Как известно, в число приоритетных целей и задач государственной политики, определённых Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», включены такие задачи как:
- внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах госуправления и оказания госуслуг, в том числе в интересах населения и субъектов МСП, включая ИП;
- разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств – членов ЕАЭС при реализации планов в области развития цифровой экономики.
Для их реализации Правительством Российской Федерации разработан федеральный проект «Цифровое государственное управление», входящий в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации».
Согласно оперативным сведениям Минфина об исполнении федерального бюджета в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию национальных проектов (программ) и федеральных проектов, по состоянию на 1 августа 2019 года, исполнение бюджета федерального проекта «Цифровое государственное управление» составляет и вовсе 5,7%.
Стоит отметить, что большая доля лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО) по данному проекту заблокирована. Объем заблокированных ЛБО по состоянию на 1 августа 2019 года составляет 45,4% (13,3 млрд руб.), что связано с невыполнением условий для распределения зарезервированных бюджетных ассигнований установленных Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Как видим, половина расходов направлена на обеспечение функционирования и развития инфраструктуры электронного правительства, а также информационных систем, направленных на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде.
В этой связи следует напомнить, что цифровая трансформация и оптимизация государственных и муниципальных услуг ведется по 2-м направлениям: комплексное решение жизненных ситуаций граждан и бизнеса (далее – суперсервисы) и цифровая трансформация приоритетных государственных и муниципальных услуг (далее – моносервисы).
ЧТО ТАКОЕ СУПЕРСЕРВИСЫ
Суперсервисы – это комплексные госуслуги, оказываемые в проактивном режиме в связи с распространёнными жизненными ситуациями (например, рождение ребёнка, оформление заявки на кредит и т.д.).
Предполагается, что каждый суперсервис будет состоять из взаимосвязанных госуслуг, услуг бюджетных учреждений, а также негосударственных сервисов (банковских, страховых и пр.).
Согласно показателям федерального проекта «Цифровое государственное управление» доля приоритетных услуг и суперсервисов, оказываемых в целевом виде, к 2020 году должна достичь 15%, а к 2024 году – 100%.
Рисунок 1 – Целевое состояние предоставления государственных и муниципальных услуг
Таким образом, основными характеристиками суперсервисов являются:
- Типизация и стандартизация услуг на основании распространённых жизненных ситуаций.
- Реестровая модель, когда юридическую значимость имеет не бумажный документ с синей печатью, а запись в реестре государственной информационной системе.
- Многоканальность – использование различных средств информирования и получения результатов (мобильные устройства, соцсети, сайты, банковские приложения, e-mail).
- Исключение участия человека из процесса принятия решений, т.е. принятие решения по заданным алгоритмам на основе утвержденных правил, регламентов.
- Проактивность – портал госуслуг сам будет напоминать на основании изменения статусов граждан в ведомственных реестрах пользователям об услугах – по электронной почте, в соцсетях или через push-уведомления на экране телефона.
- Экстерриториальность – услуги будут предоставляться вне зависимости от места нахождения, без привязки к месту регистрации человека.
- Машиночитаемое описание процесса оказания услуг – все документы должны быть переведены в машиночитаемый вид.
ЧТО СДЕЛАНО ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ СУПЕРСЕРВИСОВ
На федеральном уровне основные решения, связанные с внедрением суперсервисов, были приняты в текущем году. Так:
- 29 марта 2019 года был утверждён перечень из 25 суперсервисов. По оценкам Минкомсвязи России, они охватывают до 90% всех взаимодействий граждан и бизнеса с государством в различных сферах.
- 17 июня 2019 года на рабочей группе по цифровому госуправлению при АНО «Цифровая экономика» были представлены прототипы первых суперсервисов.
- 31 июля 2019 года на портале Госуслуг появился раздел с прототипами суперсервисов. Также было озвучено, что до конца года будут представлены прототипы всех суперсервисов.
На данный момент на портале Госуслуг открыт раздел, где все желающие могут ознакомиться с прототипами 10 суперсервисов (Рис. 2).
ЧТО ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ
Так как разработка суперсервисов идет от целевого состояния, практическое воплощение потребует большой работы. Сейчас в федеральном законодательстве есть много норм, которые препятствуют цифровой трансформации. Например, требование о выдаче только бумажного результата услуги. Соответственно, для предоставления суперсервисов необходимо значительно изменить законодательство. По информации Минкомсвязи для запуска всех суперсервисов необходимо поменять 144 нормативных акта, на сегодня 80% из них не готовы.
КАК ВЫСТРОЕНА РАБОТА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
Для реализации каждого суперсервиса сформирована отдельная команда на принципах agile в рамках рабочих групп. В их состав входят представители федеральных, региональных органов власти, эксперты. Всего в этих рабочих группах задействовано более 200 человек.
Основной разработчик суперсервисов – компания «РТ-Лабс» («дочка» «Ростелекома»), в процесс вовлечены НИИ «Восход», Сбербанк, Яндекс, Mail.ru Group.
На данный момент команды решают следующие задачи:
- выработка целевого состояния суперсервиса с точки зрения наилучшего пользовательского опыта;
- оптимизация бизнес-процессов;
- анализ действующих государственных информационных систем и выработка требований к их модернизации с учётом единых архитектурных требований и лучших мировых практик.
КАК БУДУТ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ РЕГИОНЫ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦПРОЕКТА
Таким образом, у регионов есть два пути:
- Дождаться появления типовых федеральных решений, преимущества которых описаны выше.
- Создать собственные решения, максимально учитывающие специфику региона, которые объективно можно реализовать быстрее федеральных сервисов. Эти решения впоследствии могут стать основой для развития федеральной системы.
Учитывая фактический уровень исполнения федерального проекта, полагаем, что второй вариант по ряду суперсервисов в настоящее время является более оптимальным.
В первой публикации материала, посвящённого вопросам организации работы по обеспечению реализации положений Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», были рассмотрены вопросы, затрагивающие принципы, заложенные в основу единого механизма разработки и реализации национальных проектов, инструменты достижения национальных целей и общий алгоритм построения проектов.
В рамках второй части рассматриваются подходы к реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», реализуемые на уровне Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, включая перечень и сроки разработки соответствующих федеральных программ, а также требования к форматам разработки проектов.
Разработка национального проекта по направлению «Цифровая экономика» в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации (резолюция от 22.05.18 № ДМ-П13-2858) осуществляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минвостокразвития России и Минкавказу России. В июне текущего года, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков, выступая на пленарном заседании «Цифровая экономика: перспективы и тенденции развития», прошедшем в первый день работы Международного IT-Форума, сообщил, что это будет осуществлено путём трансформации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
14 июня текущего года на уровне Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проведено совещание, на котором обсуждались, в частности, методические подходы к разработке направлений национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», а также обновлённая структура программы «Цифровая экономика» и сроки подготовки паспорта программы. Представленная на совещании структура национальной программы основывается на задачах из Указа № 204. Каждой из задач сопоставляется федеральный проект (или ряд проектов), определяется ответственное по этому направлению ведомство и соисполнители.
Основные этапы разработки национальной программы определены поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации Максима Акимова от 9 июня 2018 г.:
- 14 июня — определить должностных лиц (не ниже заместителя руководителя ведомства), ответственных за реализацию федеральных проектов;
- 18 июня — представить в правительство сводную информацию об основных параметрах национальной программы;
- 29 июня — предложения по динамике значений целевых показателей, задачам, промежуточным и конечным контрольным точкам (вехам), определению источников и параметров финансирования (в том числе из бюджетов субъектов Российской Федерации), разработке трехлетних детальных планов (проект паспорта национальной программы);
- 15 августа — проект паспорта национальной программы и паспорта федеральных проектов, реализующих задачи пункта 11 Указа;
- 1 октября — проект паспорта национальной программы, паспорта федеральных проектов национальной программы и трёхлетних планов мероприятий по их реализации.
На совещании были определены принципы разработки национальной программы:
- формирование рабочих групп при ФОИВ, возглавляемых ответственным заместителем министра, с участием представителей бизнес-сообщества, проектного офиса и АНО «Цифровая экономика»;
- определение целей, целевых показателей, задач, ожидаемых результатов, контрольных точек и мероприятий федеральных проектов;
- определение потребностей в бюджетном финансировании и подготовка ФЭО для бюджетных заявок по ключевым мероприятиям 2018-2019 гг.;
- включение в планы мероприятий федеральных проектов всех задач отраслевой цифровизации — финансовую поддержку в рамках национальной программы получают прорывные «пилотные» проекты и инициативы, направленные на создание конечных сервисов и достижение конечных эффектов для бизнеса и граждан;
- установление строгих ресурсных ограничений в планах мероприятий по федеральным проектам:
- две контрольных точки на ожидаемый результат в год;
- одно-два мероприятия на одну контрольную точку;
- не более 30 мероприятий в плане федерального проекта в год;
- не более трёх-пяти мероприятий, реализуемых одним подразделением ФОИВ параллельно.
Также был составлен план-график рассмотрения и согласования предложений по всем направлениям для формирования паспорта национальной программы, предполагающий, что все 17 федеральных проектов должны быть представлены и согласованы до 22 июня.
ФОРМАТ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ
Методическими указаниями утверждены формы для разработки национальных и федеральных проектов. Они включают такие регистры как:
- паспорт национального проекта/программы (приложение №1),
- паспорт федерального проекта (приложение №3),
- дополнительные и обосновывающие материалы (приложения № 2 и № 4, соответственно).
Если рассматривать структуру паспорта национального проекта в целом, то формально, помимо отражения базовых параметров, он представляет собой свод федеральных проектов, цели и показатели которых направлены на достижение целей, целевых показателей и результатов национальных проектов.
В качестве дополнительных и обосновывающих материалов НП учитывается минимальный набор данных:
- методика расчёта целей, целевых и дополнительных показателей национального проекта, в т.ч. базовые показатели, источник данных, ответственный за сбор данных, уровень агрегирования информации, срок и периодичность представления;
- цели, значения целевых и дополнительных показателей национального проекта, в т.ч. базовых значений и значений, определённых по годам в двух сценариях реализации (с учётом национального проекта и без его учёта);
- показатели оценки федеральных проектов с точки зрения вклада в достижение цели, целевого показателя национального проекта, в т.ч. в части объёма бюджетных ассигнований и влияния на достижение целей и целевых показателей (рейтинг).
Состав паспорта федерального проекта несколько шире. К его основным особенностям можно отнести обязанность включения данных о:
- связи с государственными программами Российской Федерации;
- дате достижения 1-2 показателей на конец реализации федерального проекта;
- плане мероприятий по реализации федерального проекта;
- показателях федерального проекта в разрезе субъектов Российской Федерации с градацией по федеральным округам и детализацией от базового значения до планируемых значений на весь период реализации федерального проекта.
Перечень дополнительных и обосновывающих данных к паспорту федерального проекта включает:
- краткое описание бизнес-модели функционирования результатов федерального проекта после передачи их в эксплуатацию, обоснование работоспособности планируемых к получению результатов, а также их способности и достаточности для достижения цели и показателей;
- методику расчёта показателей федерального проекта;
- данные о финансовом обеспечении реализации федерального проекта по субъектам Российской Федерации, всего и по годам реализации.
Как уже отмечалось выше, достижение целей, целевых показателей и решение задач национального проекта обеспечивается путём исполнения сводного плана мероприятий, состоящего из планов мероприятий по реализации федеральных проектов.
В ходе обсуждения на уровне Правительства Российской Федерации организации работы по разработке и реализации национальных проектов неоднократно подчёркивалось, что национальные проекты должны финансироваться приоритетно – именно потому, что это и есть приоритеты, то есть в первую очередь. Чтобы обеспечить эту задачу, вся проектная деятельность будет увязана с бюджетным циклом. Планы мероприятий федеральных проектов будут разрабатываться на три года – очередной финансовый год и плановый период, объединяться в сводный план национального проекта и ежегодно уточняться с учётом финансового обеспечения, тем самым обеспечивая «скользящее» планирование, синхронизированное с бюджетным циклом.
В отношении региональных проектов каких-либо рекомендаций в части их структуры, форм и содержания Методические указания требований не содержат, однако, учитывая общие подходы к организации и последующему контролю за реализацией НП/ФП, на наш взгляд, при формировании региональных проектов целесообразно придерживаться принципов, аналогичных тем, что установлены для НП/ФП. По крайней мере, однозначным является то, что в паспортах и иных документах, формируемых на региональном уровне, должны быть отражены те параметры, которые включены в федеральные проекты в части соответствующего субъекта Российской Федерации.
Продолжение следует
___________________________________________________________________
В рамках Блока 3 Вы сможете ознакомиться с принципами организации предстоящей работы по реализации национальных проектов, особенностями контроля их реализации, а также предложениями Компании БФТ по обеспечению реализации Указа № 204 на региональном уровне.