).
При этом внутренние затраты организаций на научные исследования и разработки в области цифровых технологий составили всего 81,4 млрд руб. (лишь 2,4%). Столь низкий удельный вес затрат на ИР косвенно свидетельствует о том, что российские компании внедряют преимущественно зарубежные информационные технологии, отметили исследователи.
В то же время, затраты организаций на обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием ИКТ, в 2017 году составили 7,6 млрд рублей, или 0,2% от общих расходов на развитие цифровой экономики. Экономия на обучении персонала приводит к уменьшению экономической эффективности внедрения цифровых технологий и, следовательно, снижает темпы внедрения в практику хозяйственной деятельности передовых цифровых технологий, заключили в ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Россия должна включиться в технологическую революцию
Технологическая революция — одно из структурных изменений, которые необходимы, чтобы ускорить рост российской экономики. Это следует из заявлений председателя Совета Центра стратегических разработок, экс-министра финансов России Алексея Кудрина.
Россия должна существенно поднять свой инновационный уровень, включиться в технологическую революцию, — заявил он. — У нас отдельные компании и центры в нее включились, но инновационность экономики, доля компаний, которые проводят инновации, не меняется на протяжении 10 лет, и раза в 3-4 отстаёт от того, что в ведущих странах.
Слайд из презентации Алексея Кудрина (фото — TAdviser)
В области технической революции необходим целый ряд мер, в числе которых — цифровизация экономики и повышение производительности. За предыдущие 17 лет производительность труда поднялась на 55%, а в следующие 17 лет надо на 100%, чтобы обеспечить должный рост экономики. И делать это придется за счет технологий, а не рабочей силы, отметил Кудрин.
Стоит цель увеличить долю высокотехнологичной продукции в экономике, добавил Кудрин. В 2016 году доля России на мировом рынке высокотехнологичной продукции, по его данным, составляла всего лишь 0,25%, а целевой показатель — хотя бы 0,5% к 2024 году и 1% к 2035 году.
Необходимо при этом увеличивать инвестиции в человеческое развитие, считает он. С нынешними методами образования, как школьного, так и высшего Россия не ответит на вызовы технологической революции. Структура специалистов, которые готовятся в России, их навыки не соответствуют тому, что потребуется через 5-10 лет. Здесь нужны серьезные преобразования.
Мы сегодня не готовы в области образования к вызовам технологической революции, — заключил он.
Медведев выразил опасение, что к власти придет искусственный суперинтеллект, чтобы обнулить наши мозги
Председатель правительства Дмитрий Медведев, выступая на пленарной сессии форума «Открытые инновации» в октябре 2017 года, поделиться некоторыми своими оценками и прогнозами в области цифровой экономики.
Цифровая экономика сегодня уже является данностью, причём не по распоряжению властей или по инициативе отдельных предпринимателей, уверен премьер. Это то, что нас окружает в прямом и переносном смысле: смартфоны, мобильный интернет, общение в социальных сетях, e-commerce, электронные платежи – всё это часть современного образа жизни.
По мнению Медведева, в России сделано немало, чтобы цифровая культура стала для страны привычной, притом, что для России эта задача сложнее, чем для многих других стран (фото — theRunet)
Компании и государства, которые научатся превращать информационные массивы в полезные решения, выиграют, а те, кто упустит эти возможности, останется на месте, отметил Медведев. Это верно и по отношению к отдельным компаниям, отраслям экономики, и к целым государствам.
Председатель правительства спрогнозировал рост спроса на специалистов в области анализа больших данных, математического моделирования, финансовых технологий, кибербезопасности. Профессии, с другой стороны, которые связаны с рутинными видами деятельности, обработкой типовой информации, могут пострадать в наибольшей степени, и нужно думать, как помочь людям адаптироваться к новым условиям, добавил он.
В ближайшие годы должно возникнуть много динамичных цифровых компаний, полагает премьер.
Для этого есть хороший потенциал. Причём этого можно добиться быстро при сравнительно небольших затратах. Речь идёт о транспортных и логистических услугах, здравоохранении, образовании, финансовых технологиях, «умной» городской среде, современном аграрном производстве и других направлениях, — пояснил он.
Он пообещал, что государство продолжит создавать условия для привлечения инвестиций высокотехнологичным компаниям, для работы венчурных фондов, которые готовы поддерживать российские стартапы.
Медведев также поднял вопрос, готовы ли к цифровой трансформации бизнес и государство. Цифровизация меняет подходы к государственному управлению и правовому регулированию. Возникает целый ряд проблем в области интеллектуальных прав, защиты личной, персональной информации, связанных с трансграничным характером абсолютного большинства сервисов, когда порой невозможно отследить юрисдикцию и правила, по которым действуют такие компании.
По мере развития технологий интернета вещей возникнет вопрос, а готова ли вообще наша критическая инфраструктура, да и в целом повседневная жизнь людей – готовы ли мы к тому, чтобы такого рода деятельность контролировалась извне, в том числе за счёт использования зарубежных цифровых платформ. Это действительно проблема для государства и для отдельных людей, — констатировал председатель правительства.
В завершении дискуссии на пленарном заседании форума, Медведев призвал зарубежных партнеров поторопиться с объединением усилий для построения нового «цифрового мира», иначе искусственный интеллект сделает это сам.
Правительствам во всем мире надо торопиться, пока к власти не пришел искусственный суперинтеллект и не поменял нам всем органы, и не нажал кнопку delеte для того, чтобы обнулить наши мозги, — сказал он.
Председатель правительства также заявил, что «мы еще можем что-то сделать для того, чтобы установить ту самую атмосферу доверия, о которой только что сказал (премьер-министр Люксембурга) Ксавье Беттель».
Наша задача — соединить усилия для того, чтобы прыжок человечества в цифровой мир был все-таки неплохо подготовлен. И я уверен, нам это под силу. Именно потому, что мы понимаем сегодня нашу ответственность, — сказал Дмитрий Медведев.
Как Пенсионный фонд шагает в цифровую экономику
В октябре 2017 года на конференции TAdviser IT Government Day начальник департамента информационных технологий Пенсионного фонда России (ПФР) Дмитрий Кузнецов рассказал о задачах и проектах, которые реализует фонд в рамках перехода к цифровой экономике, а также проблемах, которые встают на этом пути. Подробнее здесь.
Цифровизация экономики увеличит ВВП России к 2025 году на 4,1–8,9 трлн рублей
По оценкам компании, потенциальный экономический эффект от цифровизации экономики России увеличит ВВП страны к 2025 году на 4,1–8,9 трлн рублей (в ценах 2015 года), что составит от 19 до 34% общего ожидаемого роста ВВП. В 2016 году, по оценке Росстата, общий объем ВВП в России составлял около 86 трлн рублей.
Такие смелые экономические прогнозы авторы отчета связывают не только с эффектом от автоматизации существующих процессов, но и с внедрением принципиально новых, прорывных бизнес-моделей и технологий, указывается в отчете. Среди них – цифровые платформы, цифровые экосистемы, углубленная аналитика больших массивов данных, технологии «Индустрии 4.0», такие как 3D-печать, роботизация, интернет вещей.
Потенциальный экономический эффект от цифровизации российской экономики до 2025 года в 4,1–8,9 трлн руб. (в ценах 2015 года), или 19–34% общего прироста ВВП.
Экономические и социальные выгоды от цифровизации экономики
Цифровизация – основа экономического роста
Россия уже живет в цифровой эре, констатируют авторы исследования: по количеству пользователей интернета она занимает первое место в Европе и шестое – в мире. За последние три года смартфонов у нас стало вдвое больше – теперь они есть у 60% населения. Это больше, чем в Бразилии, Индии и странах Восточной Европы. А количество пользователей порталов государственных и муниципальных услуг увеличилось в два раза только за один 2016 год и достигло 40 млн человек.
Вклад цифровой экономики в ВВП России и его составляющие в сравнении с другими странами
Вместе с тем, Россия пока не входит в группу лидеров развития цифровой экономики по многим показателям – уровню цифровизации, доле цифровой экономики в ВВП, средней задержки в освоении технологий, применяемых в странах-лидерах. Доля цифровой экономики в ВВП России составляет 3,9%, что в 2–3 раза ниже, чем у стран-лидеров. Доля государственных расходов и частных инвестиций в структуре ВВП также ниже, чем в странах-лидерах, а объем экспорта цифровых технологий в четыре раза меньше импорта.
Доступ к цифровым сервисам в России развит, но отстает от стран Евросоюза
При этом по уровню цифровизации некоторые отрасли приближаются к мировому уровню (например, ИКТ, образование, финансы), но во многих ключевых отраслях (добывающей, обрабатывающей отраслях, промышленности и транспорте) Россия пока отстает от ведущих европейских стран.
Разница в уровне цифровизации между Россией и Европой
Заметен ряд положительных тенденций. Один из важнейших показателей – объем цифровой экономики – в последние годы стремительно растет. Например, ВВП страны с 2011 по 2015 год вырос на 7%, а объем цифровой экономики за тот же период увеличился на 59% – на 1,2 трлн руб. в ценах 2015 года. Это в 8,5 раз быстрее, чем рост остальных секторов экономики России.
Сложная, но достижимая цель, по мнению McKinsey, – утроение объема цифровой экономики с 3,2 трлн рублей в 2015 году до 9,6 трлн рублей в 2025 году, в ценах 2015 года, что потребует сохранения среднегодового темпа роста объемов цифровой экономики на уровне 12%, который наблюдался в 2010–2015 годах. Эти результаты будут эквивалентны увеличению доли цифровой экономики с текущих 3,9% до 8–10% ВВП (в зависимости от цен на нефть и других макроэкономических параметров), что в среднем соответствует сегодняшнему уровню стран, лидирующих по объему цифровой экономики: США, Китая
и Западной Европы. Перспективы роста цифровой экономики России выше этого уровня до 2025 года представляются маловероятными, констатируют в McKinsey.
Российские банки ускоряют цифровую трансформацию
Доля российского трафика, проходящего через иностранные серверы, должна будет сократиться до 5% к 2025 году. Такой показатель предлагает Минкомсвязь в проекте «Цифровая экономика», пишут в мае 2017 года «Известия».
В настоящее время доля такого трафика составляет 60%, отмечено в документе. Основными точками обмена данными являются Франкфурт, Стокгольм и Амстердам, стоимость подключения к которым в семь раз ниже, чем в России, пишет издание. Каким образом планируется решить финансовый вопрос, не уточняется.
Порог в 5% установлен потому, что, вероятно, на некоторых территориях без передачи трафика через иностранные серверы обойтись не получится, например, в Калининграде. Кроме того, необходим резервный маршрут передачи трафика. По мнению специалистов «Ростелекома», в целом для российских провайдеров реализация данного требования не станет большой проблемой ввиду незначительных финансовых затрат.
Кроме того, в проекте «Цифровая экономика» говорится о запуске сети 5G в восьми российских городах-миллионниках к 2020 году. К 2025 году сети пятого поколения будут развернуты уже в 15 городах.
Сбербанк начал измерять цифровизацию в России
В апреле 2017 года Сбербанк запустил «Цифровой индекс Иванова», который будет рассчитывать уровень проникновения цифровых технологий в жизнь россиян.
Иванов — это среднестатистический россиянин в возрасте 14-64 лет, проживающий в городе с населением более 100 000 человек.
Проект, созданный в Sberbank Investment Research (аналитический департамент корпоративно-инвестиционного подразделения Сбербанка Sberbank CIB) призван оценить и спрогнозировать динамику различных секторов «новой экономики», а также определить наиболее перспективные направления их дальнейшего развития. В индекс вошли пять компонентов: доступ в интернет, человеческий капитал, пользование интернетом, коммерческие сервисы и электронное правительство.
Первое значение «Цифрового индекса Иванова» составляет 51%. В Sberbank Investment Research считают, что этот показатель отражает переломный момент в проникновении цифровых технологий в жизнь Ивановых: с одной стороны, у многих россиян есть технические возможности попробовать те или иные цифровые продукты, с другой стороны — есть большой потенциал дальнейшего роста и проникновения технологий.
Самое высокое значение в индексе зафиксировано в блоках «электронное правительство» (61%) и «доступ в интернет» (58%), а наибольший потенциал роста – у блоков «платные сервисы» (40%) и «человеческий капитал» (45%). У большинства Ивановых есть технические и финансовые возможности пользоваться цифровыми услугами в интернете. 85% Ивановых пользуются интернетом: 76% — проводным, 63% — мобильным, 54% обоими видами.
По прогнозам аналитиков, одними из драйверов роста индекса и проникновения технологий в жизнь Ивановых будут увеличение интенсивности использования мобильного интернета и мобильных сервисов, а также постепенное перетекание различных повседневных занятий в онлайн и более активная жизнь в онлайне с ростом доверия к цифровой среде.
Какой будет цифровая экономика России в 2024 году? Замминистра связи Алексей Козырев дал прогноз на TAdviser SummIT
На панельной дискуссии в рамках TAdviser Summit 2017 заместитель министра связи Алексей Козырев рассказал о своём видении того, какой будет цифровая экономика России в 2024 году. Ее основами должны стать: грамотное ИТ-регулирование, развитая инфраструктура, национальные центры компетенции и цифровые платформы.
Алексей Козырев: Мы должны сделать так, чтобы регуляторная среда уже сегодня стала немного обгонять технические возможности участников экономики по инновациям
Алексей Козырев выделил три сегмента цифровой экономики. Верхний уровень – конкретные программы и продукты, где создается добавленная стоимость. Средний – слой компетенций, где создаются платформы, на базе которых возникают продукты. Здесь происходят исследования и разработки. И третий уровень – это основа, состоящая из инфраструктуры, квалифицированных кадров и регуляторной среды, которая благоприятствует трансформации под цифровые технологии. В разработанной Минкомсвязи программе развития подробно рассмотрены второй и третий уровни.
Один из важных блоков в фундаменте цифровой экономики – это блок регуляторики, посвященный вопросу, как описать новые сущности, возникающие в этой экономике, как конфигурировать взаимоотношения между участниками. К 2024 году мы хотели бы иметь такую юрисдикцию в стране, которая с одной стороны привлекает инвесторов с точки зрения технологических инноваций, а с другой — защищает интеллектуальную собственность, интересы и права владельцев данных, поддерживает оборот данных в правильном режиме.
Мы должны сделать так, чтобы регуляторная среда уже сегодня стала немного обгонять технические возможности участников экономики по инновациям. В ближайшее время нам надо предусмотреть в законодательстве механизм «песочниц», либо заранее вводить такие нормы, которые позволяют в момент, когда появляется технология, сразу начинать ее внедрение, заниматься инновациями, — сказал Алексей Козырев
В сфере подготовки кадров к 2024 году в России должно быть достаточно ИТ-специалистов. Их нужно в 10 раз больше, чем по состоянию на 2017 год поставляется высшими учебными заведениями. Традиционные профессии, учитывая трансформацию отраслей экономики, требуют дополнительного набора компетенций, связанных с цифровыми технологиями. Эти компетенции будут формироваться в режиме обязательной образовательной программы в школах и вузах, а также при профориентации, переподготовке.
К 2024 году в сфере инфраструктуры в России будет устранено цифровое неравенство, во всех труднодоступных районах страны появится связь. Существенно изменится ситуация с ЦОД.
Сейчас два крупнейших китайских ЦОДа по вычислительной мощности превосходят все мощности Российской Федерации. Мы планируем создать такой план развития ЦОДов, который бы был синхронизирован с электрической инфраструктурой и с инфраструктурой каналов передачи данных, — сообщил Алексей Козырев. — К 2024 году инфраструктура должна быть смарт-инфраструктурой. Это не просто набор отдельных элементов, а сервисная платформа, которая предоставляет набор цифровых полуфабрикатов, на базе которых можно создавать платформы. Одним из таких сервисов может быть, например, сервис электронной идентификации и аутентификации физических и юридических лиц
Еще одна составляющая фундамента цифровой экономики — это киберустойчивость и кибербезопасность. Количество угроз и сложность применяемых технологий с каждым годом будет увеличиваться, в связи с чем планируется внедрять решения на уровне инфраструктуры, защищающие базовые элементы этой инфраструктуры от ключевых угроз.
На среднем уровне одна из ключевых задач — обеспечить более тесное взаимодействие между исследовательскими коллективами, крупными национальными компаниями, стартапами и финансовыми институтами.
Должны быть сформированы центры компетенции, центры трансферта технологий, которые аккумулируют вокруг себя и исследования, и финансирование, и национальных чемпионов для того, чтобы как можно быстрее новые идеи превращались в инновации и начинали реально работать в экономике, — сказал Козырев
Учитывая, что в некоторых отраслях государство имеет высокое влияние на рынок, оно должно выступить катализатором процессов трансформации. В программу включены четыре отраслевых направления, в рамках которых они будут действовать: здравоохранение, образование, умный город, госуправление.
К 2024 году должна быть сформирована основа для развития цифровой экономики. В ключевых отраслях в результате трансформации должны возникнуть национальные лидеры в своей области, которые станут операторами цифровых платформ. На базе этих платформ будет формироваться определенная система взаимодействия участников. В рамках платформы участники не будут ограничены в создании новых способов взаимодействия друг с другом, в создании добавленной стоимости.
Эти платформы должны стать центрами притяжения для развития соответствующих секторов экономики, — подытожил Алексей Козырев
В TAdviser SummIT 2017 приняли участие 400 ИТ-руководителей крупных коммерческих и государственных организаций, топ-менеджеров и экспертов ИТ-компаний.
В ходе пленарной части и четырех сессий мероприятия прозвучало около 50 докладов. В панельных дискуссиях участники саммита обменялись мнениями и прогнозами о перспективах развития технологий и информационных систем. Наиболее выдающиеся достижения в сфере ИТ были отмечены учрежденной организаторами наградой TAdviser IT-PRIZE.
Медведев поручил изучить возможности блокчейна для применения в цифровой экономике
В январе 2017 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл сообщил о том, что Русская православная церковь (РПЦ) обеспокоена развитием цифровой экономики, которое может ограничить свободу человека.
Патриарх Кирилл подчеркнул, что речь идет не только о возможности «злонамеренных людей или сил использовать цифровую технологию», поскольку «важен не только технологический, но и духовный уровень». В качестве примера он привел людей, которые говорят о необходимости отказаться от наличных денег и перейти только на электронные карточки.
У нас есть горячие головы, которые с восторгом говорят о необходимости ликвидировать наличные деньги и перейти только на электронные карточки. Это обеспечит прозрачность, контроль, ну и все те аргументы, с которыми многие хорошо знакомы. И все это так. А если вдруг в какой-то момент исторического развития доступ к этим карточкам будет открываться в ответ на вашу лояльность?, — пояснил он.
Предстоятель РПЦ привел в пример некое европейское государство, где желающим получить гражданство или вид на жительство предлагают посмотреть ролик, в котором речь идет о жизни страны, ее обычаях и законах. По словам патриарха, в этом видео, в частности, ярко представлена тема ЛГБТ.
А что если доступ к финансам будет ограничен вот такого рода условиями? Вот об этих опасностях сегодня церковь говорит во весь голос, — подчеркнул священнослужитель.
Национальная программа «Цифровая экономика»
Основная статья: Национальная программа Цифровая экономика Российской Федерации
Нормативное регулирование
Основная статья: Нормативное регулирование Цифровой экономики
Информационная инфраструктура
Основная статья: Информационная инфраструктура цифровой экономики России
Информационная безопасность
Основная статья: Информационная безопасность цифровой экономики России
Кадры и образование
Основная статья: Сквозные технологии цифровой экономики
Сквозные технологии — это ключевые научно-технические направления, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие новых рынков.